Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИКЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ'

ИЗМЕНЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИКЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
597
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Логистический бизнес-процесс / логистика / логистическая цепочка / ограничения / пандемия. / Logistic business process / logistics / supply chain / restrictions / pandemic.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сосунова Лильяна Алексеевна, Пермякова Алина Александровна

В статье рассмотрено влияние на логистические бизнес-процессы, которые оказала пандемия коронавируса и внедрённые с ее приходом ограничения. Возникшие с распространением коронавирусной инфекции проблемы стали поводом для усовершенствования текущих и внедрения новых логистических решений. При этом пандемия выступила в роли «чёрного лебедя» большинство компаний оказались совершенно не готовы к ограничениям на рынке и новым условиям взаимодействия с компаниями-партнерами. Основной проблемой для участников рынка является отсутствие готовых решений и методических рекомендаций, позволяющих безошибочно указать оптимальный путь развития компании. В статье указаны результаты исследований по перестройке Российский бизнеса на фоне пандемии и результаты опроса руководителей компаний. Компании, адаптируясь под новые реалии, переводят каналы снабжения и сбыта в онлайн-режим, трансформируют внутренние процессы, каналы продаж и информационные потоки. Приведены основные способы оптимизации логистических бизнес-процессов. Основным способом развития логистических бизнес-процессов становится цифровизация и автоматизация, так как многие процедуры пандемия вынудила перенести в онлайн-пространство. Следует учитывать, что изменения, вызванные пандемией не являются временными, предполагается, что многие нововведения продолжат действовать в дальнейшем и станут стандартными процедурами при осуществлении логистических операций. В статье рассмотрены тренды в развитии логистических бизнес-процессов, которые ожидаются в ближайшее время: увеличение доли аутсорсинга логистических бизнес-процессов; развитие логистических бизнес-процессов в рамках электронной коммерции; сокращение «последней мили»; тенденции к моментальной доставке; ускорение цифровизации логистических процессов; увеличение прозрачности рынка логистических услуг. Влияние пандемии на логистические бизнес-процессы не завершено, многие задачи только намечаются в качестве планов на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGE OF BUSINESS PROCESSES IN LOGISTICS AS A CONSEQUENCE OF THE PANDEMIC

The article discusses the impact on logistics business processes that the coronavirus pandemic had and the restrictions introduced with its arrival. The problems that have arisen with the spread of coronavirus infection have become a reason for improving current and introducing new logistics solutions. At the same time, the pandemic played the role of a "black swan" most companies were completely unprepared for market restrictions and new conditions for interaction with partner companies. The main problem for market participants is the lack of ready-made solutions and methodological recommendations that allow them to accurately indicate the optimal path of company development. The article presents the results of research on the restructuring of Russian business against the backdrop of a pandemic and the results of a survey of company executives. Companies, adapting to new realities, are transferring supply and sales channels online, transforming internal processes, sales channels and information flows. The main ways to optimize logistics business processes are presented. The main way to develop logistics business processes is digitalization and automation, since the pandemic forced many procedures to be transferred to the online space. It should be borne in mind that the changes caused by the pandemic are not temporary, it is assumed that many innovations will continue to operate in the future and will become standard procedures in the implementation of logistics operations. The article discusses trends in the development of logistics business processes that are expected in the near future: an increase in the share of outsourcing of logistics business processes; development of logistics business processes in the framework of e-commerce; last mile reduction; trends towards instant delivery; accelerating the digitalization of logistics processes; increasing the transparency of the logistics services market. The impact of the pandemic on logistics business processes is not complete, many tasks are only outlined as plans for the future.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИКЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ»

Научная статья Original article УДК 330

DOI: 10.24412/2658-4964-2021-103686

ИЗМЕНЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИКЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ

CHANGE OF BUSINESS PROCESSES IN LOGISTICS AS A CONSEQUENCE

Сосунова Лильяна Алексеевна, д.э.н, профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный экономический университет", г. Самара, РФ

Пермякова Алина Александровна, аспирант 3 курса, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный экономический университет", г. Самара, РФ

Sosunova Liliana Alekseevna, Doctor of Economic Sciences, professor, Samara State University of Economics, sosynovalina@yandex.ru

Permyakova Alina Aleksandrovna, graduate student, Samara State University of Economics, a_permyakova_a@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрено влияние на логистические бизнес-процессы, которые оказала пандемия коронавируса и внедрённые с ее приходом ограничения. Возникшие с распространением коронавирусной инфекции проблемы стали поводом для усовершенствования текущих и

внедрения новых логистических решений. При этом пандемия выступила в роли «чёрного лебедя» - большинство компаний оказались совершенно не готовы к ограничениям на рынке и новым условиям взаимодействия с компаниями-партнерами. Основной проблемой для участников рынка является отсутствие готовых решений и методических рекомендаций, позволяющих безошибочно указать оптимальный путь развития компании. В статье указаны результаты исследований по перестройке Российский бизнеса на фоне пандемии и результаты опроса руководителей компаний. Компании, адаптируясь под новые реалии, переводят каналы снабжения и сбыта в онлайн-режим, трансформируют внутренние процессы, каналы продаж и информационные потоки. Приведены основные способы оптимизации логистических бизнес-процессов. Основным способом развития логистических бизнес-процессов становится цифровизация и автоматизация, так как многие процедуры пандемия вынудила перенести в онлайн-пространство. Следует учитывать, что изменения, вызванные пандемией не являются временными, предполагается, что многие нововведения продолжат действовать в дальнейшем и станут стандартными процедурами при осуществлении логистических операций. В статье рассмотрены тренды в развитии логистических бизнес-процессов, которые ожидаются в ближайшее время: увеличение доли аутсорсинга логистических бизнес-процессов; развитие логистических бизнес-процессов в рамках электронной коммерции; сокращение «последней мили»; тенденции к моментальной доставке; ускорение цифровизации логистических процессов; увеличение прозрачности рынка логистических услуг. Влияние пандемии на логистические бизнес-процессы не завершено, многие задачи только намечаются в качестве планов на будущее.

Annotation: The article discusses the impact on logistics business processes that the coronavirus pandemic had and the restrictions introduced with its arrival. The problems that have arisen with the spread of coronavirus infection have become a reason for improving current and introducing new logistics solutions. At the same

time, the pandemic played the role of a "black swan" - most companies were completely unprepared for market restrictions and new conditions for interaction with partner companies. The main problem for market participants is the lack of ready-made solutions and methodological recommendations that allow them to accurately indicate the optimal path of company development. The article presents the results of research on the restructuring of Russian business against the backdrop of a pandemic and the results of a survey of company executives. Companies, adapting to new realities, are transferring supply and sales channels online, transforming internal processes, sales channels and information flows. The main ways to optimize logistics business processes are presented. The main way to develop logistics business processes is digitalization and automation, since the pandemic forced many procedures to be transferred to the online space. It should be borne in mind that the changes caused by the pandemic are not temporary, it is assumed that many innovations will continue to operate in the future and will become standard procedures in the implementation of logistics operations. The article discusses trends in the development of logistics business processes that are expected in the near future: an increase in the share of outsourcing of logistics business processes; development of logistics business processes in the framework of e-commerce; last mile reduction; trends towards instant delivery; accelerating the digitalization of logistics processes; increasing the transparency of the logistics services market. The impact of the pandemic on logistics business processes is not complete, many tasks are only outlined as plans for the future. Ключевые слова: Логистический бизнес-процесс, логистика, логистическая цепочка, ограничения, пандемия.

Keywords: Logistic business process, logistics, supply chain, restrictions, pandemic.

Пандемия ^vid-19 уже оказала и продолжает оказывать огромное влияние на изменение логистических бизнес-процессов в компаниях по всему миру. Российский бизнес активно перестраивается на фоне пандемии, по

результатам исследований поиск новых рынков сбыта провели 39% предприятий и 25% поставщиков. При этом 16% производств запустили модернизацию и 7% начали выпуск новой продукции.

Компании, адаптируясь под новые реалии, переводят каналы снабжения и сбыта в онлайн-режим, трансформируют внутренние процессы, каналы продаж и информационные потоки.

По данным исследований международной консалтинговой компании EY и Forbes Insights, в рамках которых в феврале 2021 были опрошены более 40 руководителей российских компаний, получены следующие данные:

• 73% планируют наращивать инвестиции в технологии и анализ данных, что позволит более гибко отвечать на новые вызовы;

• 63% готовятся увеличить расходы на трансформацию бизнес-процессов для адаптации компании к новым условиям рынка;

• 27% опрошенных руководителей планируют сокращать расходы. Основным способом оптимизации логистических бизнес-процессов

становится цифровизация и автоматизация, многие процедуры пандемия вынудила перенести в онлайн-пространство.

Несмотря на то, что переход в онлайн являлся долгосрочным трендом еще до начала пандемии, все процессы внедрения IT-систем и цифровых пространств в логистике ускорились вследствие изменений, обусловленных распространением коронавирусной инфекции. Развитие электронной торговли позволило компенсировать снижение продаж из-за локдаунов для компаний, использующих до пандемии только традиционные каналы сбыта.

Однако и компании, работавшие в онлайн-среде до пандемии, были вынуждены пересмотреть логистические бизнес-процессы и оптимизировать их из-за перебоев доставок. Возникшие проблемы стали поводом для усовершенствования текущих и внедрения новых логистических решений. В свою очередь переход в онлайн позволит бизнесу возможность дополнительно диверсификации: цифровизация стала драйвером создания и развития новых сфер бизнеса.

Рассмотрим тренды в развитии логистических бизнес-процессов, которые ожидаются в ближайшее время.

1. Увеличение доли аутсорсинга логистических бизнес-процессов.

Так как вследствие пандемии спрос на некоторые товарные категории стал нестабильным компаниям выгоднее фокусироваться на производстве или продажах, отдавая при этом функции управления складской и транспортной логистики сторонним сервисным компаниям. Использование комплексных услуг по транспортировке, хранению, обработке грузов позволяет снижать издержки, вызванные волновыми нагрузками. Также сюда можно отнести вопросы управления складскими запасами клиентов (3PL).

С позиции самих 3PL-операторов можно отметить необходимость постоянной автоматизации мощностей, вследствие увеличения нагрузок и росте потребности клиентов. Порог входа на рынок 3PL-операторов достаточно высок, так как складские комплексы требуют существенных вложений, однако конкуренция, ведет к большим затратам на автоматизацию и у действующих игроков рынка.

2. Развитие логистических бизнес-процессов в рамках электронной коммерции.

Помимо уже произошедших изменений в компаниях (создание каналов сбыта онлайн, развитие сети пунктов выдачи заказов) следует учитывать необходимость конкурирования за счет качества доставки. Именно поэтому наблюдается рост обращений к фулфилмент-операторам. Однако из-за увеличения издержек многие компании перешли к концепции специальных помещений, где хранятся товары, предназначенные для онлайн-торговли. Это позволяет избежать пересечения с офлайном, не удваивать издержки за счет выкладки в офлайн точках, а затем сборки товара с них же для онлайн-заказов. Данная концепция также предполагает оптимизацию операционных издержек из-за снижения стоимости аренды и увеличения эффективности работы комплектовщиков. Стоит отметить, что работать по описанной концепции

могут крупные игроки рынка. Для остальных целесообразнее и эффективнее будет обращение к фулфилмент-операторам.

3. Сокращение «последней мили».

Большую роль для потребителей играет скорость доставки, поэтому большие склады, в основном удаленные от клиентов будут не так эффективны, как микрофулфилмент-центры, расположенные в непосредственной близости от потребителя. Компании, располагающие свободными складскими пространствами, уже начинают сотрудничать с интернет-магазинами и маркетплейсами, за счет этого увеличивают полезность пространств и сокращают логистические издержки. В дополнение к сокращению издержек увеличивается трафик потребителей и реализуются новые возможности по привлечению клиентов. Подобное сотрудничество также эффективно между сторонними ретейлерами, например продуктовый магазин будет являться также пунктом выдачи заказов, в таком случае логистические издержки снижаются у обеих сторон.

4.Тенденции к моментальной доставке.

Исследования показывают, что многие покупатели более лояльно относятся к предложениям персонализированной доставки с повышенным качеством логистического сервиса: возможностью указать конкретный интервал времени доставки, гибкость логистической системы, позволяющей изменять заказ, например, отказаться от его части. Компании по всему миру разрабатывают роботизированные решения, которые позволят повысить качество логистического сервиса по всему миру. В качестве таких решений можно рассматривать проекты по доставке посылок беспилотниками, 3D-печать товара под клиента, что позволит объединить производство и логистику и печатать товар по дороге к клиенту, склады на колесах, которые способствуют попаданию товара клиенту в течение минимального срока. Если товар будет размещаться в транспортных средствах и собираться по дороге к клиенту, это позволит сократить издержки на складские помещения.

5. Ускорение цифровизации логистических процессов.

Из-за низкой маржинальности транспортных услуг на фоне роста финансовой нагрузки, выражающейся в росте цен на топлива, тарифов системы «Платон», вводящимся требованиями по режиму труда водителей, конкурентоспособоность будет определяться оптимизацией расходов с помощью цифровых инструментов. К требуемым функциям таких инструментов в логистике можно отнести автоматический выбор перевозчика, построение оптимального маршрута, отслеживание грузов, сбор данных и формирование отчетности. Такие системы позволят контролировать процесс транспортировки в режиме реального времени, оптимизировав при этом отдельные части перевозок при минимуме рисков.

Также к цифровизации можно отнести тренд по тестированию электронных перевозочных документов. Возможно, их использование будет прописано на законодательном уровне, что снизит издержки на перевозку за счет ускорения всего процесса, а также сделает транспортировку более прозрачной и безопасной.

6. Прозрачность рынка логистических услуг.

До пандемии от 40 до 70% транспортно-логистическго рынка находилось в теневой зоне, так как большинство игроков — это малый бизнес, ИП или физ. лица. Основным и первым драйвером стал коронавирус, так как для работы в период локдауна для осуществления работ требовались официально трудоустроенные водители с оформленными пропусками для свободного въезда в закрытые зоны.

Дополнительными факторами увеличения прозрачности стали маркировка некоторых категорий товаров, исключающая использование серых схем при продаже и транспортировке, и система контроля налоговых разрывов от ФНС, которая отслеживает цепочку движения товаров, облагаемых НДС.

Влияние пандемии на логистические бизнес-процессы не завершено, многие задачи только намечаются в качестве планов на будущее. Развитие логистических систем управления и бизнес-процессов не является

последовательностью, каждый новый этап использует достижения предыдущего. Изначально огромные массивы данных с помощью аналитических систем позволяют найти и решить проблемы в цепочке поставок, на следующем этапе вся поступающая информация объединяется в общее цифровое пространство, система позволяет отдавать команды в режиме реального времени, что минимизирует издержки в условиях ограниченного времени на принятие решений. Следующий этап подразумевает использование цифровых двойников как для отдельных частей, так и для всего логистического процесса. Использование цифровых двойников управляющего воздействия позволяет не только прогнозировать, но и принимать решения без участия людей, что необходимо в силу усложнения логистических бизнес-процессов. Возможно, в дальнейшем это приведет к созданию логистических цепочек, в которых нейросеть будет определять команды для другой нейросети, а дроны возьмут функцию доставки и хранения.

Список использованной литературы:

1. Волошин А.А. Мировая экономика в условиях пандемии коронавируса // Креативная экономика. - 2020. - № 1.

2. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 8. - c. 2135-2150.

3. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 5. - c. 1337-1350.

4. Коронавирус: Логистика и экономика в мире [Электронный ресурс]. Режим доступа http://uwww.eurogs.eu (дата обращения 16.04.2020)

5. Логистические тренды 2020-2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки. URL: http s: //www.retail .ru/

6. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А. Пандемия и экономическая безопасность регионов: логистика в условиях ограничений // Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 4. - С. 1387-1404.

7. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - № 2. - c. 837848.

List of used literature:

1. Voloshin A.A. World economy in the context of the coronavirus pandemic // Creative Economy. - 2020. - No. 1.

2. Drobot E.V., Makarov I.N., Nazarenko V.S., Manasyan S.M. The impact of the COVID-19 pandemic on the real sector of the economy // Economy, Entrepreneurship and Law. - 2020. - No. 8. - p. 2135-2150.

3. Zimovets A.V., Sorokina Yu.V., Khanina A.V. Analysis of the impact of the COVID-19 pandemic on the development of enterprises in the Russian Federation // Economy, Entrepreneurship and Law. - 2020. - No. 5. - p. 13371350.

4. Coronavirus: Logistics and Economics in the World [Electronic resource]. Access mode http://uwww.eurogs.eu (date of access 04/16/2020)

5. Logistic trends 2020-2021: the impact of the COVID-19 pandemic on transportation. URL: https://www.retail.ru/

6. Makarov I.N., Drobot E.V., Avtsinova A.A. Pandemic and economic security of regions: logistics under constraints // Economic relations. - 2020. - Volume 10. - No. 4. - P. 1387-1404.

7. Pechatkin V.V. Formation and development of the digital economy in Russia as a strategic priority for the development of territories in the context of pandemics // Issues of innovative economics. - 2020. - No. 2. - p. 837-848.

© Сосунова Л.А., Пермякова А.А. 2021 Научно-образовательный журнал

для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2021.

Для цитирования: Сосунова Л.А., Пермякова А.А. ИЗМЕНЕНИЕ БИЗНЕС-

ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИКЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ// Научно-

образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.