Научная статья на тему 'Новые технологии в художественной коммуникации: креативная концепция компьютерного искусства'

Новые технологии в художественной коммуникации: креативная концепция компьютерного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНИКА / КРЕАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ледушкина Софья Николаевна

Анализируется несогласованность в отношениях между областями искусства и миром технологий. На примере становления компьютерного искусства подчеркивается возрастающее влияние новых технологий и коммуникативной техники на результат творческого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the inconsistency between the arts and the world of technology. On the example of the formation of computer art highlights the increasing impact of new technologies and communication technology on the result of the creative process.

Текст научной работы на тему «Новые технологии в художественной коммуникации: креативная концепция компьютерного искусства»

-►

Теория искусства

УДК 7.091

С.Н. Ледушкина

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ: КРЕАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ИСКУССТВА

Очевидно, что в течение последних трех десятилетий происходит одно из фундаментальных изменений. Если рассматривать перспективы использования технологий для создания новых форм искусства, то прогресс в компьютерных технологиях предлагает гораздо больше возможностей даже по сравнению с такими революционными событиями, как изобретение фотографии или кино. Примечательно, что при использовании компьютерных технологий существует достаточно большой технологический промежуток, который должен быть преодолен в начале творческого процесса.

Впервые значимость технологий для творчества отметили художники нового искусства начала XX века, основоположники футуризма, дадаизма и других направлений. Осуществляя художественные эксперименты, они очень активно осваивали их коммуникативный потенциал и переносили в них решения из уже существовавших областей творчества.

Радио стало первым средством массовой коммуникации, открывшим новые пути творчества. В 1928 году немецкий режиссер-абстракционист В. Рутман впервые поставил радиопьесу, которая вначале была принята лишь как акустический фильм без изображения. Но вскоре стало понятно, что на основе радиотехнологий может быть создано особое поле для творчества, открывающее перед художником совершенно новые перспективы. В одном из своих футуристических манифестов Ф. Мари-нетти провозгласил, что только радио свободно от художественной и литературной традиции, только радио может стать новым искусством, действующим там, где недейственными ока-

зываются кино и театр. Именно благодаря развитию радио появились искусство звука и тишины, искусство шума, искусство освобожденных слов [1].

Используя язык цифровой культуры, появление цифровых искусств сразу же противопоставило себе все остальное искусство — аналоговое. Цифровое искусство — открытая система, поэтому развивается в контексте всего искусства и активно взаимодействует с аналоговым искусством, оказывая на него влияние. Так, в первую очередь подверглись влиянию цифровых искусств наиболее традиционные виды изобразительного искусства.

Главная задача нового искусства видится его теоретикам в создании телекоммуникационных событий, представляющих собой не столько произведения — результаты, сколько произведения — процессы, подобно синтетическому искусству — хеппинингу, перфомансу. Вариантов телекоммуникационных событий может быть сколько угодно. К примеру, возможен визуальный диалог, в процессе которого один художник по телекоммуникационным каналам отправляет электронное изображение другим художникам, а те, в свою очередь, некоторым образом трансформируют исходное изображение (или используют его в качестве фона для нового изображения) и передают его для следующих изменений и т. д. Такой процесс может повторяться многократно. На аналогичных принципах строится очень распространенное в настоящее время интерактивное сочинительство в коммуникационных сетях — совместное написание или составление литературного произведения на основе самых разных мотивов и сюжетов.

4

Теория искусства

Сетевое искусство сегодня уже не ограничивается интерактивными интернет-проектами, оно выходит в реальность, создавая сети, которые объединяют людей и создают новые горизонтальные средства коммуникации от человека к человеку, минуя масс-медиа. Начавшись как сугубо цифровое, сетевое искусство парадоксальным образом эволюционировало в аналоговое, сильно повлияв на такие явления, как акционизм, хэппенинг и появление флешмоба.

Изучая характер влияния коммуникационных технологий на процессы создания и восприятия произведений искусства, исследователи обратили внимание на интересную особенность: с развитием коммуникативной техники креативный процесс все в большей степени приобретает открытость для продолжения. Художник создает полуфабрикат [2], с одной стороны, законченный, с другой — требующий продолжения (например, озвучивания). Эта особенность довольно ярко проявляется в кино. Актерское исполнение есть законченное произведение, но одновременно и материал, полуфабрикат для дальнейшего развития другими, в частности оператором, который моделирует структуру фильма в соответствии с общей концепцией, задаваемой режиссером.

В конце XX века такая тенденция стала основой интерактивного творчества, широко открытого для продолжения и соучастия. В телекоммуникационных событиях изображения, графика и тексты создаются как бы попутно, они не являются целью креативного процесса. Компьютерное творчество направлено главным образом на создание коммуникативного контекста, в котором каждый из участников может реализовать свою креативность. В этом контексте изображения и тексты создаются и развиваются так же, как в диалоге рождаются и развиваются новые идеи. В компьютерном искусстве продукты креативной деятельности становятся не результатами, а скорее документами, фиксирующими креативный процесс своеобразного диалога.

Еще в 1960-х годах особенности и потенциальные возможности только зарождавшегося тогда искусства новых технологий привлекли внимание канадского культуролога Х.М. Мак-люэна, полагавшего, что литература и вся печатная культура насаждает человеку одномерно

линейное видение мира, способствует культивированию индивидуализма и национализма, и только современные технологии, основанные на естественном аудио- и визуальном восприятии, вернут человечество к исходному коллективизму и гуманистической свободе, превратив планету в виртуальную мировую деревню. Идеи Маклюэна послужили первоначальным базисом изучения компьютерного творчества через его сопоставление с фольклором (основной характерный признак фольклора — коллективное сотворчество). Эта и другие особенности, с которыми связаны и другие атрибуты фольклора (поливариантность, текучесть, анонимность и отсутствие претензий на авторскую собственность), характеризуют и телекоммуникационное творчество. Маклюэн считал, что фольклорно-созидательный потенциал не погиб, а сублимировался на новом витке культурного развития уже в новых коммуникативных формах творчества.

Очевидно, что новые технологии использовались и используются художниками не только для демонстрации результатов своей деятельности. Технологии интегрируются в сам креативный процесс, становятся средствами и способами создания оригинального, нового.

В интерактивном творчестве нет произведения, есть система создания и производства культуры в реальном времени, где пересекаются креативные потоки и нет постороннего зрителя, так как он тут же оказывается вовлеченным в креативное сообщество. Новые коммуникационные технологии способствуют решению этой задачи и расширению креативного сотрудничества и взаимодействия.

В последние годы в качестве теоретической базы для исследования и осмысления трансформаций, происходящих в искусстве, связанных с развитием коммуникационных технологий, выступают концептуальные конструкты и методы философии постмодернизма, открывающие полную свободу для интерпретации образов действительности [3]. Искусство новых технологий, порывая с идеей репрезентации, выражает, в частности, те же основания, что и философия деконструктивизма Ж. Дерриды [4]. Ни состояние нового искусства, ни его статус в культуре не могут быть зафиксированы или точно определены, поскольку оно представляет собой бесконечный процесс конструирования, становления и трансформации смыслов, не вы-

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки

St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 4' 2012

ливающийся в нечто законченное и готовое к трансляции.

Изучение и понимание нового искусства возможно и с позиций социально-коммуникативного подхода к творчеству как моменту человеческого бытия, пронизанного коммуникациями [5]. Согласно такому подходу, становление креативной идеи осуществимо только в поле социальных коммуникаций. Будучи феноменом социальных коммуникаций, творчество тесно связано с действующими в культуре коммуникативными механизмами, в том числе технологическими. Развивающееся сегодня интерактивное телекоммуникационное искусство, в котором пересекаются взаимно стимулируемые субъектно креативные потоки, совершенно отчетливо демонстрирует социально-коммуникативную природу творчества, не всегда проявляющуюся открыто в других областях творческой деятельности.

Сегодня цифровые технологии все глубже проникают в нашу жизнь и быт, период восхищения ими сменился периодом рефлексии и критики. Особенно это заметно в области масс-медиа. Телевидение все больше ассимилирует открытия художников, использует эти открытия в рекламе.

В связи с быстрым проникновением техногенной среды в гуманитарную не все сферы культурной жизни оказались способны быстро адаптироваться. Очевидно, что на пути восприятия «высокотехнологичного искусства» или арт-медиа возникают проблемы. Первая — это элементарное техническое невежество наших современников. Зритель до сих пор часто не в состоянии понимать язык и пользоваться технологиями, которые предлагает ему художник, он часто вообще не владеет технологиями. Но-

вые цифровые средства для самовыражения художника, особенно постоянно обновляемые hi-tech, уже не вызывают восторга и больше напоминают спорт, чем искусство. Многие сознательно отказываются от их использования, возвращаясь к аналогу и low-tech, в моду входит аутентичность.

Идентифицировать искусство как цифровое или аналоговое не совсем правильно. Каждый художник выбирает сам, стоит ему делать свои работы при помощи последовательности языков программирования или обойтись привычными средствами. При этом есть два понятия, связанные с цифрой и аналогом и имеющие огромное значение, — это виртуальность и реальность. Они являются базовыми не только для научно-технического прогресса, но и для всего XX века, и в особенности модернизма. Вот и искусство после информационного взрыва возвращается к реальности, от которой некогда отвернулось.

В заключение подчеркнем, что вопрос о коммуникационных технологиях далеко не технический. Новые технологии изменяют не только средства выражения в культуре, они меняют и способы культуросозидания, и культуру в целом, провоцируют формирование новых историко-культурных феноменов [6]. Мы можем дискутировать о значимости коммуникационных технологий для творчества, о том, является ли наша культура культурой репродуцирования или культурой симуляции, но мы не можем не признать, что это культура тотальных коммуникаций. Новейшие коммуникационные технологии уже практически превратились в парадигму человеческого существования в современном мире, и необходимо серьезное осмысление их влияния на культуру и творчество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Kac, E. Aspects of the Aesthetics of Telecommunications [Text] / E. Kac // Siggraph Visual Proceedings. J. Grimes and G. Lorig, Ed. - N. Y: ACM, 1992. - P 47-57.

2. Гершкович, З.И. Художественное творчество и техника массовой коммуникации (эстетико-социоло-гические проблемы) [Текст] / З.И. Гершкович // Худож. и науч. творчество. — Л.: Наука, 1972. — С. 209-236.

3. Землянова, Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы [Текст] / Л.М. Землянова. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 271 с.

4. Мансурова, В.Д. Журналистская картина мира в постмодернистской парадигме творчества [Текст] / В.Д. Мансурова // Известия АГУ. — 1997. — № 2. - С. 85-88.

5. Клусзински, Р.В. Интерактивность и проблема коммуникации в контексте философии деконструктивизма [Текст] / Р.В. Клусзински // NewMediaLogia. - М.: ЦСИС, 1996. - С. 54-56.

6. Дубина, И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций [Текст]: дис. ... канд. филос. наук / И.Н. Дубина. - Барнаул, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.