Научная статья на тему 'Новые технологии образовательного процесса в преддверии государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения'

Новые технологии образовательного процесса в преддверии государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: ОСНОВНЫЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ / ПЕРЕНОСИМЫЕ / ИНФО / MODULES OF EDUCATIONAL STANDARD: PRINCIPAL / STATE EDUCATIONAL STANDARD / PREPARATION QUALITY / NEW TECHNOLOGIES / COMPETENT APPROACH / COMPETENCES / ORGANIZATION / COMMUNICATIVE / SPECIAL / TRANSFERRING / INFORMATIONAL / ACTIVE / MODULES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлов Александр Леонидович, Ершова Татьяна Станиславовна, Русина Наталья Алексеевна

В статье анализируются условия формирования государственных образовательных стандартов нового поколения. Доказывается необходимость компетентностного подхода в высшем медицинском образовании. Обосновывается утверждение, что модульное обучение является наиболее эффективной технологией в условиях компетентностного подхода в образовании. Дается характеристика различным видам модулей образовательного стандарта: основным, организационным, коммуникативным, специализированным, переносимым, информационно-деятельностным. Модули обучения рассматриваются как совокупность дисциплин и практик, обеспечивающих компетенции выпускника. Рассматривается принцип организации модульного обучения по специальности «Лечебное дело». Перечисляется пакет учебно-методических документов модуля. Характеризуется модульно-рейтинговая система оценки знаний. Компетентностный подход рассматривается как актуализация усвоения практических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлов Александр Леонидович, Ершова Татьяна Станиславовна, Русина Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TECHNOLOGIES OF EDUCATIONAL PROCESS PRIOR TO THE STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE NEW GENERATION

The conditions of forming of state educational standards of the new generation are discussed. The necessity of the competent approach in higher medical education is proved. The effectiveness of module education as the best technology in condition of competent approach is grounded. The characteristic of different aspects of the modules of educational standard such as principal, organizative, communicative, special, transferring, informational, active is given. The modules of education are considered as totality of disciplines and practices, providing the competences of graduates. The principle of organization of modules of education for «General medicine» specialty is considered. The collection of educational and methodical documents for module is enumerated. The system of module-rating estimation of knowledge is characterized. The competent approach is concerned as actualization of practical habits.

Текст научной работы на тему «Новые технологии образовательного процесса в преддверии государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения»

№ 2 - 2008 г.

13.00.00 педагогические науки УДК 378.1(001.895)

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕДДВЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

А. Л. Хохлов, Т. С. Ершова, Н. А. Русина

Ярославская государственная медицинская академия (г. Ярославль)

В статье анализируются условия формирования государственных образовательных стандартов нового поколения. Доказывается необходимость компетентностного подхода в высшем медицинском образовании. Обосновывается утверждение, что модульное обучение является наиболее эффективной технологией в условиях компетентностного подхода в образовании. Дается характеристика различным видам модулей образовательного стандарта: основным, организационным, коммуникативным, специализированным, переносимым, информационнодеятельностным. Модули обучения рассматриваются как совокупность дисциплин и практик, обеспечивающих компетенции выпускника.

Рассматривается принцип организации модульного обучения по специальности <Лечебное дело>. Перечисляется пакет учебно-методических документов модуля. Характеризуется модульно-рейтинговая система оценки знаний. Компетентностный подход рассматривается как актуализация усвоения практических навыков.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт; качество подготовки; новые технологии; компетентностный подход; компетенции; модульное обучение; модули образовательного стандарта: основные, организационные, коммуникативные, специализированные, переносимые, инфо

Основным документом высшего профессионального образования является Г осударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО), трансформация которого формирует новые требования к организации образовательного процесса. ГОС ВПО -нормативный государственный документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.

В ГОС ВПО 1996-2000 годов требования к выпускнику были очень обобщенными, поскольку в нем обозначались только дисциплины с учебными часами. Поколение ГОС ВПО с 2000 года по настоящее время отличается уже более конкретными требованиями к выпускнику

(квалификационная характеристика), в них регламентирована итоговая государственная аттестация, указано содержание дисциплин, а также выделен федеральный компонент.

Вместе с тем завершается разработка ГОС ВПО третьего поколения. Это связано, прежде всего, с научно-техническим прогрессом, демократизацией российского общества, экономической ситуацией, внедрением Международного стандарта Всемирной федерации медицинского образования и Болонской декларацией. Появляются новые технологии в диагностике и новые методы лечения, увеличивается спектр лекарственных препаратов. Все это способствует повышению требований к качеству подготовки выпускников медицинских вузов и определяет необходимость дальнейшего совершенствования образовательного процесса в высшей медицинской школе. Достижение все более высокого качества обучения может быть обеспечено только за счет интеграции образования, науки и инновационной деятельности.

Основополагающее значение для совершенствования образовательного процесса в вузе имеет применение новых обучающих технологий. Смещение приоритетов в сторону формирования профессиональных компетенций делает необходимым замену <знаниевого> подхода в образовании компетентностным. Компетентностный подход в высшем образовании направлен на формирование ключевых (базовых, универсальных) и профессиональных компетенций, т. е. готовности студентов использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач, возникающих в результате их профессиональной деятельности.

Необходимо перейти от информационно-сообщающего обучения на обучение, моделирующее и формирующее будущую профессиональную деятельность, к активным формам обучения, позволяющим готовить специалиста, способного быстро адаптироваться к изменяющимся производственно-экономическим условиям, видеть проблемы и направления отрасли здравоохранения, разрабатывать и профессионально принимать оптимальные альтернативные решения. В значительной степени реализовать такой подход позволяет модульная технология обучения.

Модульное обучение появилось в конце 60-х годов и распространилось первоначально в США, Великобритании и Канаде. На Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 году в Токио по проблемам просвещения взрослых модульная система была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы была определена не только для обучения взрослых, но и для обучения молодежи и школьников. Использование модульного подхода к построению учебных дисциплин хорошо зарекомендовало себя в системе образования и в настоящее время активно применяется и в подготовке врачей в ряде стран Европы, например, во Франции, Дании, Швеции и др.

Модульное обучение в России стало особенно интенсивно развиваться после выхода Постановления Правительства Российской Федерации № 796 от 06.07.1994, одобрившего модульную систему обучения и рекомендовавшего ее к внедрению на предприятиях и в учебных заведениях Министерства образования РФ. В настоящее время модульная технология обучения уже достаточно широко используется в вузах России для повышения эффективности образовательной подготовки студентов. Внедрение модульной технологии в последние годы осуществляется в образовательном процессе высших медицинских школ стран СНГ.

Модульное обучение - это технология обучения студентов, основными средствами которого являются модуль и модульная программа. По определению П. Ю. Цявичене: <Модуль - это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей>. Главная задача модульной технологии - научить правильно поставить цель деятельности, обеспечить ее достижение и проверить его уровень. Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации, а также методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Содержание обучения представляется в

законченных самостоятельных комплексах (модулях). Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем и вид изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Студент определяет конкретные цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем и учится способам их достижения: самостоятельному планированию, самоорганизации, самоконтролю и критической самооценке.

Модули образовательного стандарта могут быть основными, поддерживающими, организационными и коммуникационными, специализированными и переносимыми. Основные модули - совокупность дисциплин, составляющих ядро образовательных программ и формирующих базовые общепрофессиональные и профессионально-профилированные компетенции выпускника. Поддерживающие - совокупность дисциплин, без которых невозможно изучение дисциплин основного модуля, формирующие общенаучные компетенции выпускника. Организационные и коммуникационные модули - формирующие системные, организационноуправленческие, межличностные компетенции выпускника. Специализированные - совокупность факультативных дисциплин. Переносимые модули (обеспечивающие перенос знаний на практику)

- включающие практики, курсовые и выпускные работы, научно-исследовательские разработки.

Модули образовательной программы - это совокупность дисциплин и практик рабочего учебного плана, обеспечивающих те или иные компетенции выпускника, которые вуз самостоятельно разрабатывает при реализации соответствующего ГОС. Модульная технология в рамках традиционной системы подготовки должна явиться средством и методом формирования профессиональных компетенций у выпускника. Центр тяжести при использовании модульной технологии переносится на формирование способностей личности студента к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков - категорий, входящих в понятие компетентность. Модули могут выступать как в качестве составляющих обозначенных образовательных программ, так и в качестве составляющих отдельных дисциплин, интегрированных между собой.

В образовании по специальности <Лечебное дело> целесообразно применение модулей информационно-деятельностного типа особенно при изучении профильных дисциплин, поскольку они содержат большой теоретический материал и в то же время предъявляют высокие требования к формированию профессиональных умений и навыков. Основами модульного обучения являются разработка модульных программ обучения, модульное построение учебных курсов на основе модульных программ, включение в учебные планы по всем циклам дисциплин трех типов учебных курсов: обязательных, элективных (курсы обязательного выбора) и факультативных. Учебные программы являются основными нормативными документами, определяющими содержание, методы, формы и средства обучения различных дисциплин учебного плана. Поэтому процесс внедрения модульной технологии должен начинаться с создания рабочих учебных программ дисциплин с модульной структурой по дисциплинам ГОС ВПО по специальности <Лечебное дело>. Модульная программа дисциплины охватывает определенную сферу деятельности, осуществляемую в рамках специальности <Лечебное дело>, и состоит из учебных модулей, как структурных единиц учебного процесса, объединенных в группы.

Пакет учебно-методических документов состоит из учебных программ по каждой изучаемой дисциплине с представленной в них модульной структурой курса, тематических планов лекционных, семинарских и практических занятий, программ каждого модуля, включающих структурированную часть изучаемого курса с определением конечных целей ее изучения, указанием перечня основных понятий и терминов, а также умений и навыков, которые должны быть усвоены студентом в ходе обучения, перечня экспериментальных работ (лабораторных практикумов) и методических указаний к их выполнению. Также он содержит список необходимой для изучения литературы (разделы учебников, учебно-методические рекомендации и др.), дополнительных справочных материалов по теме каждого модуля (руководства, монографии, справочники и др.). К пакету учебно-методических документов нужно отнести и иллюстративные материалы по теме каждого модуля (микро- и макропрепараты, фантомы, фото- и видеофильмы и др.), индивидуальные задания для самоконтроля студентов, содержащие вопросы, тесты и ситуационные задачи по теме каждого модуля, варианты текущего и итогового контроля

(сборников тестовых заданий и ситуационных задач).

Основой для разработки модульной учебной программы являются обязательная образовательная программа ГОС ВПО, квалификационная характеристика, сквозная программа специальности <Лечебное дело>, а также рабочие программы. Организационные формы реализации программы представлены таблицей, содержащей тематический план лекций и практических занятий по модулям, с указанием часов, выделяемых для изучения модуля (модульной единицы).

В последнее время модульное обучение успешно соединяют с рейтинговой системой оценки знаний, когда студент набирает баллы на каждом этапе освоения учебной программы. Такую систему называют модульно-рейтинговой технологией обучения (ТМРО). Рейтинговая система оценки познавательной деятельности студентов - система пошагового контроля и выражаемой в баллах оценки успешности усвоения студентами различных блоков учебного материала. Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность студентов. Применение рейтинговых систем позволяет реализовать принцип систематичности контроля знаний и умений и индивидуальный подход в процессе обучения. Рейтинговая система контроля и оценки знаний может быть представлена в виде электронного журнала учета и контроля, она предусматривает поощрение обучаемых за участие в научной работе, написание реферата, совершенствование учебно-материальной базы и другие виды учебной деятельности, дающие положительный эффект.

В современной высшей школе существует ряд недостатков в системе контроля: отрыв оценивания от системы обучения, который возникает в силу отсутствия на каждом этапе обучения должного механизма промежуточного, рубежного или текущего контроля; доминирование итогового контроля; отсутствия индивидуального подхода и т. д. Возникает необходимость активной разработки методов контроля, которые бы создавали условия для развития индивидуальных способностей студентов, для активизации их творческой деятельности, самостоятельности. В настоящее время рейтинговая система уже успешно внедряется во многих учебных заведениях.

Компетентностный подход подразумевает актуализацию более активного усвоения практических навыков. Новые направления испытаны в ММА им. И. М. Сеченова, где недавно для отработки практических навыков студентов лечебного факультета был создан Учебный центр по совершенствованию практических навыков. В этом центре студенты работают с муляжами, <начиненными> электроникой. С их помощью можно имитировать любую клиническую ситуацию. Веб-сайт ММА позволяет хранить экспозиции музейных материалов, обладает комфортной навигацией, мощной поисковой системой, развернутой многоуровневой системой контекстных меню с комментариями к объектам экспозиции и перекрестными ссылками. Это тысячи фотографий различных экспонатов, трехмерные модели медицинских аппаратов, схемы, графические рисунки, анимационные сюжеты и более 3000 страниц фотоальбомов. Не так давно студенты-медики получили возможность обучаться и с помощью виртуальной операционной. Она позволяет будущим хирургам в режиме реального времени наблюдать за ходом самых сложных операций во всех деталях, следить за действиями врача, слушать его комментарии, смотреть, как берется на биопсию фрагмент ткани, как он исследуется, как готовится морфологическое заключение.

На сегодняшний день на лечебном факультете есть все необходимые условия для внедрения новых образовательных стандартов. Перспективой является усиление акцента на умения и практические навыки студентов (издание новой книжки практических навыков, создание виртуальных музеев, использование муляжей), изучение возможности внедрения модульной системы образования.

Список литературы

1. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Материалы Государственного научного учреждения <Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов

(технологического университета)>. - М., 2005. - 8 с.

2. Организация работы экспериментальной площадки по модернизации системы обеспечения качества и управления качеством высшего образования по отдельной образовательной программе (направлению подготовки, специальности) в качестве мировых, европейских и отечественных тенденций. - М., 2005. - 30 с.

3. Разработка и внедрение модульной технологии обучения в образовательном процессе по специальностям <Лечебное дело>, <Стоматология> : методические рекомендации. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова. - М. : Медицина для всех, 2007. - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.