Искусство аграрной политики заключается не в опущении лучших условий хозяйствования до худших, а в создании условий для подъема худших до лучших. Трудно представить, чтобы, в условиях глобализации (общего мирового продовольственного рынка) США, Европа и другие страны, имеющие более благоприятные условия для сельскохозяйственного производства по сравнению с Россией, озадачились выравниванием хозяйствования по российским условиям. Но зато легко представить, к чему это могло бы привести, так как наш настоящий опыт реализации теории земельной ренты имеет удручающие последствия - утрату продовольственной безопасности и социально-экономическую деградацию деревни.
В этой связи, формируя аграрную политику, нужно исходить из того, что чем выше плодородие, тем больше должны быть совокупные издержки капитала на его использование и воспроизводство. Без концентрации капитала на единицу земельной площади (адекватно плодородию) нельзя эффективно использовать более благоприятные природно-климатические условия. Но хуже всего, что нельзя обеспечить воспроизводство плодородия, которое является главным жизненно важным национальным достоянием - основой существования настоящих и будущих поколений. Поэтому воспроизводство плодородия должно быть приоритетной общенациональной задачей, решаемой под контролем государства. В этой связи кадастровую оценку сельскохозяйственных угодий нужно вести не с фискальной целью, а с целью оценки их потенциальных возможностей, определяя соответствующие им размеры капиталовложений, необходимых для их полноценного использования и воспроизводства.
Источники:
1 Маркс К. Капитал / Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 25. - Ч II. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1962. - 551 с.
2 Маркс К. Теории прибавочной стоимости / Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 26. - Ч II. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1962. - 551 с.
3 Развитие сельского хозяйства Краснодарского края за 1970 - 1986 годы (статистический сборник). - Краснодар: Статистическое управление края, 1987. - 153 с.
4 История политической экономии социализма
5 Народное хозяйство СССР в 1987 году (Статистический ежегодник) - Москва, Финансы и статистика, 1988
Sources:
1 Marks K. Kapital / Marks K. EHngel's F. Soch. 2-e izd. - T. 25. - CH II. - M. : Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1962. - 551 s.
2 Marks K. Teorii pribavochnoj stoimosti / Marks K. EHngel's F. Soch. 2-e izd. - T. 26. - CH II. - M. : Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1962. - 551 s.
3 Razvitie sel'skogo hozyajstva Krasnodarskogo kraya za 1970 - 1986 gody (statisticheskij sbornik). - Krasnodar: Statistich-eskoe upravlenie kraya, 1987. - 153 s.
4 Istoriya politicheskoj ehkonomii socializma
5 Narodnoe hozyajstvo SSSR v 1987 godu (Statisticheskij ezhegodnik) - Moskva, Finansy i statistika, 1988
Публикация подготовлена в рамках инициативного научного проекта фундаментального характера (внутренний грант ЮФУВнГр-07/2017-№26.6212.2017/БЧ) «Методология и механизмы управления ресурсным обеспечением стратегического развития Юга России».
Л.Г. Матвеева - профессор, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), д.э.н., профессор, ([email protected], 89094037777),
L.G. Matveeva - professor, Southern Federal University (FGAOUINSFU), Doctor of Economics, professor;
О.А.Чернова - профессор, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ),д.э.н., профессор, ([email protected], 8909419 6440),
O.A. Chernova - professor, Southern Federal University (FGAOU IN SFU) Doctor of Economics, professor;
А.А. Хуссейн - аспирант, Майкопский государственный технологический университет (ФГБОУ ВО МГТУ), Майкоп, Адыгея, ([email protected], 89884760848),
A.A. Hussein - graduate student, Maykop State Technological University (FSBEI HE MSTU), Maikop,
Adygea.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ:
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД
NEW TECHNOLOGIES OF EFFECTIVE USE OF LABOR POTENTIAL OF NETWORK COMPANIES: A PROJECT APPROACH
Аннотация. К числу одной из наиболее динамично развивающихся в современных российских условиях форм ведения бизнеса относятся сетевые компании, действующие в самых разных сферах и секторах экономики, имеющие значительные кадровые ресурсы и высокую степень их адаптации к новым реалиям ведения бизнеса. В
данной статье в направлении совершенствования механизмов управления кадровым потенциалом компаний сетевого типа, рассматриваемого с позиции максимального учета воздействий макроэкономических детерминант, предлагается использование проектного подхода к обоснованию и выбору новых технологий эффективного использования их специфических трудовых ресурсов. Результаты анализа особенностей такого рода проектов свидетельствуют о возможности существенного повышения результативности и эффективности использования кадрового потенциала сетевых инфраструктурных компаний при условии высокой степени научного обоснования реализуемых проектных решений. При этом речь идет, прежде всего, о проектах инновационного типа, причем не только производственно-технологического, но и управленческого характера. Авторами статьи обосновывается важность достижения высокой степени сопряженности обоих типов проектов, как в тактическом, так и стратегическом контексте, когда управление использованием и целеориентированным наращиванием трудового потенциала компаний рассматривается с кибернетических позиций .
Annotation. One of the most dynamic forms of business in modern Russian conditions are network companies operating in various fields and sectors of the economy, with significant human resources and a high degree of their adaptation to the new realities of business. In this article, in the direction of improving human resource management mechanisms for companies of the network type, considered from the standpoint of maximally taking into account the effects of macroeconomic determinants, the use of a project approach to substantiating and choosing new technologies to effectively use their specific labor resources is proposed. The results of the analysis of the specifics and features of such projects indicate the possibility of a significant increase in the effectiveness and efficiency of the use of human resources potential of network infrastructure companies, subject to a high degree of scientific substantiation of the implemented design solutions. In this case, it is primarily about projects of an innovative type, not only of production and technology, but also of a managerial nature. The authors of the article justify the importance of achieving a high degree of conjugacy of both types of projects, both in a tactical and strategic context, when management of the use and targeted growth of the labor potential of companies is viewed from cybernetic positions..
Ключевые слова: трудовой потенциал, сетевые компании, управленческий и инновационный резонанс, система синергетических отношений, проектное управление.
Keywords: labor potential, network companies, management and innovation resonance, synergetic relations system, project management.
Введение. Процессы модернизации и инноватизации российской экономики, детерминируемые динамичными преобразованиями мировой экономической системы, придают новый импульс развитию сетевых форм организации бизнеса, которые априори являются ориентированными, во-первых, на выход на мировые рынки, во-вторых, на активное внедрение инноваций, причем не только в сферу производственно-технологических взаимосвязей их участников, но и в систему управления. При этом совершенно очевиден приоритет кадровой составляющей потенциала сетевых компаний, особенно ее креативной, инновационно активной, мобильной компоненты, в процессах наращивания конкурентных позиций компаний не межрегиональных и страновых рынках.
Эти, тестируемые реальной практикой последнего времени, как в мире, так и в России, характеристики сетевых (в том числе региональных многофилиальных ) компаний не только производственного, но и инфраструктурного профиля, со всей очевидностью формируются благодаря особенностям организации и управления использованием и наращиванием трудового потенциала их работников. Речь идет, прежде всего, о способности работников именно сетевых структур особым образом организовывать свой интегративный потенциал, чтобы он был ориентирован на достижение не только локальных (отдельных подразделений компании, ее филиалов), но и общекорпоративных целей, что достигается, во-первых, благодаря открытости работников и менеджмента компаний к инновациям, во-вторых, за счет достижения инновационного и управленческого резонанса в подсистемах компании как единой системы. А следовательно, посредством формирования положительного синергетического эффекта в сетевой компании.
Однако практикой также убедительно доказывается, что решение проблем повышения эффективности рабочей силы сетевых компаний в системе изменяющихся макроэкономических детерминант, ее результативного и целевого использования, требуемого наращивания трудового потенциала (в том числе посредством формирования новых, адекватных современным потребностям рынка, профессиональных компетенций), повышения квалификации кадров и их большей инновационной и предпринимательской активности др., напрямую зависит от степени учета специфики конкретной сетевой компании, ее отраслевой или видовой особенностью, а также присущей ей специфичностью управления трудовым потенциалом.
Постановка проблемы. Важность, научная и практическая значимость поиска новых технологий организации и использования (а также стратегического развития) кадрового потенциала сетевых компаний, как следует из сказанного выше, подтверждается тем, что «фирмы, которые занимаются сетевым маркетингом, плотно вошли в современную рыночную действительность. Их товары практически не рекламируются в массовых СМИ, не представлены на полках магазинов, не имеют собственных розничных точек продаж, они доходят до потребителя благодаря частным распространителям. Сетевые компании достигают высоких результатов деятельности, используя по большому счёту всего один мощный инструмент - гибкую систему мотивации своих сотрудников» [1]. При этом целесообразно в первую очередь сфокусировать исследовательское внимание на хозяйствующих субъектах, которые сами целеориентированы на динамичное развитие и эффективное использование и наращива-
ние кадрового потенциала для выживания в условиях конкурентной борьбы, когда четко прослеживаются «тенденции структурной трансформации регионального потребительского рынка под воздействием крупных сетевых компаний, вытеснения мелких торговых предприятий с рынка крупными» [2].
Необходимость внедрения новых технологий управления рабочей силой сетей доказывается также тем, что «на современном уровне развития кадрового менеджмента типовые схемы мотивации сотрудников, традиционно применяемые фирмами, во многом себя исчерпали. Требуются новые гибкие механизмы мотивации, отвечающие требованиям работников нового типа более образованных, имеющих широкий кругозор, использующих широкие возможности компьютерной техники и хорошо ориентирующихся в глобальном информационном пространстве» [1].
В то же время, несмотря на значительное количество публикаций, посвященных вопросам развития сетевых компаний как в мировом контексте, так и непосредственно в российских условиях, отсутствует целостная концептуальная платформа и инструментально-аналитический аппарат решения теоретических и практико-при-кладных вопросов, связанных с комплексным эффективным использованием и развитием их кадрового потенциала. Поскольку разработка и внедрение адаптивного инструментария управления рабочей силой в деятельность компаний сетевого маркетинга представляет собой проект особого рода, несомненным приоритетом в дополнение к общесистемному и синергетическому обладает проектный подход к кадровому менеджменту в сетях.
При этом следует учитывать, что новые требования, предъявляемые современными условиями к управлению проектами хозяйствующих субъектов различных сфер и отраслей деятельности, все более активно вовлекают в свою орбиту сетевые компании, функционирующие в инфраструктурной сфере, в частности, медицинских услуг и более конкретно - в фармацевтической области, как специфической отрасли деятельности, характеризующейся наличием высококонкурентной среды. Это наглядно подтверждается данными, приведенными на рисунках 1-2, которые демонстрируют расширяющиеся масштабы аптечного бизнеса в России как в количественном (прирост аптечных сетей - рис. 1,) так и количественно-качественном аспекте (прирост оборота топов аптечных сетей - рис.2).
Следовательно, существует практическая необходимость адаптации применяемых ими механизмов проектного менеджмента в системе трудового потенциала (в том числе в области инфокоммуникаций во внутренней и внешней среде) к динамично изменяющимся управленческим стратегиям, реализуемым в экономике. Во внутренней среде - коммуникаций работников отдельных филиалов сети между собой; во внешней среде - взаимодействий работников аптечных сетей в контрагентами, включая не только конкретно потребителей их продукции и услуг (медицинские учреждения, население, другие аптечные компании), но и государство.
Мелодия здоровья Имплозия АСНА Вита
Фармаимпекс Аптека-Таймер Аптечная сеть Апрель Фармленд Нео-Фарм Планета здоровья Аптечная сеть 36,6 ГК Эркафарм Ригла
а
на 1.04.2018 на 1.01.2018
2000 4000 6000 8000 10000
0
Рисунок 1. Динамика точек продаж основных топовых аптечных сетей за 1 квартал 2018 г. по сравнению с 2017 г., ед.
Рисунок 2. Динамика прироста оборота аптечных сетевых компаний за 1 квартал 2018 г. по сравнению с 1 кварталом 2017 г., %
Направления решения проблемы. Выявление сущности социально-трудовых, экономических и управленческих отношений между менеджментом и работниками сетевых компаний, обусловленных спецификой интеграционных связей, противоречиями экономических интересов участников цепи создания стоимости, позволяет не только исследовать социально-экономическую природу управления кадровым потенциалом сети, но и разработать адекватные механизмы, инструменты и методы поддержки принятия решений, обеспечивающие снижение ущерба компании от торможения процессов создания, развития и распространения инновационных и информационных технологий.
Создание и практическое применение такого рода механизмов предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением организационной структуры сети в процессе проектного управления - развития эффективной системы инфокоммуникаций региональной сетевой компании, осуществляющей свою деятельность на рынке своего региона, то есть в условиях высокой конкуренции. Если учесть значимость этого специфического ресурса - информации - для такого рода компаний, когда информация является важным инструментом трудовых коммуникаций, с одной стороны, а с другой, - существенным фактором принятия действенных управленческих кадровых решений, становится очевидной важность этой компетенции у работников и менеджмента сетевых компаний.
В данном контексте отметим, что возможные подходы к проектному управлению на основе наиболее эффективной организации информационного взаимодействия подразделений сетевой компании, в случае его активного задействования в управленческий процесс, позволяют по-новому оценить многие традиционные аксиомы проектного и конкретно кадрового менеджмента. Тенденции глобализации и информатизации, жесткая конкуренция, высокие темпы научно-технического прогресса, стирание национальных границ и другие стимулирующие факторы вынуждают торговые сети, предоставляющие медицинские услуги, к проведению гибкой организационно-технологической политики в кадровом потенциале в расчете на стратегическую перспективу.
Это в полной мере согласуется с мнением Е.Л.Косенковой, которая отмечает, что «кадровый потенциал сетевой компании формируется под влиянием множества факторов внутреннего и внешнего окружения, которые создают определенных набор качеств и характеристик работников, накопленных с момента создания сетевой организации бизнеса и представляющий собой основу, специфический «базис», обеспечивающий устойчивость системы и находящийся в процессе наращивания под воздействием факторов стратегического характера. Эти качества и характеристики практически реализуются в процессе трудовой деятельности, позволяя достигать цели деятельности компании, что также напрямую связано с уровнем релевантности кадров указанным целям. ключевая роль механизма кадровой политики смещается от влияния на различные хозяйственные структуры сети к компетенциям, формированию конкурентоспособности работников компании, коммуникациям и информационным системам для большей эффективности процессов организации, распределения по этапам технологического взаимодействия трудовых ресурсов» [6].
На рисунке 3 приведена примерная схема применения проектного подхода к управлению кадровым потенциалом сетевой региональной компании.
Рисунок 3. Движение инновационного проекта управления трудовым потенциалом сетевой компании по траектории, ведущей к достижению цели
Для достижения стоящих перед компанией целей процесс управления ее трудовым потенциалом должен базироваться на максимально полном учете специфики сетевого формообразования в механизме и инструментарии кадрового менеджмента компании и приоритета его инновационной составляющей. Это представляется принципиально важным, поскольку объективно существующий дефицит креативных, инновационно ориентированных работников является тем сдерживающим фактором, который ограничивает инициирование, продуцирование и внедрение инноваций в сетевых компаниях, в том числе инфраструктурного профиля. Кроме того, именно такие работники способны активизировать потенциал большей части кадрового контингента компаний - так называемых «доводчиков», работающих в операциональном режиме и готовых к выполнению конкретных заданий. Именно «инновационно-ориентированный и стабилизирующий компоненты должны быть представлены в кадровом потенциале сетевой компании, а поиск баланса между ними определяет одно из ключевых направлений его наращивания» [7].
В соответствии с этим руководству сетевой инфраструктурной компании следует предложить трудовому коллективу альтернативные варианты организационных изменений в сети, реализующей проектное управление в рамках инфокоммуникаций. Эти варианты представляют собой унифицированный инструментарий проектного управления для определения вариантов более эффективного использования потенциала региональных компаний и практические приемы построения наиболее адекватной организационной структуры, учитывающей и реализующей потенциал взаимодействия подразделений компании и компании с внешней средой.
В этой связи представляется целесообразным применение менеджментом региональных сетевых компаний, ориентированных на инновационный вектор развития, создание целостной системы проектного управления кадрами для принятия решений, направленных на повышение эффективности использования собственных и внешних информационных ресурсов.
Прицельное изучение сложившейся в сетевых компаниях России практики ведения кадровой политики и управления кадровым потенциалом позволяет смоделировать четкую, установившуюся логику этого процесса, которая будет базовой платформой формирования структурно-функционального представления как механизма кадровой политики, так и его важнейшей компоненты - механизма управления кадровым потенциалом сетей. При этом важна фокусировка внимания менеджмента на такой важной компоненте процесса принятия управленческих кадровых решений в сетевых компаниях, как информационно-технологическая поддержка более
частных вопросов - обучение и переобучение персонала, повышение квалификации, стимулирование и др., что объективно определяет качество принимаемых решений по отбору и расстановке кадров, формированию их конкурентоспособности. То есть формирования благоприятных условий для инкорпорирования сетевых компаний в процессы развития регионального рынка труда. На примере аптечных сетей это согласуется с тем фактом, что «в настоящее время в розничной торговле лекарственными средствами проявляются мировые тенденции развития потребительского рынка, заключающиеся в росте доли сетевых торговых компаний по сравнению с другими формами организации предприятий» [8].
Таким образом, в условиях информационной и цифровой экономики крупные сетевые компании, как и любые рыночно активные экономические агенты, должны придавать важное значение «охвату» информационными технологиями поддержки принятия действенных решений всех составляющих их совокупного потенциала (рис.4). В структуре последнего совершенно объективно первые позиции занимает кадровая компонента, что означает также ее соответствующий приоритет в процессе общей информатизации компании..
Рисунок 4. Информационные взаимодействия кадрового потенциала сетевой компании во внешней и внутренней среде
Еще раз подчеркнем, что а таком информационном поле важное значение имеет правильный выбор и адаптация инструментов проектного управления к специфическим условиям ведения бизнеса сетовых компаний, осуществляющих модернизацию внутрифирменных инфокоммуникаций.
Организационная структура сетевой компании
Бизнес-функции, бизнес-процессы сетевой
<и н и
и
К
«
I I
О
Я
«
г а
о &
я я
к
«
я а
н «
а о с а о
И
Рисунок 4. Структурно-функциональное представление корпоративной информационной системы
сетевой компании
При этом преобразования направлены, прежде всего, на согласование интересов взаимодействующих подразделений компании в процессе изменения организационной структуры и, возможно, проектном управлении процессами модернизационных преобразований крупных региональных компаний, предоставляющих услуги инфраструктурного (например, фармацевтического) характера. Отмеченный выше быстрый рост конкуренции в данном секторе экономики ставит перед менеджментом большинства компаний , предоставляющих слуги медицинского характера, принципиально важную задачу разработки, с одной стороны, радикальных, с другой -экономически обоснованных мероприятий модернизационного характера (рис.4).Решение этой задачи «возможно при условии концентрации управленческого внимания на проблемах информационного обеспечения» [6] всей системы проектного управления, включая внедрение в систему управления сетевой компанией Корпоративных
АСУ и механизма мониторинга информации о состоянии и использовании трудового потенциала и своевременной корректировки ее параметрических характеристик.
Представляется целесообразным рассмотрение основных характеристик корпоративных АСУ для определения направлений совершенствования процесса проектного управления региональными сетевыми компаниями, нацеленными на развитие инфокоммуникаций ее структурных подразделений Однако сложность ее организационной структуры порождает ряд существенных проблем, решение которых возможно в рамках информационно-управляющей системы при создании так называемой «киберкорпорации сетевого типа» (рис.5).
Миссия сетевой компании,
бизнес-стратегия, рынки, технологии предоставления разного рода услуг
Сотрудники
(Директор, менеджер, консультант и др.)
Бизнес архитектура
(Программы реализации конкретных товаров и оказания услуг; оргструктура, процессы управления кадрами, стимулы и т.д.)
ИТ-платформа и ИТ-архитектура
(Автоматизированные рабочие места сотрудников
Функции: ведение учета, справки, документооборот, поддержка
принятия решений, планирование, доступ к информации
И
н
ф
о
р с
м и
а с
Ц т
и е
о м
н а
н
а
я
Основные фонды, оборотные средства, связи с партнерами, нематериальные активы
Поскольку, как отмечалось, «сетевая аптечная торговля является одним из наиболее активно растущих секторов российского фармацевтического рынка, а быстрый региональный рост крупных игроков через поглощения и «органический» является ключевой тенденцией развития аптечного сектора и региональная экспансия аптечных сетей пока еще имеет недолгую историю, однако ее продолжение ведет к принципиальным изменениям структуры всего российского фармацевтического ритейла» [9], внедрение описанных в данной статье новых технологий кадрового менеджмента может иметь большой практический эффект.
Как наглядно видно на рисунке 5, современная киберкорпорация, которая являет собой виртуальное представление сетевого бизнеса, - это система, имеющая трехслойную структуру и функционирующая в рамках единого информационного пространства. Практическая реализация принципов и технологий информатизации управленческой деятельности в системе трудового потенциала такой корпорации зависит не только от специфических особенностей компании и ее бизнеса, но также от внешних детерминант, в состав которых включает широкий спектр региональных особенностей и условий, макроэкономических и конкретно отраслевых императивов.
Заключение. Обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что новые технологии повышения эффективности использования трудового потенциала работников сетевых инфраструктурных компаний охватывают не только внутрифирменные процессы повышения квалификации, обучения, наращивания профессиональных компетенций, рационального отбора и расстановки кадров с учетом специфики взаимодействия участников цепочки создания добавленной стоимости в рамках сети. Они также решают вопросы взаимодействия сетевых компаний в сегменте кадровой политики с внешней средой - государством, вузами, а также в целом рынком труда региона локализации сетевой компании. То есть при выборе и принятии решения о внедрении новых, более эффективных технологий кадрового менеджмента следует провести предварительную и комплексную диагностику состояния и сложившейся практики использования трудового потенциала работников, а также всей совокупности внешних детерминант, без учета которых внедряемые проектные решения не будут рациональными и действенными.
Источники:
1. Рыжик Н.А., Молотова О.В.. Система мотивации персонала сетевых организаций // Современные исследования социальных проблем, №. 12, 2012, С. 65.
2. Курченков В.В., Фетисова О.В., ЧигареваТ.В. Экспансия сетевых компаний на региональном потребительском рынке: тенденции и последствия // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика, № 1, 2013, С. 82-88.
3. Рейтинг аптечных сетей России по итогам 1 квартала 2018 года // Новости GMP. URL: https://gmpnews.ru/2018/06/re-jting-aptechnyx-setej-rossii-po-itogam-i-kvartala-2018-goda/.
4. Рейтинг аптечных сетей России по итогам 2017 года // Провизор. URL: http://provisor.pro/news/rating/reyting-aptech-nykh-setey-rossii-po-itogam-2017-goda.
5. Совокупный оборот Т0П-30 аптечных сетей вырос на 28% // Новости GMP. https://gmpnews.ru/2018/05/sovokupnyj-oborot-top-30-aptechnyx-setej-vyros-na-28/.
6. Косенкова Е.Л. Организация, оценка и управление кадровым потенциалом сетевой компании: методы, инструменты, информационные технологии.-Таганрог:Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.-156 с.
7. Косенкова Е.Л.. Концепция и инструментарий оценки релевантности кадрового потенциала инновационной стратегии сетевой компании // TerraEconomicus, Т. 10, №. 2-3, 2012, С. 50-52.
8. Степанова М.Ю., Косова И.В.. Развитие аптечных сетей в России с точки зрения процесса консолидации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина, №. 3, 2008, С. 35-38.
9. Нильва И.Е..Региональная экспансия аптечных сетей // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике, №. 10, 2006, С. 6-15.
Sources:
1. Ryzhik N.A., Molotov OV. The system of motivation of the personnel of network organizations, №. 12, 2012, Р. 65.
2. Kurchenkov VV, Fetisova OV, ChigarevaT.V. Expansion of grid companies in the regional consumer market: trends and con-
sequences // Bulletin of Astrakhan State Technical University. Series: Economy, № 1, 2013, Р. 82-88.
3. Rating of pharmacy chains of Russia in the first quarter of 2018 // News GMP. URL: https://gmpnews.ru/2018/06/rejting-
aptechnyx-setej -rossii-po-itogam-i-kvartala-2018-goda/.
4. Rating of pharmacy chains of Russia at the end of 2017 // Provizor. URL: http://provisor.pro/news/rating/reyting-aptechnykh-
setey-rossii-po-itogam-2017-goda.
5. The cumulative turnover of the TOP 30 pharmacy chains grew by 28% // News GMP. https://gmpnews.ru/2018/05/sovokupnyj-
oborot-top-30-aptechnyx-setej-vyros-na-28/
6. Kosenkova E.L. Organization, assessment and management of human resource capacity of a network company: methods, tools,
information technologies. -Taganrog: TTI SFU Publishing House, 2012.-156 p.
7. Kosenkova EL. The concept and tools for assessing the relevance of the human resource potential of the innovation strategy of
a network company // TerraEconomicus, Vol. 10, No.. 2-3, 2012, pp. 50-52.
8. Stepanova M.Yu., Kosova I.V. Development of pharmacy chains in Russia from the point of view of the consolidation process
// Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Medicine, no. 3, 2008, pp. 35-38.
9. Nilva, I.E., Regional Expansion of Pharmacy Chains, Remedium. Journal of the Russian market of medicines and medical
equipment, №. 10, 2006, pp. 6-15.