Научная статья на тему 'НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАСПРОСТРАНЕНИИ МОРСКИХ ПТИЦ НА ПОБЕРЕЖЬЯХ КАМЧАТКИ'

НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАСПРОСТРАНЕНИИ МОРСКИХ ПТИЦ НА ПОБЕРЕЖЬЯХ КАМЧАТКИ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАСПРОСТРАНЕНИИ МОРСКИХ ПТИЦ НА ПОБЕРЕЖЬЯХ КАМЧАТКИ»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2281: 975-980

Новые сведения о распространении морских птиц на побережьях Камчатки

П.С.Вяткин

Второе издание. Первая публикация в 1981*

В течение 1971-1980 годов нам удалось обследовать большую часть морских побережий Камчатки и собрать сведения о видовом составе и распространении морских птиц, что позволяет существенно дополнить данные, приводимые в основных сводках по птицам СССР. В тексте при описании границ гнездования видов указание «до» следует понимать как «включительно».

Гнездование глупыша Fulmarus glacialis на Камчатке было, по существу, недоказанным. Лишь предполагалось, что этот вид гнездится на полуострове Кроноцкий (Bergman 1935; Аверин 1948). За последние 10 лет на северо-востоке полуострова обнаружены две небольшие гнездовые колонии глупышей (Герасимов 1970; Вяткин и др. 1975; Харке-вич, Вяткин 1977). Одна из них размещается на мысе Голенищева на северном берегу острова Карагинский. В 1966 и 1968 годах здесь гнездилось около 10, а в 1971 и 1973 - до 18 пар. Другая колония находится на восточном берегу острова Верхотурова, где в 1975 и 1976 годах насчитывалось 10 пар. Ещё одна колония, численностью всего 6-8 пар, обнаружена в 1975 году на полуострове Кроноцкий (Е.Г.Лобков, устн. сообщ.). Кроме того, есть сведения о гнездовании глупыша у западного побережья Камчатки на острове Скала, в 18 км к северу от мыса Хайрюзова. Промысловики-краболовы наблюдали здесь в 1968 году около 10 пар птиц, похожих на чаек. В их гнёздах было по одному крупному белому яйцу, которые лежали в естественных углублениях на каменистом грунте без подстилки (Ю.Д.Запороцкий, устн. сообщ.).

Интересно отметить, что во всех случаях наблюдается гнездование глупышей только светлой морфы, хотя они встречаются у берегов Камчатки значительно реже тёмных. В море вдоль западного и восточного побережий Камчатки проводит лето большое количество холостых птиц обеих цветовых морф. Местами численность их достигает 10-20 и более особей на 1 км2. Например, у побережья Охотского моря между устьем реки Морошечная и островом Птичий в пределах полосы длиной 50 км и шириной 1 км было учтено с судна 30 июня 1977 года 704 глупыша: 560 тёмной и 144 светлой морфы.

* Вяткин П.С. 1981. Новые сведения о распространении морских птиц на побережьях Камчатки IIБюл. МОИП. Отд. биол. 86, 4: 14-18.

Краснолицый баклан РНа1астосотах итйв до настоящего времени не числился в списках гнездящихся птиц Камчатки; Ю.В.Аверин (1957) считал его редким залётным видом. За последние 9 лет нам удалось обнаружить гнездование краснолицего баклана в нескольких местах побережья южной части полуострова. В первой половине сентября 1972 года на острове Уташуд найдена колония, но численность птиц не была определена, так как большая часть птенцов и взрослых особей уже покинула места гнездования. В 1974 году найдены две колонии в южной части Кроноцкого залива: одна из них, около 300 пар, на острове-скале Экспедиции, а другая, численностью не более 200 пар, на безымянном мысе в 7 км южнее устья реки Жупановой. В мае 1979 года на восточном побережье от мыса Сопочный до мыса Лопатки (28 км) зарегистрировано 7 колоний из 60, 16, 25, 20, 120, 30 и 15 пар. На острове Старичков 1-3 августа 1979 отмечено 4 колонии из 80, 20, 15 и 5 пар. Кроме того, ещё около 20 пар этого вида гнездилось в колониях берингового баклана РН. pelagicus. На камне-островке Капорык учтено 8 пар. В июле 1980 года между мысом Маячный и островом Топорков близ Авачинской губы отмечено более 20 колоний общей численностью около 250 пар.

На западном побережье Камчатки гнездование краснолицего баклана установлено лишь на острове Камбальный, где в мае 1979 года учтено около 20 пар. Севернее южной части Кроноцкого залива на восточном побережье и залива Камбальный на западном гнездование этого бак -лана не установлено. Таким образом, современная область гнездования этого вида на Камчатке занимает только южную часть полуострова.

Моевка Rissa tтidactyla многочисленна и широко распространена на побережьях Камчатки. На восточном побережье моевка гнездится от безымянного мыса против острова Гаврюшкин Камень на юге до острова Верхотурова на севере. Крупные колонии этого вида численностью от сотен до нескольких тысяч пар размещаются на островах Старичков, Топорков, Столбовой, Карагинский и Верхотурова и на полуостровах Шипунский, Камчатский и Озерновский. На западном побережье Камчатки моевка гнездится от залива Камбальный на юге до Рекининской губы на севере. Колонии её здесь встречаются значительно реже, чем на восточном берегу полуострова. На юге западного побережья зарегистрирована всего одна гнездовая колония в 3 км к югу от мыса Сивучий численностью в несколько десятков особей. В средней части побережья, у мыса Хайрюзова, отмечено 13 колоний моевок общей численностью около 2.5 тыс. пар. К северу от последнего до Рекининской губы моевка гнездится в нескольких местах. Наиболее крупная её колония (около 1000 пар) находится в устье реки Ваямполка. Значительные колонии имеются на островах Зубчатом и Ровном (Яхонтов 1973, 1974).

Топорок Lunda ciттНata — многочисленный гнездящийся вид Камчатки. На восточном побережье полуострова топорок распространён от

мыса Лопатки на юге до острова Верхотурова на севере. Основные колонии его численностью от сотен до нескольких тысяч особей размещаются на островах Гаврюшкин Камень, Уташуд, Старичков, Бабушкин Камень, Топорков, Крашенинникова, скала Экспедиции, скалы Топор-ковые, Столбовый, Птичий и Верхотурова.

На юге западного побережья топорок гнездится на острове Камбаль-ный. На воде возле него мы наблюдали 14 сентября 1972 и 7-9 мая 1979 сотни этих птиц. Другая колония размещается на острове Птичий в 9 км севернее мыса Хайрюзова. Численность птиц в ней, по данным нашего учёта 3 июня 1971 и 3 июля 1977, достигла 3 тыс. пар. Дальше к северу нам известно гнездование топорка на мысах Зубчатый и Утхолокский, камнях-островках между мысами Промежуточный и Омгон, мысе Ках-танинский, камне-островке Чемеитвытегартунуп. В.Д.Яхонтов (1973, 1974) нашёл колонии топорка на островах Зубчатый и Ровный.

Точных сведений о гнездовании белобрюшки Cyclorrhynchus psit-tacula на Камчатке не имелось. Ю.В.Аверин (1957) считал её залётным видом. В 1971 году на северо-востоке полуострова найдены гнездовые колонии белобрюшки на острове Верхотурова (Вяткин, Мараков 1972). В 1975 году здесь гнездилось около 2.5 тыс. пар (Харкевич, Вяткин 1977). В других местах гнездование белобрюшки не обнаружено, хотя в летнее время она встречается в небольшом количестве как у западного, так и у восточного побережий.

Очковый чистик Cepphus carbo до настоящего времени не числился в списках птиц, гнездящихся на Камчатке. Нам не удалось найти гнёзд этого вида. Однако очковый чистик, судя по его летним встречам, гнездится на севере западного побережья, а в очень небольшом количестве и на восточном.

В июне 1971 и июле 1977 года на участке западного побережья между устьем реки Квачиной и мысом Бабушкина мы встречали как отдельные пары, так и стайки этих птиц от 4 до 16 особей в местах, подходящих для их гнездования. Южнее указанного участка в гнездовой период мы не встречали этого чистика. На севере гнездование его известно на островах Зубчатый и Ровный (Яхонтов 1973, 1974). Таким образом, очковый чистик населяет западное побережье Камчатки от реки Квачиной к северу до устья Пенжины. На восточном побережье мы встречали очкового чистика редко и в небольшом числе. Летом 1971, 1975 и 1976 годов на острове Верхотурова гнездились 2 пары; возле острова-скалы Экспедиции (в южной части залива Кроноцкого) 19 июля 1974 мы видели 2 особи; возле мыса Начикинского 31 мая 1978 отмечено 2 особи; на острове Старичков 1-3 августа 1979 установлено гнездование 2 пар, которые держались в колониях обыкновенного чистика С. grylle.

Толстоклювая Uria lomvia и тонкоклювая U. аа^е кайры - многочисленные гнездящиеся виды побережий Камчатки. В большинстве

мест они образуют мощные смешанные поселения на скалистых островках и береговых обрывах. На восточном побережье толстоклювая кайра распространена от острова Уташуд на юге до острова Верхотурова на севере, а тонкоклювая кайра занимает участок побережья от острова Старичков до острова Верхотурова. Наиболее крупные колонии размещаются на островах Уташуд, Старичков, Столбовой, Карагинский и Верхотурова и на полуостровах Шипунский и Озерновский.

На юге западного побережья гнездится лишь толстоклювая кайра, колония которой в несколько сотен особей находится в 3 км к югу от мыса Сивучий. Дальше к северу по западному побережью во всех известных нам местах оба вида гнездятся совместно. На острове Скала севернее мыса Хайрюзова размещается крупная колония кайр (Н.П.Миронов и Ю.Л.Запороцкий, устн. сообщ.). На воде близ острова 2-5 июля 1977 мы видели сотни особей обоих видов. Следующая колония занимает южный выступ мыса Зубчатый. Здесь 10 июля 1977 насчитано более 300 пар. Третья колония находится на мысе Бабушкина, где, по данным учётов 12 июня 1971 и 14 июля 1977, гнездится около 15 тыс. пар. По численности в обеих последних колониях преобладает толстоклювая кайра. Четвёртая колония занимает остров-скалу Гэтынъексямактунуп, в 10 км южнее мыса Островского (Г.М.Вяткин, устн. сообщ.). Пятая колония размещается на острове Зубчатый (Яхонтов 1973, 1974). При этом следует отметить, что западное побережье от Сивучьего мыса до мыса Хайрюзова протяжённостью более 600 км из-за своего полого характера непригодно для гнездования большинства видов морских птиц. Здесь отсутствуют на гнездовье все упомянутые в данной статье виды.

Длинноклювого пыжика Brachyramphus marmoratus относят к числу птиц, гнездящихся на Камчатке, хотя гнёзда его не обнаружены. Мы собрали некоторые сведения, подтверждающие гнездование этого вида на Камчатке. Мы неоднократно встречали этих птиц на море в период гнездования. На юго-восточном побережье в бухте Асача 10 августа 1972 отмечено 2 особи, а в бухте Русская 13 августа - 4 особи. В южной половине Кроноцкого залива на маршруте в 40 км 16 июня 1974 с судна учтено 52 особи. В конце мая — начале июня 1978 года в Укинской губе ежедневно встречали 2 пары. У 2 птиц, державшихся парой и добытых 30 мая, фолликулы самки достигали 7 мм, а размеры семенников у самца: 15x4 и 10x4 мм. На западном побережье против устья реки Мо-рошечной 30 июня 1977 отмечено 5 длинноклювых пыжиков.

Летом длинноклювый пыжик встречается не только на море, но и на внутренних водоёмах. На таких крупных озёрах, как Курильское, Кро-ноцкое, Ажабачье, эти птицы обычны (Б.Б.Вронский и Е.Г.Лобков, устн. сообщ.). Б.Б.Вронский добыл на Курильском озере 7 июля 1964 самца и самку, а 16 августа ещё одну пару взрослых птиц. На озере Ажабачье в конце июля 1967 года Б.Б.Вронский видел птенца длинноклювого пы -

жика. Вероятно, этот вид гнездится в лесах на склонах гор, прилежащих к морю и крупным озёрам. Кормятся птицы как на море, так и на озёрах. На воде их проще заметить, чем в лесу около гнёзд.

Старик Synthliboramphus antiquus гнездится на побережьях Камчатки, но распространение его ограничено. На восточном побережье эти птицы населяют остров Старичков в 20 км к югу от Авачинской губы, где, по данным нашего учёта 31 июля — 3 августа 1979, гнездилось около 3.5 тыс. пар. Колонии его размещаются на крутых береговых склонах вокруг всего острова. Кормиться птицы улетают довольно далеко от места гнездования; так, например, несколько десятков стай стариков мы наблюдали в 40 км от места гнездования. В северной части Карагин-ского залива мы встречали в июне-августе 1973, 1975 и 1976 годов одиночных птиц этого вида и стайки до 6 особей. Однако гнездование их здесь обнаружить не удалось. На северо-западном побережье старик гнездится на острове Ровный (Яхонтов 1973, 1974). В других местах западного побережья гнездование его выяснено недостаточно.

Гнездование большой конюги Aethia cristatella оставалось недоказанным до недавнего времени. Ю.В.Аверин (1957) предполагал, что этот вид гнездится в небольшом количестве на юго-восточном побережье Камчатки. В последние годы его гнездование было установлено в северной части Камчатки (Вяткин, Мараков 1972; Яхонтов 1973, 1974; Суди-ловская 1976). На северо-восточном побережье гнездовые колонии размещаются на острове Верхотурова. Летом 1975 года здесь было учтено 10-12 тыс. особей (Харкевич, Вяткин 1977). На северо-западном побережье большая конюга населяет острова Ровный и Зубчатый (Яхонтов 1973, 1974). В других местах летние встречи с этим видом редки. На юго-восточном побережье в море напротив бухты Мутной 11 августа 1972 отмечено 8 особей. У северного берега острова Карагинский в конце июня 1973 года неоднократно встречались небольшие стайки, причём добытые экземпляры имели наседные пятна. Однако гнездование этого вида здесь, как и на юго- востоке, не установлено.

Малая конюга Aethiapygmaea занесена Ю.В.Авериным (1957) в список птиц, гнездящихся на восточном побережье Камчатки. Однако за последние годы гнездование её установлено лишь на северо-западном побережье, на островах Ровный и Зубчатый (Яхонтов 1973, 1974). Летом малую конюгу мы встречали у юго-восточных берегов полуострова на участке между бухтами Асача и Мутная (11 августа 1972 отмечено 5 особей), но гнездование её здесь установить не удалось.

Конюга-крошка Aethia pusilla ранее встречалась у восточного берега Камчатки только осенью и считалась зимующим видом (Аверин 1957). В последние годы установлено её гнездование на острове Верхотурова (Вяткин, Мараков 1972; Судиловская 1976). По данным нашего учёта, численность единственной колонии этого вида на острове дости-

гала в 1971 году 150 пар, в 1975 - около 75 пар, а в 1976 - менее 15 пар. Резкое снижение численности конюги-крошки вызвано, вероятно, хищнической деятельностью горностая Mustela erminea, который самостоятельно вселился на остров в период между 1971 и 1975 годами. Наблюдения показали, что горностай уничтожает кладки и птенцов мелких чистиковых птиц, а также взрослых конюг-крошек. В нишах, под камнями мы неоднократно находили остатки съеденных горностаем яиц, мёртвых птенцов и взрослых птиц этого вида со следами прокусов на затылке.

Ипатка Fratercula corniculata населяет всё восточное побережье Камчатки. Гнездится небольшими группами, чаще совместно с другими видами морских птиц. Наиболее крупная колония численностью около 80 пар встречена на острове Верхотурова. На западном побережье Камчатки гнездится в северной его половине. На мысе Зубчатом 3 сентября 1979 обнаружено 7 гнёзд этого вида. Ипатка отмечалась на гнездовье у мыса Кахтанинский (Р.С.Тукмачев, устн. сообщ.) и на острове Ровный (Яхонтов 1973, 1974).

Литератур а

Аверин Ю.В. 1948. Наземные позвоночные Восточной Камчатки // Тр. Кроноцкого заповедника 1: 1-223.

Аверин Ю.В. 1957. Птицы Камчатского полуострова. Дис. ... докт. биол. наук. Л.: 1-561 (рукопись).

Вяткин П.С., Герасимов Н.Н., Мараков С.В. 1975. Морские колониальные птицы острова Карагинского // Колониальные гнездовья околоводных птиц и их охрана. М.: 170-171. Вяткин П.С., Мараков С.В. 1972. Птицы и звери острова Верхотурова // Охота - пушнина -дичь. Киров: 42-47.

Герасимов Н.Н. (1970) 2022. Новые орнитологические находки на острове Карагинский //

Рус. орнитол. журн. 31 (2253): 5231-5235. EDN: BGHUJH Судиловская А.М. 1976. Некоторые интересные поступления в коллекцию Зоологического

музея МГУ за 1962-1971 гг. // Орнитология 12: 255-259. Харкевич С.С., Вяткин П.С. 1977. Остров Верхотурова в Беринговом море // Природа 4: 8492.

Яхонтов В. Д. 1973. Птичьи базары Пенжинской губы — потенциальные очаги арбовирусов

// Природно-очаговые инфекции Дальнего Востока. Хабаровск, 2: 37-40. Яхонтов В. Д. 1974. Птичьи базары Пенжинской губы и их состояние // Материалы 6-й Все-

союз. орнитол. конф. М., 2: 251-252. Begman S. 1935. Zur Kenntnis nordostasiatischer Vogel. Ein Betrag zur Systematic, Biologie und Verbreitung der Vogel Kamtschatkas und der Kurilen. Stockholm: 1-268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.