Научная статья на тему 'Новые стратегии интернационализации Хиросимского университета'

Новые стратегии интернационализации Хиросимского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниномия А.

Программный доклад Новые Стратегии интернационализации Хиросимского университета Ниномия А... В данном докладе рассматриваются вопросы, связанные со стратегиями интернационализации Хиросимского университета. В условиях глобализации и возросшей конкуренции, характеризующих современное высшее образование, от университетов требуется выработать новые стратегические подходы в ответ на вызовы, бросаемые современностью, и Хиросимский университет не является здесь каким-либо исключением. Для Хиросимского университета, который должен конкурировать не только с другими японскими университетами, но и на международном рынке, жизненно важно определить свое место в новых условиях, и определить новые подходы к решению многих как ранее существовавших, так и вновь возникших вопросов международного образования. Основная цель, стоящая перед докладчиком, состоит в том, чтобы раскрыть взгляды автора как одного из руководителей Хиросимского университета на пути решения этих вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые стратегии интернационализации Хиросимского университета»

Литература

1. Studies in Ethnicity and Nationalism, Special Issue 2005: Nation and Empire.

2. Suny R. and T. Martin . “Introduction” to A state of nations: empire and nation-making in the age of Lenin and Stalin / Ed. by R. Suny and T. Martin.

N.Y., 2001.

3. Wertsch J. Voices of Collective Remembering. Cambridge, 2002.

4. Кузин и др. Из опыта обучения истории союзной республики. M., 1979.

5. Medlin W. The teaching of history in Soviet schools: a study in methods / Eds. G. Bereday M and J. Pennar // The Politics of Soviet Education. N.Y., 1960.

6. Сборник докл. Междунар. конф. «Исследования мира и миротворческий дискурс в системе образования». Томск, 2007. (В печати).

7. ^ография Чечено-Ингушской АССР. 5-е изд. / Под ред. В. Рыжикова и др. Грозный, 1973.

8. История Грузии: Учебник для 7-10 классов. 7-е изд. / Под ред. Н. Бердзенишвили. Тбилиси, 1973.

9. Очерки истории Абхазской АССР / Под ред. Г. Дзидзария. Сухуми, 1960.

10. Аграфия Грузии: Учебник для 8 класса средней школы / Под ред. Н. Беручашвили и Н. Элизбарашвили. Тбилиси, 1998.

11. История Грузии: Учебник для 8 класса русской школы. 2-е изд. / Под ред. Н. Асатани и М. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1998.

12. История Абхазии: Учебное пособие / Под ред. С. Лакобы и др. Сухум-Гагра, 1993.

13. Бацын В. Школьное историческое образование в Российской Федерации в аспекте сопряжения федерального и регионального государственного образовательного стандарта // Mатериалы к семинару «Подготовка учителей истории для работы в поликультурной среде». ^мск, 2005.

14. История Адыгеи с древнейших времен до конца XV в.: Учебник для 6 класса / Под ред. Н. Ловпаче и др. Майкоп, 2002.

15. Рассказы по истории Адыгеи: Учебник для 5-го класса / Под ред. E. Шеуджена. Maйкоп, 2002.

16. История Республики Коми: 7-11 классы / Ред. Рогачев и др. M., 2000.

А. Ниномия

НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХИРОСИМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Япония, 730-0053, префектура Хиросима, г. Хигаси Хиросима, Хиросимский университет

1. На пути к созданию полноценного исследовательского университета, занимающего лидирующие позиции в мире

Главная задача, стоящая перед Хиросимским университетом, состоит в том, чтобы в будущем занять лидирующие позиции в мире. Несмотря на то, что история данного университета показывает впечатляющий успех его деятельности в качестве высшего учебного заведения, глобальные изменения и усиление конкуренции в сфере образования требуют новых инновационных подходов к образованию и исследовательской работе.

Для Хиросимского университета задача стать одним из ведущих мировых университетов заключается в том, чтобы занять место среди 50 или 100 ведущих университетов мира в международных рейтингах. Для сравнения, Токийский университет видит свою цель в том, чтобы стать одним из 10 ведущих университетов в мире.

Под задачей преобразования Хиросимского университета в полноценный исследовательский университет понимается необходимость иметь хорошо сбалансированные программы по различным от-

раслям знаний, отвечающие уровню «Исследовательский университет категории I» согласно классификации Карнеги. Должна быть предоставлена возможность получения степени доктора наук по многим специальностям.

Для достижения цели стать одним из ведущих университетов мира необходимо выработать определенный стратегический подход. Например, Хиросимский университет должен продемонстрировать наличие новаторских исследовательских программ, схожих с теми, какие разрабатываются по программам СОИ (от англ. аббревиатуры СОЕ, Center of Excellence, или Центр Совершенства). Кроме того, должно быть существенно улучшено качество образовательных программ и должны быть упрочены международные позиции университета и уровень интернационализации.

В мире было предпринято несколько попыток оценить место того или иного университета в мировом рейтинге, среди которых заслуживают внимания нижеследующие:

- рейтинг 500 ведущих университетов по версии Шанхайского Жатонгского университета (Китай);

- рейтинг 200 ведущих университетов по версии The Times Higher Education Supplement (Великобритания) (2005);

- рейтинг 100 ведущих университетов по версии Newsweek International (США) (2006).

Важно отметить, что последний из вышеперечисленных рейтингов составлен с учетом данных и методологии, предложенных как Шанхайским Жа-тонгским университетом, так и «Таймс».

2. 200 ведущих университетов согласно рейтингу The Times Higher Education Supplement

Достаточно интересно отметить, что только десять университетов среди такого большого числа университетов, каковое имеется в Японии, попали в число 200-х ведущих университетов мира согласно классификации Times, опубликованной в октябре 2005 г. В этом рейтинге Хиросимский университет занял 147 место.

«Таймс» использует четыре главных критерия для оценки качества университетов и начисляет баллы по каждому из критериев. Максимальное число баллов, которые может набрать какой-либо университет, равно 100. У Хиросимского университета общее число набранных баллов составило 25, тогда как лидирующие университеты набрали более чем 80 баллов.

Детальная оценка Хиросимского университета выглядит следующим образом:

а) Популярность (по оценке составителей рейтинга и сотрудников университета) (50 % общего числа возможных баллов). По этому показателю Хиросимский университет получил 26 баллов из 100 возможных.

б) Интернационализация (иностранные студенты и исследователи) (10 %) - Хиросимский университет получил 15 баллов из 100.

в) Уровень научных исследований (индекс цитирования) (20 %) - оценка Хиросимского университета составила 4 балла из 100.

г) Качество образования (20 %) - оценка Хиросимского университета составила 25 баллов из 100.

Интересно заметить, что по такому параметру, как географический разброс 200 ведущих университетов мира, университеты стран-членов Европейского Союза, США, Великобритании, Австралии и Японии составляют более 80 % от общего числа университетов, включенных в рейтинг:

ЕС 29 %

США 27 %

Великобритания 12 %

Австралия 8 %

Япония 5 %

Составители рейтинга Times пришли к выводу, что 200 ведущих университетов, включенных в

список, должны рассматриваться как «элитные университеты мира», так как они получили наивысшую оценку по таким важным критериям, как качество образования и научных исследований, интернационализация и популярность этих университетов в мире.

3. Проект национальной программы эталонных

университетов «Центр интернационализации»

Программа нацелена на создание центров интернационализации, выработку стратегий и стратегических подходов к интернационализации, а также на развитие определенных моделей интернационализации, которые могут быть использованы в других университетах. По информации Японского общества содействия науке правительство выбрало 20 университетов для участия в проекте. Среди них университеты Хоккайдо, Тохоку, Токийский университет, Токийский университет международных отношений, Токийский технологический институт, университеты Хитоцубаси, Ниигата, Нагойя, Киото, Осака, Кобе, Тоттори, Хиросима, Кюсю, Нагасаки, Айзу, Кейо, Токай, Васеда и Солнечная обсерватория в Нобеяма.

Кроме того, правительство намерено дать промежуточную оценку хода интернационализации в 20 университетах по прошествии трех лет после начала осуществления программы, и, по результатам оценки, в программу должны быть внесены изменения. Ежегодный бюджет проекта составит от 10 до 40 миллионов йен. Предполагается, что даже по истечении пятилетнего периода университеты останутся приверженными своим стратегическим подходам к интернационализации, однако будут осуществлять деятельность в этой области уже за счет своих собственных финансовых ресурсов.

4. Пять основополагающих принципов Хиросимского университета

1) Хиросимский университет как один из национальных университетов-корпораций.

В Японии насчитывается более 700 университетов, среди которых 89 национальных зарегистрированы в качестве корпораций, или так называемых «корпоратизированных» университетов. Остальные являются частными университетами. Имеется также небольшое число муниципальных университетов.

В прошлом, после того как была создана система национальных университетов, университеты управлялись и полностью финансировались центральным правительством, обладая очень небольшой автономией в управлении и администрировании. Так называемая корпоратизация национальных университетов предоставила им значительную автономию, но потребовала также и большего проявления инициативы от президентов и других руко-

водителей высшего звена, на которых теперь возложена вся полнота ответственности за управление, финансирование и состояние дел в области образования и научных исследований на местах. В связи с этим, в 2004 г. каждый национальный университет предоставил в Министерство образования Японии шестилетний план работы и обозначил свои цели (миссию) на среднесрочную перспективу. Предложения университетов были утверждены министром образования в том же году, после чего каждый национальный университет получил право автономного управления в соответствии со взятыми на себя обязательствами по достижению целей шестилетнего плана.

Вышеупомянутые планы отражают точки зрения университетов на управление университетом и функции высшего учебного заведения, в частности в том, что касается 1) образования, 2) научной работы, 3) сотрудничества с промышленными предприятиями и общественностью, 4) международного обмена и 5) особенностей управления (финансы и администрирование).

Хиросимский университет является одним из национальных университетов, который взял на себя обязательства уделить особое внимание улучшению качества образования, научной работы и других функций, включая вопросы, связанные с интернационализацией.

Как известно, Хиросимский университет был основан в 1947 г. как один из новых университетов послевоенной демократической системы образования Японии и является многосторонним образовательным учреждением, интегрировавшим существовавшие в Хиросиме до Второй мировой войны вузы, такие, как Хиросимский университет искусств и наук (один из только двух существовавших до войны во всей Японии), Хиросимское высшее педагогическое училище (также только одно из двух существовавших в Японии), несколько педагогических средних учебных заведений, профессиональное медицинское училище, технологический институт и некоторые другие учебные заведения.

Хотя Хиросимский университет и не является бывшим императорским университетом, он унаследовал богатые традиции Университета искусств и наук и Высшего педагогического училища. Последнее было основано в 1912 г., т.е. значительно раньше создания императорских университетов в Оса-ке, Тохоку, Хоккайдо, Кюсю и Нагойе.

Сегодня Хиросимский университет насчитывает 13 000 студентов, которые обучаются на 11 факультетах. В 10 аспирантурах и докторантурах университета проходят обучение 4 000 аспирантов и докторантов, а число профессорско-преподавательского состава насчитывает более 1 400 человек. Помимо них, в администрации университета на усло-

виях полной и частичной занятности работают более 1 300 служащих, а число иностранных студентов составляет 760 из более чем 60 стран.

2) Пять основополагающих принципов

Хиросимский университет определил для себя пять основополагающих принципов, на основании которых осуществляется руководство деятельностью университета в областях образования, научных исследований, связей с общественностью и международной деятельности. Как уже было отмечено выше, Хиросимский университет стремится стать одним из ведущих университетов мира и нацелен на выполнение этой задачи исходя из пяти нижеследующих основополагающих принципов:

а) стремление к миру;

б) создание новых форм знания;

в) воспитание всесторонне подготовленных специалистов;

г) сотрудничество с местной и международной общественностью;

д) постоянное самосовершенствование (инновация).

В 2001 г. Хиросимский университет попал в пятерку ведущих университетов Японии в области интернационализации. Оценка университетов была произведена комиссией экспертов из Национального института по оценке университетов и присвоению квалификаций. Группа экспертов высоко оценила стратегический подход в области интернационализации деятельности Хиросимского университета, и не в последнюю очередь из-за того, что на тот момент Хиросимский университет был едва ли не единственным в Японии, у которого имелось такое четкое представление о необходимости стратегического подхода. Более того, руководство Хиросимского университета сумело изложить свои идеи в понятной всем форме в письменном виде, и эти предложения были признаны одной из лучших моделей в стране.

С учетом вышесказанного, не должен вызывать удивление тот факт, что в 2005 г., отдавая должное накопленному опыту и степени готовности к участию в программе, финансируемой правительством, Хиросимский университет был включен в группу 20 ведущих университетов Японии, перед которыми поставлена задача воплотить в жизнь стратегическое видение интернационализации в университетах страны. Деятельность этой группы университетов по улучшению конкурентоспособности японских университетов на международном рынке в течение последующих пяти лет должна послужить моделью для других университетов. Стоит отметить, что эта обширная и требующая полной отдачи программа является первой национальной программой нового типа, которая финансируется через систему грантов (финансовой поддержки).

5. Новые стратегии интернационализации Хиросимского университета

1) Четыре столпа стратегий интернационализации Хиросимского университета

В Хиросимском университете следующие положения рассматриваются в качестве своеобразных столпов стратегий интернационализации:

а) способствование интернационализации «знания»;

б) способствование интернационализации «людей»;

в) способствование интернационализации «общественного вклада»;

г) способствование интернационализации «университетского городка».

2) Шесть стратегий интернационализации Хиросимского университета.

Следующие шесть стратегий интернационализации были выработаны Хиросимским университетом с учетом положений, описанных выше:

1. Стратегия первая: Создание бренда

Можно выделить пять основных направлений

стратегии брендинга. Во-первых, это намерение превратить Хиросимский университет в место встречи студентов и исследователей в контексте стремления к миру. Во-вторых, Хиросимский университет должен привлечь к сотрудничеству многих высококвалифицированных специалистов со всего мира. В-третьих, Хиросимский университет должен проводить активную политику на международном рынке труда. В-четвертых, только талантливые и способные иностранные студенты должны получать возможность обучения в Хиросимском университете. И, наконец, в-пятых, Хиросимский университет должен оптимальным образом использовать стратегию «выбор и специализация».

2. Стратегия вторая: Универсализация

Рассматривая стратегию универсиализации,

можно также выделить пять основных направлений в ее реализации. Во-первых, необходимо обеспечить круглосуточный доступ к учебным и исследовательским помещениям и системам для всех и везде в университете. Во-вторых, международные возможности университета должны быть улучшены за счет международной стандартизации. В-третьих, Хиросимский университет должен быть «дружелюбным» университетом для всех. В-четвертых, необходимо повысить уровень «удовлетворенности потребителя», и, наконец, в-пятых, университет должен быть безопасным и комфортабельным местом учебы или работы.

3. Стратегия третья: Налаживание связей

Стратегия налаживания связей также может быть

разделена на пять направлений. Во-первых, необходимо выработать стратегический подход к расширению межуниверситетских соглашений об обмене студентами и исследователями. Во-вторых, необходимо интенсифицировать работу по организации

международных объединений и консорциумов университетов. В-третьих, задача состоит в открытии заграничных представительств (отделений) Хиросимского университета и их активной деятельности. В-четвертых, Хиросимский университет должен способствовать развитию совместных международных исследований и совместных образовательных программ. В-пятых, особое внимание должно быть уделено развитию краткосрочных программ обмена студентами, таких, как, например, уже существующая программа HUSA (Hiroshima University Student Exchange Program - Программа студенческого обмена Хиросимского университета).

4. Стратегия четвертая: Передача полномочий (децентрализация)

Стратегия передачи полномочий означает, что каждый факультет или аспирантура должны обладать достаточно высокой степенью децентрализации и свободы в принятии решений в области интернационализации научных исследований и образовательных программ. В связи с тем, что отпадает необходимость привлечения центрального аппарата управления университетом, подобный подход может оказаться весьма продуктивным для тех кафедр или научных лабораторий, которые нацелены на разработку совместных образовательных программ или научных проектов с соответствующими кафедрами и лабораториями в других университетах путем прямых контактов с партнерами.

5. Стратегия пятая: Деловые модели

У Японского Агентства Международного Сотрудничества (JICA) и Японского Банка Международного Сотрудничества (JBIC) существует немало проектов в областях международного сотрудничества и помощи. Для университетов, подготовка предложений и проектов для этих организаций является непростой задачей. Тем не менее Хиросимский университет ставит перед собой цель добиться взаимовыгодного сотрудничества с JICA или JBIC, которое должно привлечь дополнительные финансовые ресурсы в университет. Кроме того, в Хиросимском университете нацелены на разработку так называемых деловых моделей международных программ студенческих обменов. Конечно, тот факт, что международные программы сотрудничества должны развиваться, не вызывает сомнений. Однако специфика подхода Хиросимского университета заключается в том, что университет намерен предложить улучшенные и качественные международные программы для тех студентов со всего мира, которые готовы платить за свое участие в этих программах.

6. Стратегия шестая: Улучшение инфраструктуры

Для того чтобы большее число факультетов могло принять активное участие в международном сотрудничестве в области образования и научных

исследований, Хиросимский университет должен улучшить условия для работы, исследований и обучения. Инфраструктура, используемая в учебном процессе и для научной работы, должна быть улучшена и для того, чтобы большее число иностранных студентов и исследователей могли приехать в Хиросимский университет.

6. Новые вызовы

1. Стратегия становления одним из 100(50) ведущих университетов мира

Став президентом Хиросимского университета, Тайзо Мута заявил, что в недалеком будущем Хиросимский университет должен стать одним из ведущих университетов мира и что сотрудники университета должны приложить все силы к улучшению уровня научных исследований, проводимых в университете, а также качества образования. Тем не менее очень непросто четко сформулировать и обозначить стратегии для достижения этой цели. Более того, несомненно, что прежде чем приступать к выработке стратегий, необходимо четко понимать, что понимается под ведущими университетами. Немало организаций предприняли попытки дать оценку и составить рейтинги университетов, однако определения и критерии подхода к оценке университетов весьма разнятся. То же самое можно сказать и в отношении рейтингов. С другой стороны, понятно, что каковы бы ни были различия подходов к составлению рейтингов и оценке университетов, деятельность Хиросимского университета должна отвечать большинству из предъявляемых критериев. В этой связи успех интернационализации университета представляется чрезвычайно важным для достижения поставленной цели становления одним из ведущих университетов мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Стратегии преодоления рубежа в 1 000 иностранных студентов в самом ближайшем будущем

В том случае, если университет является действительно ведущим на международном уровне, он является привлекательным для многих иностранных студентов, которые рассматривают возможность получения образования в этом университете как залог успеха своей будущей карьеры. В связи с этим, стратегия увеличения уровня привлекательности Хиросимского университета для иностранных студентов представляется очень важной, так как увеличение числа иностранных студентов будет четким индикатором того факта, что университет рассматривается ими как одно из наиболее подходящих мест для получения образования.

Создание бренда, улучшение среды обучения и возможность полноценного использования всего того, что может предложить университет, являются одними из основных стратегий привлечения иностранных студентов. Очевиден и тот факт, что если

Хиросимский университет будет считаться одним из лучших университетов мира в определенных областях знаний, или в целом по оценке качества предоставляемых образовательных услуг и возможностей для проведения научных исследований, то это привлечет большее число иностранных студентов. Уже сейчас Хиросимский университет высоко котируется в мире в таких областях, как исследования мира, изучение проблем высшего образования, изучение вопросов международного развития и сотрудничества и в ряде других.

Таким образом, Хиросимский университет должен коренным образом улучшить среду обучения для студентов, а именно предоставить круглосуточный доступ к образовательным ресурсам, возможность дистанционного обучения, увеличить объем интерактивных занятий, шире применять индивидуальный подход в обучении и руководстве научной работой студентов и др. Доступность среды обучения также является важным показателем, и уже сейчас в университете обучаются иностранные студенты с ограниченными физическими возможностями из Канады и Бразилии. В конечном счете, задача состоит в том, чтобы достичь общего высокого уровня удовлетворенности иностранных студентов качеством среды обучения в целом за счет улучшения системы образования и поддержки процесса обучения.

Полноценное использование всего того, что может предложить университет, означает, что студенты должны чувствовать большую отдачу от обучения в университете. Университет должен способствовать карьерному росту иностранных студентов и реализации их планов по окончании периода обучения, а студенты должны быть уверены, что знания, которые они получают, будут востребованы в их будущей работе. Содержание наших программ должно составляться исходя из понимания того, что будет востребовано в недалеком будущем в тех странах, откуда приезжают студенты. В этом случае иностранные студенты Хиросимского университета смогут конкурировать на рынке труда с теми студентами, которые получили образование в своих странах, а отдача от получения образования в Хиросимском университете значительно возрастет.

Развитие совместных образовательных программ и выдача совместных дипломов является одной из первоочередных стратегий для достижения качественно нового уровня интернационализации университета. Реализация этой стратегии привнесет наш вклад в дело образования, а также позволит привлечь наиболее одаренных студентов из-за границы, в то время как студенты Хиросимского университета получат возможность улучшения качества своей профессиональной подготовки.

3. Стратегии улучшения уровня удовлетворенности среди иностранных студентов и исследователей

Согласно Всемирной торговой организации, в современном мире высшее образование является таким же товаром, как, скажем, промышленные товары или банковские услуги в связи с тем, что существует международный рынок образовательных услуг. Поэтому-то студенты могут рассматриваться как потребители, которые стремятся покупать более качественные товары и услуги.

Если согласиться с подобной концептуализацией высшего образования, то тогда придется считаться и с тем фактом, что университеты вынуждены прилагать усилия в такой ранее незнакомой им сфере, как удовлетворение требований и пожеланий «потребителя» за счет предоставления более качественного образования. Необходимо задуматься над тем, как достичь более высокого уровня удовлетворенности студентов от предоставляемых нами услуг в области образования.

Одной из стратегий интернационализации должно быть увеличение уровня удовлетворенности иностранными студентами и исследователями, включая членов их семей, в целом. Мы должны знать, чем они не удовлетворены, на что они жалуются и что мы может сделать для них. Важно четко представлять и сколько времени потребуется для того, чтобы осуществить необходимые изменения.

Требования иностранных студентов меняются время от времени, а кроме того, эти требования весьма и весьма разнятся. И тем не менее Хиросимский университет должен стремиться к максимально возможному удовлетворению пожеланий иностранцев. Университет должен выработать своеобразную систему реагирования на неудовлетворенный спрос в области образования и предоставления других услуг для иностранных студентов и исследователей, а также членов их семей. Уже сейчас мы каждый семестр проводим опрос среди иностранных студентов, и более чем 80 % из опрошенных высказывают свое удовлетворение. Хотелось бы довести это число по крайней мере до 85 %.

4. Стратегии предоставления работы иностранцам и женщинам

И вновь, если говорить о действительном превращении Хиросимского университета в один из элитных университетов мира, в университете должно быть больше иностранных преподавателей и женщин. В настоящее время в университете работает очень немного иностранцев, большинство из которых учат иностранным языкам. Без преувеличения, эта ситуация является абсолютно неприемлемой. Необходимо немедленное улучшение положения дел в этой области. Однако существующая сейчас система приема на работу в наших универ-

ситетах консервативна и не открыта для международного рынка труда. Необходима ее реформа, также как и необходимо преодолеть предвзятость японских преподавателей.

Что касается женщин-преподавателей, то их число также чрезвычайно низко. Кроме того, всего несколько женщин являются деканами или представлены в высшем звене администрации и руководства университетом. Необходимо выработать определенную систему преференций для женщин для того, чтобы исправить эту ситуацию.

5. Открытие нового виртуального «Международного колледжа гуманитарных наук» (предполагаемое)

Идея открытия виртуального Международного колледжа гуманитарных наук является личной инициативой и мечтой автора доклада. В недалеком будущем мне бы хотелось, чтобы был открыт такой виртуальный колледж, в котором могли бы обучаться не только японские, но и иностранные студенты из многих стран мира. Обучение должно вестись на английском языке. Число японских студентов будет невелико, но зато они могут обучаться на любом из традиционных факультетов Хиросимского университета и получать двойной диплом: один по окончании традиционного курса обучения, а второй по окончании Международного колледжа гуманитарных наук. В течение 4-летнего курса обучения от каждого из студентов потребуется провести один год за границей в одном из тех университетов, с которыми у Хиросимского университета заключены договора об обмене.

По окончании 4-летней программы выпускники колледжа будут рекомендованы для продолжения обучения в магистратурах или высших профессиональных школах для получения степени магистра. Несомненно, подобные выпускники будут востребованы промышленными и другими компаниями, которые заинтересованы в приеме на работу высококвалифицированных студентов, обладающих широким кругозором.

6. Увеличение числа студентов Хиросимского университета, обучающихся за границей

По крайней мере 10 % всех студентов Хиросимского университета должны иметь возможность обучения за границей не только в рамках долгосрочных программ обучения, но и за счет участия в краткосрочных программах и летних школах, предлагаемых иностранными университетами. Я рассчитываю на то, что многие из наших студентов найдут место в одном из азиатских университетов-партнеров Хиросимского университета, несмотря на тот факт, что в настоящее время многие из студентов ищут возможность обучения в США или Австралии. Однако Япония является одной из стран Азии, и возможность обучения в азиатских универ-

К. Ивата. Саммит большой восьмерки в Санкт-Петербурге и Россия

ситетах - одна из важных составляющих процесса поиска оптимальных путей сосуществования с народами из азиатских стран.

Заключение

В данном докладе были рассмотрены шесть главных стратегий интернационализации Хиросимского университета в течение ближайших пяти лет. По окончании этого пятилетнего периода Хиросимский университет должен стать намного более привлекательным, изменившимся и популярным в международном образовательном сообществе. Другими словами, должен стать одним из «элитных университетов мира».

На последующем этапе интернационализации Хиросимскому университету не потребуется какая-либо дополнительная реорганизация или выработка новых стратегий интернационализации. Каждый параметр работы университета, каждое структурное подразделение, университет в целом

будут реорганизованы таким образом, чтобы отвечать задачам и целям интернационализации. В то же время необходимо понимать, что интернационализация является только одним из способов улучшения качества университета в общем: образования, исследовательской работы и общественного вклада.

Я надеюсь, что, используя такой замечательный потенциал, который предоставляет настоящее сотрудничество между Томским государственным педагогическим университетом и Хиросимским университетом, и видя такое искреннее и наполненное смыслом стремление со стороны ТГПУ к международному сотрудничеству, оба университета станут в ближайшем будущем ведущими университетами международного уровня и смогут внести свой вклад в строительство прочного мира и улучшение благосостояния людей на планете. В этом состоит наша миссия и первоочередная задача.

К. Ивата

САММИТ БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И РОССИЯ

Высшая школа международного развития и сотрудничества, Хиросимский университет

Введение

Саммит восьми в Санкт-Петербурге с 15 по 17 июля 2006 г. был расценен как триумф России, которая, будучи страной-хозяйкой встречи, воспользовалась этой возможностью для того, чтобы подчеркнуть свое возвращение на мировую арену [1]. Другие лидеры стран-участниц избегали критики внутренней политики России, несмотря на предшествующие многочисленные обвинения в откате России от принципов демократии из уст западных лидеров и в средствах массовой информации Запада [2].

Как известно, изучение гражданского общества, государства и демократии, в особенности баланса силы между нациями с точки зрения международных отношений, является одним из главных подразделов исследований мира. В более широком смысле, задача, стоящая перед автором данной работы, и состоит в анализе тематики таких подразделов исследований мира, как вопросы демократии и баланс силы в международных отношениях. Однако, в более узком смысле, в этой работе посредством анализа проблематики энергетической безопасности, и в особенности энергетических ресурсов России и ее стратегической позиции, делается попытка объяснить, почему и каким образом Россия смогла оказаться единственным победителем встречи на высшем уровне лидеров восьми государств.

Более того, будет показано, почему в повестке саммита приоритет был отдан, в том числе, вопросам образования и как Россия смогла придать новый импульс международному сотрудничеству на благо мира.

1. Россия как единственный победитель встречи восьми

Главные темы обсуждения на саммите включали вопросы глобальной экономической безопасности, развития современных систем образования и борьбы с инфекционными заболеваниями, а также глобализации, международной торговли и ситуации в Африке. В том, что касается энергетического сектора [3], участники одобрили Санкт-Петербургский план действий, нацеленный на упрочение глобальной энергетической безопасности посредством «усилий по увеличению прозрачности, предсказуемости и стабильности... улучшению инвестиционного климата и экономии энергии... необходимости обеспечения физической сохранности ключевой энергетической инфраструктуры, борьбы с энергетической бедностью и уделения должного внимания вопросам изменения климата» [4].

Президент России Владимир Путин обозначил вопросы энергетической безопасности в качестве ключевой темы встречи на высшем уровне, и это само по себе можно расценивать как вызов [5]. Ев-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.