АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
DOI 10.24412/2541-9056-2021-3-56-60
УДК 372.881.1
НОВЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Ю.М. Орехова Статья поступила в редакцию 26 июня 2021 г.
В настоящее время происходит перестройка системы оценивания достижений обучающихся, что требует от педагогов поиска эффективных оценочных средств.
В статье обосновывается целесообразность использования технологии формирующего оценивания в рамках реализации компетентностного подхода в высшем учебном заведении. Данный вид оценивания делает обучающегося активным субъектом оценочной деятельности. Преподаватель получает возможность отслеживать успехи и неудачи студентов и корректировать организацию учебного процесса.
Ключевые слова: компетентностный подход, формирующее оценивание, развитие регулятивных умений, иностранный язык.
NEW METHODS OF ASSESSMENT WHILE REALIZING COMPETENCE BASED APPROACH IN A HIGHER EDUCATION MILITARY ESTABLISHMENT
Yu.M. Orekhova
Currently the system of students' achievement assessment is undergoing significant changes. It requires teachers to choose effective assessment tools.
The expediency of the implementation of formative assessment in competence-based approach in a higher military institution is described in the given article. This technology makes the student an active participant of assessment activity. The teacher gets an opportunity to track the students' progress and failures and change an educational programme accordingly.
Key words: competence-based approach, formative assessment, development of regulative skills, foreign language.
Модернизация отечественного образо- ется в реализации определенных педаго-вания заключается не только в пересмот- гических подходов и принципов обучения. ре целей обучения и обновлении его со- Потребность в усовершенствовании держания, но также в новых формах орга- учебного процесса обусловлена, прежде низации учебного процесса, что выража- всего, сменой образовательной парадиг-
Yu.M. Orekhova
мы: в настоящий момент мы перешли от парадигмы «знаний, умений и навыков» к парадигме «компетенций», которая в настоящий момент занимает ключевое место в концепции отечественного образования. По этой причине компетентност-ный подход является ведущим подходом, реализуемым на занятиях по иностранному языку.
Под компетентностным подходом будем понимать направленность процесса обучения на формирование ключевых компетенций, наличие которых позволяет обучающемуся решать учебные задачи с опорой на имеющиеся у него теоретические знания и жизненный опыт [1, с. 116].
Реализация данного подхода предполагает изменение образовательных взаи-
моотношений с «субъектно-объектных», в которых педагог выступает в роли субъекта образовательного процесса, а объектом его воздействия являются обучающиеся, на «субъектно-субъектные», в которых все будут равнозначными субъектами педагогического процесса. В связи с этим необходимо обеспечить преподавателей действенными средствами преобразования «субъект-объектных» отношений в рамках компетентностной парадигмы. Возникает необходимость изменения сложившейся за долгие годы системы оценивания образовательных результатов обучающихся для реализации требований компететностного подхода к обучению иностранным языкам (см.: табл.).
Таблица - Различия в требованиях, предъявляемых к оцениванию в традиционном и компетентностном подходе
Традиционный подход Компетентностный подход
Цель оценки установить факт присвоения новых знаний, оценить уровень сформиро-ванности умений (высокий, средний, низкий) научить оценивать результаты своей учебной деятельности
Объект оценивания теоретические знания и умения решить по образцу компетенции, т.е. умение применить свои знания в практической деятельности
Субъект оценивания педагог оценивает работы обучающихся и производит контроль результатов обучения самостоятельно педагог, класс, конкретный обучающийся; преподаватель старается развить способности к самооценке и взаимооценке
Инструменты оценивания пятибалльная система оценивания конкретного действия обучающегося, устная похвала Личностно - ориентированные способы оценки: дневник достижений, портфо-лио, карта саморазвития, критериальное оценивание, балльно-рейтинговая система
Результат оценки пятибалльная отметка или балл шкалы, проценты, баллы в соответствии с критериями, письменный комментарий
Оценивание учебных достижений в условиях реализации компетентностного подхода - актуальная проблема методики преподавания иностранного языка. Дан-
ный подход к обучению требует оценивания более сложных результатов - компетенций, что означает необходимость применения на практике разных стратегий
оценивания. Соответственно, поиск новых способов оценивания является проблемой, которой занимаются исследователи, методисты и учителя-практики.
На занятиях иностранного (английского) языка в Ярославском высшем училище реализуется технология формирующего оценивания, которая учит курсантов:
- соотносить действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль деятельности в процессе достижения результата;
- корректировать действия для достижения цели;
- проводить рефлексию деятельности;
- оценивать личностные и учебные достижения;
- объективно оценивать деятельность одногруппников.
Технология формирующего оценивания позволяет активизировать и оптимизировать процесс обучения, так как его основной целью является мотивация уча-
Формирующее оценивание
Формирующее оценивание заключается, прежде всего, в сборе информации о личностном прогрессе курсанта и достижении им запланированных предметных
щегося на непрерывное обучение и развитие.
Интерес педагогов к технологии формирующего оценивания обусловлен закономерным следствием понимания недостатков существующей системы оценивания процесса и результатов обучения. Традиционные способы оценки и контроля, применяемые на занятиях (фронтальные опросы и тесты) далеко не всегда позволяют точно определить уровень усвоения содержания образования по иностранному языку. В принятой системе оценивания критерии неконкретны, т.е. они не содержат описания действий или деятельности, свидетельствующих о достижении какого-либо предметного результата [2].
Преимущества формирующего оценивания в сравнении с суммирующим (традиционным) оцениванием представлены на рисунке 1.
результатов обучения посредством использования разных методик. Условно его можно поделить на «неформальное», что предполагает использование метода
- соответствует концепции новых ФГОС;
- ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;
- ориентировано на обучающегося/группу I обучающихся;
у - неотъемлемая часть личностно-ориентированного обучения;
- носит системный характер; оценивается не только конечный продукт, но и сама работа по его созданию
V
Рисунок 1
Yu.M. Orekhova
наблюдения за обучающимися и письменных опросников (рефлексия деятельности, анкета достижений и т.д.) для выявления трудностей, с которыми они столкнулись, и устной оценки их деятельности, и «формальное», цель которого -оценить обучающегося количественной
отметкой за эссе, монолог, проект [4] (см.: рис. 2).
Формирующее оценивание - это оценивание для улучшения образовательных результатов: оно постоянно формирует новые умения (узнать, разобраться, осмыслить материал и научиться его использовать на практике).
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Цель:
поощрение, коррекция, побуждение к действию, анализ трудностей Кто оценивает:
педагог (учитель, преподаватель), обучающийся, группа обучаемых
неформальное оценивание формальное оценивание
Цель:
выставление отметки
Кто оценивает:
педагог (учитель, преподаватель), обучающийся, группа обучаемых
Рисунок 2
Неформальным оцениванием часто занимаются сами обучающиеся, что позволяет им лучше понять цель, с которой они используют язык в различных ситуациях общения, увидеть свои пробелы и совместно с учителем (или индивидуально) спланировать деятельность по повышению уровня иноязычной коммуникативной компетенции [3].
Альтернативой традиционному способу выведения количественной оценки (отметки) и устной рефлексии могут служить критериальная оценка, листы взаи-
мооценивания (самооценивания), карты самоанализа, письменные опросники и т.д. Зачастую обучающегося привлекают к процессу оценивания самого себя и одно-группников с тем, чтобы развить его умение ставить перед собой цели, на основе их оценивать собственную учебу и поведение, повышать мотивацию к учебе.
Апробация предлагаемой технологии показала, что преподаватель не всегда готов отказаться от привычных стереотипов деятельности и педагогического мышления, а также передать право оце-
нивать в руки обучающихся. Однако требования нового ФГОС ВО и сущность ком-петентностного подхода к обучению являются инновационными для отечественной системы образования и требуют разработки как соответствующих технологий формирования, так и оценивания.
Итак, сохранение традиционной и привычной для многих преподавателей сис-
темы оценивания образовательных результатов обучающихся, в рамках которой их мнение не принимается во внимание, не соответствует современным требованиям к организации педагогического процесса в ВУЗе. Оценка становится важнейшим компонентом учебной деятельности: ее регулятором и показателем результативности.
Список литературы
1. Орехова Ю.М. Компетентностный подход к обучению иностранным языкам в современной школе // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №3. - С. 115-120.
2. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. - М.: Логос, 2010. - 264 с.
3. Oosterhof A. Developing and Using Classroom Assessments. - Pearson Education, 2003. - 256 p.
4. Spratt M. The TKT Course Modules 1, 2 and 3. - Cambridge University Press 2011. - 264 p.
References
1. Orexova Yu.M. Kompetentnostny'j podxod k obucheniyu inostranny'm yazy'kam v sovremennoj shkole // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - №3. - S. 115-120.
2. Pinskaya M.A. Formiruyushhee ocenivanie: ocenivanie v klasse: ucheb. posobie. - M.: Logos, 2010. - 264 s.
3. Oosterhof A. Developing and Using Classroom Assessments. - Pearson Education, 2003. - 256 p.
4. Spratt M. The TKT Course Modules 1, 2 and 3. - Cambridge University Press 2011. - 264 p.
Для ссылки: Орехова Ю.М. Новые способы оценивания при реализации компетентностного подхода в военном вузе // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2021. - №3 (20). - С. 56-60. DOI 10.24412/2541-9056-2021-3-56-60