Научная статья на тему 'ОЦЕНИВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ'

ОЦЕНИВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ / ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальков О.А., Говорухина А.А., Тостановский А.В., Новоселова А.А.

В статье представлены результаты исследования по внедрению в образовательный процесс в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» инновационной системы оценивания эффективности освоения умений оказания первой помощи - оценочных листов. Представлены критерии обоснования внедрения данной оценочной методики в педагогический процесс. Изложены результаты анализа научнопедагогической литературы по проблеме оценивания учебных достижений. Выделены особенности проведения оценивания с использованием оценочных листов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальков О.А., Говорухина А.А., Тостановский А.В., Новоселова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PRACTICAL SKILLS AND FIRST AID SKILLS BY VARIOUS METHODS

The article presents the results of a study on the introduction of an innovative system for evaluating the effectiveness of mastering first aid skills -assessment sheets-into the educational process within the framework of the discipline «Fundamentals of Life Safety». The article presents the criteria for justifying the implementation of this evaluation methodology in the pedagogical process. The results of the analysis of scientific and pedagogical literature on the problem of evaluating educational achievements are presented. The features of conducting an assessment using assessment sheets are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНИВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.013 ББК 74.266.89-28 УДК 373.5.26:614.88

О.А. МАЛЬКОВ, А.А. ГОВОРУХИНА, А.В. ТОСТАНОВСКИЙ, А.А. НОВОСЕЛОВА

ОЦЕНИВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ

O.A. MAL'KOV, A.A. GOVORUHINA, A.V. TOSTANOVSKIJ, A.A. NOVOSELOVA

ASSESSMENT OF PRACTICAL SKILLS AND FIRST AID SKILLS

BY VARIOUS METHODS

В статье представлены результаты исследования по внедрению в образовательный процесс в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» инновационной системы оценивания эффективности освоения умений оказания первой помощи — оценочных листов. Представлены критерии обоснования внедрения данной оценочной методики в педагогический процесс. Изложены результаты анализа научно-педагогической литературы по проблеме оценивания учебных достижений. Выделены особенности проведения оценивания с использованием оценочных листов.

The article presents the results of a study on the introduction of an innovative system for evaluating the effectiveness of mastering first aid skills — assessment sheets-into the educational process within the framework of the discipline «Fundamentals of Life Safety». The article presents the criteria for justifying the implementation of this evaluation methodology in the pedagogical process. The results of the analysis of scientific and pedagogical literature on the problem of evaluating educational achievements are presented. The features of conducting an assessment using assessment sheets are highlighted.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: основы безопасности жизнедеятельности, оценка сформиро-ванности умений, оценочные листы.

KEYWORDS: the basis of life safety; assessment of the formation of skills, assessment sheets.

ВВЕДЕНИЕ. Одной из актуальных в педагогической теории и практике проблем является проблема оценивания. Педагоги, методисты, как отечественные, так и зарубежные, всегда интересовались вопросами измерения качества усвоения знаний, освоения умений и навыков обучающимися, а также выражением реальных результатов этих оцениваний [4].

Измерения степени освоения знаний, умений обучающихся являются неотъемлемой частью педагогического процесса. С древних времен оценивание учебных достижений является основным критерием прогрессивного развития образовательного процесса [5]. Но и сегодня дискуссия о смысловой нагрузке этого оценивания и возможной методологии его проведения является важным разделом в научно-педагогической литературе. В науке обсуждаются различные стороны оценивания учебных достижений обучающихся, показатели его качества, показатели оценки системы образования, показатели преимущества одних методических подходов над другими. Также предметом дискуссии является совершенствование самой системы оценивания с учетом выявленных недостатков. Еще в средние века педагоги отмечали наличие различных критериев оценивания. И до сих

пор этот вопрос остается актуальным, поскольку педагогический процесс предусматривает обязательную объективизацию контроля учебных достижений обучающихся и взвешенного отношения к ним [3].

В современной научно-педагогической литературе оценивание результатов учебных достижений обучающихся позиционируется не только как обязательный элемент педагогического процесса, но и как один из основных критериев качества образования. Также данное оценивание включает функцию ежедневного контроля учебной деятельности обучающихся. Это позволяет рассмотреть данный вид контроля с позиции двух его составляющих: процесса оценивания и его результата — отметки [7]. При этом отметка рассматривается как синоним оценки, что в свою очередь позволяет измерять соответствие или не соответствие уровня освоения учебных достижений к нормативной шкале измерения этих достижений [6]. В работах Н.В.Талызиной оценка рассматривается как вид учебных действий, необходимый для управления учебным процессом с позиции его коррекции для повышения точности и надежности контроля и обоснования его критериев [2].

Одной из практикоориентированных в общем образовании является дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Для этого предмета характерно формирование умений оказания первой помощи, которые, в свою очередь, требуют объективизации оценивания их освоения. Предметные результаты освоения курса ОБЖ, в частности, по разделу «Первая помощь», регламентированы Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основного общего (2010 г.) и среднего (полного) общего образования (2012 г.). В части требований к предметным результатам освоения учебных программ курса ОБЖ указаны обязательность формирования у обучающихся умений оказывать первую помощь пострадавшим.

Актуализация практического обучения в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» предъявляет новые требования к оценке практических навыков и умений, осваиваемых в данном курсе. Это позволяет, в свою очередь, повысить эффективность образовательного процесса посредством рационализации оценивания учебных достижений обучающихся в разделе практических навыков и умений.

Различные технологии и методики оценивания имеют свои положительные и отрицательные характеристики, в основе которых лежит принцип максимальной объективизации оценивания уровня освоения практических навыков и умений.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний может быть использована в том числе и для оценки практических умений. В процессе проведения учебного занятия педагог оценивает и теоретические, и практические знания обучающихся. Итоговое оценивание предусматривает накопительную систему по всем занятиям темы или раздела [8]. Однако этот подход не всегда позволяет объективизировать оценивание практических умений. Но несмотря на это данная оценочная система достаточно широко распространена в образовательных организациях [1]. При этом данная оценочная система не позволяет в полной мере судить о сформированности практических умений.

Таким образом, существует большое разнообразие оценочных средств, однако стандартизированной системы оценки практических навыков в доступной нам научно-педагогической литературе не представлено, в этой связи возникает необходимость создания оценочных листов для объективизации оценки эффективности освоения умений оказания первой помощи.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — ознакомить с результатами внедрения в практику инновационной системы оценивания практических умений и навыков по первой помощи.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. На основании имеющихся в современной научно-педагогической литературе требований к системе оценивания умений и навыков по оказанию первой помощи, нами был разработан метод оценочных листов отдельных практи-

ческих умений. В качестве критериев оценивания были выбраны простейшие элементы осваиваемых умений. Пример разработанного оценочного листа приведен в таблице 1.

Таблица 1. Фрагмент оценочного листа для контроля сформированности практического умения оказания первой помощи

Действие или параметр выполнения компонента практического навыка Критерий

Диагностика

Безопасность спасателя и пострадавшего Осмотреться

Выполнить «шейк» тест (встряхнуть пострадавшего за плечи) Выполнить

Громко окликнуть его «Что с вами?» Проговорить

Привлечь внимание окружающих и попросить их помочь Выполнить

Ладонь одной руки положить на лоб пострадавшего Выполнить

Придерживать нижнюю челюсть пострадавшего в области подбородка двумя пальцами другой руки Выполнить

Запрокинуть голову пострадавшего, открывая дыхательные пути Выполнить

Определить признаки жизни: • Наклониться ухом к губам пострадавшего • Контролировать глазами экскурсию грудной клетки • Считать вслух до 10 Выполнить

Вызвать скорую помощь по алгоритму. • Точный адрес • Количество пострадавших • Пол • Примерный возраст • Состояние пострадавшего • Объем вашей помощи Проговорить

Внедрение оценочных листов было осуществлено на базе образовательных организаций города Сургута. В исследование были включены 123 обучающихся. В ходе исследования обучающимся было предложено провести самооценку владения умениями оказания первой помощи с использованием анкеты. Далее этой же группе обучающихся предлагалось продемонстрировать умения оказания первой помощи на манекенах. Все участники исследования знакомились с критериями и алгоритмом выполнения практического задания. Оценивание практических умений проводилось двумя различными способами:

— оценка учителя ОБЖ (традиционная пятибалльная система оценивания);

— проверка умения с использованием разработанного нами оценочного листа на примере «Сердечно-легочная реанимация»,

В ходе демонстрации практических умений педагог не вмешивался в работу обучающихся, все элементы оказания первой помощи они демонстрировали самостоятельно.

Результаты и обсуждение результатов. Мы считаем, что в качестве одного из главных мотивационных факторов, повышающих результативность освоения практических навыков, необходимо рассматривать самооценку. Процесс самооценивания неразрывно связан с самопознанием, что, безусловно, положительно сказывается на формировании практических умений. В основе самооценки лежит система личностных ценностей обучающегося, и формирование практических умений оказания первой помощи позволяет повысить ценностное отношение к собственной жизни и к жизни окружающих. Это делает самооценку значимой методикой для оценки учебных достижений обучающихся в данном разделе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Рис. 1.

Результаты самооценки учащихся в овладения навыком СЛР,%

100 80 60 40 20 0

I «Я знаю о СЛР»

I «Я знаю современный алгоритм СЛР» «Я умею проводить СЛР» «У меня есть практический навык СЛР» «У меня есть опыт СЛР»

Анализ ответов учащихся (рис. 1) показал, что около 79,6% школьников полагают, что умеют проводить сердечно-легочную реанимацию, кроме того, более половины опрошенных считают, что владеют навыком сердечно-легочной реанимации. Знание о сердечно-легочной реанимации у себя отмечают боле 85% учащихся, причем 67% регистрируют знание современного алгоритма реанимации.

Вероятно, высокая оценка своих умений и навыков у старших школьников объясняется низким уровнем развития способности критически оценивать результат своей деятельности.

Установлено, что, по мнению преподавателей ОБЖ, 54% учащихся выполнили современный алгоритм сердечно-легочной реанимации на оценку «хорошо», 37% справились на оценку «отлично» и лишь 9% продемонстрировали удовлетворительный результат (рис. 2).

Рис 2. Субъективная оценка преподавателями выполнения практического умения по первой помощи,%

I Отлично

I Хорошо

удовлетворительно

Проверка уровня сформированности практического умения «Сердечно-легочная реанимация» с использованием оценочного листа, составляющего основу базы данных оценочных средств практических навыков первой помощи показала результаты, отличные от предыдущих (рис. 3). Так, установлено, что безошибочно выполнить алгоритм СЛР удалось лишь 19% учащихся. Кроме того, 49% школьников не смоги пройти тест по оказанию первой помощи, поскольку допускали большое количество грубых ошибок.

Рис. 3. Результаты использование оценочных листов для проверки освоения практических умений по оказанию первой помощи,%

Навык не сдан

Сдача со 2-3 раза

Сдача с 1-го раза

На последнем этапе исследования педагогом ОБЖ было предложено оценить использование разработанной нами методики для педагогической практики на занятиях по отработке умений оказания первой помощи. По их мнению, более 75%

хотели бы использовать в своей практике такую оценочную методику как единственную для оценки освоения практических умений, 25% считают, что данная методика может быть внедрена в педагогическую практику совместно с традиционными методами оценивания.

Выводы. Таким образом, результаты исследования показали, что оценочные листы можно использовать как для формирующего оценивания, так и для суммирующего оценивания освоения умений оказания первой помощи. Оценочные листы также позволяют повысить объективность оценки преподавателя и унифицируют процедуру оценивания сформированности практического умения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барсукова Н.А. Балльно-рейтинговая технология оценивания результатов обучении // Технологии Образования. 2019. № 2 (4). С. 230-234.

2. Веккессер М.В.Оценивание как компонент учебной деятельности в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64. С. 54-56.

3. Евграфов И.Е., Шамгуллина Г.Р., Боровик С. Г. Роль и значение педагогического контроля в управлении образовательным процессом// Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64. С. 102-105.

4. Загоруйко Т.В., Диденко С.Ю., Черепанская Е. И., Лактионова Е. Е., Титова Л. И., Лебедева

B. В. Понятие оценивания в образовании // Молодой ученый. 2018. № 45. С. 240-242.

5. Казанцева И. В. Практические аспекты исследования взаимосвязи мотивационной сферы и системы оценивания учебных достижений современного школьника // Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2017. № 3(7). С. 10-14.

6. Пономарев, А. Е. Система оценки результатов обучения по ОБЖ в 8 классе при изучении раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» // Современные проблемы образования, науки и технологий. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Под общ. ред. А.В.Туголукова. Москва. 2019. С. 56-60.

7. Торопова А.И., Иванова Д.С., Голованова С.О., Мочалова А. С. Оценивание как компонент учебной деятельности // Современные научные исследования и инновации, 2018. № 4 (87).

C. 21.

8. Филиппова С. Г. Балльно-рейтинговая система как педагогическая технология: достоинства и недостатки // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2018. № 2 (28). С. 118-127.

REFERENCES

1. Barsukova N. A. Ball'no-rejtingovaya tekhnologiya ocenivaniya rezul'tatov obuchenii [Point-rating technology for assessing learning outcomes]// Tekhnologii Obrazovaniya. 2019. № 2 (4). S. 230-234. (In Russian).

2. Vekkesser M. V. Ocenivanie kak komponent uchebnoj deyatel'nosti v shkole [Assessment as a component of learning activities at school]// Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. № 64. S. 54-56. (In Russian).

3. Evgrafov I.E., SHamgullina G.R., Borovik S.G. Rol'i znachenie pedagogicheskogo kontrolya v upravlenii obrazovatel'nym processom [The role and importance of pedagogical control in the management of the educational process]// Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. № 64. S. 102-105. (In Russian).

4. Zagorujko T.V., Didenko S.YU., CHerepanskaya E. I., Laktionova E. E., Titova L. I., Lebedeva V.V. Ponyatie ocenivaniya v obrazovanii [Assessment in education]// Molodoj uchenyj. 2018. № 45. S. 240-242. (In Russian).

5. Kazanceva I. V. Prakticheskie aspekty issledovaniya vzaimosvyazi motivacionnoj sfery i sistemy ocenivaniya uchebnyh dostizhenij sovremennogo shkol'nika [Practical aspects of the study of the relationship between the motivational sphere and the system of assessing educational achievements of the modern schoolchild]// Sankt-Peterburgskij obrazovatel'nyj vestnik, 2017. № 3 (7). S. 10-14. (In Russian).

6. Ponomarev, A. E. Sistema ocenki rezul'tatov obucheniya po OBZH v 8 klasse pri izuchenii razdela «Osnovy medicinskih znanij i zdorovogo obraza zhizni» [The system for assessing the learning outcomes of life safety in grade 8 when studying the section «Fundamentals of medical knowledge and a healthy lifestyle»]// Sovremennye problemy obrazovaniya, nauki i tekhnologij. Sbornik nauchnyh trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obshch. red. A.V.Tugolukova. Moskva. 2019. S. 56-60. (In Russian).

7. Toropova A.I., Ivanova D.S., Golovanova S.O., Mochalova A.S. Ocenivanie kak komponent uchebnoj deyatel'nosti [Assessment as a component of learning activities]// Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii, 2018. № 4 (87).— S. 21. (In Russian).

8. Filippova S.G. Ball'no-rejtingovaya sistema kak pedagogicheskaya tekhnologiya: dostoinstva i nedostatki [Point-rating system as pedagogical technology: advantages and disadvantages] // Nauchnye issledovaniya ekonomicheskogo fakul'teta. Elektronnyj zhurnal. 2018. № 2 (28). S. 118-127. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.