Научная статья на тему 'Новые рыночные механизмы системной кооперации: пиринг, файлообмен и другие'

Новые рыночные механизмы системной кооперации: пиринг, файлообмен и другие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ КООПЕРАЦИЯ / SYSTEM COOPERATION / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / ECONOMIC TIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / ОТРАСЛЬ СВЯЗИ / COMMUNICATION'S INDUSTRY / ПИРИНГ / PEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунов К.Н.

В статье проанализированы возможности и преимущества механизма системной кооперации в отрасли связи. Процедуры взаимодействия между различными участниками рынка проиллюстрированы на примере пиринга и файлообмена в телекоммуникационных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers description of system co-operation as a new mechanism of market oriented communication in different sectors of national economy. System co-operation means not only economic ties, but also unified interaction procedures among participants, such as peering, file exchange and other procedures are well known in the telecommunication networks.

Текст научной работы на тему «Новые рыночные механизмы системной кооперации: пиринг, файлообмен и другие»

В статье проанализированы возможности и преимущества механизма системной кооперации в отрасли связи. Процедуры взаимодействия между различными участниками рынка проиллюстрированы на примере пиринга и файлообмена в телекоммуникационных сетях.

Ключееые слова: системная кооперация, хозяйственные связи, информационные системы, отрасль связи, пиринг

Новые рыночные механизмы системной кооперации: пиринг, файлообмен и другие

К. Н. ГОРБУНОВ, ОАО «Вымпелком», Новосибирск

E-mail: kgorbunov@nsk.beeline.ru

В последние десятилетия развитие мировой экономики характеризуется появлением новых рыночных механизмов, многие из которых вызваны интеграционными процессами. Поиск новых институциональных форм становится непрерывным действием, определяющим успех и выживание компаний. Некоторые из этих механизмов обусловлены наличием организованного рынка (аукционы, тендеры, конкурсы), другие определяются спецификой деятельности на новых рынках.

Системная кооперация в отрасли связи

В отраслях связи и информационно-вычислительных сетях прижился термин «системная интеграция». Поскольку этот термин целиком связывается с техническими проблемами формирования сетей, для описания экономических аспектов проблемы будем использовать термин «системная кооперация». Возможно, в будущем именно «системная интеграция» будет восприниматься не как техническое, а как экономическое явление. Ведь и термин «вертикальная интеграция» -

© ЭКО 2010 г.

удлинение технологической цепочки, уже воспринимается преимущественно в контексте экономической науки.

Под системной кооперацией далее понимаются не только хозяйственные связи, но и стандартные процедуры взаимодействия между различными участниками рынка, от неформальной коммуникации до межфирменных информационных систем и сложных интеграционных структур. Процесс включения фирм в системную кооперацию обычно сопровождается стратегическим развитием фирмы, вовлечением знаний и обмена ими в процесс создания добавленной стоимости. Включение компаний в системную кооперацию позволяет уменьшать трансакционные издержки, эффективно использовать общие ресурсы, оптимизировать затраты на передачу данных, что особенно актуально для отрасли связи.

Системная кооперация наиболее заметна в отрасли телекоммуникаций - ведь это достаточно молодая и динамично развивающаяся отрасль, в которой постоянно происходят технологические прорывы, существенные преобразования -внедряются новые типы связи, принципиально новые технологии, в течение нескольких лет полностью заменяется используемое оборудование по причине его морального устаревания.

Скорость и масштабность преобразований, происходящих в отрасли связи, способствуют развитию новых форм взаимоотношений между операторами различных уровней, компаниями, работающими на смежных рынках (производители и поставщики оборудования, программного обеспечения, контента), и потребителями. Подобные процессы в энергетике или на транспорте проходят значительно медленнее и менее заметны, поэтому отрасль телекоммуникаций и связи можно по праву считать локомотивом системной кооперации в современной экономике.

Условно можно выделить два основных направления системной кооперации участников отрасли, которые далее будут рассмотрены на конкретных примерах:

• связи между компаниями внутри отрасли, например, между операторами различного уровня;

• взаимодействие компаний отрасли связи (операторов) со смежными компаниями - поставщиками оборудования,

ИНСТИТУТЫ РЫНКА

4*

информационного наполнения (контента), программного обеспечения, а также потребителями.

Связи между компаниями внутри отрасли

Системная кооперация в телекоммуникационных сетях, в частности в Интернете, в основном ведется с помощью так называемого пиринга1. Русского аналога названию этого процесса пока нет, иногда используется термин «межсетевое взаимодействие». Одно из наиболее распространенных определений пиринга - это технология построения распределенной сети, где каждый узел может одновременно выступать и в роли клиента (получателя информации), и в качестве сервера (поставщика информации)2.

Как правило, сеть состоит из равноправных узлов, причем каждый из них взаимодействует лишь с некоторым подмножеством узлов сети, так как установление связи «каждый с каждым» невозможно из-за ограниченности ресурсов (как вычислительных, так и пропускных). При этом передача информации между узлами, не связанными в данный момент непосредственно, может осуществляться как по своеобразной эстафете - от узла к узлу, так и путем установления временной прямой связи. Все вопросы маршрутизации и авторизации сообщений, передаваемых по эстафете, лежат именно на этих отдельных узлах, а не на едином сервере.

Таким образом, пиринг представляет взаимовыгодный бесплатный обмен трафиком (данными) между операторами. Он может осуществляться как через частное соединение между двумя сетями, так и через специальную точку обмена трафи-ком3, не зависящую ни от одного оператора. Кроме того, пирингом может называться обмен информацией конечными пользователями через пиринговые сети и сервера.

1 Пиринг - от англ peer-to-peer, или P2P - «соединение равноправных систем».

2 Перед этим на базе сети оборонного ведомства США DARPA работала система связи, в которую допускались гражданские пользователи. См.: URL: http: //fcomputerlibrary.info/

3 Точка обмена - от англ. internet exchange point - инфраструктура, которая позволяет различным операторам обмениваться трафиком без загрузки внешних магистральных каналов.

С позиций традиционной экономической науки пиринг -частный случай бартера. Но последние исследования экономистов-теоретиков показали, что такая аналогия не вполне корректна. Дело в том, что современные рыночные механизмы существенно отличаются от механизма разовой сделки, в которой взаимосвязь контрагентов рынка ограничивается моментом самой сделки. Фактически основная часть взаимодействий в современной экономике долговременна. И для понимания этой особенности в конкретной сфере рассмотрим историю появления нового рыночного механизма.

История пиринга

Предшественники Интернета - сети космической связи, на начальном этапе развивались как средство обмена информацией между научными центрами и университетами. Сервис обеспечивался компьютерной сетью Национального научного фонда (NSFNet)4, который поддерживал базу NSFNet. Финансирование сервиса обеспечивалось правительством США, и более или менее свободный доступ к нему был гарантирован всем пользователям из сферы науки и других областей. В новосибирском Академгородке, например, в течение нескольких лет в начале 1980-х годов выделялось два часа в сутки, за которые не нужно было платить.

Доступ шел через спутники и специально оборудованные точки входа. По мере развития собственно Интернета как особой формы коммуникации сформировалась группа крупных операторов, так называемых Tier 1.

Первым пунктом бесплатного обмена информацией стал Commercial Internet Exchange. Инфраструктура в то время состояла из единственного маршрутизатора5, находящегося в Калифорнии. Пользователи могли подключиться к нему напрямую либо через арендованные линии связи и таким образом получить доступ к информации пользователей другой сети.

4 Храмцов П.Б. Лабиринт Internet. Практическое руководство. - М.: «Электроинформ», 1996. - 256 с.

5 Маршрутизатор - программируемое устройство, на основании определенных правил принимающее решения о пересылке информации между различными сегментами сети.

Через некоторое время маршрутизатор подключили и к сети SMDS компании Pacific Bell. После решения о прекращении финансирования NSFNet возникла необходимость в новых точках обмена информацией. Начали появляться коммерческие организации, предоставляющие услуги сетевого сервиса, что значительно повысило спрос на них. Новыми точками обмена информацией стали MAE-East в Майами, NAP - в Чикаго, Нью-Йорке и Сан-Франциско6.

Коммерческий пиринг

Преимущества пиринга вскоре стали очевидны. Постройка пиринговой сети делала легкодоступными для пользователей ресурсы и услуги любой сети-участника пиринга. При согласованной и справедливой тарифной политике обмен информацией полезен как абонентам, так и операторам сетей. В первую очередь благодаря пирингу уменьшаются затраты на передачу данных. Другие преимущества пиринга - это уменьшение избытка оборудования; увеличение пропускной способности сети за счет передачи запросов на другую сеть, улучшение контроля за маршрутизацией своего трафика и увеличение скорости передачи данных. Отдельно стоит отметить возможность для оператора подняться на более высокий ярус в иерархии сетей (о чем будет сказано ниже).

Итак, пиринг первоначально подразумевал, что ни одна из сторон не оплачивает обмен трафиком, а доход получает от предоставления услуг своим клиентам. Но давление рынка и стремление операторов к повышению доходности со временем внесло коррективы, и в отдельных случаях пиринг стал подразумевать оплату за предоставленную возможность по обмену информацией. Закрепилось даже два отдельных выражения - бесплатный и платный пиринг. Обычно крупные операторы обмениваются трафиком бесплатно, а оплату взимают с более мелких операторов.

Пиринг как процесс объединения двух сетей для свободного обмена трафиком требует наличия непосредственного соединения между сетями и маршрутов передачи пакетов

6 URL: http://www.livinginternet.com/ttoc_site.htm

информации. Что, в свою очередь, привело к договорной практике. Поначалу все ограничивалось устной договоренностью, но со временем стали оформляться специальные пиринговые договоры. За историю Интернета заключено множество различных договоров между пиринговыми сетями. В них оговариваются не только условия обмена трафиком, права и обязанности сторон, но также список запрещенных для оператора действий, которые могут нанести урон сети партнера по пирингу. Нарушение такого договора может повлечь разрыв соглашения и иные санкции. Вместе с тем детализированные соглашения в основном заключаются между самыми крупными операторами и составляют всего лишь 1-2% от всех соглашений7. Дело, впрочем, не в проценте, а в принципиальном решении проблемы.

После преодоления препятствующих новому рыночному механизму предрассудков началась активная институциона-лизация пирингового процесса. Так, в России уже создана пиринговая сеть SVAO-IX для передачи информации между сетями Москвы и Подмосковья по северо-восточному направлению (Мытищи, Королев, Пушкино, Софрино, Красноар-мейск, Щелково, Ивантеевка, Сергиев Посад, Ярославль, Александров и др.). На сегодняшний день пиринговая сеть SVAO-IX - одна из самых серьезных пиринговых площадок в данном районе. Услугами пирингового объединения пользуются около 200 тыс. пользователей не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и других городах страны8. В настоящее время в России наиболее значимы сети MSK-IX, Lynx, AMS-IX, DE-CIX, EURO-IX и Netnod. Новосибирские сети Си-белТелеком и Academ.org предлагают всем операторам компьютерных сетей реализовать совместный пиринг9.

Ситуация развивается динамично - появляются новые пиринговые сети, все больше провайдеров осуществляют совместный пиринг. Для обеспечения коммуникаций используются прямые каналы связи. Пиринг заметно увеличивает скорость доступа к различным ресурсам пользователей

7 URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Peering

8 URL: http://www.svao-ix.ru/

9 URL: http://mile.academ.org/; URL: http://netnsk.ru

и позволяет не прибегать к линиям обмена трафиком более высокого порядка (региональным, общегородским).

Совмещение иерархии и рынка

Лауреат Нобелевской премии по экономике Оливер Уиль-ямсон совершил заметный прорыв в экономической теории, объяснив отличие рынка от иерархии10. Но жизнь идет вперед, и противопоставление рынка и иерархии постепенно уходит в прошлое. Особенно хорошо это заметно в инфраструктурных отраслях экономики - транспорте, энергетике и, конечно, связи. Чтобы лучше понять суть взаимоотношений различных участников рынка в пиринговых сетях, рассмотрим сложившуюся иерархию интернет-операторов.

Операторы (сети) Tier 1, или интернет-операторы первого яруса, - это операторы, которые соединены со всем Интернетом исключительно через бесплатный пиринг с другими операторами. Другое название оператора Tier 1 - transit-free (бестранзитный)11, потому что он не получает полную таблицу транзита (маршрутизации) ни от какого другого оператора. В настоящее время только девять операторов в мире имеют статус Tier 1: AOL Transit Data Network; AT&T; Global Crossing; Level 3; Verizon Business; NTT Communications; Qwest Communications; SAVVIS и Sprint Nextel Corporation.

Изначально основным провайдером Интернета (коллекцией независимых сетей) был ARPANET, по структуре отдаленно схожий с оператором Tier 1. В 1989 г. его заменил NSFNet. Когда доступ к Интернету стали предоставлять частные организации, была создана новая архитектура сети, основанная на децентрализованном доступе, то есть нескольких операторах уровня Tier 1. Необходимость в едином операторе NSFNet отпала, и в 1995 г. он был отключен. Сегодня основу системы пиринга составляют операторы уровня Tier 1.

Несмотря на отсутствие формального определения для иерархии операторов, среди специалистов общепринято деление их на три уровня:

10 См., например: Воронов Ю.П. Границы успеха. О нобелевской премии по экономике 2009 года //ЭКО. - 2010. - № 1.

11 URL: http://ru.wikipedia.org

• Tier 1 - это оператор, который имеет доступ к Интернету исключительно через бесплатные пиринговые соединения;

• Tier 2 - это оператор, который имеет доступ к части Интернета через бесплатные пиринговые соединения, но для него необходимо заключение платного договора о взаимоподключении для обеспечения доступа к другим сетям;

• Tier 3 - это оператор, который не имеет соглашений о бесплатном пиринге ни с одним оператором, вследствие чего заключает платные договоры о взаимоподключении с операторами уровней Tier 2 или Tier 1.

Договоры о взаимоподключении заключаются между двумя организациями телекоммуникаций с целью соединения их сетей и обмена трафиком (используются как для телефонных коммуникаций, так и для предоставления интернет-услуг). Эти контракты, как правило, включают в себя условия оплаты за соединение одной из сторон, определение маршрутизации между сетями, соглашения о количестве передаваемого от одной сети другой трафика, описание технической стороны соединения, разрешение возможных разногласий и заключаются между операторами Tier 1, с одной стороны, и Tier 2 либо Tier 3 - с другой. Любой оператор высшего уровня имеет право на бесплатное соединение со всеми остальными операторами высшего уровня.

Операторы Tier 1 все чаще стремятся защитить свой редкий статус, чиня препятствия появлению новых операторов этого уровня. В частности, выставляя при заключении с новыми операторами контрактов бесплатного пиринга настолько высокие требования, что те в принципе не могут их выполнить. Tier 1, как правило, имеют крайне мало соглашений об обмене данными с другими операторами. В основном - это соединения с Tier 1 и очень крупными операторами уровня Tier 2.

Что касается операторов второго яруса, они заинтересованы как можно в большем обмене информацией с другими операторами Tier 2 и крупными операторами уровня Tier 3.

Операторы второго яруса зачастую являются посредниками в продаже Интернета от Tier 1. Но многие операторы Tier 2 имеют доступ к основной части Интернета через бесплатные пиринговые каналы и лишь к небольшой оставшейся части -

через каналы, полученные через договоры о платном взаимоподключении.

Региональный оператор Tier 1 по большому счету не является оператором первого яруса, но все же имеет многие его классические свойства, на уровне региона. Часто в такой позиции оказывается оператор, поддерживаемый в той или иной мере правительством. Таким образом, в своей стране он ведет политику, схожую с политикой первого яруса, то есть не заключает контракты бесплатного пиринга. При этом такой оператор может распространять свои связи и услуги в других регионах и странах, как обычный оператор Tier 2, и заключать договоры о бесплатном пиринге и платном транзите информации. Одним из примеров такой модели является Австралия, где несколько компаний ни при каких условиях не создают бесплатный пиринг с новыми операторами, но при этом, распространяя свою зону влияния на США и другие страны, свободно строят бесплатные каналы со многими другими операторами Tier 212.

Таким образом, в основе пиринга как рыночного механизма лежит сочетание рыночных и нерыночных механизмов. В теории фирмы нерыночные механизмы отождествляются с внутрифирменными, то есть находятся на более низком уровне, чем рыночные. В случае пиринга ситуация обратная: рыночные механизмы платного распределения услуг трафика находятся на более низком уровне, чем бесплатное использование сетей операторами верхнего уровня.

Пользовательские пиринговые системы

Перераспределение уровней между рынком и иерархией не могло не вызвать важных последствий для других сфер экономической деятельности в сфере телекоммуникаций. В результате появился так называемый пользовательский пиринг.

Он, несомненно, обязан желанию пользователей обмениваться друг с другом информацией и файлами. Для того чтобы поучаствовать в пользовательском пиринге, не нужны ни собственный сервер в Интернете, ни постоянный сетевой

12 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Tier_1

адрес. Им могут воспользоваться все, вне зависимости от качества и скорости подключения.

При использовании специальных программ пользователь выбирает, какие файлы он хочет предоставить для общего доступа, а какие хочет получить сам, и передает эти списки серверу обменной системы. Сервер после обработки запросов подбирает подходящих партнеров для данного пользователя. Обмен данными может осуществляться как с помощью прямого соединения, так и при посредничестве сервера, если прямое соединение не может быть установлено, в зависимости от архитектуры сети либо работы брандмауэров13.

Если посредником при обмене выступает сервер, такая модель организации сети называется централизованной. Существуют и децентрализованные сети, где роль сервера выполняет сам пользователь (запросы посылаются напрямую на компьютеры других пользователей, а те передают запрос далее по цепочке вплоть до искомого файла).

Часто, чтобы увеличить скорость и улучшить качество передачи информации, обмениваемый файл разбивается на части (блоки). В таком случае возможно получение частей файла сразу от нескольких пользователей, так как передача каждого блока идет отдельно. Популярность файлообменных сетей растет с каждым годом.

Чтобы понимать структуру пользовательских пиринговых сетей, рассмотрим несколько примеров.

Сеть KaZaA. Структурно - это смешанная сеть с элементами как централизованной, так и децентрализованной сети. Существует несколько центральных узлов, к которым подключаются клиенты. Любой пользователь может при желании сыграть роль узла, имея мощный компьютер и достаточно широкий канал связи. В последнее время организаторы KaZaA пытаются перевести обмен информацией на коммерческую основу.

Сеть Gnutella. Эта первая полностью децентрализованная пиринговая сеть разработана в 1999 г. компанией NullSoft.

13 Брандмауэр - система, позволяющая разделить сеть на две или более частей и соблюдать набор правил, определяющих условия прохождения информации из одной части в другую.

Поскольку через некоторое время America Online AOL - крупная американская медиакомпания, которой принадлежала данная компания, объединилась со звукозаписывающей фирмой, отношение к этому проекту пересмотрели. За поддержание сети Gnutella взялись энтузиасты. Главный ее недостаток -медленный и зачастую неточный поиск. Механизм работы сети морально устарел (по сравнению с децентрализованными пиринговыми сетями нового поколения, такими как Grokster и Gnutella-2), но Gnutella все еще популярна.

Сеть eDonkey2000 (ED2K). Эта смешанная сеть построена на распределенных ресурсах и не зависит от центрального сервера (серверную часть может скачать и установить себе каждый желающий). Через некоторое время новый сервер появится в общем списке. Благодаря отсутствию центрального сервера система значительно менее уязвима, чем имеющие его пиринговые сети. Сеть позволяет искать файлы и закачивать их от других пользователей. Для идентификации файлов в сети используются не имена, а так называемые контрольные суммы - результат вычислений определенных математических функций от содержимого файла. Применяемые методы обеспечивают однозначное определение эквивалентности файлов, которые отличаются только именами.

Еще одной разновидностью пиринговой системы является технология BitTorrent (битовый поток). Ее создал в одиночку американский программист Брэм Коэн (Bram Cohen). Уже в 2001 г. у него была готова первая версия Bit-Torrent, а через три года, по данным исследования компании CacheLogic, более трети всего трафика в Интернете передавалось с использованием этой технологии. Подобный феноменальный успех обусловлен архитектурными решениями Брэма Коэна, которые устранили недостатки других пиринговых сетей.

Пиринговая система BitTorrent работает следующим образом. Владелец некоторого файла с помощью специальной программы-клиента разбивает его на фрагменты, для каждого из которых вычисляется специальная контрольная сумма. Полученные в результате этой операции данные вместе с информацией об адресе сервера, где находятся фрагменты и запущена программа, координирующая раздачу файла,

сохраняются в небольшой файл. Далее клиентские программы, применяемые пользователями, загружают этот файл и обращаются к серверу, на который возложена задача обеспечения эффективного управления обменом между пользователями и сервером. Он ведет статистику и координирует перекрестное скачивание между старыми и новыми пользователями. В результате, чем больше пользователей качают этот файл, тем быстрее происходит его раздача, причем без существенного повышения нагрузки на сервер.

Рассмотренными примерами файлообменные сети, конечно, не исчерпываются.

Двигатель кооперации

Технологии обмена данными находят все более широкое применение, в частности:

• в службе доменных имен Интернета - DNS;

• в службах онлайн-сообщений (наиболее известна ICQ, но есть и другие);

• в распределенных вычислительных сетях.

Таким образом, пиринг можно считать одним из наиболее ярких примеров системной кооперации в Интернете: он подразумевает активное взаимодействие между участниками рынка (операторами различного уровня), пользователями, которое может осуществляться как на коммерческих началах, так и безвозмездно. Именно в этом сочетании бесплатного и платного трафика состоит особенность пиринга, позволяющая оценивать его как своеобразную модель будущих форм экономических связей между контрагентами хозяйственной деятельности.

Пиринг представляет собой частный вариант системной кооперации в отрасли связи. Другим примером является внедрение услуги мобильного телевидения операторами мобильной связи и широкополосного радиодоступа WiMAX14. Первыми эту услугу в стандарте DVB-H в России предложила потребителям компания «Вымпелком». Услуга мобильного

14 Интернет-портал Вести^^ URL: http: //www.vesti.ru/doc.htmlPid-329845 (07.12.2009).

телевидения - яркий пример системной кооперации, поскольку в ее внедрении участвуют различные типы компаний - операторы мобильной связи, операторы широкополосного радиодоступа, телекомпании, предоставляющие контент и права на его трансляцию, продавцы и производители мобильных телефонов, поддерживающих стандарт DVB-H. Это комплектование единого бизнеса из организаций разных типов и составляет существо системной кооперации.

Есть и еще один очевидный аспект процесса развертывания системной кооперации во всех инфраструктурных отраслях - это инвестирование в специфичные активы15.

«Инвестиции в специфичные активы приводят к своеобразному исключению инвестора из рыночной экономики, поскольку спрос на специфичный актив ограничен узким кругом потенциальных покупателей. Чем специфичнее актив, тем уже круг потенциальных партнеров, но одновременно сужается и круг конкурентов. Тогда приходится эксплуатировать специфичный актив, но результаты его эксплуатации (продукция или услуги) также специфичны.

Во многих случаях круг партнеров сужается до одного, и тогда имеет место долговременная хозяйственная связь, разрыв которой попросту обесценивает специфичный актив. О. Уильямсон для описания такой ситуации придумал специальный термин "фундаментальная трансформация". Опасения потерять партнера приводят к возможности "вымогательства", то есть к несправедливым действиям партнера, который понимает, что его боятся потерять. В свою очередь, предвидение такой угрозы заставляет опасаться инвестиций в специфичные активы...»16.

Специфичность активов вписывается в общую теорию контрактов, в рамках которой она используется при объяснении причин появления именно этого актива в конкретном контракте. При более специфичных активах выше риск нечестного (оппортунистического) поведения одного из партнеров,

15 Richardson G. B. The Organization of Industry //The Economic Journal. -1971. - Vol. 82. - P. 883-896; Mariti P, Smiley R. H. Cooperative Agreements and the Organization of Industry //Journal of Industrial Economics. - 1983. -Vol. 31. - P. 437-451.

16 Воронов Ю.П. Границы успеха //ЭКО. - 2010. - № 1. - С. 18.

который определенно знает, что данный актив интересен только узкому кругу других потенциальных партнеров. В случае интернет-операторов самого верхнего уровня таких «других партнеров» всего семеро. Потом, даже если будет очевидно выгодно взять партнером другого оператора, несоблюдение лояльности к уже имеющемуся обойдется дороже, чем любая выгода от замены партнера.

Препятствия и перспективы системной кооперации

Даже в отрасли связи системная кооперация в нашей стране внедряется не без сложностей. Существенным препятствием служит технологическое отставание и, как следствие, неготовность потребителей к внедрению современных технологий. Такое положение дел характерно для высокотехнологичных отраслей, но особенно проявляется в сфере мобильного телевидения.

Мобильные телефоны, поддерживающие стандарт DVB-H, необходимый для приема и просмотра телепередач, мало распространены в нашей стране, а их стоимость почти вдвое выше средней стоимости мобильных телефонов, представленных на рынке. Доля пользователей мобильной связи, имеющих телефоны с поддержкой стандарта DVB-H, крайне незначительна, и пока стоимость этих устройств не снизится, основная масса населения, имеющая невысокий уровень доходов, не сможет воспользоваться этой услугой. Ее внедрение будет тормозиться, поскольку у операторов не будет прибыли, достаточной для покрытия инвестиций на внедрение и текущих затрат по данной услуге.

С той же проблемой сталкивается большая часть современных телекоммуникационных услуг нового типа, предназначенных для повседневных нужд самых разных потребителей - от школьников и домохозяек до крупнейших промышленных, торговых и научно-технических корпораций. Новые услуги позволяют не только ускорить поддерживаемые на уровне телекоммуникаций основные бизнес-процессы, процессы обучения, разработки и т. п., но и изменить способы их

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осуществления. Спрос на них огромен, но латентен - подавляющему большинству потребителей они неизвестны17.

Препятствует развитию системной кооперации и монополизация рынка, традиционно характерная для отрасли проводной связи. Оператор-собственник кабельной сети связи занимал на этом рынке монопольное положение, и соответственно, не был заинтересован в развитии новых видов услуг, повышении качества связи, оптимизации издержек. И лишь приход на отечественный рынок операторов мобильной связи и интернет-телефонии вынудил оператора проводной связи сделать преобразования: менять тарифы на подключение и оплату, предлагать клиентам новые услуги, диверсифицировать бизнес.

Ситуация осложнилась тем, что операторы мобильной связи могут самостоятельно регулировать тарифы в соответствии с рыночными условиями, в то время как традиционные операторы проводной связи подпадают под государственное регулирование тарифов. Традиционные операторы стали активно выходить на рынки мобильной связи, предоставления доступа в Интернет, и прочих услуг, ранее являвшихся для них непрофильными.

Только потеря значительной доли рынка может заставить монополиста начать проводить преобразования в соответствии с рыночными тенденциями и потребностями клиентов, осуществлять системную кооперацию с другими участниками рынка - провайдерами, разработчиками интернет-контента, производителями современного оборудования связи и т.д.

Рыночная ситуация заставляет операторов связи прибегать к такому виду системной кооперации, как вертикальная интеграция. В данной отрасли она проявляется в том, что все операторы стремятся предоставлять своим клиентам максимально полный набор услуг. Универсальный оператор -компания, предоставляющая комплекс имеющихся на рынке телекоммуникационных услуг абоненту. Особенность оператора данного вида заключается в высокой степени клиенто-ориентированности компании. Абонент может заказать практически любую телекоммуникационную услугу или их

17 NGN - новый уровень реализации решений //Корпоративное издание ОАО «Связьинвест». - 2006. - № 5. - С. 18.

сочетание. Задача оператора - обеспечить их предоставление. Появление универсальных операторов характерно для зрелых рынков, когда на смену экстенсивному росту приходит интенсивный путь развития.

Сегодня абонентам нужны мобильный и проводной Интернет, мобильная связь, телевидение, мобильное телевидение, IP-телефония и т. д., - ограниченный набор услуг никого не устраивает. В связи с этим рыночные перспективы не универсальных операторов весьма сомнительны.

Вертикальная интеграция в отрасли связи выражается в том, что крупные компании осуществляют поглощение небольших компаний-провайдеров, имеющих собственную локальную сеть, но не способных развивать ее самостоятельно. Зачастую поглощаются и компании, работающие в смежных сферах: в кабельном телевидении, разработке информационного контента и т.п. Этот процесс не противоречит системной кооперации, а дополняет ее.

Приведем еще один характерный пример системной кооперации. Персональное участие в ежегодно проводящейся в Калифорнии TED-конференции18 стоит 6 тыс. дол. Но с 2006 г. ее организаторы стали транслировать заседания через Интернет совершенно бесплатно. Эти записи уже посмотрели 50 млн чел. Другой частью подобных трансляций является социальный аспект и общение со звездами кино и шоу-бизнеса. Очень быстро на фоне нового контента в Интернете возникла социальная сеть, пользователи которой могут общаться между собой, одновременно повышая рейтинги и посещаемость соответствующего сайта. Это приносит их владельцам дополнительный доход. Кроме того, за счет распространения информации о проекте вырос спрос на пригласительные билеты для тех, кто хочет не виртуально, а реально оказаться на этом шоу, а, следовательно, и их цена19.

Приведенные примеры показывают многообразие путей развития системной кооперации. Результатом системной

18 TED (Technology, Entertainment, Design) - ежегодное мероприятие, имеющее характер шоу. Проводится в Лонг Бич, Калифорния. Основная целевая аудитория - директора компаний, ведущие деятели и звезды Голливуда.

19 Anderson C. Free.: The Future of a Radical Price. - P. 88-89.

кооперации в отрасли связи и телекоммуникаций является возможность бесплатного пользования определенными видами ресурсов. Можно предположить, что распространение опыта предприятий связи на другие инфраструктурные отрасли (прежде всего, на энергетику и транспорт) не будет однонаправленным. Скорее всего, для каждой отрасли сформируются оригинальные рыночные механизмы. Но их общие черты видны уже сейчас: долговременный характер деловых отношений, усиление роли рамочных соглашений, в которых утверждаются правила, а не фиксируются суммы будущих доходов сторон (какие конкретные правила будут зафиксированы в подобных соглашениях в электроэнергетике или на железнодорожном транспорте, пока не вполне ясно).

Возрастающая интенсивность системной кооперации и рост взаимозависимости фирм могут привести к тому, что следующий уровень ее исследования будет акцентировать внимание на вопросах согласованного управления системой взаимодействующих фирм.

В процессе системной кооперации идет формирование коллективного конкурентного преимущества. Постоянно растущее число случаев системной кооперации само по себе представляет предмет дальнейшего анализа. Динамика их развития лучше поддается прогнозу при использовании обобщений результатов прежних исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.