Научная статья на тему 'Многомерность сетей будущего'

Многомерность сетей будущего Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В основе представленного на суд читателей материала -статья вице президента компании Next Tone, опубликованная в журнале Global Telecom Business. Он рассматривает проблему обеспечения международного трафика услуги VoIP при передаче ее по нескольким сетям с различными сетевыми протоколами. Как только поставщики услуг достигают такого этапа развития своего бизнеса, когда возникает необходимость поддерживать широкий перечень услуг, базирующихся на IP-протоколе, использовать различные бизнес-модели и внедрять новые технологии, они сталкиваются с довольно специфическими проблемами, которые автор условно называет проблемами сетевой многомерности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многомерность сетей будущего»

Многомерность

СЕТЕЙ БУДУЩЕГО

В основе представленного на суд читателей материала - статья вице-президента компании Next Tone, опубликованная в журнале «Global Telecom Business». Он рассматривает проблему обеспечения международного трафика услуги VoIP при передаче ее по нескольким сетям с различными сетевыми протоколами.

Как только поставщики услуг достигают такого этапа развития своего бизнеса, когда возникает необходимость поддерживать широкий перечень услуг, базирующихся на IP-протоколе, использовать различные бизнес-модели и внедрять новые технологии, они сталкиваются с довольно специфическими проблемами, которые автор условно называет проблемами сетевой многомерности

ервои среди многих других услуг в IP-сети на текущий момент является IP-телефония. В течение последних пяти лет операторы связи занимались переводом своих телефонных сетей с технологии временного уплотнения на технологию IP-телефонии (VoIP). По данным аналитической компании iLucas, опубликованным в феврале 2007 г., международный VoIP-трафик в 2006 г. составил 82,6 млрд минут, тогда как внутренний (междугородный) трафик этой же службы за тот же период достиг 686,7 млрд минут. По оценкам iLucas, в 2006 г. 40% всего международного трафика во всем мире было передано с помощью услуг IP-телефонии.

Чтобы обеспечить пользователям VoIP и другие, еще более высокодоходные мультимедийные услу-

Век Качества N° 6

ги, базирующиеся на IP-протоколе, на всем тракте связи поставщики услуг должны взаимодействовать через несколько сетей с различными сетевыми системами сигнализации и протоколами. При этом может возникнуть необходимость использования различных бизнес-моделей взаимодействия с партнерами по бизнесу и даже привлечения новых партнеров.

Стандартизованные межсетевые соединения

На начальном этапе развития организация международной услуги VoIP осуществлялась посредством установки специальных шлюзов, включаемых на трансграничных узлах для сопряжения с телефонной сетью общего пользования (ТфОП). Сегодня при пропуске значитель-

ных объемов трафика VoIP не имеет смысла перекодировать речь на границе между IP- и TDM-сетями в тех случаях, когда необходимо сопряжение между ними. Действительно, качество любой услуги резко снижается при многократном перекодировании передаваемой информации из одного формата в другой, осуществляемого при организации тракта связи по несовместимым сетям. Все чаще операторы передают VoIP-трафик непосредственно своим партнерам в исходном формате.

Несмотря на все явные преимущества услуги VoIP, они могут оказаться сведенными к нулю из-за сложности использования на реальных сетях несовместимых технологических стандартов и интерфейсов.

В TDM-технологии цифровой речевой сигнал со скоростью 64 кбит/с имеет формат и интерфейс определенного стандарта, а у сигнального протокола SS7, стандартизованного уже сравнительно давно, есть даже несколько национальных версий. Стратегии внедрения услуги VoIP и протокола SIP (Session Initiation Protocol) у разных операторов могут существенно различаться. Действительно, внедряя сигнальный протокол SIP, в основе которого лежит система сигнализации для службы VoIP, оператор должен рассмотреть более 28 запросов, требующих обязательных разъяснений, и более 100 активных спецификаций с различной степенью обязательности. В результате учета операторами указанных требований и спецификаций стандарта SIP могут появляться различные версии этого протокола.

Эффективные межсетевые соединения

Для обеспечения межсетевых соединений и защиты передаваемой информации в точке сопряжения на сети устанавливаются пограничные контроллеры сессий (SBC). Они решают проблему правильной адресации при несовместимых сетевых протоколах путем преобразования сигнальных протоколов, включая оба первичных протокола SIP и Н.323 и существующие варианты каждого из них.

Благодаря своему особому положению на границе сети SBC они могут обеспечивать и многие другие функции, например, мониторинг качества обслуживания, ввод дополнительных ресурсов сети, маршрутизация сессий.

Трудности, связанные с поиском оптимальных решений проблемы межсетевого соединения, иногда положительно влияют на рыночное положение оператора. Представители компании iBasis утверждают, что 10

лет назад, когда их компания начинала осваивать VoIP, для них существовала только одна крупная проблема, а именно - взаимодействие с постоянно расширяющейся мультивендор-ной сетью. За счет технологии прямого взаимодействия с партнерами и приобретенного опыта компания смогла превратить указанную проблему в конкурентное преимущество.

Сокращение затрат

Связь по услуге VoIP обеспечивает также сокращение капитальных затрат на транспортное оборудование за счет более эффективного использования групповых трактов связи. При традиционном TDM-соединении типовой коэффициент использования первичного 30-канального группового тракта, применяемого на межсетевых связях, может составлять менее 30%. Только в периоды пиковой нагрузки количество каналов, занятых в 30-канальной первичной группе, может составлять 24. При использовании службы IP-телефонии для международной связи входящий и исходящий трафик может проходить через общий IP-порт. Коэффициент использования этого порта значительно выше, чем у цифрового группового тракта за счет пакетного уплотнения и мультиплексирования трафика от многих направлений связи. В результате коэффициент использования группового VoIP-тракта может достигать 70-80%. Кроме того, за счет лучшего использования полосы пропускания каналов и трактов на IP-сетях оператор может избежать капитальных затрат, связанных с недоиспользованием производительности софтсвитча и медиапортов.

Сетевая архитектура, ориентированная на услугу VoIP, позволяет использовать модульный принцип построения сети из дискретных сетевых компонентов, что позволяет осуществлять поэтапное и более экономичное развитие операторского бизнеса. При возрастании трафика требуется большее количество портов на стыке с другими сетями, для того чтобы обработать медийную и сигнальную информацию от большего количества пользователей. Однако функциональное ядро сети может оставаться неизменным, что позволяет дополнительно экономить на капитальных затратах.

Переход на VoIP дает возможность операторам сократить и эксплуатационные затраты. При внедрении общей опорной сети, базирующейся на IP-протоколе, оперативное обслуживание по всем видам услуг протекает с присущей пакетным сетям гибкостью и при меньшем количестве функций и параметров, которые необходимо отслеживать при эксплуатации.

Двухсторонние и многосторонние межсетевые соединения

Еще одним важным преимуществом использования VoIP на межсетевых соединениях является гибкость организации пунктов сопряжения, позволяющая операторам переходить с двухстороннего типа соединений к многостороннему. До либерализации мировых телекоммуникационных рынков межсетевые связи имели двухсторонний характер, и они осуществлялись на основании международных соглашений, заключаемых между государствами и адми-

нистрациями связи. Эти соглашения выполняли функцию документа, устанавливающего и р егулирующего условия совместного телекоммуникационного бизнеса двух стран в области международной связи.

Конкуренция стала оказывать давление на двухсторонние договоренности, прежде всего, в той их части, которая касается тарифов. Сектор телекоммуникационного рынка, занимающийся оптовой продажей каналов и трактов связи, также стремится нарушить традиционный алгоритм двухсторонних межсетевых связей, предлагая простейшие решения межсетевых соединений с помощью прямых каналов TDM (от точки к точке), которые к тому же предельно упрощают соглашения по межсетевому транспорту.

С внедрением услуги VoIP операторы могут продолжать использовать межсетевые соединения на двухсторонней основе как со своими партнерами - операторами крупнейших сетей, так и с инфраструктурными оптовиками. Практически неизменными о стаются принципы заключения соглашений операторов с регулирующими органами о тарифах на услуги VoIP. В любом случае они смогут получить дополнительный доход от межсетевых соединений по услуге VoIP, а их бизнес станет более эффективным благодаря агрегации трафика.

Тем не менее, в отличие от технологии TDM, IP-протокол позволяет объединить на одной сети все виды служб, поэтому пограничный IP-узел предельно просто соединяется с пограничными узлами других IP-сетей. Кроме того, телефония в тех-

ХРОНИКА I Новости компаний

і

«Инспекционный контроль пройден успешно»

«Интержомс» - российско-германский орган по сертификации трижды в год успешно проходит инспекционный контроль. Сертификаты ЦССК «Интержомс», признаются в Европе и во всем мире

10 октября 2007 г. «Центр сертификации систем качества «Интерэ-комс» (далее - ЦССК «Интерэкомс») успешно прошел процедуру ежегодного инспекционного аудита со стороны немецкой системы йА1?/ТОА.

ЦССК «Интерэкомс» является одной из первых российских организаций, прошедшей аккредитацию Немецкого совета по аккредитации (йА1?). Полученная аккредитация дает ЦССК «Интерэкомс» право выдавать сертификаты с логотипом йА1? и А (Международного форума по аккредитации).

Сертификаты «Интерэкомс» с логотипом йА1? и А позволяют российским предприятиям повышать свой имидж на внутреннем и внешнем рынках, принимать участие в тендерах, достойно представлять свою продукцию на выставках, заключать выгодные контракты с отечественными и зарубежными заказчиками.

ЦССК «Интерэкомс» аккредитован ТОА в качестве органа по сертификации систем качества в Немецкой системе аккредитации ОА1УТОА, прошел переаккре-дитацию в 2006 г. (аттестат аккредитации < ТОА 7М 09 99 00 от 19.07.2006 г.)

ТОА ОтЬН - головная организация по аккредитации, расположенная

во Франкфурте-на-Майне, является в Германии единственным Центром DAR по аккредитации органов по сертификации систем качества.

DAR представляет собой единую признанную во многих странах мира систему аккредитации. Наряду с ЦССК «Интерэкомс» в Системе DAR в качестве органов по сертификации систем качества аккредитованы такие органы как: DQS, BVQI, EUROCAT, LLOYDS Register, TUV Cert и др.

Немецкую систему DAR/TGA представлял в России аудитор TGA доктор Мёллер. Как отметили доктор Мёллер и директор ЦССК «Интерэкомс» И.В. Тверская, инспекционный контроль пройден успешно.

В настоящее время ЦССК «Интерэкомс» сертифицировал в системе DAR около 30 компаний, среди которых: «Alcatel», «Компания ТрансТелеКом», «РТКомм.РУ», «Диагностические системы» и др. www.qs.ru

Ноябрь 2007 г.

зз

С С С

нологии VoIP дает возможность использовать различные бизнес-модели организации взаимодействия между операторами различных сетей. В операторской среде принято считать, что межсетевые соединения, организуемые для обеспечения международной связи, должны соответствовать или превышать соотношение 80/20. Оно означает, что операторы передают основной объем своего трафика (приблизительно 80%) по прямым соединениям со своими крупнейшими коммерческими партнерами, которые могут представлять только 20% всех глобальных операторов связи. Такие межсетевые соединения должны осуществляться путем заключения прямых соглашений между взаимодействующими операторами.

Оставшиеся 20% трафика, предназначенного для более широкого круга глобальных операторов, могут быть направлены «третьей стороне», то есть оптовым поставщикам международных линий связи, которые предоставляют физические каналы и имеют соглашения с большим количеством операторов связи во многих странах.

Для оптимальной организации службы IP-телефонии используются обе бизнес-модели взаимодействия между операторами, реализуемые по вышеуказанным принципам на каждом межсетевом узле.

В качестве иллюстрации к использованию различных моделей межсетевых соединений по услуге VoIP автор статьи приводит высказывание вице-президента по маркетингу компании VSNL International Джозефа Бэка: «В течение шести лет большая часть нашего трафика по услуге VoIP осуществлялась через международных операторов -оптовиков, предоставляющих физические линии и групповые тракты для связи с отдаленными районами. Однако в последнее время наши прямые двухсторонние соединения с традиционными операторами начинают очень быстро смещаться в сторону трафика VoIP.

Пиринг

Некоторые телекоммуникационные эксперты называют любой тип VoIP-соединения «пирингом» (peering), понимая под этим новым термином организацию тракта связи между двумя равнозначными поставщиками услуг IP-телефонии. Однако другие специалисты в области сетевых технологий в своих публикациях дают более точное определение термину «пиринг». В отчете компании Heavy Reading, опубликованном в августе 2006 г., «VoIP-пирингу» дается следующее определение: «VoIP-пиринг» - тер-

Век Качества N° б

мин, относящийся к организации соединения между исходящим и входящим поставщиками услуги в целях успешного проведения и завершения бесшовной сессии между абонентами их сетей. Ресурсы третьей стороны - передающее и коммутационное оборудование, базы данных и т.д. - могут быть использованы для обеспечения сессий, однако юридически они не привязаны к поставщикам услуги и могут быть предметом оптовой продажи по окончании соглашения об их использовании».

С тех пор как сетевое обеспечение службы VoIP стало более гибким, чем сетевое обеспечение соединений по TDM-каналам, операторы отмечают, что оно оказывается еще и более экономичным для обмена трафиком между ними. В связи с этим «третья сторона» смогла выделиться в самостоятельного «игрока» рынка услуг VoIP, которого теперь принято называть «оператором пиринг-платформы». К компаниям такого рода относятся, в частности, Arbinet, Stealty

Communications, Voice Peering Fabrica и XConnect, которые обеспечивают различные услуги по организации многосторонней взаимосвязи между операторами. Предоставляемые ими услуги включают физическое оборудование для передачи сигналов взаимодействия между операторами и собственно средства передачи информации, правовое обеспечение, предусматривающее бесплатный или платный пиринг, а также услугу маршрутизации с использованием базы данных общего пользования или базы данных традиционной ТфОП.

Когда многосторонний пиринг не может быть назначен для большого объема операторского трафика, его имеет смысл сделать для некоторой его части.

Услуги будущего

Операторы стремятся освоить VoIP-соединения не столько ради поддержки реально существующего трафика IP-телефонии, сколько ради того, чтобы подготовить почву для внедрения будущих услуг. VoIP является первым приложением на пути к общей для всех видов услуг IP-инфраструктуре. Однако перед поставщиками услуг стоит задача внедрения широкого перечня телекоммуникационных сервисов в соответствии с все более разнообразными запросами пользователей, технологическими инновациями и потребностью общества в повсеместно доступных услугах связи. Услуги фиксированной связи могут быть пополнены технологиями, которые можно объединить под общим на-

званием «обеспечивающие новый стиль жизни». К ним, в частности, можно отнести услугу экстренного обмена сообщениями (IM). Сначала эта услуга представляла собой разновидность текстового «чата» с эффектом присутствия, однако поставщики услуги IM расширили ее возможности и решили в дальнейшем включить в ее агрегированный сервисный перечень телефонию, видео, передачу файлов, компьютерные игры и другие услуги.

Мобильные телефоны первоначально обеспечивали только передачу речи. Сегодня «мобильники» поддерживают SMS, мультимедийные сообщения с передачей неподвиж с эффектом присутствия, а также такие услуги, как e-mail и электронный календарь в сочетании с электронной записной книжкой.

Процессы конвергенции заставят поставщиков услуг мобильной и фиксированной связи интегрировать свои службы сначала путем внедрения смешанных сервисных пакетов услуг и «бесшовной» передачи вызовов по интегрированной транспортной инфраструктуре, а затем, на последнем этапе конвергенции, -путем полной интеграции всех сервисов.

Более того, наличие функции передачи речи через службы IM предоставляет возможность доступа к ним из существующей сети ТфОП и передачи этой услуги в ТфОП.

Новое качество своего бизнеса получают и поставщики услуг широкополосной связи. Когда «поверх» этих услуг будет обеспечена передача речи, их сети приобретут большую прозрачность для интегрированной услуги VoIM.

С ростом сложности различных сервисных платформ операторы фиксированных сетей связи оказываются перед необходимостью дополнить свои сетевые платформы VoIP-технологиями и прямыми межсетевыми IP-трактами. Эта тенденция знаменует собой первый шаг по внедрению передовых технологий на развивающихся сетях.

Межсетевые IP-соединения могут поддерживать как традиционные, так и новые телемедийные сервисы, такие как видео, текстовые сообщения, компьютерные игры и т.п. Операторы должны обладать всеми необходимыми средствами и возможностями, чтобы обеспечить передачу между собой всего широкого набора перспективных услуг. В этом случае за ТфОП останется функция обслуживания абонентов на уровне, так сказать, «наименьшего общего знаменателя», то есть традиционной трехкилогерцовой телефонии. J По материалам журнала Global Telecom Business

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.