Научная статья на тему 'Новые реалии в торгово-экономических связях стран СНГ'

Новые реалии в торгово-экономических связях стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые реалии в торгово-экономических связях стран СНГ»

Новые реалии в торговоэкономических связях стран СНГ

С.С. Алабян

Кандидат экономических наук

(Центр внешнеэкономических исследований Института экономики РАН)

Внешнеэкономические связи, экспорт товаров и услуг, импорт капитала, вступление в ВТО.

Для анализа рынка услуг в научно-технической сфере в странах СНГ первостепенное значение имеет точный и полный набор международных юридических и экономико-правовых документов, действующих на данный момент в этой сфере. 15-летний период мирного развития показал, что проблема эта значительно сложная и тонкая, и все страны -бывшие республики СССР имеют вполне конкретный перечень как совпадающих, так и несовпадающих интересов, о чем мы пытаемся рассказать. С нашей точки зрения, совпадающих интересов значительно больше и они более весомы.

Реализация курса на вхождение в мировое хозяйство составляет неотъемлемую часть экономических реформ, осуществляемых в государствах Содружества. Ликвидация государственной монополии на внешнеэкономические связи, их либерализация позволили открыть внутренние рынки для доступа иностранных товаров и капиталов и существенным образом способствовали формированию в странах СНГ рыночных механизмов и правил, становлению отечественного предпринимательства. За годы реформ национальные системы внешнеэкономического регулирования в основном перестроены в соответствии с общепринятыми в мире нормами: административные инструменты заменяются экономическими, прежде всего импортным таможенным тарифом, отменены вывозные пошлины, введены национальные валюты, унифицируются по

мировым правилам внешнеторговое законодательство и статистика. Наиболее продвинулась в этом отношении Россия.

В других странах СНГ этот процесс происходит менее интенсивно. В отдельных из них (Белоруссия, Узбекистан, Туркменистан) сохраняется относительно высокий уровень государственного управления и контроля за внешнеэкономической деятельностью.

В ходе проводимых преобразований страны СНГ получили широкое международ -ное признание, обрели свободу выхода на зарубежные рынки, установили и активно развивают многообразные политические и экономические контакты с разными странами мира.

Важное место в системе внешнеэкономических связей стран Содружества заняли международные экономические организации (МЭО). Практически все страны СНГ автоматически вошли в состав основных организаций системы ООН, членом которых являлся СССР. В 1994-1996 гг. Европейский Союз заключил с Украиной, Россией и рядом других стран СНГ соглашения о партнерстве и сотрудничестве, определяющие условия взаимных торгово-экономических отношений. Ряд государств Содружества, в том числе Россия, получили статус наблюдателя в ВТО и подали заявки на присоединение к этой организации.

Оценивая степень включения стран СНГ в мирохозяйственные отношения, следует, разумеется, иметь в виду, что масштабы, уровень и сам характер их участия в этих отношениях сильно дифференцированы. И не только из-за больших различий в размерах технико-экономического потенциала и ресурсной базы или в уровнях развития, но и в силу осо-

бенностей геополитического положения, а также разной адаптированности к рыночным методам хозяйствования.

Наиболее широко из стран СНГ представлена в МЭО Россия. В мае 1997 года она впервые приняла участие в качестве полноправного члена во встрече семи ведущих мировых держав. Вошла в состав Парижского и Лондонского клубов крупнейших кредиторов. Россией подана также заявка на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющую наиболее развитые государства мира, где она имеет пока статус наблюдателя в отдельных рабочих органах. В ноябре 1997 г. Россия была принята в члены организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это создает возможность для России продвигать интересы партнеров по СНГ (естественно, с их согласия) в указанных международных структурах.

Во многих МЭО государства СНГ рассматриваются как страны с переходной (от государственной к рыночной) экономикой, хотя проводимые западными экспертами исследования показывают, что по ряду критериев мирохозяйственной системы они, не исключая России, пока заметно отстают от большинства стран мира. Подготовленный 8-ю западными исследовательскими центрами рейтинг 26-и бывших социалистических стран оценивает уровень интегрированности России в мировое хозяйство в 5,5 балла из 10 (против 5,8-9,2 балла у государств ЦВЕ и Балтии), а остальных стран СНГ - еще меньше1.

Тем не менее, даже в этих условиях общей для стран СНГ тенденцией стало быстрое расширение торгово-экономических связей с государствами дальнего зарубежья. Это происходит, правда, не столько за счет вовлечения в торговлю новых ресурсов, сколько путем переориентации торговых потоков с ближнего зарубежья на дальнее. Если в 1990 г. на долю последнего приходился 31% общего объема торговли, а остальную часть составляли межреспубликанские поставки, то в 2006 году сложилось обратное соотношение. Соответственно во внешнеторговом обороте России удельный вес стран дальнего зарубежья возрос с 43 до 85%.

В результате Россия, выступавшая прежде главным торговым партнером бывших союзных республик (на ее долю приходилось в

1990 г. от 40 до 54% их внешнеторговых оборотов), быстро утрачивает эту роль, особенно в республиках Закавказья, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане.

Широкое развитие получает торговоэкономическое сотрудничество не только с ведущими мировыми державами, но и с соседними государствами. В число основных экономических партнеров закавказских и Центральноазиатских республик вошли Турция и Иран, Украины - Польша, Молдавии - Румыния. Активизируются связи России и других стран СНГ с Китаем. Ряд участников СНГ присоединился к созданным соседними государствами организациям регионального сотрудничества (Украина - к Центральноевропейской инициативе и Совету черноморско-балтийского сотрудничества, Азербайджан и центральноазиатские республики - к Организации экономического сотрудничества и др.), которые начинают играть все более видную роль в развитии их внешнеэкономических связей.

Особое значение придают все страны СНГ привлечению в свою экономику зарубежных кредитов и капиталов. В этих целях приняты законодательные и другие нормативные акты, предусматривающие льготы для иностранных инвесторов. И хотя сохраняющаяся на постсоюзном пространстве политико-экономическая нестабильность продолжает оказывать сдерживающее влияние на приток зарубежных капиталов, за последние годы в регионе отмечается заметная активизация кредитно-инвестиционной деятельности третьих стран. Причем растущая часть поступающих в регион внешних средств направляется российским партнерам.

В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что зарубежный капитал направляется, прежде всего, на разработку топливно-сырьевых ресурсов южных республик СНГ. В зоне Каспийского моря (Азербайджан, Ка -захстан, Туркменистан) начато создание нефтегазовой базы мирового значения.

Энергичные усилия прилагают зарубежные компании к освоению месторождений металлов, особенно драгоценных, которыми располагают республики Средней Азии и Закавказья. В Казахстане под контроль иностранного капитала передано большинство основных предприятий металлургии, энергетики, ферросплавов, железорудного, хромового и фосфорного сырья. В закавказско-азиатской

зоне намечается также сооружение транснациональных транспортных коридоров, предназначенных для того, чтобы соединить побережье Тихого и Индийского океанов с Европой. Известно, что сенат США объявил южные республики бывшего СССР сферой американских приоритетных интересов.

В целом можно констатировать, что страны СНГ довольно быстро продвигаются по пути включения в систему мирохозяйственных отношений, хотя здесь остается немало проблем, не находящих решения (доля стран СНГ в мировой торговле - лишь 2%, неэффективна структура товарообмена, Запад сохраняет дискриминационные барьеры для их товаров и др.). Быстрое включение России и других стран СНГ в мирохозяйственные связи происходит в условиях еще не преодоленного экономического спада.

В этих условиях все более настоятельно ощущается потребность в усилении интеграционных процессов в СНГ. Однако реализация принятого странами СНГ курса на интеграцию между ними происходила крайне вяло и неэффективно.

Согласованные установки по осуществлению интеграции в Содружестве на основе международно-правовых принципов нашли отражение еще в учредительных документах СНГ. В подписанном руководителями стран СНГ в сентябре 1993 г. договоре о создании экономического союза2 была определена стратегия поэтапного строительства на базе рыночных отношений общего экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, равные возможности и гарантии для хозяйствующих субъектов. С учетом опыта ЕС были намечены пути и этапы достижения поставленных целей: от формирования зоны свободной торговли к таможенному союзу, затем к общему рынку и далее к валютному (денежному) союзу.

В развитие договора заключен ряд многосторонних соглашений по отдельным направлениям интеграционного развития, в том числе о создании зоны свободной торговли и платежного союза, об углублении интеграции между 4 государствами (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) и образовании ими таможенного союза.

Вместе с тем, в отличие от практики западноевропейской интеграции в документах СНГ многие положения сформулированы в т.н. рамочной форме, весьма расплывчатой и необязывающей. В них отсутствует официально признанная и объявленная всеми участниками конечная цель процесса, каковой, очевидно, должно бы явиться создание интеграционного сообщества.3 Не закреплены четкие реализационные механизмы и конкретные обязательства сторон по выполнению совместно намеченных задач.

Более того, в самих подходах России и ее партнеров по СНГ к проблемам региональной интеграции и ее соотношению с задачами включения в мирохозяйственные связи выявились серьезные разногласия. В России указом Президента РФ (сентябрь 1995 г.) утвержден стратегический курс, нацеленный на "создание интегрированного экономически и политически объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе", а отношения с членами СНГ провозглашены главным приоритетом.

В Содружестве этот курс полностью поддерживается Белоруссией, что нашло выражение в заключенном весной 1997 г. российско-белорусском договоре о союзе двух государств. За ускорение строительства интеграционного сообщества, прежде всего таможенного союза и общего рынка, выступают также другие участники договора "четырех" - Казахстан и Киргизия. Близки к такой позиции Таджикистан и в определенной мере Армения.

Что касается остальных стран СНГ, то они, особенно в последнее время, все более настороженно воспринимают многосторонние интеграционные проекты, решительно выступают против создания наднациональных органов, предлагая превратить СНГ в чисто совещательный форум и развивать пока только двусторонние связи. Как правило, ими признается роль России как стратегического партнера, но сотрудничество в СНГ не рассматривается в качестве главного приоритета внешнеэкономической политики. Наоборот, руководители Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Туркменистана подчеркивали, что для них приоритетны отношения с различными партнерами.

Положение усугубляется тем, что ни с российской стороны, ни со стороны других при-

верженцев интеграции не предпринимались реальные шаги к налаживанию интеграционного взаимодействия, в том числе в области экономики. На практике не только не обеспечено приоритетное развитие взаимных торгово-экономических связей, а, напротив, произошло их свертывание. В результате удельный вес стран СНГ в российской торговле сократится с 19% в 2000 году до 15% в 2006 году.

Не дало ожидаемых результатов соглашение о создании зоны свободной торговли. Отмена таможенных пошлин между его участниками осуществлена со значительными изъятиями, в том числе со стороны России. Более того, нередко во взаимной торговле практикуется введение дополнительных запретительных мер, что ведет практически к своего рода "торговым войнам" (Россия - Украина).

Цены на многие взаимопоставляемые товары (нефтепродукты, алюминий, целлюлоза, сахар, сливочное масло и др.) превысили уровень мировых, что делает более выгодной их закупку на других рынках.

В масштабах СНГ даже не начата работа по формированию таможенного союза. Такая работа проводится лишь между 4 государствами, хотя и здесь нет реальных результатов. Отстает унификация таможенных и других внешнеторговых нормативных актов. Попытки введения единого таможенного тарифа в отношении третьих стран путем искусственной подгонки под российские тарифы привели к тому, что участники "четверки" из-за расхождения экономических интересов стали прибегать к их одностороннему пересмотру. Остаются открытыми вопросы обустройства внешних границ союза и обеспечения на них системы надежного контроля. В итоге все дальше отодвигается создание единой таможенной территории. Определенные сдвиги к лучшему происходят только в рамках российско-белорусского союза.

Не упорядочены взаимные платежнорасчетные отношения, где широко практикуются бартер, требования предоплаты, имеют место крупные неплатежи. Предусмотренные соглашением о платежном союзе расчеты в национальных валютах пока не получили распространения.

Интеграционная активность в Содружестве проявляется больше всего в "размноже-

нии" различных межгосударственных соглашений и органов, т.е. носит практически "надстроечный" характер. Для предпринимательских же и банковских структур стран СНГ, являющихся в современных условиях ведущими участниками внешнеэкономических связей, не созданы необходимые экономические и правовые условия, которые обеспечивали бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки их деятельности на рынках СНГ. Слабо развивается совместное предпринимательство: отстает создание ТНК и МФПГ, совместных предприятий и банков, не стимулируются связи на уровне малого и среднего бизнеса.

Различия между странами СНГ в уровнях и условиях развития, в подходах к взаимному сотрудничеству обусловили неизбежность разноскоростного развития интеграционного процесса.

В принципе, как видно и из истории Евросоюза, образование более узких по составу группировок, объединяющих сторонников углубления интеграции, позволяет им результативнее находить согласованные решения по практическим вопросам сближения и взаимодействия, прокладывая путь и создавая своим примером стимулы к интеграционному объединению для тех, кто пока к этому не готов.

В то же время, несомненно, становилась реальной опасностью разобщенность участников разных объединений в ущерб целостности всей системы Содружества. Расширялись возможности для третьих государств играть на возникающих в этой связи неувязках и противоречиях, в частности, оспаривать правомерность торгово-экономических преференций, предоставляемых друг другу членами интеграционных объединений.

Эти угрозы многократно усугублялись вследствие фактического отсутствия между Россией и ее партнерами по СНГ координации внешнеэкономических действий, с одной стороны, и слабой увязки интеграционных мероприятий внутри Содружества с шагами, предпринимаемыми по развитию отношений с третьими государствами и МЭО, с другой.

В заключенных между членами СНГ соглашениях предусмотрена координация торговой политики в отношении третьих государств, но на практике эти обязательства не

реализовались даже в тех случаях, когда несогласованность позиций наносит прямой ущерб взаимным связям. Если в Евросоюзе с самого начала был установлен жесткий механизм проведения единой торговой политики и согласования важнейших акций по отношению к другим странам, то в органах СНГ, насколько известно, стратегические проблемы внешнеэкономической политики не обсуждались ни разу. И российская сторона, и представители других стран СНГ предпочитали действовать вовне сепаратно, не проявляли инициативы в проведении хотя бы взаимных консультаций по вопросам отношений с третьими государствами или международными экономическими структурами. Не было и решений руководящих органов СНГ о проведении таких консультаций на уровне посольств (миссий) стран СНГ. Во многом это связано с тем, что во всех странах СНГ, включая Россию, отсутствует системный подход к формированию и реализации как национальной, так и многосторонней торговой политики.

Обострилась конкуренция между экспортерами и импортерами России и стран СНГ на мировых рынках (например, в торговле военной техникой, металлом и некоторыми видами сырья). Отсутствует согласованность и при разработке мер по защите своих экспортеров от дискриминационных акций, практикуемых на рынках дальнего зарубежья.

Серьезные проблемы возникали и в части совместимости взаимных интеграционных обязательств стран СНГ с их обязательствами по отношению к мировому сообществу. Как в России, так и в других государствах Содружества практические решения, принимаемые по этим двум направлениям, слабо увязываются между собой, что, очевидно, в немалой мере объясняется недостатком слаженности в работе над интеграционными проектами в СНГ и документами по сотрудничеству с третьими странами.

Общий вывод, вытекающий из изложенных оценок и соображений, заключается в том, что вяло текущий интеграционный процесс в Содружестве и нескоординированность действий его участников в отношениях с третьими странами и МЭО привели к тому, что эти страны стали конкурентами в торговле и в инвестиционной сфере.

По нашему мнению, только скоординированные действия способны обеспечить рациональное сочетание во внешнеэкономической политике России и ее партнеров по Содружеству двух ведущих тенденций мирового развития - глобализации международных отношений и образования межгосударственных интеграционных объединений.

Необходимость выработки скоординированных подходов к этим вопросам становится особенно настоятельной и очевидной и в практическом плане, и в связи с предстоящим присоединением России и других стран СНГ к Всемирной торговой организации (ВТО). Ситуация, складывающаяся вокруг переговоров с ВТО, требует, чтобы подготовка к вступлению в эту организацию была увязана (по срокам и направлениям) с интеграционными планами в Содружестве. Необходимо также вести дело к выработке с партнерами по СНГ согласованных переговорных позиций с тем, чтобы не наносить ущерба интересам друг друга, сохранить взаимно предоставленные преференции и не осложнить развитие интеграции в регионе.

Особое внимание целесообразно уделить упорядочению нормативно-правовой базы взаимодействия стран СНГ и приведению ее в соответствие с международными нормами. Это предполагает проведение тщательного анализа действующих в государствах Содружества экономических договоров и соответствующих национальных правовых документов, имея в виду выявить и устранить существующие в них пробелы и неувязки. Представляется, что с точки зрения соблюдения правил ВТО нуждаются в более четкой регламентации, прежде всего, те соглашения и внутренние правовые акты, которыми регулируются в России и других странах СНГ конкретные механизмы обеспечения конкуренции и государственной поддержки национальных предприятий, применения мер по защите внутреннего рынка, осуществления торговли услугами и формирования рынка ценных бумаг, инвестиционной деятельности.

Чтобы понять, насколько сложно выглядит сегодня экономическое сотрудничество Содружества Независимых Государств, перейдем к изложению тех моментов, где интересы стран Содружества совпадают.

Приграничная торговля.

Приграничная торговля принципиально отличается от обычной внешней торговли, поскольку осуществляется не в рамках мирового рынка, характеризующегося постоянными конкурентными войнами "не на жизнь а на смерть", а проходит на локальных рынках, где продавцы и покупатели вдвоем определяют все условия торговли и кровно заинтересованы во взаимовыгодном осуществлении всех сделок без исключения. Здесь может осуществляться и такой наиболее выгодный для обеих сторон сделки вид торговли - как бартер - т.е. обмен готовыми изделиями производителями без посредников. В Российской Федерации этот вид торговли регулируется аппаратами Уполномоченных МЭРТа в субъектах РФ по торгово-экономическим вопросам. Основные функции Уполномоченных заключаются в следующем:

-содействие развитию в регионах различных форм торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, включая создание предприятий с участием иностранного капитала, а также предпринимательства в Свободных Экономических Зонах, создаваемых в их регионе, прибрежной и приграничной торговли;

-участие в рассмотрении предложений о привлечении иностранных фирм и организаций к строительству объектов на местах совместно с региональными органами государственной власти;

-разработка предложений по совершенствованию хозяйственного и организационного механизмов функционирования внешнеэкономических связей;

-обеспечение контроля за реализацией выданных лицензий;

-обобщение практики применения в регионе российского законодательства, определяющего соответствующие сферы внешнеэкономической деятельности, и подготовка предложений по его совершенствованию.

Уполномоченные в регионах получают от министерств, ведомств и организаций РФ информационные, методологические, нормативные и конъюнктурные материалы, экономикостратегические данные, включая таможенную статистику, необходимые для выполнения воз-

ложенных на них функций. Они представляют Министерство (МЭРТ) на совещаниях и по его поручению на переговорах, связанных с вопросами ВЭД; вступают в контакты в пределах своей компетенции с государственными органами, учреждениями, предприятиями и организациями, должностными и частными лицами зарубежных стран как в стране, так и за рубежом. Уполномоченные действуют на основе контрактов, которые они заключают с Министерством, где оговариваются права и обязанности сторон.

Вслед за Россией остальные страны СНГ ввели также либеральные условия приграничной торговли (за исключение Белоруссии), что создает очень благоприятные условия для развития рынка услуг в научно-технической сфере.

Общая зона свободной торговли стран ЕС, СНГ и России.

Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года опубликован на сайте МЭРТа в июле 2007 года. В разделе 3 Концепции на страницах 84-85 приведена версия МЭР-Та экономической интеграции стран СНГ. Не все в этой концепции, касающейся СНГ, является бесспорным, однако целый ряд моментов представляется важными, поэтому считаю полезным привести почти их целиком. "На сегодняшний момент образовались предпосылки для выработки нового типа взаимоотношения России со своими партнерами по СНГ и Азиатскими странами. Новая модель взаимоотношений связана с:

-переходом к рыночным ценам на российские энергоносители, поставляемые в страны СНГ;

-выработкой системы совместных проектов в сфере добычи и транспортировки энергоносителей на мировые рынки, а также развитии транспортной, энергетической инфраструктуры и использования водных ресурсов;

-созданием нового интеграционного объединения, перспективной формой которого может быть ЕврАзЭС (или несколько разноуровневых объединений), связанных преференциальными соглашениями и свободной торговли и движением к таможенному союзу;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.