Научная статья на тему 'Проблемы валютно-финансовой интеграции стран СНГ'

Проблемы валютно-финансовой интеграции стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы валютно-финансовой интеграции стран СНГ»

ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ

И.В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики,

В.А. НАРСКИЙ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа, финансов и статистики,

В.В. ЗАБОЛОЦКАЯ, преподаватель экономического факультета Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Во второй половине XX века валютно-финан-совая интеграция превратилась в одну из важнейших тенденций развития мировой валютной системы. Примером наиболее последовательного и сформированного развития региональной валютно-фи-нансовой интеграции является процесс создания экономического и валютного союза стран Западной Европы. Европейская финансовая интеграция в ЕС является уникальным примером того, как большая группа различных стран планомерно достигла наивысшей степени интеграции - единой денежной единицы.

В Западной Европе валютное сотрудничество начало развиваться еще в 1950 году, когда 17 западноевропейских стран создали Европейский платежный союз (ЕПС), который позволил странам перейти к полной конвертируемости национальных валют и наладить эффективную систему взаимных расчетов1. Западная Европа шла к единой валюте евро несколько десятилетий, достигнув ее только в 2002 году, когда евро занял достойное место в мировой валютной системе.

Опыт стран "зоны евро" представляет собой неоценимый пример для стран Содружества, так как государства СНГ только встали на путь построения своего финансового пространства. Важно отметить, что валютно-финансовое взаимодействие в рамках СНГ, хотя и имеет десятилетний период, осталось в стадии формирования, так как многие соглашения и институты так и не вступили в стадию функционирования. Несостоятельность попыток стран СНГ сформировать за годы реформ еди-

1 Захаров A.B. Валютная интеграция СНГ: найти свой путь. / "Российская газета", 5 октября, 2000 года.

ное финансовое пространство, по нашему мнению, определяется следующими факторами.

Во-первых, несоблюдение объективных экономических закономерностей и тенденций. Попытки интеграции осуществлялись, в основном, под влиянием политических, а не экономических реалий и возможностей.

В 1992 году, когда уже появились национальные банки, было подписано соглашение 8 стран о сохранении советского рубля в качестве единой валюты. Введение системы межгосударственных расчетов через корреспондентские счета в ЦБ России (как защитительной меры от кредитной эмиссии рубля в других государствах СНГ) привело к полному прекращению функционирования денежной системы, основанной на бывшем советском рубле.

В сентябре 1993 года страны СНГ заключили сомнительное соглашение о "новой рублевой зоне" на базе российского рубля, который в то время был очень "слабой" валютой. Традиция безграмотных политических решений продолжалась2.

В 1998 году планировалось ввести единую валюту для России и Беларуси к началу 2000 года, хотя темпы инфляции в Беларуси превышали почти втрое темпы инфляции в РФ3.

В настоящее время руководство стран СНГ вновь подняло вопрос о необходимости создания

2 Шишков Ю.В. Стратегический путь развития финансово-экономического взаимодействия государств СНГ - отношения между предприятиями.// Совещание бирж стран СНГ "Проблемы и перспективы использования национальных валют в торгово-экономических отношениях государств СНГ', 2000.

3 Там же.

экономического и валютно-финансового союза (пространства), о скоординированной экономической политике. Причин, как нам представляется, здесь несколько:

• значительное ухудшение экономического положения большинства стран СНГ, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, дискоординации валютно-финан-совых отношений, механизма расчетов и ценообразования;

• окончательно развеялись иллюзии стран СНГ о возможности быстрого наполнения рынка товарами и услугами и успешного осуществления экономических реформ с учетом национальной специфики;

• более трезвым стало понимание роли ожидаемой помощи со стороны развитых государств мира и международных экономических группировок.

Таким образом, в СНГ можно было наблюдать своего рода историю валютной интеграции в Западной Европе в обратном направлении: от единого советского рубля к становлению ограниченно конвертируемых национальных валют. Проведенные в зоне СНГ неудачные, по-нашему мнению, попытки валютно-финансовой интеграции привели к такому ее состоянию, которое сложилось в мировой финансовой системе еще в середине 1970-х годов.

Во-вторых, неэффективный характер торгово-экономических отношений, что также является важной причиной торможения интеграционных процессов в рамках СНГ. В этой связи закономерно обратиться к опыту стран "зоны'евро", которые сформировали стадии перехода к единому экономическому и валютному союзу (рис. 1).

В отличие от стран ЕС, странами СНГ за годы распада Союза, были приняты некомпетентные решения в области интеграции. Так, в СНГ еще в 1995 году попытались начать процессы интеграции сразу с таможенного союза России и Беларуси, куда присоединились Казахстан, Киргизстан и Таджи-

Рис. 1. Стадии формирования экономической и валютно-финансовой интеграции

20%

Зона свободной торговли

Таможенный союз

Общий

-> рынок

Эконо-

-> мичес-

кий

союз

Эконо-

мичес-

кий и

валют-

-> ный

союз

60%

20%

□ СКВ

I взаимозачеты(вексельные и "серые" схемы)

Ябартер

Рис.2. Структура взаимных платежно-расчетных отношений стран СНГ

кистан4. Экономические и политические потенциалы 5 стран-участниц таможенного союза были различны из-за наличия асимметрии в развитии их экономик, различиях в потребностях защиты внутренних рынков, а также внешнеэкономических интересов. Поэтому после кризиса 1998 года все члены таможенного союза отказались от попыток унификации тарифных барьеров и ввели двусторонние ограничения по торговле друг с другом.

Справедливости ради отметим, что существуют примеры трехсторонних клиринговых отношений в рамках СНГ: Туркменистан - Иран - Армения и Туркменистан - Иран - Украина. Однако эти соглашения практически обслуживают только международные поставки газа.

Кроме того, до сих пор торговля между странами СНГ осуществляется в значительной мере на бартерной основе (рис. 2).

Ярким примером преобладания бартерных расчетов служат отношения Беларуси с Россией. Так, в 1999-2000 годах в российских рублях осуществлялось 58% всех расчетов, в белорусских рублях - 24%, но большая часть расчетов была осуществлена в натуральной форме5. Специальные международные соглашения о бартерной торговле газом имеют также Азербайджан, Казахстан и Туркменистан.

По мнению авторов, на нынешнем этапе развития интеграционных процессов в рамках СНГ наиболее благоприятной формой интеграции является свободная торговля на основе двусторонних отношений, характеризующаяся ликвидацией таможенных ограничений между государствами-партнерами, но сохранением при этом независимости в выработке таможенной политики по отношению к

4 Рассчитано по данным доклада И.А. Князева. О создании многосторонней расчетно-клиринговой системы на базе национальных валют в рамках формирования единого валют-но-финансового пространства стран СНГ.// Совещание бирж стран СНГ "Проблемы и перспективы использования национальных валют в торгово-экономических отношениях государств СНГ', 2000.

5 Лузгин Н.В. Проблемы использования национальных валют стран СНГ в обслуживании взаимного товарооборота.// Совещание бирж стран СНГ "Проблемы и перспективы использования национальных валют в торгово-экономических отношениях государств СНГ", 2000.

третьим государствам. Параллельно необходимо осуществлять либерализацию торговли с крупными торговыми блоками: ЕС на Западе, Организацией Экономического сотрудничества на Юге.

Другим приоритетным направлением становления финансового пространства является создание эффективной системы расчетов, опирающихся на национальные валюты. Без создания такой системы невозможно эффективное использование зоны свободной торговли в рамках СНГ.

В этой связи необходимо затронуть проблему незначительного и неэффективного использования национальных валют Содружества. Так, за последние 11 лет, большинство стран СНГ достигли внутренней конвертируемости своих валют, курс которых теперь складывается на основе спроса и предложения, а официальный курс определяется через рыночный. Но и в этой области существуют весомые различия между государствами в регулировании операций с национальными валютами. Например, в Белоруссии и Туркменистане существует фиксация официального курса и множественность курсов национальных валют6. В то время как, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Россия, Таджикистан и Украина ввели "плавающие" валютные курсы7.

До сих пор основной причиной, по которой банки и предприятия не используют национальные валюты во взаимных расчетах, является отсутствие общего рынка Содружества. В основном валюты стран СНГ обмениваются друг с другом через доллар США. Такое положение ведет к большим издержкам при обмене валют, а также к большой зависимости от динамики американской валюты. Более того, внедрение во внутренний денежный оборот СКВ на ранних стадиях экономической самостоятельности многих стран СНГ, а также высокая инфляция привели к прекращению выполнения национальными валютами отдельных функций денег во внутренней экономике, что до сих пор препятствует их использованию во взаимных расчетах. Так, например, степень использования национальных валют стран Содружества в расчетах составляет 5-10%, а на валютном рынке только 3-5%8.Причиной этого является ярко выраженная экспортно-сырьевая ориентация стран СНГ, где цены на сырье традиционно котируются в долларах США. Для сравнения отметим, что в середине 1990-х годов крупнейшие страны ЕС (Германия, Ве-

6 Чегодаев Д.А. Проблемы платежно-расчетного механизма СНГ существуют, но их нужно и можно решить. // М., "Ин-дикатор",№ 02(30), февраль 2000 года. С. 9.

7 Захаров A.B. Валютно-финансовая интеграция в СНГ: проблемы и перспективы.// "Время MN", 10 авг., 2001 год.

8 Там же.

ликобритания, Франция, Италия и Нидерланды) оценивали в национальных валютах от 40 до 75% национального экспорта и 40-50% импорта.

Кроме того, "сила" национальных валют стран СНГ различна. Сильные государства не хотят быть донорами для других, слабых, членов Содружества. Поэтому этим странам приходится осуществлять расчеты и платежи в долларах США (до 80% всех расчетов и платежей стран СНГ). Однако нам представляется, что в ближайшие годы первоначальным способом дедолларизации стран СНГ может стать евро. Евро может потеснить доминирование доллара, так как именно страны ЕС являются главными стратегическими и геополитическими партнерами Содружества.

Относительно самих национальных валют Содружества, очевидно, что расширение их использования во взаимных расчетах способствовало бы увеличению внешнеторгового оборота, росту экономики, усилению взаимной кооперации и интеграции.

Еще одна проблема, препятствующая развитию интеграции, - низкий уровень технико-эконо-мического развития большинства стран СНГ. Как показывает мировая практика, интеграция национальных хозяйств начинается на достаточно высоком уровне промышленного, научно-технического и социального развития, когда взаимный товарообмен глубоко диверсифицирован. За годы реформ страны бывшего СССР потеряли половину своего экономического потенциала. Везде кроме России, Беларуси, Украины, Казахстана, доминирующей отраслью материального производства стало сельское хозяйство9. Более того, с развалом хозяйственных и производственных связей многие страны СНГ переориентировались на производство сырья (нефти, газа, минеральных удобрений). В большинстве из них на долю сырья и полуфабрикатов приходится 60-85% стоимости вывозимых за границу товаров. Таким образом, большинство стран СНГ являются аграрно-сырьевыми хозяйствами.

С другой стороны, низкое качество большинства готовых изделий промышленного производства (не считая вооружения), производимых в России, Беларуси, Украине и других странах Содружества, даже при относительно низких ценах делает их менее конкурентоспособными по сравнению с аналогичной продукцией зарубежных стран. Кроме того, доля внутрирегионального экспорта в странах СНГ с 1990 по 1999 год упала с 70 до 33,6%. Лишь Беларусь, Казахстан, Молдова, Киргизия сохраняют определенный перевес внутрирегиональных поставок в своей внешней торговле в рамках СНГ. Таким образом, внутреннее финансово-экономичес-

9 См. сноску 2.

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

iiiiliB

it

r^yssf yf/

■ 1985 11990 П1997 D1999 B2003

Рис.3. ВВП на душу населения в странах СНГ в 1985, 1990, 1997, 1999 годах и прогноз на 2003 год (в дол. США)10

кое положение и состояние валютного рынка стран СНГ во многом зависят от конъюнктуры мировых товарных рынков. По нашему мнению, первоочередной общей для всех стран Содружества является задача повышения доли готовой и высокотехнологической продукции, что позволит снизить зависимость экспорта от сырья.

Другим важным критерием технико-экономического развития любой страны является объем ВВП на душу населения (рис. 3).

Как видно из приведенных данных (рис. 3), в 1990 году разрыв между высшим и низшим уровнями ВВП на душу населения составлял 3,1 раза, а в 1997 году - 4,3 раза11. В 2003 году, по прогнозу, разрыв между странами с высшим и низшим уровнем (Беларусь и Таджикистан) увеличится в 6,8 раз. Таким образом, наблюдается значительное увеличение разрыва в развитии национальных экономик стран-участниц Содружества, что характеризует еще одну негативную тенденцию на пути ва-лютно-финансовой интеграции.

Наконец, остановимся на унаследованном от бывшего СССР механизме хозяйствования. После развала СССР новые независимые государства воспроизвели идентичный механизм хозяйствования, основанный на замкнутости системы, где внешнеэкономические связи играли второстепенную роль. В то же время степень развития экономики и инфраструктуры в государствах СНГ были столь различны и трудно совместимы друг с другом, что привели к размежеванию хозяйственных связей стран Содружества. Разноскоростные темпы реформирования национальных экономик в странах Содружества усилили дивергенцию хозяйственных механизмов. Так, по данным The Economic Report, в

1998 году доля частного сектора в ВВП в СНГ колебалась от 20 - 70%12. В 2001 году, по различным источникам, доля частного сектора в ВВП в среднем возросла до 75%, но по-прежнему сохраняется разрыв в уровне развития и совместимости хозяйственных механизмов, без чего углубление процессов интеграции осуществить весьма затруднительно.

В то же время со всей определенностью можно констатировать, что доставшийся в наследство странам СНГ единый советский экономический фундамент может стать предпосылкой для реализации интеграционных процессов. Очевидно, что формирование экономического и валютно-финансового пространства должно осуществляться с учетом современных технологий, мировых стандартов качества в сочетании со свободным перемещением товарных, финансовых потоков, а также свободным перемещением рабочей силы.

Мы убеждены, что сегодня страны СНГ весьма далеки от применения модели ЕС напрямую в рамках постсоветского пространства. Так, по принятым критериям конвергенции в ЕС страны СНГ благополучно выполнили лишь 1 параметр - отношение дефицита бюджета к ВВП (в 1999 году трехпроцентный барьер не был достигнут лишь Арменией). Наиболее тяжелая ситуация в странах СНГ сложилась по ставке рефинансирования. Если для ЕС этот критерий составляет 4,2%, то для стран СНГ он значительно превышен и колеблется от 10 до 120%13. В 1999 году темпы инфляции ниже, чем в странах ЕС (2,6%),только в Азербайджане (-0,5%) и Армении (2%).Соотношение внешнего долга к ВВП, соответствующее 60% в ЕС, не достигли Азербайджан, Армения, Белоруссия, Украина ни даже Россия, а в Киргизстане он составил 126,6%14.

Таким образом, макроэкономические показатели стран СНГ весьма далеки от критериев ЕС и исторически изменяются медленно. Поэтому валют-но-финансовую интеграцию стран СНГ по модели ЕС на данном этапе осуществить невозможно.

Очевидно, валютно-финансовая интеграция в СНГ объективно неизбежна, но займет значительный период. Мы считаем, что на современном этапе необходимо выработать собственный подход к формированию современных хозяйственных механизмов в рамках СНГ с учетом объективных экономических предпосылок. Поэтапный переход от одной стадии интеграции к другой позволит достигнуть наивысшей стадии объединения. Сократить сроки интеграции позволит опыт союзных стран

'"Рассчитано по данным: * Review and Outlook for the Former Soviet Publics. W. Plan Econ. Inc, oct.1999.

"The World Bank. States of the Former USSR. Statistical Handbook, 1996.

12 The Economic Report. London: The Economist Intelligent. March 1999.

13 Покровский B.A. О перспективах согласованной валютной политики в СНГ.//М., "Индикатор",№12(38), дек. 2000. С. 24.

14 См. сноску 2.

(Беларуси и России), а также опыт 5 стран Евро-пейско-азиатского экономического сообщества (ЕАЭС). По оценкам некоторых специалистов, перспективы ЕАЭС в плане интеграции значительно лучше, чем в целом у СНГ.

Суммируя сказанное выше, можно сделать следующие выводы:

• на современном этапе развития сотрудничества стран СНГ осуществить экономическую и ва-лютно-финансовую интеграцию по модели ЕС невозможно. Однако использование опыта стран ЕС и его адаптация к экономическим реалиям стран СНГ позволит избежать некомпетентных решений на пути интеграции;

• импульсом к продолжению интеграционных процессов должны стать сотрудничество между странами СНГ на базе двусторонних соглашений;

• формирование единой концепции в сфере валютного и финансового сотрудничества с последующим отказом от бартеризации торговых отношений, дедолларизации национальных экономик стран-участниц и переход на взаимно конвертируемые национальные валюты, расширение сферы их использования при проведении взаимных расчетов должно стать приоритетным направлением для всех стран СНГ уже на данном этапе интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.