Научная статья на тему 'Концептуальные основы интеграции национальной экономики России в мировое хозяйство'

Концептуальные основы интеграции национальной экономики России в мировое хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы интеграции национальной экономики России в мировое хозяйство»

ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

© 2003 г. А.М. Басенко, А.К. Балкаров

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Получающие все большее развитие в современном мире процессы глобализации экономической жизни представляют собой одну из перспективных «продвинутых» форм международной экономической интеграции, присущей ее сегодняшнему этапу эволюционной динамики.

Поскольку этот объективный процесс охватывает все большее число стран, представляется необходимым предпослать анализу практических вопросов включения экономики России в систему мирохозяйственных связей рассмотрение совокупности условий -императивов, способов (методов, форм) и алгоритмов-технологий осуществления интеграционных процессов на межстрановом уровне (метаэкономика).

Каковы же объективные требования к экономике стран-участниц мирового интеграционного процесса, содержащие центростремительный импульс и обеспечивающие сближение национальных экономик? К числу таких условий-императивов можно отнести:

- умеренно-либеральный характер рыночных преобразований;

- обеспечение разумной степени открытости национальной экономики;

- активную внешнеэкономическую политику в сфере международного разделения труда (преимущественно за счет поддержки экспортоориентированных отраслей и продвижения их продукции на международные рынки);

- унификацию принципов и согласование позиций в сфере внешнеэкономической деятельности в области валютной политики, налоговой системы, аграрной сферы и транспорта;

- обеспечение свободного движение ресурсных и готовых товаров (энергоносителей, сырья и конечной продукции), капитала, рабочей силы, услуг, технологий, информации;

- сближение нормативно-правовой базы организации, функционирования и развития производственнокоммерческой и финансовой деятельности, системы ее учета и методик анализа на уровне микро-, мезо-, макро- и метаэкономики;

- постепенный отход от торговых ограничений (лицензий, квот) на взаимной основе.

Рассмотрим эти требования по порядку.

Преимущества умеренной либерализации экономики в ходе ее рыночной трансформации и последующего развития в рамках этой модели выявлены в результате сравнительного анализа моделей экономического развития различных стран в XX в., что подтверждается современным опытом Китая, экономика которого проде-

монстрировала в последнее десятилетие устойчивый рост. Достоинства этой модели с точки зрения заложенного в ней интеграционного потенциала проявляются:

- в конструктивной реализации принципа сочетания двуединых начал: преемственности и новацион-ности, обеспечивающего эффективную действенность рыночно-экономических реформ;

- последовательном наращивании производственно-маркетингового потенциала национальной экономики, подтягивании ее до уровня экономически развитых стран;

- формировании менталитета цивилизованно-ры-ночной экономики, конкурентно-предпринимательской среды, мотивационных механизмов рыночного поведения, их сближении и унификации во всемирном экономическом пространстве;

- регулируемости процесса обеспечения постепенной открытости экономики страны для внешнеэкономических связей до разумных границ;

- повышении уровня жизни населения до мировых стандартов;

- усилении рыночной природы внешнеэкономических отношений;

- конструктивно-эвристическом поиске новационных форм, методов, средств, инструментов интеграции страны в систему мирохозяйственных связей;

- сохранении созидательного потенциала развивающегося на рыночных началах отечественного бизнеса;

- демократизации экономического поведения субъектов всех уровней: нано-, номо-, интра-, микро-, мезо-, мета-, и мегаэкономики как в сфере внутринациональных хозяйственных связей, так и в области международных экономических отношений;

- разумных сочетаниях механизмов государственного и корпоративного регулирования и саморегулирования рынка.

Обеспечение разумной степени открытости национальной экономики - необходимое условие процесса интеграции страны в систему мирохозяйственных связей. Ее определение - это поиск оптимального сочетания открытости и защищенности внутреннего рынка по отношению ко внешним экономическим связям в диапазоне от абсолютной закрытости, замкнутости автаркии национального хозяйства, абсолютизацией которых была сталинская политика «железного занавеса», до квазиоткрытости -полной распахнутости отечественной экономики, грозящей национальной безопасности государства.

Среди черт национальной экономики, характеризующих ее открытость, следует выделить степень участия страны в международном разделении труда (МРТ), вы-

ражающугося в показателе-индикаторе внешнеторговой квоты ВТк=ВТ/ВВП-100 %, где ВТ - объем внешнеторгового оборота; ВВП — валовой внутренний продукт, а также в показателях экспортной (Эк) и импортной (Ик) квот в ВВП; благоприятность инвестиционного климата для зарубежных партнеров; уровень конкурентоспособности национальной экономики; структуру внешнеторгового оборота и место в нем экспорта; уровень импортных таможенных барьеров (тарифов, пошлин, квот) и др.

«Рыскающий» характер (от одной крайности к другой) принятия решений экономической политики, охватывающий широкий диапазон состояний экономики от полной зарегулированности механизмов государственной гипермонополии до полного «ухода» государства из экономики (вернее, отказа от регулирующих функций) под лозунгом либерализации, тяжело отразился как на внутреннем положении российской экономики, так и на ее внешних позициях. Бездумная распахнутость по отношению к международному рынку стала причиной массовой гибели не только неконкурентоспособных (по отношению к хлынувшем на внутренний рынок импортным продуктам) отечественных предприятий, но и разрушения целых отраслей: электроники, птицеводства и др. Отсутствие механизмов государственной защиты отечественных товаропроизводителей резко усилило глубину трансформационного спада российской экономики, способствовало его перерастанию в системный кризис и резко, обострило • проблему национальной безопасности в базовой сфере жизнедеятельности общества - в ее экономике.

Говоря о негативных последствиях отечественной практики перехода к открытой экономике, важно иметь позитивную модель таковой как некий ориентир, позволяющий выработать конструктивный алгоритм ее формирования.

Среди черт рационально открытой модели национальной экономики следует подчеркнуть обеспечение воспроизводственной целостности народнохозяйственного комплекса, органически включенного связями МРТ в мировой рынок; радикальную смену позиции и функции государства в сфере внешней торговли с монополии на контроль; создание благоприятного климата ■ для ■ внешних (иностранных) инвестиций; формирование режима разумной доступности внутреннего рынка для притока ресурсов, товаров, технологий, услуг и информации; достижение достаточной конкурентоспособности на мировом рынке; активную политику в реализации принципа сравнительных преимуществ в системе МРТ и межстранового товарного обмена; широкое распространение разнообразных форм совместной предпринимательской деятельности; создание сети свободных экономических зон — территорий с особым финансовым и административно-правовым режимом и др. Став на путь формирования экономики открытого типа, страна включается в объективный процесс унификации ее экономической системы по, стандартам мирового рыночного хозяйства и сближение с мировым сообществом, живущим по законам рынка.

Идея открытости национальных экономик прошла ряд этапов своей эволюции, начиная от спекулятивного инициирования тезиса «открытых дверей», «свободы торговли», маскирующего экспансионистские намерения торговых держав против других стран, до объективно утвердившейся общемировой тенденции преодоления автаркической замкнутости национальных производственно-хозяйственных комплексов в направлении активной реализации преимуществ МРТ, которая сегодня поддерживается абсолютным большинством стран мира и проявляется в эффекте глобализации процесса экономической интеграции [1].

Представляется конструктивной позиция Е.Ф. Ав-докушина, рассматривающего в числе главных факторов обеспечения открытости национальной экономики целенаправленную политику государства, развитие корпоративного бизнеса на транснациональной основе, технико-технологический прогресс в отраслях инфраструктурной сферы: информационно-коммуникационных сетях, системе транспорта, либерализацию международного обмена, включение в процесс экономической глобализации развивающихся и постсо-циалистических государств [2].

Действительно государства, занявшие конструктивную позицию в отношении формирования экономики открытого типа, обеспечили активную политику отечественного бизнеса в межстрановом обмене, поддерживая экспортные производства, развитие совместных предприятий, кооперацию с зарубежными фирмами, стимулируя вывоз товаров и услуг. Отказавшись от монополии внешней торговли, они создают правовое поле и нормативную базу для активизации притока на внутренний рынок капитала, перспективных технологий и информационно-программных продуктов, т.е. средств обеспечения стратегического ресурса развития отечественной экономики.

Значительный импульс процессу формирования экономики открытого типа придало развитие транснациональных корпораций (ТНК), организовавших сеть своих отделений, филиалов, дочерних предприятий в различных странах, используя преференции правового, таможенного и финансового режимов, предоставляемым правовым полем отдельных стран их свободных экономических зон и территорий.

Как показали опросы крупных ТНК (160 компаний), «индекс интернационализации» (по доле научного персонала, занятого за границей), составил: 6 % -для США, 15 - для Франции, 18 - для Англии, 40 % для Швейцарии [3].

Каналы межстранового движения их ресурсов, то-варопотоков, технологий создают эффект проникновения на внутренние рынки стран и выполняют функцию средств коммутации, включения модульных элементов национальных экономик в орбиту движения транснационального корпоративного капитала. ТНК постепенно стали узловыми пунктами сети связей международного обмена, отраслевыми и региональными центрами организации мирового хозяйства и транснационального рынка. Их деятельность унифицирует систему межстрановых отношений и произ-

водственно-кооперативных связей различных хозяйственных структур, способствуя интернационализации экономической деятельности, глобализации хозяйственных процессов.

Научно-технический прорыв в области средств коммуникации, информационных технологий, эволюция в сфере транспортных средств привели к существенному росту подвижности капитала, рабочей силы и других факторов производства, снижению или преодолению барьеров на пути их движения в территориально-временном континууме единого транснационального экономического пространства мирового хозяйства. По мнению JI. Бляхмана и М. Кротова, базовую структуру для этого процесса образует всемирная информационная сеть «Интернет», неподконтрольная национальным правительствам. С ее помощью можно в считанные минуты заключить контракт и перевести миллиарды долларов в любую страну [4].

Развитие инфраструктурных отраслей, обеспечивающих общие условия организации, функционирования и эволюции мирового воспроизводственного процесса, выступает мощным инструментом международной экономической интеграции, создавая открытость и включенность национальных экономик стран в систему мирового хозяйства.

Либерализация режима международного обмена, развивая открытость национальных экономик, активно способствовала усилению их взаимосвязи, взаимозависимости, порождаемой отношениями МРТ, и кооперации, его обособившихся видов деятельности и представляющих их производственно-хозяйственных структур.

Существенное расширение сферы развития интеграционных процессов и границ, охватывающих их субъектов, произошло по мере включения в систему международного обмена развивающихся стран, что, несомненно, стимулировало большую открытость их экономик и присоединение к процессу группы социалистических государств, также вступивших на путь формирования экономик открытого типа. Если первая волна приходится на период 60-х гг., то начало второй можно отнести к 80-м гг. XX в., когда Китай провозгласил свою приверженность курсу свободной торговли, открытости экономики, инструментом реализации которого было создание сети свободных экономических зон, территорий свободной торговли, открытых портов (порто-франко). Впоследствии его поддержали и другие постсоциалистические государства Центральной и Восточной Европы, Балтии и Вьетнам, а также страны-члены СНГ, в том числе Россия.

Это существенно увеличило интеграционный потенциал международного экономического сотрудничества за счет реализации преимуществ открытости национальных экономик, органично включенных в систему мирового хозяйства.

Среди преимуществ открытой модели национальной экономики Е.Ф. Авдокушин справедливо выделяет ее функции, способствующие:

- специализации национальных хозяйств и их кооперированию как способу действия функциональ-

но ориентированных макроэкономических объектов в рамках МРТ, предоставляющего диалектическое единство двух его вышеуказанных сторон в системе рациональной организации мирового хозяйства;

- рациональному распределению производственных ресурсов в рамках транснационального механизма рыночных регуляторов по критерию эффективности их использования;

- диффузии позитивного опыта организации и управления производством, новых технологических и маркетинговых решений внутрь национальных экономик и повышению, благодаря такому трансграничному переносу, их общего уровня в масштабах мирового хозяйства;

- повышению уровня конкурентоспособности национальных экономик стран, открывающих свои границы для общения с мировым сообществом, в силу активизации стимулов укрепления конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей для успешного противостояния потоку импортных товаров, технологий, услуг [2, с. 30].

Естественно, открытая экономика в отличие от стихийной распахнутости предполагает активную позицию государства как макроэкономического субъекта национального хозяйства в определении рациональной степени его открытости для внешнеэкономических связей, а также в формировании собственного и транснационального правового поля взаимодействия макро- и метаэкономических систем. Еще одной непреложной функцией государства является конструирование защитных механизмов по отношению к отечественным товаропроизводителям при сохранении стимулирующего тонуса конкурентной среды со стороны импортируемых товаров и услуг для мотивации внедрения технических и коммерческих инноваций в предпринимательской сфере, ориентированной на внутренний рынок.

Активная внешнеэкономическая политика в сфере МРТ каждой из стран выступает благоприятной предпосылкой и необходимым условием интеграции их экономик в мировую систему рыночного хозяйства.

Для выработки такой политики важно с позиции рыночных критериев оценить место экономики страны в эволюционизирующей системе МРТ, определить, исходя из внешнеторгового принципа абсолютных и сравнительных преимуществ, профиль хозяйственной специализации экономики страны в структуре транснационального обмена и в соответствующей «нише» мирового рынка.

При сохранении относительной целостности мак-ровоспроизводственной системы национального хозяйства важно определить приоритеты его рыночной реструктуризации. При этом необходимо выявить отрасли национальной экономики, конкурентные на мировом рынке, в качестве приоритетов структурноотраслевой трансформации, определяющих перспективный профиль функционально ориентированного хозяйства страны.

Особое внимание важно уделить развитию экспортоориентированных отраслей, имеющих значитель-

ный потенциал конкурентоспособности на мировом рынке, и обеспечить их поддержку для укрепления позиций в конкурентном противоборстве за расширение своей доли на традиционных международных рынках и продвижение на новые рынки и в другие регионы мира. Такая стратегия оправдана как с точки зрения обеспечения притока валютных средств для подъема других отраслей национальной экономики, так и с позиций утверждения полноправной роли страны в системе МРТ, в субъективной структуре мирового рыночной хозяйства.

Не менее важна протекционистская поддержка собственных предпринимателей в сфере правового регулирования международного сотрудничества и прежде всего при заключении международных договоров* и поддержке деятельности совместных предприятий, а также при создании свободных экономических зон.

Унификация принципов и согласование позиций в сфере внешнеэкономической ■ деятельности стран, формирующих экономику открытого типа, является важным условием интеграции , их национально-хозяйственных комплексов в систему мирового рыночного хозяйства. Для обеспечения эластичности траектории и режима беспрепятственного вхождения в мировые экономическое сообщество реализация принципа унификации на рыночных основах правил организации внутренней хозяйственной жизни страны и внешнеэкономической деятельности является непреложным условием.

Такая постановка проблемы на сущностном уровне предполагает ее решение в количественно-параметрическом виде, что означает выравнивание таможенных тарифов, налоговых сборов и валютных курсов в странах, желающих интегрировать свою экономику в мировое хозяйство, до уровней, принятых международным сообществом. Этот эффект можно проиллюстрировать действием шлюзовой камеры при прохождении судна с одного бьефа реки или канала на другой, функционирующей на принципе выравнивания уровней воды в ней с уровнем бьефа по курсу движения судна. Таким инструментом отработки механизма сближения условий и режима функционирования национальной экономики с мировой на начальном этапе процесса могут явиться свободные экономические зоны.

Ориентирами сближения могут выступать императивы Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского союза (ЕС) к их членам и странам, претендентам на вхождение в состав этих международных организаций или региональных интеграционных структур. ■

Опыт сотрудничества европейских стран-участниц общего рынка показывает, что* наибольшие сложности складываются в выработке действенных механизмов регулирования аграрного рынка, инструментами которого являются цены, квоты, дотации, субсидии, экспортные надбавки, из-за различия в уровнях производительности сельскохозяйственного труда и емкости национальных рынков продовольственных продуктов.

Очень жесткие требования к состоянию транспортных средств, дорожного хозяйства, пропускной способности автомагистралей, безопасности движения и экологичности транспортных систем предъявляются к «стыкующимся» транспортным магистралям (модулям, коридорам) национальных экономик стран-партнеров.

Обеспечение свободного движения товаров, капитала, технологий, постепенный отказ от торговых ограничений (лицензий, квот) на взаимной основе и снижение уровня таможенных тарифов являются важным условием развития интеграционных связей между странами. Создание беспрепятственного и недискриминационного режима трансграничного движения ресурсов и результатов производства представляется не единовременным правовым актом, а процессом, в ходе которого постепенно и последовательно решаются задачи устранения нетарифных ограничений, создания единых норм и правил экономического поведения государств-партнеров. Важным шагом в их унификации может стать снижение уровня таможенных тарифов на экспортируемые и импортируемые странами товары.

При-регулировании торговых отношений между двумя странами конструктивным методом преодоления барьеров на пути трансформационного движения финансово-материальных ресурсов является реализация тактики параллельной (взаимной) либерализации режима двусторонних отношений, когда обе страны, понимая выгоды от сотрудничества, синхронно идут на взаимные уступки в снижении уровня таможенных платежей в экспортно-импортных операциях. Это, как правило, достигается путем переговоров, заключения договоров' между странами-партнерами на основе достижения консенсуса их экономических интересов, целей, согласования налоговой политики и валютных курсов. '

При регулировании внешней торговли международными организациями (с 1948 по 1995 г. - генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ, а сейчас - ВТО), благодаря многосторонним переговорам, удается на порядок снизить межстрановые таможенные барьеры. Так, 8 раундов таких переговоров, проведенных за время существования ГАТТ, обеспечили • десятикратное снижение таможенных тарифов между странами-участниками — с 40 до 4 %.

ВТО является универсальным институциональным инструментом, регулирующим двусторонние отношения обмена на основе многосторонних соглашений между государствами - ее членами. Одна из целей ее деятельности — дальнейшее снижение средневзвешенной ставки таможенных тарифов до 3 % [2, с. 95]. ‘

Сближение нормативно-правовой базы производственно-коммерческой и финансовой деятельности в странах-участниках международной экономической интеграции — необходимое условие формирования единого рыночно-экономического транснационального пространства мирового хозяйства. Одним из его определяющих компонентов является однородность правового поля и унифицированность законодатель-

но-нормативной базы развития экономических процессов: интеграции, глобализации на интернациональной основе. Речь идет не только об установлении нормативной базы межстрановых отношений на основе международного экономического права, но и о сближении совокупности принципов и I норм, регламентирующих хозяйственное поведение субъектов внутреннего рынка. Государство, выступая во внешнеэкономической деятельности субъектом международного права, является в то же время основным регулирующим институтом внутренней экономической жизни страны. Преемственность в субъекте реализации этих функций - государстве - объективно выступает позитивным фактором возможности • конструктивного согласования основных позиций международного экономического права и хозяйственного права в сфере внутренней экономики. Единство принципов формирования внутреннего и внешнего правового поля рыночной экономики - не только условие нормального функционирования хозяйственной системы стран с открытым типом экономики, но и базовый принцип создания интегрального модуля системообразующего компонента единого рационального рыночно-экономического пространства (наряду с отла-женностью мировой валютной системы, увеличением состава государств-участников ВТО и расширением рамок международной торговой деятельности, регулируемой принципами этой организации и др.), дающей мощный импульс глобализации экономических процессов в системе мирохозяйственных связей.

Следует подчеркнуть, что для целей унификации законодательной базы международного сотрудничества чрезвычайно важна отработка правового поля СЭЗ как стыковочного модуля национальной и мировой экономик. Приоритетный порядок решения этой задачи на локальном хозяйственном полигоне СЭЗ мог бы создать модель правового решения проблемы обеспечения подготовки и собственно процесса интеграции всей национальной экономики в систему мирохозяйственных связей.

К сожалению, следует отметить, что такая надежная правовая база в России пока отсутствует. Представляется уместным обозначить вектор совершенствования системы правового регулирования трансформационных процессов в экономике России и других стран постсоциалистического пространства, роль которого выполняют последовательная демократизация и либерализация экономической жизни, преодоление сложившегося разрыва в этих качествообразующих характеристиках не только от уровня экономически развитых стран Европы и Америки, но и от бывших партнеров по СЭВ - стран ЦВЕ и по СССР -стран Балтии). Еще одним императивом, которому должна соответствовать экономика интегрирующихся в мировом хозяйстве стран, — переход на систему национального счетоводства в практике учета и анализа хозяйственной деятельности и работы статистических органов, что должно обеспечить единство нормативно-методологической базы (рассмотрев условия интеграции стран постсоветского пространства в мировую

экономику, логично перейти к анализу алгоритма методов и форм осуществления процесса международной экономической интеграции).

Выражая солидарность с идеей Е.Ф. Авдокушина о целесообразности выделения четырех этапов в эволюции процесса международной экономической интеграции, считаем возможным дать к ней собственные комментарии [2].

Исходя из общей логики генезиса экономического явления, представляется обоснованным выделение фазы создания его предпосылок, формирование условий (в том числе и организационно-институциональных) его зарождения, становления как нового качества и последующего развития до стадии зрелости.

В соответствии с такой алгоритмизированной последовательностью этапов эволюционного развития процесса международной экономической интеграции можно выделить его следующие стадии:

- формирование зоны свободной торговли между странами-участницами;

- образование таможенного союза с единой тарифной политикой в отношении третьих стран;

- создание экономического союза стран-участниц;

- полная интеграция стран-участниц с единой экономической политикой, общей валютой и институциональными структурами национального регулирования.

На первой стадии отменяются все тарифные и нетарифные ограничения между странами-участницами, но они сохраняют торговые барьеры и свободу действия с другими странами вне зоны (право заключения двусторонних договоров, соглашений, регулирование тарифных и нетарифных условий торговли — лицензии, квоты). На этих принципах основывалась деятельность существовавшей до 1960 г. Европейской ассоциации свободной торговли.

На второй стадии учреждается единая система торговых тарифных и нетарифных барьеров и ограничений по отношению к третьим странам. Создающееся единое таможенное пространство стран-участниц защищено функционированием таможенных служб на его внешних границах. Европейское экономическое сообщество, эволюционизировавшее в Европейский союз (ЕС), представляло собой реализацию этой модели на практике международной экономической интеграции на данной стадии ее развития.

Становление ЕС знаменовало переход к третьей стадии процесса экономической интеграции. Возникновение экономического союза наряду с его институциональным оформлением характеризуется новым качеством - свободой перемещения внутри него не только товаров, но и всех факторов производства в рамках единого рыночноэкономического пространства.

Переход к четвертой стадии - зрелому уровню развития интеграционных процессов - означает становление полного политико-экономического единства стран-участниц интеграционного образования, ведущих совместную торговую, валютную, таможенную политику по отношению к третьим странам и осуществляющих унификацию механизмов регулирования экономической деятельности. Согласование внешней экономической политики предос-

тавляет странам-участгащам широкий горизонт маневра в использовании общих возможностей укрепления их общей конкурентоспособности на мировом рынке.

Такова диалектическая перспектива эволюционного развития процесса международной экономической интеграции, представленная в алгоритмизированно-модельной форме (таблица). Большинство региональных интеграционных формирований проходит вторую или переходят к третьей стадии (ЕС).

Для России этапами подготовки национального хозяйства к его интеграции в систему мирохозяйственных связей могли бы стать дальнейшее продвижение рыночных реформ по пути демократизации и либерализации ее экономики, обеспечение оптимальной меры ее открытости с учетом производственно-ресурсного потенциала и укрепляющих его импортных потребностей, а также вступление страны в ВТО.

Эволюционные стадии процесса международной экономической интеграции (алгоритмизированная модель) [5]

Стадия < Качествообразующие признаки Предметно-содержательная характеристика

Первая Формирование зоны свободной торговли на территории стран-участниц соглашения Отмена тарифных и нетарифных торгово-таможенных ограничений между странами-участницами с сохранением свободы действий их в отношениях с третьими странами и наличием экспортно-импортных барьеров по отношению к их товарам

Вторая Образование таможенного союза с единой тарифной политикой в отношении третьих стран Создание единого таможенного пространства на территории стран-участниц, защищенное таможенными службами на его внешних границах с третьими странами, установление по отношению к ним единой системы торговых барьеров и таможенных тарифов

Третья Создание экономического союза стран-участниц интеграционного процесса Заключение экономического союза как институциональной формы реальной интеграции стран-участниц, предусматривающего образование наряду с общим таможенным пространством других признаков (модульных элементов) единого рыночного пространства: свободного трансграничного движения основных факторов производства - капитала, рабочей силы, технологий, информации, предпринимательского потенциала

Четвертая Полная экономическая интеграция и политическое единство стран-участниц интеграционного процесса Установление полного экономического и политического единства системы интегрированных стран, имеющих унифицированный механизм и институты наднационального регулирования условий производственно-хозяйственной, коммерческой и, финансовой деятельности, а также внешнеэкономических связей, единую банковскую систему, ведущих совместную торговую и в целом экономическую политику в отношениях с третьими странам, пользующихся общей валютой

Союз России и Белоруссии мог бы стать некоторым экспериментальным «полигоном» для отработки модели интеграционного взаимодействия между странами постсоветского пространства. Однако существует опасность, что эта модель может превратиться в модель «союза отстающих», если судить по критерию демократизации и либерализации их экономик, поскольку Беларусь существенно отстает от лидирующей (третьей) в группе стран ЦВЕ и СНГ России, замыкая вместе с Азербайджаном, Таджикистаном и Туркменистаном последнюю (четвертую) группу.

Значительно более продвинутый результат с позиций достижения конечной цели - интеграции в мировую экономическую систему - могло бы дать достижение императивов, требуемых для вступления в такую авторитетную международную организацию, как ВТО, от отсутствия членства в которой Россия из-за дискриминационного режима международной тор-

говли в отношении нее как страны с нерыночной экономикой (по критериям ВТО) несет значительные ежегодные потери.

Сопоставление этих двух векторов эволюционноинтегративных процессов подводит к вопросу о сравнительном анализе других моделей и организационных форм экономической интеграции государств.

Наиболее наглядным примером региональной модели международной экономической интеграции, построенной на основе цивилизованных рыночных отношений, может служить современный ЕС, а также выполняющая функции «подготовительного класса» для стран, вступающих в ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), объединившее шесть стран постсоциалистического геоэкономического пространства, а также международные экономические организации других регионов

мира: Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), включающая США, Канаду и Мексику, Южноамериканский «Общий рынок стран Южного Конуса» (МЕРКОСУР) - торговый пакт, заключенный Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем; Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ОСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС), Организация Африканского единства, Организация экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (ОЭС-ЭКО), Совет по сотрудничеству арабских государств юго-запада Азии («нефтяная шестерка»).

Особый интерес с точки зрения позиций России в структуре интеграционных процессов представляет рассмотрение тенденций развития СНГ на постсоветском экономическом пространстве.

Суверенная Россия, будучи членом союза Белоруссии, Содружества Независимых Государств и организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, предпринимает усилия не только для укрепления этих интеграционных группировок, но и в усилении деловых связей с другими региональными формированиями и в первую очередь с ЕС. Отношения России и ЕС регулируются соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС), создающем условия

Ростовский государственный экономический университет

наибольшего благоприятствования и устойчивый режим экономического взаимодействия, включая торговлю товарами, услугами, движение капиталов, учреждение и функционирование комиссий. На долю ЕС приходится выше одной трети внешнего товарооборота России. СПС предоставляет широкие возможности сближения ЕС и России и интеграции ее в мировую экономическую систему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Петро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М., 1994. С. 6.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 1999.

3. Shafer Н.В. Die Entwicklungslander in Zeitalter der Globalisierung. Berlin, 1996. S. 104.

4. Бляхман JI., Кротов М. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной политики // Российский экономический журнал. 2001. №3. С. 13.

5. Долгов СИ. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М., 1998. С. 62-65; Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М., 2000. С. 53-54.

4 марта 2003 г.

© 2003 г.. М.К. Беданоков

КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Вследствие многообразия внутренних и внешних регуляторов рынка труда, а также в связи с социальной важностью его эффективного функционирования он нуждается в более квалифицированном регулировании на всех уровнях, чем это имеет место сейчас. Создание действенной системы регулирования рынка труда и прежде всего на регионально-отраслевом уровне -1- одна из основных социальных задач проводимых в стране реформ.

Теоретический анализ показал, что в основу регулирования рынка труда должны быть положены две исходные методологические предпосылки. Первая - определение данного специфического рынка как совокупности струюурных частей, отражающих вариации спроса и предложения различных субъектов рыночных отношений под воздействием социально-экономических факторов. Вторая - необходимость дифференциации товара «рабочая сила», способов и методов его движения на рынке труда. На этой основе, с нашей точки зрения, можно более обоснованно подходить к проблеме эффективной занятости.

Для вывода аграрной сферы из неустойчивого состояния необходимо перейти к принципиально новой модели занятости, ориентированной на формирование социально развитого рынка труда и использование его закономерностей. При этом следует учитывать, что, во-первых, регулирующее влияние государственных структур не должно

препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости сельского населения должна обеспечиваться созданием новых рабочих мест.

Во-вторых, из-за снижения платежеспособного спроса сельскохозяйственных предприятий на потребляемые материально-технические ресурсы большое значение имеют государственная поддержка и реализация экономических факторов, способствующих подъему производства, финансового состояния и платежного спроса населения. Важно, чтобы повышение оплаты труда работников в сельском хозяйстве происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование к повышению эффективности труда.

В-третьих, достижение оптимально высокой, структурно рациональной, экономически эффективной и социально обоснованной занятости — неотъемлемая и в конечном счете важнейшая составная часть процесса восстановления и дальнейшего подъема экономики сельского хозяйства России, ее АПК.

Модернизация занятости - это, с одной стороны, активный элемент, рычаг процесса. С другой стороны, она может быть достигнута лишь вследствие совокупных рыночных преобразований и прогрессивных изменений ее структурных и технико-технологических харакгери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.