Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ'

НОВЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ ПРАВА / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА СУБЪЕКТОВ ПРАВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / СВОБОДА ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИЗЪЯТИЕ ИМУЩЕСТВА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЕ УСЛУГИ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

Одна из стратегических задач развития страны - создание привлекательного образа государства на глобальном конкурентном рынке с развитыми институтами гражданского общества, ответственными должностными лицами, высокими духовно-нравственными ценностями, эффективной саморегулируемой инновационной экономикой, функционирующей в интересах общества, человека. В статье обосновывается необходимость существенного изменения правовой модели регулирования экономических отношений, места и значения системы саморегулируемых организаций в регулировании экономических отношений социального государства. Предлагается новая стратегия, в основе которой - развитая система саморегулируемых организаций, осуществляющих значимую общественно полезную деятельность на базе конституционных норм права. Цель данной статьи - оказание содействия формированию государственной политики и нормативно-правового регулирования создания эффективной саморегулируемой инновационной экономики. В статье показывается важность приоритетного развития системы социально ориентированных саморегулируемых организаций как основы социального государства, признающего, соблюдающего и защищающего права и свободы человека и гражданина. Обосновывается необходимость в интересах стабильности гражданско-правового регулирования установления экономических отношений на основе системного анализа действующей правовой модели регулирования предпринимательских отношений и проведения конституционной реформы в строительной отрасли. Предлагается системная оценка норм права Градостроительного кодекса Российской Федерации на предмет соответствия конституционным нормам. Раскрываются этапы регулирования экономических отношений, показаны критические правовые проблемы, ограничивающие приоритетное развитие системы саморегулируемых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DEVELOPMENT PATHS. CONSTITUTIONAL REFORM OF SELF-REGULATION IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

One of the strategic tasks of the country's development is to create an attractive image of the state in a global competitive market with developed institutions of civil society, responsible officials, high spiritual and moral values, an effective self-regulatory innovative economy functioning in the interests of society, man. The article justifies the need to significantly change the legal model for regulating economic relations, the place and importance of the system of self-regulatory organizations in regulating the economic relations of the social state. A new strategy is proposed, which is based on a developed system of self-regulatory organizations that carry out significant socially useful activities on the basis of constitutional norms of law. The purpose of this article is to assist in the formation of state policy and legal regulation to create an effective self-regulatory innovative economy. The article shows the importance of priority development of the system of socially oriented self-regulatory organizations as the basis of a social state that recognizes respects and protects the rights and freedoms of man and citizen. The need to establish economic relations on the basis of a systematic analysis of the current legal model for regulating business relations and carrying out constitutional reform in the construction industry is justified in the interests of stability of civil law regulation. A systematic assessment of the norms of law of the Urban Planning Code of the Russian Federation for compliance with constitutional norms is proposed. The stages of regulating economic relations are disclosed, critical legal problems are shown that limit the priority development of the system of self-regulatory organizations.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2022, №3 http://www.agequal.ru/pdf/2022/AGE QUALITY 3 2022.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мхитарян Ю.И. Новые пути развития. Конституционная реформа саморегулирования в строительной отрасли // Электронный научный журнал «Век качества». 2022. №3. С. 9-44. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2022/322001.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.24

Новые пути развития. Конституционная реформа саморегулирования в строительной отрасли

Мхитарян Юрий Иванович,

доктор экономических наук, Заслуженный работник связи и информации Российской Федерации, Председатель Совета МОО «Федерация

содействия саморегулированию, безопасности и качеству работ »

Аннотация

Одна из стратегических задач развития страны - создание привлекательного образа государства на глобальном конкурентном рынке с развитыми институтами гражданского общества, ответственными должностными лицами, высокими духовно-нравственными ценностями, эффективной саморегулируемой инновационной экономикой, функционирующей в интересах общества, человека.

В статье обосновывается необходимость существенного изменения правовой модели регулирования экономических отношений, места и значения системы саморегулируемых организаций в регулировании экономических отношений социального государства. Предлагается новая стратегия, в основе которой - развитая система саморегулируемых организаций, осуществляющих значимую общественно полезную деятельность на базе конституционных норм права.

Цель данной статьи - оказание содействия формированию государственной политики и нормативно-правового регулирования создания эффективной саморегулируемой инновационной экономики. В статье показывается важность приоритетного развития системы социально ориентированных саморегулируемых организаций как основы социального государства, признающего, соблюдающего и защищающего права и свободы человека и гражданина.

info@agequal.ru

Обосновывается необходимость в интересах стабильности гражданско-правового регулирования установления экономических отношений на основе системного анализа действующей правовой модели регулирования предпринимательских отношений и проведения конституционной реформы в строительной отрасли.

Предлагается системная оценка норм права Градостроительного кодекса Российской Федерации на предмет соответствия конституционным нормам. Раскрываются этапы регулирования экономических отношений, показаны критические правовые проблемы, ограничивающие приоритетное развитие системы саморегулируемых организаций.

Ключевые слова: конституционные нормы права, социально ориентированная саморегулируемая организация, национальная безопасность, защита субъектов права, законодательная инициатива, свобода объединения, принудительное изъятие имущества, специальная правоспособность, общественно значимые услуги саморегулируемой организации, защита потребителя.

Конституцией Российской Федерации закреплены фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества и экономики в правовом социальном государстве, обязанностью которого является «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина1.

Государственное регулирование и нормативно-правовое регулирование рыночной экономики направлено на реализацию конституционных положений, обеспечение национальной безопасности, устойчивое развитие российской экономики, создание саморегулируемой инновационной экономики в интересах общества.

Создание саморегулируемой инновационной экономики - важная народнохозяйственная задача. Ее решение зависит от множества взаимосвязанных ключевых факторов, в числе которых ведущее место занимает приоритетное развитие системы саморегулируемых организаций в

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с

изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения: 27.09.2022 г.).

info@agequal.ru

экономике, деятельность которых направлена на решение важных стратегических задач социально-экономического развития.

В настоящее время из общего числа некоммерческих организаций доля саморегулируемых организаций (СРО) составляет всего 0,34%. Столь небольшая доля СРО свидетельствует, что стратегическая задача, поставленная в Указе Президента Российской Федерации в 2003 г., по «обеспечению приоритетного развития системы саморегулируемых организаций в экономике» 2 за почти двадцать лет не была решена должностными лицами и органами власти. Повышение ответственности органов власти, должностных лиц, субъектов экономических отношений - ключевая задача, без решения которой невозможно обеспечить эффективное развитие социальной, экономической системы, сделать образ нашей страны привлекательным и мобилизовать необходимые резервы для ее развития и процветания. За нерешенные стратегические задачи должностные лица, органы власти, местного самоуправления должны нести ответственность. Обеспечивать, улучшать условия жизни людей можно только на основе ответственного, добросовестного исполнения обязанностей, устойчивого экономического развития.

Деятельность саморегулируемых организаций направлена на разработку требований, стандартов, правил предпринимательской деятельности и контроль за их исполнением, на повышение гражданско-правовой ответственности хозяйствующих субъектов. Это решение стратегической задачи, фундамент экономического развития и улучшения условий жизни человека. Саморегулируемые организации как институты социального предпринимательства предоставляют важные социальные услуги обществу, его членам, государству.

2 О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 г. № 824 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www .kremlin.ru/acts/bank/19750 (дата обращения: 27.09.2022).

info@agequal.ru

Ключевые проблемы недостаточного развития этого института в стране, нерешение до 2022 г. стратегической задачи по приоритетному развитию системы саморегулируемых организаций в экономике имеют общие для всех отраслей народного хозяйства характеристики:

• отсутствие ответственности должностных лиц, органов власти за нерешенные стратегические задачи, неэффективное нормативно-правовое регулирование;

• рассмотрение саморегулирования как негосударственного способа регулирования экономических, предпринимательских отношений, противопоставление саморегулирования государственному регулированию;

• отсутствие теории приоритетного развития системы саморегулируемых организаций в экономике;

• нормы права, регулирующие экономические отношения, не создают условия, возможности для приоритетного развития системы саморегулируемых организаций в экономике, противоречат основополагающим положениям Конституции Российской Федерации;

• задачи, функции института саморегулируемых организаций противоречат природе сложившихся в обществе экономических отношений, снизивших нравственные ценности в экономике;

• законодательно определенный способ регулирования предпринимательских отношений рассматривает систематическое получение прибыли в качестве основной цели предпринимательской деятельности, что ослабило защиту интересов потребителей и добросовестных участников экономических отношений, изменило нравственные ценности;

• действующие нормы права, определяющие экономические отношения саморегулирования, противоречивы, не логичны, не обеспечивают

достижение целей и задач саморегулирования, снизили репутацию СРО в обществе.

Саморегулирование - метод государственного регулирования экономических отношений. Институт саморегулируемых

организаций - институт социального партнерства бизнеса (хозяйствующих субъектов) и государства. Государству для достижения стратегических целей и задач, определенных Конституцией Российской Федерации и стратегическими документами социально-экономического развития, необходимо создать устойчивую взаимосвязь хозяйствующих субъектов, обеспечить защиту потребителей, иных лиц. Это обеспечивается правилами экономической, предпринимательской деятельности, которые на системной основе должны формироваться и контролироваться СРО.

Саморегулируемые организации, разрабатывая правила предпринимательской деятельности, способствуют повышению уровня взаимодействия субъектов экономических отношений, устойчивому развитию экономики, свободному перемещению товаров, услуг, добросовестной конкуренции; содействуют добросовестному поведению субъектов экономических отношений, недопущению извлечения преимущества из своего незаконного, недобросовестного поведения; защищают общество, потребителя и иных лиц. Государство становится основой социального общества в зависимости от степени влияния на эти социальные процессы.

Институт саморегулируемых организаций - институт социального предпринимательства. Разрабатывая правила предпринимательской деятельности, стандарты, требования, осуществляя контроль за деятельностью своих членов, взаимодействуя с органами власти, местного самоуправления для защиты и представления интересов своих членов и потребителей, добросовестных хозяйствующих субъектов,

info@agequal.ru

саморегулируемые организации оказывают социальные услуги не только членам СРО, потребителям, хозяйствующим субъектам, но и обществу, государству. Осуществляя свою деятельность, СРО предоставляют социально-экономические услуги, осуществляют значимую общественно полезную деятельность.

Общественно значимые услуги СРО содействуют выполнению ст. 2 Конституции РФ, определяющей права и свободы человека высшей ценностью, помогают выполнять обязанность государства по обеспечению признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Саморегулирование - особый метод государственного регулирования предпринимательской, экономической деятельности, который отсутствует в структуре методов государственного регулирования экономики. Традиционно в качестве методов государственного регулирования экономики рассматриваются бюджетно-налоговая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, государственные целевые программы, техническое регулирование.

Назовем цели государственного регулирования экономической деятельности:

• обеспечение конституционного регулирования экономической деятельности;

• достижение установленных стратегических целей социально-экономического развития;

• обеспечение добросовестной конкуренции;

• защита интересов потребителей и предпринимателей;

• регулирование научно-технического прогресса;

• обеспечение национальной безопасности.

Достижению всех этих целей способствует развитие саморегулируемых организаций. Саморегулирование - метод государственного регулирования

info@agequal.ru

экономических отношений. Саморегулируемые организации - институт социального предпринимательства, некоммерческие организации, имеющие организационно-правовую форму ассоциация (союз), - юридические лица, наделенные всеми гражданскими правами и несущие гражданско-правовую ответственность.

Саморегулируемые организации - корпоративные юридические лица. Исходя из смысла и содержания ст. 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)3, высший орган управления саморегулируемой организации обладает исключительной компетенцией определять размеры и способы уплаты членских взносов, дополнительных имущественных взносов.

В системе социальных институтов СРО в строительной отрасли занимают особое место, выступают универсальным регулятором предпринимательских, экономических отношений. В результате их деятельности трансформируются нравственные ценности, повышается защита потребителя. Особое положение саморегулируемых организаций в строительной отрасли в регулировании экономической, предпринимательской деятельности определяется предметом деятельности СРО, социально-экономическими причинами введения СРО, способами нормативно-правового регулирования.

Основные цели саморегулируемых организаций в строительной отрасли определяются ст. 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ)4:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью

3 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата обращения 27.09.2022 г.).

4 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения 27.09.2022 г.).

животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;

3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по контрактным договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Достижение этих основных целей - решение важных задач обеспечения национальной безопасности, социально-экономического развития. Поставленные перед СРО задачи подтверждают - саморегулирование один из основных методов государственного регулирования экономической, предпринимательской деятельности. Особенность саморегулирования в строительной отрасли состоит в том, что, согласно ст. 49 ГК РФ5, саморегулируемые организации устанавливают правоспособность юридического лица на основе членства в саморегулируемой организации или выдачи ему свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Деятельность СРО способствует достижению сложных, имеющих важное народнохозяйственное значение задач. Запустить процессы развития российской экономики на новом витке исторического развития невозможно без повышения устойчивости социально-экономических процессов,

5 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата обращения 27.09.2022 г.).

info@agequal.ru

гражданско-правовой ответственности, нравственных ценностей. В решении этих задач обеспечение приоритетного развития системы саморегулируемых организаций в экономике занимает важное место.

Саморегулируемые организации в строительной отрасли составляют 70% общего числа СРО, 80% - СРО с обязательным членством, занимают центральное место в системе СРО в экономике Российской Федерации. Насколько эффективно используется потенциал СРО в экономике и строительстве, может показать правовая оценка сложившегося нормативно-правового регулирования на соответствие предъявляемым обязательным требованиям законодательства Российской Федерации, конституционным нормам Российской Федерации.

Государство, применяя саморегулирование как способ государственного регулирования экономических отношений, использует для решения стратегических задач методы гражданско-правового регулирования, в основе которых лежат юридическое равенство сторон, автономная воля участников правоотношений, свобода договора, беспрепятственное осуществление гражданских прав. Субъекты экономических отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора.

Согласно ст. 1 ГК РФ, «гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»6.

Система саморегулируемых организаций в строительной отрасли в условиях рыночной экономики в Российской Федерации способствует защите здоровья человека, экологии, окружающей среды, безопасности

6 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/?yscПd=l8ihj 1xkz7304919465 (дата

обращения 27.09.2022 г).

info@agequal.ru

работ, потребителя, иных лиц; переформатирует деятельность субъектов предпринимательских отношений, направленную на систематическое получение прибыли, тем самым определяет качественно новый цивилизационный этап регулирования предпринимательских отношений; имеет большое народнохозяйственное значение, так как вносит принципиальные изменения в регулирование предпринимательской деятельности.

Решение этой стратегической задачи в строительной отрасли, как показывают исследования [1], непосредственно связано с созданием системы социально ориентированных саморегулируемых организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность, предметом которой важно рассматривать:

• общественные отношения по реализации прав граждан на безопасность;

• общественные отношения, связанные с целью создания условий для реализации прав граждан на безопасность, обязательств, возникающих в связи с предупреждением причинения вреда, развитием саморегулируемых организаций;

• обеспечение специальной правоспособности субъектов права выполнять безопасно работы на объектах федерального, регионального, местного значения;

• осуществление взаимодействия с членами саморегулируемых организаций для формирования коллективного сознания, обеспечения безопасной, добросовестной деятельности;

• осуществление взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов с потребителями производимых работ и иными лицами для защиты интересов человека, гражданина, иных лиц, общества, государства;

info@agequal.ru

• осуществление взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов с законодательной, исполнительной, судебной властью на федеральном, региональном, местном уровне с целью представления и защиты их интересов, формирования, совершенствования государственной политики, государственного регулирования предпринимательской деятельности, нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности. Исследование эволюции норм права, их влияния на достижение поставленной стратегической цели позволяет определить факторы, правовые нормы, оказавшие наиболее существенное влияние на достижение приоритетного развития системы СРО в экономике.

Рассмотрим правовой механизм через систему критериев, отражающих конституционные нормы права (приведены в таблице):

Основные конституционные положения, определяющие возможность приоритетного развития системы СРО в строительной отрасли

№№ п/п Основные положения Основные положения Конституции РФ

деятельности СРО в Номер Содержание статьи

строительной отрасли статьи

1 2 3 4

1 Деятельность саморегулируемых организаций направлена на защиту прав и свобод человека, гражданина, субъектов экономических отношений при выполнении работ на объектах строительства, выполняемых членами саморегулируемых организаций, а также для представления и защиты общих, в том числе профессиональных интересов для достижения общественно полезных целей Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства

2 Деятельность саморегулируемых Часть 3 Права и свободы человека и

организаций и их членов, статьи 55 гражданина могут быть

хозяйствующих субъектов может ограничены федеральным законом

быть ограничена лишь в той мере, в только в той мере, в какой это

какой это необходимо для необходимо в целях защиты основ

обеспечения безопасности, защиты конституционного строя,

жизни и здоровья людей, охраны нравственности, здоровья, прав и

природы и культурных ценностей, защиты основ конституционного законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и

строя, нравственности, прав и безопасности государства

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

3 В Российской Федерации не Часть 2 В Российской Федерации не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

должны издаваться законы, статьи 55 должны издаваться законы,

ограничивающие или умаляющие права и свободы участников отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина

саморегулирования, хозяйствующих субъектов

4 На территории Российской Федерации не допускается ограничение деятельности СРО, участников саморегулирования, хозяйствующих субъектов границами субъектов Российской Федерации или каких-либо иных препятствий для свободного осуществления их деятельности Статья 8 В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности

1 2 3 4

5 В Российской Федерации никто из участников саморегулирования не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда Часть 3 статьи 35 Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения

6 Принудительное отчуждение имущества участников саморегулирования для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения Часть 3 статьи 35 Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения

7 Не допускается экономическая деятельность СРО, участников саморегулирования, хозяйствующих субъектов, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию Часть 2 статьи 34 Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию

8 Саморегулируемые организации не могут быть принуждены к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем Статья 30 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем

9 Каждая саморегулируемая организация имеет право на свободное объединение для защиты своих интересов Статья 30 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем

1 2 3 4

10 Каждый индивидуальный Статья 30 1. Каждый имеет право на

предприниматель, юридическое объединение, включая право

лицо независимо от места их создавать профессиональные

юридической регистрации имеет союзы для защиты своих

право вступать в любую интересов. Свобода деятельности

саморегулируемую организацию общественных объединений

гарантируется.

2. Никто не может быть принужден

к вступлению в какое-либо

объединение или пребыванию в

нем.

Часть 1 В Российской Федерации

статьи 8 гарантируются единство

экономического пространства,

свободное перемещение товаров,

услуг и финансовых средств,

поддержка конкуренции, свобода

экономической деятельности

Эти десять критериев (конституционные положения) предоставляют возможность оценить, насколько правовой механизм решает стратегическую задачу по приоритетному развитию системы саморегулируемых организаций, обеспечению эффективного использования потенциала СРО в регулировании экономических отношений, соответствуют нормам Конституции Российской Федерации с 2009 г. В целях обеспечения национальной безопасности, решения задач социально-экономического развития проводится анализ и оценка нормативно-правового регулирования субъектов экономических отношений:

• для осуществления работ, влияющих на безопасность, субъекту права необходимо членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду работ;

• субъекты права, выполняющие работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, должны на системной основе

разрабатывать и реализовывать предупредительные меры по предупреждению причинения вреда;

• саморегулируемые организации разрабатывают стандарты, правила, требования предпринимательской деятельности, члены саморегулируемой организации их применяют;

• саморегулируемые организации осуществляют контроль деятельности своих членов;

• саморегулируемые организации объединяют субъектов права на основе отраслевого и регионального принципов;

• субъекты права на добровольной основе объединяются в саморегулируемые организации, независимо от места их регистрации в субъекте РФ;

• саморегулируемые организации на добровольной основе объединяются в национальные объединения, организационно-правовая форма которых - ассоциация (союз);

• нормы права, регулирующие отношения участников саморегулирования, должны соответствовать требованиям конституционного, гражданско-правового регулирования, целям, задачам, функциям организации саморегулирования;

• деятельность саморегулируемых организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность, должна стимулироваться как деятельность некоммерческих социально ориентированных организаций, в том числе на основе государственных программ, мер информационной, экономической, правовой, политической поддержки;

• деятельность саморегулируемых организаций по взаимодействию с органами власти и местного самоуправления стимулируется и поддерживается правовым механизмом.

info@agequal.ru

Эволюцию правового механизма обеспечения деятельности системы саморегулируемых организаций в строительной отрасли с 2009 г. можно представить в виде трех этапов для оценки регулирования предпринимательской деятельности участников саморегулирования, принимаемых решений, сущностных черт и особенностей гражданско-правового регулирования, защиты прав и обеспечения ответственности участников гражданского оборота, обеспечения приоритетного развития системы саморегулируемых организаций.

На первом, прогрессивном этапе эволюции в 2009-2015 гг. основные положения правового механизма, определяющие соответствие критериям приоритетного развития системы саморегулируемых организаций, взаимодействие участников саморегулируемых организаций можно представить в следующем виде:

• обязательность членства в саморегулируемых организациях при выполнении работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства;

• установление права выполнять работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, только на основании свидетельства о допуске к определенному виду работ;

• юридические лица и индивидуальные предприниматели, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, получали право выполнять работы, влияющие на безопасность, при наличии определенного количества работников соответствующей квалификации, имущества, необходимого для выполнения работ, и наличия установленного размера компенсационного фонда;

• юридические лица и индивидуальные предприниматели могли вступать в любую саморегулируемую организацию на основе решения высшего

info@agequal.ru

органа управления саморегулируемой организации независимо от места их юридической регистрации в субъекте Российской Федерации;

• саморегулируемой организацией признавалась некоммерческая организация, основанная на членстве, объединившая субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства работ на объектах капитального строительства, промышленности, энергетики, связи и информатизации, атомной промышленности и т.д. или рынка произведенных работ;

• юридические лица и индивидуальные предприниматели могли на основе решения высшего органа управления объединяться в отраслевые или региональные саморегулируемые организации;

• саморегулируемая организация должна была объединять определенное количество субъектов предпринимательской деятельности, устанавливать стандарты, требования, которым должны были соответствовать члены саморегулируемой организации, формировать компенсационные фонды;

• саморегулируемая организация на добровольной основе могла вступать в национальное объединение, законодательно установленная цель которого состояла в обеспечении их прав и защите интересов саморегулируемых организаций;

• формой дополнительной имущественной ответственности рассматривалось формирование объема компенсационных фондов, размеры которых могли уменьшиться при использовании саморегулируемой организацией обязательного страхования гражданской ответственности;

• саморегулируемые организации не были обязаны на системной основе разрабатывать и реализовывать меры по предупреждению причинения вреда;

• саморегулируемые организации были обязаны направлять средств компенсационных фондов в российские кредитные организации для обеспечения их сохранности и не имели права их использовать;

• саморегулируемые организации не имели преференций для взаимодействия с органами власти и местного самоуправления для представления и защиты своих членов

• отсутствовала система стимулирования деятельности саморегулируемых организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность.

В 2010 г. Министр регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргин отмечал, что «переход строительной отрасли к саморегулированию - это свершившийся факт. Уже ощутили первые положительные результаты саморегулирования: отрасль избавилась от десятков тысяч фирм-однодневок, паразитировавших на несовершенстве законодательства... Институт СРО (саморегулируемых организаций) заработал в полном объеме, обеспечил адекватную обратную связь с отраслью. Сегодня в отрасли создана самая развитая система саморегулируемых организаций среди всех отраслей народного хозяйства. Для нас СРО стали платформой, на которой мы совместно отрабатываем внедрение новых нормативных и технических решений...» [2].

Такая справедливая высокая оценка института саморегулируемых организаций в строительной отрасли была дана потому, что вместо коррумпированной системы лицензирования впервые была создана система саморегулируемых организаций, которая существенно отличалась от системы лицензирования, привносила правопорядок в регулирование предпринимательской деятельности в строительной отрасли.

Оценка соответствия критериям приоритетного развития СРО в строительной отрасли показывает, что из 10 критериев, определяющих

содержание правового механизма приоритетного развития СРО в строительной отрасли, в целом обеспечивалось соответствие по 6-ти критериям.

В обществе к развитию института саморегулируемых организаций относились по-разному. Установление правопорядка в условиях рыночной экономики, ориентирующей экономическую деятельность на систематическое получение прибыли и обогащение, приветствовалось не всеми. Одним руководителям не хватало правовых, экономических знаний, понимания того, как в условиях рыночной экономики должна регулироваться предпринимательская деятельность, обеспечиваться безопасность, защита здоровья и жизни человека, установленных законом ценностей, и они воспринимали изменения неверно, как административную нагрузку. Другим руководителям не нравилось снижение коррупционной нагрузки в связи с отменой лицензирования, другим - установленные требования, которым необходимо было соответствовать, что требовало дополнительных затрат, особенно в связи с формированием компенсационных фондов и возросшей административной нагрузкой.

Организация системы саморегулируемых организаций ни по каким признакам не могла рассматриваться как административная нагрузка, потому что позволяла реализовать основополагающие положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, в которых определялось, что в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, безопасности возможно и необходимо ограничение гражданских прав, как это следует из анализа Федерального закона «О безопасности»7.

7 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 27.09.2022 г.).

info@agequal.ru

Деятельность института саморегулируемых организаций, защищающая интересы потребителей, третьих лиц, упорядочивающая на основе норм права отношения субъектов права, осуществляющих деятельность, направленную на создание объектов капитального строительства, должна была стимулироваться и поддерживаться Правительством Российской Федерации на основе принятых стратегических документов8,9.

Однако система стимулирования поддержки приоритетного развития саморегулируемых организаций не была создана, несмотря на положения, закрепленные в стратегических документах. Саморегулируемые организации, осуществляющие общественно полезную деятельность, не признавались социально ориентированными СРО. Деятельность саморегулируемых организаций устраивала не все социальные слои общества, действующее законодательство не стимулировало деятельность СРО, не способствовало развитию этого прогрессивного института.

Отмечая, что развитие СРО существенным образом повлияло на установление правопорядка в строительной отрасли, важно также отметить, что результаты деятельности саморегулируемых организаций в строительной отрасли подтвердили возможность института саморегулируемых организаций решать важные задачи по регулированию предпринимательской деятельности, рыночной экономики, что в последующем внесло принципиальные изменения в гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ в Гражданский кодекс Российской Федерации была введена ст. 49, которая закрепила право

8 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 27.09.2022 г.).

9 Концепция совершенствования механизмов саморегулирования. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 2776-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/7rKYmwzAEONj7Meac9XkHfNBRRA9TA1K.pdf (дата обращения: 27.09.2022 г.).

info@agequal.ru

юридических лиц заниматься отдельными видами деятельности на основании ст. 49 ч. 1 ГК РФ: «В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ»10.

Закрепление в нормах ГК РФ права заниматься определенными видами деятельности на основании выданного свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность, или членства в саморегулируемых организациях - важная мера по обеспечению регулирования предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики и важный этап совершенствования гражданского законодательства в Российской Федерации и оценки потенциала СРО.

Второй этап в решении задач приоритетного развития системы саморегулируемых организаций в строительной отрасли, который можно оценивать как негативный, начался со смены руководящей идеи совершенствования механизма саморегулирования в сфере добровольного и обязательного членства, с необходимости отмены обязательного членства в саморегулируемых организациях и перехода на добровольное членство. Это привело к тому, что нормативно-правовое регулирование деятельности по обеспечению приоритетного развития системы саморегулируемых организаций стало не соответствовать 8-ми из 10-ти критериев, отражающим конституционные нормы права. До 2016 г. количество критериев, которым не соответствовало нормативно-правовое регулирование, было 4.

Для второго этапа развития института саморегулируемых организаций в 2016-2022 гг. характерно расширение основных целей деятельности

10 О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38444 (дата обращения: 27.09.2022 г.).

саморегулируемых организаций. В п. 3 ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ в качестве цели саморегулируемых организаций было введено обеспечение выполнения членами саморегулируемых организаций работ по договорам подряда на контрактной основе, и при этом не были предоставлены правовые, экономические средства для выполнения установленной дополнительной основной цели.

Внесенные изменения в нормативно-правовое регулирование не содержали необходимости субъектов права подтверждать возможность выполнения работ, влияющих на безопасность, а саморегулируемым организациям устанавливался запрет на выдачу свидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность.

Фактически был установлен запрет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на вхождение в саморегулируемые организации вне того субъекта Российской Федерации, в котором они были зарегистрированы.

Введенной нормой саморегулируемые организации стали обязаны быть членами национальных объединений. Монопольное положение национальных объединений привело к тому, что они расширяли свои функции на основе законодательных изменений, не согласовывая их с саморегулируемыми организациями, и все дальше отходили от решения главных задач - защиты деятельности саморегулируемых организаций, обеспечения приоритетного развития системы саморегулируемых организаций.

Было установлено обязательное требование - формирование дополнительной имущественной ответственности для обеспечения реализации договоров, выполняемых по контрактной системе, только в виде компенсационных фондов, что исключало возможность использования

info@agequal.ru

страхования имущественной ответственности для уменьшения размеров отчислений в компенсационные фонды.

Введенные императивные нормы существенно, в среднем в 2,5 раза, увеличили отчисления членов саморегулируемых организаций в компенсационные фонды. Было введено дополнительное избыточное обременение участников института саморегулирования - компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств, сохранность которых в российских кредитных организациях так же не была обеспечена.

В ходе правовой реформы было установлено обязательное требование к участникам саморегулирования в строительной отрасли: включение специалистов в области организации строительства в Национальный реестр строителей, формирование которого допускалось только в национальных объединениях. Данная норма права в определенной мере повлияла на снижение репутации СРО, ограничила их права на ведение реестра специалистов СРО.

Следствием правовой реформы стало системное нарушение норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов «О безопасности»11, «О противодействии коррупции»12. Не было обеспечено выполнение стратегической задачи, поставленной в Указах Президента Российской Федерации, по приоритетному развитию саморегулируемых организаций в строительной отрасли. Ценности «золотого тельца» одержали верх над ценностями, направленными на обеспечение безопасности, организацию добросовестной деятельности, защиту потребителя, третьих лиц.

11 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 27.09.2022 г.).

12 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения 27.09.2022 г.).

Приоритетное развитие саморегулируемых организаций в строительной отрасли не может быть обеспечено, если правовым механизмом регулирования деятельности участников саморегулирования не будут реализованы следующие основополагающие принципы:

1. Саморегулируемые организации должны регулировать общественные отношения по обеспечению безопасности, объединяя субъектов предпринимательской деятельности не только на основе регионального принципа, который позволяет объединять субъектов права в пределах отдельно взятого субъекта Российской Федерации, но и с учетом глубокой дифференциации отраслей экономики, объектов строительства и видов выполняемых работ, реализовывать право на свободу объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в саморегулируемые организации.

2. Предметом саморегулирования важно рассматривать разработку стандартов, требований, правил предпринимательской деятельности с целью обеспечения безопасности, добросовестности экономической (предпринимательской) деятельности при создании, строительстве зданий, сооружений, строений, объектов строительства, защиты человека, потребителя, окружающей среды и взаимодействия с органами власти и местного самоуправления для защиты своих членов.

3. Основанием для исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра не должно рассматриваться уменьшение численности членов саморегулируемой организации из-за исключения из состава СРО организаций за нарушение установленных требований, правил, принятых саморегулируемой организацией или добровольного выбытия их из состава членов СРО.

4. Саморегулируемые организации на основе решения высшего органа управления самостоятельно принимают решение о способах

формирования дополнительной имущественной ответственности. Способ установления дополнительной имущественной ответственности не может противоречить одному из основополагающих принципов Гражданского кодекса Российской Федерации, определившему, что субъекты предпринимательской деятельности несут ответственность по своим обязательствам своим имуществом.

5. Саморегулируемые организации на основе решения высшего органа управления самостоятельно принимают решения о вхождении (выходе) саморегулируемых организаций в состав ассоциаций (союзов). Национальные объединения в соответствии с законодательством обеспечивают защиту прав и интересов саморегулируемых организаций, содействует приоритетному развитию системы социально ориентированных СРО.

6. Индивидуальные предприниматели, юридические лица имеют право выполнять работы, влияющие на безопасность при наличии обязательного членства в саморегулируемых организациях, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, независимо от формы собственности или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ.

7. Саморегулируемые организации ведут Реестр специалистов по организации инженерных изысканий, организации архитектурно-строительного проектирования, организации строительства (далее -организация деятельности) в соответствии с профилем деятельности саморегулируемых организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно базовому Федеральному закону «О саморегулируемых

13

организациях»13, саморегулируемые организации организуют

13 О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/ (дата обращения: 27.09.2022 г.).

профессиональное обучение и аттестацию работников членов саморегулируемых организаций. Ведение в СРО Реестра специалистов по организации деятельности способствует достижению установленных основных целей саморегулируемых организаций и должно рассматриваться как правовое средство, способствующее достижению целей деятельности саморегулируемых организаций.

В настоящее время ведение Реестра специалистов по организации деятельности возложено на соответствующие национальные объединения. Принимая во внимание многоотраслевой характер строительной отрасли, количество подотраслей в каждой отрасли, особенность объектов строительства и виды выполняемых работ, это приводит к формальной оценке специалистов, их соответствия предъявляемым требованиям, должностным обязанностям.

Введение Реестра специалистов по организации деятельности национальными объединениями не должно ограничивать правовые средства, которые необходимо применять саморегулируемым организациям для обеспечения безопасности работ, защиты человека, потребителя при выполнении работ на объектах строительства. Так, например, национальный Реестр специалистов формируется на основе перечня специальностей, утверждаемого Минстроем России, который не всегда учитывает отраслевую специфику, принимая во внимание комплексный характер строительной отрасли. В этой связи вопросы оценки специалистов с учетом специфики деятельности организаций, входящих в СРО, должен обеспечиваться саморегулируемой организацией.

Необходимость третьего, цивилизационного этапа эволюции правового механизма обеспечения деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли связана с важностью решения следующих стратегических задач регулирования предпринимательской деятельности:

• обеспечение приоритетного развития системы саморегулируемых организаций как основы гражданского общества;

• обеспечение национальной безопасности, защиты человека, гражданина, потребителя при поведении работ на объектах строительства;

• организация поддержки, стимулирования деятельности социально ориентированных СРО.

Институт саморегулируемых организаций в строительной отрасли решает важные задачи по обеспечению безопасности, повышению качества работ, выполнению членами СРО обязательств по договорам подряда. Однако нормативно-правовой механизм, регулирующий отношения участников саморегулирования, необходимо привести в соответствие с предметом деятельности саморегулируемых организаций и источниками правового регулирования: Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами: «О безопасности», «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»14, «О защите конкуренции»15, «О противодействии коррупции»16 и другими нормами федерального законодательства.

Реформе правового механизма саморегулирования в строительной отрасли должно способствовать внедрение Доктрины приоритетного развития системы саморегулируемых организаций в строительной отрасли [4].

14 Об обязательных требованиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/ (дата обращения: 28.09.2022).

15 О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 27.09.2022 г.).

16 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения 27.06.2022 г.).

Рыночная экономика создает не только положительные, но и негативные социально-экономические явления, которые не могут быть устранены без вмешательства общества, государства. Приоритетное развитие системы саморегулируемых организаций в строительной отрасли, экономике - одно из инновационных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которое осуществляется силами и средствами субъектов экономических отношений.

Создание эффективного правового механизма для обеспечения деятельности саморегулируемых организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность, содействует установлению правопорядка, конституционного, гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности, обеспечению национальной безопасности, защите человека, потребителя, общества.

Основная проблема правового регулирования деятельности участников саморегулирования, создания приоритетного развития системы саморегулируемых организаций определяется совершенством норм права, регулирующих отношения участников саморегулирования.

Эффективность законодательства - главный критерий оценки политико-правового режима, принципа реального действия права в государстве, законности, при которых обеспечивается верховенство конституционных норм, интересов гражданина, юридических лиц.

На примерах, приведенных в исследовании, а также на примере Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»17 мы видим, что федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных отраслей и сфер

17 О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200753/ (дата обращения: 28.09.2022).

info@agequal.ru

деятельности, ведомственные нормативные правовые акты нередко создают правила регулирования общественных отношений, противоречащие основам конституционного строя, основам социального государства.

Институт саморегулирования должен обеспечивать совершенствование гражданско-правового регулирования, защиту и восстановление прав участников рынка, тем самым он будет формироваться как основа гражданского общества, содействовать защите основ конституционного строя, прав и свобод человека, гражданина [5]. Невозможно совершенствовать правила предпринимательской деятельности, не участвуя в совершенствовании гражданско-правового регулирования общественных отношений.

Изменить сложившуюся ситуацию и повысить эффективность законодательства в определенной мере возможно, предоставив саморегулируемым организациям (в частности, в строительной сфере), выполняющим важную государственную социальную функцию, подтвердившим социальную ориентированность деятельности, общественную полезность управленческих услуг, возможность более активного участия в законодательной деятельности, когда вопросы непосредственно связаны с деятельностью их членов [6].

Участие на стадии законодательной инициативы - право возбуждать перед законодательным органом процедуру, направленную на рассмотрение нормативного правового акта. Как показывает анализ, круг субъектов права законодательной инициативы в разных государствах не одинаков [7, 8]. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что законодательный орган обязан рассмотреть внесенное предложение по законопроекту или предложенные поправки к закону.

Круг субъектов права законодательной инициативы в ряде стран (а также на региональном уровне в Российской Федерации, США, Швейцарии и

info@agequal.ru

других странах) расширен за счет развития института народной инициативы (Австрия, Бразилия, Испания, Италия, Куба, Румыния, Швейцария, Филиппины, и т.д.).

Социально ориентированные саморегулируемые организации в строительной сфере решают задачи, выполняют функции, имеют права и обязанности, схожие с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации18.

Несмотря на сходство задач и функций, необходимо обратить внимание на существенное отличие: заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являются обязательными для рассмотрения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно было непосредственно адресовано [6].

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обладает правом выполнить конкретные действия, позволяющие с большей вероятностью предположить необходимость принятия неотложных мер органами власти на различных уровнях управления. Повышение возможности социально ориентированных организаций влиять на эффективность законодательной базы и судебных решений может стать важной составляющей для развития института саморегулирования как основы гражданского общества, если статус обращений, предложений, направленных от социально ориентированных саморегулируемых организаций, будет повышен, так как добросовестные саморегулируемые

18 Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 19. Ст. 2305.

организации защищают и представляют интересы большого количества субъектов права.

Таким образом, стратегическая задача приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике решается путем увеличения количества саморегулируемых организаций, создания системы социально-ориентированных саморегулируемых организаций, изменения их роли в обществе, расширения выполняемых функций с целью совершенствования правового обеспечения в сфере развития предпринимательства и устранения противоречий между существующими стратегическим целями и недостаточно эффективными нормами права, противоречащими конституционным нормам, поставленным стратегическим целям социально-экономического развития.

Выводы

1. В общем количестве некоммерческих организаций в Российской Федерации саморегулируемые СРО составляли в 2021 г. 0,34%. Недостаточное количество СРО - следствие избыточного административного регулирования деятельности института СРО, закрепленное в нормах федерального законодательства, противоречащее основам социального государства, необоснованности, противоречивости и нелогичности действующих норм. Неэффективное нормативно-правовое регулирование существенно снизило репутацию и потенциал СРО в регулировании экономических отношений, не обеспечило решение стратегической задачи, поставленной в 2003 г., по приоритетному развитию СРО в экономике

2. Стратегическая задача по созданию системы саморегулируемых организаций в рыночной экономике может быть решена на основе принципиальных изменений в государственной политике и нормативно-правовом регулировании. Саморегулирование должно рассматриваться в

системе методов государственного регулирования рыночной экономики, предпринимательской деятельности, а нормативно-правовое регулирование должно осуществляться с учетом того, что саморегулируемые организации - некоммерческие организации, которые осуществляют общественно полезную деятельность, обладают всеми гражданскими правами и несут гражданско-правовую ответственность. Высший орган управления СРО обладает исключительной компетенцией по формированию и использованию имущества СРО.

3. Государство, применяя саморегулирование как способ государственного регулирования экономических отношений, формирует нормативно-правовое регулирование на основе методов гражданско-правового регулирования, норм Конституции Российской Федерации, которое должно обеспечивать национальную безопасность посредством установления специальной правоспособности юридического лица, индивидуального предпринимателя на основе членства в саморегулируемой организации или получения свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Анализ оценки правового механизма обеспечения деятельности СРО на основе системы критериев, определяющих конституционные нормы, показывает, что нормативно-правовое регулирование деятельности СРО существенно ограничивает применение правовых средств для достижения законодательно установленных основных целей их деятельности и необоснованно отличается от норм гражданско-правового регулирования, снижает потенциал, репутацию и эффективность деятельности СРО в Российской Федерации.

5. Установленные императивными нормами ограничения по использованию форм дополнительной имущественной ответственности исключительно в виде компенсационных фондов при наличии других

способов обеспечения имущественной ответственности можно рассматривать как принудительное отчуждение имущества индивидуальных предпринимателей, юридических лиц - участников саморегулирования.

Принудительное отчуждение имущества участников

саморегулирования для государственных нужд, согласно Конституции Российской Федерации, может быть осуществлено только при условии предварительного равноценного возмещения.

6. В процессе эволюции саморегулирования в строительной отрасли национальные объединения отошли от основной функции - защиты деятельности саморегулируемых организаций, не обеспечили приоритетного развития системы саморегулирования, создания нормативно-правового регулирования, соответствующего конституционным нормам, перешли к выполнению функций контроля за деятельностью СРО, стали заинтересованной стороной по исключению СРО из национальных реестров и передаче средств компенсационных фондов (имущества СРО) в национальные объединения. Такой результат - следствие монопольного положения национальных объединений на рынке, отсутствие конкуренции, защиты прав и интересов участников саморегулирования, саморегулируемых организаций.

7. Институт СРО может полноценно выполнять задачи по представлению и защите деятельности своих членов, участвовать в совершенствовании гражданско-правового регулирования их деятельности, обладая правом участия на стадии законодательной инициативы. Социально ориентированные СРО могут получить право возбуждать перед законодательным органом процедуру, направленную на рассмотрение нормативного правового акта, что позволит законодательному органу обязательно рассматривать внесенное СРО предложение и приводить федеральное законодательство в соответствие с конституционными нормами.

info@agequal.ru

8. Конституционная реформа саморегулирования в строительной отрасли - одно из основополагающих положений развития социального государства. Приведение нормативно-правового регулирования деятельности СРО в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами: «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», «О безопасности», «О противодействии коррупции», «О защите конкуренции», «О некоммерческих организациях» создаст объективную возможность для решения стратегической задачи по созданию системы социально ориентированных СРО, обеспечивающих решение задач национальной безопасности, социально-экономического развития Российской Федерации.

1. Доктрина приоритетного развития системы саморегулируемых организаций в строительной отрасли: монография / Ю.И. Мхитарян. - М.: Издательский центр «Интерэкомс», 2022. - 34 с.

2. Басаргин В.Ф. Задача перед нами стоит амбициозная, но реализуемая // Вестник Российского союза строителей. - 2010. - № 4.

3. Мхитарян Ю.И. Совершенствование государственной политики и регулирование предпринимательской деятельности в строительном комплексе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2017. - № 4-2. - С. 49-56.

4. Мхитарян Ю.И. Законность. Правовые средства защиты конституционного строя, деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - членов саморегулируемых организаций и их компенсационных фондов [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Век качества». - 2017. - № 1. - С. 4-18.

Список литературы

info@agequal.ru

Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE_QUALITY_1_2017.pdf (доступ свободный).

5. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты развития саморегулируемых организаций / Ю.И. Мхитарян // Вестник Московского государственного областного университета. - 2017. - № 4. - С. 88-99.

6. Исмаилов Б.И. Реализация права законодательной инициативы в правоприменительной практике зарубежных стран и Республике Узбекистан / Б.И. Исмаилов [Электронный ресурс] // Все о праве: информационно-образовательный юридический портал. -2008. - Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum6914/print6915.html.

7. Мамедов Д.О. Законодательная инициатива в законотворчестве субъекта Российской Федерации: правовой анализ и проблемы реализации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Мамедов Дашгын Октаевич. - Казань, 2011.

New development paths.

Constitutional reform of self-regulation in the construction industry

Mkhitaryan Yury Ivanovich,

Doctor of Economics,

Honored Worker of Communications and Information of the Russian Federation, Chairman of the Council of the Ministry of Public Administration "Federation for the Promotion of Self-Regulation, safety and quality of works "

One of the strategic tasks of the country's development is to create an attractive image of the state in a global competitive market with developed institutions of civil society, responsible officials, high spiritual and moral values, an effective self-regulatory innovative economy functioning in the interests of society, man.

The article justifies the need to significantly change the legal model for regulating economic relations, the place and importance of the system of self-regulatory organizations in regulating the economic relations of the social state. A new strategy is proposed, which is based on a developed system of self-regulatory organizations that carry out significant socially useful activities on the basis of constitutional norms of law.

The purpose of this article is to assist in the formation of state policy and legal regulation to create an effective self-regulatory innovative economy. The article shows the importance of priority development of the system of socially oriented self-regulatory organizations as the basis of a social state that recognizes respects and protects the rights and freedoms of man and citizen.

The need to establish economic relations on the basis of a systematic analysis of the current legal model for regulating business relations and carrying out constitutional reform in the construction industry is justified in the interests of stability of civil law regulation.

A systematic assessment of the norms of law of the Urban Planning Code of the Russian Federation for compliance with constitutional norms is proposed. The stages of regulating economic relations are disclosed, critical legal problems are shown that limit the priority development of the system of self-regulatory organizations.

Keywords: constitutional norms of law, socially oriented self-regulatory organization, national security, protection of subjects of law, legislative initiative, freedom of association, forced seizure of property, special legal capacity, socially significant services of a self-regulatory organization, consumer protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.