Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2021, №1 http://www.agequal.ru/pdf/2021/AGE QUALITY 1 2021.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мхитарян Ю.И. Конституционная экономика. Принципы приоритета саморегулирования и добросовестной деятельности // Электронный научный журнал «Век качества». 2021. №1. С. 8-31. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2021/121001.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 338.24
Конституционная экономика.
Принципы приоритета саморегулирования и добросовестной
деятельности
Мхитарян Юрий Иванович,
доктор экономических наук, генеральный директор
ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс»
Аннотация. Автор рассматривает конституционные принципы как внутренний источник развития, считает, что исследование, оценка, развитие конституционных принципов усиливают их влияние на регулирование рыночных отношений, эффективность государственного строя.
Основополагающие принципы Конституции Российской Федерации обладают наиболее мощной силой влияния на развитие рыночных отношений. Они определяют эффективность государственного строя, государственное регулирование экономикой, устанавливают экономические и социальные функции государства.
Опыт развития рыночной экономики со всей наглядностью показал, что рыночная экономика имеет как положительные, так и отрицательные стороны, и это не саморегулируемая экономика. В статье обосновывается, что действующая с 1993 г. конституционная модель чрезмерно повысила роль прибыли в системе экономических отношений, что привело к снижению защиты потребителя, добросовестных производителей, усилило власть капитала над государством и человеком. Важно вносить изменения в государственное регулирование, руководящие принципы, экономическую модель для создания саморегулируемой, инновационной экономики.
Путем изменения состава и взаимосвязи руководящих принципов можно обеспечить кардинальное изменение действующей экономической модели. Обосновывается, что саморегулирование и добросовестная деятельность должны войти в систему основных конституционных принципов, гражданского законодательства и занять приоритетное положение. Государство, стимулируя реализацию принципов саморегулирования и
добросовестной деятельности, повысит эффективность государственного строя, конкурентоспособность экономики, защитит интересы потребителя, человека, гражданина. В статье предлагается авторская трактовка статьи 8 Конституции Российской Федерации.
Цель публикации: обосновать необходимость внесения системных изменений в основополагающие конституционные принципы, экономическую модель регулирования общественных отношений, нормы права, регулирующие отношения участников института саморегулирования.
Ключевые слова: экономическая основа конституционного строя, базовые принципы рыночных отношений, конституционно-правовое регулирование рыночных отношений, трансформация ценностей, правовое воздействие, стандарты, правила, саморегулируемые организации, защита потребителя, добросовестных организаций, саморегулируемые организации, субъекты права, участники саморегулирования.
Повышение эффективности, конкурентоспособности государства -стратегическая задача, которая решается путем применения комплекса мер государственного регулирования. В основе государственного регулирования - система конституционных норм, основополагающих руководящих идей, принципов, посредством которых регулируются экономика, экономические отношения, то, что определяет конституционную экономику и закономерности экономического развития государства, эффективность и конкурентоспособность экономики.
Решающее значение принципов конституционной экономики трудно переоценить как для теории, так и для практики конституционно-правового регулирования. Они определяют характер регулирования общественных, экономических отношений, гарантируют и защищают интересы человека, гражданина, потребителя, субъектов экономических отношений, общества, государства.
Конституционные принципы, регулирующие общественные, экономические отношения, представляют собой руководящие идеи, формирующие закономерности общественного развития, определяют модель экономического развития, уровень развития экономики, действующую в государстве идеологию. Конституционные принципы закрепляют
приоритет неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения прав и свобод, основы государственного регулирования, выступают критериями для оценки гражданско-правового регулирования общественных отношений, формируют систему ценностей.
Значимость конституционных принципов определена Постановлением Конституционного суда Российской Федерации, которым было установлено, что «общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права»1. Конституционная экономика определяет экономическую систему государства. Согласно статье 1 Хартии экономических прав и обязанностей государства (далее - Хартия), «каждое государство имеет суверенное и неотъемлемое право выбирать экономическую систему... в соответствии с волей своего народа, без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой бы то ни было форме»2.
В соответствии со статьей 7 Хартии, «каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. С этой целью каждое государство имеет право и несет ответственность за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, осуществление прогрессивных, экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе и выгодах развития»3.
Конституционные принципы определяют структуру и содержание конституционной экономики, экономическую модель государства,
1 Постановление Конституционного суда РФ от 27.01.1993 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и Постановления Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда РФ, регулирующих данные вопросы» // Ведомости Конституционного суда РФ. 1993. № 2-3. С. 56.
2 Хартия экономических прав и обязанностей государств. Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1974 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rights_and_duties.shtml. (дата обращения 17.03.2021 г.)
3 Там же.
упорядочивающие общественные отношения, устанавливают правила властным структурам действовать определенным образом. Конституционная экономика закладывает эффективность, уровень развития экономики, поляризацию общества, идеологию государства. Особое место в системе конституционных норм занимают конституционные гарантии Российской Федерации.
Конституционно-правовое регулирование отношений в сфере экономики определяет логико-правовую основу связей, структуру норм права, ответственность и права субъектов права, способы регулирования
предпринимательской, экономической деятельности, ограничивает или придает постоянный импульс модернизации экономики, формирует систему ценностей личности, общества, государства. Конституционно-правовое регулирование экономики определяет принципы и нормы Конституции, гражданского законодательства. Конституционную экономику можно охарактеризовать как систему конституционных принципов и норм права, обеспечивающих регулирование рыночных отношений между человеком, обществом, государством.
По мнению известных ученых «статья 8 Конституции Российской Федерации содержит достаточно точное определение рыночной экономики, которое дано через ее основные характеристики: гарантия прав собственности, свобода предпринимательства, поддержка конкуренции, единство экономического пространства» [1]. В статье 8 Конституции Российской Федерации заложены основы конституционной экономики Российской Федерации, определяющие гарантии Российской Федерации, -единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Конституционная экономика, сформированная на основе руководящих принципов статьи 8 Конституции Российской Федерации, принципиально отличалась от руководящих положений, закрепленных в Конституции СССР, основу которой составляла социалистическая (государственная, общенародная) собственность. Конституционная экономическая модель 1993 г. обеспечила в 2000-2008 гг. рост экономики (рост валового внутреннего продукта, промышленного, сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения). Однако к 2008 г. темпы роста экономики стали снижаться.
Свобода экономической деятельности, свобода перемещения товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции создали определенную закономерность развития экономических отношений, чрезмерно повысили роль прибыли, не обеспечив должную защиту потребителя, иных лиц, общества. Стремление к получению систематической прибыли стало на законодательном уровне целью предпринимательской деятельности, снизило требование к нефинансовым результатам деятельности, правилам, стандартам, законам.
В части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что «гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг»4. В части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение
4 Гражданский Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)»5. В части 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему кодексу»6.
Гражданские правовые нормы определенным образом влияют на систему ценностей человека, участников экономических отношений, их действия, эффективность, конкурентоспособность экономики. Гражданское законодательство, определив приоритеты в системе важнейших нравственных ценностей правового воздействия - прибыль, доход, капитал, снизило значение справедливости, ответственности, эффективности, добросовестности, уважения к правам и интересам субъектов экономических отношений. Изменения в системе ценностей закрепили противоречия между прибылью, доходом, капиталом и защитой прав и интересов потребителей, добросовестных производителей, граждан. Стало экономически невыгодно осуществлять добросовестную деятельность, соответствовать правилам, требованиям, стандартам. В коллективном сознании снизилась значимость равенства, ответственности, справедливости, добросовестности.
Экономическая система - инерционная система. Инерционность экономической системы была дополнена содержанием организованного процесса приватизации, который привел к тому, что государственная (общенародная) собственность приобрела частную форму, стала собственностью незначительной части общества, представителей бывшей советской номенклатуры. Этот социально-экономический процесс дополнительно обесценил понятия «добросовестная деятельность», «ответственность». Способ присвоения государственной (общенародной)
5 Там же.
6 Там же.
собственности деформировал систему ценностей, установил систему ценностей, характерную для грабительского капитализма.
Частный собственник возник не в результате постоянного стремления к повышению эффективности производства, качества продукции, удовлетворению потребности потребителя, а стал следствием присвоения государственной (общенародной) собственности, и у него сформировалась своя система ценностей.
По мнению исследователей, часть российского бизнеса, выигравшая от приватизации, заинтересована в сохранении неэффективного государственного и муниципального управления, потери от которого компенсируются политическим влиянием на номенклатурную элиту, и получении экономической выгоды от неэффективного управления экономикой [12]. Развитие номенклатурного капитализма7 привело к отсутствию у части бизнеса и власти интереса к созданию конкурентоспособной экономики, эффективного государства и побудило к созданию неэффективного рыночного механизма [13]. В связи с вышеизложенным после 2010 г., несмотря на снижение темпов экономического развития при росте цен на нефть, модель конституционной экономики 1993 г. сохранилась, трансформация ценностей продолжилась.
Тридцать лет развития рыночной экономики в стране показали, что рыночная экономика имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но она никак не может рассматриваться как саморегулируемая система, способная автоматически решать поставленные стратегические задачи. Миф о том, что рыночная экономика обладает «автоматическим саморегулированием», о чем писал Адам Смит в «Исследовании о природе и причине богатства народов» [8], развеялся. Экономика должна быть саморегулируемой. Но насколько она может рассматриваться как
7 Радзиховский Л. Номенклатурный капитализм // Российская газета. Федеральный выпуск № 203(5579). -Режим доступа: https://rg.ru/2011/09/13/kolonka.html
саморегулируемая система зависит от государственной политики, государственного регулирования, приемлемой системы правовых норм.
Примеров, подтверждающих, что рыночная экономика не саморегулируемая система и что без совершенствования государственного регулирования, изменения конституционной модели экономики, системы норм права, регулирующих экономические отношения субъектов права, невозможно достижение установленных стратегических задач, можно привести множество. Прирост ВВП (номинал) в млрд долларов в 2013-2019 гг. составил соответственно: +1,8%, +0,7%, -2,5%, +0,2%, +1,5%, +2,2%, +1,5%, что ниже темпов роста экономики развитых стран, для которых характерен ежегодный прирост ВВП на 5-7%.
Расслоение общества усилилось [2]. Действующая экономическая модель привела к большому неравенству. По сообщению «Ведомостей», 10% самых богатых россиян владеют более чем 80% национального богатства страны8. По данным РБК, эксперты признали неравенство в России сопоставимым с 1905 годом9. На долю менее состоятельной половины населения приходится только 17% национального дохода10.
Кризис в экономике свидетельствует о нарушении саморегуляции (саморегулирования) общественных экономических отношений, важности переоценки применяемых принципов конституционной экономики, применяемой экономической модели развития. Государству, обществу для выхода из кризиса, достижения стратегических целей и задач необходимо обеспечить устойчивую взаимосвязь субъектов экономических отношений на качественно новом уровне.
8 Червонная А., Базанова Е. В России за год увеличилось неравенство в доходах [Электронный ресурс] // Ведомости. Экономика. 21.10.2019. - Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/21/814324-rossii-uvelichilos-neravenstvo (дата обращения 17.03.2021).
9 Старостина Ю., Ткачёв И. Эксперты признали неравенство в России сопоставимым с 1905 годом[Электронный ресурс] // РБК. Экономика. 16.12.2017. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/16/12/2017/5a33e2fc9a79471b6d846e24 (дата обращения 17.03.2021).
10 Эксперты признали неравенство в России сопоставимым с 1905 годом https://www.rbc.ru/economics/16/12/2017/5a33e2fc9a79471b6d846e24
Свобода экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, равенство форм собственности, поддержка конкуренции создали определенную закономерность развития экономических отношений, привели к снижению ценностей: добросовестная деятельность; удовлетворение требований потребителя; соответствие требованиям, правилам, стандартам, закону; снижение защиты потребителя; установление приоритета прибыли над защитой потребителя; господство капитала над интересами государства, общества, человека, существенно изменив систему ценностей.
Стремление хозяйствующих субъектов к систематическому получению прибыли, дополнительных конкурентных преимуществ за счет неисполнения принятых на себя обязательств перед потребителем, обществом, государством стали причиной снижения защиты потребителя, добросовестного производителя, стагнации, кризиса. Трансформация системы ценностей непосредственно влияет на эффективность, конкурентоспособность государства.
Анализ развития рыночных отношений свидетельствует о необходимости изменений в системе принципов, руководящих идей, определяющих действующую экономическую модель. Рассмотрение в системе принципов руководящих идей саморегулирования и добросовестной деятельности позволяет трансформировать систему ценностей, повысить ответственность хозяйствующих субъектов за нефинансовые результаты деятельности, повысить защиту потребителя, обеспечить большую защиту интересов государства, общества, личности от капитала с его постоянным стремлением к увеличению прибыли, осуществлению деятельности исключительно в интересах прибыли. Снижение в системе ценностей значимости добросовестной деятельности приводит к снижению требований к нефинансовым результатам деятельности, соответствию правилам, стандартам, закону.
В основе создания закономерностей регулирования экономических отношений, трансформации системы ценностей лежат правовые установки, правовые ожидания - все то, что формирует правосознание. Сформулированный вариант правового поведения создает ценностную правовую установку. Синергия правового воздействия повышает результативность правового воздействия [3-5]. Синергия правового воздействия на субъекты экономических отношений может быть достигнута за счет введения в систему руководящих принципов, определяющих конституционную экономику, принципов добросовестной деятельности и саморегулирования.
Избыточная коммерциализация стала главным трендом сложившейся рыночной экономики, изменила нравственные ценности, создала культурно-ценностное ядро общества, которое не способствует повышению конкурентоспособности экономики, достижению установленных стратегических целей. Изменение сложившейся закономерности развития рыночной экономики может быть достигнуто посредством изменения системы норм права. В основу должна быть положена установленная Конституцией Российской Федерации высшая ценность и обязанность Российской Федерации - признание, соблюдение, защита прав и свобод человека, гражданина, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, повышение эффективности, конкурентоспособности экономики страны, благосостояние человека, исходя из содержания, существа ст. 2 и 7 Конституции Российской Федерации.
Добросовестная деятельность как нравственный принцип воздействует на коллективное сознание общества, регулирует действия человека, гражданина и определяет основополагающую роль правового принципа «добросовестная деятельность» в системе правовых принципов. Правовой принцип «добросовестная деятельность» выполняет регулятивную, охранительную, воспитательную и обеспечивающую функции в системе правового
регулирования. Реализация этого принципа позволяет защитить право человека, гражданина, субъекта права на гарантированное получение определенных, ожидаемых результатов деятельности, добросовестное выполнение своих обязанностей субъектами права.
Изменение места и роли принципа добросовестной деятельности в системе конституционных принципов, принципов предпринимательского права может способствовать решению этой проблемы, повышению ответственности органов власти и хозяйствующих субъектов за выполнение договорных обязательств, установлению, выполнению обязательств по развитию добросовестной деятельности, регулированию экономики и повышению эффективности государства.
Гарантированное в Российской Федерации конституционное положение поддержки конкуренции без создания условий для организации добросовестной деятельности приводит к снижению требований к результатам деятельности хозяйствующего субъекта, стремлению хозяйствующего субъекта к систематическому получению прибыли и дополнительных конкурентных преимуществ за счет неисполнения принятых на себя обязательств, усилению коррупционной составляющей экономики и другим негативным последствиям, сдерживающим развитие экономики. Принцип добросовестной деятельности предполагает государственную защиту и стимулирование организации добросовестной деятельности.
Каждый руководитель в сложившейся системе правоотношений объяснит, что такое прибыль. Но далеко не каждый руководитель может дать определение добросовестной деятельности, а тем более организовать работу для ее достижения. Легальное определение прибыли есть, легального определения добросовестной деятельности нет. Многие рассматривают добросовестную деятельность как второстепенный результат управленческой деятельности. Вместе с тем, как видно из отдельных норм права гражданского законодательства, законодатель считает добросовестную
деятельность важным фактором в регулировании экономических отношений и стремится усилить его значимость в регулировании экономических отношений.
Так, согласно статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации11, «когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) и при невозможности использования аналогии закона и обязательности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».
В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации «не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)», согласно пункту 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, «добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются»11. Усилить значимость добросовестной деятельности в регулировании экономических отношений возможно путем закрепления ее приоритетного значения в системе конституционных принципов, гражданского законодательства.
Саморегулирование (саморегуляция) не случайно рассматриваются как основной принцип в живых и неживых системах. Исследователями саморегуляции в живых системах отмечено, что чем выше уровень саморегуляции, тем выше уровень развития и устойчивости системы [10]. Саморегулирование в экономических системах - также основной принцип
11 Гражданский Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
12 Там же.
устойчивого развития. Чем выше уровень саморегулирования, тем эффективнее и конкурентоспособнее экономическая система. При наиболее успешном регулировании рыночных отношений экономическая система становится саморегулируемой системой.
Саморегулирование как важнейшее свойство экономической системы -способность применяемой модели экономического развития сохранить способность экономики к устойчивому развитию, совершенствованию при воздействии внешних и внутренних факторов, достигается применением комплекса политических, правовых, экономических, информационных мер. Важное место в решении этих вопросов отводится саморегулированию субъектов экономических отношений. Саморегулирование субъектов экономических отношений - самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами экономической или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление требований, стандартов и правил организации добросовестной деятельности, осуществление контроля за их соблюдением, защита потребителей и иных лиц, достижение социальных целей, установленных обществом [6-9].
Институт саморегулирования должен обеспечивать синергию правового воздействия, формировать коллективное сознание посредством разработки требований, правил деятельности, стандартов, возложения обязанностей, поощрений, определенного правового поведения. Устанавливая правовую ответственность субъектов экономических отношений, направленную на обеспечение добросовестной деятельности, выполнение обязательств перед потребителями, иными лицами, обществом, государством, институт саморегулирования участвует в трансформации культурно-ценностного ядра участников саморегулирования, активно содействует позитивным преобразованиям.
Поддержка, стимулирование приоритетного развития института саморегулирования, защита его развития - стратегическая задача, которая должна решаться на законодательном уровне. Вмешательство государства, органов государственной власти должно быть только на основе защиты и стимулирования приоритетного развития саморегулирования без нарушения конституционных прав субъектов права.
Институт саморегулирования, формируя коллективное сознание, коллективную ответственность, развивает позитивную юридическую ответственность путем поощрения определенного поведения субъекта экономических отношений, ожидаемого от него обществом, государством, защиты потребителя, третьих лиц, социума и государства. За четверть века развития саморегулирования в стране не удалось добиться его существенного влияния на регулирование экономических отношений. Что сдерживает развитие института саморегулирования в Российской Федерации? В первую очередь конституционно-правовые гарантии прав, свобода экономической, организационной деятельности, свобода перемещения товаров, услуг, свобода объединения, поддержка конкуренции должны в полной мере на основе действующей конституционной модели регулировать отношения участников института саморегулирования.
Государственная политика стимулирования приоритетного развития саморегулирования должна определять политические, правовые, экономические, организационные, информационные условия, при которых субъектам экономических отношений становится интересно участвовать в развитии института саморегулирования.
Отдельные нормы федерального законодательства, регулирующие отношения участников саморегулирования, вступают в противоречие с нормами Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, например, базовым Федеральным законом
«О саморегулируемых организациях»13 в качестве одного из основополагающих положений института саморегулирования с целью формирования коллективного сознания рассматривается обеспечение саморегулируемой организацией (СРО) дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами. Императивной нормой установлено, что саморегулируемая организация вправе применять в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО формирование компенсационного фонда для того, чтобы в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемая организация несла ответственность по обязательствам своего члена в случае причинения вреда вследствие недостатков произведенных им товаров (работ, услуг).
Компенсационный фонд создается всеми участниками саморегулируемой организации. Данная императивная норма вступает в противоречие со статьей 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Она также вступает в противоречие со статьей 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Императивная норма, определяющая применение в качестве дополнительной имущественной ответственности компенсационные фонды, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушает права и интересы субъектов экономических отношений, нарушает логическую взаимосвязь норм права, сдерживает развитие института саморегулирования и ограничивает его влияние на эффективность, конкурентоспособность экономики, регулирование экономических отношений.
13 О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/dddf8b7479163800278859c5c106175a9058ccb7/
Основные признаки саморегулирования, согласно ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», - самостоятельная и инициативная деятельность. То есть саморегулируемая организация - это независимая организация, осуществляющая активную деятельность на основе внутреннего побуждения членов саморегулируемых организаций. Для включения ассоциации (союза) в государственный Реестр саморегулируемых организаций, согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях», ассоциация (союз) должны иметь в качестве членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Уменьшение количества членов саморегулируемой организации служит основанием для исключения ее из Государственного реестра саморегулируемых организаций.
Статья 8 Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя определила свободу экономической деятельности, гарантируемую Российской Федерацией. В статье 30 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на объединение. Согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, «гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»14. Согласно статье 123.9 Гражданского кодекса Российской Федерации, число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Гражданским кодексом Российской Федерации не установлено ограничение по численности. Согласно статье 65.3 и статье 123.9 Гражданского кодекса Российской Федерации данные вопросы относятся к компетенции высшего органа управления ассоциацией (союзом). Важно учитывать, что ассоциации (союзы), саморегулируемые организации
14 Гражданский Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
создаются постепенно, проходят разные стадии развития. Следовательно, установленная норма к количеству членов саморегулируемой организации не должна препятствовать независимой деятельности саморегулируемой организации. Установленное императивной нормой требование к количественному составу членов СРРО нарушает логическую взаимосвязь норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О саморегулируемых организациях», противоречит целям и содержанию, сущности института саморегулирования, нарушает права и интересы участников саморегулирования, права высшего органа управления саморегулируемой организации, следовательно, сдерживает и ограничивает влияние саморегулируемых организаций на регулирование экономических отношений.
Важное место в развитии института саморегулирования должно отводиться сферам с повышенным риском причинения вреда. В этих сферах экономики для защиты здоровья, жизни человека, окружающей среды, животного, растительного мира, собственности на системной основе должны применяться правовые средства для обеспечения безопасности15. Институт саморегулирования как правовое средство должен носить в этих сферах обязательный характер и активно влиять на регулирование экономических отношений. Следует отметить, что в сферах с повышенным риском причинения вреда институт саморегулирования получил наибольшее и успешное развитие в градостроительной деятельности в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Однако и в градостроительной деятельности нормы, регулирующие отношения участников института саморегулирования в Градостроительном
15 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
кодексе Российской Федерации, не согласуются с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
Как пример, в Градостроительном кодексе Российской Федерации императивной нормой установлено требование: для обеспечения гражданской ответственности перед третьими лицами члены саморегулируемых организаций должны формировать компенсационные фонды, и участники саморегулирования не могут вместо формирования компенсационных фондов применять страхование гражданской ответственности, норму, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации.
В строительной отрасли императивной нормой Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен запрет на вступление юридических лиц в саморегулируемую организацию, если эти юридические лица не зарегистрированы в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация. Указанная норма противоречит основным началам гражданского законодательства, основополагающим конституционным нормам. Правовой механизм института саморегулирования не должен позволять участникам саморегулирования приспосабливаться к существующим нормам права. Он должен стимулировать их позитивное влияние на изменение правового пространства для достижения установленных в стране стратегических задач.
В системе принципов, определяющих экономические отношения, создание конституционных условий для повышения эффективности национальной экономики непосредственно связано с рассмотрением в системе конституционных принципов добросовестной деятельности и саморегулирования. Гарантированная в Российской Федерации конституционная поддержка конкуренции без создания конституционных условий для приоритета добросовестной деятельности и саморегулирования приводит к снижению требований к результатам деятельности, стремлению
хозяйствующего субъекта к систематическому получению прибыли, дополнительных конкурентных преимуществ за счет неисполнения принятых на себя обязательств, снижению защиты потребителей, возможности создания в Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств.
В Российской Федерации для обеспечения регулирования общественных отношений должно быть гарантировано не только единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, но и создание условий стимулирования приоритетного применения принципов добросовестной деятельности и саморегулирования. Государство должно поддерживать, стимулировать, защищать добросовестную деятельность, саморегулирование.
Принципы приоритета саморегулирования и добросовестной деятельности создают устойчивые связи, характеризующие «иммунную» систему экономики. Недостаточная реализация этих положений ослабляет экономику, приводит к сбою регулирующих процессов действия других конституционных принципов. Закрепление приоритетного положения принципов саморегулирования и добросовестной деятельности в системе руководящих конституционных принципов, основных началах, регулирующих экономические отношения субъектов права, - важная задача, решение которой позволит создать саморегулируемую инновационную конкурентоспособную экономику.
Выводы
1. В XXI веке поиск источников повышения конкурентоспособности приобретает особое значение для решения стратегических, геополитических, геоэкономических задач. Состав, содержание, взаимосвязь руководящих
принципов, конституционной экономики - важный внутренний источник развития, определяющий конкурентоспособность государства, экономики. Изменение состава, содержания, взаимосвязи руководящих принципов создает закономерности развития экономической системы, повышает или понижает ее эффективность, конкурентоспособность. Конституционная модель экономики должна создавать саморегулируемую, инновационную, постоянно развивающуюся экономику.
2. Гражданское законодательство в действующей экономической модели в качестве приоритетов важнейших нравственных ценностей, правового воздействия определило прибыль, доходы, капитал. Это снизило значение таких ценностей, как справедливость, ответственность, эффективность, добросовестность, уважение к правам и интересам субъектов экономических отношений, создало закономерности, факторы, понижающие эффективность и конкурентоспособность экономической системы.
3. Введение принципов саморегулирования и добросовестной деятельности в состав руководящих принципов повышает значимость требований к нефинансовым результатам деятельности, упорядочивает взаимодействие участников экономических отношений, повышает значимость, эффективность организации деятельности. Принципы саморегулирования и добросовестной деятельности формируют «иммунную» систему экономики. Их приоритетное положение в системе руководящих принципов конституционной экономики, гражданского законодательства позволяет реализовать экономическую модель социального государства. Добросовестная деятельность и саморегулирование - основа саморегулируемой, инновационной экономики.
4. Саморегулирование как важнейшая и добросовестная деятельность, свойство экономической системы, определяет способность применяемой модели экономического развития сохранять устойчивое развитие экономики при воздействии отрицательных внешних и внутренних факторов.
Саморегулирование субъектов экономических отношений - независимая и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами экономической, профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление требований, правил предпринимательской, профессиональной деятельности, стандартов добросовестной деятельности, осуществление контроля за их соблюдением, защита потребителей и иных лиц, добросовестных производителей, достижение социальных целей, установленных обществом. Развитие добросовестной деятельности и института саморегулирования - стратегическая задача, решение которой будет способствовать устойчивому экономическому росту.
5 Принципы саморегулирования и добросовестной деятельности должны стать не только частью системы основных конституционных принципов, гражданского законодательства, но и занять приоритетное положение для оказания существенного влияния на логико-правовую основу связей, структуру норм права, способы регулирования экономических отношений, защиту потребителя, человека, гражданина, эффективность экономики. Приоритетное положение принципов саморегулирования и добросовестной деятельности приведет к необходимым системным изменениям в регулировании общественных отношений.
Закрепление приоритета указанных принципов в составе основополагающих руководящих принципов, определяющих содержание конституционной экономики, обеспечивается стимулированием со стороны государства мер поддержки реализации данных положений.
6. Предлагается авторская трактовка статьи 8 Конституции Российской Федерации в следующей редакции: «В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, стимулирование приоритетного развития саморегулирования, добросовестной деятельности».
7. Предлагается авторская трактовка 3 абзаца части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в следующей формулировке: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая субъектом права добросовестная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителя, общества, государства от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
8. В настоящее время институт саморегулирования не оказывает существенного влияния на регулирование экономических отношений, эффективность, конкурентоспособность экономики из-за того, что нормы, регулирующие деятельность участников института саморегулирования, противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, целям и содержанию саморегулирования. Субъекты права, становясь участниками саморегулирования, должны не терять гарантированные Российской Федерацией конституционные права, а приобретать дополнительную защиту, преференции, условия, позволяющие успешнее осуществлять экономическую деятельность. Правовой механизм института саморегулирования, основанный на конституционных нормах, нормах гражданского законодательства, не должен позволять участникам саморегулирования приспосабливаться к существующим нормам права. Он должен стимулировать их позитивное влияние на изменение правового пространства для достижения установленных в стране стратегических задач, создания лучших условий для человека. Это позволит регулировать экономические отношения на качественно новой, более прогрессивной основе, способствовать повышению эффективности, конкурентоспособности государства в геополитической экономической сфере.
Список литературы
1. Баренбойм П., Гаджиев Г., Лафитский В., Мау В. Конституционная экономика. - М., 2005. - 329 с.
2. Безрукова О.В., Романовская О.В. Конституционные принципы регулирования экономических отношений: монография. - М.: Проспект, 2019. - 192 с.
3. Берг Л. Исследование правового воздействия: методология, теория, практика. // ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»], 2019.- 429 с.
4. Берг Л. Правовые ценности в структуре системы правового воздействия // История государства и права. 2017. № 14. С. 36-40.
5. Берг Л. Синергия правового воздействия // Право в современном мире. 2019. № 3. С. 23-31.
6. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке: монография. - М., Издательский центр «Интерэкомс», 2017. - 369 с.
7. Мхитарян Ю.И. Институт саморегулируемых организаций как проактивный элемент обеспечения национальной безопасности [Электронный ресурс] // Век качества. 2020. № 4. С. 8-23. - URL: http://www.agequal.ru/pdf/2020/AGE_QUALITY_4_2020.pdf. Загл. с экрана.
8. Мхитарян Ю.И. Институт саморегулируемых организаций как проактивный элемент повышения эффективности государства политики [Электронный ресурс] // Век качества. 2020. № 3. С. 9-29. -URL: http://www.agequal.ru/pdf/2020/AGE_QUALITY_3_2020.pdf. Загл. с экрана.
9. Мхитарян Ю.И. Стратегические приоритеты антикризисной политики [Электронный ресурс] // Век качества. 2020. № 2. С. 9-19. - URL: http://www.agequal.ru/pdf/2020/220001.pdf Загл. с экрана.
10.Печуренко Л. П. Биология и социальный прогресс / Леонид Печуренко. - Идрица: Изд-во Пск. обл. ин-та усовершенствования учителей, 1997. - 347 с.
11.Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов / [Вступ. статья и коммент. канд. экон. наук В. С. Афанасьева]. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 684 с.
12.Федулов А.В. Институциональная специфика отношений государства и крупного бизнеса в российском обществе: культурно-цивилизационные особенности и современные тенденции: дис . ... канд. социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. - Майкоп, 2014. - 191 с.
13.Федулов А.В. Стратегия совершенствования отношений государства и крупного бизнеса в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 11. С. 292-299.
Constitutional economy.
Principles of self-regulation priority and integrity
Mkhitaryan Yury Ivanovich,
Doctor of Economics, CEO of Ltd Сompany "Scientific Research Institute of Economy of Communication and Information Scientists of Interecoms"
Annotation. The author considers constitutional principles as an internal source of development, believes that research, assessment, development of constitutional principles strengthen their influence on the regulation of market relations, the effectiveness of the state system.
The fundamental principles of the Constitution of the Russian Federation have the most powerful influence on the development of market relations. They determine the effectiveness of the state system, state regulation of the economy, establish the economic and social functions of the state.
The experience of developing a market economy has clearly shown that the market economy has both positive and negative aspects, and this is not a self-regulatory economy. The article justifies that the constitutional model in force since 1993 overly increased the role of profit in the system of economic relations, which led to a decrease in the protection of consumers, bona fide producers, strengthened the power of capital over the state and man. It is important to make changes to government regulation, guidelines, and the economic model in order to create a self-regulatory, innovative economy.
By changing the composition and relationship of the guidelines, the current economic model can be fundamentally changed. It is justified that self-regulation and good faith should enter into the system of basic constitutional principles and take priority. The state, stimulating the implementation of the principles of self-regulation and conscientious activity, will increase the effectiveness of the state system, the competitiveness of the economy, protect the interests of the consumer, person, citizen. The article proposes the author's interpretation of Art. 8 of the Constitution of the Russian Federation.
The purpose of the publication is to justify the need for systemic changes in the fundamental constitutional principles, the economic model of regulation of public relations, law norms governing the relations of participants in the institution of self-regulation.
Keywords: economic basis of constitutional system, basic principles of market relations, constitutional-legal regulation of market relations, transformation of values, legal influence, standards, rules, self-regulating organizations, consumer protection, bona fide organizations, self-regulating organizations, subjects of law, participants of self-regulation.