Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ТЕОРИЯ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ / ДОБРОСОВЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

В многообразии методов, форм государственного регулирования, среди которых налоговая политика, целевые программы, лицензирование, научно-техническое развитие, образование и др., особое место занимает саморегулирование предпринимательской деятельности. В 2003 г. Указом Президента Российской Федерации была поставлена стратегическая задача по обеспечению приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике. К 2021 г. в России было зарегистрировано 956 саморегулируемых организаций (СРО), 609 СРО основаны на обязательном членстве, основная доля которых (около 80%) осуществляют свою деятельность в градостроительстве в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Саморегулируемые организации в экономике не стали существенно влиять на регулирование экономической и предпринимательской деятельности. В предпринимательском праве не разработана теория приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике. Цель статьи - установить правовые проблемы, сдерживающие развитие саморегулируемых организаций в Российской Федерации, раскрыть содержание теории приоритетного развития саморегулируемых организаций, предложить нормы права, определяющие возможность на законодательном уровне создать необходимые правовые условия, обеспечивающие приоритетное развитие саморегулируемых организаций в экономике. Теория приоритетного развития саморегулирования в сфере предпринимательской и профессиональной деятельности вносит принципиальные изменения в предмет, цели, правовые категории, нормы права, правовые условия приобретения и прекращения статуса саморегулируемых организаций, создает необходимые условия для регулирования предпринимательской деятельности на конституционной основе и на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF PRIORITY DEVELOPMENT OF SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS AND TOPICAL PROBLEMS OF LEGISLATION IMPROVEMENT

Self-regulation of entrepreneurial activity occupies a special place in the variety of methods, forms of state regulation, including tax policy, targeted programs, licensing, scientific and technical development, education, etc. In 2003, the Decree of the President of the Russian Federation set a strategic task to ensure the priority development of self-regulatory organizations in the economy. By 2021, 956 self-regulatory organizations (SROs) were registered in Russia, 609 SROs are based on mandatory membership, the bulk of which (about 80%) carry out their activities in urban planning in the field of engineering surveys, architectural and construction design, construction, reconstruction, overhaul, demolition of capital construction facilities. Self-regulatory organizations in the economy did not significantly influence the regulation of economic and entrepreneurial activities. Business law has not developed a theory of the priority development of self-regulatory organizations in the economy. The purpose of the article is to establish legal problems that hinder the development of self-regulatory organizations in the Russian Federation, to disclose the content of the theory of priority development of self-regulatory organizations, to propose rules of law that determine the possibility at the legislative level to create the necessary legal conditions that ensure the priority development of self-regulatory organizations in the economy. The theory of priority development of self-regulation in the field of entrepreneurial and professional activity makes fundamental changes in the subject, goals, legal categories, law, legal conditions for acquiring and terminating the status of self-regulatory organizations, creates the necessary conditions for regulating entrepreneurial activity on a constitutional basis and on the basis of the norms of the Civil Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2022, №1 http://www.agequal.ru/pdf/2022/AGE QUALITY 1 2022.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мхитарян Ю.И. Теория приоритетного развития саморегулируемых организаций и актуальные проблемы совершенствования законодательства // Электронный научный журнал «Век качества». 2022. №1. С. 10-25. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2022/122001 .pdf (доступ свободный). Загр. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.24

Теория приоритетного развития саморегулируемых организаций и актуальные проблемы совершенствования законодательства

Мхитарян Юрий Иванович,

доктор экономических наук, Заслуженный работник связи и информации Российской Федерации, Председатель Совета МОО «Федерация

содействия саморегулированию, безопасности и качеству работ »

В многообразии методов, форм государственного регулирования, среди которых налоговая политика, целевые программы, лицензирование, научно-техническое развитие, образование и др., особое место занимает саморегулирование предпринимательской деятельности. В 2003 г. Указом Президента Российской Федерации была поставлена стратегическая задача по обеспечению приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике.

К 2021 г. в России было зарегистрировано 956 саморегулируемых организаций (СРО), 609 СРО основаны на обязательном членстве, основная доля которых (около 80%) осуществляют свою деятельность в градостроительстве в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Саморегулируемые организации в экономике не стали существенно влиять на регулирование экономической и предпринимательской деятельности. В предпринимательском праве не разработана теория приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике.

Цель статьи - установить правовые проблемы, сдерживающие развитие саморегулируемых организаций в Российской Федерации, раскрыть содержание теории приоритетного развития саморегулируемых организаций, предложить нормы права, определяющие возможность на законодательном уровне создать необходимые правовые условия, обеспечивающие приоритетное развитие саморегулируемых организаций в экономике.

Теория приоритетного развития саморегулирования в сфере предпринимательской и профессиональной деятельности вносит принципиальные изменения в предмет, цели, правовые категории, нормы права, правовые условия

info@agequal.ru

приобретения и прекращения статуса саморегулируемых организаций, создает необходимые условия для регулирования предпринимательской деятельности на конституционной основе и на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: нравственные ценности, коллективное сознание, добросовестная деятельность, критерии саморегулируемых организаций, дополнительная имущественная ответственность, правовое обеспечение приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике.

Развитие саморегулируемых организаций в экономике - институциональная проблема. Эволюция саморегулируемых организаций как социального института становится ключевой задачей развития общества, государства особенно в условиях геополитического и экономического кризиса. Современная теория развития саморегулируемых организаций нашла свое воплощение в нормах права Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»1, «Концепции совершенствования механизмов

саморегулирования»2, нормах Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), принимая во внимание, что 80% СРО с обязательной формой членства регулируются нормами права Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Более 500 норм права, регулирующих отношения участников саморегулирования, для которых характерны отсутствие логико-правовой связи между целями и установленными нормами права, правовой определенности, несоответствие нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), не обеспечили приоритетное развитие саморегулируемых организаций в экономике. Действующие нормы права создали правовые условия, при которых их развитие с учетом общественно-полезной деятельности саморегулируемых организаций оказалось невозможным, отрицательно повлияло на репутацию и имидж саморегулируемых организаций в сфере предпринимательской деятельности, дискредитировало идею

Ю саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (последняя редакция). -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72967/ (дата обращения 27.03.2022 г.).

2Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации 30.12.2015 № 2776-р. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420327714 (дата обращения 27.03.2022 г.).

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

саморегулирования. Необходимо развитие системы саморегулирования на качественно новом уровне.

Руководящей идеей совершенствования механизма саморегулирования в действующей теории саморегулирования в форме добровольного и обязательного членства рассматривается переход от обязательной формы членства в саморегулируемых организациях к добровольной форме членства. Правовая модель саморегулирования с обязательной формой членства, согласно существующим положениям Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, должна быть скорректирована с учетом базового Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ.

Саморегулируемые организации - некоммерческие организации, координируя деятельность своих членов, предоставляя им управленческие услуги, осуществляют значимую общественно-полезную деятельность, становятся необходимым социальным институтом.

Саморегулируемые организации, определяя условия членства субъектов предпринимательского или профессионального права, разрабатывая стандарты, правила предпринимательской деятельности, осуществляя контроль за их исполнением, принимая меры дисциплинарного воздействия, обеспечивая информационную открытость деятельности своих членов, осуществляя защиту потребителя и добросовестных участников рынка, формируют коллективное сознание, нравственные ценности.

В разработанной теории приоритетного развития саморегулирования в качестве руководящей идеи совершенствования механизма саморегулирования рассматривается приоритетное развитие саморегулирования в форме добровольного и обязательного членства для повышения нравственных начал в предпринимательской деятельности, реализации принципа добросовестной деятельности, а также повышение ответственности участников предпринимательского оборота. Реализация данного принципа приведет к

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

трансформации культурно-ценностного ядра общества, позволит предупредить, устранить негативные последствия рыночной экономики.

Руководящая идея совершенствования правового механизма саморегулирования играет определяющую роль, наполняет правовую модель саморегулирования новым содержанием, позволяет реализовать фундаментальные положения Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)3, Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации.

Рассмотрение в качестве руководящей идеи теории приоритетного развития саморегулирования повышение значимости нравственных начал в предпринимательских отношениях на основе реализации принципа добросовестности в добровольной и обязательной формах членства позволяет реализовать в системе регулирования предпринимательской деятельности основополагающие положения, установленные ст. 2 Конституции Российской Федерации, определившей высшей ценностью права и свободы человека, обязанностью государства признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина4.

Ориентация деятельности субъектов экономических отношений на добросовестную деятельность позволяет укрепить нравственные начала в предпринимательской деятельности, предупредить, устранить, сгладить негативные процессы рыночной экономики. Анализ развития экономики Российской Федерации в 1991-2021 гг. убедительно показывает, что рыночная экономика создает не только положительные, но и негативные социально-экономические явления, которые невозможно устранить без вмешательства общества, государства, развития института саморегулируемых организаций.

3 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 95075/ (дата обращения 27.03.2022 г.).

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения 27.03.2022 г.)

info@agequal.ru

Рыночная экономика может пренебрегать нравственными ценностями, изменять их, приводить к глубокой трансформации культурно-ценностного ядра общества, нарушать защиту, права потребителя, человека, гражданина, общества, при определенных правовых, экономических, социальных условиях во главу угла ставит денежные интересы, экономическую выгоду. Деньги приобретают главенствующую ценность, являются самой желанной целью, стремление к которой освобождает субъектов права от ответственности, морального выбора, разрушает нравственные ценности.

Укрепление нравственных начал в предпринимательской деятельности, реализация принципа добросовестной деятельности посредством совершенствования института саморегулирования позволит на качественно новом уровне обеспечить развитие саморегулирования как механизма правового регулирования предпринимательской деятельности.

В теории приоритетного развития саморегулирования правовая категория «саморегулирование» рассматривается как правовой механизм, позволяющий субъектам права самостоятельно или в установленных законом случаях объединяться в саморегулируемые организации, осуществлять разработку, установление требований, стандартов, правил добросовестной деятельности, осуществлять контроль за их исполнением, регулировать предпринимательскую, профессиональную деятельность, защищать потребителя и иных лиц, достигать социальные цели общества, представлять и защищать интересы своих членов в органах власти и местного самоуправления.

ТЛ « « _

В действующей теории саморегулирования отсутствует механизм стимулирования деятельности саморегулируемых организаций. В интересах потребителя, общества, государства деятельность должна получить надлежащую государственную поддержку. Стимулируя деятельность саморегулируемых организаций, государство повышает их общественно-полезную ценность. Саморегулируемые организации становятся проактивным элементом общественного развития, основой социального общества, интересы которого

info@agequal.ru

направлены на защиту прав человека, гражданина, потребителя, добросовестного участника экономических отношений.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, содержанием которой является разработка и установление стандартов, правил этой деятельности, контроль за соблюдением требований принятых стандартов и правил.

Теория приоритетного развития саморегулирования важнейшей задачей рассматривает формирование коллективного сознания субъектов предпринимательской, профессиональной деятельности с целью защиты прав потребителя, добросовестного производителя, общества, государства.

Действующая теория саморегулирования рассматривает совершенствование правового механизма саморегулирования через реализацию принципа эффективной коллективной ответственности членов СРО, назначение которого - обеспечить обращение взысканий на средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций по обязательствам члена саморегулируемой организации.

Формирование компенсационных фондов - один из способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами и критериев, позволяющих признать некоммерческую организацию в качестве саморегулируемой организации. Таких критериев три:

1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида;

2) наличие стандартов, правил предпринимательской, профессиональной деятельности;

\ ' и и и

3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности.

info@agequal.ru

Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» (ст.ст. 3, 13) установлено требование к обеспечению саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами. Установлено, что саморегулируемая организация вправе применять создание системы личного и (или) коллективного страхования; формирование компенсационного фонда (исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации). При этом легальное определение понятия «дополнительная имущественная ответственность члена саморегулируемой организации перед потребителями» отсутствует.

В первом приближении может показаться, что формирование компенсационных фондов в целях обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенной продукции (товаров, работ, услуг) и иными лицами в саморегулировании имеет логически обоснованное значение. Высший орган управления саморегулируемой организации может определять выбор формы дополнительной имущественной ответственности.

Вместе с тем, важно учитывать, что, согласно ст. 56 ГК РФ5, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и, исходя из содержания п. 13 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции»6, формирование компенсационных фондов не должно становиться необоснованным запретом и ограничением для применения других правовых способов обеспечения дополнительной имущественной ответственности, избыточные затраты при осуществлении предпринимательской деятельности недопустимы.

Общий объем компенсационных фондов в саморегулировании достиг 130 млрд руб. При этом эффективность использования компенсационных фондов в целях возмещения причинения вреда потребителям и иным лицам с момента

5 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/(датаобращения 27.03.2022 г.).

6 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения 27.03.2022 г.).

info@agequal.ru

введения саморегулирования составила менее 3%. Общий объем компенсационных фондов формируется на основе императивной нормы, определившей формирование компенсационных фондов как единственного способа обеспечения дополнительной имущественной ответственности. Избыточное обременение предпринимателей недопустимо, противоречит положениям Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 35 Конституции Российской Федерации, определившей, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения»'.

Теория приоритетного развития саморегулируемых организаций рассматривает компенсационные фонды как имущество участников саморегулирования, предполагает установление предварительного и равноценного возмещения при отчуждении этого имущества на основе императивной нормы в российские кредитные организации.

В теории приоритетного развития саморегулируемых организаций впервые раскрывается содержание фундаментальной правовой категории «дополнительная имущественная ответственность»: «Дополнительная имущественная ответственность каждого члена саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, установленная высшим органом управления саморегулируемой организации правовая ответственность юридического лица, индивидуального предпринимателя, субъекта профессиональной деятельности за обеспечение добросовестной деятельности, выполнение обязательств перед потребителями, иными лицами, обществом государством». Содержание фундаментальной правовой категории позволяет реализовать позитивную (стимулирующую должное поведение) и ретроспективную ответственность.

Как определять дополнительную имущественную ответственность?

7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения 27.03.2022 г.)

info@agequal.ru

Согласно ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. В соответствии со ст.123.10 ГК РФ принятие решений о размерах, способах уплаты членских взносов, дополнительных имущественных взносах - исключительная компетенция высшего органа управления ассоциации (союза). Исходя из содержания и смысла ст. 123.10 ГК РФ, высший орган управления должен определять форму дополнительной имущественной ответственности.

Как на законодательном уровне обеспечить исключительную компетенцию высшего органа саморегулируемой организации?

Ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» определяет обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со ст. 13 настоящего Федерального закона.

В ч. 1 ст. 13 «Способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами» определено, что «саморегулируемая организация вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;

2) формирование компенсационного фонда»8.

Установление права применения только одного из двух способов обеспечения дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемой организации ограничивает права высшего органа саморегулируемой организации, субъектов права.

Права и свободы могут быть ограничены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

8 О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЭ (последняя редакция). -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/ (дата обращения 27.03.2022 г.).

info@agequal.ru

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Вот почему определение способов дополнительной имущественной ответственности не ограничивает права и законные интересы других лиц, не влияет отрицательно на безопасность страны.

Согласно ч. 1 ст. 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации: «К исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом».

Согласно ч. 3 ст. 49 ГК РФ саморегулируемые организации имеют организационно-правовую форму ассоциация (союз). Исполнение ст. 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации высшим органом саморегулируемой организации не нарушает ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Следовательно, нет правовых оснований для ограничений Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» права высшего органа управления саморегулируемой организации.

Предлагаемая редакция ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»:

1. К исключительной компетенции высшего органа управления саморегулируемой организации относится принятие решения об определении способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;

2) формирование компенсационного фонда;

info@agequal.ru

3) использование иных способов обеспечения имущественной ответственности.

Основание для внесения изменений: Конституция Российской Федерации ст. 55, Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 49, ст. 123.10.

ТЛ « « ___

В действующей теории саморегулирования для включения ассоциации (союза) в государственный Реестр саморегулируемых организаций необходимо соответствовать ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»:

1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;

2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

К критериям, определяющим статус саморегулируемых организаций для внесения ассоциации (союза) в государственный Реестр саморегулируемых организаций, в теории приоритетного развития саморегулируемых организаций относятся: наличие требований, стандартов, правил добросовестной предпринимательской или профессиональной деятельности; создание системы контроля за установленными требованиями, стандартами, правилами добросовестной предпринимательской или профессиональной деятельности; обеспечение дополнительной имущественной ответственности членов

info@agequal.ru

саморегулируемых организаций перед потребителями произведенной ими продукции (товаров, работ, услуг).

В теории приоритетного развития саморегулируемых организаций внесены принципиальные изменения в критерии, определяющие не только включение ассоциации (союза) в государственный реестр саморегулируемых организаций, но и исключение сведений о некоммерческих организациях из государственного Реестра саморегулируемых организаций.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра является уменьшение количества членов саморегулируемой организации относительно установленного нормативного требования. Саморегулируемая организация при сохранении требований ст. 21 вышеуказанного закона становится незаинтересованной в уменьшении количества членов, что может привести к нарушению функций саморегулируемой организации по обеспечению добросовестной деятельности членов саморегулируемой организации.

Внесение изменений в ст. 21 «Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций» создает необходимые условия для выполнения саморегулируемыми организациями законодательно установленных функций. Согласно ст. 6 «Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации» саморегулируемая организация обязана применять меры дисциплинарного воздействия. В соответствии со ст. 10 орган по рассмотрению мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных саморегулируемой организацией, вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации. Данная мера дисциплинарного воздействия применяется в случаях, установленных саморегулируемой организацией, при нарушении требований стандартов, правил предпринимательской деятельности. Невыполнение данных требований приводит к формальному осуществлению деятельности СРО, бессмысленному выполнению

info@agequal.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обязательных функций по осуществлению контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью.

Внесение изменений в ст. 21 «Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций» Федерального закона «О саморегулируемых организациях», где ч. 4 ст. 21 установлено: «саморегулируемая организация, не соответствующая требованиям статьи 3 к количеству членов саморегулируемой организации подлежит исключению из государственного реестра саморегулируемых организаций».

Саморегулируемая организация при сохранении требований ст. 21 становится незаинтересованной в уменьшении количества членов. Для того чтобы исключить возможность нарушения функций саморегулируемых организаций, необходимо внести изменения в Федеральный закон.

Предлагается дополнить ст. 21 частью 5 следующего содержания:

«5. Некоммерческая организация не исключается из государственного Реестра саморегулируемых организаций, если уменьшение количества ее членов относительно установленного нормативного требования произошло в результате применения к членам саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия».

В теории приоритетного развития саморегулируемых организаций фундаментальная правовая категория «саморегулируемая организация» раскрывается как «саморегулируемая организация - ассоциация (союз), объединяющая субъектов права для разработки, установления требований, стандартов, правил добросовестной предпринимательской или профессиональной деятельности, контроля за их исполнением, регулирования предпринимательских отношений, защиты потребителя и иных лиц, достижения социальных целей общества, представления и защиты интересов своих членов в органах власти и местного самоуправления».

Теория приоритетного развития саморегулируемых организаций обеспечивает развитие института саморегулирования, взаимодействие субъектов экономических отношений в саморегулируемых организаций на конституционной основе.

info@agequal.ru

Несоответствие норм Федерального закона «О саморегулируемых организациях» нормам Конституции Российской Федерации снижает имидж, репутацию саморегулируемых организаций, качество государственного регулирования предпринимательской, профессиональной деятельности.

1. В условиях геополитического и экономического кризиса особое значение приобретает изменение способов регулирования экономических отношений, переоценка системы культурных, экономических ценностей, места и значения института саморегулируемых организаций в экономике, регулирование экономических отношений для укрепления нравственных начал в экономической, предпринимательской деятельности.

2. Руководящей идеей совершенствования механизма саморегулирования рассматривается приоритетное развитие саморегулируемых организаций в форме добровольного и обязательного членства для реализации принципа добросовестной деятельности, повышения ответственности участников предпринимательского оборота, защиты потребителей, иных лиц, добросовестных субъектов права.

3. Теория приоритетного развития саморегулирования в числе важнейших задач развития института саморегулируемых организаций рассматривает формирование коллективного сознания субъектов предпринимательской, профессиональной деятельности, укрепление культурно-нравственных ценностей в обществе.

4. Высший орган управления саморегулируемой организации обладает исключительной компетенцией устанавливать форму дополнительной имущественной ответственности. Способом обеспечения дополнительной имущественной ответственности может рассматриваться не только создание системы личного и (или) коллективного страхования, формирование компенсационных фондов, но и использование иных способов обеспечения имущественной ответственности, например, разработка и принятие системы

Выводы

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

стандартов, оценка деятельности организаций на соответствие принятым стандартам и т.д.

5. Обосновываются критерии включения (исключения) некоммерческих организаций в государственный Реестр саморегулируемых организаций, фундаментальные правовые категории «саморегулирование», «саморегулируемая организация». Уменьшение количества членов саморегулируемой организации из-за применения к ним мер дисциплинарного воздействия за нарушение установленных саморегулируемой организацией требований не должно служить основанием для исключения некоммерческой организации из государственного Реестра саморегулируемых организаций.

Список литературы

1. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке. - М.: Издательский центр «Интерэкомс», 2017.

2. Мхитарян Ю.И. Стратегическая задача государственной политики -приоритетное развитие саморегулируемых организаций [Электронный ресурс] // Информационный портал «Все о саморегулировании». 2021. - URL: http://www.all-sro .ru/articles/strategicheskaya-zadacha-gosudarstvennoi-politiki Загл. с экрана

3. Мхитарян Ю.И. Государство и ответственность субъектов права за добросовестную деятельность/ Ю.И. Мхитарян // Журнал правовых и экономических исследований. - 2020. - № 3 - С. 89-94.

4. Мхитарян Ю.И. Юридическая ответственность и проблемы дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций/ Ю.И. Мхитарян // Вестник Саратовской государственной юридической академии. -2020. - № 4. - С. 48-56.

5. Мхитарян Ю.И. Реформа правового режима саморегулирования в сфере предпринимательской деятельности / Ю.И. Мхитарян // Вестник Саратовской государственной юридической академии.- 2020. -№ 1. - С. 70-80.

info@agequal.ru

Theory of priority development of self-regulatory organizations and topical

problems of legislation improvement

Mkhitaryan Yury Ivanovich,

Doctor of Economics, CEO of Ltd Company "Scientific Research Institute of Economy of Communication and Information Scientists «Interecoms», Chairman of the Committee for the Construction of Communications, Telecommunications and Information Technologies of the National Association of Builders,

Member of the Expert Council on Urban Planning Activities under the State Duma Committee on Land Relations and Construction, Honored Worker of Communications and Information of the Russian Federation

Self-regulation of entrepreneurial activity occupies a special place in the variety of methods, forms of state regulation, including tax policy, targeted programs, licensing, scientific and technical development, education, etc. In 2003, the Decree of the President of the Russian Federation set a strategic task to ensure the priority development of self-regulatory organizations in the economy.

By 2021, 956 self-regulatory organizations (SROs) were registered in Russia, 609 SROs are based on mandatory membership, the bulk of which (about 80%) carry out their activities in urban planning in the field of engineering surveys, architectural and construction design, construction, reconstruction, overhaul, demolition of capital construction facilities. Self-regulatory organizations in the economy did not significantly influence the regulation of economic and entrepreneurial activities. Business law has not developed a theory of the priority development of self-regulatory organizations in the economy.

The purpose of the article is to establish legal problems that hinder the development of self-regulatory organizations in the Russian Federation, to disclose the content of the theory of priority development of self-regulatory organizations, to propose rules of law that determine the possibility at the legislative level to create the necessary legal conditions that ensure the priority development of self-regulatory organizations in the economy.

The theory of priority development of self-regulation in the field of entrepreneurial and professional activity makes fundamental changes in the subject, goals, legal categories, law, legal conditions for acquiring and terminating the status of self-regulatory organizations, creates the necessary conditions for regulating entrepreneurial activity on a constitutional basis and on the basis of the norms of the Civil Code of the Russian Federation.

Keywords: moral values, collective consciousness, conscientious activity, criteria of self-regulatory organizations, additional property responsibility, legal provision of priority development of self-regulatory organizations in the economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.