Научная статья на тему 'Новые публикации по эпистемологии на французском языке'

Новые публикации по эпистемологии на французском языке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
827
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые публикации по эпистемологии на французском языке»

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 2010 • Т. XXVI • № 4

Н

ОВЫ

ЫЕ КНИГИ ПО ЭПИСТЕМОЛОГИИ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

А.С. ИГНАТЕНКО

Наличие собственной, мощной и самобытной, до сих пор сохраняющей влияние на интеллектуальный мир философской традиции (структурализм-постструктурализм-постмодерн), укорененной в лингвистических темах и в сильной степени тяготеющей к иррационализму, определяет специфику подхода к эпистемологической проблематике у французских авторов. Классическое эпистемологическое сознание воспринимается во французской интеллектуальной среде главным образом в качестве либо объекта исторического исследования, либо объекта критики, что недвусмысленно отражено в публикациях 2009-2010 гг.

Вернан Д. Дискурс и истина: прагматический, диалогический и праксеологический анализ истинности (Vernant D. Discours et vérité: Analyses pragmatique, dia-logique et praxéologique de la véri-dicité. Vrin, 2009).

Западная философия всегда видела своей целью поиски истины. Профессор философии Денис Вернан, преподающий в Универ-

ситете Гренобля логику, прагматику и праксеологию и возглавляющий исследовательскую группу «Философия, языки и познание», предлагает привлечь логику и философию языка, чтобы дать прагматическое определение истинностным утвердительным и отрицательным высказываниям, которые в совокупности составляют оценивающие и исключающие высказывания, являясь простым рассуждением. При этом следует: аксиоматизировать их взаимоотношения оппозиции; построить диалогическую логику истинности, способную как показать формальную корректность, так и выработать «материальную» прозаическую истину; определить условия установления истинности в различных регистрах истинности. Все это позволит создать действенную альтернативу корреспондентной и основанной на репрезентации модели истины, доставшейся нам еще от античности.

Китчер Ф. Наука, истина и демократия (Kitcher Ph. Science,

Я

S S m о

А.С. ИГНАТЕНКО

vérité et démocratie. Presses Universitaires de France - PUF, 2010).

Вопросы, связанные с ценностью науки, обретают в начале XXI в. особую важность. Есть даже основания говорить о войне двух противоположных взглядов на эту проблему. Это в свою очередь свидетельствует о наличии стойкой необходимости выработать более убедительную установку в отношении места наук в демократическом обществе. Данная работа профессора философии Ф. Китчера, специализирующегося на философии наук, преподававшего в университетах Вермонта, Миннесоты и Калифорнии (Сан-Диего), а в настоящее время работающего в Колумбийском университете, ставит перед собой именно эту задачу.

Себба Ф.Д. Что такое «техно-наука»: эпистемологический тезис или порождение дьявола? (Sebbah F.D. Qu'est- ce que la «technoscience»: Une thèse épistémolo-gique ou la fille du diable? Editions Les Belles Lettres, 2010).

Термин «технонаука», возникший в междисциплинарном пространстве эпистемологии, экономики и политики еще в 1960-е гг., постепенно перестает быть исключительно негативно нагруженным понятием, задействованным в критическом дискурсе журналистов и активистов, превращаясь благодаря философскому анализу в исход™ ную точку рефлексии о новом типе отношений между наукой и техникой. Автор Ф.Д. Себба (Университет технологии в Компьене) - по-Ф следователь Левиноса, исследует вопросы техники в контексте проЕВ блематики когнитивных наук и фе-i^] номенологии, не обходя внимани-—™ ем и этический аспект.

Гише Ж.Л. и др. От животного-машины к душе машины: биомеханический спор о душе (XVII-XXI вв.) (Guichet J.L. et Collectif. De l'animal-machine а l'âme des machines: Querelles biomécaniques de l'âme (XVIIe-XXIe siècle). Publications de la Sorbonne, 2010).

Начало спору, о котором идет речь в данном издании, положено еще Декартом, представившим, с одной стороны, организм как машину, а с другой - отказавшим животному в обладании душой, разорвав тем самым иерархическую цепочку от животного к человеку. Двадцатый век с его повышенным интересом к теме машинерии, в том числе и машинерии сознания/бессознательного, вернул актуальность взаимоотношению понятий организм/машина/душа.

Кассу-Ноге П. Край опыта. Космологическое эссе (Cassou-No-guèsP. Le bord de l'expérience. Essai de cosmologie. Presses Universitaires de France - PUF, 2010).

Данная попытка синтеза космологии Уайтхеда и онтологии позднего Мерло-Понти должна, по замыслу автора, до определенной степени реабилитировать сданное было в архив понятие субъективности, а именно - субъекта восприятия, уточнив его позицию в поле восприятия. Фоном служит космологическая проблематика с ее задачей помыслить сосуществование различных сущностей и событий в одном общем для них плане опыта.

Вайсбух Ж., Цвирн А. и др. Что сегодня называют комплексными науками? Языки, сети, рынки, территории (Weisbuch A., Zwirn A., et Collectif. Qu'appelle-t-on aujourd'hui les sciences de la complexité? Langages,

НОВЫЕ КНИГИ ПО ЭПИСТЕМОЛОГИИ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

réseaux, marchés, territories. VUI-BERT, 2010).

Теория комплексных систем, также называемая комплексными науками, покрывает обширное концептуальное пространство; она затрагивает значительные регионы физики (разупорядоченные структуры, феномены перколяции и т.д.), биологии (генетическая, иммунная, экологические системы и т.д.), а также целый ряд когнитивных, экономических и социальных наук. Книга опубликована при содействии Института истории и философии науки и техники и частично включает материалы коллоквиума «Комплексные системы в гуманитарных и социальных науках», организованного Международным культурным центром в Серизи-ля-Салль.

Рикле А. де, Гайон Ж. Функции: от организмов к артефактам (Ricqlès A. de, Gayon J. Les fonctions: des organismes aux artefacts. Presses Universitaires de France - PUF, 2010).

Жан Гайон, профессор философии и истории науки в Университете Париж 1-Пантеон, Сорбонна, и Арман де Рикле, возглавляющий кафедру исторической биологии и эволюционизма в Коллеж де Франс, исследуют понятие функции, заслужившее репутацию скандального в эпистемологическом отношении по причине того, что его смысл, как кажется, подрывает принципы стандартного употребления категории причинности, объясняя биологические особенности через их следствия. Книга знакомит нас с двумя принципиально различными современными теориями функции - эволюционистской и системной - и предлагает к обсуждению вытекающие из этих подхо-

дов проблемы. Дается историческая реконструкция возникновения термина и понятия функции в контексте естественных наук и медицины (где в последнее время патология описывается в терминах «дисфункции»), а также в связи с технологической проблематикой, где функциональный дискурс имеет не менее давнюю историю.

Бенуа Ж. Концепт: введение в анализ (Benoist J. Concepts: Introduction а l'analyse. Cerf, 2010).

Жоселин Бенуа, профессор Университета Париж 1-Пантеон, Сорбонна, директор архива Гуссерля в Париже, рассуждает о том, что такое концепт и мысль вообще. Каковы основания различия между концептуальным и неконцептуальным? (Понятийным и непонятийным?) Не является ли эта вещь -концепт - самой реальностью? И не означает ли это автоматически, что мы как раз способны помыслить вещи «как они есть»?

Башляр Г. Эпистемология (Bachelard G. Epistemologie. Presses Universitaires de France - PUF, 2010).

Данный текст одного из наиболее влиятельных французских философов ХХ в., Гастона Башляра (1884-1962), директора Института истории наук, не претендует на статус полной систематизации его идей по данной тематике, лишь в первом приближении задавая не всегда легко схватываемое различие между эпистемологией, философией и наукой.

Вирильо П. Кибермир, политика наихудшего (Virilio P. Cybermonde, la politique du pire. Textuel, 2010).

Пожалуй, это первая критическая работа, посвященная послед-

Я

S S m о

A.C. ИГНАТЕНКО

ствиям «виртуальной волны». Поль Вирильо написал книгу-разоблачение об опасностях, исходящих от Интернета, восставая против фан-тазма виртуальной демократии и призывая к сопротивлению. Книга содержит его размышления о моральных, политических и культурных последствиях прихода кибер-мира.

Ванин-Верна Л. Случай сознания. Мир - нечто другое или я? (Vanin-Verna L. Cas de conscience. Le monde, autrui ou moi? Ellipses Marketing, 2010).

Опыт сознания выстраивает себя вокруг пережитого, в котором самосознание кажется самоочевидным, как и встреча с миром, воспринимающимся как нечто другое, отличное от себя. Каковы характеристики связей между сознанием и тем, что его окружает? Как определить эту встречу с миром и с другим? Как сохранить себя и сделать чище эти отношения? Как действовать? Как отыскать такой коллективный проект, в рамках которого каждый действовал бы ради себя самого, одновременно принося пользу всем, не отказываясь от собственной самости? Таковы цели реальной встречи с миром, с другим; таков на заре XXI в. «мой» случай

сознания. Автор данной работы -доктор политологии и эпистемологии, профессор философии и политологии в ряде высших учебных заведений Франции.

Кроме того, в конце года ожидается появление следующих, вполне вписывающихся в данный концептуальный фарватер работ:

Висманн Х. На кону - наука ( Wismann H. La science en jeu. Actes Sud).

Активно публикующийся философ и филолог немецкого происхождения, автор ряда работ по античной философии (Парменид, Гераклит, Демокрит, Платон) и по неокантианству (Гумбольдт, Шлейермахер, Дильтей, Кассирер, Бенджамин), обращается к проблеме утраты наукой монополии на истину.

Паризо М.Э. Биотехнология, нанотехнология, экология: между наукой и идеологией (Parizeau M.H. Biotechnologie, nanotechnologie, écologie: entre science et idéologie Quae éditions).

Еще одна работа по проблематике постгуманизма с названием, отсылающим к традиционной для французской мысли, по крайней мере со времен Фуко, проблеме сращивания власти и знания.

Я

S S m о

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.