В качестве вывода о значении гуманитаризации высшего образования отметим следующее: кардинальные изменения среды социального и производственного функционирования выпускников вузов требуют адекватной перестройки социально-экономического и гуманитарного образования, существенной корректировки и нового наполнения его теоретического содержания. В первую очередь необходим анализ содержания современной учебно-научной литературы по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам, изучение которых — составная часть высшего профессионального образования. Указанный анализ предполагает:
1. Оценку изменений в научно-теоретических представлениях об обществе и человеке в ходе реформирования общественной жизни в России, установление их влияния на мировоззренческие ориентации специалистов — выпускников вузов.
2. Концептуальный анализ содержания социально-экономических дисциплин (мировоззренческий, методологический и теоретический аспекты) путем экспертных оценок содержания стандартов, программ и учебников на предмет их соответствия современному уровню научных представлений об обществе и человеке.
3. Экспертные оценки содержания стандартов, программ и учебно-научной литературы последнего поколения по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам с целью определения их логической целостности и концептуальной сопряженности (выявление необоснованного дублирования материала, а также концептуальных разночтений). На этой основе откроется возможность оптимизировать содержание и структуру социально-экономического и гуманитарного образования, повысить его идейно-воспитательную эффективность.
4. Предложения по научно-теоретическому совершенствованию содержания литературы в области социально-экономических и гуманитарных дисциплин с целью приведения ее в более полное соответствие с новой социальной реальностью, сложившейся в России и во всем мире.
5. Разработку стандартов и макетов учебников нового поколения по основному блоку социально-экономических и гуманитарных дисциплин, обеспечивающих концептуальное (теоретическое) единство социально-экономического и гуманитарного образования.
Конечная цель — перевод гуманитарного знания на научные основания как главное условие гуманитаризации.
УДК 378.1:378.14
Т.Н. Носков а, Т. Б. Павлова
НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Благодаря совершенствованию технической оснащенности образовательных учреждений, стремительному повышению доступности сетевых и интернет-технологий, во многом изменяются информационные условия, в которых происходит образовательный процесс в современном вузе. Возможности непосредственного общения в аудитории существенно дополняются различными видами пространственно распределенных коммуникационных связей, использующих веб-базируемые ресурсы и сетевые сервисы. Различные форматы образовательного взаимодействия могут быть построены на основе таких свойств
виртуальной коммуникации, как многоканаль-ность, интерактивность, возможность взаимодействовать в отложенном режиме или в режиме реального времени, мультимедийность и пр. Но появление новых информационных средств и инструментов не является гарантией повышения качества образования, это лишь компоненты образовательной среды, обладающие высоким образовательным потенциалом. Исходя из того, что новые способы взаимодействия не замещают, а дополняют, расширяют традиционные возможности, можно говорить о виртуальной части образовательной среды, которая не суще-
ствует обособленно, а изменяет качество всей этой среды в целом, позволяет ставить и решать новые классы задач.
Необходимо отметить, что вопросы эффективности педагогической деятельности в образовательной среде современного вуза чрезвычайно важны как в отношении образовательных результатов, так и в отношении использования дорогостоящей инфраструктуры (мультимедийного и серверного оборудования, компьютерных классов и сетей).
Что является необходимым условием эффективного образовательного взаимодействия в виртуальной среде?
Согласно одному из определений информационная образовательная среда — это социально-психологическая реальность, в которой созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий [1]. Эти психолого-педагогические условия не формируются сами собой с развитием инфраструктуры, а являются непосредственным результатом профессиональной деятельности педагогического коллектива и каждого преподавателя в отдельности.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) открывают в педагогической деятельности новые возможности, но и предъявляют к ней особые требования, которые должны быть осознаны и приняты преподавателями. Очевидно, что сегодня педагогическая деятельности в вузе направляется, в первую очередь, обновлением стандартов высшего профессионального образования, которые отражают происходящие социокультурные изменения. В соответствии с ними меняются цели, стратегии, задачи, содержание образования и способы организации образовательного процесса. В стандартах третьего поколения компетентностный и личностно-ори-ентированный подходы приняты в качестве ведущих, а в процессе освоения компетенций особая роль отводится организации активной самостоятельной работы студентов и индивидуализации их образовательного пути. Для этого учебный процесс необходимо строить как вариативный, нелинейный, адаптируемый к личност-
ному образовательному и информационному запросу студента.
На практике такой гибкий личностно-ори-ентированный учебный процесс невозможно воплотить без опоры на сетевые информационные средства, поддерживающие деятельность педагога. Но есть еще один немаловажный аспект значимости виртуальной части образовательной среды при освоении компетенций — характер профессиональной подготовки должен соответствовать меняющимся условиям социокультурной жизни и отражать актуальные и перспективные тенденции изменений в профессиональной деятельности. Многие из этих изменений связаны именно с возможностями виртуальной среды и предполагают использование различных видов информационной активности в сфере решения образовательных и профессиональных задач. При этом стоит учитывать, что современные студенты выросли в период активного использования виртуального пространства, владеют различными способами действий в нем, воспринимают информацию в соответствии с особенностями этой среды. Также важно понимать, что сегодня особое значение имеют компетенции специалиста, связанные с применением информационных и коммуникационных технологий, и грамотное профессиональное информационное поведение — важная составляющая конкурентоспособности выпускника.
В чем проявляется специфика виртуальной образовательной среды и педагогической деятельности в ней?
Во-первых, в отличие от традиционного предметно-практического учебного окружения с ведущей ролью педагога, виртуальная образовательная среда — система открытая. Она характеризуется тем, что имеет распределенные информационные ресурсы и разнообразные каналы обмена ими с другими информационными средами. В ней можно взаимодействовать не только с ближайшим учебным окружением и субъектами, но и использовать потенциал глобального информационного и коммуникационного пространства.
Во-вторых, она предоставляет принципиально новые интеллектуальные инструменты для активизации знаний, формирования акту-
альных когнитивных и практических навыков, включения значимых на современном этапе развития общества социальных и личностных факторов. При определенных условиях она может стать для студента эффективным средством самостоятельной образовательной деятельности и постоянного профессионального саморазвития. Но для этого преподаватель должен осознать и принять новые профессиональные цели, в его деятельности должны появиться мотивы, связанные с сопровождением виртуальных взаимодействий на основе новых моделей деятельности, применения современных способов освоения информации и коммуникации с окружающим миром.
Иными словами, необходимое условие формирования такой среды — профессиональная деятельность педагога, который мыслит и действует по-новому, стремится к достижению целей и ценностей, адекватных инновационной экономике, постоянно саморазвивается в своей профессиональной деятельности [3].
По нашему мнению, необходимо действовать в двух направлениях.
Во-первых, необходимо организовать в вузе специальную подготовку преподавателей к сопровождению самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде. Такая подготовка должна способствовать осознанию преподавателем важности расширения спектра образовательных целей и приобретению умений решать педагогические задачи адекватно возможностям современной информационной среды. В процессе такой подготовки, наряду с технологической, особое значение имеют ценностно-целевой и рефлексивный компоненты. Ценностно-целевой компонент подготовки способствует осмыслению новых ценностных и целевых структур (отношения, установки, позиции), связанных с образовательным взаимодействием в современной информационной среде. Рефлексивный компонент формирует способность преподавателя производить анализ и постоянно совершенствовать свою педагогическую деятельность в виртуальном пространстве [4].
Во-вторых, необходимо гибкое мотивирующее управление деятельностью преподавателя со стороны администрации по созданию и использованию виртуальной образовательной среды. Педагоги, имеющие опыт применения информа-
ционных и коммуникационных технологий, отмечают, что она требует достаточно больших временных и интеллектуальных затрат. А это — значительный барьер, препятствующий получению полноценного эффекта от виртуального образовательного взаимодействия. Стимулирование и поддержка педагогической деятельности в данном аспекте, объединение электронных ресурсов, методическое и технологическое сопровождение деятельности преподавателя через систему информационно-ресурсных центров — все это способствует переходу от инициативного использования отдельных информационных и коммуникационных технологий к системному раскрытию потенциала распределенной образовательной среды.
Для определения необходимых направлений подготовки и управления информационной педагогической деятельностью, конкретизируем основные векторы изменений в деятельности преподавателя, осуществляемой в сетевом информационном пространстве вуза. Проанализируем специфику решения основных групп педагогических задач [2]. Учтем, что потенциал виртуальной образовательной среды ориентирован на человека, который активно и самостоятельно конструирует свое знание, развивает свои компетенции во взаимодействии с другими субъектами.
Основные задачи педагогической деятельности связаны с построением образовательного процесса. При выявлении изменений будем учитывать, что в традиционном образовательном взаимодействии есть ряд ситуаций, в которых недостаточно непосредственного общения в аудитории (из-за ограничения времени аудиторных занятий, невозможности уделить достаточно внимания общению с каждым студентом при значительных потоках обучающихся, из-за отсутствия студентов на занятии и др.). Проблемой является и организация самостоятельной внеаудиторной учебной деятельности. Значимость этой проблемы возрастает в свете того, что профессиональная подготовка в соответствии с компетентностным подходом рассматривается как процесс профессионального развития, самостоятельного овладения опытом будущей профессиональной деятельности. Следует создать условия для формирования у студентов компетенций и личностных качеств, необходимых спе-
циалистам, которым предстоит работать в условиях информационного общества.
В виртуальной информационной среде доступны разнообразные образовательные ресурсы, возможны вариативные формы индивидуальной и совместной учебной и квазипрофессиональной деятельности. Соответственно, от преподавателя требуется не только передавать знания, но и подготовить условия для самостоятельной познавательной и практической активности обучающихся, организовывать и сопровождать ее в виртуальной среде.
Что должен для этого уметь преподаватель, какие ему необходимы новые компетенции?
В психодидактической концепции образовательной среды выделены три узловых понятия, в которых отражаются основные изменения в образовательном ваимодействии в современной информационной среде и с которыми связаны новые грани професиональных умений педагога. В качестве базовых концептов выбраны следующие: социальная информация (электронные ресурсы среды), образовательная коммуникация в сетевом пространстве и управление распределенной образовательной деятельностью [4]. Исходя из этого преподаватель при построении нелинейного учебного процесса должен быть готов формировать электронную ресурсную базу для обеспечения самостоятельной работы студентов в дистанционном режиме; инициировать и координировать целенаправленную образовательную сетевую коммуникацию обучающихся, направленную на удовлетворение их индивидуализированного образовательного запроса; через виртуальную образовательную среду и ее ресурсы управлять индивидуальной и распределенной групповой самостоятельной работой студентов.
Понятие «электронная ресурсная база» введено с целью подчеркнуть взаимосвязанность и целевое единство комплекса электронных образовательных ресурсов, созданию которого способствует преподаватель, чтобы организовать эффективную самостоятельную работу студентов в процессе формирования компетенций. Это не дублирование в цифровой форме традиционных учебных материалов, а по-новому сформированная информационная основа потенциальных образовательных действий в насыщенном информационном окружении. Гиперсвязанные
информационные блоки предназначены не для замещения существующих учебников и учебных пособий, а для расширения информационного поля деятельности, предоставления студенту возможности реального осознанного выбора образовательных ресурсов на основе вариативов содержания, формы представления и доступных способов действий с информацией. При этом необходимо осознавать психологические особенности интерактивного взаимодействия обучающихся с электронными ресурсами образовательной среды и научиться определять потенциал этих ресурсов в реализации педагогических технологий. Важно актуализировать механизмы, ориентированные на самоуправление познавательной деятельностью студента. В процессе формирования электронной ресурсной базы преподавателю необходимо уметь установить методические и технологические связи с ресурсами институциональной и глобальной информационной образовательной среды (электронные библиотеки, образовательные порталы, сайты, сетевые конференции др.), а также определить обоснованную потребность в разработке собственных, оригинальных электронных образовательных ресурсов.
Как изменяется в сетевой среде педагогическая коммуникация?
Для того чтобы способствовать формированию эффективного поля виртуальной образовательной коммуникации, преподавателю недостаточно научиться использовать сетевые коммуникационные сервисы. Определяющим является понимание преимуществ распределенного сетевого взаимодействия в групповых и коллективных формах, в синхронном и асинхронном режимах. Важно владеть педагогическими технологиями, эффективными в виртуальной среде. Иными словами: преподавателю необходимо научиться коммуникативным действиям, направленным не только на непосредственное взаимодействие с обучающимся, но и на создание в сети особых коммуникативных условий, способствующих активизации и расширению деятельностной основы самостоятельной работы студентов. При этом преподавателю не стоит переносить привычное взаимодействие со студентами из аудитории в сетевое пространство — его усилия должны быть направлены на
активизацию самостоятельного (группового, малогруппового) взаимодействия обучающихся в процессе решения образовательных задач в виртуальной среде.
Но основная сложность построения учебного процесса в расширенном информационном пространстве заключена в трансформации управления образовательной деятельностью, которая строится в опоре на систему обратных связей, выстраиваемых в электронной среде. Причем, обратные связи необходимо замыкать не только в отношении протекания познавательных процессов, но также и по линиям протекания мотивационных и регуляционных психических процессов [4].
Важное преимущество сетевой среды заключается в том, что в ней можно видеть не только результат, но и наблюдать процесс самостоятельной работы студентов: он фиксируется в архивах дискуссионных форумов, в учебных блогах, \viki-ресурсах, электронных портфолио студентов. Это позволяет своевременно вносить педагогическую коррекцию, устананавливать предметно-рефлексивные отношения между субъектами, в результате чего обеспечивается гибкость и индивидуализация управления учебным процессом.
Если характер взаимодействия педагога с обучающимися в виртуальной среде не меняется по сравнению с общением в аудитории, то даже при достаточном оснащении электронными образовательными ресурсами и формальном применении сетевых средств студент не получает необходимой степени образовательной свободы, самостоятельности и мотивации для самоуправления познавательной деятельностью, что необходимо ему для формирования современных профессионально значимых компетенций.
Для того чтобы строить индивидуализированный учебный процесс с широким использованием сетевых информационных и коммуникационных технологий, преподавателю необходимо видеть и понимать, как поведение обучающихся в образовательном процессе распределено во времени и пространстве. Педагогу необходимо учитывать, что психологические аспекты (интересы, мотивы, установки) действий студентов с электронными средствами отличаются от традиционных, характерных для аудиторного взаимодействия. Педагогическое видение и своевременная коррекция поведения субъектов
в виртуальной среде (при интерактивном взаимодействии с электронными образовательными ресурсами, в процессе диалогической, инт-раперсональной и групповой коммуникации в учебных блогах, на сетевых форумах, в сетевых сообществах) позволяет оптимизировать деятельность студентов с разными когнитивными стилями, ведущими сенсорными модальностями, учитывать различные стратегии образовательной деятельности обучающихся. Другими словами, преподаватель должен способствовать созданию психологически комфортной телекоммуникационной атмосферы образовательного взаимодействия. При этом необходима высокая степень понимания достоинств и рисков внедрения сетевых коммуникационных средств: факторов различной информационной компетентности обучающихся и различий в технической оснащенности их рабочих мест; рисков, связанных со стабильностью функционирования программных сред и каналов связи и др.
Таким образом, выстраивая учебный процесс с привлечением возможностей электронной среды, преподаватель перестает быть его «информационным центром», в его деятельности появляется новая доминанта — он управляет контентом электронной ресурсной базы, организует и поддерживает разнообразные связи с ресурсами и субъектами среды. При этом его действия нацелены на вовлечение обучающихся в активное практикоориентированное сетевое образовательное взаимодействие в процессе формирования компетенций и эффективное его сопровождение.
Благодаря многофункциональности и доступности сетевых информационных и коммуникационных средств, преподаватель должен стать активным созидателем виртуальной образовательной среды. В зоне ответственности конкретного преподавателя находится ее первичный сегмент, отражающий цели и методы его информационной педагогической деятельности, — сетевая информационная и коммуникационная среда профессиональной деятельности преподавателя [5]. Назначение информационной среды, которую имеет возможность формировать преподаватель в сетевом образовательном пространстве, значительно шире, чем у среды предметно-практической, в которой в большей мере решаются задачи когнитивного освоения
учебных дисциплин. В результате специальной подготовки преподаватель сможет проектировать и создавать среду, обладающую также особым потенциалом в плане развития компетенций в сфере коммуникации, критического анализа информации, рефлексии, коллективной образовательной и профессиональной деятельности. Виртуальная образовательная среда с заданными характеристиками информационных отношений и взаимодействий рассматривается как новый важный элемент педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов. В числе условий, обепечивающих эффективность функционирования такой среды, можно назвать взаимодополнительность образовательных стратегий при непосредственном и телекоммуникационном образовательном взаимодействии. А из этого следует, что изменения затрагивают и педагогическую деятельность в аудитории, позволяя преподавателю «перераспределить» и трансформировать решение образовательных задач.
И еще одна важная область, в которой проявляются изменения в педагогической деятельности, — это взаимодействие в профессиональном сообществе. К особенностям современной информационной образовательной ситуации относятся интенсификация процессов обновления знаний, актуализация новых образовательных целей, появление разнообразных информационных инструментов, что требует от педагога непрерывного развития его профессиональной компетентности. Сетевая среда позволяет педагогу оперативно получать доступ к самой актуальной профессиональной информации и инновационному опыту коллег (в сетевых дискуссиях, блогосфере, на страницах профессиональных сайтов). При этом
она служит не только источником новой информации и знаний, но и виртуальной лабораторией для рефлексивного совершенствования преподавателем своей деятельности, апробации инновационных методических идей. В виртуальном пространстве открываются дополнительные возможности для сотрудничества на расстоянии, использования информационных систем. С учетом того, что сетевая информационая среда изначально предназначена не для индивидуальной деятельности, а для взаимодействия, достижение значимых результатов в ней требует определенного распределения и координации усилий. Это касается и разработки информационных образовательных ресурсов, и телекоммуникационного сопровождения самостоятельной работы студентов, и профессионального саморазвития педагога.
В заключение отметим, что педагог должен динамично реагировать на изменения, происходящие в российском и глобальном образовательном и информационном пространстве, адекватно этим изменениям трансформировать свою деятельность. Сегодня к деятельности преподавателя вуза, осуществляющего подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, предъявляются особые требования, связанные с эффективным раскрытием потенциала современной информационной среды. Средства и ресурсы виртуальной образовательной среды должны найти свое место в индивидуализированном педагогическом сопровождении становления и развития профессиональных компетенций студентов; они должны быть ориентированы педагогом на инновационные результаты профессиональной подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Краеильникова, В.А. Электронные компоненты информационно-образовательной среды [Текст] / В.А. Краеильникова, П.В. Веденеев, A.C. Заварихин, Т.Н. Казарина // Открытое и дистанционное образование,— 2002. Вып. 4(8).
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст] / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Родионовой,— СПб., 2004.
3. Ноекова, Т.Н. Психодидактический подход к построению вузовской информационной образовательной среды [Текст] / Т.Н. Ноекова // Экопсихологические исследования: Сб. матер. 5-
й Росс. конф. по экологической психологии,— Москва 26—27 марта 2008 г. / Под ред. В.И. Панова. — М.: Изд-во Психологического института РАО, 2009.
4. Ноекова, Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды [Текст] / Т.Н. Ноекова,- СПб.: Изд-во РГПУ, 2007.
5. Павлова, Т.Б. Подготовка преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной образовательной среде [Текст]: Автореф. ... канд. педаг. наук / Т.Б. Павлова,— СПб.: Изд-во «Лема», 2010.