Научная статья на тему 'Новые подходы в развитии скоростно-силовых качеств у самбистов в возрасте 10-12 лет'

Новые подходы в развитии скоростно-силовых качеств у самбистов в возрасте 10-12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
401
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМБО / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / МЕТОДИКА / СПОРТ / САМООБОРОНА / SAMBO / SPEED-POWER QUALITIES / METHODOLOGY / SPORT / SELF-DEFENSE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зеленяк М.

В данной статье рассматриваетсяновый подход к формированию и развитию скоростно-силовых качествюных борцов по средством включения в тренировочный процесс элементов кроссфита. Были изучены методы и средства скоростно-силовой подготовки в возрастном периоде 10-12 лет. По итогам анализа научно-литературных источников предложена методика круговой тренировки с комплексом из 10 упражнений. По результатам проведенного исследования была выявлена эффективность предложенной методики, прослеживалось положительная динамика показателей по всем тестам в экспериментальной группе, достоверность различий которых была достоверной. Применялись такие методы исследования, как педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES IN THE DEVELOPMENT OF SPEED AND POWER QUALITIES IN SAMBIS AT THE AGE OF 10-12 YEARS

This article examines a new approach to the formation and development of speed-strength quality wrestlers by including crossfit elements in the training process. Methods and means of speed-strength training in the age period of 10-12 years have been studied. Based on the analysis of scientific and literary sources, a circular training technique with a set of 10 exercises was proposed. According to the results of the study, the effectiveness of the proposed method was revealed, a positive dynamics of indicators was traced for all tests in the experimental group, the reliability of the differences of which was significant. Such research methods as pedagogical observation, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics were used.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в развитии скоростно-силовых качеств у самбистов в возрасте 10-12 лет»

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У САМБИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 10-12 ЛЕТ

М. Зеленяк, магистрант

Югорский государственный университет

(Россия, г. Ханты-Мансийск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10881

Аннотация. В данной статье рассматриваетсяновый подход к формированию и развитию скоростно-силовых качествюных борцов по средством включения в тренировочный процесс элементов кроссфита. Были изучены методы и средства скоростно-силовой подготовки в возрастном периоде 10-12 лет. По итогам анализа научно-литературных источников предложена методика круговой тренировки с комплексом из 10 упражнений. По результатам проведенного исследования была выявлена эффективность предложенной методики, прослеживалось положительная динамика показателей по всем тестам в экспериментальной группе, достоверность различий которых была достоверной. Применялись такие методы исследования, как педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Ключевые слова: самбо, скоростно-силовые качества, методика, спорт, самооборона.

Раннее вовлечение детей в систему физического воспитания является одним из приоритетов сохранения здоровья и развития физических качеств у подрастающего поколения. Самбо является видом спорта, который вызывает высокий интерес к занятиям. Положительно и всесторонне влияет на развитие физических качеств (скоростно-силовые, силовые, ловкость, гибкость), а так же на формирование личностных качеств ипсихологической устойчивости юных спортсменов.

Развитие скоростно-силовых способностей имеет важное значение в подготовке борцов. Ведь именно от высокого потенциала физической подготовленности зависит рост тактико-технического мастерства юных спортсменов. Это возможно при применении в тренировочном процессесо-четанного действия средств и методов самой борьбы и возможностью продолжительное время быть сконцентрированным и способным поддерживать скоростно-силовые качества [1].

На начальныхэтапах подготовки юных спортсменов применяют кроссовые нагрузки на длинные дистанции сочетающиеся с систематическими силовыми тренировками в тренажерном зале.

Затем тренером предлагается тренинг с большим функционалом, комплексом упражнений и задач, т.е. своего рода кросс-

фит. Его легко подстроить под разные виды единоборств, и самбо, в том числе тоже. Поскольку именно кроссфит быстро и эффективно развивает у спортсмена необходимые для самбиста-борца качества.

Функциональный тренинг позволяет в одном занятии задействовать одновременно те группы мышц, которые в соответствии со спецификой единоборств, необходимо развиватьпервостепенно. Именно кроссфит можно использовать и в качестве разминки, и заминки и даже отдельного занятия.

В самбо применяются интенсивные тренировки с использованием разнообразных комплексов упражнений в зависимости от возрастной категории занимающихся. Большинство из них способствуют развитию скоростно-силовых качеств. Продолжительность и качество выполнения борцом-самбистом технических действий напрямую находится в зависимости от реакции и скорости выполнения одиночных движений. Систематические тренировки усиливают развитие двигательных качеств. Но уровень данного развития в разные возрастные периоды неодинаков. Для более эффективного становления и развития физических качеств необходимо учитывать сенситивные периоды их развития. Поэтому существует необходимость в следующем (рис. 1) [2].

Рис. 1. Аспекты относительно развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов

Результаты исследования. На сегодняшний день существует 4 метода скоростно-силовой подготовки (рис. 2).

Мсюлы скоросто-силовой IKUJOIOMU

Menu ЧЛЬСИЧЛ 1ЬНЫ\ MIIIHft Повторно-серийный метод

И>1!С}1вЛ1Ы<ЫЛ Комплексный

Рис. 2. Методы скоростно-силовой подготовки

Средства, используемые в процессе специальной скоростно-силовой подготовки по методике Г.И. Ковальчук (рис. 3) [3].

Рис. 3. Средства скоростно-силовой подготовки

Методы, применяемые в исследовании контрольной и экспериментальной групп [4]:

- педагогическое наблюдение, которое позволило во время занятий изучить воздействие на организм спортсмена предложенного комплекса упражнений. Программа наблюдений включала: посещение учебно-тренировочных занятий. Наблюдение проводилось 2-3 раза в неделю.

- педагогическое тестирование. Для определения эффективности предложенной методики формирования скоростно-

силовых способностей был применен метод педагогического тестирования. Он позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий.

- педагогический эксперимент. Проведение данного эксперимента позволило определит насколько эффективна предложенная методика для развития скоростно-силовых качеств юных спортсменов.

- методы математической статистики. Данные методы использовались для обработки полученных результатов и выявления достоверности отличий.

В педагогическом эксперименте участвовали две группы начальной подготовки самбистов в возрасте 10-12 лет по 10 человек в каждой, одна из которых была определена как экспериментальная группа (ЭГ), другая как контрольная группа (КГ).

Все полученные данные были сгруппированы в таблицы и обработаныметодами

математической статистики. Рассчитывались такие показатели, как среднее арифметическое (М), среднее квадратичное отклонение (ш), ошибка средней арифметической (□), достоверность различий по X -критерию Стьюдента [5].

Перед педагогическим экспериментом проводили тестирование для определения уровня скоростно-силовых качеств у самбистов (табл. 1) [6].

Таблица 1. Методика проведения тестов для определения уровня скоростно-силовых качеств у самбистов в возрасте 10-12 лет

Тест Содержание

Кистевая динамометрия в положении лежа Участники эксперимента принимают положение «упор лежа» и начинают сгибание-разгибание рук до отказа. Результаты заносятся в протокол.

Кистевая динамометрия в положении виса Участники эксперимента становятся перед перекладиной, обхватывают ее кистями рук на ширине плеч. Затем тестируемый должен повиснуть на перекладине на согнутых руках. Результат в секундах также заносится в протокол

Выпрыгивание вверх. На данный тест дается три попытки. Тестируемый подпрыгивает вверх и положения полного приседа. Результат в сантиметрах записывается в протокол

Поднимание туловища из положения лежа в течении 30 сек. Участники эксперимента проходят данный тест в парах. Сначала садятся на мат, согнув ноги в коленях на 90°. Кисти соединены на затылке, пальцы переплетены. Один из партнеров держит ноги. Затем после команды тренера тестируемый начинает подниматься в положение сидя и снова возвращаться в положение лежа. Количество раз таких подъемов в течении 30 сек заносится в протокол.

Прыжок в длину с места Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков в спортзале. Тестируемый принимает исходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками раз-решен.Измерения проводятся от линии отталкивания до места приземления.

Отличие в методике проведения учебно-тренировочных занятий заключалось в следующем:

- в ЭГ скоростно-силовые способности развивались с использованием игрового метода,

- в КГ эти же упражнения давались методом строго-регламентированного упражнения.

Нами была предложена методика круговой тренировки в экспериментальной группе самбистов юношей, при которой направленность используемых упражнений была идентичной. В содержании тренировочных занятий был включен комплекс упражнений, направленных на раз-

витие скоростно-силовых показателей у юношей 10-12 лет. Эффект тренировочной нагрузки будет больше, если выше интенсивность и длительность.

Круговая тренировка выполнялась 1 раз в день после разминки, включающей бег и общеукрепляющие и акробатические упражнения. Данная структура тренировочного процесса применялась в дневное время, в вечернее же упор был сделан на тактико-технические действия.

По окончании эксперимента в контрольной и экспериментальной группах были проведены вновь описанные выше тесты. Результаты представлены на рисунках 4-8.

Кистевая динамометрия в положении лежа

« 8 =

в

V г

а 6

о

н

03

о 4

в 4

о

03

^ 2 (J 2

т в

4 0 Ч

о

5,9

3 2,2 3,1

1

до исследования после исследования

□ Экспериментальная □ Контрольная

Рис. 4. Прирост показателей по тесту «Кистевая динамометрия в положении лежа»

До проведения эксперимента исследуемый показатель незначительно различался между представителями контрольной и экспериментальной группы. Но у юных спортсменов, занимающихся по экспериментальной методике наблюдался значительный достоверный прирост данного показателя относительно контрольной группы испытуемых. Оценивая полученные данные, было выявлено, что наблюдается недостоверное увеличение показателей в данном тесте у представителей контрольной группы.

Показатели второго теста так же имели схожую динамику изменения в ходе применения в тренировочном процессе экспе-

риментальной методики. Средний результат контрольный группы вначале эксперимента равен в среднем 2 повторениям, а в конце улучшился до 3 повторений (рис. 5). Но такая динамика была только тенденцией, так как достоверность различий не подтверждена статистически. Значительный и достоверный прирост (р<0,01) исследуемого показателя наблюдался у экспериментальной группы, что качественно подтверждает эффективность применяемой экспериментальной методики. Так же отмечаются достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами юных спортсменов после эксперимента (р<0,01).

7 6

« в

в 5

а

g 4 со о в о

03

н о <и

т в

4 ч

о

ы

5,9

3 3,1

2,2

до исследования после исследования

□ Экспериментальная □ Контрольная

Рис. 5. Прирост показателей по тесту «Кистевая динамометрия в положении виса»

Следующим тестом был «Выпрыгивание вверх» (рис. 6). Он характеризует взрывную силу, которая является важным физическим качеством для борца - самбиста.

7 6

и

° 5 а 5 н

<u 4

5,9

3

1 2,2

до исследования после исследования

□ Экспериментальная □ Контрольная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Прирост показателей по тесту «Выпрыгивание вверх»

Средние показатели контрольный группы по тесту «Выпрыгивание вверх» вначале эксперимента равны 23±2,79 см, а в конце улучшились до 27±2,75 см (рис. 5). Отсутствие экспериментальной методики в тренировочном процессе привело к незначительной динамике исследуемого показателя. Оценивая полученные данные, было выявлено, что наблюдается достоверное увеличение результатов в данном тесте (р<0,01). Средний результат в экспериментальной группе же увеличился с 28±2,76 см до 34,5±3,44 см. зафиксированный прирост был значительнее, чем у контрольной группы. Достоверная динамика данного показателя у экспериментальной группы характеризует качественное изменение функционального состояния спортсменов при использовании кроссфита, как

подхода в развитии скоростно-силовых качеств.

Результаты по выполнению теста «Поднимание туловища из положения лежа в течение 30 сек» (рис. 7) показывают, что Средний результат контрольный группы вначале эксперимента равен в среднем 14 раз, а в конце возрос до 20 раз. Средний результат в экспериментальной группе же увеличился с 22 раз до 27 раз. Прослеживается достоверное увеличение показателей в данном тесте (р<0,01) в обеих группах. Значимых различий в динамике данного показателя между группами обнаружено не было. Следовательно, экспериментальная методика не оказала влияния на значительное изменение в тесте «поднимания туловища из положения лежа в течение 30 сек».

200

м

S 150 а

151,7 175,5 156,2

1 133,2

100

50

до исследования после исследования

□ Экспериментальная □ Контрольная

Рис. 7. Прирост показателей по тесту «Поднимание туловища из положения лежа в

течение 30 сек»

0

Последним тестом является «Прыжок в длину с места» (рис. 8).

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

175,5

151,7

133,2

156,2

до исследования

после исследования

□ Экспериментальная □ Контрольная

Рис. 8. Прирост показателей по тесту «Прыжок в длину с места»

самбистов в возрасте 10-12 лет в течение 6 месяцев показала свою значительную эффективность. Следовательно, может быть рекомендована как один из методов интенсивного воздействия в сенситивный период на качественное развитие заявленных физических качеств.

Аналогичная ситуация прослеживается при анализе следующего теста «прыжок в длину с места» положительная динамика отмечается как у контрольной, так и у экспериментальной группы, но значимых межгрупповых различий в динамике выявлено не было.

Выводы. Предложенная методика тренировки скоростно-силовых качеств юных

Библиографический список

1. Фоминых А.В. Повышение показателей скоростно-силовой подготовки юных самбистов 12-14 лет // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. - 2017. - №2. - С. 163.

2. Дубинецкий В.В. Скоростно-силовая подготовка самбистов // Проблемы педагогики. - 2017. - № 5. - С. 58.

3. Сафошин А.В. Методика подготовка самбистов с использованием модульно-ситуационного подхода и оценка ее эффективности // Наука и школа. - 2017. - № 11. -С. 127.

4. Ермаков В.А. Принципы и условия организации учебно-тренировочного процесса в группах спортивно-оздоровительной подготовки по борьбе самбо // Известия Тульского гос. ун-та. Физическая культура. Спорт. - 2015. - №2. - С. 49-55.

5. Струков П.Г. Оптимизация физической подготовленности самбистов 10-12 лет // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2015. - № 10. -С. 40-43.

6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. для студентов вузов. - М.: Академия, 2006. - С. 96.

NEW APPROACHES IN THE DEVELOPMENT OF SPEED AND POWER QUALITIES

IN SAMBIS AT THE AGE OF 10-12 YEARS

M. Zelenyak, Graduate Student Ugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstract. This article examines a new approach to the formation and development of speed-strength quality wrestlers by including crossfit elements in the training process. Methods and means of speed-strength training in the age period of 10-12 years have been studied. Based on the analysis of scientific and literary sources, a circular training technique with a set of 10 exercises was proposed. According to the results of the study, the effectiveness of the proposed method was revealed, a positive dynamics of indicators was traced for all tests in the experimental group, the reliability of the differences of which was significant. Such research methods as pedagogical observation, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics were used.

Keywords: sambo, speed-power qualities, methodology, sport, self-defense.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.