Научная статья на тему 'Новые подходы в подготовке учителя-филолога'

Новые подходы в подготовке учителя-филолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ / MODULE / MODULAR EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / TRAINING OF PHILOLOGIST TEACHER / INTEGRATED APPROACH / CROSS-SUBJECT COMMUNICATIONS / CROSS-SUBJECT EDUCATIONAL UNIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваенская Елена Юрьевна, Постникова Маргарита Игоревна

В статье представлено теоретическое обоснование разработки дисциплин учебного модуля программ общегуманитарного профиля в области педагогической подготовки учителя-филолога в рамках бакалавриата в соответствии с новыми требованиями. Цель. Разработать теоретическое обоснование содержания дисциплины учебного модуля на принципах междисциплинарности, интегративности и практикоориентированности. Методы: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, анализ международных документов; обобщение и синтез, метод моделирования. Результаты. Представлены теоретические основания содержания дисциплин «Язык и литература как факторы развития толерантности» и «Психология межличностных отношений в языковой среде» учебного модуля «Коммуникация в современном поликультурном пространстве» учебного плана образовательной программы «Педагогическое образование (филологи)». Предложен новый подход к подготовке учителя-словесника в контексте междисциплинарности, интегративности и практикоориентированности. Область применения результатов: система высшего профессионального образо-вания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваенская Елена Юрьевна, Постникова Маргарита Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO TEACHER PHILOLOGIST TRAINING

The article explores the theory of teacher training in the field of Humanities and Pedagogy and the problem of devising academic syllabus for the Bachelor’s Degree in Philology and its compliance to present day requirements. Goa. Devising theoretical grounding to the course content in the academic discipline applying the principle of cross-subject communications, pragmatism and integral approach. Methods. Study of literature, modelling general and specific hypothesis, forecasting the results and processes at various stages of research, study of international documents, genera-lization and synthesis, simulation method. Results. The study presents theoretical grounding to the courses content ‘Language and Literature as Factors in Developing Tolerance’ and ‘Psychology of Interpersonal Relations in the Language Environment’ of the academic module ‘Communication in Modern Multicultural Environment’ within the syllabus ‘Pedagogical Education (philologists)’. The study presents new approach to practical training of a language teacher in the context of cross-subject communications and integrated and practical approaches. Scope of application: higher professional education

Текст научной работы на тему «Новые подходы в подготовке учителя-филолога»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-35 УДК 378.147

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА Ваенская Е.Ю., Постникова М.И.

В статье представлено теоретическое обоснование разработки дисциплин учебного модуля программ общегуманитарного профиля в области педагогической подготовки учителя-филолога в рамках бакалавриата в соответствии с новыми требованиями.

Цель. Разработать теоретическое обоснование содержания дисциплины учебного модуля на принципах междисциплинарности, интегративности и практикоориентиро-ванности.

Методы: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, анализ международных документов; обобщение и синтез, метод моделирования.

Результаты. Представлены теоретические основания содержания дисциплин «Язык и литература как факторы развития толерантности» и «Психология межличностных отношений в языковой среде» учебного модуля «Коммуникация в современном поликультурном пространстве» учебного плана образовательной программы «Педагогическое образование (филологи)». Предложен новый подход к подготовке учителя-словесника в контексте междисциплинарности, интегративности и практикоориентированности.

Область применения результатов: система высшего профессионального образования.

Ключевые слова: модуль; модульное обучение; педагогическое образование; подготовка учителя-филолога; интегративность; междисциплинарность; междисциплинарный модуль.

NEW APPROACHES TO TEACHER PHILOLOGIST TRAINING Vaenskaya E.Yu., Postnikova M.I.

The article explores the theory of teacher training in the field of Humanities and Pedagogy and the problem of devising academic syllabus for the Bachelor's Degree in Philology and its compliance to present day requirements.

Goa. Devising theoretical grounding to the course content in the academic discipline applying the principle of cross-subject communications, pragmatism and integral approach.

Methods. Study of literature, modelling general and specific hypothesis, forecasting the results and processes at various stages of research, study of international documents, generalization and synthesis, simulation method.

Results. The study presents theoretical grounding to the courses content 'Language and Literature as Factors in Developing Tolerance ' and 'Psychology of Interpersonal Relations in the Language Environment ' of the academic module 'Communication in Modern Multicultural Environment ' within the syllabus 'Pedagogical Education (philologists)'. The study presents new approach to practical training of a language teacher in the context of cross-subject communications and integrated and practical approaches.

Scope of application: higher professional education.

Keywords: module; modular education; pedagogical education; training of philologist teacher; integrated approach; cross-subject communications; cross-subject educational unit.

Глобальные изменения последних десятилетий, затронувшие все сферы жизни современного человека, актуализировали проблему качества образования. Об актуальности и значимости проблемы свидетельствует интерес к ней авторитетных международных организаций. В частности, в документах Организации объединенных наций (ООН) подчеркивается, что «образование это единственная форма инвестиции, которую могут сделать страны на пути к созданию процветающего, здорового и справедливого общества». Содержание и качество образования во многом зависит от того, какой учитель придет завтра в школу, что в свою очередь, актуализирует проблему педагогического образования.

Коллективом исследователей Института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в рамках проекта по разработке модулей учебного плана образовательной программы «Педагогическое образование (филологи)» был предложен новый подход к подготовке учителя-словесника. Основу этого подхода составляет интегративная структура курсов, позволяющая в рамках одной дисциплины формировать одновременно комплекс общекультурных и профессиональных компетенций. Особое внимание было уделено разработке модуля «Коммуникация в современном поликуль-

турном пространстве», важнейшего в программе подготовки учителя-филолога. Учебные дисциплины модуля выстроены таким образом, что позволяют включиться в процесс подготовки бакалаврам с разным уровнем подготовки и на разных этапах освоения данного модуля. Предполагается, что полученные знания и навыки в любом случае должны быть полезны и помочь в дальнейшей профессиональной деятельности, даже если в процессе обучения студент решит изменить профиль или направление подготовки. Современные программы должны быть гибкими, комплексными и на деле, а не на словах, реализовывать принцип вариативности.

При разработке содержания модуля мы исходим из положения о том, что методологическую основу модульного обучения составляют: субъектно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), программированное обучение (Б.Ф. Скиннер, Н.Ф. Талызина и др.), кибернетический и рефлексивный подходы. Б.Ф. Скиннер одним из первых обратился к идее модульного обучения в контексте теории научения [12]. Зарубежные исследователи Б. и М.Л. Гольд-шмид, Дж. Рассел, Г. Оуэнс, развивая идеи Б.Ф. Скиннера, разработали теоретические подходы к определению понятий «модуль» и модульное обучение» [9, 10, 11]. Их работы послужили основанием разработки концептуальных положений модульного обучения. Модульное обучение позволяет решать образовательные проблемы через управление учебным процессом с изначально заданными целью и задачами, алгоритм достижения которых должен быть четко определен и описан. Основная идея модульного обучения заключается в том, что студент учится самостоятельно, т.е. определяющей становится активность самих студентов, а преподаватель осуществляет управление учебным процессом: мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, осуществляет контроль и дает развернутую, аргументированную оценку результатам учебных действий студентов, при необходимости оказывает помощь в решении поставленной учебной задачи. Ключевым понятием в модульном обучении становится понятие «активность». «Именно инициатива, интерес, желания, индивидуальный потенциал и самостоятельная работа каждого по замыслу, и являются «мотором» обучения. А смысл активности преподавателя - создать наиболее благоприятные условия для этого, выбрать соответствующие формы учебного взаимодействия» [2, с. 227]. Преподаватель и студент - равноправные субъекты образовательного процесса. Субъектность предполагает обязательную мотивированную включенность студента на всех этапах освоения модуля.

В настоящее время в научной литературе можно встретить различные подходы к конструированию модульных программ и модулей [4, 6]. Наиболее распространенным является междисциплинарный подход. В современных исследованиях под междисциплинарностью пони-

мают кооперацию различных научных областей, подчеркивая при этом, что междисциплинар-ность научного знания должна быть адекватно выражена в содержании образования [1; 6]. В соответствии с этим подходом модульная программа формируется «по графу логической структуры центрального предмета какой-либо специальности» [3, с. 10].

Междисциплинарность в профессиональной подготовке учителя имеет свою специфику. Мы считаем, что профессиональная подготовка учителя включает в себя: методологическую, специально-научную и методическую, психолого-педагогическую и общекультурную подготовку. Их единство - важнейший методологический принцип профессиональной подготовки учителя в высшей школе [7]. Это, в свою очередь, определяет специфику междисциплинарно-сти в содержании учебных модулей. Методические, специальные (филологические), психологические, педагогические знания являются не просто рядоположенными элементами, составляющими структуру профессиональной подготовки, между ними существует диалектическое единство, проявляющееся в том, что все эти компоненты (знания) взаимосвязаны друг с другом, каждый из них, взятый изолированно, теряет свою ценность, становится менее значимым и действенным.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе невозможно без опоры на достижения современной науки и, в первую очередь, психологии. Успех педагогической деятельности находится в прямой зависимости от качества психолого-педагогического образования, так как психолого-педагогические дисциплины, сообщая студентам знания основных закономерностей педагогического процесса, в идеале должны сформировать у них необходимые компетенции, задатки умений и навыков педагогического мастерства.

Психологическая подготовка - важнейшая составная часть общепедагогической подготовки студентов - будущих учителей. Психологическая подготовка будет успешной, если психологические знания, составляющие ее содержание, имеют практическую направленность. Такие знания, при условии положительной мотивации, соответствующей направленности личности студента, становятся профессиональными умениями. Мы считаем, что сформированность умения использовать знания на практике зависит от внутреннего содержания самих знаний (эмпирические, теоретические), их направленности на практическую или теоретическую деятельность (т.е. необходимо учитывать область их применения). Таким образом, содержание психологических знаний определяется сферой или областью их применения. Это послужило основанием обоснования необходимости активного использования языкового и литературного материала в процессе освоения психологических курсов будущими учителями-филологами. При этом учитывалась специфика школьных предметов, преподаваемых словесниками, точ-

нее, та роль, которую они играют в становлении личности учащегося. Студенты начинают изучать психологию, с определенным житейским опытом, имея определенный запас «житейских знаний» тех понятий, которые изучает психология. Эти понятия, суждения принадлежат разным нерелевантным (неотдифференцированным, неосознаваемым) источникам, а в результате мыслительной переработки личностью чувственного познания, решения учебных задач, а также межпредметного синтеза они становится в сознании студентов внутренне упорядоченной системой понятий, суждений, умозаключений, представлений и имеют прогностическую ценность, т.е. способствуют успешному решению реальных педагогических задач [7].

Наш опыт работы со студентами в период педагогической практики позволяет сделать вывод, что они обладают огромным запасом знаний. Однако применение на практике полученных в процессе обучения знаний вызывает серьезные затруднения. Дело, видимо, в том, что реальная жизнь преподносит им столько неожиданных, не предусмотренных в учебном процессе ситуаций, что даже самый прилежный в прошлом студент часто теряется. Знания (методические, специальные (филологические), педагогические, психологические) существуют рядоположенно и не образуют единую систему. А это препятствует выработке умения быстро ориентироваться в самых сложных и неожиданных ситуациях, без чего немыслим успех практической деятельности. По мнению Д.В. Ронзина, «педагогические идеи, цели, вообще знания зачастую не применяются учителем потому, что эти знания не обладают необходимым характером оперативности. Они неоперативны в том смысле, что не могут обеспечивать регуляцию практических педагогических действий. Поэтому овладение профессией учителя требует овладения знаний особого характера. По содержанию эти знания психологические..., а по форме прикладные, или лучше сказать практические» [8, с. 12].

Налицо ярко выраженное противоречие между желанием и умением интегрировать знания для их применения в практике учебной и воспитательной работы. А качество психолого-педагогической подготовки, на наш взгляд, должно оцениваться в первую очередь по уровню сформированности умения применять полученные знания на практике.

Результаты исследований свидетельствуют, что низкий уровень указанных умений в значительной мере обусловлен разъединением учебной и практической деятельности студентов и по целям, и по содержанию, и по методам организации, и по методам руководства. А во-вторых, теоретические знания, которые студент приобретает в процессе обучения в вузе, и общепедагогические умения и навыки, которыми должен обладать педагог, его компетенции не образуют целостность, а существуют нередко рядоположенно.

Таким образом, мы можем определить психологическое знание в качестве системообразующего компонента в междисциплинарном взаимодействии, что стало исходным теоретическим положением при разработке учебных дисциплин «Язык и литература как факторы формирования толерантности» и «Психология межличностных отношений в языковой среде», которые составляют содержание модуля «Коммуникация в современном поликультурном пространстве».

Главной задачей базовой дисциплины «Язык и литература как факторы формирования толерантности» является формирование основ профессионального умения успешно взаимодействовать в различных сферах коммуникации для дальнейшего успешного продвижения в изучении вариативных дисциплин модуля. Данный учебный курс предполагает лекционные занятия, практические занятия и самостоятельную работу студентов, на которую приходится 60% от общей часовой нагрузки.

На практические занятия выносятся темы, наиболее сложные и требующие дополнительного обсуждения и обязательной практической проработанности. Студенты учатся излагать свою точку зрения на основе проработанного дома теоретического учебного материала по предложенной проблеме, прочитанных произведений художественной литературы, просмотренных художественных фильмов. Содержание практических занятий строится, в основном, на качестве самостоятельной работы студентов и подразумевает не только проверку усвоения материала, но и его проработку на уровне поведенческих реакций с целью формирования необходимых компетенций.

Самостоятельная работа в рамках данной учебной дисциплины (алгоритм выполнения которой спланирован преподавателем и курируется им на электронной образовательной платформе) способствует развитию у студентов новых умений и навыков (эффективная работа с интернет-источниками, работа в команде, анализ художественного текста по заданному алгоритму, выбор и использование различных коммуникативных стратегий в зависимости от ситуации и т.д.), которые, в свою очередь, станут основой формирования заявленных компетенций. Важным условием формирования коммуникативных компетенций является развитие понятийного мышления. С этой целью студентам предлагается составить терминологический словарь по дисциплине. Последнее является особенно полезным, т.к. усвоение категориального аппарата, чаще всего, требует больших усилий, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателя. Качество проверки знаний, усвоенных посредством самостоятельной работы, осуществляется преимущественно на практических занятиях, а также в процессе текущего и итогового контроля.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала. В качестве учебного материала студентам предлагаются современные научные исследования по теме курса, а также художественно осмысленная жизненная практика в виде произведений мировой культуры (литературы, живописи, кинематограф). Такой подход позволяет придать курсу практический уклон, дает возможность показать прикладной характер полученных теоретических знаний. Обращение к литературным произведениям разных эпох и культурных традиций становится естественной базой для формирования принципов толерантной коммуникации, учитывающей социальные, культурные и личностные различия участников процесса.

Организация учебного материала, структура занятий и типы заданий призваны стать моделью новых подходов к преподаванию литературы и русского языка в школе и использованию учебного материала учителем-словесником во внеурочной работе. В процессе усвоения дисциплины будущие педагоги-филологи осваивают и основные методики преподавания литературы, и типы и формы педагогической коммуникации, закрепляют навыки работы с текстом.

Содержание курса полностью соответствует заявленным целям и задачам. Прежде всего, оно демонстрирует представленность взаимосвязи теоретического и практического аспектов обучения. Структура занятий по каждой теме демонстрирует единый подход к материалу: ряд теоретических вопросов дополняется практикумом (решение психологических задач, анализ ситуаций и фрагментов текста, тренинги, ролевые игры и т.д.). А обязательные самостоятельные задания творческого характера (подбор примеров по теме, презентации, письменные работы в форме эссе, фрагментов и других жанров, выполнение учебных проектов и т.д.) способствуют закреплению полученных навыков, ставят студентов в ситуацию, когда они вынуждены на практике использовать теоретические знания. Обязательный этап занятия - рефлексия, подведение итогов, актуализация положительного опыта, выявление ошибок.

Важнейшей особенностью курса является его междисциплинарность, которая в содержании учебного предмета проявляется в ориентации на интеграцию знаний в сфере человекоз-нания (психологии, литературы, философии, культурологии, этики, социологии, филологии). В курсе затрагиваются вопросы, которые не могут получить целостного освещения без обращения к непсихологическим аспектам проблемы. Такое всестороннее рассмотрение способствует формированию у студентов целостного мировоззрения, стремление к комплексному анализу и поиску интегративного решения. Крайне важные для педагога черты.

Поэтому в выборе подходов к преподаванию дисциплины основной упор делается на развитие самостоятельности студентов в использовании разных взглядов, направлений психологической науки, овладение навыками психологического анализа педагогических ситуаций и

самоанализа, активными технологиями обучения и развития в профессиональной деятельности. Таким образом, курс способствует развитию профессионального мышления и профессиональных качеств.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО п. 7.1.3. реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Так, например, лекции должны носить проблемный характер. В этом случае процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления. Это формирует мыслительную активность студентов, порождает познавательную инициативность.

Еще одним аспектом в реализации идеи междисциплинарности дисциплины является бинарное проведение практических занятий одновременно преподавателем психологии и преподавателем специальных филологических дисциплин. Важным для изучения данной дисциплины является ее практическая направленность, поэтому значительная часть ее представлена в форме лабораторного практикума, программа которого предусматривает как рассмотрение сущности некоторых психологических понятий и явлений, так и практическое решение вопросов, связанных с самопознанием и саморазвитием в контексте литературных и языковых явлений. При этом некоторые теоретические вопросы предполагается рассматривать в рамках лабораторных занятий, так как в этой дисциплине они являются также средством для осознания, понимания и интерпретации практических процедур. Форма включения теоретических знаний может быть различной: и мини-лекция, и интерпретация наблюдаемого психического явления, и объяснение. На каждом занятии студент проводит практическую работу по изучению своих возможностей и особенностей, что позволит ему в дальнейшем оптимально использовать этот материал для определения индивидуальных стратегий в сфере профессиональной деятельности.

Кроме того, на лабораторных занятиях уместно обращаться к формам дискуссии и игровым методам организации процессов понимания. Пониманию идей в играх помогают роли игроков и обсуждение после игры. Ролевые игры используются и как форма текущего контроля по ряду тем. Подобный формат отчетности помогает одновременно еще глубже усвоить материала и, в отличие от репродуктивных видов, продемонстрировать уровень сформированности необхо-

димых умений и навыков. Безусловно, полезными являются также тренинги (или их элементы) - короткие объяснения идей с отработкой приемов на учебных заданиях.

Дисциплина «Психология межличностных отношений в языковой среде» является органичной частью модуля «Коммуникация в современном поликультурном пространстве», и ставит целью развить умения, приобретенные учащимися в ходе изучения базовых дисциплин модуля: «Язык и литература как факторы формирования толерантности» и «Основы коммуникации в поликультурной образовательной среде». Курс призван развивать у студентов навыки коммуникативного взаимодействия в социальной среде с учетом профессиональной, бытовой и личностной специфики разных типов отношений. Актуальность данной дисциплины в программе профессиональной подготовки в целом, и, в частности, в профессиональной подготовке педагога, несомненна. Определяется необходимостью развития умений выстраивать различные типы отношений в социуме с учетом специфики характера, целей и психофизиологических особенностей участников коммуникации. Курс, так же как и дисциплина «Язык и литература как факторы формирования толерантности», междисциплинарный и практико-ориентированный. Предполагает бинарные формы работы, осуществляемые специалистами в области психологии и филологии. Такая концепция курса определяется необходимостью подготовки учителя-предметника, способного использовать учебные материалы дисциплин одинаково успешно и в образовательной и в воспитательной деятельности.

Дисциплина «Психология межличностных отношений в языковой среде» является вариативной и поддерживающей базовые дисциплины модуля, что и обуславливает содержание курса. Охватывает материалы, позволяющие развить все необходимые умения, определяемые целями всего модуля в целом.

Включает три основных раздела:

1. Психология семейных отношений. Отношение к семье в различных культурах. Динамика семейных отношений в современном мире. Типы семейных конфликтов. Гармонизация личных отношений. Проблемы неполной семьи и усыновления. Мир семейных отношений в художественной культуре. Жанр «семейного романа»: его место в русской и европейской культуре.

2. Психология профессионального общения. Психологическая характеристика профессионального общения. Психологические особенности и основы профессионального успешного общения педагога. Отношения учитель - ученик, учитель - класс, учитель -родители. Деловые отношения внутри профессионального сообщества. Образ учителя в русской и мировой культуре.

3. Психология деловых отношений. Личность как субъект деловых отношений. Группа как среда делового общения. Психология взаимоотношений в группе. Для сохранения преемственности преподавании данной дисциплины используются те же принципы, подходы и приемы, что и в базовом курсе «Язык и литература как факторы формирования толерантности».

Таким образом, создается органическое единство всего модуля, реализующего современные принципы интегративности, междисциплинарности, практикоориентированности. От учебного предмета к учебному предмету постепенно формируются необходимые для педагога-словесника умения, навыки, личностные качества, что позволит в дальнейшем выпускникам стать успешными в профессиональной деятельности, достойно отвечать на вызовы школы XXI века.

Список литературы

1. Афанасьева О.Ю. Коммуникативное образование студентов педагогических вузов на основе идеи междисциплинарности / О.Ю. Афанасьева // Педагогическое образование и наука. 2006. №2. С. 24-28.

2. Алексеева Е.В., Орлова А.В., Пежемская Ю.С., Регуш Л.А. Психологический анализ обучения по моделям «специалист» и «бакалавр» образования / Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Сб. статей по материалам международной научной конференции 3-4 октября 2013 года. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 223-230.

3. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Методология модульного обучения и формирования модульных программ / Отчет об исследовательской программе. Московский институт стали сплавов, 2005. URL: http://isu.ru/ru/about/umo/perehod_VPO/docs_norm_prav/presentations/Boris_mo-dul.pdf (дата обращения 21.01.2015).

4. Борисова Н.В., Гудков Н.А., Бугрин В.П., Кузов В.Б. Использование модульной системы обучения в профессиональной подготовке кадров // Персонал. 2000. №1. С. 24-30.

5. Вишнякова Е.Г. Междисциплинарный сетевой учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в вузе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Волгоград, 2007. 23 с.

6. Гнитецкая Т.Н., Иванова Е.Б., Плотников B.C. Определение понятия учебного модуля и основы формирования его содержания на примере курса общей физики // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 12(20). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/12/gnitetskaya.pdf (дата обращения 22.01.2015).

7. Постникова М.И. Психологическое знание: теория и практика. Монография. - Архангельск. Поморский университет. 2008.

8. Ронзин Д.В. психологическое содержание понятия «Профессиональное сознание учителя» // Психологические проблемы развития профессионального сознания учителя. - Л., 1991. С. 3-32.

9. Goldshmid B., Goldshmid M.L. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. February 1973. Vol. 2. Issue1. Рр. 15-32.

10. Owens G. The Module in «Universities Quarterly» // Universities Quarterly, Higher education and society. 1970. Vol. 25, №1. Рр. 20-27.

11. Russell J.D. Modular Instruction // A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974.

12. Skinner B.F. The Technology of Teaching. - New York. Appleton. Centery Grofts, 1968.

References

1. Afanas'eva O.Yu. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2006. №2. Pp. 24-28.

2. Alekseeva E.V., Orlova A.V., Pezhemskaya Yu.S., Regush L.A. Psikhologicheskiy analiz obu-cheniya po modelyam «spetsialist» i «bakalavr» obrazovaniya / Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennom mire: ot issledovatel'skogo poiska k produktivnym resheniyam. Sb. statey po materialam mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii 3-4 oktyabrya 2013 goda [Psychological Analysis of 'Specialist' and 'Bachelor of Education' Training Models / Continuing Pedagogical Education in Modern World: through Research to Efficient Decisions. Collection of articles, proceedings from an international scientific conference held on 3-4 October, 2013]. -SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2013. Pp. 223-230.

3. Borisova N.V., Kuzov V.B. Metodologiya modul'nogo obucheniya i formirovaniya modul'nykh programm / Otchet ob issledovatel 'skoy programme [Methodology of Modular Education and Creating Modular Syllabus / Research Programme Report]. 2005. http://isu.ru/ru/about/umo/pere-hod_VPO/docs_norm_prav/presentations/Boris_modul.pdf

4. Borisova N.V., Gudkov N.A., Bugrin V.P., Kuzov V.B. Personal. 2000. №1. Pp. 24-30.

5. Vishnyakova E.G. Mezhdistsiplinarnyy setevoy uchebno-metodicheskiy kompleks kak sredst-vo povysheniya effektivnosti obucheniya v vuze [Increasing the Efficiency of Higher Education through the Network of Cross-Subject Educational Complexes]: author's summary of the thesis for the Candidate's degree in Education. - Volgograd, 2007. 23 p.

6. Gnitetskaya T.N., Ivanova E.B., Plotnikov V.C. Sovremennye issledovaniyasotsial'nykhproblem. 2012. № 12(20). http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/12/gnitetskaya.pdf

7. Postnikova M.I. Psikhologicheskoe znanie: teoriya ipraktika [Psychological Knowledge: Theory and Practice]. - Arkhangelsk, 2008.

8. Ronzin D.V. Psikhologicheskie problemy razvitiyaprofessional'nogo soznaniya uchitelya. - L., 1991. Pp. 3-32.

9. Goldshmid B., Goldshmid M.L. Modular Instruction in Higher Education. Higher Education. February 1973. Vol. 2. Issue1. Pp. 15-32.

10. Owens G. The Module in «Universities Quarterly». Universities Quarterly, Higher education and society. 1970. Vol. 25, №1. Pp. 20-27.

11. Russell J.D. Modular Instruction. A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials. - Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974.

12. Skinner B.F. The Technology of Teaching. - New York. Appleton. Centery Grofts, 1968.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Постникова Маргарита Игоревна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, Институт педагогики и психологии

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, 163002, Россия E-mail: post-margarita@yandex.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 5944-0316

Ваенская Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры литературы, Институт филологии и межкультурной коммуникации

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, 163002, Россия E-mail: 9115596050@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1206-5105

DATA ABOUT THE AUTHORS

Postnikova Margarita Igorevna, PhD, professor of Psychology, Department of Pedagogics, Institute of Pedagogics and Psychology

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov Severnaya Dvina Emb. 17, Arkhangelsk, 163002, Russia E-mail: post-margarita@yandex.ru

Elena Urevna Vaenskaya, PhD, Associate Professor, Department of Literature, Institute of Philology and Intercultural Communication

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov Severnaya Dvina Emb. 17, Arkhangelsk, 163002, Russia E-mail: 9115596050@mail.ru

Рецензент:

Буторина Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, директор НОЦ «Ломоносовский институт», Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.