Научная статья на тему 'Новые подходы в организации производственной практики студентов первого курса'

Новые подходы в организации производственной практики студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / СТУДЕНТЫ / АЛГОРИТМ НАВЫКА / PORTFOLIO / PRACTICE / STUDENTS / THE ALGORITHM OF THE SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Екатерина Вячеславовна, Каскаева Дарья Сергеевна, Мудрова Лариса Александровна, Манухина Екатерина Александровна

Цель исследования. Проанализировать попытку внедрения портфолио в медицинском вузе в качестве эффективного развивающего средства обучения практическим навыкам, позволяющего в перспективе осуществлять мониторинг развития ключевых компетенций студентов-медиков. Материалы и методы. Итоговое портфолио. Результаты. Итоговое портфолио по летней производственной практике «помощник младшего медицинского персонала», даёт представление о месте прохождения практики, количестве усвоенных манипуляций, отношении студента к своей профессиональной деятельности. Заключение. Преимуществом применения технологии портфолио является использование его как инструмента определения качества и количества освоения практических манипуляций в деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зорина Екатерина Вячеславовна, Каскаева Дарья Сергеевна, Мудрова Лариса Александровна, Манухина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches in organizing of first-year students practice

The aim of the research. To analyze the effort of implementation the portfolios in medical school as an effective developing means in practical skills training, allowing to monitor the development of key competencies of medical students. Materials and Methods. The final portfolio. Results. The final portfolio on summer practice "assistant of the nurses,” gives an idea of the place of practice, the number of manipulations, attitude of the student to his professional activities. Conclusion. The advantage of the technology portfolio is it’s using as a tool to determine the quality and quantity of practical manipulations in the students activities.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в организации производственной практики студентов первого курса»

7. Garbuzov V.I. From infancy to adolescence. - L.: Inter-poligraftcentr, 1991. - 188 p.

8. Davydova E.S. To the question of the study the structural features of t helplessness-independence in the early school years, with varying degrees of its severity // Abstracts of the All-Russian Scientific Conference on e-based Internet forum. - Krasnoyarsk, 2009. - E-conf.nkras.ru/konferencii / 2009 / Davydova. pdf.

9. James W. Scientific foundations of psychology. - Minsk: Harvest, 2003. - 528 p.

10. Druzhinin V.N. Family Psychology. - M.: «KSP», 1996. - 160 p.

11. Enikeev M.I. Psychological Encyclopedic Dictionary. - M.: TK Welby, Pub. «Prospect», 2006. - 560 p.

12. Zabelina E.V. Communicative activity and helplessness of adolescents: results of a formative experiment // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. -2008. - № 5. - P. 170-173.

13. Ivanov V.I. The meaning of the disease in the context of family relationships / / Vestnik MGU. - 1993. - № 1. -P. 31-38.

14. Seligman M. New Positive Psychology: Scientific opinion on the meaning of life and happiness. - M.: Sofia, 2006. - 368 p.

15. Stolin V.V. A family as an object of psychological diagnosis // Family and personality formation. - Moscow: Moscow State University, 1981. - P. 26-38.

16. Ziering D.A. Psychology of learned helplessness: a tutorial. - Moscow: Academy, 2005. - 120 p.

17. Yakovleva Yu.V. The phenomenon of self-sufficiency (based on data of adolescence) // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. - 2008. -№ 5. - P. 161-165.

18.Dweck C., Davidson W., Nelson S., Bradley E. Sex differences in learned helplessness: The contingencies of evaluative feedback in the classroom and An Experimental Analysis // Developmental Psychology. - 1978. - Vol. 14, № 3. -P. 268-276.

19. Fincham F. D., Cain K. M. Learned helplessness in humans: A developmental analysis // Developmental Review - 1986. - Vol.6, № 4. - P. 301-333.

20. Haracz J. Learned helplessness: An experimental model of DST in rats // Biological Psychiatry. - 1988. - Vol. 23. -P. 388-396.

21. Hiroto D. Locus of control and learned helplessness // Journal of Experimental Psychology. - 1974. - Vol.102. -P. 187-193.

22. Seligman M.E.P. Helplessness: On depression, development, and death - San Francisco: Freeman, 1977. - 474 p.

Сведения об авторах

Волкова Олеся Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана железняка, д. 1; тел.: 8(391) 2201962; e-mail: olesyavl.volkova@mail.ru.

Вузовская педагогика

© ЗОРИНА Е. В., КАСКАЕВА Д. С., МУДРОВА Л. А.,

УДК 378.147.88

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Е. В. Зорина, Д. С. Каскаева, Л. А. Мудрова, Е. А. Манухина ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н., проф. И. П. Артюхов.; кафедра поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом ПО, зав. - д. м. н., проф. М. М. Петрова; кафедра сестринского дела и клинического ухода, зав. - к. м. н., доцент Ж. Е. Турчина.

Цель исследования. Проанализировать попытку внедрения портфолио в медицинском вузе в качестве эффективного развивающего средства обучения практическим навыкам, позволяющего в перспективе осуществлять мониторинг развития ключевых компетенций студентов-медиков.

Матери алы и методы. Итоговое портфолио.

Результаты. Итоговое портфолио по летней производственной практике «помощник младшего медицинского персонала», даёт представление о месте прохождения практики, количестве усвоенных манипуляций, отношении студента к своей профессиональной деятельности.

Заключение. Преимуществом применения технологии портфолио является использование его как инструмента определения качества и количества освоения практических манипуляций в деятельности студентов.

Ключевые слова: портфолио, производственная практика, студенты, алгоритм навыка.

NEW APPROACHES IN ORGANIZING OF FIRST-YEAR STUDENTS PRACTICE

E. V. Zorina, D. S. Kaskaeva, L. A. Mudrova, E. A. Manukhina Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V. F. Voyno-Yasenetsky

The aim of the research. To analyze the effort of implementation the portfolios in medical school as an effective developing means in practical skills training, allowing to monitor the development of key competencies of medical students.

Materials and Methods. The final portfolio.

Results. The final portfolio on summer practice "assistant of the nurses,” gives an idea of the place of practice, the number of manipulations, attitude of the student to his professional activities.

Conclusion. The advantage of the technology portfolio is it’s using as a tool to determine the quality and quantity of practical manipulations in the students activities.

Key words: portfolio, practice, the students, the algorithm of the skill.

Введение

Проводимое сегодня реформирование современного образования, по мнению реформаторов, должно изменить ключевые установки образования: от образования пассивного и безличного, вузы должны перейти к активному и субъект-ориентированному образованию, для личностного развития студентов и подготовки их к профессиональной карьере [1,4].

«Портфолио» студента - это документы, подтверждающие индивидуальные достижения студента в различных направлениях его деятельности: производственной практике, участие в предметных олимпиадах, научных конференциях, участие в конкурсных проектах и др. [5].

Создание портфолио студента, по какому-то виду деятельности - творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в этом виде деятельности (учебной, практической, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной) за время обучения в вузе. Функции по формированию «портфолио» возлагаются на самого студента [2].

Основная цель формирования «портфолио» студентом

- накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений в процессе его обучения в университете. «Портфолио» является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует: мотивации к образовательным достижениям; приобретению опыта в деловой конкуренции; обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей; выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей; повышению конкурентоспособности будущего специалиста [3].

В связи с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 060101 лечебное дело (квалификация

- «специалист») от 2010 г. большое внимание стало уделяться учебным и производственным практикам на первых курсах КрасГМУ. Это связано с компетентной подготовкой студентов к будущей профессиональной

деятельности и должно способствовать их профессиональному образованию, т.е. конкретным профессиональным умениям. Поэтому смещение акцента с учёта недостатков знаний учащихся на конкретные их достижения в умении выполнить определенную манипуляцию, направлено на интеграцию количественной и качественной оценок усвоения знаний, что позволяет им провести самооценку, для выражения которой, они могут использовать различные современные технологии, в частности портфолио. Педагогическая идея портфолио, как раз и предполагает эту ситуацию.

Выделяют следующие виды портфолио по характеру и структуре представленных в нём материалов:

1. Портфолио документов или «рабочее портфолио»;

2. «Протокольное», или показательное портфолио, включающее лучшие работы за определённый период времени;

3. Процессное портфолио;

4. Итоговое портфолио.

Возможно существование и интегративных видов портфолио в зависимости от конкретных задач и объекта педагогического мониторинга.

На наш взгляд, преимуществом применения технологии портфолио в мониторинге производственной практики, является его использование как инструмента определения качества освоения практических манипуляций в деятельности студентов, при этом отражается количество усвоенных практических навыков и их соответствие стандарту практических умений.

Цель нашего исследования - проанализировать попытку внедрения портфолио в медицинском вузе в качестве эффективного развивающего средства обучения практическим навыкам, позволяющего в перспективе осуществлять мониторинг развития ключевых компетенций студентов-медиков.

Материалы и методы

При прохождении студентами летней производственной практики (ЛПП) во время обучении в вузе, для осуществления контроля за полученными практическими навыками, обычно оформляется дневник производственной практики.

В качестве эксперимента, одной из студенток 1 курса ФФМО КрасГМУ (В.А. Дулькина), по результатам ЛПП 2013 г., было оформлено итоговое портфолио, освоенных практических навыков в должности «помощник младшего медицинского персонала» (ПММП) на базе «МБУЗ Минусинской центральной районной больницы».

Структура итогового портфолио по ЛПП была определена в соответствии с требованиями усвоения практических навыков для студентов 1 курса ФФМО КрасГМУ:

1. Знакомство со структурой больницы.

2. Работа в приёмном отделении.

3. Знакомство с функциональными обязанностями младшей медсестры отделения.

4. Изучение распорядка дня отделения (охранительный режим).

5. Изучение правил транспортировки больных.

6. Освоение и выполнение антропометрических данных больных.

7. Кормление тяжелобольных.

8. Освоение и выполнение определения пульса и АД у больных.

9. Освоение и выполнение стандарта измерения температуры и её регистрации в температурном листе.

10. Постановка согревающего компресса.

Алгоритм

11. Применение пузыря со льдом и грелки.

12. Подача судна тяжелобольному и его дезинфекция.

13. Помощь в наложении гипсовых повязок при травматических повреждениях.

14. Социальный уровень обработки рук.

15. Работа в перевязочной с участием в обработке ран.

16. Дезинфекция кушеток, перевязочных столов, инструментария.

17. Изготовление перевязочного материала.

18. Постановка очистительной клизмы и газоотводной трубки.

19. Стандартный план ухода при риске развития пролежней.

20. Санитарно-гигиеническое содержание помещений, оборудования, инвентаря и постели больных.

Портфолио было представлено фотографиями при выполнении конкретной манипуляции и стандартом её выполнения. Оно отражало все действия, которые осуществляла студентка на практике.

Предлагаем фрагмент портфолио «алгоритм определения пульса» (рис. 1, табл. 1).

Цель: определить основные свойства пульса: ритм, частоту, напряжение.

Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка.

Таблица 1

еления пульса

Этапы Обоснование

I. Подготовка к процедуре. 1. Доброжелательно представиться пациенту и уточнить, как к нему обращаться. Установление контакта с пациентом.

2. Объяснить пациенту цель и ход процедуры. Психологическая подготовка пациента к предстоящей процедуре.

3. Получить согласие на процедуру. Соблюдение прав пациента.

4. Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 мин до ее начала. Психологическая и эмоциональная подготовка пациента к манипуляции.

5. Подготовить необходимое оснащение. Проведение и документирование результатов процедуры.

6. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.

II. Выполнение процедуры. 7. Во время процедуры пациент может сидеть (предложить расслабить руку, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу» или лежать (рука также должна быть расслаблена). Обеспечение достоверности результата.

8. Прижать II, III, IV пальцами лучевые артерии на обеих руках пациента (I палец должен находиться со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии. Сравнение характеристик пульса на обеих руках.

9. Взять часы или секундомер и исследовать пульсацию артерии в течение 30 с. Умножить на два (если пульс ритмичный). Если пульс не ритмичный, то считать в течение 1 минуты. Обеспечивается точность определения частоты пульса.

10. Прижать артерию сильнее, чем прежде, к лучевой кости и определить напряжение пульса (если пульсация исчезает при умеренном нажатии - напряжение хорошее; если пульсация не ослабевает - пульс напряженный; если пульсация полностью прекратилась - напряжение слабое). Обеспечивается точность определения.

III. Окончание процедуры. 11. Сообщить пациенту результат исследования. Право пациента на информацию.

12. Записать результаты исследования в температурный лист (или план по уходу за больным). Исключается ошибка при документировании результатов исследования пульса.

13. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.

Рис. 1. Определение пульса у постели больного.

В таком содержании была оформлена каждая манипуляция в указанном выше перечне документации портфолио по ЛПП «Помощник младшей медицинской сестры»

Результаты и обсуждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, итоговое портфолио по практике «помощник младшего медицинского персонала» по ЛПП, даёт представление о месте прохождения практики, количестве усвоенных манипуляций, отношении студента к своей профессиональной деятельности. Особенно это необходимо при прохождении практик в других населенных пунктах, где нет вузовского руководителя практики, и она осуществляется полностью на усмотрение самого студента.

Представленное портфолио по ЛПП после окончания студенткой 1курса лечебного факультета позволило преподавателю получить полную информацию об усвоенных студенткой практических навыках, оценить ее достижения, выявить динамику развития ее творческих способностей к самопознанию.

С учетом больших возможностей и высоким уровнем развития информационной среды КрасГМУ, портфолио по ЛПП может иметь не только классическую (бумажную) форму, но и электронную. Все обучаемые студенты внесены в базу КрасГМУ, поэтому есть возможность контролировать оформление документируемых практических навыков ЛПП в портфолио и оценивать достижения студента в режиме он-лайн с комментированием их куратором образовательного процесса по производственной практике.

Заключение

Предлагаемое портфолио студентки по ЛПП ФФМО КрасГМУ отличается от количественного учёта освоенных манипуляций в дневнике по производственной практике, показывает изобретательность и индивидуальность студентки и является совершенно новым подходом к документированию производственной практики студентов.

Литература

1. Андрющенко И.В. Инновационные обучающие технологии клинической кафедры // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - C. 89-92.

2. Донских О.А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2013. - № 5. -C. 36-41.

3. Игонина Е.В. Функции портфолио студента ВУЗа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gisap.eu/ ru/node/ 734.

4. Лыгина Н.И., Макаренко О.В., Резников Б.С. Портфолио как технология развития компетентности основных участников образовательного процесса / / Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. - C. 74-80.

5. Федорова М.А. Портфолио научно-исследовательской деятельности студента / / Высшее образование в России. -2013. - № 8-9. - C. 158-160.

References

1. Andryushchenko I.V. Innovative educational technologies of clinical department // Higher Education in Russia. -2013. - № 1. - P. 89-92.

2. Donskikh O.A. The Case of the competence approach // Higher Education in Russia. - 2013. - № 5. - P. 36-41.

3. Igonina E.V. Functions of the university student's portfolio [electronic resource]. Mode of access: http://gisap. eu/ru/node/ 734.

4. Lygina N.I., Makarenko O.V., Reznikov B.S. Portfolio as the technology of development the competence at major participants in the educational process // Siberian Pedagogical Magazine. - 2012. - № 6. - P. 74-80.

5. Fyodorov M.A. Portfolio of research activity of the student // Higher Education in Russia. - 2013. - № 8-9. -P. 158-160.

Сведения об авторах

Зорина Екатерина Вячеславовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, 1; тел. 8 (391) 2280068; e-mail: zorina-eka@mail.ru.

Каскаева Дарья Сергеевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ, руководитель отделения общей врачебной практики.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, 1; тел. 8 (391) 2280068; e-mail: dashakas.ru@mail.ru.

Мудрова Лариса Александровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660077, г. Красноярск, ул. Коломенская, 26; тел. 8 (391) 2620256; e-mail: mudrova.larisa@yandex.ru.

Манухина Екатерина Александровна - врач общей практики, ассистент кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, 1; тел. 8 (391) 2280068; e-mail: monita-1987@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.