Научная статья на тему 'Новые подходы подготовки специалистов по медиакоммуникациям при работе с поколением «цифровых аборигенов»'

Новые подходы подготовки специалистов по медиакоммуникациям при работе с поколением «цифровых аборигенов» Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемно-ориентированное обучение / журналистика / медиакоммуникации / образование / PR-специалист / цифровые аборигены / problem-oriented education / journalism / media communications / education / PR specialist / digital aborigines

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Чумаченко З. М.

Предметом исследования являются вопросы и проблемы подготовки журналистов и специалистов по PR, вызванные информационно-технологическими вызовами и формированием информационного общества. Особый акцент сделан на анализе поколения, активная социализация которого происходит в контексте повсеместного распространения информационных и коммуникационных технологий. Новизна исследования заключается в попытке оценить эффективность применения передовых методов обучения при подготовке специалистов в сфере медиакоммуникаций, с учетом особенностей современных студентов, как основных субъектов образовательной среды, непосредственно связанных с цифровым поколением. В исследовании рассмотрены подходы проблемно-ориентированного обучения и вопросы эффективности его применении при подготовке специалистов в сфере медиакоммуникаций. В статье рассматриваются основные преимущества и ограничения, которые подразумевает проблемно-ориентированный подход, а также оценивается его эффективность с точки зрения обучения студентов нового поколения, так называемых «цифровых аборигенов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Чумаченко З. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to training specialists in media communications when working with the generation of “digital natives”

The subject of the research is the issues and problems of training journalists and PR specialists caused by information technology challenges and the formation of an information society. Special emphasis is placed on the analysis of the generation whose active socialization takes place in the context of the widespread dissemination of information and communication technologies. The novelty of the study is an attempt to assess the effectiveness of the use of advanced teaching methods in the training of specialists in the field of media communications, taking into account the characteristics of modern students as the main subjects of the educational environment directly related to the digital generation. The study examines the approaches of problem-oriented learning and the effectiveness of its application in the training of specialists in the field of media communications. The article examines in detail the main advantages and limitations that the problem-oriented approach implies, and also evaluates its effectiveness in terms of the specifics of teaching students of a new generation, the so-called “digital aborigines”.

Текст научной работы на тему «Новые подходы подготовки специалистов по медиакоммуникациям при работе с поколением «цифровых аборигенов»»

Чумаченко З.М.

Институт государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Новые подходы подготовки специалистов по медиакоммуникациям при работе с поколением «цифровых аборигенов»*

Аннотация. Предметом исследования являются вопросы и проблемы подготовки журналистов и специалистов по PR, вызванные информационно-технологическими вызовами и формированием информационного общества.

особый акцент сделан на анализе поколения, активная социализация которого происходит в контексте повсеместного распространения информационных и коммуникационных технологий.

новизна исследования заключается в попытке оценить эффективность применения передовых методов обучения при подготовке специалистов в сфере медиакоммуникаций, с учетом особенностей современных студентов, как основных субъектов образовательной среды, непосредственно связанных с цифровым поколением. В исследовании рассмотрены подходы проблемно-ориентированного обучения и вопросы эффективности его применении при подготовке специалистов в сфере медиакоммуникаций.

В статье рассматриваются основные преимущества и ограничения, которые подразумевает проблемно-ориентированный подход, а также оценивается его эффективность с точки зрения обучения студентов нового поколения, так называемых «цифровых аборигенов».

Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, журналистика, медиакомму-никации, образование, PR-специалист, цифровые аборигены.

Chumachenko Z.M.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

New approaches to training specialists in media communications when working with the generation of «digital natives»

Abstract. The subject of the research is the issues and problems of training journalists and PR specialists caused by information technology challenges and the formation of an information society.

Special emphasis is placed on the analysis of the generation whose active socialization takes place in the context of the widespread dissemination of information and communication technologies.

* © Чумаченко З.М., 2022.

новые подходы подготовки специалистов по медиакоммуникациям при работе с поколением «цифровых аборигенов»

The novelty of the study is an attempt to assess the effectiveness of the use of advanced teaching methods in the training of specialists in the field of media communications, taking into account the characteristics of modern students as the main subjects of the educational environment directly related to the digital generation. The study examines the approaches of problem-oriented learning and the effectiveness of its application in the training of specialists in the field of media communications.

The article examines in detail the main advantages and limitations that the problem-oriented approach implies, and also evaluates its effectiveness in terms of the specifics of teaching students of a new generation, the so-called «digital aborigines».

Key words: problem-oriented education, journalism, media communications, education, PR specialist, digital aborigines.

Специфика развития российского рынка труда диктует высокий спрос на специалистов в сфере медиаком-муникаций. По данным исследований крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента Неа^иП:ег, специалисты в этой сфере стабильно входят в десятку самых востребованных в Москве и Санкт-Петербурге. На долю предложений о работе, размещенных в этой профессиональной области на hh.ru, в столице приходится 9% от всех вакансий в городе, в Северной столице России — 7% [1]. В регионах также наблюдается стабильный спрос на специалистов сферы. Закономерно, что система подготовки специалистов в сфере РК. растет из года в год, вбирая в себя все больше и больше направлений. В последние годы появились такие новые сферы, как блогинг, таргетинг, диджитал маркетинг, которые также начали интегрироваться в образовательные программы.

Характерно, что все новые направления связаны с Интернетом. На эту тенденцию накладывается и особенности нового поколения студентов, социализация которых прошла в условиях расширения информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, сфера образования сталкивается фактически с двойным вызовом, адекватный ответ на который и определяет

эффективность и качество получаемых студентами знаний.

Для понимания этих вызовов важно разобраться в особенностях нового поколения обучающихся и понять, какие образовательные методики эффективны в работе с ними.

«ЦИФРОВЫЕ АБОРИГЕНЫ» -КТО ОНИ?

Поколение, активная социализация которого происходит в условиях широкого распространения цифровых технологий, разными авторами характеризуется как «поколение 7» или «цифровые аборигены». Выражение «цифровые аборигены» возникло в терминах теории поколений, разработанной Н. Хоу и У. Штраусом. По мнению этих авторов, поколенческие ценности, сформированные под влиянием условий жизни и воспитания ребенка до 12-14 лет, являются глубокими и подсознательными, определяют формирование личности, оказывают влияние на жизнь, деятельность и поведение людей [2].

Ученые института будущего мышления при Оксфордском университете под руководством С. Гринфилд [3], а также Лаборатории коммуникации человека и интерактивных медиа Стен-фордского университета [4] активно занимаются анализом характерных особенностей, присущих «цифровым

аборигенам», и отмечают следующее:

Восприятие, основанное на визуальном представлении;

Внимание, которое характеризуется постоянными попытками слежения за несколькими предметами, что закономерно ведет к снижению фокуса;

Увеличены возможности краткосрочной памяти, ухудшается долговременная память, поскольку информацию, не запоминая, можно быстро найти в Интернете;

«Клиповое мышление». С точки зрения, характерной особенности поколения ученые также отмечают «цифровую мудрость» [5] -способность легко ориентироваться в многообразии приложений, интуитивно выстраивать взаимодействие с любыми гаджетами.

из негативных аспектов ученые отмечают склонность к бессистемному мышлению [6]. Ряд исследователей считают, что постоянное присутствие в сети интернет может привести к деградации мышления, приближению человеческого интеллекта к «интеллекту зомби или высокоразвитых интеллектуальных автоматов» [7]. У ученых вызывает тревогу то, что молодежь не хочет работать с текстами, использовать первоисточники, предпочитая им дайджесты. Получая готовый полуфабрикат, человек испытывает затруднения в понимании основной мысли текста, причинно-следственных связей [8].

из позитивных тенденций ученые отмечают, что информационная среда, формируемая новейшими технологиями, может способствовать развитию интуитивного и творческого мышления. Клиповое мышление предполагает упрощение, однако оно же придает динамизм познавательной деятельности, так необходимый в современном мире [9]. По мнению американских исследо-

вателей Дж. Палфри и У. Гассера, детям, много времени проводящим в Интернете, свойственны «тотальная креативность», инновационность, подразумевающие отказ от традиций [3].

Понимая особенности восприятия информации поколением и важность качественной подготовки кадров в сфере медиакоммуникаций, необходимо делать ставку на технологии, которые нивелируют проблемные особенности поколения и усилят его преимущества.

ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Образовательная среда в условиях информационного общества существенно меняется в связи с появлением новых возможностей и ограничений. Для студентов поколения «цифровых аборигенов» сетевое пространство - это реальность, где они проводят большую часть времени, получая информацию, взаимодействуя с другими пользователями. Естественно, и на образовательном процессе все эти особенности должны отражаться.

В последние годы в систему обучения привносится все больше мультимедийных элементов, удаленного формата, цифровых платформ и интерактивных методик. одним из таких подходов к организации учебного процесса является проблемно-ориентированное обучение (PBL).

Проблемно-ориентированное обучение начало свое развитие в середине 20 века в ведущих университетах Канады и Австралии, а затем распространилось на Европу. Впервые эта технология была применена на медицинском факультете Case Western Reserve University. И наибольший успех ее применения был достигнут в медицинских школах, где принципы PBL полностью соответ-

ствовали изучаемому материалу [10].

Сущность проблемно-ориентированного обучения заключается в том, что в процессе обучения создаются условия, в которых студент или группа студентов, опираясь на свои знания и умения, работают над учебной профессиональной проблемой, ищут пути ее оптимального решения [11]. Главное достоинство РБЬ, как отмечает большинство исследователей, в широких возможностях развития творческого потенциала обучаемых [12]. Студентам предлагается нестандартная ситуация, которую они могут решить какими угодно способами. При таком подходе они не только усваивают новые навыки, но и приобретают навыки и умения исследовательской деятельности [13]. Кроме того, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности. Здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия», открытый Б. В. Зейгарник, суть которого заключается в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше [14].

Традиционные лекции также могут применяться при проблемно-ориентированном обучении. Но проводить их лучше на первом этапе для определения вводных к изучаемым проблемам и на завершающем этапе изучения материала, когда происходят его обобщение и систематизация.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

С точки зрения подготовки специалистов по профилю журналистика, пиар, других связанных с медиа профессий, этот метод представляет осо-

бую ценность за возможности развить у студентов способности мыслить логично, анализировать информацию, отсеивать «информационный мусор», работать в команде или самостоятельно под своей темой. Пережитый опыт, в процессе решения проблемы, способствует переходу знаний в убеждения. Особенно если изначально задание основано на жизненной ситуации, связанно с понятной для молодого человека сферой. Поиск путей решения задачи и удачное завершение работы над проблемой рождает у студентов чувство удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах, формирует интерес к научному знанию. К тому же такой вариант работы очень созвучен принятым форматам работы в сфере медиа, когда журналист самостоятельно прорабатывает тему или ведет расследование, а пиарщик ведет проект или часть проекта.

Важно отметить и тот факт, что развитие технологий, наличие современных гаджетов, приложений и программ реализации большинства проектов не требует от учебного заведения никаких дополнительных затрат и ресурсов.

Основываясь на этих выводах, можно сформулировать основные возможности, которые открывает проблемное обучение для представителя «цифрового поколения»:

• Овладеть навыком структурирования потока мыслей в связанную логику;

• Самостоятельно работать с большим массивом информации, структурировать и анализировать его;

• Рост самодисциплины;

• Формулировать жизнеспособные решения проблем;

• Самостоятельно создавать научное и образовательное пространство;

• Ориентироваться в междисциплинарных вопросах;

• Применять предварительные знания для решения конкретной проблемы.

• Если студенты работают над решением проблемы в группе, то появляются дополнительные возможности:

• Навыки обсуждения и поиска решений в команде;

• Опыт «живой» коммуникации;

• Способность излагать мысли кратко и доступным языком для всей группы;

• Проявление лидерских амбиций, стремления отстаивать свое мнение.

• Таким образом, проблемное обучение помогает не только решать конкретные проблемы, но и формировать целый набор компетенций.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Анализируя подходы к проблемно-ориентированному обучению по профилю журналистика и пиар можно выделить несколько этапов формирования образовательного процесса (Рис 1.) [15].

Первый этап предполагает постановку проблемы и формулировку кейса, с которым студенту или группе студентов предстоит работать. На этом этапе важно четко донести до студентов цель, которую необходимо достичь, задачи, которые требуют решения, требования, которые предъявляются для оценки результата. В процессе проблемно-ориентированного обучения можно ставить одноступенчатые и многоступенчатые задачи. Например, процесс подготовки статьи, журналистского расследования, клипа или фильма, пиар кампании можно рассматривать по любой из этих схем. Все зависит от степени подготовки студентов и целей, которые стремиться достичь преподаватель. Главное, чтобы кейсы были интересными для студентов, а задачи не содержали установленные «правильные» ответы, давая возможность для творчества.

Второй этап позволяет студентам исследовать проблему и выдвинуть первые гипотезы по ее решению. Его можно проводить в формате «мозго-

•Постановка проблемы, целей и задач, формулировка кейса, с которым студенту или группе студентов предстоит работать

■«Мозговой штурм». Позволяет студентам исследовать проблему и выдвинуть первые гипотезы по ее решению

■Работа с источниками, сбор и анализ информации

■Анализ всех имеющихся гипотез, поиск аргументации и доказательной базы, выбор компромиссного пути решения проблемы

■Реализация принятых решений, облачение их в форму статьи, доклада, расследования, фильма или другого медийного продукта

■Презентация получившегося продукта или принятого решения поставленной проблемы, аргументация полученного результата

Рис. 1. Этапы формирования образовательного процесса с применением проблемно-ориентированного подхода.

вого штурма» всей группы, отдельных мини групп или индивидуально с каждым студентам. соответственно и формат может быть как письменным, так и устным. Более динамично и эмоционально проходят очные дискуссии. Такой формат позволит обеспечить не только обмен мнениями, но и определить степень подготовки студентов.

исследовательская дискуссия на втором этапе позволяет сформулировать ключевые направления работы, найти опорные точки и получить гипотезы для размышления.

Третий этап предполагает работу с источниками, сбор и анализ информации. В случае если задание предполагает работу в группе, происходит распределение обязанностей внутри группы, накопление поступающих предложений от всех участников.

Четвертый этап предполагает сбор и анализ всех имеющихся гипотез, поиск аргументации и доказательной базы, выбор компромиссного пути решения проблемы.

Пятый этап предполагает непосредственную реализацию принятых решений, облачение их в форму статьи, доклада, расследования, фильма или другого медийного продукта.

Шестой этап предполагает согласование финального группового решения, презентацию получившегося продукта или принятого решения поставленной проблемы.

В качестве примера основные этапы проблемно-ориентированного образования можно разобрать на задании по созданию фильма или клипа. На первом этапе преподаватель ставит соответствующую задачу, формулирует тематику, технические характеристики. На втором - студенты обсуждают задание, задают уточняющие вопросы. На третьем - студенты в группе или са-

мостоятельно собирают информацию, анализируют поставленную задачу, предлагают варианты. На четвертом

- вырабатывается общее мнение, находится вариант сценария, распределяются задачи внутри группы. на пятом

- проходят непосредственно сьемки, готовится итоговый вариант фильма. на шестом - решается формат презентации конечного продукта, прорабатывается аргументация в пользу именно такого решения.

Исследования, проведенные в разных странах, показывают эффективность проблемно-ориентированного обучения. опросы, проведенные в университете ньюкасла, показали, что студентам больше нравится учиться с использованием данного метода [16]. Схожие результаты были зафиксированы в исследовании, проведенном в Университете Сент Джордж [17], Волжском университете им. В. Н. Татищева [18] и других университетах. Вместе с коллегами мы провели схожее исследование на базе Томского государственного университета 2018/2019 и в 2019/2020 году соответственно. Для оценки эффективности проблемно-ориентированного подхода в четырех группах студентов, численностью от 1 до 20 человек, обучающихся с применением этой методики, были проведены групповые интервью, анонимное анкетирование, для оценки уровня усвоение материала были проведены соответствующие тестирования и экспертные интервью с преподавателями, которые оценивали уровень знаний в группах. Результаты (Рис. 2) показали высокую эффективность применения проблемно-ориентированного подхода, причем даже в условиях дистанционного обучения из-за пандемии Covid-19 [19].

Исследование показало, что даже несмотря на существенную разницу в

численности групп, оценка эффективности проблемно-ориентированного обучения и полученных навыков студентами всегда очень высокая (Рис. 3).

ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ОТ ЛЕКТОРА К ПОСРЕДНИКУ

В результате применения техно-

логии проблемно-ориентированного обучения профессиональная деятельность преподавателя также претерпевает существенные изменения. основная роль при таком подходе переходит к студентам. Роль преподавателя заключается в мониторинге обсуждения и в содействии ходу дискуссии (для чего могут задаваться наводящие вопросы),

■ ДоРВ1_

■ ПослеPBL

2018/2019

2019/2020

Рис. 2. Рост уровня знаний после применения проблемно-ориентированного подхода (результаты тестирования и оценок экспертных интервью).

PBL- Оценки студентов

■ Эффективность

■ Рабо 1 а в команде

■ Навыкиобщения

■ Практико-ориентированность ■Динамичность

■ Интерактивность i____ и Негативное отношение

0 20 40 60 S0 100

Рис. 3. Характеристики студентов практико-ориентированного подхода.

направлении их при необходимости в нужное русло, наблюдении за правильностью принимаемых решений и последовательностью шагов. одной из главных задач для педагога в таких условиях становится формирование банка проблемно-ориентированных кейсов, которые будут близки к реальным рабочим задачам, мотивирование, поддержание интереса студентов. Принципиально важно, чтобы студенты принимали участие и в оценке полученного результата. Как результат - роль лектора, «гуру у доски» заменяется ролью посредника.

однако, упоминая неоспоримые плюсы проблемно-ориентированного обучения, важно отметить определенные сложности, которое оно предполагает. Так, при такой форме обучения нагрузка преподавателя увеличивается во много раз по сравнению с обычным лекционным курсом. Преподавателю необходимо дополнительное время как для выбора тематики проекта и исходных данных, так и для постоянного консультирования и поддержки команд. Сложности могут возникнуть и при разработке и описании правильной системы оценки качества усвоения учебного материала в процессе проблемного обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, хотелось бы отметить тот факт, что быстрая смена технологий меняет качество жизни, способствует появлению новых профессий и необходимых для профессионального роста компетенций. В таких условиях крайне сложно прогнозировать, а значит, и встраивать в учебный процесс навыки, которыми должен обладать специалист. однако существует ряд направлений, развитие которых позволяет с высокой степенью вероятности говорить о дальнейшей конкурентоспо-

собности специалиста. Особенно когда речь идет о таких направлениях как ме-диакоммуникации. Речь идет о развитии творческих способностей, критического мышления, способности работать с источниками, анализировать и структурировать большие объемы информации, умение оперировать полученными в ходе исследования фактами, знаниями, способности самостоятельно мыслить и грамотно формулировать свою позицию, отработки навыков работы в группе, освоению новых практических умений и технологий. Анализируя особенности проблемно-ориентированного подхода в обучении, можно сделать однозначный вывод, что он способствует развитию всех этих направлений. Более того, благодаря возможности в полной мере проявить в процессе решения задач и реализации проектов свои особые навыки, больше работать с визуальной информацией, такой подход находит отклик у поколения «цифровых аборигенов».

References

[1] Overview of the labor market in the field of marketing, advertising and PR. // URL: https://hh.ru/ article/26242

[2] Palfrey J., Gasser U. Born Digital. Understanding

the generation of digital nativeP. New York: Basic BookP. 2008. P. 49-51.

[3] The Institute for the Future of the Mind. // URL:

http://www.futuremind.ox.ac.uk/

[4] CHIMe Lab. // URL: http://chime.stanford.edu/

[5] Prensky M. From digital natives to digital wisdom: Hopeful essays for 21st century learning. Corwin PresP. 2012. 240 p.

[6] Kogan E.I. Reading needs protection. Russian lit-

eracy in America: ArticleP. PortraitP. ReviewP. 2005. P. 140-146.

[7] Elyakov A.D. Good and Evil: The Burning Paradox of the Internet. Philosophy and Society. 2011. № 2. P. 71-72.

[8] Godik Yu.O. "Digital generation" and new media.

Mediascope: Electronic scientific journal of the Faculty of Journalism of Moscow State University. 2011. № 2. // URL: http://www.mediascope. ru/node/838

[9] Lohr P. Slow Down, Brave Multitasker and Don't Read This in Traffic. New York TimeP.

March, 25. 2007. // URL: http://www.nytimes. com/2007/03/25/business/25multi.html?page-wanted=all&_r=0

[10] Petrova V.N. Possibilities of using problem-based learning (PBL) technology in the practice of higher education. Siberian psychological journal. 2017. № 65. P. 112-124.

[11] GraaffE., Kolmos A. Characteristics of Problem-Based Learning. Int. J. Engng Ed. V. 2003. № 5. P. 657-662.

[12] Lekerova G.J. Active teaching methods as a psychological basis for the development of motivation in the learning procesP. Psychology of learning. 2009. № 6. P. 17-27.

[13] Gijbels D., Dochy F. Effects of Problem-Based Learning. A Meta-Analysis from the Angle of Assessment. Review of Educational Research. 2005. № 75 (1). P. 27-61.

[14] Zeigarnik B.V. Pathopsychology. Moscow University PresP. 1986. P. 288.

[15] Ghufron M., Ermawati P. The Strengths and Weaknesses of Cooperative Learning and Problem-based Learning in EFL Writing Class: Teachers and Students' PerspectiveP. International journal of instruction. 2018. № 4. P. 657-672.

[16] Thomsen R.C., Zhukova Klausen J. Handbook of Project Writing Under the Study Board for Cross-Cultural StudieP. Culture, Communication and Globalization & Tourism, Aalborg University. 2012. P. 19-21.

[17] Iskrenko, E.V., Polton, T.A. Problemno-orien-tirovannoe obuchenie: osobennosti metodiki prepodavaniya v Velikobritanii (na primere St. George University, London, Great Britain). Nauchnye vedomosti BelGU. 2008. № 10 (50). P. 214-217.

[18] Vitkovskaya N. The use of problem-based learning technology in the training of journalists. Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishchev. 2016. № 9. P. 118-127.

[19] Yakimova T., Kabanov O, Chumachenko Z. Modernization of Teaching Methods in Higher Education Taking into Account the Distinctive Features of Modern Students as Representatives of the "Digital Generation". International Journal of Pharmaceutical Research. 2020. № 12 (4). P. 4199-4200.

Список литературы

[1] Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекла-

мы и PR. // URL: https://hh.ru/article/26242

[2] Palfrey J., Gasser U. Born Digital. Understanding

the generation of digital nativeP. New York: Basic BookP. 2008. P. 49-51.

[3] The Institute for the Future of the Mind. // URL:

http://www.futuremind.ox.ac.uk/

[4] CHIMe Lab. // URL: http://chime.stanford.edu/

[5] Prensky M. From digital natives to digital wisdom:

Hopeful essays for 21st century learning. Corwin PresP. 2012. 240 p.

[6] Коган Е.И. Чтение нуждается в защите. Российская книжность в Америке: Статьи. Портреты. Рецензии. 2005. С. 140-146.

[7] Еляков А.Д. Благо и зло: жгучий парадокс Интер-

нета. Философия и общество. 2011. № 2. С. 71-72.

[8] Годик Ю.О. «Цифровое поколение» и новые медиа. Медиаскоп: Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ. 2011. № 2. // URL: http://www.mediascope.ru/ node/838

[9] Lohr P. Slow Down, Brave Multitasker and Don't Read This in Traffic. New York TimeP. March, 25. 2007. // URL: http://www. nytimes.com/2007/03/25/business/25multi. html?pagewanted=all&_r=0

[10] Петрова В.Н. Возможности применения технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL) в практике высшего образования. Сибирский психологический журнал. 2017. № 65. С. 112-124.

[11] GraaffE., Kolmos А. Characteristics of Problem-Based Learning. Int. J. Engng Ed. V. 2003. № 5. P. 657-662.

[12] Лекерова Г.Дж. Активные методы обучения как психологическая основа развития мотивации в процессе обучения. Психология обучения. 2009. № 6. С. 17-27.

[13] Gijbels D., Dochy F. Effects of Problem-Based Learning. A Meta-Analysis from the Angle of Assessment. Review of Educational Research. 2005. № 75 (1). P. 27-61.

[14] Зейгарник Б.В. Патопсихология. Издательство Московского университета. 1986. C. 288.

[15] Ghufron M., Ermawati P. The Strengths and Weaknesses of Cooperative Learning and Problem-based Learning in EFL Writing Class: Teachers and Students' PerspectiveP. International journal of instruction. 2018. № 4. P. 657-672.

[16] Thomsen R.C., Zhukova Klausen J. Handbook of Project Writing Under the Study Board for Cross-Cultural StudieP. Culture, Communication and Globalization & Tourism, Aalborg University. 2012. P. 19-21.

[17] Iskrenko, E.V., Polton, T.A. Problemno-orien-tirovannoe obuchenie: osobennosti metodiki prepodavaniya v Velikobritanii (na primere St. George University, London, Great Britain). Nauchnye vedomosti BelGU. 2008. № 10 (50). P. 214-217.

[18] Витковская H. Использование технологии проблемного обучения при подготовке журналистов. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. № 9. С. 118-127.

[19] Yakimova T., Kabanov O, Chumachenko Z. Modernization of Teaching Methods in Higher Education Taking into Account the Distinctive Features of Modern Students as Representatives of the "Digital Generation". International Journal of Pharmaceutical Research. 2020. № 12 (4). P. 4199-4200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.