Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМ И СПОСОБАХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ'

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМ И СПОСОБАХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аттиа Мохамед Рамадан

Исследование позволило выделить несколько групп проблем современных студентов, с которыми они сталкиваются при обучении в вузе и непосредственно после его окончания. При этом особое внимание акцентируется на том, что учебные проблемы обучающихся начинаются в процессе выбора вуза. Актуальность работы подтверждается значимостью дистанционного обучения и сложностями, которые сегодня испытывают и педагоги, и студенты из-за распространения новой коронавирусной инфекции. В то же время объективно рассматривается вопрос интернет-зависимости среди обучающихся, негативно влияющей на образовательный процесс. Предложены способы минимизации учебных проблем, а также педагогической поддержки обучающихся в рамках их решения. Анализируется педагогический подход, демонстрирующий предмет через опыт преодоления открытой проблемы, обнаруженной в исходном материале, называемый проблемно ориентированным обучением. В статье обозначены преимущества проблемного обучения для преподавателей и студентов. В частности, образовательный акцент переносится с трансляции готовых знаний на создание проблемных ситуаций, в ходе разрешения которых обучающиеся открывают для себя эти знания и приобретают соответствующий опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE CONTENT OF EDUCATIONAL PROBLEMS AND WAYS TO OVERCOME THEM AMONG MODERN STUDENTS

The study conducted by the author of the article made it possible to identify several groups of problems of modern students with whom they meet during their studies at the university and immediately after graduation, while particular attention is paid to the fact that the learning problems of students begin in the process of choosing a higher educational institution. The relevance of the study is confirmed by the rationale for the significance of distance learning in modern times and the problems faced by both educators and students during the spread of a new coronavirus infection. At the same time, the issue of Internet addiction among students, which has a negative impact on the educational process, is objectively addressed. Ways of minimizing educational problems as well as pedagogical support for learners as part of their solution are suggested. The pedagogical approach that demonstrates a subject through the experience of overcoming an open-ended problem found in the source material, called problem-oriented training, is analyzed. It outlines the benefits of problem-based learning for educators and students. In particular, the educational emphasis is shifted from the translation of ready-made knowledge to the creation of problematic situations, during the resolution of which students discover this knowledge and gain relevant experience.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМ И СПОСОБАХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 10. С. 102-106. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 10. P. 102-106.

Научная статья УДК 378.178

https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.17

К вопросу о содержании учебных проблем и способах их преодоления

у современных студентов

Мохамед Рамадан Аттиа1,2

1Университет Файюма, Аль-Фаюм, Египет, mra03@fayoum.edu.eg, https://orcid.org/0000-0002-5557-0540 2Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия

Аннотация. Исследование позволило выделить несколько групп проблем современных студентов, с которыми они сталкиваются при обучении в вузе и непосредственно после его окончания. При этом особое внимание акцентируется на том, что учебные проблемы обучающихся начинаются в процессе выбора вуза. Актуальность работы подтверждается значимостью дистанционного обучения и сложностями, которые сегодня испытывают и педагоги, и студенты из-за распространения новой коронавирусной инфекции. В то же время объективно рассматривается вопрос интернет-зависимости среди обучающихся, негативно влияющей на образовательный процесс. Предложены способы минимизации учебных проблем, а также педагогической поддержки обучающихся в рамках их решения. Анализируется педагогический подход, демонстрирующий предмет через опыт преодоления открытой проблемы, обнаруженной в исходном материале, называемый проблемно ориентированным обучением. В статье обозначены преимущества проблемного обучения для преподавателей и студентов. В частности, образовательный акцент переносится с трансляции готовых знаний на создание проблемных ситуаций, в ходе разрешения которых обучающиеся открывают для себя эти знания и приобретают соответствующий опыт.

Ключевые слова: учебные проблемы, проблемно ориентированное обучение, проблемный метод, педагогическая поддержка

Для цитирования: Аттиа М.Р. К вопросу о содержании учебных проблем и способах их преодоления у современных студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 10. С. 102-106. https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.17.

Original article

Revisiting the content of educational problems and ways to overcome them among modern students

Mohamed R. Attia1,2

1Fayoum University, Al Fayyum, Egypt,

mra03@fayoum.edu.eg, https://orcid.org/0000-0002-5557-0540

2Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia

Abstract. The study conducted by the author of the article made it possible to identify several groups of problems of modern students with whom they meet during their studies at the university and immediately after graduation, while particular attention is paid to the fact that the learning problems of students begin in the process of choosing a higher educational institution. The relevance of the study is confirmed by the rationale for the significance of distance learning in modern times and the problems faced by both educators and students during the spread of a new corona-virus infection. At the same time, the issue of Internet addiction among students, which has a negative impact on the educational process, is objectively addressed. Ways of minimizing educational problems as well as pedagogical support for learners as part of their solution are suggested. The pedagogical approach that demonstrates a subject through the experience of overcoming an open-ended problem found in the source material, called problem-oriented training, is analyzed. It outlines the benefits of problem-based learning for educators and students. In particular, the educational emphasis is shifted from the translation of ready-made knowledge to the creation of problematic situations, during the resolution of which students discover this knowledge and gain relevant experience.

Keywords: educational problems, problem-oriented training, problem-based method, pedagogical support For citation: Attia M.R. Revisiting the content of educational problems and ways to overcome them among modern students // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 10. P. 102-106. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.17.

© Аттиа М.Р., 2021

Современная модернизация высшего образования предъявляет высокие требования к подготовке бакалавров, специалистов, магистров. Качество подготовки выпускников вузов - конкурентоспособных, нацеленных на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, креативных и творческих личностей - должно удовлетворять запросам государства и общества.

В настоящее время основополагающим элементом образовательной среды является субъектный компонент, содержание которого составляют студенты, если говорить о системе высшего образования. При этом социум сегодня сосредоточен на поиске новых способов самовыражения. Следовательно, обучающийся не просто должен усваивать знания, выработанные обществом, но и выступать в качестве партнера по деятельности, новатора.

В соответствии с основными положениями психологии, педагогики, методики обучения умения формируются посредством включения обучающихся в деятельность, реализация которой требует активизации этих умений. Следовательно, для создания комплекса навыков в образовательном процессе необходима организация познавательной деятельности, базирующейся на способностях выявлять проблему, ориентироваться в потоке информации, выполнять интеллектуальные операции, самостоятельно приобретать необходимые знания, критически их осмысливать и применять на практике [1].

В связи с этим, если говорить о проблемах системы высшего образования в целом, целесообразно начинать исследование с выявления реальных проблем студенческой молодежи, поиска рисков при обучении, способов их минимизации и рассмотрения специфики педагогической поддержки обучающихся. Исходя из сказанного, следует дать определение образовательной проблемы, чтобы оценить причины и движущие силы, которые привели к ее возникновению, а затем принять соответствующие решения и оказать педагогическую поддержку. Для этого необходимо разделить данное понятие на две составляющие: проблема и образование.

Известно, что люди постоянно встречаются с проблемными ситуациями и разрешают их более или менее успешно. В соответствии с Кембриджским словарем, проблема может быть определена как что-то, что вызывает трудности или с чем трудно справиться. Не всегда процесс решения проблем одинаков. Есть «знакомые» сложности, преодолеваемые с помощью нескольких мысленных шагов. Однако существуют проблемы, с которыми обучающиеся никогда раньше не сталкивались и которые требуют серьезного размышления. При решении некоторых проблем формируются четкие цели, при анализе других - неоднозначные и нечеткие [2].

Наличие проблемной ситуации всегда мобилизовало и стимулировало мышление и обучение. В том случае, когда проблемы воспринимаются как актуальные и важные, они активизируют образовательную деятельность и фокусируют внимание обучающихся, у них появляется мотивация перенаправить свою энергию на их решение [3].

По мнению Я. де Хауэра с соавторами, функционально обучение определяется как изменения в поведении, возникающие при получении опыта, а механически - как изменения в организме, формирующиеся также в результате приобретения опыта. Авторы рассматривают обучение как онтогенетическую адаптацию, т. е. изменения в поведении организма, являющиеся результатом действия закономерностей в окружающей его среде [4]. Следовательно, учебные проблемы можно трактовать как группу трудностей, с которыми сталкиваются студенты и которые негативно влияют на их академический уровень, социальное взаимодействие и систему ценностей.

Можно выделить следующие причины возникновения обозначенных проблем: несоответствие некоторых учебных курсов предпочтениям и способностям обучаемых; необходимость выполнения домашних заданий при условии вынужденной подработки, даже при осваивании предмета в очной форме; сложность некоторых базовых курсов; затруднения в решении контрольных вопросов; отсутствие обратной связи, диалога с преподавателями в обсуждении другого рода вопросов. Сложности в обучении также могут быть связаны с нарастанием темпов индивидуализации образования, которая в вузах имеет глобальное значение для современного рынка труда, поскольку в условиях рыночных отношений практика массовых профессий стремительно уходит в прошлое. В настоящее время даже алгоритмизированные исполнители наряду со знаниями ценят индивидуальные профессиональные особенности и ключевые индивидуальные компетенции. Успешность выпускника определяется не только объемом знаний, но и мобильностью, способностью решать проблемы по-разному и без посторонней помощи, получать знания, необходимые не в целом, а в определенный момент [5, с. 83].

Опрос кураторов, преподавателей показывает следующее:

1) студенты не всегда оказываются подготовленными к самостоятельной жизни - поддаются лени и развлечениям, отличаются отсутствием навыков организации собственной учебной деятельности;

2) слабая подготовка к поступлению в университет приводит к медленному, сложному и не всегда качественному усвоению знаний;

3) неосознанный выбор специальности, на который воздействует ряд факторов: поступление на специальность по фактору бюджетной формы обучения, а не по желанию, влияние родителей, друзей и т. п.;

4) непонимание, возникшее в результате работы с преподавателями, влечет за собой невыполненные домашние задания, неподготовленные рефераты и курсовые работы;

5) слабо развитая мотивационная сфера (недостаточная сформированность основных психологических процессов) замедляет внедрение студента в учебный процесс;

6) возрастание неравенства шансов на поступление и успешное завершение вузов для представителей разных социальных слоев [6].

Комментируя сказанное, следует отметить, что некоторые образовательные проблемы современных студентов, возникающие во время учебы, напрямую связаны с недостаточной подготовкой и неверной ориентацией при выборе вуза.

Кроме того, одной из важнейших трудностей, с которыми сталкиваются педагоги, - это интернет-зависимость среди студентов. Такие люди теряют контроль над временем, которое они проводят в виртуальной реальности, большая длительность этих отрезков является одним из характерных признаков подобной зависимости, но обучающиеся часто не отслеживают продолжительность нахождения в виртуальном пространстве и не могут точно сказать, сколько часов они были в сети [7].

Таким образом, учебные проблемы можно сгруппировать следующим образом:

- Неудовлетворенность условиями обучения со стороны обучающихся, их родителей.

- Резкое снижение уровня знаний и навыков, необходимых для работы в выбранной отрасли.

- Сложности с устной коммуникацией, что выражается в проблемах при понимании информации, предоставленной в словесной форме, трудностях при самовыражении. Языковые проблемы могут быть обусловлены множеством факторов, таких как недостаточно развитый словарный запас, стиль мышления, неорганизованность мыслительной деятельности.

- Проблемы, связанные с поиском работы после окончания обучения: значительная доля выпускников получают специальности, которые не пользуются спросом на рынке труда. В то же время самые популярные профессии не привлекают обучающихся. Молодые специалисты не могут найти работу по специальности и вынуждены рассматривать вакансии в других сферах производства или вступать в ряды безработных.

- Трудности с запоминанием и отслеживанием сказанного, несмотря на развитость мышления.

- Визуально-пространственные сложности, связанные с пониманием и структурированием визуально-пространственной информации.

- Проблемы, обусловленные применяемыми технологиями организации образовательного процесса, в том числе онлайн-обучением. Большое значение в данном случае имеет восприятие подобных образовательных форм представителями разных поколений (например, родители не могут помочь выполнить задание на планшете), а также педагогами (многие преподаватели считают, что смартфоны и планшеты с подключением к Интернету и службам обмена текстовыми сообщениями могут отвлекать студентов, а не обучать) [8].

Работа с проблемой - это не только умение ее решать (или использовать уже готовое решение - ответ), но и способность ставить задачи, видеть знания как открытые и многоаспектные. На практике наиболее удобным способом реализации рассматриваемой методологии является обучение студентов умению задавать вопросы, творчески осмысливать все положительные и отрицательные результаты полученных знаний [9, p. 228]. В рамках проблемного метода образовательный акцент переносится с трансляции преподавателем готовых знаний на создание проблемных ситуаций, в ходе разрешения которых обучающиеся открывают для себя эти знания, приобретают опыт преодоления разнообразных трудностей [10, с. 205]. При этом опрос студентов показал, что большинство из них пытаются решать возникающие проблемы самостоятельно, некоторые обращаются к друзьям и родителям, реже - к преподавателю и в деканат [11, с. 132].

Таким образом, традиционный подход состоит в том, чтобы показать студентам варианты решения примеров-проблем, а затем предложить им индивидуально попрактиковаться в выполнении определенного количества связанных задач [12]. Педагогический подход, ориентированный на обучающихся, при котором они узнают о предмете через опыт решения проблемы, обнаруженной в исходном материале, называется проблемно ориентированным обучением (PBL) [13].

В результате применения данного метода обучения студенты получают и развивают навыки более высокого уровня, такие как способность решать проблемы и умение критически мыслить. Они приобретают способность извлечения информации из личного реального жизненного опыта. С помощью данного метода, основанного на конструктивистском подходе, обучающиеся стремятся решать повседневные вопросы в условиях совместной работы [14].

Преимущества проблемного обучения для преподавателей и студентов заключаются в следующем:

- метод позволяет обучающимся брать на себя ответственность за процесс собственного образования;

- групповые проекты дают возможность студентам развить навыки командной работы;

- индивидуальное домашнее задание позволяет «продвинутым» обучающимся продемонстрировать свои способности, лидерские качества и творческий потенциал [15].

Естественно, что студенты в процессе преодоления трудностей нуждаются в поддержке со стороны преподавателей как в особом виде педагогической деятельности. Феномен такой работы заключается в создании условий для того, чтобы обучающийся мог разрешить проблемы самостоятельно, при минимальном вмешательстве, т. е. помощь в большей степени направлена на превенцию ситуации [16].

Полагаем, что педагогическая поддержка в этом случае будет выстраиваться по следующей схеме.

- Разработка и применение индивидуальной стратегии обучения: фиксация проблемы.

- Определение общих факторов ее зарождения.

- Аналитическое исследование масштабов проблемы.

- Выявление различия между проявлениями и причинами проблемы.

- Четкое и объективное определение причины.

- Эффективное общение как результат не только активного взаимодействия, но и успешного применения теории коммуникации на практике. Продуктивность общения зависит от позитивных отношений собеседников (преподавателя и обучающихся), эмоционально положительной и комфортной атмосферы общения, благоприятной среды и принятия друг друга.

- Планирование процесса решения проблемы: подготовка сценариев и разработка планов и программ [17].

Следовательно, как уже отмечалось, трудности всегда стимулировали мышление и обучение. В то же время нельзя утверждать, что учебные проблемы студентов исчезнут совсем, потому что не представляется возможным предсказать ход образовательного процесса, подверженного влиянию разнообразных внешних факторов, например стихийных бедствий, войн, конфликтов и эпидемий. В частности, распространение коронавирусной инфекции вызвало внезапный сбой в образовательных системах по всему миру.

Исследование позволило пролить свет на важность образования при формировании общества, при этом следует подчеркнуть, что наиболее значимыми акторами системы образования выступают обучаемые. Таким образом, акцент на студентах как на центральной оси системы позволит преподавателям и специалистам сосредоточить внимание на детализации и категоризации учебных проблем, с которыми сталкиваются современные обучающиеся. Таким образом, рассмотрено понятие учебной проблемы, обозначено, как оказать студентам педагогическую поддержку при самостоятельном решении ими вопросов, представлена стратегия проблемно ориентированного обучения, позволяющая студентам определить проблему и разработать соответствующие решения.

Список источников:

1. Клещева И.В. Организация проблемного обучения студентов при освоении образовательной программы // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 205-214.

2. Ali S.S. Problem Based Learning: A Student-Centered Approach // English Language Teaching. 2019. Vol. 12, no. 5. P. 73-78. https://doi.org/10.5539/elt.v12n5p73.

3. Rahman M.M. 21st Century Skill "Problem Solving": Defining the Concept // Asian Journal of Interdisciplinary Research. 2019. Vol. 2, no. 1. P. 71-81. https://doi.org/10.34256/ajir1917.

4. De Houwer J., Barnes-Holmes D., Moors A. What is Learning? On the Nature and Merits of a Functional Definition of Learning // Psychonomic Bulletin & Review. 2013. Vol. 20, no. 4. P. 631-642. https://doi.org/10.3758/s13423-013-0386-3.

5. Александрова Е.А. Своеобразие свободных школ: организация пространства образования и методические подходы // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2003. № 2 (20). С. 81-95.

6. Сейдаметова С., Адильшаева Э.И. Слабая успеваемость студентов: причины и пути их преодоления // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 3-2 (15). С. 131-136 ; Problems and Prospects of Higher Education System Development in Modern Society / T.I. Avdeeva, A. Kulik, L. Kosareva, T.A. Zhilkina, A.Y. Belogurov // European Research Studies Journal. 2017. Vol. XX, no. 4. P. 112-114 ; Problems of Educational Processes Development and Labor Market Needs Analysis in Russia / N. Chistyakova, M. Semenova, V. Spitsin, P. Paquet // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. P. 309-316. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.529.

7. Shubnikova E.G., Khuziakhmetov A.N., Khanolainen D.P. Internet-Addiction of Adolescents: Diagnostic Problems and Pedagogical Prevention in the Educational Environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. P. 5261-5271. https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01001a.

8. Problems and Prospects ... ; Problems of Educational Processes ...

9. Ardashkin I.B., Martyushev N.V., Besborodov V.P. Problem Methodology as One of the Ways of Innovative Organization of Educational Process // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. P. 227-231. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.515.

10. Клещева И.В. Указ. соч. С. 205.

11. Сейдаметова С., Адильшаева Э.И. Указ. соч. С. 132.

12. Cardellini L. Problem Solving: How Can We Help Students Overcome Cognitive Difficulties // Journal of Technology and Science Education. 2014. Vol. 4, no. 4. P. 237-249. http://doi.org/10.3926/jotse.121.

13. Ghufron M.A., Ermawati S. The Strengths and Weaknesses of Cooperative Learning and Problem-Based Learning in EFL Writing Class: Teachers' and Students' Perspectives // International Journal of Instruction. 2018. Vol. 11, no. 4. P. 657-672. http://doi.org/10.12973/iji.2018.11441a.

14. Ceker E., Ozdamli F. Features and Characteristics of Problem Based Learning // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2016. Vol. 11, no. 4. P. 195-202. https://doi.org/10.18844/cjes.v11i4.1296.

15. Ibid.

16. Романова М.Л., Глухенький И.Ю. Критерии и уровни поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 5 (171). C. 258-263 ; Розенфельд А.С., Ря-мова К.А. Физкультурно-спортивная деятельность - необходимый элемент педагогической поддержки студентов, обучающихся в учреждениях СПО // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 4 (83). C. 125-134.

17. Александрова Е.А. Влияние социокультурных факторов на подготовку будущих работников сферы образования: опыт, риски и перспективы [Электронный ресурс] // Российско-американский образовательный форум: электронный журнал. 2014. Т. 6, № 2. URL: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1001052&iid=19 (дата обращения: 12.10.2021) ; Никулина А.С. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативной компетентности обучающихся в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 177-179 ; Nurmanov A.T., Jabbarov U.A. Acmeological Problems of Training of Students of Pedagogical Higher Educational Institutions for Effective Communication // The First International Conference on Eurasian Scientific Development. Vienna, 2014. P. 197-202 ; Sohrabi R., Mohammadi A., Aghdam G.A. Effectiveness of Group Counseling with Problem Solving Approach on Educational Self-Efficacy Improving // Proce-dia-Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 84. P. 1782-1784. https://doi.org/10.1016yj.sbspro.2013.07.033.

Информация об авторе М.Р. Аттиа - ассистент, кафедра «Образовательные технологии», Университет Файюма,

Аль-Фаюм, Египет; аспирант, кафедра методологии образования, Саратовский национальный

исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1031377.

Information about the author M.R. Attia - Assistant Professor, Department of Educational Technology, Fayoum University, Al

Fayyum, Egypt; PhD student, Department of Educational Methodology, Saratov National Research

State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1031377.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.09.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.09.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 21.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.