Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельские территории / возможности и ограничения / развитие / зарубежный опыт / сельская экономика / диверсификация / Европейский Союз / Республика Коми / rural territories / opportunities and limitations / development / foreign experience / rural economy / diversification / European Union / Komi Republic
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА»

Иванов В.А.

д.э.н., профессор, гл.н.с. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми

НЦ УрО РАН

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Ключевые слова: сельские территории, возможности и ограничения, развитие, зарубежный опыт, сельская экономика, диверсификация, Европейский Союз, Республика Коми.

Keywords: rural territories, opportunities and limitations, development, foreign experience, rural economy, diversification, European Union, Komi Republic.

Преобладающий отраслевой подход, основанный на аграрно-производственной политике, в ущерб социально -пространственному направлению развития сельских территорий с социальной точки зрения малоэффективен. Более правильным является комплексный подход, в рамках которого сельское развитие рассматривается как процесс совершенствования жизнедеятельности людей, непосредственно связанных с использованием земельных и других биологических ресурсов, включенных в систему географического разделения труда и соответствующих общественных отношений. Устранение значительной рассогласованности между отраслевым и территориальным подходом в управление стратегическим сельским развитием будет способствовать повышению качества и уровня жизни сельского населения.

Целью работы является рассмотрение развития сельских территорий на основе сочетания социально -территориального и отраслевого подходов. Объект исследования - сельская местность Республики Коми. Пример Коми интересен тем, что сельская жизнь в таежной части ее территории имеет черты, свойственные многим основательно обжитым регионам Северо-Запада, Урала, Сибири и дальнего Востока.

Возможности и ограничения развитии северного села

В Республике Коми имеются хорошие условия для развития лесного и сельского хозяйства. Общий запас насаждений лесного фонда составляет 2,8 млрд. куб. м. На долю хвойных пород приходится более 80% всех лесных насаждений. Основными лесообразующими породами являются ель (54% земель лесного фонда), сосна обыкновенная (25%), береза (17%). В лесах произрастает 15 видов ягодных растений. В тундровой зоне встречается 35 видов съедобных грибов, в лесотундре - 50, а в подзоне средней тайги - 90 видов. В благоприятные годы ежегодно заготавливается 10 тыс. т грибов и 8 тыс. т ягод (клюква, брусника, черника, морошка, голубика, рябина). Промысловые запасы республики оцениваются в 211,6 тыс. т ягод и 74 тыс. т грибов. В ягодном запасе выделяются клюква (43%) и черника (33%), в грибном - волнушка и подосиновик (вместе 48%). Здесь сосредоточено 55% ягодных промысловых ресурсов европейской части страны, а по отдельным видам преобладают клюква (84%) и морошка (67%). Стоимость ягодных ресурсов оценивается в 458 млн. долл., а грибных - в 171 млн. долл.1

Агроприродный потенциал южных и центральных районов обеспечивает эффективное производство картофеля, овощей местного ассортимента, кормов. Агроклиматические ресурсы позволяют получать при использовании современных технологий урожайность картофеля 200- 300 ц/га, овощей - 300-400, зерновых (в южных районах) - 20-30, сена многолетних трав - 40-50 ц/га.

Имеются благоприятные условия также для развития скотоводства и оленеводства. В составе сельхозугодий преобладают естественные сенокосы и пастбища. На гектар пахотных земель приходится 3 га кормовых угодий. Особую народнохозяйственную ценность представляют крупные массивы пойменных лугов, потенциальная возможность сбора кормов с которых превышает 150 тыс. т корм. ед. На территории региона имеется 9,5 млн. га оленьих пастбищ.

В Коми имеются хорошие условия для производства органической продукции. К факторам, позитивно влияющим на развитие органического сельского хозяйства, относятся: существенный резерв пригодных для производства органической продукции сельхозугодий; благоприятная экологическая обстановка в сельской местности; холодный климат республики обусловливает меньший набор вредителей и болезней растений в открытом грунте, чем в более южных регионах России; достаточно развитый потенциал аграрной науки для проведения исследований в области биологизации земледелия; наличие технологий производства органической продукции; высокий спрос населения на органические продукты.

Республика располагает хорошими возможностями для производства кормовых дрожжей, минеральной и витаминной подкормки для скота и птицы. Исключительно благоприятные условия создаются для развития овощево дства

1 Дмитриева Т.Е., Максимов А.А., Хохлов Н.А. Недревесное лесопользование в Республике Коми: потенциал и проблемы формирования // География и природные ресурсы. 2009. - № 4. - С. 139-144.

защищенного грунта на индустриальной основе при использовании тепловых отходов газокомпрессорных станций. Тепло таких станций может быть использовано также для искусственной сушки и брикетирования трав.

Продукция традиционных отраслей (оленеводства, рыболовства, охотничьих промыслов, сбор дикорастущих грибов и ягод) конкурентоспособна не только на региональном, но и на национальном и международном рынках Помимо мяса оленей и продуктов его переработки огромным спросом за рубежом, прежде всего в странах Азии, пользуются панты, эндокринно-ферментное сырье и кровь оленей.

В качестве предпосылки для технико - технологического и социально -экономического развития аграрной сферы выступает индустриальный характер экономики, позволяющий направлять значительные финансовые ресурсы для модернизации отрасли и комплексного развития сельских территорий.

Основными ограничениями и проблемами развития сельской местности являю тся:

• неполная реализация природно -ресурсного и трудового потенциала;

• низкий уровень инвестиций в инфраструктуру и в отрасли сельской экономики;

• узость сферы приложения труда;

• истощение лесного фонда, в особенности в районах с доминирующей лесопромышленной деятельностью;

• снижение качества леса по составу, запасу древесины в пределах транспортной доступности лесных участков;

• неоптимальная пространственная организация лесного сектора;

• разрушение материально-технической базы аграрного производства;

• дефицит и низкий качественный состав руководителей, специалистов и кадров массовых профессий в сельском хозяйстве;

• сокращение заготовок леса и производства сельскохозяйственной продукции;

• ухудшение демографической ситуации и сокращение трудового потенциала села;

• неразвитость и деградация объектов сельской инфраструктуры. В период рыночных реформ прекратилось строительство сельских дорог и медицинских учреждений;

• коммунальные системы (водопровода, отопления, канализации) имеют высокий износ, подвергаются частым авариям. Благоустройство жилищного фонда в сельских районах в 2 -3 раза ниже среднероссийского уровня;

• тарифы на коммунальные услуги на селе значительно выше, чем в городе;

• величина интегрального показателя комфортности жилищно-коммунальных условий в районах с полностью сельским населением в 1,3 раза ниже по сравнению со средним значением по Коми;

• ограниченный доступ субъектов сельской экономики к рынкам продукции, материально-технических, финансовых ресурсов и информационно -консультационным услугам;

• ограниченность собственной финансовой базы и полномочий местного самоуправления в отношении ресурсов, расположенных на территории сельских муниципалитетов.

Новые подходы к сельскому развитию

Понятие «сельское развитие» появилось в научной литературе сравнительно недавно. Наиболее полный обзор моделей и концепций сельского развития применительно к Западной Европе выполнил Ф. Мантино. Для передовых стран он выделил три модели сельского развития - отраслевую (развитие собственно сельского хозяйства), перераспределительную (сельское развитие как способ сокращения разрыва между районами и отраслями экономики) и территориальную (формирование взаимосвязей внутри локальной экономики) 1.

В странах Европейского Союза (ЕС) с начала 1990-х гг. ведется дискуссия о моделях и концепциях сельского развития. Анализ зарубежной научной литературы показал, что выделяются три подхода к сельскому развитию - экзо -генный, эндогенный и нео -эндогенный.

Экзогенная модель развития сельских территорий, основанная на отраслевом подходе, показала свою несостоятельность из -за невозможности решить многочисленные проблемы села. Экзогенный подход к сельскому развитию, преобладающий до конца 1980-х - начала 1990-х гг., был заменен эндогенным и нео -эндогенным вариантами.

Эндогенная модель сельского развития связана с использованием всех имеющихся на территории ресурсов, координацией хозяйственной деятельности с учетом специфики их пространственной организации, рациональным природопользованием и сохранением окружающей среды. В управлении политикой сельского развития важное значение придается самоуправлению.

Эволюция политики сельского развития в европейских странах связана с координацией всех видов деятельности, рациональным природопользованием и сохранением окружающей среды, ростом качества жизни сельских жителей, диверсификацией сельской экономики и тесно согласуется с социально-пространственным развитием.

Инструментом сельского развития являются национальные и региональные программы этих территорий. В национальных и региональных программах европейских стран сельское хозяйство и другие природно -ресурсные отрасли рассматриваются не только в их товарной функции, но и в качестве инструмента устойчивого развития сельских территорий. Конкурентоспособность сельского и лесного хозяйства обеспечивается, как правило, государственной поддержкой. В системе мер поддержки сельских территорий особое внимание уделяется образованию, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуре, социальным услугам и сохранению красоты сельских ландшафтов.

1 Мантино Ф. Сельское развитие в Европе. Политика, институты, действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней / Пер. с итал. И. Храмовой. 2010. - 272 с.

Европейский опыт для России полезен социальной и экологической ориентацией на сельскую местность и созданием институциональной среды функционирования сельских поселений, входящих в единую систему расселения населения. Для регионов Европейского Севера России весьма ценен опыт управления устойчивым развитием сельских территорий Финляндии. Приоритеты финской сельской политики сводятся к следующему: профессиональная подготовка и переподготовка кадров для сел; максимальная диверсификация аграрной экономики; принятие специальных решений для малонаселенных периферийных районов, безусловное сохранение культуры и традиционного хозяйства саамов; ориентация на принципы «зеленой экономики». Сельская политика Финляндии предполагает организацию взаимосвязи всех заинтересованных сторон с выходом на согласованные решения общественно значимых проблем. Основополагающими механизмами достижения этой стратегической цели являются коллективизм и социальное взаимодействие 1.

При переходе от экзогенного подхода к эндогенному развитию сельских территорий внимание переносится от отрасли к территориям. При этом движущей силой выступают местная инициатива и предприимчивость. В неоэндогенным варианте плюс к тому - знания, человеческий и социальный капитал в рамках «сетей» предприятий, практических работников и учреждений, работающих в сельских районах2.

С учетом западного опыта в нашей стране сделаны практические шаги по формированию политики сельского развития. Правительством России приняты следующие документы: Концепция устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. (2010 г.): ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» (2013 г.); Стратегия устойчивого развития сельских территорий и на период до 2030 г. (2015 г.); Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2025 гг. (2019 г.).

Вместе с тем, действующие государственные документы не решают комплексно проблемы развития сельских территорий. В них не разработаны механизмы, объемы финансовых средств недостаточны для реализации намеченной цели обеспечения стабильного качества и уровня жизни сельского населения. В них отсутствуют четкая региональная социальная политика, механизмы занятости и повышения доходов сельского населения. К участию в подготовке и мониторингу стратегий и программ не привлекаются научное и экспертное сообщество, хозяйствующие суб ъ-екты сельской экономики, общественные организации, сельские жители.

На уровне ряда субъектов Федерации имеются стратегии и программы устойчивого развития сельских территорий. В Коми не была принята Стратегия устойчивого развития сельских территорий, отсутствует самостоятельная программа «Комплексное развитие сельских территорий» на период до 2025 г. С аналогичным названием есть подпрограмма в Государственной программе Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельско хозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса» на 2020-2025 гг. В ней имеется лишь один контрольный индикатор - доля граждан, проживающих на сельских территориях, на которых созданы комфортные условия жизнедеятельности, в общем количестве граждан, проживающих на сельских территориях (к 2025 г. до 35%). В самой подпрограмме обозначены следующие направления: ввод (приобретение) жилых помещений (жилых домов) для граждан, проживающих на сельских территориях, количество реализованных на сельских территориях проектов по благоустройству, ввод в действие распределительных газовых сетей, ввод в действие локальных водопроводов, количество населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку. Комплексное развитие сельских территорий настоятельно требует разработки двух программ: производственно -отраслевой и социально - терр иториально й.

Диверсификация сельской экономики как основа устойчивого развития сельских территорий

Определяющую роль в устойчивом развитии сельских территорий играет сельская экономика. Устойчивый рост ее отраслей дает дополнительные возможности сельскому развитию. Сельская экономика, являясь основой жизнедеятельности и развития сельской местности, направлена на повышение уровня и качества жизни сельских жителей. Устойчивое развитие сельской экономики и, прежде всего сельского хозяйства, обеспечивает продовольственную безопасность страны, сохранение генофонда нации, аграрного ландшафта и культурного наследия.

В настоящее время экономика сельских территорий Республики Коми представляет несбалансированную сферу с преобладанием сельского и лесного хозяйства, доля которых в валовом региональном продукте и численность занятых в экономике региона продолжает снижаться. Валовой региональный продукт сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства уменьшился с 2,9%, в 2005 г. до 1,5% в 2019 г., численность работников - 10,1 до 4,8%. Неразвитость многих видов деятельности, невысокая доходность, значительная доля убыточных организаций о траслей сельской экономики обрекают сельских жителей на низкие стандарты жизни.

В ходе либеральных рыночных реформ особенно сильно сократилось численность занятых в ведущей отрасли сельской экономики - аграрном секторе.

За 1990-2019 гг. в результате спада производства аграрной продукции количество занятых в сельском хозяйстве сократилось в 9,2 раза. В предстоящие годы количество и доля занятых в сельском и лесном хозяйстве будет сокращаться, высвобождаемые трудовые ресурсы целесообразно занять в других сферах сельской экономики.

Расширение сферы приложения труда может происходить в следующих видах сельской деятельности:

1 Hyyiylainen T. Governance of local empowerment in Finish rural policy: Collaboration between policy, development and research / Employment Policy Research Center, Hirosaki University. Discussion Paper. 2010. - N 4. - P. 81-94.

2

Костяев А. И. Концептуальные подходы к развитию сельских территорий с учётом европейского опыта // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2018. - Т. 67, № 6. - С. 141-148.

• лесовосстановление, включая проведение лесовосстановительных рубок. За 2010-2019 гг. в среднем за год ле-совосстановительные работы осуществлялись на площади 40 тыс. га. Среднегодовой прирост составил 5,2%;

• развитие лесопереработки (производство пиломатериалов, строительного бруса) и максимально полное использование всего древесного сырья на сельских территориях. Сейчас лесо достаточные муниципальные районы имеют слабую лесопереработку, являясь сырьевой базой целлюлозно -бумажного, фанерного и плитного производства в Сыктывкаре и других городах;

• производство брикетов и пеллетов из низкосортной древесины и отходов, их использование в выработке теп-лоэнергии в сельских поселениях;

• развитие деревянного домостроения (строительство жилых домов, мебели, дверей, окон и других столярных изделий) в сельских муниципалитетах;

• заготовка и переработка недревесных ресурсов леса (дикорастущих грибов и ягод), лекарственных растений и другого природного сырья;

• интеграция сельского и лесного хозяйства. Для северной тайги нашей страны интересен опыт соединения сельского и лесного хозяйства в скандинавских странах, где за крестьянами законодательно закреплено пользование лесами, от реализации древесины они получают значительные доходы, которые используются для модернизации сельского хозяйства;

• развитие промыслов и ремесел;

• производство стройматериалов из местного сырья;

• организация новых предприятий в сфере хранения, транспортировки и сбыта сельскохозяйственной продукции;

• организация лесного оленеводства на территории северной тайги, включающей Усть -Цилемский, Ижемский, Печорский, Вуктыльский, Сосногорский, Ухтинский, Троицко -Печорский, Усть-Куломский, Княжпогостский и Удор-ский районы;

• переработка в аграрных предприятиях и крестьянско -фермерских хозяйствах произведенной ими сельхозпродукции;

• комплексная переработка сырья оленей (выделка шкур, глубокая переработка эндокринно -ферментного, пантового сырья и крови оленей);

• наращивание производства органической продукции сельского хозяйства, позволяющей ввести в оборот значительные площади неиспользуемых сельхозугодий, увеличить занятость сельских жителей, обеспечить внутренний продовольственный рынок экологическими продуктами питания, повысить доходность аграрной сферы;

• развитие транспортной инфраструктуры (строительство сельских, круглогодичных лесных дорог);

• модернизация коммунальной инфраструктуры села;

• развитие торгового, бытового, социально-культурного обслуживания сельского населения;

• развитие сельского туризма, сельского гостиничного бизнеса;

• уход за ландшафтом;

• охрана окружающей среды.

Диверсификация производства в сельской местности будет способствовать созданию дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест, наполнению доходной части муниципальных бюджетов, устойчивому социально -экономическому развитию сельских поселений, повышению доходов их населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.