Научная статья на тему 'Новые подходы к развитию молодежного движения в виртуальной реальности'

Новые подходы к развитию молодежного движения в виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
466
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / YOUTH / YOUTH MOVEMENT / A VIRTUAL REALITY / A VIRTUAL CAPITAL / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бокарев Вячеслав Александрович

Развитие молодежного движения в России должно идти по пути понимания его как способа проявления индивидуальности молодежи. При этом перспективно использование значимого для молодежи виртуального капитала. Виртуальный капитал совокупность творческого отношения к миру, способности к вовлечению в игровое поле виртуальной реальности, к смещению акцентов с подлинной реальности в виртуальную, к конструированию взаимосвязей в подлинном мире по моделям виртуального. Игнорирование виртуальной реальности, закрепление за ней статуса игровой (подобной хобби) влечет за собой утрату контроля над моделями поведения современного поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new approaches to the development of youth movement in the virtual reality

The development of the youth movement in Russia should go by the way of its understanding as a way of display of the youth individuality. Thus it is perspective to use the virtual capital, which is significant for the youth. The virtual capital is the set of the creative relation to the world, ability to involving in a game field of a virtual reality, to displacement of accents from an original reality in virtual, to designing of interrelations in the original world on models virtual. Ignoring of the virtual reality, fastening to it of the status game (similar to a hobby) involves control loss over models of behavior of the modern generation.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к развитию молодежного движения в виртуальной реальности»

УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.542.15

В.А. Бокарев

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Развитие молодежного движения в России должно идти по пути понимания его как способа проявления индивидуальности молодежи. При этом перспективно использование значимого для молодежи виртуального капитала. Виртуальный капитал — совокупность творческого отношения к миру, способности к вовлечению в игровое поле виртуальной реальности, к смещению акцентов с подлинной реальности в виртуальную, к конструированию взаимосвязей в подлинном мире по моделям виртуального. Игнорирование виртуальной реальности, закрепление за ней статуса игровой (подобной хобби) влечет за собой утрату контроля над моделями поведения современного поколения.

Ключевые слова: молодежь, молодежное движение, виртуальная реальность, виртуальный капитал, социальные сети.

V.A. Bokarev

THE NEW APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF YOUTH MOVEMENT IN THE VIRTUAL REALITY

The development of the youth movement in Russia should go by the way of its understanding as a way of display of the youth individuality. Thus it is perspective to use the virtual capital, which is significant for the youth. The virtual capital is the set of the creative relation to the world, ability to involving in a game field of a virtual reality, to displacement of accents from an original reality in virtual, to designing of interrelations in the original world on models virtual. Ignoring of the virtual reality, fastening to it of the status game (similar to a hobby) involves control loss over models of behavior of the modern generation.

Key words: youth, youth movement, a virtual reality, a virtual capital, social networks.

В целом, в развитии молодежного движения в России важно представление о нем как способе проявления социальной субъектности молодежи. Определение молодежного движения как совокупности молодежных организаций в теоретическом отношении слишком схематично, но в контексте социологии управления отражает суть реальных процессов. Особенно это важно для условий современной России. Если во времена СССР такое определение было бы малопродуктивным, поскольку комсомол выступал как единая и фактически единственная молодежная организация в СССР, то в нынешних условиях в России, когда действуют сотни молодежных организаций, достаточно адекватно.

Можно выделить следующие существующие сегодня подходы к развитию молодежных и детских движений в современной России:

1) усиление государственной составляющей;

2) развитие за счет политических движений;

3) институционализация движений;

4)развитие педагогической направленности;

5)развитие культурной (тематической) составляющей.

Указанные подходы основываются на решении проблем субъектов движений. В отношении молодежи это: 1) стратегия личного развития; 2) необходимость усвоения габитальных (по П.Бурдье) моделей.

Однако низкая вовлеченность молодых людей в молодежные объединения и организации в противовес активному освоению виртуального пространства и участия в сетевых виртуальных сообществах заставляет думать о недостаточности существующих сегодня подходов к молодежным движениям.

Без сомнения, именно государство должно формировать ценности молодежи через государственную молодежную политику. В этой связи ювенальная политика выступает как «государственная социально-

управленческая функция» [12]. Однако сложившаяся система управления не имеет реальных механизмов контроля и управления ювенальным полем ценностей и лишь предлагает альтернативный вариант стратегии поведения, набор ценностей социальнополитического поля, адаптированный под ювенальное. Причем данная адаптация аппелирует не к представлениям молодых о своем будущем, к их ценностным ориентациям, а к представлению «отцов» о представлениях «детей». Именно поэтому разработка и реализация молодежных программ в России осуществляется по моделям либо социалистического пионерско-комсомольского толка, либо копирующих виды активностей существующего социальнополитического поля (например, отделения для молодежи при партиях).

В любом случае виртуальное пространство, активно освоенное молодежью, никак не вовлечено в процесс управления. Потенциальная возможность выстраивания государственной политики на основе учета виртуализации социума отмечается исследователями как перспективное направление [14].

Что же это за пространство, где молодежь чувствует себя уверенней, чем взрослые?

Для рубежа ХХ-ХХ1 вв. наиболее существенным является именно виртуализация общества [6]. Согласно основоположнику виртуалистики Н.А. Носову, виртуальная реальность - это понятие, обозначающее «особый тип взаимодействия между разнородными объектами (располагающимися на разных иерархических уровнях), а также специфические отношения между ними - порожденности и интерактивности [...] Совокупность виртуальных объектов относительно порождающей реальности и образует виртуальную реальность» [13].

Сущность виртуализации, виртуальной реальности - в отходе от традиционного мировоззрения, где

принято считать, что существует одно (монизм), два (дуализм) или несколько (плюрализм) исходных «начал», порождающих все остальные реалии [4]. Соответственно в традиционном понимании только исходные «начала» считаются истинными, реально существующими, а все остальное - порожденным, неистинным и даже нереальным. Как пишет Н.А. Носов в программном «Манифесте виртуалистике», в виртуалистике считается, что порожденное обладает таким же статусом реальности и истинности, как и порождающее, что временность существования не делает событие менее существенным, чем породившее его «начало». Мир в целом, как и любая его часть, видится таким, в котором события порождаются, действуют, сами порождают другие события, умирают или включаются в другие события и т.д. - и все это реально существует» [8].

На основе подхода, разработанного в виртуали-стике, независимо от природы виртуальной реальности (физическая, психологическая, социальная, техническая и др.) выделены ее четыре специфических свойства [8]:

• Первое свойство - порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо реальности, внешней по отношению к ней.

• Второе свойство - актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность.

• Третье свойство - автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования. В виртуальной реальности для человека, в ней находящегося, нет внеположного прошлого и будущего.

• Четвертое свойство - интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как независимая от них.

В отличие от виртуальной порождающая реальность в виртуалистике называется константной реальностью [10]. Мы будем следовать данной терминологии.

На наш взгляд, существенной чертой социальнополитического поля виртуальной реальности является наличие виртуального капитала. Как известно, согласно П.Бурдье, социальный капитал константной реальности как ресурсы, основанные на родственных отношениях и отношениях в группе членства, подразделяется на экономический, культурный, символический капитал. В виртуальной реальности социальный капитал, к овладению которым стремится молодое поколение, согласно нашей позиции, это не наследуемый, а ситуативно моделируемый капитал в зависимости от целей агентов этой реальности.

При этом в социальном капитале виртуальной реальности частично нивелирован экономический капитал, зато очевидно преобладание символического и в некоторых ситуациях культурного [5]. Мы считаем необходимым выделить специфический виртуальный капитал, наличие которого обеспечивает удачное вхождение в виртуальный мир и существование в нем.

Виртуальный капитал - совокупность творческого отношения к миру, способности к вовлечению в игровое поле виртуальной реальности, к смещению акцентов с подлинной реальности в виртуальную, к конструированию взаимосвязей в подлинном мире по моделям виртуального. Среди групп, наиболее активных в виртуальном мире, - молодежь. При этом именно молодежь наиболее успешно осваивает виртуальный капитал. Возможно, именно такие качества событий виртуального пространства, как непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность, изменчивость статуса телесности, измененность статуса сознания, личности, воли [9], заставляют молодежь стремиться к обладанию капиталом виртуального пространства.

Обращаясь к теме активности молодежи в константной и виртуальной действительности, необходимо помнить: 1) о потенциальном характере этой активности, 2) о преимущественном выборе критической стратегии, конфликтной модели в освоении ценностей «поля отцов»; 3) о стремлении современной молодежи к виртуальному измерению константной социальной реальности.

При этом сам факт активности молодежи не должен подвергаться сомнению, активная стратегия для молодого поколения имеет биологическую основу. Однако важно учитывать ее скрытые формы во всем их разнообразии: маргинальная позиция как протест, миграция как поиск, агрессия как вызов, пассивность позиции как отказ от стратегии внешней активности т. д.

По мнению автора статьи, активизация молодежи в виртуальной реальности есть форма протеста, миграции из неудовлетворяющей молодых людей константной реальности. Очевидно, молодежь находится в тесной взаимосвязи с виртуальной реальностью, активно осваивая и конструируя ее модели.

Согласно А.И. Ковалевой и В.А. Лукову, общая схема конструирования социальной реальности включает в себя: 1) адаптацию к условиям среды; 2) достраивание реальности; 3) переструктурирование условий среды [7]. Данная схема, исходя из вышесказанного, дополняется таким условием, как активное использование молодежью виртуального капитала в конструировании как константной, так и виртуальной социальной реальности.

Причем необходимо отметить, что константная реальность, ограничивая молодых людей социальным положением, наследственными габитальными установками и заданной программой социализации (поле «школа - вуз - работа»), менее интересна по сравнению со свободным от габитуса отцов виртуальным пространством. Именно этим объясняется высокая степень интернетизации молодежи и ее вовлеченность в общение посредством виртуальных миров, таких как Мой мир, Одноклассники.ру, В контакте.ру, Живой журнал и многие другие.

Возможность создать свой образ, выбрать модель поведения и круг общения в виртуальных мирах, игнорируя заданные семьей, ближайшим окружением роли и модели, привлекает молодежь более, чем все организации, создаваемые в константной ре-

альности. Молодой человек охотно вступит в движение в виртуальном мире, чем в константном, даже если движение будет одно и то же.

В итоге можно говорить о некоем бунте молодежи сегодня, который проявляется в отказе от активной социальной деятельности в константном мире в пользу виртуального.

Как молодежь ведет себя в константной реальности и в виртуальной?

Поведение молодежи (модели поведения агентов) в константной реальности классифицируются преимущественно по признаку пассивности-активности или лидерства-аутсайдерства [1; 3]. В виртуальной реальности данные признаки неактуальны, так как пассивное поведение в этом пространстве исключено. В итоге мы можем выделить несколько моделей поведения молодых людей в виртуальном мире:

• «Принцип открытых окон» - мозаичность контактов с реальностью (что невозможно или затруднительно в подлинной реальности).

• Отсутствие предыстории.

• Исходная анонимность контактов.

• Отсутствие границ - географических, темпоральных, возрастных и пр.

Знание моделей поведения современной молодежи, понимание специфики ее как актора социально-политического поля делает возможной разработку вопросов управления молодежью (ювенальным полем) в рамках государственной молодежной политики. Но для этого необходимо понимать особенности современной социализации молодого человека. Как известно, в социологии выделяются первичная и вторичная социализации. Первичная включает в себя влияние микросреды ближайшего окружения (семья, друзья), вторичная - область, которую можно обозначить как «школа-вуз-работа». Не раз отмечалось, что в поле «школа-вуз-работа» агент социализации часто обезличен, анонимен. Расширяя микросреду ближайшего окружения посредством виртуального поля социализации, молодой человек становится все менее зависимым от области вторичной социализации.

Таким образом, можно говорить о специфической социализации в виртуальном пространстве, которую нельзя не учитывать при разработке государственных молодежных программ [2]. Возможность управления моделями поведения молодежи посредством виртуальных пространств сегодня еще не вполне осознана теоретиками и практиками социологии молодежи.

Для оптимизации управления поведением молодежи как акторов в социально-политическом поле выясним ситуации перехода молодежи из одного мира в другой.

Так, ситуации перехода из виртуального мира в подлинный наиболее ярко представлены в флэш-моб-акциях [11]. Причины перехода агентов связаны с принимаемыми ими законами участия в сообществе.

Переход из подлинной реальности в виртуальную связан: 1) с неудовлетворенностью самореализации в подлинной реальности; 2) с географической

удаленностью между участниками малой группы; 3) с желанием дополнить свой «реальный» образ виртуальным (аналогично в малых группах принято показывать друг другу свои фотографии из прошлого, либо из ситуаций, дополняющих образ).

По мнению автора статьи, агенты вторичной социализации - институты и акторы константной реальности - могут воздействовать на молодежь созданием своих копий в виртуальной реальности, либо моделированием ситуаций проникновения молодых людей из виртуальной реальности в константную. Игнорирование виртуальной реальности, закрепление за ней статуса игровой (подобной хобби), а значит несерьезной деятельности, влечет за собой утрату контроля над моделями поведения поколения рубежа ХХ-ХХ1 вв. Разрыв между поколениями может оказаться масштабней, чем это было ранее. Преемственность между поколениями, взаимопонимание и взаиморегулирование будет недостижимым. Избежать этого возможно только на основе объективного, непредвзятого наблюдения за новыми формами социальной активности молодежи и в стратегии поиска эффективного использования полученных данных.

Литература

1. Бабинцев В.П. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона / В.П. Бабинцев, И.В.Бояринова и др // Социс. -2008. - № 2. - С. 78.

2. Бондаренко С.В. Модель социализации пользователей в киберпространстве / С.В. Бондаренко // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3 -6 ноября 2003 г. - СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003. С. 5-7.

3. Заливанский Б. В. Государственное управление регионом в условиях виртуализации социума: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Б.В. Заливанский. - Белгород, 2007. - 185 с.

4. Иванов Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. - 96 с.

5. Ковалева А. И. Социология молодежи: Теоретические вопросы / А.И. Ковалева, В. А. Луков. - М.: Социум, 1999. - с. 183.

6. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. Совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семагин, уч. секр. А.П. Огурцов. - М.: Мысль, 2000.- Т. 1.- 721 с.

7. Носов, Н.А. Манифест виртуалистики / Н.А. Носов. - М.: Путь, 2001.- С.4.

8. Носов Н.А. Психологическая виртуальная реальность / Н.А. Носов // Человек. Философско-энциклопедический словарь. -М.: Наука, 2000.- С.292 - 296.

9. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности /

Н.А. Носов. - М., 1994. - 196 с.

10. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция / Г. Рейнгольд. - М., 2006. - 416 с.

11. Самсонов А. В. Молодежная политика как социальноуправленческая функция современного государства: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / А.В. Самосонов. - М., 2005. - 145 с.

12. Федотова Н. Жизненные стратегии молодежи / Н. Федотова // Человеческие ресурсы. - 2000. - №2.

13. Фимин А. Ю. Социально-философский анализ

виртуальной реальности: дис канд. филос. наук / А.Ю. Фимин. -

Волгоград, 2007.

14. Хитров А. Блог как феномен культуры / А.Хитров // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. - Т. 10. Спецвыпуск. - С. 66-76.

Literature

1. Babincev V.P. The leadership and the outsidership in the youth environment of region / V.P. Babintsev, I.V.Bojarinova & // Sotsis. -2008. - № 2. - P. 78.

2. Bondarenko S.V. The model of socialisation of the users in a cyberspace / S.V.Bondarenko // Technologies of an information society - The Internet and a modern society: Works of VI Russia Incorporated conference. St.-Petersburg, 3 - on November, 6th, 2003 - SPb.: Publishing house of Philological f St.Petersburg State University, 2003. -P. 5-7.

3. Fedotova N. The life strategy of the youth / N. Fedotova // Human resources. - 2000. - №2/

4. Fimin A.J. Social & philosophical analysis of a virtual reality / A.J. Fimin. - Volgograd, 2007.

5. Hitrov A. The Blog as a culture phenomenon / A. Hitrov // Magazine of sociology and social anthropology. - 2007. - ^ 10. Special issue. - p. 66-76.

6. Ivanov D.V.Virtualization of the society / D.V.Ivanov. - SPb.: The Petersburg Oriental studies, 2000. - 96 p.

7. Kovaleva A.I. The youth sociology: Theoretical questions / A.I.Kovaleva, V.A.Lukov. - М: Society, 1999. - p.183.

8. Nosov N.A. Manifest of virtual studies / N.A. Nosov. - М: Put, 2001. - P.4.

9. Nosov N.A. The psychological virtual reality / N.A. Nosov // The Person. The philosophical-encyclopedic dictionary. - М: «Nauka», 2000. - P.292 - 296.

10. Nosov N.A. Psychological virtual realities / N.A. Nosov. -М, 1994. - 196 p.

11. Rejngold G. Clever crowd: a new social revolution / G.Rejngold. - М, 2006. - 416 p.

12. Samsonov A. V. The youth policy as the social & administrative function of the modern state / A.V.Samosonov. - М, 2005. - 145 p.

13. The new philosophical encyclopedia: In 4 tt. / Philosophies Institute of the Russian Academy of Sciences. - М: «Mysl», 2000. - ^

1. - 721 p.

14. Zalivansky B.V. The region's government regulation is in conditions of society's virtualization / B.V.Zalivansky. - Belgorod, 2007. - 185 p.

Сведения об авторах

Бокарев Вячеслав Александрович - кандидат политических наук, директор Центра образования № 1б94 "Ясенево", Москва, e-mail: ertop@rambler.ru Data on authors

Bokarev VyacheslavAlexandrovich - The candidate of political sciences, The director of the Center of formation №1б94 «Yasenevo», Moscow, e-mail: ertop@rambler.ru

УДК 32 ББК бб.053

Т. С. Цыбикжапова

К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ВЛИЯНИИ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

На основе социологического опроса выявлена степень предпочтений и влияния печатных и электронных средств массовой информации на формирование политической культуры студенческой молодежи, степень вовлеченности в политическую жизнь Бурятии и России в целом. На основе полученных материалов предложены пути для развития общественно — политической активности студенческой молодежи.

Ключевые слова: политика, политическая культура, студенческая молодежь, политическая информация, средства массовой информации, политическое участие, политические партии, общественно — политические объединения и движения.

T.S. Tsibiczhapova

TO THE QUESTION OF STUDENTS POLITICAL ACTIVITY AND IMPACTION OF MASS MEDIA ON BILDING STUDENTS POLITICAL CULTURE

Sociological poll revealed preferencies and impacts of mass media on the formation ofpolitical culture of students and their involvement into political life of Buryatia and Russia. Ways for the development of students public and political activity have been worked out.

Key words: politics, political culture, students, mass media, political parties, public and political unios and movements.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных условиях развития общества формирование и развитие политической культуры представляет собой одну из важнейших проблем, актуальность которой определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, глубокими социальными изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни, обусловившими снижение интереса к политике, нежелание и невозможность участвовать в ней, непонимание людьми механизмов формирования политических институтов. Во-вторых, тем обстоятельством, что нерешенность данной проблемы делает непредсказуемым как отношение населения к любым политическим инициативам, так и перспектив развития этой сферы в стране в целом. В-третьих, осознанием необходимости достижения политической стабильности и общественнополитического развития с помощью анализа эмоцио-

нальных, социальных и психологических связей между членами социальных и политических общностей.

Для функционирования политической системы большое значение имеет характер доминирующей в обществе политической культуры. Она является качественной характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и процессов. Политическая культура - структурное образование, которое определяется через совокупный показатель политического опыта, ориентации на различные политические ценности, уровень политических знаний и понимание гражданами политических интересов, законов, программных изложений политических партий и общественно-политических движений, норм и процедур. Таково определение понятия у отечественных исследователей Ф.Бурлацкого,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.