Научная статья на тему 'Новые подходы к расширению стандартного наполнения электронных учебников'

Новые подходы к расширению стандартного наполнения электронных учебников Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
56
13
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к расширению стандартного наполнения электронных учебников»

1) точно пересказать чувства партнера, о которых он хочет рассказать;

2) если партнер молчит, помочь ему прояснить его чувства, называя их по имени.

4. Алгоритм выражения негативных чувств:

1) объективно описать ситуацию;

2) назвать свои чувства, вызванные конкретным поступком партнера;

3) конкретно сформулировать свои желания по отношению к партнеру;

4) внимательно выслушать партнера, отражая его чувства, но сохраняя спокойствие и настойчивость;

5) повторить еще 2 разасвои чувства ижелания;

6) поблагодарить партнера за то, что он вас выслушал.

5. Алгоритм отражения негативных чувств:

1) максимально точно пересказать чувства, которые испытывает партнер;

2) в случае молчания партнера, начать самому, например фразой «Я вижу, ты чем-то очень расстроен, и хотел бы тебе помочь».

Задание предлагается выполнять в ходе общения с близкими людьми. Выражение позитивных/негатив -ных чувств осуществляется, если близкий человек чем-то порадует/обидит, разозлит субъекта. Отражение позитивных/негативных чувств реализуется как результат внимательного наблюдения за чувствами партнера. Каждый случай описывается письменно. В отчете отмечаются трудности, с которыми столкнулся студент. Во время аудиторных занятий в группе обсуждаются полученные результаты. Студентам предлагается рассказать о том, как им удалось выразить и отразить позитивные и негативные чувства, какие при этом возникли трудности, как реагировал партнер на отражение его позитивных и негативных чувств.

Выполняя такого рода творческие задания, студенты самостоятельно обучаются эффективным способам влияния на другого человека, делая это осознанно и рефлексивно, отдавая себе отчет о ближайших и долговременных изменениях во внутреннем мире и поведении партнера по общению. Осуществление вышеописанных заданий позволяет будущим специалистам делать творческий, свободный и ответственный выбор оптимальных и этически непротиворечивых способов воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фокин Ю.Г. Преподавание ивоспитание в высшей школе. М.: Академия, 2002.

2. Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2000.

3. Учебная программа и методические указания по дисциплине «Спецпрактикум» / Сост. Е.А. Дагаева, ПА Кожина и др. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2003.

4. Чалдти Р. Психология влияния. СПб.: Питер. 1999.

5. Арон сон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2003.

7. Жуков Ю.М., ПетроескаяЛ.А., Растянникое П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990.

8. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001.

9. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокор-рекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990; СПб.: Питер Ком, 1999.

10. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2002.

11. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2005.

О.И. ОВЧАРЕНКО,

канд. техн. наук, доцент кафедры математики и информатики ТИУиЭ

А.Б. КЛИМЕНКО, инженер ИВЦ ТИУиЭ Е.А. ПЛАКСИЕНКО,

канд. техн. наук, доцент кафедры математики и информатики ТИУиЭ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАСШИРЕНИЮ СТАНДАРТНОГО НАПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Структура информационно-образовательной среды вуза [1] состоит из следующих основных компонентов: организационно-методической, информационно-справочной и административной базы.

Основу информационно-справочной базы составляют электронные (сетевые) учебники по каждой дисциплине учебного плана, которые погружаются в программную среду ИОС.

В данной статье предпринята попытка расширить представление о стандартном наполнении электронных учебников и определить подходы к разработке новых дополнительных блоков, существенно расширяющих возможности обратной связи между преподавателем и студентом с использованием новых информационных технологий (НИГ).

При рассмотрении способов создания и использования электронных учебников можно обнаружить

ряд существенных недостатков: электронные версии оказываются точными копиями обычных учебных пособий, изредка снабженные гиперссылками, некачественно сделаны графические иллюстрации и видеоматериалы, слабая структуризация материала, отсутствие средств обращения к автору учебника с целью получения консультации. Нередко в одном учебном заведении создаются электронные учебные пособия, которые невозможно использовать в едином учебном процессе из-за принципиальных различий в методике построения, структуре, стиле изложения, дизайне и системе поддержки.

На основе многочисленных публикаций по теории и практике создания электронных учебников, а также учитывая материалы ежегодной Всесоюзной конференции, посвященной выработке единой концепции разработки электронных пособий, можно выделить стандартные части современного электронного учебника [2]:

• основная часть, излагающая содержание предмета, представленная в виде гипертекста с графическими иллюстрациями и, возможно, с аудио-фрагментами;

• глоссарий;

• контрольные вопросы по каждой теме;

• упражнения и задания для практического освоения материала и самотестирования вместе с рекомендациями и примерами выполнения заданий;

• исчерпывающий список литературы по данной теме.

К сожалению, наличие видеофрагментов пока нельзя отнести к основным блокам электронных пособий, т.к. многим авторам приходится отказаться от вставок видеоизображений в учебники из-за недос -татка мощности аппаратных средств.

Отметим некоторые особенности в реализации основных блоков разработанных электронных пособий, являющихся основой информационной базы ИОС.

Основными требованиями к реализации теоретической части курса являются:

• модульное представление;

• свободный доступ к различным фрагментам содержания;

• адаптация содержания к различным программам и формам обучения;

• наличие развитой справочной и гипертекстовой систем;

• наличие удобной системы навигации в курсе, учитывающей различные способы передвижения при изучении курса, повторении материала, а также при подготовке к экзаменам;

• использование различных видов представления информации (текстовой, графической, аудио- и видеофрагментов).

Основная часть, излагающая содержание предмета, готовится специально для электронного пособия и не в коем случае не копирует существующие полиграфические издания. Поскольку существует огромное количество ракурсов при освещении тем создаваемого электронного учебника, то важнейшей задачей для автора является выбор подхода для организа-

ции и структурирования материала. А вот скорость и последовательность обучения определяется уже самим пользователем. Например, материал для электронного учебника по «Информационным технологиям в управлении и экономике» подобран и структурирован таким образом, что с помощью данного учебника студент может освоить современные информационные технологии, одновременно расширяя свой кругозор, а опытный специалист - повысить свою квалификацию.

Особую сложность при создании электронных учебных материалов представляют дисциплины естественно-научного блока, которые, являясь общими базовыми предметами для всех специальностей вуза, обладают специфическими особенностями для каж-дого направления. Например, в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами информатика и математика включены во все без исключения гуманитарные специальности и направ-ления высшего образования. В связи с этим предусмотрено несколько вариантов электронного учебника по одной дисциплине, адаптированных к программам обучения для различных специальностей. Все электронные пособия имеют модульную структуру (отдельный модуль посвящен определенной теме в соответствии с образовательным стандартом), что существенно упрощает адаптацию данного пособия к определенной программе обучения. Реализованы три различных варианта доступа пользователей к авторским электронным учебникам: доступ для всех пользователей без ограничений, ограниченный доступ по ключевому слову и доступ только для автора учебника.

Кроме легкости обновления существующих сетевых учебников путем замены или добавления новых модулей, а также упрощения и ускорения разработки новых учебных пособий, учитывающих новые достижения науки, модульная организация электронных пособий имеет еще одно преимущество. Интерес представляет подход, когда для отдельных модулей электронного учебника возможна компиляция различных вариантов на трех уровнях [2]. На первом уровне рекомендуется базовая версия сетевого учебника. На втором уровне имеется возможность формирования адаптированных версий учебника локальными преподавателями, имеющими дело с конкретными группами обучаемых. На третьем уровне обучаемые компилируют свои индивидуальные версии, которые можно рассматривать как конспекты курса. При таком подходе появляются варианты электронного пособия при естественном сохранении авторских прав на модули их разработчиков, при этом желательно наличие системы сертификации скомпилированных версий.

Наряду с используемыми в электронном учебнике терминами глоссарий содержит расширенный набор, что дает возможность пользователю получить дополнительную информацию по любой теме.

Модуль, содержащий тестовые задания по всем темам дисциплины, предназначен для самостоятельного контроля знаний и подтверждения уровня подготовки. Данный модуль ориентирован на автоматизированный ввод тестовых заданий, предъявление

тестовых утверждений на экране монитора в процес-се интерактивного взаимодействия испытуемых с компьютером, оценку их действий, а также регистрацию результатов контроля в специальной ведомости. Таким образом, электронное пособие может выполнять не только обучающую, но и контролирующую функцию.

Широкое распространение универсального цифрового носителя видео-, аудио- и текстовой информации DVD и принятие протокола единого цифрового представления всех видов данных на DVD открывает новые возможности для массового использования средств мультимедиа и для создания электронных учебных пособий. Интеграция текста, графики, звука и движения создает новую насыщенную по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения.

Новацией разработанных электронных учебников является наличие (помимо перечне ленных выше составляющих) дополнительных компонент, например, электронной записной книжки, которая является средством обращения к автору электронного учебника и интерактивного экс пресс-опросника, позволяющих организовать обратную связь между преподавателем и студентами. Очевидно, организация обратной связи позволяет не только контролировать степень усвоения студентами информации, представленной в электронном учебнике, но и, опираясь на получаемые данные, произвести корректировку ма-

териала и на основе статистики очертить круг наибо-лее трудно усваиваемого материала, на котором, быть может, следует акцентировать внимание в дальнейшем. Это еще раз подчеркивает, что разработка блоков с обратной связью является актуальной задачей.

Окно записной книжки активизируется в начале работы и остается активным на протяжении всего сеанса обучения. Оно служит для записи результатов выполнения практических заданий и вопросов, связанных с изучением курса с последующей отправкой их преподавателю. На рис.1 представлен вид главной страницы электронного учебника по информатике с активным окном записной книжки. Основной принцип, применяемый при реализации записной книжки, использование РНР-скриптов, работающих на стороне сервера, и их включение в основной НТМЬ-код страницы. Таким образом, нажимая кнопку «Отправить», пользователь производит обращение к серверу, где исполняется скрипт, отправляющий письмо: <?рИр ^^е1($ок_ЬиИ:оп) && ($user_password== ^ет_1еИ:ег')){ тал1('1ес1иге@та£ги', 'вопрос по лекции', '$fio*$back_mai1*$message');}?>

Нельзя не отметить важность использования встроенных опросников, позволяющих провести быстрый контроль знаний студентов. На рис.2 представлен вид окна аутентификации студента экспресс -опросника, в которое вводятся имя пользователя, пароль, выбирается дисциплина и преподаватель.

'Э Главная - Microsoft Internet Explorer

-|g|xj

File Edit View QeaÀ i 0

Favorites Tools

■ a @ &

Help

: Search

^Media gj-^i^-UaüglKQä1

V

Search the Web

[ p Search Ц Address |g| E:\xampp\htdocs\mail\ind_2.

Отправление письма - Microsoft Internet Explorer

as

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аппаратные средства ПК

2. Периферийные устройства ПК

Ъ. Программное обеспечение ПК

5. Операционная оболочка Far Manager

6. Графическая среда WIND О WS'KP

7. Программы архивации

8. Компьютерные вирусы

9. Основы алгоритмизации

10. Компьютерные сети

ИНФОРМАТИ

Добро пожаловать в мир ин<

Данное электронное пособие способствует теоретическому самообразованию пользователя, практически работающего с программами для пер сонатного компьютера.

С помощью данного учебника студент може освоить современные информационные технологии, одновременно расширяя своп кругозор, а опытный специалист - повысить свою квалификацию

Воспользуйтесь панной кнопкой для открытия записной книжки. После окончани: сеанса работы, Вы сможете отправить свои вопросы автору учебника по электронной

Отправление письма преподавателю

ФИО отправителя

Ваш адрес

электронной почты I

Текст сообщения

Ваш пароль (если поле остается пустым, письмо отправлено не будет]

"3

d

Отправить!

UL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[©Done

I TiylCompijter

itj 5tart| gj Total Command... | 6. Beb Vazque... | Статья_эл_уч. | Opening a New ... | Главная - Micr... 11 ^ Отправление... Щ\ ind_2.hbn - Mrs... | ^ 11« 6:3S

Рис. 1. Вид главной страницы электронного учебника с активным окном записной книжки

1 | Щ Jd ..■ $ 0 - □

Рис. 2. Окно аутентификации студента

S

Huwfl J-llLTIPJ1. t ■ I •

■ ..........

■ чз ü j i а- - - | л- д. и - а

Рис. 3. Вид окна с выбранным из базы заданием

Основой организации такого опросника является база данных, где регистрируются преподаватели, использующие учебник, студенты, задания и ответы. Взаимодействие между базой данных опросника и пользователями организуется при помощи web-интерфейса. Основное достоинство предлагаемого экспресс-опроса и одновременно основное отличие от широко распространенных в настоящее время тес -тов в том, что здесь студенту необходимо самостоятельно формулировать ответ. Такой подход стимулирует у студентов творческое мышление и развивает способность излагать свои мысли, что немаловажно для будущего специалиста.

На рис. 3 представлен вид окна опросника с выбранными случайным образом из базы данных вопросами. Таким образом, интерактивные возможности электронных учебников позволяют обеспечить диалог обучаемого с преподавателем и становятся важным источником получения знаний.

При использовании электронных учебников в локальной сети также целесообразно иметь блок регистрации, который выполняет функцию регистрации студентов, пользовавшихся электронным учебником. Наличие такого блока позволяет осуществлять сбор и обработку статистических данных.

Работа над электронным учебником не заканчивается после внедрения в учебный процесс. В случае наличия средств обратной связи и на основании результатов статистических данных по использованию электронного учебника принимается решение о реорганизации структуры пособия, дополнении или изменении отдельных модулей, что в итоге позволяет

сформировать структуру учебного курса, оптимального для студентов.

Несмотря на то, что в рамках традиционной образовательной системы электронные учебники продолжают оставаться дополнительным средством при организации учебного процесса, их роль будет возрастать в дальнейшем при развитии современных информационных технологий, которые открывают новые возможности и предъявляют повышенные требования к процессу обучения, заставляют искать новые решения в развитии образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчаренко О. И. Проектирование информационно-образовательной среды с использованием новых информационных технологий //Труды IV Между -нар. науч.-практ. конф.: Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании. Таганрог: ТИУиЭ, 2005. Т. 2.

2. Норенков И. П. Концепция модульного учебника // Информационные технологии. 1996. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.