Анализ коэффициентов значимости позволяет выявить следующие причины роста общего индекса удовлетворенности методикой преподавания ИЯ в вузе с использованием видеоматериалов:
1. Возможность совершенствования коммуникативной компетенции на основе широкой тематики, предоставляемой видеоматериалами.
2. Интенсификация учебного процесса, так как видеоматериалы предоставляют возможность давать максимальное количество учебной информации.
3. Наличие возможности контроля слухового восприятия зрительным, что повышает эффективность восприятия.
4. Возможность работать с различными источниками информации, дополняющими друг друга.
5. Формирование социокультурной компетенции.
Заключение. Проблема средств обучения остается одной из дискуссионных в методике и педагогике. Современная концепция обучения с использованием технических средств разрабатывается в соответствии с общими тенденциями развития современного образовательного пространства и связана, прежде всего, с необходимостью обеспечения эффективной циркуляции информации в ходе обучения. Результаты экспериментального обучения позволяют сделать вывод о положительном отношении студентов к обучению с использованием аудиовизуальных технологий и достаточно высоком уровне усвоения учебного материала. Требуют дальнейшей разработки различные аспекты реализации аудиовизуальных технологий, связанные с формами предъявления информации и различными когнитивными .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Верби цкая Л.А., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы совр еменного высшего образования в России // Высшее образование в России. 2001. № 3. - С. 8-11.
2. . ., . ., . . . -кам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 372 с.
3. Пидкасистый П.И. Методологические проблемы разработки педагогических технологий // Народное образование в XXI веке. - М.: МПУ, 2001. - С. 3-4.
4. . ., . . :
пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М., 1999.
5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
6. Ляховицкий М.В., Кошман Н.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
7. Новиков ДА. Статистические методы в педагогических исследованиях. — М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 .
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.
О.И. Овчаренко, А.Б. Клименко
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В концепции информатизации сферы образования Российской Федерации поставлена крупная государственная проблема — создание информационной среды единого образовательного пространства, основой которой, несомненно, являются информационные образовательные среды (ИОС) образовательных учреждений.
Поскольку новые информационные технологии (НИТ) позволяют легко решить проблемы хранения, поиска и передачи информации, то в настоящее время во многих вузах накоплены в электронном виде обширные информационные ре. , -, , не поддаются обобщению и внедрению в различных образовательных учреждениях. Это происходит, в первую очередь, из-за отсутствия единой концепции по-
- , -можности НИТ по созданию, использованию и реорганизации распределенных и интегрированных баз данных и способствовать расширению сферы экспорта об.
Стремительное развитие технической базы и отставание в разработке методов наполнения ИОС является одной из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями ИОС, разработанных на настоящий момент. Поэтому в настоящее время одной из важнейших задач является разработка методов проектирования и внедрения ИОС в учебный процесс с целью дальнейшего повышения эффективности обучения и развития активной творческой деятельно.
Под информационно-обр^овательной средой (ИОС) вуза понимается системно организованная совокупность информационных ресурсов, аппаратнопрограммного и организационно-методического обеспечения, а также средств раз, , . образовательных потребностей пользователей и позволяет осуществлять взаимодействие между преподавателем и обучаемым посредством НИТ (электронной почты, компьютерных конференций, видеоконференций и т.д.) [1].
Предлагаемая структура информационно-обр^овательной среды вуза состоит из следующих основных компонентов:
• организационно-методическая база;
• инфор мационно-справочная база;
• административная база.
Информационные ресурсы организационно-методической базы можно разделить на две группы: для организации учебного процесса и для получения справочной информации о специальностях, кафедрах и преподавателях вуза. Для поддержки учебного процесса необходимы информационно-справочные материалы по каждой учебной дисциплине, а именно, образовательные стандарты, учебные , , -трольных работ для студентов заочной формы обучения, расписания занятий для групп и преподавателей, а также методические указания для курсового и дипломного проектирования. Вторая группа включает не только сведения о факультетах, составе и направлению кафедр, но и сведения о преподавателях. Здесь можно получить развернутую информацию не только об учебной деятельности преподавателя (преподаваемые курсы, их место в учебном плане вуза по соответствующей специальности, электронные конспекты лекций и учебников, рекомендации по , , ), научном направлении, в котором работает преподаватель, (проводимые научные исследования, полученные результаты, публикации по теме, перспективы научного направления, темы потенциальных диссертационных работ и т.д.). Размещение информации о научных школах и проводимых в вузе научных исследованиях, по-
зволит привлечь молодых ученых, находящихся вдали от ведущих научных центров, и решить важную задачу подготовки научных кадров через аспирантуру.
Информационно-справочная база ИОС включает совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывает междисциплинарные связи, перечень дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.
, -
справочной базы, условно можно разделить на две группы: интерактивная поддержка и контроль учебного процесса. К первой группе следует отнести электронные учебники энциклопедии, мультимедийные электронные продукты, электронную библиотеку учебных пособий, словари, глоссарии, а также обучающие программы.
Основу информационно-справочной базы составляют электронные (сете) , программную среду ИОС. Современный электронный учебник состоит из следующих частей [2]:
• , , -
де гипертекста с графическими иллюстрациями и, возможно, с аудио- и видео;
• ;
• ;
• -
тирования вместе с рекомендациями и примерами выполнения заданий;
• исчерпывающий список литературы по данной теме.
При рассмотрении способов создания и использования электронных учебников можно обнаружить ряд существенных недостатков: электронные версии оказываются точными копиями обычных учебных пособий, изредка снабженные , -, , учебника с целью получения консультации.
В рассматриваемой ИОС, электронные учебные материалы по дисциплине представляют собой структурированный информационный комплекс, состоящий из отдельных компонентов, выполненных различными авторами. Отличительной особенностью созданных электронных пособий, является наличие дополнительных компонентов (кроме перечисленных выше). А именно, электронной записной книжки для записи результатов выполнения практических заданий и вопросов, связанных с изучением курса, а также средств обращения к автору электронного учебника с целью получения консультации. Работа над данными электронными материалами не заканчивается даже после внедрения в учебный процесс. На основании результатов статистических данных по использованию электронных учебни-, , изменении отдельных модулей, что в итоге позволяет сформировать законченный цикл обучения и выработать оптимальные требования для разработки таких пособий. Особую сложность при создании электронных учебных материалов представляют дисциплины естественнонаучного блока, которые, являясь общими базовыми предметами для всех специальностей вуза, обладают специфическими особенностями для каждого направления. В связи с этим в ИОС имеется несколько вариан-
тов учебных пособий по одной дисциплине, адаптированных к программам обучения для различных специальностей. Все электронные пособия имеют модульную структуру (отдельный модуль посвящен определенной теме в соответствии с образовательным стандартом), что существенно упрощает адаптацию данного пособия к разным программам обучения.
, ,
по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в ИОС программ позволяют обеспечить диалог обучаемого с преподавателем и становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций.
-, -
дио- и текстовой информации DVD открывает новые возможности в массовом использовании средств мультимедиа для создания электронных учебных пособий. Применение видеоматериалов в учебных компьютерных системах позволяет не только повысить уровень понимания информации, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессио-, . -цесса достаточно было использовать в учебных материалах высококачественные , -нологий позволяют использовать анимационные изображения, построенные на основе математических моделей изучаемого объекта или явления, а также ау-
- . -лов обесценивает все усилия по созданию электронных учебных материалов. Поэтому в настоящее время актуальной становится проблема выбора программного обеспечения для видеомонтажа и создания цифровых роликов с использованием .
К программным продуктам, которые можно использовать для компьютерно, , следует отнести: Adobe Premiere, MCXPress, In: sync Speed Razor, Ulead Media Studio, Pinnacle Studio Plus и MAGiX Movie Edit Pro 2004.
Особую роль в учебном процессе играют компьютерные обучающие про, :
• обеспечить самоконтроль образовательной деятельности;
• сократить время обучения;
• ;
• повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
• .
Вторая группа ресурсов информационно-справочной базы, организующая контроль учебного процесса, содержит средства тестирования, анкетирования, компьютерный практикум и виртуальные лаборатории. Модуль, содержащий тестовые задания по всем темам дисциплины, предназначен для самостоятельного контроля знаний и подтверждения уровня подготовки. Данный модуль ориентирован на автоматизированный ввод тестовых заданий, предъявление тестовых утверждений на экране монитора в процессе интерактивного взаимодействия испытуемых с компьютером, оценку их действий, а также регистрацию результатов кон.
Компонентами виртуальных лабораторий являются математические пакеты типа MathCAD, Mathematica, программы машинной графики и геометрического моделирования, параметрической оптимизации, планирования процессов и др.
Административное ядро предназначено для обновления и управления ИОС и содержит средства для осуществления следующих функций:
• ;
• ;
• возможность корректировки курсов;
• одновременное обслуживание большого числа пользователей;
• поиск информации по раз личным группам признаков;
• возможность расширения и реорганизации учебных курсов в ИОС;
• ;
• формирования стандартных учетных выходных форм (документов).
При выборе инструментальных средств подготовки учебных материалов для
использования в ИОС можно использовать две технологии:
• , на Web-технологии;
• использование дорогостоя щих программных продуктов, специально ориентированных на разработку сетевых курсов.
К первой группе относятся сравнительно недорогие или свободно распространяемые программные продукты, как, например, HTML-редакторы (HomeSite, HTMLTools, SiteAid, Arachnophilia, WebMaker), а также Flash-технологии, благодаря которым можно создавать собственные анимированные изображения и эле. Perl,
JavaScript, Java, VBScript, ActiveX и PHP достаточно широк: от создания управляющих и навигационных элементов, до сложных систем доступа к базам данных и страниц с обратной связью.
Ко второй группе относятся интегрированные инструментальные среды, примерами которых могут служить Learning Space фирмы Lotus, ToolBookII компании Asymetrix, WebCT университета Британской Колумбии, AuthorWare компа-Macromedia .
Отметим основные преимущества построенной информационно-
:
• ;
• упрощение и ускорение разработки новых учебных пособий, учитывающих новые достижения науки, изменения учебных программ и появление новых
;
• ,
или добавления новых модулей;
• ,
способы передвижения при изучении курса, повторении материала, а также при подготовке к экзаменам;
• ,
;
большого количества обучающихся;
• ,
друг с другом и с преподавателями.
-
спрос в регионах на различные образовательные услуги, выявили проблемы, связанные с получением знаний с использованием НИТ. Современные информационные технологии открывают новые возможности и предъявляют новые повышенные требования к процессу обучения, заставляют искать новые решения в развитии , . Создание и успешная эксплуатация автоматизированных систем обучения возможны только на основе системного подхода. Это подтверждает опыт создания
( , ), -
стью которых является системная среда.
Построение ИОС на основе современных информационных технологий привносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов и существенное расширение возможностей традиционных .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. . ., . ., . . -
тельного портала технического вуза. //Открытое образование, 2002, №2. — С. 34-42.
2. Норенков И.П. Концепция модульного учебника. //Информационные технологии, 1996,
2.