Научная статья на тему 'Новые подходы к продвижению услуг российского туристского образования на зарубежные рынки в рамках реализации национального проекта «Образование»'

Новые подходы к продвижению услуг российского туристского образования на зарубежные рынки в рамках реализации национального проекта «Образование» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные услуги / экспорт образования / образовательные индустрии / EdTech-компании / массовые открытые онлайн курсы (МООК). / educational services / education exports / educational industries / EdTech companies / massive open online courses (MOOC).

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна, Волошинова Марина Владимировна, Хорева Любовь Викторовна

В статье рассмотрены основные направления экспорта образовательных услуг с использованием современных дистанционных технологий и цифровых сервисов. Целью данного исследования является определение потенциала современной образовательной индустрии для экспорта туристского образования с использованием МООК-платформ и EdTech-компаний. В качестве основных методов исследования были применены содержательный экспресс-анализ и контент-анализ открытых информационных ресурсов; обобщение полученных фактографических материалов проводилось с использованием метода аналитической группировки. В статье представлены следующие теоретические и практические результаты: показано, что в системе образования сформировалась экосистема и новая образовательная реальность образовательная индустрия. Основные четыре способа торговли услугами формируют наиболее распространённые практики экспорта в сфере образования, на первый план среди которых сегодня выходит трансграничная торговля образовательными услугами с использованием дистанционных технологий. Рост мобильности студентов во всем мире как реальной, так и виртуальной, стимулирует образовательные учреждения к расширению новых форматов, в том числе, гибридных: офлайн и онлайн образования; онлайн форматы и EdTechиндустрии технически обеспечивают расширение экспорта российских образовательных услуг; МООК-платформы обеспечивают инфраструктурные условия для университетов реализовывать концепцию «Открытого образования» и повышать экспортный потенциал. В статье показано, что у российских EdTech-компаний отсутствует какая-либо отраслевая специфика предлагаемых на рынке обучающих курсов, проводится обучение и вне отраслевого туристского контекста; среди курсов, представленных на МООК-платформах были выявлены несколько курсов в сфере туризма от зарубежных вузов и только один – от российского вуза. Тем самым, развитие онлайн проектов в «туристском» сегменте российского рынка образования может стать перспективным направлением расширения экспорта образовательных услуг с использованием современных цифровых технологий и МООК-платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна, Волошинова Марина Владимировна, Хорева Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE PROMOTION OF SERVICES OF RUSSIAN TOURIST ED UCATION ON FOREIGN MARKETS IN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «EDUCATION»

The article discusses the main directions of the export of educational services using modern distance technologies and digital services. The purpose of this study is to determine the potential of the modern educational industry for the export of tourism education using MOOC platforms and EdTech companies. As the main research methods, a meaningful express analysis and content analysis of open information resources were used, the generalization of the obtained factual materials was carried out using the method of analytical grouping. The article presents the following theoretical and practical results: it is shown that an ecosystem and a new educational reality the educational industry have formed in the education system. The main four modes of trade in services form the most common export practices in the field of education, among which cross-border trade in educational services us ing distance technologies is now coming to the fore. The growth of student mobility around the world, both real and virtual, stimulates educational institutions to expand new formats, including hybrid ones: offline and online education; online formats and EdTech-industries technically ensure the expansion of the export of Russian educational services; MOOC platforms provide infrastructure conditions for universities to implement the concept of “Open Education” and increase export potential. The article shows that Russian EdTech companies do not have any industry specificity of training courses offered on the market; training is also carried out outside the industry tourism context; Among the courses presented on the MOOC platforms, several courses in the field of tourism from foreign universities and only one from a Russian university were identified. Thus, the development of online projects in the “tourist” segment of the Russian education market can become a promising direction for expanding the export of educational services using modern digital technologies and MOOC platforms.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к продвижению услуг российского туристского образования на зарубежные рынки в рамках реализации национального проекта «Образование»»

DOI: 10.18572/2686-858X-2020-4-8-22-33 НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОДВИЖЕНИЮ УСЛУГ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

NEW APPROACHES TO THE PROMOTION OF SERVICES OF RUSSIAN TOURIST EDUCATION ON FOREIGN MARKETS IN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «EDUCATION»

Карпова Галина Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г . Санкт-Петербург, Россия karpovaga@rambler. ru

Волошинова Марина Владимировна, кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский государственный экономический университет г Санкт-Петербург, Россия voloshinova@unecon . ru

Хорева Любовь Викторовна, доктор экономических наук Санкт-Петербургский государственный экономический университет, luhor@inbox .ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления экспорта образовательных услуг с использованием современных дистанционных технологий и цифровых сервисов . Целью данного исследования является определение потенциала современной образовательной индустрии для экспорта туристского образования с использованием МООК-платформ и EdTech-компаний. В качестве основных методов исследования были применены содержательный экспресс-анализ и контент-анализ открытых информационных ресурсов; обобщение полученных фактографических материалов проводилось с использованием метода аналитической группировки. В статье представлены следующие теоретические и практические результаты: показано, что в системе образования сформировалась экосистема и новая образовательная реальность - образовательная индустрия. Основные четыре способа торговли услугами формируют наиболее распространённые практики экспорта в сфере образования, на первый план среди которых сегодня выходит трансграничная торговля образовательными услугами с использованием дистанционных технологий. Рост мобильности студентов во всем мире как реальной, так и виртуальной, стимулирует образовательные учреждения к расширению новых форматов, в том числе, гибридных: офлайн и онлайн образования; онлайн форматы и EdTech-индустрии технически обеспечивают расширение экспорта российских образовательных услуг; МООК-платформы обеспечивают инфраструктурные условия для университетов реализовывать концепцию «Открытого образования» и повышать экспортный потенциал . В статье показано, что у российских EdTech-компаний отсутствует какая-либо отраслевая специфика предлагаемых на рынке обучающих курсов, проводится обучение и вне отраслевого туристского контекста; среди курсов, представленных на МООК-платформах были выявлены несколько курсов в сфере туризма от зарубежных вузов и только один - от российского вуза . Тем самым, развитие онлайн проектов в «туристском» сегменте российского рынка образования может стать перспективным направлением расширения экспорта образовательных услуг с использованием современных цифровых технологий и МООК-платформ

Ключевые слова: образовательные услуги, экспорт образования, образовательные индустрии, EdTech-компании, массовые открытые онлайн курсы (МООК).

Jel code: I23, Z31

Annotation. The article discusses the main directions of the export of educational services using modern distance technologies and digital services. The purpose of this study is to determine the potential of the modern educational industry for the export of tourism education using MOOC platforms and EdTech companies. As the main research methods, a meaningful express analysis and content analysis of open information resources were used, the generalization of the obtained factual materials was carried out using the method of analytical grouping. The article presents the following theoretical and practical results: it is shown that an ecosystem and a new educational reality - the educational industry - have formed in the education system. The main four modes of trade in services form the most common export practices in the field of education, among which cross-border trade in educational services using distance technologies is now coming to the fore. The growth of student mobility around the world, both real and virtual, stimulates educational institutions to expand new formats, including hybrid ones: offline and online education; online formats and EdTech-industries technically ensure the expansion of the export of Russian educational services; MOOC platforms provide infrastructure conditions for universities to implement the concept of "Open Education " and increase export potential. The article shows that Russian EdTech companies do not have any industry specificity of training courses offered on the market; training is also carried out outside the industry tourism context; Among the courses presented on the MOOC platforms, several courses in the field of tourism from foreign universities and only one from a Russian university were identified. Thus, the development of online projects in the "tourist" segment of the Russian education market can become a promising direction for expanding the export of educational services using modern digital technologies and MOOC platforms.

Keywords: educational services, education exports, educational industries, EdTech companies, massive open online courses (MOOC).

1. ВВЕДЕНИЕ

Международный рынок образовательных услуг сегодня является весьма доходным и высококонкурентным сегментом мировой экономики. Происходит дальнейшее усиление конкуренции, и особенно в сфере услуг высшего образования, которые приносят значительные доходы странам, экспортирующим образовательные услуги. По данным исследования EdMarket.Digital в 2019 г . объем мирового рынка образования составлял 6,5 трлн долл. США, при этом высшее образование достигает четверти мирового рынка образовательных услуг (EduNet: knowledge, 2020) . По прогнозным оценкам рынок образования в мире будет продолжать расти и к 2030 г . может достичь уже 10 трлн долл . США . Основными экспортёрами образовательных услуг на мировом рынок являются сегодня вузы стран Западной Европы, Северной Америки, Австралии, Китая и Японии, в этих странах обучается около 80 % всех иностранных студентов . Если учесть, что доля России на этом рынке сегодня невелика - около 0,5 % (примерно 31 млрд долл . США), но до 2030 г , как указывают эксперты, будет расти по 4 - 6 % в год и может достичь по самым скромным оценкам уже 50 млрд долл. США

(Research of the Russian online, 2020), тем самым будет расти и экспортный потенциал российских вузов

Расширение экспорта и привлечение иностранных студентов в национальную систему образования оказывает, с одной стороны, позитивное влияние в целом на образовательную инфраструктуру, формирует условия для роста конкурентоспособности национальных вузов за счет предоставления качественного и востребованного на рынке образования, стимулирует рост новых образовательных технологий С другой стороны, создаёт условия для распространения национальной культуры, социальных традиций и практик, гуманистических приоритетов, расширяет зоны взаимодействия и доверия между странами (Huseyn-zade & Derevianchenko, 2019) .

К важнейшим императивам,

определяющим сегодня экспорт

образовательных услуг в мире могут быть отнесены, во-первых, социально-демографические, которые связаны с поиском и привлечением в страну наиболее талантливых и креативных молодых людей, способных повысить уровень человеческого капитала любого государства; во-вторых,

геополитические, обусловленные важностью применения механизмов «мягкой силы» с целью расширения лояльности к стране и ее традициям; в-третьих, экономические, нацеленные на рост доходов от продажи образовательных услуг, расширение потребительского рынка, усиление национальной экономики в целом

По оценкам, которые можно встретить сегодня в научных публикациях, при увеличении в российских вузах числа иностранных студентов на 20 % в экономику может добавляться почти 1,5 млрд долл . США ежегодно (Huseyn-zade & Derevianchenko, 2019) .

2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования являются компании и организации, работающие на современном рынке онлайн образования, в числе которых как частные EdTech-компании, нацеленные на различены сегменты дополнительного образования, так и международные и российские МООК-платформы, работающие в рамках концепции «Открытого образования» (МООК - massive open online course) . Был проанализирован профиль образовательной деятельности 35 крупнейших EdTech-ком-паний России, одной международной и трех российских МООК-платформ

Методы исследования включают: качественную систематизацию

информационных материалов и контента с сайтов национальных и федеральных проектов РФ, статистических данных и данных отчётов международных организаций; в ходе исследования изучались нормативные и правовые документы, полученные через открытые информационные порталы правовой информации, открытые материалы социологических исследований современного рынка онлайн образования, общедоступные результаты исследований консалтинговых групп и материалы информационных порталов (HolonlQ, Портал РБК, Хайтек, Портал Интерфакс и др . ), сайты МООК-платформ, вошедших в выборку, а также публикации в научной и специализированной исследовательской литературе; содержательный экспресс-анализ и контент-анализ сайтов EdTech-ком-паний, международных и российских МООК-платформ, обобщение полученных

фактографических материалов проводилось с использованием метода аналитической группировки.

3. ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Экспорт образовательных услуг в самом общем виде представляет собой организацию процесса обучения иностранных студентов (учащихся) отечественными вузами или иными образовательными учреждениями. Использование и расширение системы методов и инструментов стимулирования экспорта образовательных услуг на международном рынке связано с созданием Всемирной торговой организации и разработкой Генерального соглашения по торговле услугами, в котором, в ряду прочих, выделены услуги учреждений начального, среднего, высшего образования и дополнительные образовательные услуги, как специфические товары, которые могут «торговаться» на международном рынке (General Agreement, 1995).

Экспорт образовательных услуг, как и экспорт услуг в целом, может осуществляться четырьмя основными способами: (1) «потребление за рубежом» (студент обучается в зарубежном вузе на территории другой страны), данный способ торговли формирует условия для академической мобильности студентов; (2) «коммерческое присутствие» (вуз может создать филиал в другой стране и обучать студентов на территории страны присутствия филиала), в данном случае студенческой мобильности не предполагается, но создаются условия для мобильности педагогических кадров; (3) «перемещение/присутствие физических лиц», данный способ обеспечивает возможность временной работы преподавателей в вузах или иных образовательных учреждениях другой страны на договорных условиях, в данном случае также поддерживается международная академическая мобильность сотрудников (преподавателей) . И еще один способ, который сегодня выходит на одно из первых мест в экспорте образовательных услуг, - это способ (4) «трансграничная поставка/торговля», использующая разнообразные форматы дистанционного обучения. Перечисленные

способы торговли услугами формируют наиболее распространённые практики экспорта в сфере образования

Среди этих практик основными являются открытие филиалов национальных вузов в зарубежных странах, расширение академической мобильности студентов, приезжающих для обучения в национальные вузы, предоставление сопутствующих услуг иностранным студентам (присвоение международных квалификаций, нострификация дипломов и т п ), а также, развивающаяся быстрыми темпами система трансграничной торговли образовательными услугами с использованием дистанционных технологий и современных цифровых сервисов

По оценкам Всемирной торговой организации (WTO), поскольку новые технологии позволят упростить предоставление онлайн-образовательных услуг через границы (трансграничная торговля), можно ожидать значительный рост торговли услугами в сфере образования По прогнозам WTO только глобальный рынок онлайн-курсов будет расти ежегодно на 40 % и вырастет с 3,9 млрд долл США в 2018 г . до 20,8 млрд долл . США к 2023 г . (World Trade Report, 2019) .

Экспорт образования составляет неотъемлемую часть национальной политики России. Для осуществления программ по развитию экспорта образовательных услуг в нашей стране, начиная с 2013 г. активно реализуется комплекс мер, поддерживающих основные экспертные практики российских вузов . В частности, с 2013 г . был запущен проект «5-100», нацеленный на укрепление конкурентной позиции российских вузов на мировом рынке услуг высшего образования, на стимулирование вузов к вхождению в мировые университетские рейтинги, а также привлечение в отечественные вузы зарубежных преподавателей

Задача по расширению экспорта услуг российского образования стоит в ряду важных стратегических задач Российской Федерации . Так, в Стратегии развития экспорта услуг до 2025 г . , принятой в 2019 г . , выделен основной комплекс мер по государственной поддержке экспорта образования в различных сегментах (Order of the Government, 2019) . В разделе 12 «Образовательные услуги» обозначены основные задачи в разрезе уровней образования (высшего, среднего и

начального образования и пр ) и отдельных форм экспортной активности: академическая мобильность, транснациональное обучение и «производство» сопутствующих образовательных продуктов и услуг В Стратегии указывается на быстрое развитие дистанционного обучения, которое адаптируется к запросам рынков образовательных услуг и предпочтениям потребителей (слушателей, обучающихся) образования

Чуть ранее, в 2017 г . была начата реализация приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», был утверждён Паспорт этого проекта, обозначены целевые показатели, в том числе, количество иностранных слушателей онлайн курсов, проводимых образовательными организациями России К 2025 г. число таких слушателей должно достичь 3,5 млн чел . , то есть показать рост более чем в 2 раза относительно 2017 г Также, количество иностранных обучающихся по очной форме должно превысить 700 тыс чел (Priority project «Development», 2017) .

В 2018 г . данный проект был преобразован в новый Федеральный проект «Экспорт образования», включённый в структуру Национального проекта «Образование» Ключевая цель Федерального проекта - повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и, таким образом, нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс чел в 2017 г до 710 тыс к 2025 г , а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций - с 1,1 млн чел до 3,5 млн чел за этот же период В части дохода от экспорта российского образования: по сравнению с 2017 г . к 2025 г доходы от экспорта образовательных услуг должны вырасти более чем в 5 раз, до 373 млрд руб . (Krasnova, 2020). Можно говорить, что с началом реализации этих проектов система образования в нашей стране стала рассматривается как «экспортоориентированная отрасль экономики»

В контексте развития экспорта образования в цифровой среде, с учётом спроса на новые цифровые форматы образовательных услуг, важную роль играет еще один Федеральный проект, в рамках Национального проекта «Образование»: «Цифровая образовательная среда» . Основные задачи этих двух проектов правлены в табл . 1.

Количественное показатели динамики экспорта российского образования представлены на рис 1, на котором

показанные данные о росте количества иностранных студентов в российских вузах за период с 2005 г . по 2018 г . (Export of Russian educational, 2019) . Как видно, уже в 2017/18 уч. г. общее число иностранных студентов достигло 334,5 тыс . чел . (или почти 8 % от общего количества обучающихся в российских вузах: 4 246 млн чел . ), при этом рост за период с 2005/06 уч . г . по 2017/18 уч . г составил почт 300 %

Федеральный проект Задачи проекта Финансирование

Экспорт образования - увеличить в два раза число иностранных студентов, получающих образование в российских вузах, реализовать комплекс мер по трудоустройству иностранных граждан-выпускников вузов РФ; - увеличить количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах до 435,0 тыс . чел . ; - рост обучения иностранных граждан в летних и зимних школах ежегодно до 15 тыс . ; - международная аккредитация образовательных программ: в 60 университетах аккредитовать по 5 образовательных программ более 107,4 млрд руб .

Цифровая - внедрить целевую модель цифровой образовательной среды в стране в целом; - внедрить современные цифровые технологии в 25% общеобразовательных организаций в 75 субъектах РФ; - обеспечить 100% образовательные организации: в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности - 50 Мб/с; - создать сеть центров цифрового образования, которая должна охватывать в год не менее 136 тыс . школьников . более 79,8 млрд руб

Составлено на основе: (National project «Education», 2018) .

Таблица 1

Федеральные проекты Национального проекта «Образование», связанные с вопросами развития экспорта образовательных услуг

Рост мобильности студентов во всем мире, расширению новых форматов, в том числе, причём не только реальной, но и виртуальной, гибридных: офлайн и онлайн . стимулирует образовательные учреждения к

Рис. 1. Динамика общей численности иностранных студентов, обучающихся в российских вузах в 2005/2006 - 2017/2018 академ. гг., тыс. чел.

Образовательные учреждения и компании успешно использует три основных формата обучения:

- онлайн-обучение, использующее исключительно онлайн-форматы для передачи знаний, оно может включать в себя как отдельные краткосрочные мастер-классы, так и дисциплины, модули и даже получение высшего образования по отдельным направлениям подготовки;

- смешанное обучение (blended learning) -использование как онлайн методов, так и традиционных занятий в аудитории;

- офлайн-обучение, включающее помимо традиционных форматов в виде лекций и семинаров новые формы, как например, образовательный коворкинг - единое пространство, в котором обучающиеся могут достигать своих образовательных целей

Разнообразие форматов повышает экспортный потенциал образовательных учреждений . По оценкам экспертов Всемирной

торговой организации на расширение мировой торговли образовательными услугами, на усиление экспорта в сфере образования повлияло снижение торговых издержек и появление новых дистанционных и цифровых технологий, проникающих в различные отрасли услуг . В развивающихся странах много молодого населения, и спрос на образовательные услуги в этих странах выше, чем в развитых, однако ресурсов, которые могут быть направлены на обучение, меньше Именно это становится важным фактором, стимулирующим, в том числе, разнообразные дистанционные проекты и проекты создания цифровых образовательных платформ, позволяющих снижать затраты обучающегося на получение диплома вуза или сертификата о краткосрочной подготовке . Низкие торговые издержки и новые технологии и в дальнейшем будут влиять на увеличения объёма торговли образовательными услугами на международном рынке . Онлайн-курсы обеспечивают от-

крытый доступ и неограниченное участие в образовательном процессе в дистанционном режиме . Новые технологии для улучшения передачи контента и расширения возможностей персонализированного обучения открывают дополнительные возможности для онлайн-образования по любым специальностям Студенты из многих регионов имеют доступ к обучению у ведущих университетских профессоров с помощью онлайн-видео и интерактивных заданий, часто за небольшую плату в сравнении с ценой при очной форме подготовки (World Trade Report, 2019) . Поскольку качество онлайн-образования продолжает улучшаться, будет расти спрос и на экспорт образовательных услуг. Развитие технологий и изменение запросов потребителей ведет к созданию новых образовательных форматов и алгоритмов, которые могут быть обозначены как EdTech-индустрия (Khoreva, Shokola & Kanygin, 2020) . Можно утверждать, что в системе образования сформировалась экосистема, которая позволяет комплексно использовать новые цифровые сервисы и институты формализованного

образования в сочетании с технологиями неформализованного обучения, в результате создаётся новая образовательная реальность -образовательная индустрия

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Шок, который переживает система образования в условиях пандемии, вызванной коронавирусом COVID-19, определил беспрецедентные темпы перевода учебных заведений всех уровней образования на дистанционный формат обучения. Идет постоянное и интенсивное приращение информации, генерация новых знаний в цифровой среде, в этих условиях возможности и доступность формализованного и неформализованного онлайн-образования становится практически бесконечными. А «неформализованная ниша», находящиеся за рамками системы «формализованного» образования, и включённые в нее виды образовательной деятельности, имеют тенденцию к расширению за счет нового цифрового формата - EdTech-индустрии .

В эпоху повсеместной цифровизации формируются два основные тренда в образовательном пространстве:

• расширение онлайн технологий

в системе формализованного образования (внедряются дистанционные, электронные и иные технологии, обусловленные цифровизацией общества), многие образовательные программы (части образовательных программ) переводятся в онлайн форматы, используют «сетевые образовательные платформы», применяются электронные ресурсы разнообразной направленности);

• поступательный рост рынка Ed-Tech-индустрии/Education Technologies . Компании, которые предоставляют подобные услуги, в основном функционируют в сегменте дополнительного образования (хотя уже крупные вузы тоже работают на этом рынке)

Интерес потребителя к получению «быстрых» образовательных продуктов, к приобретению точечных и актуальных в данный момент компетенций, к просмотру нужного контента в комфортных условиях и в удобное время, все это является факторами развития современной системы неформализованного онлайн-образования Данная ниша аккумулирует огромное число тренингов и мини-кусов, видео семинаров и мастер-классов, групповых и индивидуальных занятий, вебинаров и коучингов, которые размещают независимые тренеры на разнообразных интернет-платформах и в социальных сетях (YouTube, Instagram, Telegram-каналы и пр . ) . Отдельный сегмент данного рынка сегодня сформировали компании, которые позиционируют себя как EdTech-индустрия или Education Technologies .

Как указывают участники рынка, «сфера EdTech - это, прежде всего, набор определенных методик и подходов к построению образовательного процесса И эти методики постепенно охватывают все сегменты образования . Важно подчеркнуть, что в эту сферу входят не только онлайн-курсы, но и различные технические решения по управлению обучением, конструкции по повышению эффективности обучения и системы LMS (Leaming management system)» (Luchko, 2019) .

Фактически EdTech-индустрия, - это новый вид системы неформализованного образования, которое постепенно завоёвывает ниши и в системе формализованного обучения, а именно набор видеокурсов, разрабатываемых и выводимых на рынок

крупнеишими мировыми вузами в рамках концепции «Открытого образования» (МООК - massive open online courses). Интересной тенденцией в сфере EdTech является то, что общемировые тренды направлены не только на содержательное наполнение курсов качественным контентом, но и на повышение «развлекательности» обучающего контента, усиливается геймификация образования на всех уровнях (хотя больше всего эти техники используются в образовании детей) . Причина: рост конкуренции на рынке EdTech-кур-сов, появление новых игроков и системных проектов (например, в России - это Учи.ру», «Дневник . ру», «Инфоурок», YaClass и др . ) (35 largest EdTech companies, 2019) .

В целом можно говорить, что наиболее типичные тренды, которые наблюдаются сегодня на российском рынке EdTech-инду-стрии следующие (Russian market EdTech, 2020):

- основная аудитория - это взрослые люди, стремящиеся расширить свои компетенции;

- растёт популярность онлайн-платформ в системе именно дополнительного профессионального образования;

- усиливается сотрудничество он-лайн-платформ и университетов (концепция «Открытого образования», МООК)

Онлайн форматы и EdTech-индустрии технически обеспечивают расширение экспорта российских образовательных услуг Распространение глобального тренда онлайн форм обучения в различных его проявлениях обуславливает формирование более локальных трендов и технологий развития экспорта образовательных услуг, среди последних назовем:

• персонализация обучения (гибкий график обучения, удобное место для занятий);

• акцент на мягкие и диджитал навыки, которые являются инструментами для усвоения «твердых» навыков -специализированной профессиональной информации;

• корпоративное онлайн обучение;

• использование смартфона в образовательных целях;

• microlearning - обучение небольшому объему информации в короткий промежуток времени

Кризис 2020 г , связанный с пандемией COVID-19, сформировал мощный стимул выхода университетов на международные рынки с использованием онлайн технологий Образовательные цифровые технологии сделали намного доступнее возможность

запуска и развития международных проектов, расширили практики экспорта образования . Как рассказала генеральный директор «Учи. ру» Е . Зотова, на курсах «Учи . ру» занимаются школьники не только из России, но и из стран СНГ, из США и Канады, Вьетнама и Индонезии . На базе платформы «Учи . ру» уже в третий раз прошла онлайн-олимпиада по математике

BRICSMATH.COM, в которой принимают участие 2 млн детей из стран БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (Zotova, 2020). Кроме того, сегодня уже есть отечественные проекты (например, iSpring, Алгоритмика, SkyEng, MEL Science), вышедшие также на международный рынок образовательных услуг (Chavkin, 2020) .

По прогнозам аналитиков консалтинговой группы в сфере образования HolonlQ, объём глобального рынка образовательных услуг к 2025 г . в целом будет расти чуть менее быстрыми темпами, чем ожидалось . Однако в сегменте EdTech темпы роста скорее будут повышаться по сравнению с докризисными ожиданиями и могут превысить их примерно на 20 % (табл . 2) .

Стремительное развитие МООК на международном уровне началось в 2012 г . , этот год был провозглашен New York Times «годом массовых открытых онлайн курсов» Крупнейший агрегатор онлайн-платформ Class Central представил отчет международного рынка МООК за 2012-2018 гг . (Ubachs & Konings, 2018) . Согласно представленному отчету, наблюдается ежегодное увеличение количества предлагаемых курсов на МООК-платформах, идет рост количества вузов и организаций, размещающих свои онлайн-курсы на таких платформах, также растет общее число слушателей, которые регистрируются на эти курсы Если по состоянию на 2012 г на онлайн-платформах было размещено 250 курсов, то к концу 2018 г . более 900 университетов по всему миру запустили суммарно 11,4 тыс . онлайн-курсов (рис 1) При этом, около 2000 курсов появились в 2018 г. На 2016 и 2017 гг. приходится наибольший прирост выхода на рынок новых МООК и в целом за 6 лет выход на рынок дистанционных открытых курсов вырос более, чем в 45 раз (Zanina, Khoreva & Shokola, 2020)

Наиболее популярными и

востребованными у потребителей сегодня является несколько крупнейших МООК-платформ, в том числе, российских (табл . 3)

Таблица 2.

Прогноз динамики роста глобального рынка образования - посткоронавирусные ожидания

Рынок образования Годы

2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Глобальный рынок образования, трлн долл . США 5,9 6,3 6,5 6,8 7.1 7,4 7,8

Глобальный рынок EdTech, млрд долл . США (ожидания до ТО"УГО-19) 163 203 223 248 272 304 341

Глобальный рынок EdTech, млрд долл . США (ожидания после ТО"УГО-19) 163 227 268 295 327 365 404

Доля EdTech на рынке обрезываема, %% 2,7 3,6 4,1 4,3 4,6 4,9 5,2

Составлено на основе: (Post-Coronavirus Forecast, 2020)

Таблица 3.

Крупнейшие международные и российские МООК-платформы, 2019 г

МООК-платформы Число слушателей, млн чел.

Международные компании в сфере EdTech Coursera 45,0

edX 20,0

XuetangX 15,2

Udacity 11,5

FutureLearn — 10,5

Национальные «Открытое образование» 6,0

«Учи.ру» 8,0

«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) 335 тыс. чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Онлайн-университет Skillbox 63 тыс. чел.

Составлено на основе: (Materials of the round table, 2020)

По данным исследования российского рынка онлайн образования-2020 к числу наиболее популярных направлений подготовки на российском рынке в 2019 г. были:

• Обучение иностранным языкам взрослых;

• Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама;

• 1Т — технологии;

• Веб- и интерьерный дизайн;

• Менеджмент и управление;

• Финансы, бухгалтерия, налоговый учет;

• Творчество (искусство, живопись, фотография) (Research of the Russian online, 2020)

Мы провели экспресс-анализ профиля деятельности крупнейших на сегодняшний день российских EdTech-компаний, который показал, что в основном данные компании разрабатывают курсы и проводят обучение вне отраслевого контекста (табл 4)

Таблица 4.

Профиль образовательной деятельности крупнейших российских EdTech-компании

Тип образовательных услуг Число компаний Профиль деятельности

Онлайн-платформа для школьного образования 10 - обучение школьников, - разработчик цифровых платформ для школ, - обучение программированию и навыкам XXI века детей от 5 до 17 лет, - онлайн-поиск частных преподавателей, - электронный каталог детских развивающих мероприятий

Корпоративное мобильное обучение 8 - повышение квалификации и профессиональная переподготовка, - создание и продвижение онлайн-курсов и специализаций в сфере сквозных технологий, - разработка онлайн-курсов совместно с вузами и компаниями, - школа управления, онлайн-MBA, - разработка программного обеспечения для корпоративного обучения

Обучение digital-профессиям 5 - образовательный портал по обучению digital-технологиям, - школа Data Science, - онлайн-школа фронтенд-разработки .

Цифровые платформы для образования и дистанционной работы 5 - мобильная облачная платформа, - межвузовская площадка электронного образования, - платформа для организации дистанционного обучения, - создания курсов, тестов, а также проведения вебинаров

Изучение иностранных языков 4 - онлайн-школа английского языка, - изучение английского языка через приложение, - платформа для самострельного изучения иностранных языков

Другое 3 - обучение прикладным профессиям по смешанной модели (косметология, массаж, парикмахерское дело), - развитие когнитивных функций и soft skills .

Составлено на основе: (35 largest EdTech companies, 2019); (Khoreva, Shokola & Kanygin, 2020).

Далее был проведён контент-анализ курсов, представленных на междунаучных и российских МООК-платформах с целю поиска курсов, посвящённых образованию в сфере туризма, отталкиваясь от понимания

важности подобных платформ в развитии экспорта образовательных услуг . Получение результаты оказались весьма лаконичными и практически не содержали ссылок на дистанционные ресурсы по туризму (табл . 5) .

Таблица 5

Курсы в сфере туризма на национальных и международных образовательных платформах

Название МООК-платформы Название курса Университет, разместивший курс

Coursera 1. The fundamentals of hotel distribution ESSEC Business School (Сент-Понтуаз, Франция)

2 . Hôtel "De l'étoile" - a hotel in crisis?

3 . Hotel Management: Distribution, Revenue and Demand Management

4 . Sustainable Tourism - promoting environmental public health University of Copenhagen (Дания)

5 . International Hospitality & Healthcare Services Marketing Yonsei University (Сеул)

«Открытое образование» 43 . 00 . 00 Сервис и туризма 1 Поведение потребителей в культурном туризме НИУ ВШЭ

«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» Нет ни одного курса

Онлайн-университет Skillbox Нет ни одного курса

Составлено на основе: (Coursera platform); (Skillbox Online); (Open Education Portal) .

Проведённый нами анализ показывает, что курсы по направлению подготовки «Туризм» представлены на открытых образовательных платформах очень слабо . На международных платформах - это не более десятка курсов (мы взяли для анализа только одну платформу -Coursera), на российских платформах - был выявлен всего один курс по данному направлению . Рынок производителей данных услуг, использующих МООК-платформы, сегодня еще не сформировался, и отечественные «туристские» вузы могут рассматривать как перспективную задачу разработки подобных дистанционных курсов и, даже, образовательных программ

В качестве примера могут быть приведены сегменты онлайн курсов в event-индустрии. Только на образовательной платформе Coursera контент-анализ показал наличие более 5 тыс . результата со словом «event» (в названии и в описании курса, представленном на информационной «титульной» странице курса) . При этом 115 курсов имеют данный термин непосредственно в названии (Coursera platform).

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования было определено, что в системе образования сформировалась экосистема, которая позволяет комплексно

использовать институты формализованного образования в сочетании с технологиями неформализованного обучения и создавать новую образовательную реальность -образовательную индустрию, активное развитие которой стимулируется цифровыми технологиями и пандемией СОУГО-19 . Новые цифровые технологии используются как EdTech- компаниями, так и МООК-платформами, потенциал которых может быть задействован в продвижении национального образования на международный рынок

Если говорить об использовании МООК-платформ, то наше исследование показало практически полное отсутствие курсов по направлению «Туризм» как в сегменте зарубежных, так и в сегменте российских МООК-платформ Фактически «туристская» образовательная ниша сегодня свободна Развитие онлайн проектов в данном сегменте российского рынка может стать перспективным направлением расширения экспорта услуг образования с использованием современных цифровых технологий и потенциала как EdTech-компаний в сфере дополнительного профессионального образования, так и МООК-платформ, использование которых может включаться вузами в маркетинговые стратегии выходы на новые рынки

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. 35 largest EdTech companies in Russia. (2019). RBC rating . RBC portal. Education. [Online] Available: https://www. rbc .ru/trends/education/5d68e8fb9a7947360f1e2e52 (access date: 10. 11.2020) .

2 . Chavkin, Z . V. (2020) . Search for a business model by an educational start-up in the segment of adult education in the Russian market . Strategic decisions and risk management. (11-1), 70-97. https:// doi . org/10 . 17747/2618-947X-2020-1-70-97

3 . Coursera platform . [Online] Available: https://clck . ru/SN6CL (access date: 06 .11.2020)

4 . EduNet: knowledge is in every brain. (2020). Portal «National Technology Initiative 20 . 35» . [Online] Available: https://ntinews .ru/in_progress/likbez/edunet-znaniya-v-kazhdyy-mozg .html (access date: 01. 11.2020).

5 . Export of Russian educational services: Statistical collection. (2019) . Issue 9 . Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation . M . : Center for Sociological Research .

General Agreement on Trade in Services . (1995) WTO . [Online] Available: https://www. wto . org/ english/tratop_e/serv_e/gatsintr_e htm (access date: 01 11 2020)

6 . Huseyn-zade, R . G . , Derevianchenko, A . A . (2019) . Export of education in the era of innovation . Knowledge . Understanding . Skill, (4), 53-65 .

7 . Khoreva, L . V. , Shokola, Ya . V. , Kanygin, G . V. (2020) . Innovative potential of «educational industries» in the context of sustainable development of society. Sustainable development: challenges and opportunities (pp 284-296) SPb : Izd-vo SPbGEU

8 . Krasnova, G . A . (2020) . Model of support for the export of Russian education . State Service, (22-2), 107-118.

9 . Luchko, L . (2019) . Those or not those . What is the Russian EdTech market. Delovoy Petersburg, (14) . [Online] Available: https://clck . ru/SN6B7 (access date: 18 .11.2020) .

10 Materials of the round table «Online education at the university: risks and opportunities» (2020) Institute of Education, National Research University Higher School of Economics [Online] Available: https://ioe. hse .ru/news/341458289 .htm (access date: 30 .09.2020).

II. National project «Education» . (2018) . Portal of the Government of the Russian Federation. [Online] Available: http://government.ru/rugovclassifier/833/events/ (access date: 12.10.2020).

12 . Open Education Portal . [Online] Available: https://openedu . ru/ (access date: 30. 09.2020) .

13 . Order of the Government of the Russian Federation . (2019) . «On approval of the Strategy for the development of export of services until 2025» . (№ 1797-r, August 14, 2019). [Online] Available: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331686/ (access date: 12. 11.2020).

14 . Post-Coronavirus Forecast: EduTech Market Growth To $ 404 Billion By 2025 . (2020) . Sber-bank . [Online] Available: https://sberbank-university . ru/edutech-club/pulse/trendy/3002/ (access date: 27 08 2020)

15 . Priority project «Development of the export potential of the Russian education system» (2017) . Approved by the Presidium of the Council for Strategic Development and Priority Projects under the President of the Russian Federation (№ 6, May 30, 2017) . [Online] Available: http://government. ru/ projects/selection/653/ (access date: 01.11.2020) .

16 . Research of the Russian online education market. (2020) . [Online] Available: http://research . edmarket ru/ (access date: 18 11 2020)

17 Russian market EdTech in additional professional and additional education for adults (2020) Interfax Portal. [Online] Available: https://academia. interfax. ru/ru/analytics/research/4257/ (access date: 30 09 2020)

18 . Skillbox Online University. [Online] Available: https://skillbox.ru/ (access date: 30. 09.2020).

19 Ubachs, G , Konings, L (2018) MOOC Strategies in European Universities Status report based on amapping survey conducted in December 2017 . [Online] Available: https://tinyurl . com/ MOOC-Strategies (access date: 23 01 2020)

20 . World Trade Report . (2019) . The future of services trade . WTO . [Online] Available: https:// www. wto . org/english/res_e/booksp_e/00_wtr19_e . pdf (access date: 01.12.2020) .

21. Zanina, N . A . , Khoreva, L . V. , Shokola, Ya . V. (2020) . Massive open online courses in the world market of educational services . Actual problems of development of the service sector (pp . 212-218) . SPb : Izd-vo SPbGEU

22 . Zotova, E . (2020) . EdTech 2020: how education is changing with the help of online services and VR. High tech. [Online] Available: https://clck.ru/SN68z (access date: 30 .10 .2020) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.