УДК 911.5.9
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ (ОПЫТ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Конышев Е. В.
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь,
Российская Федерация
Еmail: [email protected]
Туристско-рекреационные потребности населения являются одной из базовых категорий рекреационной географии и важным фактором формирования туристско-рекреационного пространства. Однако, оценка рекреационных потребностей сопряжена с объективными трудностями, высокими трудозатратами, требует комплексного и системного подхода, а также применения новых методов анализа. Актуальность исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения особенностей рекреационного поведения населения конкретных регионов и поиска новых инструментов мониторинга изменяющихся туристско-рекреационных потребностей. Цель исследования — апробация нового метода в системе мониторинга туристско-рекреационных потребностей. Раскрыта модель мониторинга и проанализированы основные его результаты, влияние на развитие туристско-рекреационной системы Кировской области с 2005 по 2022 годы. Предложен метод текстового анализа больших данных в качестве дополнительного инструмента мониторинга. Текстовый анализ позволяет оценить эмоциональную составляющую цифрового следа туристов и рекреантов, раскрыть особенности географического покомпонентного восприятия туристско-рекреационного пространства региона, в том числе проследить изменение восприятия во времени. Информационной базой исследования послужил портал Tripadvisor. Была собрана база из 7711 отзывов, размещенных на портале с декабря 2011 года по февраль 2022 года. Обработка данных проводилась с помощью программы PolyAnalyst, которая создана компанией Megaputer. Были определены ключевые зоны восприятия туристско-рекреационного пространства Кировской области, рассчитан индекс тональности. Дополнительно выявлены территориальные различия в восприятии туристско-рекреационного пространства местными жителями, туристами из других регионов России и иностранцев. В целом, метод текстового анализа цифровых следов показал свою результативность и может быть рекомендован для мониторинга туристско -рекреационных потребностей. Полученные результаты планируется применять для разработки предложений по участию Кировской области в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства» и дальнейшей трансформации региональной туристско-рекреационной системы. Ключевые слова: аридные редколесья, параметры рельефа, ландшафта, антропогенный фактор.
ВВЕДЕНИЕ
В общем понимании потребности человека являются выражением неудовлетворенности, вызванного дефицитом чего-либо. Формирование потребностей имеет сильную зависимость от множества ситуационных факторов, и характеризуются безграничностью. Среди множества видов потребностей особое место занимают рекреационные потребности, так как они напрямую связаны с восстановлением и развитием физических и психических сил человека, а также с его физическим, интеллектуальным и духовным совершенствованием [1]. Рекреационные потребности характеризуются изменчивостью, поэтому для решения задач развития сферы туризма и рекреации необходимо наладить систему их мониторинга.
В данной статье предложена авторская модель организации мониторинга туристско-рекреационных потребностей и представлен опыт изучения туристско-рекреационных потребностей жителей Кировской области. Предложен новый инструмент оперативной диагностики отзывов туристов на основе методов текстового анализа больших данных. Данный подход нашел достаточно широкое применение в зарубежных исследованиях, однако пока не применялся для анализа потребностей населения жителей России. В то же время, текстовый анализ отзывов туристов и рекреантов позволяет оценить эмоциональную реакцию после удовлетворения своих потребностей. Анализ тональности отзывов поможет оперативно определить проблемные зоны туристско-рекреационного пространства и предпринять усилия по их устранению.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Внимание к оценке туристско-рекреационных потребностей населения проявляют представители различных научных направлений, преследую самые разнообразные цели. Анализ рекреационных потребностей населения проводится для выявления атрибутов позиционирования и формирования туристского имиджа региона. Методика исследования базируется на сборе ответов на открытые вопросы с их дальнейшей структуризацией и выделением типов потребителей [2]. Подчеркивается значение рекреационных потребностей для территориальной организации туристско-рекреационной деятельности отдельных стран [3]. Раскрывается изменение рекреационных потребностей под влиянием процессов информатизации и глобализации [4].
С географических позиций рекреационные потребности рассматриваются как результат влияния на жизнедеятельность населения совокупности природных, экологических, демографических и социальных факторов [5]. Оценивается влияние географических факторов на направленность туристских потоков [6]. Особенно подчеркивается влияние ухудшения экологической обстановки, понижения уровня здоровья населения районов с экстремальными природными условиями и крупных промышленных центров [7, 8].
Анализ рекреационных потребностей населения и условий для их удовлетворения являются одним из необходимых этапов разработки региональных программ развития туризма и территории в целом [9]. Удовлетворение потребности работников в восстановлении сил, в лечении и профилактике болезней, в оздоровлении, в физическом развитии, в познании и духовном развитии рассматриваются как один из видов мотивации трудовой деятельности на предприятии [10]. В то же время подчеркивается ключевая роль туристско-рекреационных потребностей в определении рекреационной деятельности человека [11] и необходимости учитывать особенности рекреационных потребностей при формировании и реализации региональной туристской политики [12] и разработке идеальной модели рекреационного региона [13]. Опросы населения применяются так же для определения уровня комфортности и направлений совершенствования туристско-рекреационных пространств городов [14]. Оцениваются рекреационные потребности различных социальных групп населения: молодежи [15], семейных туристов [16], пожилых людей [17], инвалидов [18]. Определяется взаимосвязь между
психологическими потребностями и моделями предпочтений мужчин и женщин в рекреационном поведении на протяжении всей взрослой жизни, предлагается типология туристов («Ищущий действия», «Активный спортивный турист», «Искатель острых ощущений», «Исследователь», «Скиталец» и «Солнечник») [19]. Считается, что на выбор места назначения и рекреационное поведение может повлиять предыдущий опыт отдыха и путешествий, поэтому необходимо осуществлять регулярное и системное изучение изменяющихся потребностей [20].
Анализ публикационной активности ученых, изучающих туристско-рекреационные потребности, позволил оконтурить основные направления существующих исследований. Экономический подход ориентирует исследователей на оценку туристского спроса, сегментацию и выделение целевого рынка, оценку удовлетворенности товаром или услугой. Социологический подход предполагает глубинное изучение мотивов совершения туристских поездок, определение особенностей рекреационного поведения различных социо-демографических групп населения. Географический подход позволяет выявить зависимость формирования туристско-рекреационных потребностей от региональных условий и факторов. Для географов важным является оценка сезонности, разделение потребностей сельских и городских жителей, жителей своего региона и потребности потенциальных потребителей рекреационных и туристских услуг из других регионов, анализ особенностей рекреации на рабочем месте, повседневной рекреации, в выходные дни, во время отпуска, учет географии мобильности.
Кроме того, многие исследования носят не системный и разовый характер, что вероятнее всего обусловлено трудоемкостью и затратностью проведения частых массовых опросов. В этой связи возникает необходимость применения новых инструментов сбора данных, которые позволят более оперативно анализировать потребности туристов и рекреантов и усовершенствовать модель мониторинга потребностей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ
Построение модели мониторинга туристско-рекреационных потребностей населения начинается с определения заказчика исследования, что позволяет конкретизировать цели и задачи, сроки, методы и иные процедуры. Обязательным условием эффективности модели является предварительная оценка условий формирования туристско-рекреационных потребностей жителей региона (рис. 1).
Целью предварительной оценки является определение влияния природных, социально-демографических, экономических, исторических и иных факторов на сложившиеся в регионе туристско-рекреационные потребности. При этом широко применяются методы статистического анализа, балльная оценка медико-биологических условий, сравнение с регионами аналогами, картографический метод, районирование и типология.
Для оценки туристско-рекреационных потребностей применяются методы опроса (анкетирование, интервьюирование). В связи с действием антиковидных ограничений все чаще прибегают к дистанционным формам опроса. Проведение опросов, как правило, характеризуется ограниченностью объема выборки,
затратностью и трудоемкостью, а кроме того редко отражает эмоциональное отношение потребителей услуг. Еще более затратным является проведение опросов жителей других регионов России или иностранцев.
Оценка условий формирования туристско-рекреационных потребностей
Методы: статистический анализ, типология, районирование, регионов-аналогов, картографический
Оценка туристско-рекреационных потребностей Методы: текстового анализа больших данных, опрос населения
Туристско-рекреационные потребности населения региона
Туристско-рекреационные потребности жителей других регионов
Восприятие туристско-рекреацнонного пространства
Географические особенности реализации туристско-рекреалионных потребностей
Сезонность География мобильности Типология и сегментация потребителей
Туристско-рекреационное проектирование
Трансформация РТРС'
Рис. 1. Модель мониторинга туристско-рекреационных потребностей населения (составлено автором).
По нашему мнению, одним из методов выявления потребностей и эмоциональной оценки реакции туристов, приезжающих в регион, может стать текстовый анализ отзывов туристов [21]. Значимость анализа отзывов потребителей возрастает в эпоху информационного общества, так как все большее число людей перед путешествием анализируют отзывы других туристов. Таким образом, отзывы путешественников становятся, кроме всего прочего, и фактором, определяющим рекреационное поведение человека. Применяя различные фильтры, становится возможным проследить динамику изменения тональности отзывов по отдельным компонентам туристско-рекреационного пространства практически в режиме реального времени, оценить зависимость эмоциональной оценки от социо-демографических характеристик респондентов, отследить сезонность и направленность потоков рекреантов и туристов. Однако, как и любой другой метод, текстовый анализ данных не лишен недостатков, которые необходимо учитывать при проведении исследования (например, не все путешественники оставляют отзывы, возможны случаи преднамеренного искажения информации). Информационной базой исследования выступает платформа Tripadvisor, на которой туристы оставляют цифровой след в виде отзыва после взаимодействия с туристско-рекреационным пространством региона. Обработка результатов осуществлялась с помощью
программы Ро1уЛиа^^ которая создана компанией Megaputer и применяется для визуальной разработки сценариев анализа данных и текстов, а также построения интерактивных отчётов. Загрузив базу данных в Ро1уЛиа^^ был проведен покомпонентный и географический анализ восприятия туристско-рекреационного пространства. Рассчитывался индекс тональности, как отношение положительных и отрицательных отзывов, выявлялись ключевые проблемы, негативно воспринимаемые потребителями услуг компонентов туристско-рекреационного пространства. Географический анализ помог определить различия в восприятии отдельных территорий региона, а также зависимость восприятия от места проживания туристов и рекреантов.
Результаты изучения туристско-рекреационных потребностей являются основой для проектирования туристско-рекреационных комплексов, разработки документов территориального планирования и управления, совершенствования маркетинговой деятельности и процесса обслуживания. В итоге происходит изменение структуры и качества региональных туристских продуктов, формируются условия для позитивного восприятия региона как туристской дестинации.
Трансформация региональной туристско-рекреационной системы (РТРС) подразумевает качественное изменение всех ее компонентов и переход на новый функциональный уровень. Поэтому, в последующем, в рамках мониторинга необходимо провести повторную оценку туристско-рекреационных потребностей. На наш взгляд, более оперативно с этой задачей также может справиться набор инструментов для текстового анализа отзывов туристов [22].
ОПЫТ МОНИТОРИНГА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В 2005 году студенты и преподаватели кафедры социально-культурного сервиса и туризма Вятского государственного гуманитарного университета заложили основы систематического изучения туристско-рекреационных потребностей населения Кировской области (табл. 1).
Первые опросы были направлены на выявление предпочтений жителей Кировской области во время отдыха и путешествий по области и за ее пределы. Большое внимание уделялось изучению туристско-рекреационных потребностей конкретных целевых групп. Результаты исследования учитывались при разработке Концепции развития туризма Кировской области в 2005 году [23].
Исследования 2007-2008 годов позволили оценить отличия в туристско-рекреационных потребностях жителей, проживающих в различных по уровню развития туризма муниципальных образованиях Кировской области. Результаты исследования послужили основанием для организации Правительством Кировской области грантовых конкурсов по развитию туристско-рекреационного комплекса [24].
В 2010 году в рамках реализации областной целевой программы «Развитие современного туристического комплекса Кировской области» на 2009-2013 годы проводились маркетинговые исследования потребителей туристических услуг
Кировской области и социологический опрос предприятий туристской индустрии [25].
Таблица 1.
Хронология проведения опросов по выявлению туристско-рекреационных
потребностей
Хронология мониторинга потребностей Объем выборки/метод Цель исследования
2005 год 600 (опрос) Определить предпочтения организации различных видов отдыха населения и их отношение к развитию туризма на территории г. Кирова, Котельничского, Куменского, Кирово-Чепецкого, Уржумского, Белохолуницкого районов
2007-2008 годы 946 (опрос) Выявить рекреационные потребностей населения Кировской области, проживающего в различных по уровню развития административных районах: г. Кирове (наиболее высокий уровень развития), Уржумском (высокий уровень развития), Куменском (средний уровень развития) и Мурашинском (низкий уровень развития) районах
2010 год 2800 (опрос) Изучить мнение потребителей туристических услуг (потенциальных туристов) и выработать рекомендации для органов исполнительной власти Кировской области по приоритетным направлениям развития туризма
2010 год 46 (экспертное полуформализованное интервью) На основании данных социологического опроса руководителей предприятий и организаций туристской индустрии выработать рекомендаций для органов исполнительной власти Кировской области по приоритетным направлениям развития туризма.
2015 год 2250 (опрос) Оценить туристско-рекреационные потребности населения Кировской области и отношение к организации туристской деятельности на территории муниципального образования
2021 год 2125 (опрос) Изучить особенности инклюзивной и ежедневной рекреационной деятельности, рекреационной деятельности в выходные дни и в период длительного отпуска.
В маркетинговом исследовании приняли участие 2800 человек, из них:
1) жители регионов РФ — 1000 человек (Республика Коми (200 чел.); Пермский край (200 чел.); Нижегородская область (200 чел.); Республика Марий-Эл (200 чел.); Удмуртская республика (200 чел.));
2) жители Кировской области — 1700 человек;
3) Иностранные граждане, посетившие Кировскую область — 100 человек.
Блоки вопросов анкеты были направлены на изучение восприятия туристского потенциала Кировской области, оценке конкурентоспособности регионального туристского продукта, определению перспективных направлений развития внутреннего и въездного туризма на территории области, выявлению форм государственной поддержки внутреннего и въездного туризма.
Дополнительно для опроса предприятий туристской индустрии применялся метод экспертного полуформализованного интервью. В ходе социологического опроса исследовалось мнение руководителей 46 организаций туристской индустрии, расположенных на территории Кировской области: коллективные средства размещения (16); организации, осуществляющие туроператорскую деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма (11); организации, осуществляющие турагентскую деятельность (11); музеи и филиалы (8). Специалисты давали экспертную оценку по вопросам увеличения объёма туристского потока в Кировскую область, развитию инфраструктуры туризма, государственной поддержки внутреннего и въездного туризма, оценке туристского бренда Кировской области.
Обобщив результаты маркетингового исследования потребителей и экспертного опроса руководителей предприятий туристской индустрии, были сделаны следующие выводы:
1. Основными слабыми сторонами развития туристской отрасли Кировской области являются недостаточный уровень развития туристкой инфраструктуры (дороги к памятникам природы и культуры, авиасообщение, гостиницы 4-5 звезд), отсутствие сформированных региональных туристских продуктов и маршрутов, недостаточный уровень информационного продвижения Кировской области.
2. Кировская область может конкурировать с соседними регионами по таким направлениям как санаторно-оздоровительное (Республика Коми, Пермский край), культурно-познавательное (Пермский край, Республика Удмуртия, Республика Коми), охота (Нижегородская область, Республика Марий-Эл, Республика Удмуртия).
3. Кировская область должна ассоциироваться как самобытный с экологически чистой природой край, привлекательный для семейного и активного отдыха, восстановления душевного и физического здоровья. Символами такого образа могут стать дымковская игрушка (семейный отдых), православные святыни, Великорецкий крестный ход (восстановление душевного здоровья), минеральные воды и грязи, Нижнее-Ивкино (восстановление физического здоровья), скалы на р. Немде, Грейт-Филд, (активный отдых), братья Васнецовы, местонахождение парейазавров (самобытный край).
4. Для повышения эффективности реализации туристского потенциала и росту конкурентоспособности Кировской области необходимо разрешение обозначенных проблем и слабых сторон развития туристской сферы. Для этого предлагается использовать такие инструменты и формы взаимодействия:
- совместное участие в развитии инфраструктуры туристских объектов;
- изменение нормативно-правовой базы прежде всего в организации охоты);
- повышение информационной осведомленности граждан и специалистов туристкой сферы о мерах государственного регулирования туризма;
- разработка регионального туристского продукта и на его основе нескольких купольных брендов, с последующим их активным продвижением за пределами Кировской области.
Полученные результаты были использованы Правительством Кировской области для выработки государственной политики по развитию внутреннего и въездного туризма на территории региона, в том числе для определения наиболее эффективных мер государственной поддержки туристской отрасли.
В 2011 году была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)», в которой в качестве основного механизма развития туризма в стране был заявлен кластерный. В Кировской области в 2015 году была предпринята попытка сформировать заявку от региона для участия в конкурсном отборе проектов туристско-рекреационных кластеров для включения в ФЦП.
На предварительном этапе методом раздаточного анкетирования были опрошены 2250 жителей из 39 районов области. Оценивались повседневные рекреационные потребности на рабочем месте и дома, территориальные особенности проведения свободного времени в выходные и праздничные дни, во время отпуска, анализировались туристско-рекреационные потребности городского и сельского населения, выявлялось отношение населения к организации туристской и рекреационной деятельности на территории Кировской области [26]. Результаты опроса применялись для обоснования проекта туристско-рекреационного кластера Кировской области. К сожалению, разработанный проект туристско-рекреационного кластера не был отправлен для участия в конкурсном отборе.
В 2021 году нами было проведено исследование туристско-рекреационных потребностей населения Кировской области, с целью определить их изменение под влиянием ограничительных мер, принятых из-за пандемии СОУГО-19. Большая часть вопросов анкеты была заимствована из исследования 2015 года, что позволяет сравнить полученные результаты между двумя периодами.
В условиях действующих ограничений, опрос проводился в дистанционной форме. Было опрошено 2125 жителей Кировской области и определены особенности инклюзивной и ежедневной рекреационной деятельности, рекреационной деятельности в выходные дни и в период длительного отпуска. Дополнительно было выявлено отношение жителей к достоинствам и недостатком отдыха в пределах Кировской области, предпочтительный сезон года, отношение к услугам туристских фирм, выделяемым денежным средствам на отдых в области и за ее пределами [27]. Результаты исследования использовались для корректировки «Стратегии развития туристско-рекреационного кластера Кировской области по 2024 год», принятой в декабре 2020 года.
ТЕКСТОВЫЙ АНАЛИЗ ОТЗЫВОВ КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
В 2022 году в свете начала реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» актуальным становится повышение конкурентоспособности региональной туристско-рекреационной системы Кировской области. Важным становится своевременное выявление изменяющегося отношения к отдыху в регионе. Анализируя богатый опыт проведения опросов населения в регионе, следует отметить значительную трудоемкость их проведения. В этой связи применение метода текстового анализа больших данных видится более обоснованным.
Чаще всего туристы после посещения региона оставляют отзывы на платформе Tripadvisor [28]. Там все отзывы группируются по разделам, категориям и типам (табл. 2).
Таблица 2.
Группировка цифровых следов туристов на платформе Tripadvisor по _компонентам туристско-рекреационного пространства_
Разделы Категории и типы
Отели Отели, В&В/мини-отели и гостиницы, хостелы, лоджии, мотели, жилье особого типа, кондоминиумы
Развлечения Достопримечательности (активный отдых на открытом воздухе, концерты и представления, еда и напитки, покупки, транспорт, ресурсы для путешественников; музеи; достопримечательности и культурные объекты; развлечения и игры; природа и парки; ночная жизнь; спа и оздоровление; туры; аквапарки и парки развлечений; лодочные туры и водные виды спорта; мастер-классы и семинары); активный отдых на открытом воздухе; концерты и представления; еда и напитки; покупки; транспорт; ресурсы для путешественников
Рестораны Рестораны; быстрые перекусы; десерты; кофе и чай; булочные; бары и клубы
Данные для исследования были собраны в начале февраля 2022 года, путем скачивания отзывов туристов и рекреантов с использованием скрипта Python. Самый ранний отзыв в базе данных был опубликован в декабре 2011 года, а последний - 2 февраля 2022 года. Отзывы оставлены после взаимодействия с компонентами туристско-рекреационного пространства, и имеют эмоциональную и качественную оценку. На наш взгляд, именно поэтому они обладают большим весом, чем данные массовых опросов. Сформированная база данных включает в себя следующие разделы:
1) данные компонента туристско-рекреационного пространства: название предприятия, раздел, категория, тип, ссылка на отзыв.
2) количественная и качественная характеристика отзыва: заголовок, содержание, тег, оценка, количество лайков, дата публикации;
3) данные профиля пользователя: имя, пол, возраст, количество посещенных городов, количество благодарностей, год регистрации, место проживания, дата посещения предприятия, ссылка на профиль, количество публикаций.
Полученные данные позволяют провести географический анализ, текстовый анализ компонентов туристско-рекреационного пространства, составить социо-демографический портрет путешественников и рекреантов, определить наиболее популярные туристские объекты и востребованные предприятия туристской индустрии.
Всего база включает в себя 1554 отзыва по разделу «отели», 4325 по разделу «рестораны» и 1832 по разделу «развлечения». Сегментация пользователей по месту их проживания выявила некоторые особенности (табл. 3).
Таблица 3.
Сегментация туристов и рекреантов по месту проживания
Разделы Всего отзывов Жители Кирова и Кировской области Жители других регионов Нет данных по пользователю
отели 1554 98 1175 281
рестораны 4325 1462 1532 1331
развлечения 1832 543 970 319
Итого 7711 2103 3677 1931
Рис. 2. География туристских прибытий в Кировскую область.
Наиболее активно оставляют отзывы жители других регионов, особенно это заметно по разделу «отели». Местные жители в основном оставляют отзывы после посещения предприятий общественного питания. В целом, отмечается значительное преобладание отзывов раздела «рестораны», что отражает значение данного компонента пространства в формировании эмоций и впечатлений.
Среди жителей других регионов по количеству отзывов выделяется столичные города — Москва и Санкт Петербург, а также жители областных центров соседних регионов (рис. 2). Место проживания влияет на различия в восприятии туристско-рекреационного пространства и оценке качества обслуживания. Так, жители Кировской области среди географических объектов чаще всего упоминают реку Вятка, что подтверждает ее важную роль в качестве туристской доминанты региона. Среди культурно-познавательных объектов наиболее популярны музеи и тематические парки. Часто упоминаются имена известных людей, уроженцев Кировской области, которые внесли значительный вклад в ее культурное наследие — И. А. Чарушин, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, Т. Ф. Булычёв.
Индекс тональности, рассчитанный по отзывам жителей Кировской области, составляет 5,8, т.е. на шесть положительных отзывов, в среднем приходится 1 отрицательный. Основные проблемы и негативные эмоции связаны с работой персонала предприятий туристско-рекреационного комплекса, оборудованием и состоянием гостиничных номеров, с нехваткой парковочных мест в центре города, с качеством и вкусом предлагаемых блюд в ресторанах (рис. 3).
Рис. 3. Анализ тональности восприятия туристско-рекреационного пространства Кировской области ее жителями (составлено автором с помощью программы PolyAnalyst).
Учитывая особенности рекреационного поведения жителей Кирова и районов области, наиболее важными для них компонентами пространства являются организация питания (кухня, блюдо, интерьер, атмосфера), процесс обслуживания и прогулки, отдых в центре города (рис. 4).
1.00 _ „ 923.00 обслуживающим персонал впечатление командировка кофе строение размещение вода посещение эаd i uaw учреждение комната интерьер |_j Q |V| Q р МеНЮ гость парковка блЮДО ЦбНТр пиво кухня | \ города ремонт Музей кафе чай плюс Г0р0д персонал пи^а машина этаж ужцн окно стол ресторан а™0сфеРа сервис парк обслуживание официант подача кровать высокий вокзал магазин ^овень Предыдущий Следующим ^ Настройки » Гостиница "Вятка"-это отель советских времен постройки. Расположен в центре города Киров, До ж/ц и автовокзала 15мин хода пешком. Очень удобно. Цены-минимальные. Все удобства. Чисто, красиво. Рядом городские достопримечательности: цирк, каскад прудов, парк.
[Г] Record ff] Freq... Щ содержание [■] место прож,., -
146 2 Мне понравился отель: гостепреимств Ижевск,Россия Ижевск, Россия Ижевск,Россия С
143 1 г Домашняя атмосфера созданная этим с
149 Гпгтини! Т=1(1ткд"-...
150 2 Для проживания была выбрана г остин .. .Кирове, Останавливались в гостини Ижевск, Россия
151
152 i Отличное кафе на территории гости hi Ижевск,Россия
155 Замечательный отель - просторно, чи' Ижевск,Россия
157 2 Сам отель расположен очень удачно г Ижевск,Россия
158 3 Отель построен , видимо.,,. Ижевск, Россия
159 2 Мне В данном отеле понравилось в uet Ижевск,Россия
160 1 Новый, современный отель в центре г Имола,Италия
161 S Остановились в этом отеле на 2 ночи е Йошкар-Ола,Росси
Часть речи Синонимы Супермножество Словари 162 Запись @ » В 112 ., .забронировать мне номер в гостии ml J Н »923 - Иошкар-Ола,Росси
Рис. 4 Облако ключевых слов восприятия туристско-рекреационного пространства Кировской области ее жителями (составлено автором с помощью программы PolyAnalyst).
фойе
остановиться ф I ресторанчик выспаться ^ Компании А •
персонал
бармен
атмосфера ( J комфорт ф ^ Атмосфера дизайн
ремонт® чистота I
сервис профессионализм приём
M
интерьер
обстановка |§ V § кабина * Ф Ф ДУШ
' а запах очередь ™ # ванная — Чистота
останавливаться руководство
шеф-повар
двуспальная кровать
повар ^^ ф Персонал
_ ™ ч
ф стоянка парковка
} Парковка
мебель ,
воздух номер
подушка i напиток
} Обслуживание клиентов
гостиница л отношение Щ ф обслуживать Драться
качество обслуживания ф выпечка
каша Еда и напитки
лимонад •
матрац кофе
шкаф
остояние номера
пребывание
сотрудница ^ # ^ ф сотрудник
администратор
А гость
I комната i
ресепшн
заселение
регистрация (
I бронирование , -
закуска
Ш. i
| соотношение^
ощущение
кафе
столовая кондиционер
отдых вай-фай % Общее впечатление
бар
i вайфай ф
сп
Общественные помещения
щ массаж ресторан
борщ i
стеик
телевизор чайник санузелф ф сантехника ф Ф®н
отопление хинкали
ф лифт расположение место расположение
Состояние ванной комнаты
^"еда Оборудование (
Бонусы и сборы i скидка
холодильник
бонус ÄL масло w Щ Расположен^ Интернет
местоположение
Рис. 5 Анализ тональности восприятия туристско-рекреационного пространства Кировской области жителями других регионов РФ и иностранцами (составлено автором с помощью программы PolyAnalyst).
Тональность отзывов, оставленных жителями других регионов и иностранцев, в целом совпадает с оценками местных жителей. Так же на один отрицательный отзыв приходится примерно шесть положительных (рис. 5).
Различия проявляются в определении ключевых компонентов пространства, с которыми они сталкиваются во время поездки и которые вызывают различные эмоции (рис. 6). Чаще всего жители других регионов России и иностранцы среди географических объектов обращают внимание на реку Вятка и Раздерихинский овраг. Раздерихинский овраг — это одна из ландшафтных доминант города, который отделяет исторический центр от остальных районов. С ним связаны многочисленные легенды, поэтому он часто выступает как экскурсионный объект.
Рис. 6. Облако ключевых слов восприятия туристско-рекреационного пространства Кировской области жителями других регионов РФ и иностранцами (составлено автором с помощью программы PolyAnalyst).
В целом, гости региона проявляют схожий интерес к объектам культурного наследия и туристским организациям. Популярны музеи (Художественный музей, музей истории Хлынова, музей истории шоколада, музей мороженого и др.), культовые сооружения, тематические парки, театры. Среди уроженцев Кировской области чаще всего упоминается Костриков (Киров) Сергей Миронович, имя которого носит областной центр.
ВЫВОДЫ
Мониторинг туристско-рекреационных потребностей населения является важнейшим процессом по систематическому сбору, обработке и информации с целью трансформации региональной туристско-рекреационной системы. Мониторинг должен затрагивать все стороны рекреационного и туристского поведения населения — особенности инклюзивной и ежедневной рекреационной деятельности,
рекреационной деятельности в выходные дни и в период длительного отпуска, учитывать географические особенности дестинации и условия рекреационной деятельности в месте проживания респондентов. Объективность полученных результатов зависит от содержания вопросов в анкете, качества и объема выборки исследования, применяемых инструментов анализа и интерпретации полученных данных. Результаты опроса учитываются на этапе туристско-рекреационного проектирования и способствуют повышению эффективности реализации проектов. Систематический сбор информации о потребностях населения представляет собой циклический и непрерывный процесс.
В условиях возрастания значения данных размещенных в сети Интернет на процесс принятия решения о совершении путешествия, наряду с традиционными методами получения информации необходимо применять современные методы текстового анализа больших данных. Туристы и рекреанты оставляют цифровые следы, чаще всего в виде отзывов на профильных платформах. Данные отзывы содержат эмоциональную оценку качества и особенностей компонентов туристско-рекреационного пространства, с которыми они взаимодействовали в ходе поездки и получения услуг. На наш взгляд, метод текстового анализа данных позволяет оперативно получить дополнительную информацию и может применяться в выстроенной модели мониторинга туристско-рекреационных потребностей населения.
По результатам исследования отзывов туристов и рекреантов на примере Кировской области были получены сведения об особенностях восприятия туристско-рекреационного пространства региона и его отдельных компонентов, рассчитан индекс тональности, определены ключевые проблемные зоны. Дополнительно выявлены территориальные различия в восприятии туристско-рекреационного пространства местными жителями, туристами из других регионов России и иностранцев. Полученные результаты планируется применять для разработки предложений по участию Кировской области в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства» и дальнейшей трансформации региональной туристско-рекреационной системы.
Список литературы
1. Николаенко Д. В. Рекреационная география. М.: ВЛАДОС, 2003. 279 с.
2. Мартышенко Н. С. Потребности и возможности населения Приморского края в туристско-рекреационных услугах // Региональные исследования. 2012. №4(38). С. 88-96.
3. Диловаров Р, Нематов А. М. Рекреационные потребности как основа территориальной организации туризма // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2017. №2/10. С. 68-71.
4. Морозов М. А., Шпилько С. П., Шевель К. В. Современные тенденции развития рекреационных потребностей и предложений на рынке туристских услуг // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2017. № 4. С. 70-74.
5. Довгалюк Е. С., Рященко С. В. Социально-географические факторы формирования рекреационных потребностей населения северных территорий // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. №7(90). С. 31-38.
6. Шмыткова А. В. Изучение географических и мотивационных аспектов туристского спроса в Ростовской области // Таврический научный обозреватель. 2017. №4-1(21). С. 17-23.
7. Усова Н. В. Экологический аспект формирования рекреационных потребностей населения Иркутской области // Вестник ИрГСХА. 2012. № 53. С. 70-76.
8. Морозова В. В., Костин Л. Э. Рекреационная география Ярославской области: социологические аспекты изучения рекреационных потребностей жителей промышленного центра // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 3. № 1. С. 195.
9. Ирисова Т. А., Колотова Е. В. Модель рекреационного планирования развития территорий // Научный вестник МГИИТ. 2014. № 4(30). С. 16-29.
10. Какорина М. В. Рекреационные потребностей работников как фактор мотивации трудовой деятельности // Вопросы экономики и права. 2014. № 68. С. 48-51.
11. Макеева Е. А., Самойленко А. А. Рекреационная деятельность как основа формирования программ отдыха // Курорты. Сервис. Туризм. 2014. №2(23). С. 32-43.
12. Кулюшина Н. Е., Лигидов Р. М. Анализ рекреационных потребностей жителей города Нальчик // Фундаментальные исследования. 2015. №6-2. С. 366-370.
13. Лукьянова Л. Г. Проблема моделирования рекреационной территории Крыма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2016. Т. 2 (68). № 2. С. 51-59.
14. Суржиков В. И., Суркова А. С. Оценка уровня комфортности туристско-рекреационных пространств города // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2020. Т. 12. №1(48). С. 50-61. DOI 10.24866/VVSU/2073-3984/2020-1/050-061.
15. Минченко В. Г., Поддубная Т. Н., Заднепровская Е. Л. Оценка рекреационных потребностей обучающихся ВУЗа физической культуры: результаты социологического исследования // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2021. № 3. С. 66-71. DOI 10.53742/1999-6799/3_2021_66.
16. Shaw, S. M. (1992). Dereifying family leisure: An examination of women's and men's everyday experiences and perceptions of family time. Leisure Sciences, 14(4), 271-286. doi:10.1080/01490409209513174
17. Долженкова М. И., Мурзина О. Б. Сущность и специфика рекреативно-оздоровительной деятельности с пожилыми людьми // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 3(131). С. 56-63.
18. Инвалидность как предиктор особых потребностей в туристских услугах / Е. А. Сигида, Н. Ю. Баклагина, И. Е. Лукьянова, З. А. Киреенкова // Сервис plus. 2015. Т. 9. №2. С. 64-72. - DOI 10.12737/11313.
19. Gibson, H., & Yiannakis, A. (2002). Tourist roles: Needs and the lifecourse. Annals of Tourism Research, 29(2), 358-383. doi:10.1016/S0160-7383(01)00037-8 Yiannakis, A., & Gibson, H. (1992). Roles tourists play. Annals of Tourism Research, 19(2), 287-303.
20. Pearce, P. L. (1996). Recent research in tourist behavior. Asia-Pacific Journal of Tourism Research, 1(1), 7-17.
21. Schuckert, M., Liu, X., & Law, R. (2015). Hospitality and tourism online reviews: Recent trends and future directions. Journal of Travel & Tourism Marketing, 32(5), 608-621.
22. Taecharungroj, V., & Mathayomchan, B. (2019). Analysing TripAdvisor reviews of tourist attractions in Phuket, Thailand. Tourism Management, 75, 550-568.
23. Конышев Е. В., Исакова Ю. А. Исследование туристского рынка Кировской области // Внутренний туризм как перспективное направление социально-экономического и культурного развития Кировской области: материалы междунар. науч.-практ. конф., 17-19 ноября 2005 г. Киров : Изд-во КФ СПбГУП. 2006. С. 14-21.
24. Конышев Е. В. Рекреационные потребности населения Кировской области // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования : III междунар. науч.-практ. конф., 24-25 апр. 2008 г. М. : Диалог культур. 2008. С. 506-510.
25. Конышев Е. В. Рекреационные потребности населения как основа для моделирования туристско-рекреационных систем // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: V междунар. науч.-практ. конф., Москва, 28-29 апр. 2010 г. СПб. : Д.А.Р.К., 2010. С. 539-544.
26. Конышев Е. В., Митягина Е. В. Туристско-рекреационные потребности как фактор организации региональной туристско-рекреационной системы Кировской области // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 4 (36). С. 63-67.
27. Конышев Е. В. Потребности населения Кировской области как фактор формирования туристско-рекреационного пространства региона // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2021. Т. 31. № 3. С. 329-341
28. Gretzel, U., & Yoo, K. H. (2008). Use and impact of online travel reviews. Information and communication technologies in tourism 2008, 35-46.
NEW APPROACHES OF THE MONITORING ORGANIZATION TOURIST AND RECREATIONAL NEEDS OF THE KIROV REGION POPULATION (ON THE
EXAMPLE OF KIROV REGION)
Konyshev E. V.
Perm State University, Perm, Russian Federation E-mail: [email protected]
Tourist and recreational needs of the population are one of the main areas of recreational geography and an important factor in the formation of tourist and recreational space. The estimate of recreational needs however is associated with objective difficulties, high labor costs, requires an integrated and systematic approach, as well as the use of new methods of analysis. The relevance of the study is due to the need for a comprehensive study of the recreational behavior characteristics of the specific regions population and the search for new tools for monitoring changing tourist and recreational needs. The purpose of the study is to test a new method in the monitoring system of tourist and recreational needs. The monitoring model is disclosed and its key results are analyzed, as well as the impact on the development of the tourist and recreational system of the Kirov region from 2005 to 2022. A method of textual analysis of big data is proposed as an additional monitoring tool. Text analysis makes it possible to evaluate the emotional component of the digital trail of tourists and recreants, to reveal the features of the geographical component-by-component perception of the tourist and recreational space of the region, including to trace the changing perception temporally. The information base of the study was the Tripadvisor. A database of 7711 reviews posted on the portal from December 2011 to February 2022 was collected. Data processing was worked using the PolyAnalyst program created by Megaputer. The key areas of perception of the tourist and recreational space of the Kirov region were identified, the note index was calculated. Additionally, territorial differences in the perception of tourist and recreational space by local residents, tourists from other regions of Russia and foreigners were revealed. In general, the method of textual analysis of digital traces has shown its effectiveness and can be recommended for monitoring tourist and recreational needs. The results obtained are planned to be used to develop proposals for the participation of the Kirov region in the national project «Tourism and Hospitality Industry» and further transformation of the regional tourist and recreational system.
Keywords: tourist and recreational needs, control, Kirov region, survey method, big data, Tripadvisor, PolyAnalyst.
References
1. Nikolaenko D. V. Rekreacionnaya geografiya. M.: VLADOS, 2003. 279 s. (in Russian).
2. Martyshenko N. S. Potrebnosti i vozmozhnosti naseleniya Primorskogo kraya v turistsko-rekreacionnyh uslugah // Regional'nye issledovaniya. 2012. №4(38). S. 88-96. (in Russian).
3. Dilovarov R, Nematov A. M. Rekreacionnye potrebnosti kak osnova territorial'noj organizacii turizma // Vestnik Tadzhikskogo nacional'nogo universiteta. Seriya social'no-ekonomicheskih i obshchestvennyh nauk. 2017. №2/10. S. 68-71. (in Russian).
4. Morozov M. A., SHpil'ko S. P., SHevel' K. V. Sovremennye tendencii razvitiya rekreacionnyh potrebnostej i predlozhenij na rynke turistskih uslug // Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: CHelovek i obshchestvo. 2017. № 4. S. 70-74. (in Russian).
5. Dovgalyuk E. S., Ryashchenko S. V. Social'no-geograficheskie faktory formirovaniya rekreacionnyh potrebnostej naseleniya severnyh territorij // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2014. №7(90). S. 31-38. (in Russian).
6. SHmytkova A. V. Izuchenie geograficheskih i motivacionnyh aspektov turistskogo sprosa v Rostovskoj oblasti // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2017. №4-1(21). S. 17-23. (in Russian).
7. Usova N. V. Ekologicheskij aspekt formirovaniya rekreacionnyh potrebnostej naseleniya Irkutskoj oblasti // Vestnik IrGSKHA. 2012. № 53. S. 70-76. (in Russian).
8. Morozova V. V., Kostin L. E. Rekreacionnaya geografiya YAroslavskoj oblasti: sociologicheskie aspekty izucheniya rekreacionnyh potrebnostej zhitelej promyshlennogo centra // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011. T. 3. № 1. S. 195. (in Russian).
9. Irisova T. A., Kolotova E. V. Model' rekreacionnogo planirovaniya razvitiya territory // Nauchnyj vestnik MGIIT. 2014. № 4(30). S. 16-29. (in Russian).
10. Kakorina M. V. Rekreacionnye potrebnostej rabotnikov kak faktor motivacii trudovoj deyatel'nosti // Voprosy ekonomiki i prava. 2014. № 68. S. 48-51. (in Russian).
11. Makeeva E. A., Samojlenko A. A. Rekreacionnaya deyatel'nost' kak osnova formirovaniya programm otdyha // Kurorty. Servis. Turizm. 2014. №2(23). S. 32-43. (in Russian).
12. Kulyushina N. E., Ligidov R. M. Analiz rekreacionnyh potrebnostej zhitelej goroda Nal'chik // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. №6-2. S. 366-370. (in Russian).
13. Luk'yanova L. G. Problema modelirovaniya rekreacionnoj territorii Kryma // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya. 2016. T. 2 (68). № 2. S. 51-59. (in Russian).
14. Surzhikov V. I., Surkova A. S. Ocenka urovnya komfortnosti turistsko-rekreacionnyh prostranstv goroda // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 2020. T. 12. №1(48). S. 50-61. DOI 10.24866/VVSU/2073-3984/2020-1/050-061. (in Russian).
15. Minchenko V. G., Poddubnaya T. N., Zadneprovskaya E. L. Ocenka rekreacionnyh potrebnostej obuchayushchihsya VUZa fizicheskoj kul'tury: rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya // Fizicheskaya kul'tura, sport □ naukaipraktika. 2021. № 3. S. 66-71. DOI 10.53742/1999-6799/3_2021_66. (in Russian).
16. Shaw, S. M. (1992). Dereifying family leisure: An examination of women's and men's everyday experiences and perceptions of family time. Leisure Sciences, 14(4), 271-286. doi:10.1080/01490409209513174
17. Dolzhenkova M. I., Murzina O. B. Sushchnost' i specifika rekreativno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti s pozhilymi lyud'mi // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014. № 3(131). S. 56-63. (in Russian).
18. Invalidnost' kak prediktor osobyh potrebnostej v turistskih uslugah / E. A. Sigida, N. YU. Baklagina, I. E. Luk'yanova, Z. A. Kireenkova // Servis plus. 2015. T. 9. №2. S. 64-72. - DOI 10.12737/11313. (in Russian).
19. Gibson, H., & Yiannakis, A. (2002). Tourist roles: Needs and the lifecourse. Annals of Tourism Research, 29(2), 358-383. doi: 10.1016/S0160-7383(01)00037-8 Yiannakis, A., & Gibson, H. (1992). Roles tourists play. Annals of Tourism Research, 19(2), 287-303.
20. Pearce, P. L. (1996). Recent research in tourist behavior. Asia-Pacific Journal of Tourism Research, 1(1), 7-17.
21. Schuckert, M., Liu, X., & Law, R. (2015). Hospitality and tourism online reviews: Recent trends and future directions. Journal of Travel & Tourism Marketing, 32(5), 608-621.
22. Taecharungroj, V., & Mathayomchan, B. (2019). Analysing TripAdvisor reviews of tourist attractions in Phuket, Thailand. Tourism Management, 75, 550-568.
23. Konyshev E. V., Isakova YU. A. Issledovanie turistskogo rynka Kirovskoj oblasti // Vnutrennij turizm kak perspektivnoe napravlenie social'no-ekonomicheskogo i kul'turnogo razvitiya Kirovskoj oblasti: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 17-19 noyabrya 2005 g. Kirov : Izd-vo KF SPbGUP. 2006. S. 14-21. (in Russian).
24. Konyshev E. V. Rekreacionnye potrebnosti naseleniya Kirovskoj oblasti // Turizm i rekreaciya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya : III mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 24-25 apr. 2008 g. M. : Dialog kul'tur. 2008. S. 506-510. (in Russian).
25. Konyshev E. V. Rekreacionnye potrebnosti naseleniya kak osnova dlya modelirovaniya turistsko-rekreacionnyh sistem // Turizm i rekreaciya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: V mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 28-29 apr. 2010 g. SPb. : D.A.R.K., 2010. S. 539-544. (in Russian).
26. Konyshev E. V., Mityagina E. V. Turistsko-rekreacionnye potrebnosti kak faktor organizacii regional'noj turistsko-rekreacionnoj sistemy Kirovskoj oblasti // Vestnik Nacional'noj akademii turizma. 2015. № 4 (36). S. 63-67. (in Russian).
27. Konyshev E. V. Potrebnosti naseleniya Kirovskoj oblasti kak faktor formirovaniya turistsko-rekreacionnogo prostranstva regiona // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Biologiya. Nauki o Zemle. 2021. T. 31. № 3. S. 329-341. (in Russian).
28. Gretzel, U., & Yoo, K. H. (2008). Use and impact of online travel reviews. Information and communication technologies in tourism 2008, 35-46.
Поступила в редакцию 04.03.2022 г.