Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КОУВОЛА (ФИНЛЯНДИЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КОУВОЛА (ФИНЛЯНДИЯ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
166
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУВОЛА / ТУРИСТСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ГЕОГРАФИЧЕСКИ ПОДОБНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / KOUVOLA / TOURISM DEVELOPMENT / TOURISM / ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL LOCATION / TRANSPORT JUNCTION / GEOGRAPHICALLY SIMILAR TERRITORIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Потапов Игорь Александрович

Успешность развития туристского центра не всегда связана с разнообразием рекреационных ресурсов. Большое значение в современных условиях информатизации имеет создание благоприятного имиджа территории, который помогает продвижению её на туристском рынке. Выгоды географического положения города могут быть дополнены созданием привлекательной для потенциальных туристов инфраструктуры. Благодаря этому возможно развитие туризма и при отсутствии выдающихся рекреационных объектов. Цель нашего исследования заключается в выявлении факторов, способствовавших становлению г. Коувола одним из наиболее популярных туристских центров на юговостоке Финляндии. Мы проанализировали особенности экономико-географического положения города, определили наиболее притягательные объекты туристского интереса на основании контент-анализа отзывов о Коувола на туристских порталах в сети Internet. Рассмотрели, как промышленная история города использована для создания новых рекреационных объектов. В результате мы выявили, что Коувола используется как центр заезда на смежные территории с более богатым рекреационным потенциалом. Приграничное положение города и нахождение его на пересечении важных транспортных путей, а также наличие интересных рекреационных объектов на прилегающей территории и крупных торговых центров в самом городе обусловливают его привлекательность для туристов. При этом наиболее важным фактором, способствующим туристскому развитию Коувола, является не положение вблизи границы, а нахождение на пути туристских потоков. Созданная в городе туристская инфраструктура способствует тому, что туристы используют его также и как пункт основного пребывания. Благодаря использованию метода географических аналогий опыт туристского развития города Коувола возможно применить для географически подобных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM DEVELOPMENT OF THE CITY OF KOUVOLA (FINLAND)

The successful development of a territory as a tourist destination is not always associated with a variety of recreational resources. In the modern conditions of informatization, of great importance is a favorable image of the territory, which helps to promote the created recreational center. Our study aims to identify the factors that have contributed to the recreational development of the Finnish city of Kouvola, which, in the absence of significant recreational facilities, is one of the most important tourist destinations in southeastern Finland. We have analyzed the features of the economic and geographical position of the city, and identified the most attractive objects of tourist interest based on the content analysis of reviews about Kouvola on tourist Internet portals. We have also examined how careful attitude to the industrial history of the city made it possible to create new attractive recreational objects. The following factors have been found among those making Kouvola attractive for tourists: the border position of the city and its location at the intersection of important transport routes, as well as the presence of interesting recreational facilities in the adjacent territories and large shopping centers in the city itself. Consequently, Kouvola is used as an ‘entry point’ into adjacent territories with richer recreational potential. At the same time, the most important factor in the tourism development of Kouvola is no t the position near the border, but the location on the way of tourist flows. On the other hand, the tourist infrastructure created in the city contributes to the fact that tourists also use it as a point of main stay. Analysis of the recreational development experience of such places can be applied for planning tourism development of geographically similar territories.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КОУВОЛА (ФИНЛЯНДИЯ)»

Рекреационная география и туризм Потапов И.А.

УДК 911.3 DOI: 10.17072/2079-7877-2020-4-181-189

ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КОУВОЛА (ФИНЛЯНДИЯ)

Игорь Александрович Потапов

e-mail: ipdk@yandex.ru

Северный Арктический федеральный университет, Архангельск

Успешность развития туристского центра не всегда связана с разнообразием рекреационных ресурсов. Большое значение в современных условиях информатизации имеет создание благоприятного имиджа территории, который помогает продвижению её на туристском рынке. Выгоды географического положения города могут быть дополнены созданием привлекательной для потенциальных туристов инфраструктуры. Благодаря этому возможно развитие туризма и при отсутствии выдающихся рекреационных объектов. Цель нашего исследования заключается в выявлении факторов, способствовавших становлению г. Коувола одним из наиболее популярных туристских центров на юго-востоке Финляндии. Мы проанализировали особенности экономико-географического положения города, определили наиболее притягательные объекты туристского интереса на основании контент-анализа отзывов о Коувола на туристских порталах в сети Internet. Рассмотрели, как промышленная история города использована для создания новых рекреационных объектов. В результате мы выявили, что Коувола используется как центр заезда на смежные территории с более богатым рекреационным потенциалом. Приграничное положение города и нахождение его на пересечении важных транспортных путей, а также наличие интересных рекреационных объектов на прилегающей территории и крупных торговых центров в самом городе обусловливают его привлекательность для туристов. При этом наиболее важным фактором, способствующим туристскому развитию Коувола, является не положение вблизи границы, а нахождение на пути туристских потоков. Созданная в городе туристская инфраструктура способствует тому, что туристы используют его также и как пункт основного пребывания. Благодаря использованию метода географических аналогий опыт туристского развития города Коувола возможно применить для географически подобных территорий.

Ключевые слова: Коувола, туристское развитие, туризм, экономико-географическое положение, транспортный узел, географически подобные территории.

TOURISM DEVELOPMENT OF THE CITY OF KOUVOLA (FINLAND)

Igor A. Potapov

e-mail: ipdk@yandex.ru

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk

The successful development of a territory as a tourist destination is not always associated with a variety of recreational resources. In the modern conditions of informatization, of great importance is a favorable image of the territory, which helps to promote the created recreational center. Our study aims to identify the factors that have contributed to the recreational development of the Finnish city of Kouvola, which, in the absence of significant recreational facilities, is one of the most important tourist destinations in southeastern Finland. We have analyzed the features of the economic and geographical position of the city, and identified the most attractive objects of tourist interest based on the content analysis of reviews about Kouvola on tourist Internet portals. We have also examined how careful attitude to the industrial history of the city made it possible to create new attractive recreational objects. The following factors have been found among those making Kouvola attractive for tourists: the border position of the city and its location at the intersection of important transport routes, as well as the presence of interesting recreational facilities in the adjacent territories and large shopping centers in the city itself. Consequently, Kouvola is used as an 'entry point' into adjacent territories with richer recreational potential. At the same time, the most important factor in the tourism development of Kouvola is no t the position near the

© Потапов И.А 2020

Рекреационная география и туризм Потапов И.А.

border, but the location on the way of tourist flows. On the other hand, the tourist infrastructure created in the city contributes to the fact that tourists also use it as a point of main stay. Analysis of the recreational development experience of such places can be applied for planning tourism development of geographically similar territories.

Keywords: Kouvola, tourism development, tourism, economic and geographical location, transport junction, geographically similar territories.

Введение

Рекреационное развитие территории основывается на её рекреационных ресурсах, транспортной доступности и инфраструктурной освоенности. Следовательно, для успешности развития туризма необходимо наличие всех трёх пунктов. Однако опыт показывает, что некоторые территории без ярко выраженной аттрактивности рекреационных ресурсов успешно развивают туризм, используя выгоды географического положения. Более того, некоторые дестинации становятся со временем популярными ввиду того, что в сети Internet появляется информация о них как модных местах отдыха. Практический опыт туристского развития Финляндии, особенно районов, приграничных с Россией, показывает, как из территории, которая в целом мало чем отличается от находящейся по другую сторону границы, можно создать популярное туристское направление. Разберём этот опыт на примере развития финского г. Коувола. Выбор объекта исследования обусловлен случайностью. Автор статьи, во время поездки в Финляндию, выбрал Коувола целью своего путешествия по причине того, что это первый крупный финский город от границы по пути следования поезда Санкт-Петербург - Хельсинки. Город, основной функцией которого изначально являлась транспортная, произвёл благоприятное впечатление. Вопрос о том, как небольшой город, не имеющий длительной истории развития, ярких архитектурных объектов на своей территории, разрушенный во время войны, стал одним из популярных центров туризма на юго-востоке Финляндии, послужил причиной выбора Коувола в качестве объекта исследования. В России существует большое количество городов, которые имеют некоторые общие характеристики с Коувола. Это и сходство в истории их возникновения, и отсутствие у них ярких объектов для привлечения туристов, выгоды географического положения (не обязательно положение у границы). При разработке проектов их туристского развития, создании туристских кластеров использование опыта Коувола может иметь большое практическое значение.

Коувола находится в 80 км от российско-финской границы.

Численность населения по муниципалитету составляет 90 тыс. чел. В 2019 г. доля российских туристов в Финляндии составила 70%, при этом туристские потоки из России имеют ярко выраженное приграничное направление, а 95% гостей приезжает из сопредельных российских территорий, при этом 80% - из Санкт-Петербурга и ближайших регионов [16]. Основной целью для российских туристов в Финляндии является Хельсинки (41,7% направляются туда) [16]. В общем потоке туристов областей юго-восточной Финляндии, пограничной с Россией, доля россиян также высока. По данным А.Г. Манакова, С.В. Кондратьевой и И.А. Иванова, область Кюменлааксо, в которой находится Коувола, в год посещает 44% российских туристов от их общего количества (среди приграничных областей Финляндии это третий показатель посещаемости россиянами после Южной Карелии и Южного Саво) [12]. Согласно теории трансграничного туристско-рекреационного регионообразования, данную часть Финляндии Е.Г. Кропинова относит к южному российско-финскому туристско-рекреационному мезорегиону. Он протягивается от Санкт-Петербурга до Хельсинки [9]. Санкт-Петербург является началом мощных туристских потоков в этот регион. В его пределах в 2018 г. побывало 73% российских туристов

Географическое положение Коувола и основные дороги Fig. Geographical location of Kouvola and main roads

Рекреационная география и туризм Потапов И.А.

Финляндии [12]. Формирование подобных межграничных регионов обоюдного выездного туризма является повсеместной тенденцией, а основной целью туристов там выступает шопинг [2; 8; 9; 11; 13]. Коувола является важным транспортным узлом, используемым туристами для путешествий в Поозерье (туристский регион Юго-Восточная Финляндия), на которое приходится более 50% ночевок россиян. Другие города этого района также входят в число наиболее посещаемых россиянами в Финляндии (Лаппеэнранта, Иматра, Котка) (рисунок) [20].

Таким образом, приграничное расположение, близость к Санкт-Петербургу и наличие высокоскоростной железной дороги обеспечивают региону конкурентоспособность в целом, а Коуволе-важнейший транспортный узел в частности [5]. Юго-восточная Финляндия исторически является местом проведения выходных для жителей региона Санкт-Петербурга. Опыт Финляндии по развитию туризма рассмотрен в работах А.И. Шишкина (2009), Л.И. Рогачёвой и С.Н. Голубчикова (2009), А.Н. Захарова и А.А. Игнатьева (2013), М.А. Жулина и П.Н. Лосева (2013), Е.Д. Биктимировой, А.В. Васильевой, С. Кярмениеми (2013), Е.А.Шлапеко, С.В. Степановой (2018) [2; 4; 5; 13; 14; 15]. Подробная структура распределения въездных туристов рассмотрена в работе А.Г. Манакова, С.В. Кондратьевой, И.А. Иванова [12]. В нашем исследовании основное внимание мы уделили феномену развития туризма в городе - транспортном центре и обобщению его опыта для некоторых географически подобных российских городов.

Материалы и методы исследования

Чтобы оценить, как расположение города повлияло на его рекреационное развитие, мы рассмотрели его экономико-географическое положение и, прежде всего, транспортно-географическое.

Мы выявили возможности развития города как рекреационного центра в зависимости от влияния на этот процесс внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся историко-культурный потенциал города, наличие туристской инфраструктуры. Под внешними факторами подразумевают ценность природного потенциала территории, окружающей город, а также его транспортную доступность относительно мест формирования туристских потоков, положение относительно дорог [7].

Мы представили г. Коувола в качестве одного из компонентов элементарной туристско-рекреационной системы Финляндии - транспортного узла как пункта заездов на маршруты [6].

Для характеристики впечатлений туристов и выявления наиболее привлекательных туристских объектов Коувола был проведен контент-анализ отзывов туристов о путешествиях туда на туристском сайте tripadvisor, где по общим оценкам формируется рейтинг основных точек притяжения. Мы применили два вида контент-анализа - неколичественный и количественный. Благодаря неколичественному контент-анализу были выявлены качественные характеристики впечатлений туристов от поездки в Коувола. Количественный контент-анализ позволил сопоставить привлекательность объектов притяжения туристов в Коувола. Проанализировали привлекательность тех или иных объектов для туристов благодаря рейтингу достопримечательностей Коувола и окрестностей.

Результаты и их обсуждение

Главной особенностью экономико-географического положения Коувола является её приграничное положение на территории Финляндии на железной дороге между Хельсинки (140 км) и Санкт-Петербургом (285 км), являющимися основными точками формирования туристских потоков, передвигающихся по данному транспортному направлению. Торгово-экономические связи Финляндии и России, частное взаимодействие граждан двух стран и их личные интересы выдвигают этот город на роль транзитного пункта пересадки при межграничном движении пассажиров и грузов.

Возникновение и развитие г. Коувола связано со строительством железной дороги Санкт-Петербург - Рийхимяки. Для обслуживания строительства и, в дальнейшем, для эксплуатации дороги в 1875 г. и был построен город. Со временем Коувола превратилась в один из важнейших транспортных узлов Финляндии. В настоящее время через город с востока на запад проходит железная дорога, связывающая Санкт-Петербург и Хельсинки, При этом Коувола является первой крупной станцией на территории Финляндии после границы. С юга на север тянется железнодорожная ветка от г. Котка через Миккели, Куопио, через Озёрный край в восточной и центральной Финляндии до Тайвалкоски. Кроме железных дорог в Коувола пересекаются автомагистрали. Транспортно-

Рекреационная география и туризм Потапов И.А.

географическое положение города делает его «воротами» при путешествии в Поозерье (при движении от Коувола на север), на побережье Финского залива (Котка, Хамина, Порвоо) (при движении на юг), а при направлении на запад - в Хельсинки, Турку, к аэропортам, паромным терминалам, а также на Аландские острова. Такое расположение делает транспортно-географическое положение Коуволы выгодным, способствуя постоянно высокому пассажиропотоку через город.

Рассмотрим внутренние и внешние факторы, влияющие на туристское развитие города. Коувола представляет собой типичный провинциальный финский город со среднеэтажной застройкой, микрорайонами частных домов, комфортный и удобный для жизни, но лишённый выдающихся объектов туристского интереса. При этом в городе органично сочетается застройка с естественными участками леса, которые простираются между жилыми кварталами. Такое сосуществование формирует благоприятную для горожан среду, которая обеспечивает действующие в странах Северной Европы права каждого человека на природу.

Историко-культурный потенциал города составляет незначительная историческая застройка, сохранившаяся в Коувола после советско-финской войны, когда во время бомбардировок большая её часть была разрушена. Хорошо сохранился район Касарминмяки с построенными в 1910-1914 гг. зданиями казарм для русской армии и крупнейшей православной церковью юго-восточной Финляндии. В бывших казармах сейчас размещается университет Коувола.

Особого внимания заслуживает район Кауниснурми, в котором были отреставрированы дома, построенные в начале XX в. для работников железной дороги. Улица с деревянными одноэтажными домами составляет теперь музейный квартал, в каждом из них располагается либо ремесленные мастерские, либо музей, магазин или кафе. Вместе с музеем железнодорожных макетов этот квартал является памятником железнодорожной истории Финляндии. Дополняет и расширяет железнодорожную тему ретро-паровоз, на котором организуются путешествия для туристов в Хельсинки, Котку, Хамину и Оулу. Работает музей радио, расположенный в одном из домов квартала, а также городской художественный музей Пойкило, занимающий специально построенное здание, примыкающее к этому району [18]. Таким образом, историко-культурный потенциал, формирующий пространство «исторический город Коуволы», несмотря на небольшое количество составляющих его объектов, является примером заботы администрации о немногом сохранившемся аутентичном контенте. Таким образом, для повышения привлекательности Коувола для туристов администрации удаётся создавать и поддерживать благоприятный имидж города как рекреационного центра.

Главный объект Коувола как торгового города - торговый центр Ветури, крупнейший универсальный магазин юго-восточной Финляндии. К крупным объектам торговли, интересным для туристов, можно отнести гипермаркет Призма, универмаги Сокос и S-market, магазин Sale. По статистике оформления tax-free в финских универмагах россияне являются крупнейшими покупателями [17].

В окрестностях города есть более ценные рекреационные объекты, которые для туристов могут быть основными точками притяжения. Они относятся к внешним факторам туристского развития. Прежде всего, это фабрика-музей Верла - первый промышленный музей Финляндии, расположенный в 30 км от города. На фабрике Верла с 1892 по 1964 г. производили целлюлозу и белёный картон. После закрытия сохранили всё оборудование на своих местах и технологию производства картона в мельчайших подробностях. Именно за это скрупулезное сохранение промышленной истории ЮНЕСКО присвоил Верла в 1996 г. статус объекта мирового культурного наследия. Промышленный комплекс дополняет бывшая деревня работников фабрики.

Из загородных природных объектов выделяются: ботанический сад арборетум Мустила (в 25 км от города), национальный парк Реповеси (в 40 км от города), центр искусств и природы в Вуохиярви (парк любви, расположенный по дороге в Реповеси, предназначенный для первых встреч, познакомившихся в Internet людей). Горнолыжный комплекс Миелакка, находящийся рядом с Коувола, популярен у туристов в зимнее время.

Важным аттрактантом в Коувола также являются парк Тюккимяки (третий по величине парк развлечений в Финляндии) и аквапарк при нём (находится в 5 км от города).

Из объектов размещения в Коувола - два сетевых четырёхзвёздных отеля (сетей «Sokos» на 172 номера и «Scandic» на 98 номеров) и местная трёхзвёздная туристская гостиница Turistihovi на 27 номеров. В непосредственной близости от Коувола есть несколько придорожных отелей (в пределах 10 км от центра). Кроме того, услуги по размещению туристов предоставляют 12 баз отдыха, усадеб и

Рекреационная география и туризм Потапов И.А.

вилл, некоторые из них представляют собой коттеджные посёлки и располагаются вблизи объектов туристского интереса (Реповеси, Тюккимяки). Предприятия питания представлены одиннадцатью ресторанами и восемью кафе в городе и пятью в окрестностях. В Коуволе есть 5 баров и ночных клубов, которые расположены при отелях, ресторанах и кафе.

Современный туризм не возможен без сети Internet. Он начинается с выбора маршрута предстоящей поездки, выбора места ночлега, покупки билетов и заканчивается у многих туристов написанием отзывов о прошедшем путешествии. Важную роль играет доступность сети Internet во время поездки. Для удобства местных жителей и туристов на улицах в центре Коувола свободно доступен Wi-Fi. Для продвижения туристского направления существуют специальные сайты, в том числе ориентированные на туристов из России [20].

Мы проанализировали отзывы туристов, посетивших Коувола, опубликованные на сайте путешествий tripadvisor, с целью выявить популярные дестинации. Исследование показало, что наиболее часто посещаемым и понравившимся объектом данного направления является национальный парк Реповеси (154 отзыва, общая оценка 5 из 5) (табл. 1). Ещё ряд объектов получил меньшее количество отзывов [18].

Таблица 1

Рейтинг популярности туристских объектов в Коувола и окрестностях [18, 19] Popularity rating of tourist objects in and around Kouvola [18, 19]

Объект Количество отзывов Оценка

Национальный парк Реповеси 154 5 из 5

Фабрика-музей Верла 70 4,5 из 5

Парк развлечений Тюккимяки 91 4 из 5

Шопинг-центр «Ветури» 33 4 из 5

Горнолыжный центр «Миелакка» 15 4,5 из 5

Музей радио 8 4,5 из 5

Арборетум «Мустила» 5 4,5 из 5

Церковь Сиппола 4 5 из 5

Городской музей Пойкило 3 4,5 из 5

Контент-анализ отзывов туристов, посетивших Коуволу, показал, что многие из них сходятся во мнении о том, что это небольшой город с собственной атмосферой, чистый, тихий, зелёный, спокойный, умиротворяющий, с белым снегом зимой и природой в самом городе. Все самые значительные достопримечательности и интересные места находятся за его пределами (национальный парк «Реповеси», парк развлечений и аквапарк «Тюккимяки», арборетум Мустила, горнолыжный центр, музей-фабрика «Верла»). В самом городе заслуживают внимания: музейный квартал, музей радио и быта, художественный музей Пойкило, торговые центры «Ветури, «Призма» с низкими ценами и сезонными скидками [19]. Эти данные соотносятся с рейтингом, составленным, по отзывам туристов, на сайте tripadvisor.ru.

Туристское пространство города Коувола сформировано, аттрактивно и удобно для туристов, так как сформированы все составляющие его части и присутствуют все элементы, необходимые для развития индустрии туризма [1, 3, 10]. Инфраструктура в городе создавалась по принципу «для себя с учётом возможных гостей». Имеются отели высокого класса, оборудованные конференц-залами для симпозиумов, спа-комплексами, рестораны, ночные клубы, музеи, торговые центры. При этом как внутри города, так и за пределами его находятся объекты туристского интереса, некоторые из которых специально созданы для развития туризма. Кроме того, юго-восток Финляндии исторически был местом дачного отдыха жителей Санкт-Петербурга.

Опыт, который использовали власти Коувола, можно рекомендовать другим географически подобным территориям. В России в качестве возможных мест применения этого опыта можно назвать города, которые также, как Коувола, возникли при строительстве железных дорог на рубеже XIX-XX вв., где сейчас пытаются создавать туристские кейсы. При этом приграничное положение не является определяющим при выборе географических аналогов. Важно отметить транзитность города, т.е. возможность выполнять функции транспортного узла в схеме элементарной туристско-рекреационной системы, нахождение на пути продвижения туристских потоков из мест их формирования к объектам туристского интереса. Это должны быть потенциальные местные центры предоставления центральных услуг населению соседних территорий.

Рекреационная география и туризм Потапов И.А.

Например, в Архангельской области есть города Няндома и Котлас, станции, возникновение которых связано с прокладкой Северной (Московско-Ярославско-Архангельской) железной дороги в конце XIX - начале XX вв. и именем Саввы Мамонтова, возглавлявшего строительство. Они не являются значимыми туристскими центрами, но имеют выгодное транспортно-географическое положение и используются в качестве главных транспортных узлов распределения туристов в своих регионах. Котлас входит в состав туристско-рекреационного кластера «Котлас - Сольвычегодск», но его узловое положение позволяет обслуживать и туристов, направляющихся в Великий Устюг, который находится в соседней Вологодской области. Няндома также используется как промежуточная станция заезда туристов к значительным туристским объектам Архангельской области - Кенозерскому национальному парку и историческому г. Каргополь (Няндома - ворота в Кенозерье и Каргополь). В Няндоме, как и в Коувола, сохранились дома, построенные в XIX-XX вв. по специальному проекту для железнодорожников. Там пытаются воссоздать исторический квартал, разработан экскурсионный проект «Савва Мамонтов и его Няндома». Использование потенциала железнодорожной истории, как это сделано в Коувола, позволит повысить интерес туристов к Котласу и Няндоме и расширить их функции за пределы транспортной. Кроме того, эти города являются крупнейшими в своих районах, они предоставляют услуги для обширных сельских территорий Архангельской области, следовательно, создание торговых центров также будет привлекать сюда людей.

В качестве географически подобных городов, для которых возможно использовать опыт туристского развития Коувола, можно назвать Харовск (Вологодская область), Сегежу (Республика Карелия), Бологое (Тверская область), Тайшет (Иркутская область), Биробиджан (Еврейская автономная область), Вяземский (Хабаровский край), Дальнереченск и Спасск-Дальний (Приморский край) и другие города. При этом для их туристского развития можно предложить некоторые конкретные мероприятия из опыта Коувола (табл. 2).

Таблица 2

Мероприятия для развития туризма из опыта г. Коувола для географически подобных территорий Tourism development activities from the experience of the city of Kouvola for geographically similar areas

Признак подобия городов Мероприятия

Выгодное транспортно-географическое положение Создание условий для комфортного пребывания транзитных туристов (гостиницы, кафе, магазины), синхронизация движения стыковочных рейсов транспорта по пути следования

Близость к популярным объектам туризма

Связь с историей железной дороги Создание объектов туристского интереса (железнодорожные музеи, музейные кварталы), реставрация исторических построек, организация поездок на ретро-поездах.

Отсутствие ярких объектов для туристов внутри города

Близость к потенциальным потребителям товаров Создание торговых центров

Выводы

Подводя итог, можно констатировать, что из факторов, влияющих на рекреационное развитие Коуволы, решающими являются внешние. Национальный парк, арборетум, горнолыжный центр, фабрика-музей Верла, расположенные в окрестностях города, вызвали больше всего отзывов и заслужили самые высокие оценки туристов. Из внутренних факторов можно отметить торговые центры, привлекающие, главным образом, российских туристов. Следовательно, основной целью туристов, посещающих город, является торговый центр Ветури и другие крупные магазины. Другая категория туристов представляет собой любителей природы, которые приезжают в район Коувола, селятся на базах отдыха, в коттеджах, посещают национальный парк и другие природные резерваты, кроме того, бывают и в торговых центрах и в музеях города.

Географическое положение Коувола вблизи границы имеет значение для стимуляции туристского развития города, однако не является решающим. Положение на пути устойчивых туристских потоков, возможность перераспределять их в разные районы Финляндии способствует интересу туристов к Коувола. Город, в рамках схемы туристско-рекреационной системы юго-восточной Финляндии, выступает в качестве транспортного узла для проезда к популярным рекреационным объектам. Этому способствуют развитая транспортная инфраструктура, наличие синхронизированных с прибытием поездов рейсов автобусов по всем направлениям, присутствие крупных торговых центров.

Рекреационная география и туризм Потапов И.А.

Несмотря на изначальное отсутствие значительного туристско-рекреационного потенциала, администрация города смогла использовать выгоды его транспортно-географического положения относительно потенциальных центров формирования туристских потоков и объектов туристского интереса, находящихся в его окрестностях. Был создан благоприятный имидж Коувола, в том числе благодаря продвижению в сети Internet. Имеются туристские сайты, посвящённые Коувола и всему региону Юго-Восточной Финляндии. Рекреационные возможности города и района активно продвигают в социальных сетях на русском языке. Опыт туристского развития и тематического планирования дестинаций Коувола может быть использован другими географически подобными городами, находящимися не только вблизи границ, но и на удалении от них, так или иначе выполняющими роль распределительных транспортных центров в региональных туристско-рекреационных системах.

Библиографический список

1. Артемьева ОА. Привлекательность дестинации: сущность и условия формирования //Экономика. Бизнес. Банки. 2018. Т.7. С. 166-173.

2. Биктимирова Е.Д., Васильева А.В., Кярмениеми С. Развитие приграничных туристско-рекреационных зон как одна из форм сотрудничества Карелии и Финляндии // Труды Карельского научного центра РАН. 2013. №5. С.112-121.

3. Бурова Д.В. Систематизация проблем развития рекреационных территорий на основе аттрактивности //Инновации и инвестиции. 2015. №9. С. 113-115.

4. Жулина МА., Лосев П.Н. Туризм в странах зарубежного финно-угорского пространства: сравнительный анализ //Финно-угорский мир. 2013. №1. С. 115-119.

5. Захаров А.Н., Игнатьев АА. Опыт Финляндии в области развития индустрии туризма //Российский внешнеэкономический вестник. 2013. №1. С.28-41.

6. Зырянов А.И. Туристское районирование //География и туризм: сб. науч. тр. /Перм. Гос. ун-т. Пермь, 2006. Вып. 2. С. 60-68.

7. Колендо Е.Т. Типология малых городских поселений Беларуси как центров туризма //Вестник БГУ. 2011. Сер.2 №1. С. 85-90.

8. Корнеевец В. С., Кропинова Е.Г. Программа приграничного сотрудничества «Литва - Польша - Россия» на 2007-2013 годы в формировании трансграничного туристского региона Юго-Восточной Балтики и обеспечении устойчивого развития территории // Вестник Российского государственного университета имени И. Канта. 2010. Вып. 7. С. 152-156.

9. Кропинова Е.Г. Трансграничные туристско-рекреационные регионы на Балтике. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2016. 272с.

10. Макринова Е.И., Иваницкая Т.Ю. Мотивационная модель формирования туристского имиджа территории в региональном аспекте //Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. №4. Т.12. С. 86-96. doi:10/24411/1995-0411-2018-10408

11. Манаков А.Г., Голомидова Е.С. Трансграничный туристско-рекреационный регион на смежных территориях России, Эстонии и Латвии //Географический вестник. 2018. №2 (45). С.156-166. doi: 10.17072/2079-7877-2018-2-156-166.

12. Манаков А.Г., Кондратьева С.В., Иванов ИА. Структура и география распределения въездного туристского потока в Финляндии // Географический вестник. 2020. №1 (52). С.166-177. doi: 10.17072/2079-7877-2020-1-166-177

13. Рогачёва Л.И., Голубчиков С.Н. Рекреационное освоение северных регионов в России и за рубежом // География в школе. 2009. №10. С.13-16.

14. Шишкин А.И. Основные объекты туристской инфраструктуры и их характеристика по центрам туристской активности Карелии //Территория и планирование. 2009. №3 (21). С. 118-126.

15. Шлапеко ЕА., Степанова С.В. Формирование трансграничного социокультурного пространства в российско-финляндском приграничье (Республика Карелия, Россия - Северная Карелия, Финляндия) //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т.9. №3. С.39-48 doi:10.18721/JHS S.9304.

16. Ассоциация туроператоров России. URL: http:www.atorus.ru/news/press-centre/news/50475.html. (дата обращения: 20.07.2020).

17. Российский шопинг-туризм в Финляндии меняется URL:http:www.yle.fi/uutiset/osasto/novosti/rossiiskii_shoping-turizm/11122247.html. (дата обращения: 20.07.2020).

18. Отзывы туристов о Коуволе на сайте путешествий. URL: http:www.tripadvisor.ru/Attractions-g784762-Activities-Kouvola-kymenlaakso.html (дата обращения: 27.08.2019).

19. Отзывы туристов о Коуволе в социальной сети отзывов. URL: http:www.otzovik.com/review_1658918.3497832.7960660.html. (дата обращения: 28.08.2019).

20. Официальный туристический сайт Финляндии. URL: http:www.visitfinland.com/ru (дата обращения: 28.08.2019).

Рекреационная география и туризм Потапов И.А.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Artemeva, O.A. (2018), "The attractiveness of destination: essence and conditions of formation", Ekonomika Biznes. Banki [Economy. Business. Banks], vol. 7. pp. 166-173.

2. Bictimirova, E.D., Vasileva, A.D., Kiarmeniemi, S. (2013),"Development of cross-border tourist and recreational areas as on of the forms of cooperation between Kareiia and Finland", Trudy Karel 'skogo nauchnogo centra [Proceedings of the Karelian scientific center], no 5. pp. 112-121.

3. Burova, D.V. (2015), "Systematization of the problems of development of recreational areas based on attractiveness", Innovatcii i investitcii [Innovations and investments], no 9. pp. 113-115.

4. Zhulina, M.A., Losev, P.N. (2013), "Tourism in the countries of the foreign Finno-Ugric space: a comparative analysis", Finno-Ugorskiy mir [Finno-Ugric world], no 1. pp. 115-119.

5. Zaharov, A.N. Ignat'ev, A.A. (2013), "Finland's experience in the development of the tourism industry", Rossijsky vneshneeconomichesky vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin], no 1. pp. 28-41.

6. Zyryanov, A.I. (2006), "Tourist zoning", Geografía i turizm [Geography and tourism], Is. 2, Perm, Russia, pp.60-68.

7. Kolendo, E.T. (2011), "The typology of small towns as the centers of tourism in Belarus", Vestnik BGU [Bulletin of BGU], Seria 2, no 1, Minsk, Belarus, pp. 85-90.

8. Korneevets, V.S., Kropinova, Y. G. (2010), "The «Lithuania - Poland - Russia» neighbourhood programme in the framework of the formation of the cross-border tourism region in the south-estern Baltic and the promotion of the territory", Vestnik Rossiiskogo Gosudarstvennogo Universiteta imeni I. Kanta [Bulletin of the Russian State University named after I. Kant], no. 7, pp. 152-156.

9. Kropinova, Y. G. (2016), Transgranichnye turistsko-rekreatcionnye regiony na Baltike [Cross-border tourist and recreational regions in the Baltic], Baltic Federal University, Kaliningrad.

10. Makrinova, E.I., Ivanitckaia, T.U. (2018), "A motivational model of creating tourism image of the territory: the regional aspect" Sovremennye problemy servisa I turizma [Service and tourism: current chellenges], no 4 vol. 12. pp. 86-96. doi:10/24411/1995-0411-2018-10408.

11. Manakov, A.G., Golomidova, E.S. (2018), "Transboundary tourist -recreational regions in the adjacent territories of Russia, Estonia and Latvia", Geografichesky vestnik [Geographical bulletin], no 2 (45). pp. 156-166. Doi: 10.17072/2079-78772018-2-156-166.

12. Manakov, A.G., Kondrateva S.V., Ivanov I.A. (2020), "Structure and geography of the inbound tourist flow distribution in Finland", Geografichesky vestnik [Geographical bulletin], no 1 (52). pp. 166-177. Doi: 10.17072/2079-78772020-1-166-177.

13. Rogachova, L.I., Golubchikov, S.N. (2009), "Recreational development of the northern regions in Russia and abroad", Geografia v shkole [Geography at school], no 10. pp. 13-16.

14. Shishkin, A.I. (2009), "The main objects of tourist infrastructure and their characteristics in the centers of tourists activity in Karelia", Territoria i planirovanie [Territory and planning], no 3 (21), pp. 118-126.

15. Shlapeko, E.A., Stepanova, S.V. (2018), "Formation of cross-border socio-cultural space of Karelia (Republic of Karelia? Russia - North Karelia, Finland) ", Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye I obschestvennye nauki [Scientific and technical statements of SPbPU. Humanitarian and social sciences], vol.9. no 3. pp. 39-48. doi: 10.18721/JHSS.9304.

16. Association of Tour Operators of Russia (2020), available at: http:www.atorus.ru/news/press-centre/news/50475.html (Accessed 20.07.2020).

17. Russian shopping tourism in Finland is changing (2020), available at: http:www.yle.fi/uutiset/osasto/novosti/rossiiskii_shoping-turizm/11122247.html. (Accessed 20.07.2020).

18. Reviews of tourists about Kouvola in the Travel site, Tripadvisor.ru, available at: http:www.tripadvisor.ru/Attractions-g784762-Activities-Kouvola-kymenlaakso.html (Accessed 27.08.2019).

19. Reviews of tourists about Kouvola in the Social network reviews Otzovik, available at: http:www.otzovik.com/review_1658918.3497832.7960660.html (Accessed 28.08.2019).

20 Official Tourism Site of Finland, available at: http:www.visitfinland.com/ru (Accessed 28.08.2019).

Поступила в редакцию: 28.09.2019

Сведения об авторе About the author

Игорь Александрович Потапов Igor A. Potapov

доцент кафедры географии и гидрометеорологии, Associate Professor, Department of Geography and

Северный Арктический федеральный университет, Hydrometeorology, Northern (Arctic) Federal University

Россия, 163002, Архангельск, ул. Набережная Северной named after M. V. Lomonosov; Двины, 17 17, naberezhnaya Severnoy Dviny st., Arkhangelsk,

163002, Russia e-mail: ipdk@yandex.ru

Рекреационная география и туризм Потапов И.А.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Потапов И.А. Особенности туристского развития города Коувола (Финляндия) // Географический вестник = Geographical bulletin. 2020. №4(55). С. 181-189. doi 10.17072/2079-7877-2020-4-181-189. Please cite this article in English as:

Potapov, I.A. (2020). Tourism development of the city of Kouvola (Finland). Geographical bulletin. No. 4(55). P. 181-189. doi 10.17072/2079-7877-2020-4-181-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.