Решение перечисленных задач будет способствовать наиболее эффективному выявлению в процессе управления долгом негативных тенденций и просчетов в разработанной стратегии социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.
Кроме того, в условиях наметившегося роста государственного долга по субъектам РФ и более активного использования заемных средств следует разрабатывать и стратегию применительно к процессу управления государственным долгом, включающую в себя:
- разработку и принятие мер по равномерному распределению платежей по обслуживанию государственного долга во времени;
- поиск решений, обеспечивающих достижение баланса между срочностью и стоимостью долга;
- экономическое обоснование соотношения между потребностями региона в дополнительных финансовых ресурсах и затратами на их привлечение;
- систематический мониторинг с целью выявления и контроля над соблюдением предельных ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством.
Эффективность проводимой долговой политики регионов на практике определяется снижением госу-
дарственного долга, что позволяет значительно снизить расходы на его обслуживание и направить сэкономленные денежные средства на развитие экономики, решение социальных задач и реализацию национальных проектов.
Именно качество и эффективность долговой политики являются индикаторами исполнения расходной части бюджета, что обуславливает непрерывность бюджетного процесса и позволяет контролировать возникающие риски.
1. См.: Алиев У.И. Управление региональными долговыми обязательствами (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Финансы и кредит. 2009. № 6 (342). С. 23.
2. См.: Козельский В.Н. Развитие контроля эффективного управления общественными финансами // Вестник СГСЭУ. 2011. № 4 (38). С. 121.
3. См.: Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. [электронный ресурс] // иР1_: http://www.minfin.ru/ru/.
4. См.: Россия задолжала 5 трлн руб. [электронный ресурс] // и^: http://news.ramЫer.ru/12423402.
5. Свищева В.А. Региональный финансовый механизм в системе регионального управления // Вестник СГСЭУ. 2010. № 4 (33). С. 97.
удк 336.01 Е.С. Вылкова
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ ТЕРМИНОВ
В статье поставлена цель создания новаторских, научно обоснованных подходов к формированию базового понятийного аппарата отечественной финансовой науки. На основе систематизации многообразия существующих в экономической литературе дефиниций различных финансовых терминов предложены авторские определения непосредственно финансовых отношений и отношений, которые опосредуют финансовые отношения, способствуют их возникновению; налоговой трансформации; финансов; управления финансовыми ресурсами хозяйствующего субъекта. Работа открывает новые перспективы для критического осмысления подходов зарубежных исследователей к пониманию финансовых отношений, финансовых ресурсов, финансов и формированию научно обоснованной позиции отечественной финансовой школы по данному вопросу.
Ключевые слова: финансы, финансовые отношения, финансовые ресурсы, налоговая трансформация, управление.
Ye.S. Vylkova
NEW APPROACHES TO DEFINING FINANCIAL TERMS
The paper aims to create innovative, science-based approaches to forming the basis of the conceptual apparatus of the Russian theory of finance. Based on systematization of the existing in the economic literature diversity of definitions of various financial terms the author offers original definitions of financial relations and relations that mediate financial relations, contribute to their emergence, transformation of taxation, finance, financial management. The study opens new perspectives for critical review of various approaches of foreign researchers to the understanding of financial relations, financial resources, finance and development of scientifically sound Russian theoretic school of the theory of finance.
Key words: finance, financial relations, financial resources, tax transformation, management.
В российской действительности иностранные термины применяются повсеместно. Автор убежден, что необоснованное использование в научной лексике многочисленных иностранных слов формирует искаженное представление о слабости российской экономической науки, которая ничего не разрабатывает, а только копирует чужие мысли, посильно адаптируя их к нашей действительности. Отечественная экономиче-
ская, в том числе финансовая, наука в основном достаточно стереотипно подходит к формированию понятийного аппарата, страдает неоправданной генерализацией (расширительным толкованием) и в ряде случаев в погоне за броскими терминами слепо следует иностранной моде. Назрела настоятельная необходимость формировать самостоятельную российскую экономическую школу.
В экономической литературе давно ведутся споры относительно содержания термина «финансы». Существующие подходы можно укрупненно сгруппировать следующим образом.
1. Многие авторы рассматривают финансы как денежные средства в той или иной их части (объеме) - вплоть до их отождествления с финансовыми ресурсами [4].
2. Ряд исследователей идентифицируют финансы как экономические (денежные) отношения [5].
3. Некоторые авторы полагают возможным рассматривать финансы и как денежные средства, и как экономические отношения [2].
4. Достаточно распространенным является мнение, что финансы - это экономическая категория, которая, в свою очередь, интерпретируется либо как отношения, либо как денежные средства, либо как то и другое [3].
Следует отметить, что в зарубежной литературе определение финансов не столь глубокое, как мнения отечественных экономистов. В Оксфордском словаре [1] записано, что финансы - это практика обращения с деньгами и управления ими; капитал, участвующий в каком-либо проекте, прежде всего капитал, который необходимо получить, чтобы начать новое дело; денежный заем для определенной цели, особенно сделанный финансовой компанией.
Автор не является сторонником расширительного подхода к интерпретации финансовых отношений, когда в них включаются практически все экономические отношений, в том числе отношения с покупателями и поставщиками, наемными работниками по поводу оплаты труда и другие, как это сделано, например, авторами учебника «Корпоративные финансы» под редакцией М.В. Романовского и А.И. Вострокнутовой [8]. Расширительной следует признать также трактовку финансовых ресурсов авторами названного учебника.
Отождествление финансовых отношений практически со всей совокупностью экономических или всех денежных отношений предприятия или корпорации недопустимо. В этой связи отметим, что автору импонирует достаточно революционный подход к этому вопросу А.В. Кашина. А.В. Кашин пишет, что «в американской традиции понятие “ финансы” охватывает все, в чем как-то замешаны деньги. В нашей литературе эту идею “обнаукообразили” и “ финансы” дополнительно связали с распределительными отношениями в системе общественного производства» [7]. Далее А.В. Кашин пишет, что К. Маркс нигде, ни на одной стадии общественного воспроизводства (таких как производство - распределение - обмен - потребление) не нашел места для «финансов», а А. Вагнер писал о том, что категория финансов отражает «исключительно сферу управления делами государства». А.В. Кашин резюмирует, что «немецкий подход представляется более продуктивным, чем американский... У немцев только у государства есть бюджет, а у остальных - сметы; финансы - в управлении у государства, а у всех остальных - просто денежные активы, средства», и делает вывод о том, что «немецкий подход есть единственно научный подход». Новаторство А.В. Кашина проявляется также в том, что он говорит, что «финансовые отношения характеризуют только часть, но не всю совокупность денежно-распорядительной деятельности государства», делая вывод о том, что они включают в себя налоговые отношения и являются частью бюджетных отношений.
Однако, если А.В. Кашин категорически отрицает существование финансов иначе как на государственном уровне, автор, исходя из того что финансы - это отношения, следовательно, в них не может участвовать только один участник в лице государства, полагает, что непосредственно финансовые отношения - это часть экономических денежных отношений, которые возникают между государством и экономическими субъектами и выражаются в предписываемых государством законодательно установленных трансформациях определенных видов ресурсов. Трансформация между двумя участниками может, соответственно, иметь два возможных направления (вектора): 1) от государства к экономическим субъектам в форме дотаций, субсидий, трансфертов и т.п.; 2) от экономических субъектов к государству в форме различных платежей налогового характера. При этом перечисленное целесообразно считать финансовыми ресурсами. Именно данные ресурсы являются объектом соответствующей подобласти управления в хозяйствующем субъекте.
В составе экономических денежных отношений хозяйствующих субъектов, кроме непосредственно финансовых, следует выделять производственные, снабженческо-сбытовые, трудовые, материально-технические, информационные и прочие, в которых в целом ряде случаев может присутствовать финансовая, в том числе налоговая, составляющая. Налоговая трансформация представляет собой в данном случае предписываемое государством законодательно установленное преобразование налоговых отчислений (уровень хозяйствующего субъекта) в налоговые поступления соответствующего бюджета или централизованного фонда (уровень государства).
По мнению автора, кроме непосредственно финансовых отношений, необходимо выделять отношения, являющиеся неотъемлемой частью других экономических отношений, которые опосредуют финансовые отношения, способствуют их возникновению (например, непосредственно финансовых отношений по трансформации уплачиваемого налога на прибыль организаций в доходы бюджетов), способствуют законодательно предписываемым государством отношениям: производственным - в части регулирования для целей налогообложения прибыли размера амортизационных отчислений, методов списания материальных ресурсов в состав производственных затрат и прочего; трудовых - в части регулирования для целей налогообложения прибыли расходов на оплату труда; отчислений на соответствующие виды обязательного социального страхования.
Авторская позиция выделения в составе экономических денежных отношений непосредственно финансовых отношений и отношений, которые опосредуют финансовые отношения, способствуют их возникновению, является достаточно революционной, так как предполагает отказ от стереотипного подхода к использованию в научном обороте многих общепринятых терминов. Например, автор полагает ошибочным то, что разницу между доходами и расходами принято называть финансовым результатом. Более научно обоснованным было бы применить здесь термин « результат экономической деятельности». Финансовые вложения также было бы логичнее называть вложениями денежных средств в соответствующие ресурсы с дальнейшей детализацией направлений данных вложений.
Автор осознает, что поднятая им проблема выходит далеко за рамки данной работы и может являться предметом отдельных исследований, и надеется, что его высказывания послужат основой для нового витка критического осмысления подходов зарубежных исследователей к пониманию финансовых отношений, финансовых ресурсов, финансов и формированию научно обоснованной и четкой позиции отечественной финансовой школы по данному вопросу.
На основе изложенного выше автор считает, что финансы - это экономическая категория, характеризующая непосредственно финансовые отношения и отношения, опосредующие финансовые отношения, способствующие их возникновению, которые зарождаются между государством и экономическими субъектами и выражаются в предписываемых государством законодательно установленных трансформациях определенных видов ресурсов.
Рассмотрение существующих в отечественной экономической литературе точек зрения на словосочетание «финансы предприятий, корпораций» [6] позволяет констатировать то, что отечественные экономисты практически единодушно применяют американский подход, когда из-за достаточно популистской позиции, а не научных убеждений и обоснований происходит необоснованно расширительное толкование финансов предприятий.
Систематизация имеющихся в экономических публикациях подходов к идентификации финансового менеджмента свидетельствует о том, что подавляющее большинство авторов определяют его как управление, т.е. (по сути) не раскрывают должным образом содержание данной терминологической конструкции.
Проведенное автором исследование показало, что термины «менеджмент» и «управление» синонимичны по этимологическому и лингвистическому наполнению и идентичны по содержанию. В ряде словарей и справочников содержатся дефиниции управления финансами, которые (по своему содержанию) примерно идентичны подходам к определению управления вообще. И (опять-таки) излишне расширительным является подход, используемый зарубежными авторами, утверждающими, что финансовый менеджмент - это «вся система финансовых взаимосвязей, фондов и резервов, формирующих финансовый механизм деятельности предприятия» [9].
В экономической литературе существуют следующие основные точки зрения на объект финансового управления (финансового менеджмента), которым различные авторы считают финансы; финансы, денежные средства, другие виды финансовой деятельности; финансовые ресурсы; средства для финансирования деятельности предприятия; денежные средства; финансовые операции, денежные потоки; финансовые потоки; финансовые процессы; финансово-хозяйственное функционирование фирмы; денежный оборот, формирование и использование финансовых ресурсов предприятия, организации.
Приведенная информация свидетельствует о разнообразии имеющихся в публикациях по экономической тематике подходов к объекту финансового управления (менеджмента), что происходит из-за неопределенности подходов к идентификации финансовых терминов, рассмотренных выше. Базируясь на управленческой архитектуре в хозяйствующем субъекте, автор полагает целесообразным говорить о подобласти управления в
хозяйствующем субъекте - об управлении финансовыми ресурсами.
Авторское определение управления финансовыми ресурсами хозяйствующего субъекта сводится к следующему - это комплексное воздействие на индивидуумов и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их поведение в рамках совокупности экономических и организационно-правовых отношений соответствующего субъекта в части предписываемых государством законодательно установленных трансформаций как непосредственно финансовых ресурсов, так и финансовой составляющей других ресурсов на получение желаемых оптимальных результатов путем преобразования входящих ресурсов в соответствующую продукцию (результат) на «выходе».
Освещенные в данной статье вопросы имеют полемический характер, требуют дальнейшей разработки и детализации. Автор в этом вопросе находится только в начале пути, будет признателен коллегам за критику и рад, если возникнет научная дискуссия.
1. См.: Бизнес. Оксфордский словарь. М.: Изд-во РГТУ, 1995. С. 18.
2. См.: Там же. С. 710; Современный экономический словарь / под общ. ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 457; Теория и история экономики: словарь понятий / сост.: Ю.И. Антонова, Г.В. Баранов; под ред. Г.В. Баранова. Омск: Изд-во ОГТУ, 2010. С. 379; Финансовый словарь / А.А. Благодатин, Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 265 - 266.
3. См.: Большой экономический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.Б. Борисова М.: Книжный мир, 2010. С. 783
- 784; Новый экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 3-е изд. М.: Институт новой экономики, 2009. С. 380; Словарь терминов и определений по управлению и экономике / авт. и сост: И.А. Курьяков, В.В. Лизунов, И.А. Ветренко, В.А. Здриков-ский. 2-е изд., перераб. и доп. Омск: ИП «Васильев», 2008. С. 151; Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой М.: Финансы и статистика, 2004. С. 1024; Финансово-экономический словарь / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Абишева. Алматы: Экономика, 2006. С. 649.
4. См.: Глобальная экономика. Энциклопедия / под ред. И.М. Куликова. М.: Финансы и статистика, 2011. С. 753; Ковалев В.В. Экономический словарь: экономические термины и экономический сленг / В.В. Ковалев. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 234; Трофимов Г.А. Экономический словарь рыночной экономики. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Астерион, 2007. С. 113; Экономический словарь / А.И. Архипов и др.; отв. ред. А.И. Архипов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. С. 615 - 616.
5. См.: Ермакова Е.А. Государственные финансы в финансовой системе России // Финансы и кредит. 2007. № 3. С. 32; Кураков В.Л., Якушкин А.В. Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2000. С. 254; Финансы и кредит: словарь специальных терминов / В.В. Митрохин, С.С. Артемьева, С.Г. Бусалова и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук П.А. Левчаева. Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2010.
6. См.: Ермакова Е.А. Финансовая система России в условиях глобализации // Вестник СГСЭУ. 2007. № 15 (1). С. 76; Ермакова Е.А. Государство как хозяйствующий субъект рыночных отношений и новые подходы к управлению государством // Вестник СГСЭУ. 2007. № 17 (3). С. 120 - 123; Ермилова Ю.А., Фофанов М.В. Бухгалтерский словарь: учеб.-справ. пособие. М.: Деловой двор, 2011. С. 288 - 289; Корпоративные финансы: учеб. для вузов / под ред. М.В. Романовского, А.И. Вострокну-товой. СПб.: Питер, 2011. С. 18, 21; Кураков В.Л., Якушкин А.В. Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2000. С. 254; Новый экономический словарь / под. ред. А.Н. Азрилияна. 3-е изд. М.: Институт новой экономики, 2009. С. 992 - 993; Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой М.: Финансы
и статистика, 2004. С. 1049; Финансы и кредит: словарь специальных терминов / В.В. Митрохин, С.С. Артемьева, С.Г. Буса-лова и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук П.А. Левчаева. Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2010; Финансы предприятий: словарь терминов / сост. З.А. Лукьянова, Т.К. Лукьянова. Новосибирск: СибАГС, 2002. С. 16.
7. Кашин А.В. В терминологическом лабиринте, или О месте налогов в финансовых отношения // Налоговая политика и практика. 2010. № 10. С. 19.
8. См.: Корпоративные финансы... С. 25.
9. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2000. С. 45.
удк 331.56 Н.А. Иванова
РИСКИ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
В статье выполнена оценка рисков безработицы в период экономической нестабильности. На основе кластерного похода разработана классификация регионов России по уровню безработицы. Выделены пять типологических групп, дана их характеристика. Определены сегменты, наиболее уязвимые на рынке труда. Выполнен анализ социально-демографических, гендерных, образовательных, отраслевых факторов, влияющих на сегментацию рынка труда. Отмечено негативное влияние экономического кризиса на рынки труда монопрофильных городов, где появились локальные очаги высокой безработицы. Отмечена значительная дифференциация рисков безработицы по возрасту, уровню профессионального образования, сферам экономической деятельности. Информационной базой послужили официальные данные Росстата. Обоснованы необходимость мер, направленных на оптимизацию соответствия между рабочими местами и компетенциями экономически активного населения, важность развития сектора образовательных услуг.
Ключевые слова: рынок труда, безработица, риски, демографические, гендерные, отраслевые, территориальные факторы, классификация.
N.A. Ivanova
RISK OF UNEMPLOYMENTS TIMES OF ECONOMIC INSTABILITY
The paper assesses the risks of unemployment in the period of economic instability. On the basis of a cluster approach the author develops a classification of Russian regions according to the level of unemployment. Five typological groups are defined. Most vulnerable in the labor market segments are described. The analysis of socio-demographic, gender, education, industry factors affecting the labor market segmentation is given. Negative impact of the economic crisis on labor markets in single-industry towns with local pockets of high unemployment is discussed. Considerable differentiation of risk of unemployment by age, level of vocational education, areas of economic activity is examined. The research is based on the official data of Rosstat. The necessity of measures aimed at optimizing match between jobs and competencies of economically active population, importance of developing educational services sector are presented.
Key words: labor market, unemployment, risks, demographic, gender, sectored and territorial factors, classification.
Проблемы рынка труда в ситуации экономической нестабильности выходят на первый план в системе общественно значимых проблем. Этот факт подтверждают как эмпирические исследования и статистические данные, так и социологические опросы, проведенные многими центрами изучения общественного мнения. В период экономического кризиса (2008 - 2009 гг.) под влиянием спада производства в ряде отраслей произошло сокращение занятости населения, увеличились риски безработицы, выросли масштабы задержек выплат заработной платы, отмечено расширение использования форм неполной, вторичной, альтернативной занятости. В 2008 - 2009 гг. число занятых в экономике уменьшилось с 70 965 тыс. до 69 285 тыс. человек, а количество безработных выросло с 4792 тыс. (2008 г.) до 6373 тыс. (2009 г.), затем несколько уменьшилось, составив 5645 тыс. человек (2010 г.) [4, с. 103; 5, с. 93].
В структуре безработных в период «пика кризиса», который пришелся на 2009 г., 3468 тыс. человек (54,4%), т.е. больше 1/2, составляли мужчины, 2905 тыс. человек
(45,6%) - женщины. Уровень безработицы изменялся с 6,3% (2008 г.) до 8,4% (2009 г.) и 7,5% (2010 г.). В 2009 - 2010 гг. уровень безработицы мужчин сократился с 9% до 8%, женщин - с 7,8% до 7% [4, с. 103; 5, с. 93].
Рост уровня безработицы в России совпадал с общими тенденциями изменения рынка труда экономически развитых стран в период глобального финансового кризиса. Помимо роста уровня безработицы, в период кризиса увеличилась средняя продолжительность поиска рабочего места. Долгосрочный тип безработицы ставит более сложные проблемы, чем краткосрочная безработица, не только перед представителями региональной власти, требуя других мер государственного регулирования рынка труда, но и перед работодателями, а также наемными работниками. Длительный период поиска работы приводит к частичной или полной утрате профессиональных и трудовых компетенций. Работодатели, понимая это, с большей неохотой ведут переговоры с претендентами на рабочее место, если те являются длительно безработными.