УДК 336.11
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА И БИЗНЕСА
МОЛЧАНОВ ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ,
д-р экон. наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета,
профессор экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
INMolchanov@fa.ru
МОЛЧАНОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА,
д-р экон. наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета NPMolchanova@fa.ru
Статья посвящена рассмотрению динамики развития научных взглядов на финансовую систему России под влиянием общественных потребностей и предпринимательских запросов. Предмет исследования - состав финансовой системы, который является одним из дискуссионных вопросов теории финансов. Цель работы - определение наиболее приемлемой структуры финансовой системы, поиск оптимального варианта содержательного наполнения ее отдельных сфер и звеньев.
В работе проанализировано законодательное закрепление исследуемой терминологии, представлены взгляды различных научных школ и отдельных ученых, отражающие различные варианты построения национальной финансовой системы.
Сформулированы выводы по применению системного подхода и предложения по улучшению финансового регулирования для обеспечения устойчивого общественного развития и стабильного функционирования отечественного бизнеса.
Ключевые слова: национальная финансовая система; финансовые ресурсы; системный подход; общественные отношения; финансовое регулирование; бизнес-сообщество.
The Evolution of Scientific Views
on the National Financial System through the Prism
of the Needs of Society and Business
MOLCHANOV I.N.,
ScD (Economics), full professor at the Public Finance Department, Financial University; full professor of the Economic Faculty of the Lomonosov Moscow State University INMolchanov@fa.ru
MOLCHANOVA N.P.,
ScD (Economics), associate professor at the Public Finance Department, Financial University NPMolchanova@fa.ru
The paper deals with the evolution of scientific views on the financial system of Russia in response to the social needs and business demands. The subject of research is the structure of the financial system being one of the debatable issues of the finance theory. The purpose of research was to determine the most appropriate structure of the financial system and find the optimum way to fill its individual sections and links with respective contents.
The paper analyzes the Legislative framework for the terminology studied and describes the views of various scientific schools and individual scientists on the construction of a national financial system. Conclusions regarding the application of a system approach and proposals for the financial regulation improvement to ensure the sustainable social development and the domestic business stability are made.
Keywords: national financial system; financial resources; system approach; public relations; financial regulation; business community.
Разнообразие подходов к определению структуры финансовой системы в нормативных правовых актах
Развитие товарно-денежных отношений сопровождается расширением влияния финансов на результаты хозяйствования. В рыночных условиях возрастает внимание общества и бизнеса к финансовому регулированию национальной экономики России. Финансовые отношения проявляются как денежные распределительные отношения в части образования и использования в денежной форме доходов, поступлений и накоплений домохозяйств, организаций и государства (муниципальных образований).
Понятие «финансовая система» достаточно широко распространено и упоминается в нормативных правовых актах, научных и прикладных исследованиях, судебных решениях, средствах массовой информации. При этом характерно, что в законодательных документах инструментальная база до настоящего времени не является устоявшейся и в полной мере сформированной. По заключениям экспертов, применяемая терминология употребляется в разных значениях, в ряде случаев существенно не совпадающих, а порой и противоречащих друг другу [см., например, 1, с. 7]. В этой связи особенно актуальны вопросы систематизации понятийного аппарата, научных основ формирования состава финансовой системы государства, институциональной базы и методического обеспечения ее стабильного функционирования.
В нормативных правовых актах Российской Федерации термин «финансовая система» рассматривается с различных точек зрения (во взаимосвязи с бюджетной системой государства; в согласовании с финансовыми основами формирования бюджетов внебюджетных фондов; в аспекте функционирования финансово-банковских систем регионального уровня; во взаимодействии с приватизированными предприятия-
ми; в соотношении с кредитными организациями и т.д.). Однако до настоящего времени этот термин не получил дефинитивного закрепления в российском финансовом праве.
В ряде нормативно-правовых актов, например в ст. 21 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Cчетной палате Российской Федерации» (в ред. от 04.11.2014), финансовая система рассматривается исключительно во взаимосвязи с бюджетной системой государства и определяется как финансово-бюджетная система. В Указе Президента Российской Федерации от 25.08.1998 № 988 «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации» при рассмотрении вопросов, регламентирующих выпуск и обращение ценных бумаг и государственных долговых обязательств, финансовая система предстает как институт для урегулирования проблем государственного (муниципального) долга. В Федеральном законе от
16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 01.12.2014) и Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014) финансовая система трактуется в аспекте формирования финансовых основ бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В Указе Президента Российской Федерации от
15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов» (в ред. от 28.06.2005) в разделе «Финансы» упоминаются «общие положения финансовой системы». Здесь представлены следующие понятия: «федеральный бюджет», «бюджеты субъектов Российской Федерации», «местные бюджеты», «управление в сфере финансов», «общие положения бюджетного устройства», «инвестиции», «бухгалтерский учет», «финансовая отчетность», «аудиторская деятельность», «денежная система», «денежное обращение», «казначейство», «налоги и сборы», «банковское дело», «ры-
нок ценных бумаг», «валютное регулирование», «валютный контроль» и др. В ст. 35 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 30.11.2013) финансовая система рассматривается в аспекте торговых и финансовых услуг.
В Федеральном законе от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014) систематизируется состав применяемого понятийного аппарата в финансово-кредитной сфере и средств стабилизации финансовой системы со стороны государства; регламентируется режим предоставления кредитов «Внешэкономбанком» и меры поддержки со стороны Банка России (ст. 1, 2); в рамках национальной банковской системы рассматриваются отношения Банка России и кредитных организаций (ст. 3, 5); излагаются отдельные вопросы деятельности банков как составных элементов финансовой системы (ст. 5, 6, 6.1, 6.3), а также формирования и использования средств Фонда национального благосостояния в составе бюджета (ст. 4, 6.2). В п. 47 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 01.07.2014) допускается существование финансово-банковских систем регионального уровня.
С финансовой системой тесно связан целый ряд категорий финансового характера, на дефинитивном уровне закрепленных в российском законодательстве. Важнейшие из них — «бюджетная система», «банковская система», «налоговая система». Так, в ст. 6, 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 26.12.2014) закреплены дефиниция и состав бюджетной системы России. В ст. 2 Закона РСФСР от 02.12.1990 № 395-1 (в ред. от 26.06.2015) «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 26.06. 2015) зафиксирован состав банковской системы государства. В ст. 13-15 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 08.06.2015) предусматривается отнесение налоговой системы государства к составу элементов национальной финансовой системы.
Изучение отечественных нормативных правовых актов (различного по юридической силе уровня) позволяет заключить следующее. Законодательная база Российской Федерации отличается определенной незавершенностью в установлении сущности и состава финансовой системы. В юридической трактовке содержания и структуры финансовой системы до настоящего времени нет однозначного толкования. Отсутствует дефинитивное закрепление данного термина в нормах финансового права. Содержательные основы финансовой системы (сущность, структура, а также способы и средства стабилизации) рассредоточены в различных правовых актах, регламентирующих вопросы регулирования денежных и финансовых отношений.
Вышеприведенные несовершенства негативно отражаются на деятельности хозяйствующих субъектов, затрудняют процесс планирования и составления отчетности. Перспективным направлением развития правовых основ может стать более полный учет выводов и рекомендаций научного сообщества. Отечественными экономическими школами и отдельными исследователями накоплены обширные знания в области теории и методологии изучения национальной финансовой системы. Необходимо всемерно использовать этот потенциал для улучшения законодательной деятельности и нормативной базы в направлении совершенствования условий работы бизнес-структур.
Различия в научных взглядах на сущность и содержание национальной финансовой системы
В экономической литературе и в предпринимательском сообществе сложились различные точки зрения по определению состава финансовой системы государства, что негативно отражается на хозяйственной практике. На базе определенной формализации позиций ведущих научных школ и отдельных исследователей можно выделить материальный, институциональный, функциональный (экономический) и правовой подходы.
Материальное понимание предполагает расширительную трактовку финансовой системы как совокупности элементов, имеющих форму фондов и сходных с ними по организа-
ции звеньев финансов. Ряд отечественных ученых сходятся во мнении о том, что финансовая система — это совокупность государственных, местных, частных финансов [2, с. 119]. В данной конструкции в числе элементов финансовой системы, определяющих ее материальное содержание, выделяются бюджетные и государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит, финансы предприятий, организаций и домохозяйств, страховые фонды, банковский кредит. В целом, для материального понимания характерно переплетение функций, отражающих взаимосвязи и взаимообусловленность финансовой и денежно-кредитной систем государства.
Согласно институциональному подходу финансовая система характеризуется как совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений и организаций (кредитных, страховых и частных), которые обеспечивают процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, организованных в определенные финансовые отношения. Например, в исследовательской работе научного коллектива под руководством профессора Н.И. Берзона финансовая система представлена как совокупность рынков, институтов и инструментов, которые используются для совершения финансовых операций [3, с. 29].
Правомерность данной концепции обосновывается той ролью, которую все названные элементы играют в функционировании общества, однако ее изучение приводит к следующим выводам. О финансовом рынке можно говорить как о специфической сфере денежных операций, где объектом сделок являются свободные денежные средства населения, организаций и государства, а также муниципальных образований. Одновременно значительные по объему и разнообразные по назначению финансовые операции осуществляются в процессе функционирования бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Следовательно, несмотря на то, что роль финансового рынка в экономическом развитии страны чрезвычайно высока, он не охватывает всего многообразия существующих в рыночной экономике финансовых отношений. Поэтому на институциональной основе не пред-
ставляется возможным выделить глобальный критерий деления всего многообразия финансовых отношений на определенные группы для определения способов организации финансовых отношений, порядка образования финансовых фондов, формирования и использования финансовых ресурсов.
Законодательная база Российской Федерации отличается определенной незавершенностью в установлении сущности и состава финансовой системы
В отечественной научной литературе превалирует функциональный подход, согласно которому финансовая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, являющихся составной частью общественных отношений. Целесообразность этого подхода объясняется специфической ролью экономических субъектов в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании финансовых ресурсов. В качестве классификационного признака деления многообразных финансовых отношений на структурные группы и подгруппы принята роль субъектов в общественном воспроизводстве. Финансовая система включает три сферы: финансы домохозяйств, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы. В состав сферы «финансы организаций» входят звенья «финансы коммерческих организаций» и «финансы некоммерческих организаций»; в состав сферы «государственные и муниципальные финансы» — звенья «бюджеты» и «внебюджетные фонды» [см., например, 4, с. 227-233].
Для современного российского общества характерно активное развитие финансов некоммерческих организаций, которые создаются для удовлетворения общественных потребностей или предоставления социально значимых товаров и услуг (public goods). Их специфика проявляется в распределении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, механизме
организации финансовых отношений и пр. [5, с. 41-42]. В каждом из звеньев можно продолжить структурирование согласно определенным классификационным признакам, особенностям организационно-правовых форм и видов деятельности (отраслевым особенностям). Например, в составе звена «финансы коммерческих организаций» выделяются финансы акционерных обществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы унитарных предприятий и др., а в составе звена «финансы некоммерческих организаций» — финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы фондов, финансы автономных некоммерческих организаций, финансы государственных корпораций и др. Дальнейшая детализация позволяет выделить финансы организаций образования, финансы организаций здравоохранения, финансы организаций культуры и искусства и т.д. При этом следует учитывать, что финансы организаций различных организационно-правовых форм имеют существенные различия, что закономерно находит отражение в специфике их финансовых отношений [6, с. 229-231].
Правовой подход характеризует не только приоритеты современного общества, но и в систематизированном виде отражает особенности ведения бизнеса. В нем концентрируется совокупность характерных признаков финансовой системы, которые закреплены в законодательных документах, имеют форму регламентов и иных нормативных требований к режиму ее функционирования: финансовое (экономическое) законодательство; предусмотренные правовыми нормами средства и способы стабилизации финансовой системы; финансовая политика; выполняемые финансовой системой функции. Юридическое закрепление и единообразное толкование всех названных позиций имеют приоритетное значение для организации и ведения предпринимательской деятельности.
Высокий общественный резонанс вызывают, во-первых, установление порядка формирования и функционирования материальных элементов финансовой системы (вопросы осуществления бюджетного процесса, создания внебюджетных фондов, учреждения кредитных организаций, регистрации частных хозяйствующих субъектов); во-вторых, разработка и утверждение по-
ложений, отражающих специфику финансовой сферы в вопросах правового регулирования (нормативные принципы функционирования бюджетной системы, банковского кредитования, валютного регулирования и контроля, основы законодательства о налогах и сборах); в-третьих, определение форм и методов финансового контроля, правомочий органов по обеспечению экономической безопасности и финансовой дисциплины; в-четвертых, закрепление правового положения элементов финансовой системы, имеющих статус субъектов права, а также их защиты.
Финансовая система включает три сферы: финансы домохозяйств, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы
Таким образом, следует резюмировать, что в правовом понимании «финансовая система государства представляет собой единый, характеризующийся целостностью составляющих его элементов, их взаимозависимостью и взаимообусловленностью комплекс финансовых институтов и соответствующих им правоотношений, управомоченных субъектов, процедур осуществления финансовой деятельности, функционирование которого регулируется нормами права, устанавливающими юридические средства формирования, распределения и организации использования публичных денежных фондов, и в этом качестве выступающий как самостоятельный субъект судебной защиты» [1, с. 29].
Целесообразность применения системного подхода к рассмотрению содержания финансовой системы
На развитие национальной финансовой системы России оказывают влияние, с одной стороны, процессы глобализации, социально ориентированный характер экономического развития и взаимосвязи с финансовыми системами других государств и интеграционных межгосударственных объединений; с другой стороны,
особенности административно-территориального устройства федеративного государства и обусловленная этим специфика межбюджетных финансовых отношений. В основу ее построения положены три основополагающих принципа: первый — функциональное назначение (каждое звено выполняет свои задачи); второй — территориальность (каждая административно-территориальная единица имеет соответствующую структуру управления); третий — единство финансовой системы (управление всеми сферами и звеньями основано на единых нормативных правовых актах) [7, с. 217-220].
Согласно системному подходу финансовая система является частью экономической системы, которая выступает фундаментальной основой общественной системы. «Экономическая система (как система „первого" порядка) также является целостным образованием по отношению уже к собственным частям. Эти части как особые элементы экономической системы образуют подсистему „ второго" порядка и т.д.» [8, с. 22-23]. Из этого следует, что в рамках экономической системы (как системы «первого» уровня общественной системы) функционируют финансовая, денежная, кредитная, платежная, валютная системы в качестве самостоятельных структурных элементов. Для каждого из них экономическая система формирует соответствующую внешнюю среду. Внутри финансовой системы (как системы «второго» уровня общественной системы) функционируют банковская, бюджетная, налоговая системы, а далее — отдельные финансовые, кредитные институты (банки, фонды, страховые компании и т.п.). Таким образом, финансовую систему можно представить как встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.
В ряде трудов ученых Санкт-Петербургского университета экономики и финансов финансовая система рассматривается как совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения, и как сложно структурированный объект, состоящий из трех взаимосвязанных подсистем, каждая из
которых включает несколько подсистем более низкого уровня [см., например, 9, с. 213]. Первая (базовая) подсистема включает финансы секторов экономики в составе трех взаимосвязанных сфер: государственные и муниципальные финансы, финансы организаций (нефинансовые предприятия), финансы домохозяйств. В качестве второй (надстроечной) представлена институциональная подсистема, состоящая из двух сфер:
а) финансовые рынки;
б) финансовые организации и учреждения.
Третья (промежуточная) подсистема рассматривается как активно растущая и включает финансовые инструменты и информационные технологии. В целом, данный научный подход носит синтетический характер. Финансовая система в нем представлена как совокупность названных подсистем, которые связаны не только между собой, но и с процессом общественного воспроизводства.
Выводы
Обобщение тенденций развития финансовых отношений позволяет выделить наиболее характерные признаки и закономерности формирования финансовой системы.
Во-первых, в современной общественной жизни финансы выражают распределительные отношения в сфере общественного воспроизводства и проявляются как особая, законодательно оформленная система денежных отношений, обязательным участником которой выступает государство.
Во-вторых, вместе с укреплением рыночных отношений все большая часть ВВП аккумулируется (посредством налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей) в бюджетной системе страны.
В-третьих, эволюция финансовых отношений способствует структурным изменениям, с одной стороны, в составе источников доходов бюджетной системы, а именно: повышению собираемости налогов, увеличению роли неналоговых целевых обязательных платежей (страховых взносов), а с другой стороны, в составе бюджетных расходов — снижению удельного веса расходов на оборону и управление и одновременно существенному их росту на реализацию социальной функции государства.
В-четвертых, в системе финансовых отношений, наряду с государственными и муниципальными финансами, эволюционируют и получают развитие финансы организаций и финансы домашних хозяйств, которые в совокупности формируют финансовую систему страны. На этой базе возникает финансовый рынок, функционируют самостоятельные финансовые институты, создаются и применяются финансовые инструменты.
В-пятых, кризисные явления в рыночной экономике вызывают спад производства, негативно сказываются на предпринимательской деятельности и сопровождаются сокращением объемов налоговых поступлений в бюджеты государства и муниципальных образований, а также в бюджеты внебюджетных фондов; влияют на увеличение безработицы и снижение денежных доходов домашних хозяйств; отражаются на темпах роста прибыли хозяйствующих субъектов и динамике удельного веса убыточных организаций. Необходимо тщательно продумывать политику наращивания финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях национальной финансовой системы, что в конечном счете отразится на улучшении жизнедеятельности населения и росте общественного благосостояния. Этой насущной проблеме посвящен ряд мероприятий, проходящих в стенах Финансового университета [10, с. 154].
В сфере общественных (государственных и муниципальных) финансов этому процессу могут способствовать уменьшение расходов
по всем бюджетным статьям, за исключением социальной сферы и финансирования приоритетных отраслей экономики; повышение эффективности менеджмента компаний с государственным участием; усиление механизмов дифференциации адресной помощи в социальной сфере; ужесточение контроля за целевым использованием бюджетных средств и финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов.
В сфере финансов организаций следует активизировать разработку мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.
В сфере финансов домохозяйств в качестве актуальных направлений выделяются поддержка индивидуальных предпринимателей, в том числе предоставление налоговых льгот и применение упрощенных правил ведения бизнеса; дальнейшее развитие механизмов государственной поддержки для нуждающихся в финансовой помощи слоев населения; активизация работы по повышению финансовой грамотности населения; создание заинтересованности у граждан в размещении свободных денежных средств на различных сегментах финансового рынка (повышение привлекательности страхования, депозитных вкладов и др.). В целом, укрепление финансов домохозяйств следует рассматривать как необходимый элемент обеспечения сбалансированного развития воспроизводственного процесса и достижения общественного благополучия.
Литература
1. Комарова Г.В. Финансовая система Российской Федерации как объект судебной защиты: монография. М.: Проспект, 2015. 168 с.
2. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: Финансы и статистика, 2008. 542 с.
3. Финансы / под общ. ред. Н.И. Берзона. М.: Юрайт, 2013. 590 с.
4. Денежно-кредитная и финансовая системы / под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. М.: КНОРУС, 2014. 448 с.
5. Теория и практика финансов некоммерческих организаций: коллективная монография / Марза-ев А.В., Молчанова Н.П., Киселева Т.Ю., Рябова И.С., Завгородняя В.В., Молчанов И.Н. и др. М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2015. 172 с.
6. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Финансовые отношения и их взаимосвязь с результативностью деятельности некоммерческих образовательных организаций // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 5. С. 226-234.
7. Молчанова Н.П., Молчанов И.Н. Финансовая система в национальной экономике России: становление и развитие // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 1. С. 217-225.
8. Абрамова М.А. Национальная денежная система: теория, методология исследования, концепция развития в условиях модернизации современной экономики: монография. М.: КУРС; ИНФРА-М, 2014. 380 с.
9. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010. 714 с. (Университеты России).
10. Гончаренко Л.И., Малис Н.И. Налоговая политика государства: нужна ли смена модели в условиях современного экономического кризиса? // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 152-156.
References
1. Komarova G.V. The financial system of the Russian Federation as an object of legal protection [Finansovaja sistema Rossijskoj Federacii kak ob"ekt sudebnoj zashhity]. Moscow, Prospekt, 2015, 168 p.
2. Kolpakova G. M. Finance, money circulation, credit [Finansy, denezhnoe obrashhenie, kredit]. Moscow, Finance and Statistics, 2008, 542 p.
3. Finance [Finansy / pod obshh. red N.I. Berzon]. Moscow, Yurayt Publishing, 2013, 590 p.
4. Monetary and Financial System [Denezhno-kreditnaja i finansovaja sistemy / pod red M.A. Abramova, L.I. Goncharenko, E.V. Markina]. Moscow, KNORUS, 2014, 448 p.
5. Theory and practice of finance non-profit organizations [Teorija i praktika finansov nekommercheskih organizacij] / Marzaev A. V., Molchanova N. P., Kiseleva T.Ju., Rjabova I. S., Zavgorodnjaja V.V., Molchanov I.N. and al. Moscow, "Economic Newspaper" Publishing House, 2015, 172 p.
6. Molchanov I. N., Molchanova N. P. Financial relationships and their relationship to the effectiveness of non-profit educational organizations [Finansovye otnoshenija i ih vzaimosvjaz' s rezul'tativnost'ju dejatel'nosti nekommercheskih obrazovatel'nyh organizacij]. Audit i finansovyj analiz — Audit and financial analysis, 2015, No. 5, pp. 226-234.
7. Molchanova N. P., Molchanov I. N. The financial system in the national economy of Russia: formation and development [Finansovaja sistema v nacional'noj jekonomike Rossii: stanovlenie i razvitie]. Audit i finansovyj analiz — Audit and financial analysis, 2016, No. 1, pp. 217-225.
8. Abramova M.A. The national monetary system: theory, research methodology, the concept of development in the conditions of modernization of a modern economy [Nacional'naja denezhnaja sistema: teorija, metodologija issledovanija, koncepcija razvitija v uslovijah modernizacii sovremennoj jekonomiki]. Moscow, KURS, INFRA-M, 2014, 380 p.
9. Finance, monetary circulation and credit [Finansy, denezhnoe obrashhenie i kredit / pod red. O.V Vrublevskiy, M.V. Romanovskiy]. Moscow, Publisher Yurayt, ID Yurayt, 2010, 714 p.
10. Goncharenko L. I., Malis N. I. The tax policy of the state: if you want to change the model in the current economic crisis? [Nalogovaja politika gosudarstva: nuzhna li smena modeli v uslovijah sovremennogo jekonomicheskogo krizisa?]. Ekonomika. Nalogi. Pravo — Economy, Taxes & Law, 2015, No. 3, pp. 152-156.
Выступление В.В. Путина на заседании президиума Госсовета ^^ по вопросу развития внутренних водных путей 15 августа 2016 г.
Актуальный вопрос - эффективность использования водных путей и их инфраструктуры. Так, гидроэлектростанции ограничивают, конечно, своими плотинами свободное течение рек. Это создает для других водопользователей дополнительную нагрузку. Причины этой и других проблем во многом обусловлены тем, что на реках пересекаются интересы самых разных отраслей экономики, а федеральные органы власти замыкаются на сугубо ведомственных решениях, которые зачастую противоречат друг другу. Это известная ситуация, когда каждый тянет в свою сторону, а реки, качество
водных путей, состояние их инфраструктуры далеко не всегда при этом выигрывают.
* * *
Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал. Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей.