Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ К НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РОССИИ: ОРИЕНТИР НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РОССИИ: ОРИЕНТИР НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВУЗЫ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ В КОНСОРЦИУМАХ / РЕФОРМА ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / UNIVERSITIES / ACADEMIC INSTITUTIONS / ENTERPRISES / INTEGRATION IN CONSORTIA / REFORM OF DEVELOPMENT INSTITUTIONS AND FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситников Е.В., Лопаткин Д.С., Шушунова Т.Н., Гринев Н.Н.

В статье рассматривается новый этап перехода к национальной инновационной социально-экономической системе: задачи и направления научно-технологического развития в условиях предстоящего углубления интеграции и кооперации вузов, академических институтов и предприятий в составе консорциумов, а также реформа системы управления институтами развития и федеральных государственных унитарных предприятий. Необходимость направления значительных средств на устранение угрозы пандемии и ее негативных последствий для всей хозяйственной жизни страны заставляют руководство ускорить рассмотрение вопросов более грамотного и эффективного использования государственной собственности путем реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий с перераспределение денежных потоков, направляемых на их деятельность, улучшением ее прозрачности, развитием конкуренции на рынках, где они присутствуют. За счет этого осуществить структурный разворот в сторону восстановления, развития и укрепления реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA: A TARGET FOR INCREASING COMPETITIVENESS

The article examines a new stage in the transition to a national innovative socio-economic system: tasks and directions of scientific and technological development in the context of the forthcoming deepening of integration and cooperation of universities, academic institutions and enterprises within consortia, as well as the reform of the management system of development institutions and federal state unitary enterprises. ... The need to direct significant funds to eliminate the threat of a pandemic and its negative consequences for the entire economic life of the country forces the leadership to accelerate the consideration of issues of a more competent and efficient use of state property by reorganizing federal state unitary enterprises with the redistribution of cash flows directed to their activities, improving its transparency, and developing competition in the markets where they are present. Due to this, make a structural turn towards recovery, development and strengthening of the real sector of the economy.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РОССИИ: ОРИЕНТИР НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

Новые подходы к научно-технологическому развитию России: ориентир на повышение конкурентоспособности

Ситников Евгений Викторович

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева», e. sitn@yandex. ш

Лопаткин Дмитрий Станиславович

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева», e-dreiven118@mail.ru

Шушунова Татьяна Николаевна

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева», serg-1167@yandex. ш

Гринев Никита Николаевич

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева», rinev. n@yandex. ш

В статье рассматривается новый этап перехода к национальной инновационной социально-экономической системе: задачи и направления научно-технологического развития в условиях предстоящего углубления интеграции и кооперации вузов, академических институтов и предприятий в составе консорциумов, а также реформа системы управления институтами развития и федеральных государственных унитарных предприятий. Необходимость направления значительных средств на устранение угрозы пандемии и ее негативных последствий для всей хозяйственной жизни страны заставляют руководство ускорить рассмотрение вопросов более грамотного и эффективного использования государственной собственности путем реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий с перераспределение денежных потоков, направляемых на их деятельность, улучшением ее прозрачности, развитием конкуренции на рынках, где они присутствуют. За счет этого осуществить структурный разворот в сторону восстановления, развития и укрепления реального сектора экономики. Ключевые слова: вузы, академические институты, предприятия, интеграция в консорциумах, реформа институтов развития и федеральных государственных унитарных предприятий.

Введение

Особенностью развития экономики России на современном этапе является формирование основ социально-экономической системы, в которой доминирующая роль будет принадлежать конкурентоспособной инновационной деятельности, как фактору, обеспечивающему в длительной перспективе стратегическое превосходство на национальном и мировом рынках за счет внутренних и внешних конкурентных преимуществ. Это должно уменьшить зависимость от импорта и позволить войти в цепочки добавленной стоимости по большему количеству инновационных продуктов и технологий. При этом направленность движения на вхождение в глобальную международную инновационную среду и закрепление в ней на конкурентоспособных позициях должна осуществляться в тяжелейших условиях пандемии короновируса, обрушившей мировую экономику, поставившей под угрозы жизни и здоровья миллионы граждан, а также национальную безопасность и суверенитет многих стран. При всех трудностях, связанных с пандемией, сроки завершения которой непонятны, медленным восстановлением экономики из-за отсутствия прорывных технологий для изменения структуры производства, наличием значительных противоречий среди политиков и экономистов по дальнейшим путям развития, этот процесс будет по всей видимости не простым и длительным. Но очень важно, что это направление получило в настоящее время новый импульс для дальнейшего развития научно-технологического комплекса от Правительства Российской Федерации под руководством М.В. Мишустина. К первоочередным нововведениям относятся: объединение технических вузов, институтов РАН и высокотехнологичных предприятий в консорциумы, новая роль институтов развития в составе ВЭБ РФ и реорганизация унитарных государственных научных предприятий. Рассмотрим эти и другие направления и оценим совокупность этих мероприятий с точки зрения перехода от либеральной к новой политике в научно-технологической сфере, а также их достаточности для достижения целей, поставленных в указе Президента РФ В. В. Путина от 21 июня 2020 г. №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.».

X X

о

го А с.

Объединение вузов, институтов РАН и высокотехнологичных предприятий в консорциумы

Перемещение мировой конкуренции в сферу образования и науки, переход торговых войн в технологические, отставание страны в темпах экономического роста, малое количество прорывных технологий (искусственного интеллекта, коммуникационных, квантовых технологий и других прогрессивных продуктов и технических решений), а также намерение войти в глобальную международную инновационную среду для изменения ситуации требуют дальнейшего развития научно-технологического комплекса. Это подчеркивается постоянно Президентом, Правительством РФ и руководителями Министерства науки и высшего образования. Особо важное

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

значение имели Указы Президента РФ В. В. Путина от 01.12.2016 г №642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и от 21 июня 2020 г. «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.».

На совещании ректоров вузов РФ 5 июня 2020 г. и в Президиуме РАН 1б июня 2020 г. Минобрнаукой представлена рассчитанная на 10 лет программа повышения глобальной конкурентоспособности вузов России, включающая Программу стратегического академического лидерства (ПсАл) и Программу развития опорных университетов, ориентированные на национальные цели развития с учетом новых вызовов [1]. ПСАЛ представляет собой новую модель поддержки вузов, призванную прийти на смену завершающимся проектам, самый крупный из которых - Программа повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов «5-100». Проработка программы продолжается и известны только основные их положения. В основе программы лежат принципы интеграции и кооперации научных, образовательных организаций и предприятий, состязательности и конкуренции, а также открытости. Как заявил министр науки и высшего образования В.Н. Фальков, в отличие от предыдущих программ развития российских вузов, ПСАЛ будет нацелена на национальные интересы. «Меняется целеполагание: важны не рейтинги, не наукометрические показатели, а в данном случае в центре внимания всех университетов должны быть национальные цели развития». Министр разъяснил, что критериями оценки для вхождения в программу станут: вклад вуза в развитие региона, вклад в технологическое развитие отрасли, качество подготовки кадров для науки и высшего образования. По его словам, каждый вуз представит план развития на 10 лет вперед. При этом результаты выполнения ПСАЛ будут оцениваться не столько по количеству статей, сколько по коммерческой успешности консорциума: «Здесь мы ориентируем не только на статьи и выигранные гранты, но и коммерциализацию результатов исследовательской деятельности» [2]. ПСАЛ предполагает создание отраслевого консорциума из разных вузов.

По предложению Минобрнауки все вузы предполагается разделить на две лиги: мировую (30 вузов) и федеральную (80 вузов), которые будут иметь равноценные статусы Национального исследовательского университета или Национального опорного университета. Категория Национальный исследовательский университет присваивается на конкурсной основе университетам Российской Федерации сроком на 10 лет. Национальный опорный университет - это создаваемый в регионе на основе объединения существующих высших учебных заведений вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда. Помимо территориальных предполагается создание отраслевых опорных вузов.

В программе могут принимать участие государственные, негосударственные и муниципальные вузы с различной ведомственной принадлежностью. При наличии в России 724 вузов после определенного срока предполагается ротация вузов. Базовыми критериями для входа вуза в программу ПСАЛ являются: не менее 4000 студентов, не менее 5% доходов от НИОКР и бюджет не менее 1 млрд. руб. Общий объем финансирования Программы в 2021 - 2030 г.х составит 808 380,1 млн. руб., из них на 2021-2024 годы только из бюджета планируется

потратить 196 млрд. руб. [3]. Рейтинги участников ПСАЛ будут оцениваться по коммерческим результатам исследовательской деятельности, а также по результатам взаимодействия с предприятиями, учебными заведениями и студентами. Таким образом, выполнение стратегических целей и заданий программы ПСАЛ реально сможет повлиять на улучшение положения в национальной экономике и повышение ее конкурентоспособности.

По данным Ассоциации Технических Университетов к техническим университетам относятся немногим более 100 университетов, осуществляющих исследовательскую деятельность [4]. По общему рейтингу QS-2019, а также Интерфаксу и RAEX, ведущих отечественные рейтинги вузов и использующих такие же критерии как QS, только 41 технический вуз из 107 имеют институциональное международное признание [5]. Однако это не означает, что мы совершенно не конкурентоспособны в сфере высшего технического образования или осуществили серьезный прорыв и наши лучшие технические вузы занимают лидирующие позиции в мировой образовательной и исследовательской среде. В представленной программе подчеркивается необходимость нежелательного принуждения вузов и институтов РАН к участию в формальных объединениях, сохранения и развития традиционных форм взаимовыгодного сотрудничества, не требующего создания консорциумов. Предложенная программа может стать стимулом для повышения эффективности деятельности не только вузов, но и всех участников консорциума, так как позволит объединить цели, их интеллектуальные, технические, материальные и финансовые возможности для создания зна-ниеемких продуктов и технологий мирового уровня.

Интеграция и кооперация академических институтов и технических вузов являющихся составными частями научно-исследовательского комплекса и их вхождение в консорциум с передовыми предприятиями научно-промышленного комплекса создает новый механизм взаимодействия, заменяющий ранее действующие механизмы реформирования образования и науки. Создание консорциумов позволит решить по мнению Президента РАН А. М. Сергеева проблему дефицита финансирования научных исследований [6]. Руководитель академического сообщества, другие ученые РАН, а также ректора вузов отмечают необходимость разработки нового положения о консорциумах, учитывающих специфику создаваемых научных объединений, исключительно добровольное объединение участников, улучшение коммуникаций во внутренней и внешней среде, сохранение юридической самостоятельности в период временного интервала деятельности, индивидуальной и солидарной ответственности участников и др.

В этих положениях должны быть по возможности подробно определены цели, выполняемые функции, организационно-правовые формы и юридически выверенные положения по:

- законодательному статусу исследовательских и опорных консорциумов;

- составам творческих коллективов, участвующих в совместной работе, формам доступа, правам, обязанностям и ответственности, а также индивидуальным и коллективным методам стимулирования либо компенсации;

- условиям, объемам, формам, конкретным видам научно-технической документации, образцам продукции и техники представляемых интеллектуальных знаний,

результаты работы и опыт, а также необходимость согласования этих процедур с органами вышестоящего управления участников, входящих в консорциум;

- видам и порядке проведения совместных испытаний, стандартизации и сертификации, согласования с необходимыми ведомственными органами;

- порядку оценки вкладов участников в создаваемую интеллектуальную собственность;

- обмену и передаче конкретных результатов работ (научных отчетов, патентов, изобретений, ноу-хау) предприятиям, финансовым учреждениям, осуществляющим финансирование разработок;

- особенностям и порядке трансфера технологий и образцов техники третьим лицам;

- особым условиям работы с иностранными участниками консорциума;

- порядку осуществления управления, мониторинга и контроля и др.

В положении также необходимо отразить указание о том, что промышленные предприятия в первую очередь должны выдвигать требования к прикладной науке, осуществляющей разработки новых продуктов, оборудования и технологий и в меньшей степени к фундаментальной, должен быть найден компромисс взаимодействия. А фундаментальная наука и вузы, если они хотят стать драйверами экономического роста, повышения уровня и качества жизни, должны в своем взаимодействии учитывать возможности партнера. Реализация этого направления должна привести вначале к временному, а возможно в дальнейшем устойчивому объединению предприятий научно-промышленного комплекса с академическими институтами и техническими вузами научно-исследовательского комплекса с достижением поставленных целей. Заседание Президиума РАН по обсуждению ПСАЛ состоялось 23.10.2020 г. На рассмотрение в РАН был вынесен полный набор документов, приложенных к проекту постановления правительства по ПСАЛ. В этот пакет входят финансово-экономические выкладки, правила предоставления грантов, положения о советах по государственной поддержке НИУ (национальных исследовательских университетов, нацеленных на проведение прорывных научных исследований) и НОУ (национальных опорных университетов, ориентированных на создание наукоемких разработок).

Заместитель министра науки и высшего образования Д.В. Афанасьев отметил «Все университеты - участники программы, будут получать базовый грант от 100 миллионов рублей в год, а те, кто пройдут второй этап отбора, получат специальную часть гранта, размер которой значительно больше - от 800 миллионов до полутора миллиардов рублей, в зависимости от результатов, достигаемых каждый год». Научным институтам и Академии наук, как высшей экспертной организации страны, предполагается поручить профессиональную оценку научной составляющей программ развития вузов как при отборе участников программы, так и в ходе мониторинга ее реализации. Причем речь должна идти об участии Академии наук как института, а не отдельных членов РАН.

Также РАН будет согласовывать решения о реорганизации или ликвидации научных организаций, при этом участие в ней для научных организаций может обернуться утратой самостоятельности. Обеспечением организационно-технического, информационного, методического, экспертно-аналитического сопровождения ПСАЛ

будет заниматься подведомственное Минобрнауки федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр социологических исследований» (ФГАНУ«Социоцентр»). Ежегодно на работу этого технического оператора программы планируется выделять примерно 540 миллионов рублей.

Интересно, что в связи с инициативой Минобрнауки идет активное обсуждение ПСАЛ среди институтов РАН и вузов, а частные высокотехнологические компании (ЧВТК), как возможные будущие инвесторы, пока отмалчиваются. Из данного материала следует, что представители ЧВТК считают их сектор основой экономического роста российской экономики в будущем [7]. Отмечается, что если некоторые ЧВТК в случае закрытия рынков в период кризиса из-за пандемии вынуждены будут остановить свое производство, то его восстановление из-за ухода высококвалифицированных специалистов, обладающих специальными знаниями, навыком и опытом будет сложным, а в ряде случаев при невозможности быстрого восстановления или потере рыночных партнеров, проблематичным. Учитывая уязвимость положения, они просят поддержки своего бизнеса у государства. Им нужны налоговые послабления, чтобы с их помощью высвободить собственные средства предприятий, которые могут быть задействованы в дальнейшем для реализации инновационных НИОКР. По-видимому, исследователи и разработчики могут рассчитывать в начале реализации ПСАЛ в основном на бюджетные средства и средства высокодоходных государственных предприятий и фондов.

Новая роль институтов развития в составе ВЭБ

РФ

Санкционная политика западных стран и в особенности пандемия короновируса резко осложнили экономическую ситуацию в России, вынудили новое Правительство под руководством М.В. Мишустина провести ряд кардинальных мер по исправлению недостатков и активизации работы институтов развития, решающим задачи по повышению конкурентоспособности научно-технологического сектора и усилению его влияния на конкурентоспособность экономики и улучшение макроэкономических параметров. По словам Председателя Правительства предполагается провести «оптимизацию институтов развития, чтобы они в полной мере могли работать на достижение национальных целей развития, которые определены указом президента. Мы проанализировали деятельность основных действующих институтов развития. Все они создавались для решения конкретных задач. От них требовались определенные действия, которые в свое время дали значимые результаты, но за последние годы появились новые вызовы, которые требуют существенной корректировки их работы и перспективных планов. Анализ показал, что деятельность этих институтов слабо увязана с новыми национальными целями развития, в них отсутствуют единые механизмы управления, есть пересечение функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями» [8]. Реформа, являющаяся частью административной реформы управления, призвана запустить новый инвестиционно-инновационный цикл, синхронизировать работу институтов развития с планом по достижению национальных целей развития. Реализация намеченных планов потребует более тесного сотрудничества разработчиков и фондов в инвестиционном блоке, координации работ с Единой лизинговой

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

компанией, Универсальным банком, Фондами содействия, Российскими научным фондом и фондом прямых инвестиций. Наблюдательный совет ВЭБ возглавит вице-премьер Д.Ю. Григоренко, который станет определять политику госкомпании. Таким образом, институты развития будут подчинены непосредственно правительству и их деятельность будет направлена на достижение национальных целей. Правительство запланировало четыре направления реформы:

- формирование крупного инвестиционного блока на базе ВЭБ. РФ с передачей под его управление Корпорацию МСП, Российский экспортный центр, ЭКСАР, «Рос-нано» и четырех фондов - «Сколково», Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Фонда развития промышленности;

- восемь институтов развития будут ликвидированы, часть их функций будет перераспределена между ВЭБ. РФ и федеральными органами исполнительной власти;

- некоторые институты будут укрупнены: ГТЛК и «ВЭБ-лизинг» будут преобразованы в Единую лизинговую компанию, на основе МСП Банка и банка «ДОМ. РФ» создадут Универсальный банк, Фонд содействия реформированию ЖКХ и Фонд защиты прав граждан -участников долевого строительства будут объединены в единый Фонд содействия реформированию ЖКХ. К Российскому научному фонду присоединят Российский фонд фундаментальных исследований, а Российская венчурная компания будет передана в управление Российского фонда прямых инвестиций;

- в новой структуре будут сохранены стратегически важные организации: «Росатом», «Роскосмос», «Ро-стех», Росавтодор, «Росагролизинг», Россельхозбанк, Агентство по страхованию вкладов, «Российский экологический оператор», «ДОМ. РФ», Корпорация развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа. При этом акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» станет Корпорацией по туризму [9].

Глава ВЭБ И. Шувалов отметил, что «конечным результатом должно стать повышение эффективности и общего вклада в реализацию проектов, рост качества жизни граждан» [10]. «Новая конфигурация институтов развития - это и определенный вызов для правительства. Управлять такими крупными структурами непросто. По-видимому, следующим шагом может стать перераспределение полномочий внутри кабмина для повышения эффективности управления проектной деятельностью с использованием новых возможностей институтов развития» [11].

Реорганизация унитарных государственных предприятий

Уже длительное время в социуме, научно-техническом сообществе, профильных ведомствах и Государственной думе рассматриваются вопросы реформы госсобственности, но решительных шагов в этом направлении не следовало. Правда Госдума в 2019 г. приняла закон о реорганизации до 2025 г. государственных унитарных предприятий, при условии, что их ликвидация или трансформация в АО не создаст угроз безопасности и экономике. По данным ФНС, в реестре юридических лиц числилось около 700 ФГУПов. При этом отмечалось, что сейчас деятельность многих унитарных предприятий не соответствует целям, для которых они изначально со-

здавались, и к ним будут применяться наиболее приемлемые и экономически обоснованные способы управления и распоряжения.

Пандемия короновируса и приход в состав правительства новых людей активизировал работу в этом направлении. Необходимость направления значительных средств на устранение угрозы пандемии и ее негативных последствий для всей хозяйственной жизни страны заставляют руководство ускорить рассмотрение вопросов более грамотного и эффективного использования государственного достаточно значимого имущества (собственности) путем реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) с перераспределение денежных потоков, направляемых на их деятельность, улучшением ее прозрачности, развитием конкуренции на рынках, где они присутствуют. К тому же систему управления госимуществом раскритиковала Счетная палата. Аудиторы констатировали, что в России нет достоверных данных о числе компаний с госучастием, 90% из них находятся фактически в «серой» зоне, а вознаграждение их руководства может превышать зарплату работников в 20 раз. Сведения о деятельности госкомпаний фрагментарны и почти не подвергаются анализу, за исключением узкого круга крупнейших холдингов, сообщалось в специальном бюллетене СП. Там также отмечалось, что в отчеты для правительства Минэкономразвития (ранее курировал Роси-мущество) включает данные только о десяти крупнейших АО - всего 1 % от общего числа [12].

Перед Минфином, Росимуществом, ФНС, ФАС и Минпромторгом поставлена задача акционировать или ликвидировать действующие ФГУПы и государственные организации до конца 2021 г. Первые необходимо либо трансформировать в акционерные общества, либо ликвидировать. Как известно форма акционерного общества гораздо более прозрачна и динамична: меньше бюрократии, больше гибкости и возможностей быстро принимать решения и реагировать на запросы клиентов и рынков. Те же государственные организации, при условии, что ими напрямую владеет РФ, нужно передать в вертикально интегрированные структуры, госкорпорации (крупнейшие добывающие холдинги) или в собственность регионов. Кроме ускорения реформы этих предприятий Правительством поручено пересмотреть структуру собственности госкомпаний. Ранее Министерство финансов, в ведение которого перешло Росимуще-ство, предложил перейти к единой системе управления организациями, консолидировав в агентстве права владельца всех государственных АО и унитарных предприятий, Впрочем есть исключение для унитарных предприятий по сохранению своей формы, а госкомпаниям -остаться в прямой собственности правительства, если это одобрит специальная правительственная комиссия по проведению административной реформы. В связи с необходимостью не тратить государственные средства на их содержание возможна даже продажа ряда таких госорганизаций с низкой ликвидностью в частную собственности на определенных условиях, то есть участие Российской Федерации во ФГУПах и обществах с государственным участием будет прекращено.

Правительство РФ 31 декабря 2019 г. издало распоряжение № 3260-р «Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020 - 2022 годы». В соответствии с этим документом,

в 2020 - 2022 г.х планируется приватизировать 86 федеральных государственных унитарных предприятий, 186 акционерных обществ, доли участия Российской Федерации в 13 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1168 объектов иного имущества государственной казны Российской Федерации [13]. Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества без учёта стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, предусмотрены в 2020-2022 г.х в размере 3,6 млрд. рублей ежегодно.

Наряду с некоторыми минусами акционерных обществ по сравнению с ФГУПами, заключающимися в потере бюджетного финансирования, они приобретают ряд преимуществ:

Во-первых, появляется прозрачная система корпоративного управления. В частности, менеджмент акционерного общества осуществляется не тем или иным ведомством или руководством региона, а правлением и советом директоров, в числе которых могут быть и независимые члены.

Во-вторых, в отличие от ФГУПа, где активы находятся либо в оперативном управлении, либо на праве хозяйственного ведения, в АО имущество переходит на его баланс. Тем самым организация может эффективно распоряжаться активами, отчуждать непрофильные, пополняя тем самым свой доход.

В третьих, управление госсобственностью эффективнее осуществляют хозяйствующие субъекты, чем чиновники.

Дальнейшая судьбы этих предприятий может иметь определенные последствия для дальнейшего развития национального научно-технологического комплекса. Это связано с тем, что в составе ФГУПов и госорганизаций имеется значительное число научных учреждений, подлежащих приватизации. Так в списке 86 ФГУПов, приватизируемых в 2020-2022 гг., находится 16 научных организаций—При переводе этих предприятий в акционерные общества, функционирующие в рыночном пространстве с потерей бюджетного финансирования, часть их может быть потеряна для научно-технологического комплекса.

Согласно указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.» устанавливается значительное количество целевых показателей, включая сохранение населения, здоровья и благополучия, обеспечение темпов роста ВВП страны выше роста среднемирового уровня при сохранении макроэкономической стабильности, темпов роста доходов населения и пенсионеров, реального роста экспорта несырьевых и неэнергетических товаров, а также к 2030 году Россия должна войти в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания более эффективной системы высшего образования.

Реализация вышерассмотренных направлений является началом новой административной реформы управления и перехода от либеральной политики в научно-технологической сфере, сформировавшей низко технологичный ресурсно-сырьевой экономический уклад [14], к поэтапному переходу на новый мировой уклад с более системным и комплексным управлением знаниями, приводящими к конкурентоспособным продуктам и технологиям. Необходимо последовательно также:

- разработать и внедрить общегосударственные системы стратегического планирования и управления

научно-техническим развитием [15], а также реализовать в полном объеме Федеральный закон №172 от 28. 06. 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

- изменить денежно-кредитную политику и роль Центрального Банка в повышении экономического роста при сохранении оптимального уровня макроэкономической стабилизации. За счет этого осуществить структурный разворот в сторону восстановления, развития и укрепления реального сектора экономики;

- проработать вопрос формирования органа, управляющего развитием научно-технологического комплекса, обладающего необходимыми ресурсами, а также соответствующими полномочиями и компетенциями, отвечающего за это направление в Правительстве РФ;

- усовершенствовать нормативно- правовую базу деятельности в научно-технологической сфере и связанным с ней инфраструктурой и производством.

Выводы

1. Министерству науки и высшего образования необходимо инициировать разработку положений о консорциумах, учитывающих их специфику, состав и структуру органов управления, мониторинга исследований, разработок, коммерческой их реализации, механизмы выбора перспективных направлений, отбора проектов, оценки конкурентоспособности и эффективности и др. По представлению Министерства науки и высшего образования отобранные вузы, институты РАН и предприятия представляют на рассмотрение и утверждение составы консорциумов и планы работ.

2. Успех реформы оптимизации институтов развития в значительной степени зависит от действий ВЭБ по управлению, интеграцией и координацией действий в крупном структурном конгломерате, объединяющем усилия научно-исследовательских и других организаций в различных сферах деятельности, а также фондов развития с целью повышению эффективности их деятельности и достижению целей национальных проектов. Учитывая научный задел исследований отдельные институты развития необходимо сориентировать на трансфер научных знаний в новые продукты и технологии, а разработки, находящиеся на стадии опытных и опытно-конструкторских работ, попытаться перевести в промышленные установки и на стадию коммерческой реализации

3. При приватизации ФГУПов следует обратить особое внимание на научные организации. Понятно, что государство не намерено тратить бюджетные средства на проведение исследований в большинстве этих организаций и считает их мало ликвидным активом. Учитывая продолжительность от начала научных исследований до коммерческого результата им придется сфокусировать свою деятельность главным образом на прикладных исследованиях, дающих быстрый результат и оптимизировать структуру и персонал организации.

4. Создать новый организационно-правовой механизм планирования, организации, управления и мониторинга деятельности научно-технологического комплекса, отвечающий особенностям, современным условиям и поставленным целям.

Литература

1. Три миссии университета. [Электронный ресурс] // https://www. уеСотоБ^.

ш/8оае1у/аг^с!е8/2020/09/29/841592-1п-1тп88и].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X X

о

го А

с.

X

го т

о

2 О

м о

о es о es

о ш m

X

3

<

m О X X

2. В Минобрнауки сообщили об изменении целепо-лагания программы развития вузов. [Электронный ресурс] // https://rossaprimavera. ru/news/8e1854e4].

3. Треклятый пятый. В новой программе Минобрнауки обнаружен пугающий пункт - Поиск - новости науки и техники. [Электронный ресурс] // https://poisknews. nj/themes/science-territory/treklyatyj-pyatyj-v-novojprogramme-minobrnauki-obnanjzhen-pugayushhij-punkt/].

4. Ассоциация технических университетов. [Электронный ресурс] // http://atuniversities. ru/sostav/].

5. УниверЭксперт - Академический критик. [Электронный ресурс] // http:// univer. expert].

6. Глава РАН поддержал консорциумы вузы и НИИ, чтобы решить проблему нехватки финансирования. [Электронный ресурс] // https://nauka. tass. ru/nauka/9929843].

7. Технобизнес на высшем уровне. [Электронный ресурс] // https://expert ru/2020/05/13/tehnobiznes-na-vyisshem-urovne/.

8. Оперативное совещание с вице-премьерами. [Электронный ресурс] // http://government.ru/news/40921/

9. Мишустин объявил об оптимизации институтов развития. [Электронный ресурс] // https://mir24. tv/news/16436341/mishustin-obyavil-ob-optimizacii-institutov-razvitiya.

10. Большая чистка: новые шаги в реформе госаппарата. [Электронный ресурс] // https://expert. ru/2020/11/23/chubajs-ne-ushel-pod-shuvalova/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen. yandex. com.

11. Проблемная система. Экономист Александр Ши-ров — о том, почему потребовалась реформа институтов развития. [Электронный ресурс] // https://iz. ru/1091074/aleksandr-shirov/problemnaiasistema?utm_source= yxnews&utm_medium=desktop.

12. СП: достоверной информации о количестве АО и ФГУП, подконтрольных государству, нет. [Электронный ресурс] // https://www. interfax. ru/russia/723401 14. https://ach. gov. ru/checks/sp-dostovernoy-informatsii-o-kolichestve-ao-i-fgup-podkontrolnykh-gosudarstvu-net.

13. Распоряжение Правительства России от 31 декабря 2019 г. №3260-р. «Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020-2022 годы». [Электронный ресурс] // http://static. government.

ru/media/files/573Ihl2inhPvJ295qijLLmBWkLAQVzhB. pdf.

14. Онищенко Г.Г., Каблов Е.Н., Иванов В.В. Научно-технологическое развитие России в контексте достижения национальных целей: проблемы и решения // Инновации. 2020. №6(260). С. 3-16.

15. Глазьев С.Ю. О создании систем стратегического планирования и управления научно-техническим развитием // Инновации. 2020. №2(256). С. 14-23.

New approaches to the scientific and technological

development of Russia: a target for increasing

competitiveness Sitnikov E.V., Lopatkin D.S., Shushunova T.N., Grinev N.N.

Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology

The article examines a new stage in the transition to a national

innovative socio-economic system: tasks and directions of

scientific and technological development in the context of the forthcoming deepening of integration and cooperation of universities, academic institutions and enterprises within consortia, as well as the reform of the management system of development institutions and federal state unitary enterprises. ... The need to direct significant funds to eliminate the threat of a pandemic and its negative consequences for the entire economic life of the country forces the leadership to accelerate the consideration of issues of a more competent and efficient use of state property by reorganizing federal state unitary enterprises with the redistribution of cash flows directed to their activities, improving its transparency, and developing competition in the markets where they are present. Due to this, make a structural turn towards recovery, development and strengthening of the real sector of the economy.

Key words: universities, academic institutions, enterprises, integration in consortia, reform of development institutions and Federal state unitary enterprises.

References

1. The three missions of the university. [Electronic resource] // https:

// www. vedomosti. ru / society / articles / 2020/09/29/841592-tri-missii].

2. The Ministry of Education and Science reported about the change

in the goal setting of the program for the development of universities. [Electronic resource] // https: // rossaprimavera. ru / news / 8e1854e4].

3. Damned fifth. In the new program of the Ministry of Education and

Science, a frightening item was discovered - Search - news of science and technology. [Electronic resource] // https: // poisknews. ru / themes / science-territory / treklyatyj-pyatyj-v-

novojprogramme-minobrnauki-obnaruzhen-pugayushhij-punkt /].

4. Association of Technical Universities. [Electronic resource] // http:

// atuniversities. ru / sostav /].

5. UniverExpert - Academic critic. [Electronic resource] // http: //

univer. expert].

6. The head of the RAS supported consortia of universities and

research institutes to solve the problem of lack of funding. [Electronic resource] // https: // nauka. tass. ru / nauka / 9929843].

7 Techno-business at the highest level. [Electronic resource] // https: // expert. ru / 2020/05/13 / tehnobiznes-na-vyisshem-urovne /.

8. Operational meeting with deputy prime ministers. [Electronic

resource] // http://government.ru/news/40921/

9. Mishustin announced the optimization of development institutions. [Electronic resource] // https: // mir24. tv / news / 16436341 / mishustin-obyavil-ob-optimizacii-institutov-razvitiya.

10. The big purge: new steps in the reform of the state apparatus. [Electronic resource] // https: // expert. ru / 2020/11 /23 / chubajs-ne-ushel-pod-shuvalova /? utm_referrer = https% 3A% 2F% 2Fzen. yandex. com.

11. Problematic system. Economist Alexander Shirov - on why the reform of development institutions was needed. [Electronic resource] // https: // iz. ru / 1091074 / aleksandr-shirov / problemnaiasistema? utm_source = yxnews & utm_medium = desktop.

12. JV: there is no reliable information on the number of joint-stock companies and federal state unitary enterprises controlled by the state. [Electronic resource] // https: // www. interfax. ru / russia / 723401 14.https: // ach. gov. ru / checks / sp-dostovernoy-informatsii-o-kolichestve-ao-i-fgup-podkontrolnykh-gosudarstvu-net.

13. Order of the Government of Russia dated December 31, 2019 No. 3260-r. "The forecast plan (program) of the privatization of federal property and the main directions of the privatization of federal property for 2020-2022." [Electronic resource] // http: // static. government. ru / media / files / 573Ihl2inhPvJ295qijLLmBWkLAQVzhB. pdf.

14. Onishchenko G.G., Kablov E.N., Ivanov V.V. Scientific and technological development of Russia in the context of achieving national goals: problems and solutions // Innovations. 2020. No. 6 (260). P. 3-16.

15. Glazyev S.Yu. On the creation of systems for strategic planning and management of scientific and technical development // Innovations. 2020. No. 2 (256). P. 14-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.