Научная статья на тему 'Новые подходы к изучению ономастики'

Новые подходы к изучению ономастики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
802
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Разумов Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к изучению ономастики»

ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ

УДК 73.2

Р. В. Разумов

R. V. Razumov

Новые подходы к изучению ономастики

New Approaches to Study Onomastics

Одним из недостатков современного школьного и вузовского образования является, на наш взгляд, несформированность у выпускников компетенций, связанных со знаниями в области различных типов имен собственных, особенностей их употребления и восприятия. Рост международных связей, активное использование интернет-ресурсов обуславливает необходимость формирования представлений о специфике национальных онимических систем, особенностей их антропонимикона и топонимикона, отношения к имени в различных обществах и т. п. Все это невозможно без подготовки и издания учебных пособий, использования ономастического материала в курсе русского языка средней школы, а также введения на гуманитарных направлениях высшей школы (филологии, истории, культурологии, журналистике и т. д.) особых курсов, посвященных изучению имен собственных.

Трудности изучения имен собственных в школе и вузе обусловлены отсутствием специальных учебных пособий. В советское время В. Д. Бонда-летовым было создано учебное пособие «Русская ономастика» [1], призванное сформировать у учащихся общие представления об ономастике как науке, специфике имени собственного, особенностях антропонимической, топонимической и астронимической систем. Несмотря на то, что данное пособие адресовано преимущественно школьникам, оно активно использовалось и в практике вузовского образования.

В постсоветскую эпоху новые учебные пособия по ономастике выпускались небольшим тиражом в вузовских издательствах. Они были

ориентированы на использование в конкретном учебном заведении, поэтому обычно содержали программу курса, рекомендации по организации работы студента и материалы для внеаудиторной работы. По данной схеме построены пособия А. М. Мезенко [4], Т. П. Романовой [7], наше собственное пособие «Введение в ономастику» [5] и др. В некоторых случаях издания содержали рассмотрение отдельных теоретических положений, а также задания для выработки практических навыков анализа имен собственных. По данному типу построены работы В. В. Катерми-ной и Л. И. Сидоровой [2], Т. П. Романовой [6]. В обоих случаях пособия посвящены изучению узких локальных тем: в первом случае - антропонимики, а во втором - коммерческой номинации, поэтому не содержат рассмотрения всех проблем ономастики как науки. Общим недостатком перечисленных пособий является то, что они изданы ограниченным тиражом и распространялись в самих вузах и на ономастических конференциях. Предложенная на

XI конференции «Ономастика Поволжья» М. В. Горбаневским идея подготовки межвузовского учебника по ономастике до настоящего времени, к сожалению, не реализована. Потребность же в создании подобного пособия по-прежнему существует, так как во многих вузах и школах Российской Федерации ведутся факультативные курсы по именам собственным, растет число их исследователей не только в России, но и в странах СНГ.

Отсутствие пособий по ономастике может восполнить вышедшее в 2011 г. учебное пособие Г. Б. Мадиевой (Казахстан) и В. И. Супруна

© Разумов Р. В., 2011

(Россия, Волгоград) «Теоретические основы ономастики» [3], созданное в рамках кредитно-модульной системы обучения и именно этим интересное российским преподавателям высшей школы. Как отмечают авторы, «имена собственные участвуют во всех сферах жизни человека, поэтому грамотное владение ономастическими знаниями способствует успешному использованию языка, адекватному участию в межкультурной коммуникации, владению техникой перевода, раскрытию содержания произведения, пониманию смысла текста и мн. др.» [3, с. 6]. Все перечисленное указывает на актуальность написания и издания данного пособия.

Композиционно рецензируемое пособие состоит из шести частей: проспекта курса, введения, четырех теоретико-практических модулей, включающих рассмотрение нескольких взаимосвязанных тем, заключения, пяти приложений, библиографических списков.

Учебное пособие открывает Проспект курса, содержащий последовательное перечисление тем, рассматриваемых во время учебных занятий. Наличие данного раздела необходимо, так как позволяет студентам узнать те вопросы, которые будут изучаться далее. К сожалению, заявленный план не выдержан в структуре самого пособия: авторы разделили модуль «Теоретические и прикладные вопросы ономастики» на два модуля: «Теоретические и прикладные вопросы ономастики» (модуль 3) и «Прикладные вопросы ономастики» (модуль 4). Возможно, это отступление является следствием технической ошибки, допущенной при подготовке пособия к изданию. На это, возможно, указывает почти полное совпадение названий этих двух модулей.

Структура курса «Теоретические основы ономастики» позволяет последовательно познакомить студентов с основными вопросами современной ономастики. В модуле «Ономастика как наука» у студентов формируются представления об объекте, предмете, целях и задачах ономастики как науки, приводится краткое описание ее структуры, указываются основные аспекты и методы исследования. В модуле «Разряды ономастики» осуществляется знакомство с ядерными (антропонимами, топонимами, зоонимами, ас-тионимами) и периферийными (идеонимами и прагматонимами) разрядами имен собственных. Завершают основной текст пособия модули «Теоретические и прикладные вопросы ономастики» и «Прикладные вопросы ономастики», посвященные рассмотрению теоретических и

прикладных вопросов ономастики: специфики имени собственного как лексической категории, разных точек зрения на семантику онимов, понятий ономастического пространства и ономастического поля, вопросов прецедентности имен собственных, а также ономастической лексикографии. Данная структура позволяет авторам пособия достичь заявленных целей, однако, на наш субъективный взгляд, целесообразно было бы избрать иную модель курса, поместив модуль « Разряды ономастики» после изучения 3 и 4 модулей. Это позволило бы более четко выделить различия между именами собственными ядерной и периферийной зон ономастического поля, описать особенности онимов каждого типа, более четко установить внутрипредметные связи между темами.

Большую часть пособия занимает теоретико-практический блок, состоящий из четырех модулей, формирующих у учащихся не только знания о теоретических основах ономастики, но и умения применять эти знания при анализе конкретных имен собственных, критически подходить к существующим в науке точкам зрения. Этому способствует продуманная структура каждого теоретико-практического модуля. Изложение материала начинается с указания плана темы и перечня ключевых понятий, которые необходимо освоить студентам. Каждая тема состоит из трех частей: теоретической части, содержащей краткое изложение основных вопросов темы, реферативного обзора существующих точек зрения по какой-либо ономастической проблеме; практической части, включающей планы практических занятий, проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы, а также списка научной и учебной литературы по теме.

При изложении теоретических вопросов авторы опираются как на традиционные положения, существующие в российской, казахстанской и зарубежной ономастике, так и на ономастические факты, еще не получившие широкого распространения в науке. Например, рассматривая существующую ономастическую терминологию, авторы указывают соответствующие казахские термины, упоминают термины, недавно введенные казахскими учеными: эремоним - 'название крупного географического объекта в пустыне' [3, с. 138], менсоним - 'имена собственные объектов общественного питания' [3, с. 138] и др.

Отличительной положительной стороной данного пособия является то, что его авторы постоянно сопоставляют ономастические факты

русской и казахстанской онимических систем. Это способствует формированию у студентов знаний о национально-культурной специфике имен собственных, позволяет понять различия между онимами разных народов. Например, при изучении темы «Фамилия» авторы кратко характеризуют особенности русских и казахских отчеств и фамилий [3, с. 76-77]. При рассмотрении темы «Топонимы» они отмечают, что «особенностью русской (шире - славянской) топонимии является суффиксация, казахской топонимии (шире - тюркской) присущи сложные топонимы, среди которых особое место занимают предикативные конструкции <...>, не являющиеся продуктивными в славянской топонимии» [3, с. 82]. К сожалению, в некоторых случаях (например, при описании прагматонимов и словесных товарных знаков) подобные сопоставления отсутствуют.

Излагая основные положения ономастики, авторы верно излагают существующие точки зрения, однако некоторые утверждения, встречающиеся в пособии, вызывают недоумение. Например, в таблице «Имена собственные земного пространства» [3, с. 15] к подклассу урбанони-мов отнесены экклезионимы - имена собственные монастырей, церквей, часовен, крестов и т. п. Очевидно, что данные онимы являются самостоятельным разрядом имен собственных, так как экклезионимы функционируют не только в пределах городского пространства, следовательно, могут являться самостоятельными географическими объектами. Неоднократно на страницах пособия встречается утверждение об отнесении поэтонимов к периферии ономастического поля: «В последнее время объектом исследований казахстанской ономастики стали периферийные разряды ономастики (собственные имена в художественных текстах различных жанров, названия периодических изданий, названия производственных предприятий)...» [3, с. 122]; «Исследования разрядов ономастического пространства отдельных территорий и национальных ономастиконов отличается полнотой и всесторонним охватом. Данное положение справе-ливо в отношении таких ИС, как эргонимы, по-этонимы, фитонимы, хрематонимы и др., которые относятся к периферийной зоне ономастики» [3, с. 122]. Очевидно, что имена собственные, функционирующие в пространстве художественного текста, не составляют единой группы с одинаковым набором отличительных черт, то есть поэтонимы не могут быть поставле-

ны в один ряд с онимами, функционирующими в реальном мире.

В современной методике высшей школы большую роль играет самостоятельная исследовательская деятельность студентов. С этой целью в пособии приводятся различные точки зрения ученых на одну и ту же проблему. Для анализа студентам предлагаются различные типы текстов, содержащих описания ономастической лексики. Например, на занятии «Ономастика - лингвистическая наука» студенты изучают научно-исследовательское заключение о названии Ал-маты, подготовленное казахстанскими лингвистами. На другом занятии ими сопоставляются тексты юридических документов, регулирующих функционирование имен собственных в Казахстане и России.

Практические задания, предлагаемые авторами пособия, предполагают использование разнообразных интерактивных форм изучения материала. При рассмотрении темы «Ономастика: объект, предмет, цели и задачи» студентам предлагается провести «круглый стол» на тему «Старое и новое: проблема переименований». Обсуждение данного вопроса, актуального на всем постсоветском географическом пространстве, позволит сформировать собственную позицию.

Развитию исследовательской деятельности студентов способствуют многочисленные приложения, содержащие перечни научно-исследовательских тем и краткие очерки об ученых, внесших вклад в становление ономастики в Казахстане (приложение 1), подборки высказываний об именах собственных (приложение 2), фрагменты статей из труднодоступных изданий (приложение 3), юридические документы, посвященные вопросам ономастики (приложение 4), словарь-справочник «Государственные награды Казахстана» (приложение 5). Помощь студентам могут оказать и обширные списки научной и учебной литературы по курсу, перечни изданных топонимических и антропонимических словарей, названия кандидатских и докторских диссертаций по ономастике, защищенных в Казахстане.

Несмотря на общее благоприятное впечатление от данного пособия, его учебную ценность, на наш взгляд, несколько снижают технические погрешности. К сожалению, в пособии не унифицирована система ссылок на источники. Например, только на странице 162 нам встретилось три способа их оформления: «[Реформат-

ский А. А. 1998: 36, 66]», «[2000: 16]», «[Джану-зов 1982; Керимбаев 1995]». В некоторых случаях ссылки трудно идентифицировать: «Однако многие исследователи не склонны объединять их, а считают их собственно ономастическими функциями [1983:21]». К сожалению, не работающими оказываются и многочисленные ссылки на интернет-адрес: http://about-onomastics.ru, которого, по-видимому, не существует. Еще одним недостатком пособия является отсутствие в списке научной и учебной литературы таких работ, как монографии Н. В. Васильевой «Собственное имя в мире текста», М. Э. Рут «Образная номинация в русской ономастике», Е. Л. Березо-вич «Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте», И. В. Крюковой «Рекламное имя: от изобретения до прецедентности» и др., коллективных сборников серии «Именослов / Имя (Филология имени собственного)» и ряда других работ.

Высказанные замечания, однако, ни в коем случае не снижают общего весьма благоприятного впечатления от пособия и нисколько не умаляют его достоинств. Любое издание, в том числе учебник, будит у читателя желание сделать его еще лучше. Этим и были мотивированы наши замечания. В целом же перед нами результат глубокой и продуманной работы, который, несомненно, будет востребован в учебном процессе как в России, так и в Казахстане. Данное учебное пособие может быть рекомендовано преподавателям высшей школы, студентам бакалавриата, магистрантам, учителям средних учебных заведений и всем тем, кто занимается изучением различных проблем лингвистики и интересуется вопросами ономастики.

Библиографический список

1. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика [Текст] / В. Д. Бондалетов. - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.

2. Катермина, В. В. Антропонимика: теория и практика (на материале русского и английского языков) [Текст] / В. В. Катермина, Л. И. Сидорова. -Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2008. - 120 с.

3. Мадиева, Г. Б. Теоретические основы ономастики [Текст] / Г. Б. Мадиева, В. И. Супрун. - Алма-ты, Волгоград, 2011. - 280 с.

4. Мезенко, А. М. Проблемы имянаречения [Текст]: программно-методический комплекс по спецсеминару для студентов дневной и заочной форм обучения / А. М. Мезенко. - Витебск, 2004. - 34 с.

5. Разумов, Р. В. Введение в ономастику [Текст] / Р. В. Разумов. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. -72 с.

6. Романова, Т. П. Теория и методика создания коммерческих наименований и рекламных текстов [Текст]: учебное пособие для слушателей образовательной программы «Рекламная и издательская деятельность» / Т. П. Романова. - Самара : Универс групп, 2008. - 156 с.

7. Русская ономастика [Текст]: программа дисциплины / сост. Т. П. Романова. - Самара, 2004. - 12 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.