Научная статья на тему 'Новые подходы формирования региональной инновационной системы в Нижегородской области (нижегородский протокластер)'

Новые подходы формирования региональной инновационной системы в Нижегородской области (нижегородский протокластер) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / ЯДРО ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фияксель Э. А., Фияксель Р. Э.

Одним из основных условий успешного развития экономики государства является формирование национальной инновационной системы (НИС), которая должна обеспечивать непрерывный рост экономики. Эффективность функционирования НИС обуславливается наличием и результативностью функционирования региональных инновационных систем (РИС). В статье анализируются возможности создания взаимодействующих локальных подкластеров в Нижегородской области. Рассматривается схема формирования ядра инновационного протокластера и новые формы организации деятельности регионального инновационно промышленного комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы формирования региональной инновационной системы в Нижегородской области (нижегородский протокластер)»

Новые подходы формирования

V V ■■ V

региональном инновационном системы в Нижегородской

области (Нижегородский протокластер)

Э.А. Фияксель

д. э. н., к. ф.-м. н., профессор, зав. кафедрами венчурного менеджмента и маркетинга НФ ГУ-ВШЭ [email protected], belohlebova @pbox.ru

Р.Э. Фияксель

преподаватель кафедры венчурного менеджмента НФ ГУ-ВШЭ [email protected]

Ъ-М

Одним из основных условий успешного развития экономики государства является формирование национальной инновационной системы (НИС), которая должна обеспечивать непрерывный рост экономики. Эффективность функционирования НИС обуславливается наличием и результативностью функционирования региональных инновационных систем (РИС). В статье анализируются возможности создания взаимодействующих локальных подкластеров в Нижегородской области. Рассматривается схема формирования ядра инновационного протокластера и новые формы организации деятельности регионального инновационно промышленного комплекса

Ключевые слова: национальная инновационная система,региональный инновационный кластер,региональное развитие, инновации, ядро инновационного кластера.

Необходимость перехода к инновационному развитию признана на всех уровнях государственного управления России. Одним из основных условий успешного развития экономики государства является формирование национальной инновационной системы (НИС), которая должна обеспечивать непрерывный рост экономики. В основе такого роста лежит множество факторов, среди которых можно выделить научно-технический прогресс, совершенствование механизмов управления производством и т. п. — то есть все то, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы производства, так и процесс их использования. Повышение доли инноваций в структуре факторов экономического роста характеризует переход к иному качеству роста экономики. Таким образом, эффективность функционирования НИС определяется ее вкладом в увеличение ВВП страны и обуславливается наличием и результативностью функционирования региональных инновационных систем (РИС), из которых и состоит НИС.

В целях обеспечения комплексного развития региона и повышения эффективности НИС формирование РИС должно осуществляться по следующим направлениям:

• создание инвестиционной инфраструктуры;

• формирование организационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

• организация коммуникационных площадок и информационной поддержки;

• разработка и внедрение консультационных и образовательных программ;

• формирование профессионального сообщества;

• совершенствование законодательного обеспечения

инновационной и инвестиционной деятельности.

В последнее десятилетие во всем мире резко возрос интерес к кластерной политике. Она приобретает все более широкое распространение и признание как инструмент для повышения конкурентоспособности регионов и страны в целом за счет региональных усилий по сближению промышленности, научных разработок и образования.

Популярность кластерной модели в значительной степени обусловлена тем, что она хорошо поддается операционализации и имеет четкий «выход» на практику управления. Интерес к кластерам возрос потому, что они являются практическим рычагом воздействия, а не просто способом описания экономической реальности. Возможности стимулирования инновационного развития в рамках кластерных систем (региональных инновационных кластеров) используют практически все страны мира, достигшие успеха в быстром росте экономики (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Финляндия, Норвегия, Нидерланды, Канада, Австралия, Южная Корея, Сингапур, Индия, Бразилия, Китай и др.). Накопленный этими странами опыт свидетельствует, что кластерный подход в формировании и регулировании национальных и региональных инновационных программ может дать очень высокие результаты.

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

В декабре 2009 года журнал «Эксперт» оценил инвестиционный потенциал российских регионов в 2008-2009 гг. Нижегородская область заняла в этом рейтинге, как и год назад, 9-е место, но что характерно, самого высокого роста составляющего инвестиционный потенциал Нижегородская область достигла именно в инновационном ранге, где она заняла 4-е место вслед за Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом.

В связи с этим, именно развитие инновационного потенциала региона нам кажется наиболее перспективным.

Нижегородская область — важный экономический, транспортный и культурный центр России. Основные отрасли промышленности Нижегородской области — машиностроение, черная металлургия, целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая, нефтехимическая, лесохимическая промышленность.

Нижегородский регион является крупным научным центром. В Нижнем Новгороде и области располагаются семь институтов РАН, тридцать два НИИ, тридцать шесть проектных и технологических организаций, двенадцать конструкторских бюро, шестнадцать ВУЗов. В Нижегородской области существуют сложившиеся профессиональные сообщества. Научными разработками и исследованиями занимаются более 40 тыс.человек, в основном в области естественных и технических наук. Системы подготовки высококвалифицированных кадров занимает приоритетное место в научно-технической политике области, на территории области работают два Национальных исследовательских университета (ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НФ ГУ-ВШЭ).

Ведется строительство технопарков «Сатис» и «Анкудиновка».В Нижегородском регионе действует центр трансфера технологий (ННГУ им. Лобачевского), действует ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» (признан лучшим бизнес-инкубатором 2009 года в России), созданы частные технопарки: «Орбита», «Бинар», «Бинар Ко».

Финансовая поддержка малых инновационных предприятий (МИП) осуществляется различными государственными программами, частными инвесторами (Ассоциацией бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»), частно государственным региональным венчурным фондом Нижегородской области.

Однако, данные структуры на текущий момент действуют слабоскоординированно, связи между ними не устойчивые. Поэтому необходимо, чтобы возник центр координации.

Кроме этого положение усугубляется тем, что на сегодняшний момент вопросами инноватики занимаются несколько министерств Нижегородской области: Промышленности и инноваций, Поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, Экономики, Инвестиционной политики, Образования и т. д. Каждое министерство имеет свою программу поддержки инноваций, свой реестр малых, средних и крупных инновационно активных

предприятий. В связи с этим деньги распыляются, нет преемственности в системе коммерциализации инноваций, инновационные проекты разрабатывают без оглядки на те задачи, которые нужно решать в промышленности и т. д.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что инновационный кластер Нижегородской области находится на стадии становления. Основные «видимые» элементы кластера уже существуют, но еще требуется установление интенсивных связей между ними, создание поддерживающего социального климата, установление необходимых норм и ценностей. Данный процесс сложно поддается управлению и требует значительных временных затрат. Способствовать этому могут определенные мероприятия: создание координационного центра, который должен руководить процессом взаимодействия между элементами кластера, выполнять функции мониторинга инновационного кластера, готовить и контролировать выполнение грантовых и других инвестиционных программ, связанных с инноватикой, быть единым центром всей инновационной политики. Центр должен иметь надминистерский статус (координационный совет должен возглавлять губернатор области) и координировать разработку и реализацию программ, повышающих привлекательность Нижегородской области как для инвесторов в высокотехнологичные проекты (РОСНАНО, РВК, Венчурные фонды).

Примером, хотя и не во всемоптимальным, координирующего центра в других регионах может служить созданное в Москве по инициативе Департамента поддержки и развития малого предпринимательства — Некоммерческого партнерства «Агентства по развитию инновационного предпринимательства» (НП «АГИП»). Его учредили 17 организаций: технопарки, образовательные учреждения, НИИ, финансовые компании и т. д. НП «АГИП» исполняет роль системного координатора поддержки и развития инновационного предпринимательства. Миссия агентства — помогать высокотехнологичному предпринимателю ориентироваться в многообразии предлагаемых на рынке услуг, выявлять его проблемы и предлагать оптимальные инструменты для их решений. НП «АГИП» сопровождает инновационный проект от момента его зарождения до выхода на проектные производственные мощности и привлечения масштабных инвестиций. Ряд услуг НП «АГИП» выполняет самостоятельно, остальные при помощи учредителей и партнеров.

Рассматривать Нижегородскую область, как единый региональный инновационный кластер невозможно, скорее можно рассмотреть ряд взаимодействующих локальных подкластеров, таких как Выксунский — металлургический, Дзержинский — химический, Балах-нинский — целлюлозно-бумажный, Саровский — нано и т. д. Поэтому рассмотрим Нижегородский региональный инновационный кластер как протокластер, он представлен на рис. 1.

Качество жизни

Стоимость

проживания

Культурные центры

Доступное

жильё

Рекреационные

возможности

Поддерживающий социальный климат

Система подготовки кадров

П рофесси онал ьное сообщество

Коучинговые

центры

ВУЗы

Конкурирующие

предприятия

Нормы и ценности

Квалифицированный

персонал

Семья и Друзья

ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ

Бизнес-ин ку батор, технопарк Центр трансфера технологий

ФИНАНСОВАЯ

Посевной фонд грантовая поддержка

1 о д д е ржи ва ю щая инф растру ктура

Специализированные поставщики__________

Координатор

Технопарки и инкубаторы

Ядро инновационного п рото кл асте ра

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ

Малые инновационные предприятия

ИНФОРМАЦИОННАЯ

Средства массовой информации, Интернет

Материалы

Оборудование

Агентство

трансфера

технологий

Бизнес-

ассоциации,

Инструменты

подготовки КАДРОВ

Менеджеры, эконом исты конструктора, инженеры, предприниматели, высококвалифицированные рабочие

Законодательство

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

НИИ, лаборатории

Система финансовых*^

институтов_________

“Г- —■ ‘ Посевной

Венчурный

капитал

Рынки

Удаленные

рынки

Местные

рынки

капитал

Инвестиционные

фонды

Клиенты-сотрудники

Специализированный

консалтинг

Проектирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юридическое

консультирование

Процессное консул ьти рова н ие

Рис. 1. Модель нижегородского инновационного прокластера

ИННОВАЦИИ №6 (140), 2010

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

Предлагается в ядро инновационного кластера включить «Совет по стратегии инновационного развития при Губернаторе Нижегородской области», Экспертную комиссию по науке и технологии и Ассоциацию инновационно активных предприятий. Состав ядра инновационного протокластера представлен на рис. 2.

Схема формирования ядра инновационного протокластера указана на рис. 3.

Работа экспертной комиссии по науке и технологии осуществляется заключается в разработке приоритетных направлений развития инновационной политики региона и экспертизе проектов определяющих модернизацию экономики региона (рис. 4).

Для развития ядра Нижегородского протокластера и достижение поставленных целей требует разработки новой формы организации деятельности регионального инновационно промышленного комплекса, в качестве которой предлагается создать Ассоциацию инновационных предприятий, ВУЗов и венчурного капитала (рис. 5).

Миссия, цель и задачи Ассоциации инновационных предприятий, науки, образования и венчурного капитала:

Рис. 4

Рис. 5.

Рис. 3. Схема формирования ядра Нижегородского инновационного протокластера

Ассоциация

инновационно

активных

предприятий

Рис. 6.

Миссия: Ассоциация выступает общественным субъектом, представляющим интересы инновационного сектора, ориентированного на привлечение венчурного финансирования на разных уровнях образования, науки, инноваций и производства.

Цель — создание механизмов и форм влияния инновационного сектора на модернизацию образования, науки и производства: механизмов управления этим сектором и форм участия профессионального сообщества в образовательной, научной и инновационной политике региона на основе венчурного финансирования.

Задачи

1. Создание организационных форм деятельности Ассоциации, обеспечивающих управленческую поддержку и финансовое обеспечение инновационных разработок (формирование инновационного сектора) в региональной экономике.

2. Создание Ассоциации как формы общественной деятельности инновационного сектора сообщества, обеспечивающей влияние инновационных разработок на развитие региональной экономики с привлечением венчурного финансирования.

Направления работы

1. Оформление Ассоциации как общественной организации (юридическая форма).

2. Создание механизмов управления деятельностью Ассоциации через создание организационной структуры.

Принципиальная модель функционирования Ассоциации инновационно активных предприятий, науки, образования и венчурного капитала:

В качестве первоочередных задач Совету по стратегии инновационного развития, по нашему мнению следует рассмотреть два вопроса: разработка и реализация пилотного проекта отраслевых бизнес-инкубаторов и создание региональных инновационных кластеров в моногородах региона (Выкса, Дзержинск, Балахна, Саров и др.).

• Отраслевые бизнес-инкубаторы:

Создание отраслевых бизнес-инкубаторов приобретает в настоящее время все большую актуальность, т. к. процесс перевода экономики России на инновационные рельсы явно пробуксовывает. В результате проведенной приватизации, была разрушена успешно действовавшая в СССР система НИИ-КБ-Завод, попытки воссоздать эту систему через интегрированные структуры не имеют должного эффекта, т. к. обычно головным предприятием определяется завод,

через который проходят основные финансовые потоки. В результате, в первую очередь финансируется производство, КБ не дают умереть, а НИИ финансируется крайне неохотно. Как показывает практика, там, где в качестве головного предприятия определено НИИ или КБ, инновационные процессы идут гораздо быстрее. Особенно, это заметно в оборонных отраслях («КБП», г. Тула, «ЦНИИ Точмаш», г. Кли-мовск, КБ «Сухой» и т. д.), продукция которых постоянно занимает лидирующие позиции на мировом рынке. Следует обратить внимание на то, что все эти структуры узкоспециализированные, следовательно, создание отраслевых бизнес-инкубаторов должно принести больший эффект, чем льготное бессистемное предоставление площадей в аренду. Возвращаясь к существовавшей в СССР системе финансирования отраслевых НИИ, следует вспомнить о финансировании перспективных направлений (так называемая тема «Перспектива»), которое на усмотрение НИИ и КБ использовалось для финансирования идей, которые, как правило, перерастали в прикладные НИОКР. По нашему мнению, организация отраслевых бизнес-инкубаторов может выглядеть следующим образом: заинтересованные организации (НИИ, КБ, Завод, ВУЗ и др.) учреждают малое предприятие — бизнес-инкубатор, предоставляют ему

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

помещения, энергоресурсы, право пользования производственной базой и, главное, интеллектуальным ресурсом (собственностью). Учредители дают заказ (техническое задание) и принимают результаты работы, что, конечно же, ускорит внедрение разработок в производство и поступление на рынок качественно новых товаров. Участие государства в отраслевых бизнес-инкубаторах должно заключаться в софинан-сировании (поддержке малого предприятия) на основании представленной и утвержденной программы.

• Региональный инновационный кластер в моногородах

В ряде районов области есть инновационно-активные предприятия, которые могут стать ядром инновационных кластеров моногородов. В этих городах необходимо создать систему позволяющую на базе таких предприятий создать экспортно-ориентированное производство. Рассматривая в качестве прототипа Северо-Европейскую модель регионального инновационного кластера (Финляндия, Швеция, Норвегия). Отличительной особенностью Севера Европы является характер взаимоотношений «госу-

дарство-промышленность». В северной Европе государство постоянно довольно тесно взаимодействует с предпринимателями. европейское государство может создать свой сильный промышленный или инфраструктурный (финансы, транспорт, связь) секторы, но не стремится заменить собой бизнес. Для Европейской модели характерен в большей степени активный диалог с бизнесом, но без широкого прямого проникновения в структуры крупных частных промышленных предприятий. Североевропейский регион является определенным «полигоном» для проверки новых идей в государственной экономической политике, основанной на кластерном подходе. Промышленная политика заключается в обеспечении преобразования региональной промышленности в глобально конкурентоспособный, инновационный и эффективный индустриальный комплекс, основанный на кластерном развитии. Разрабатываются специализированные программы по развитию той или иной отрасли (в регионе), создаются необходимые условия для быстрого развития конкретной отрасли, стимулируется образование игроков инновационных промышленных кластеров.

New approaches for the formation of regional innovation system in Nizhny Novgorod Region (Nizhny Novgorod protoklaster)

E.A. Fiyaksel, Ph. D. , Professor, Head. Departments of Venture Management and Marketing R.E. Fiyaksel, Professor of Department of Venture Management

One of the major conditionsfor successful economic development is the presence of national innovation system which has to secure permanent economic growth. The effectiveness of national innovation system depends on performance of regional innovation clusters. In the article author analyzes opportunities of creation interrelated local subclusters in Nighny Novgorod region. The creation of innovation protocluster core framework and new forms of regional industrial complex management are considered.

Keywords: National innovation system, regional innovation cluster, regional development, innovations, core of innovation cluster.

ЖУРНАЛ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИННОВАЦИИ

в Интернете

Редакция журнала «Инновации» предлагает своим читателям электронную версию журнала в сети Internet по адресам:

http://innov.eltech.ru

http://www.mag.innov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.