УДК 338.465.4
Криворучко Виктор Иванович
ректор Сочинского института курортной рекреации
и гостеприимства - филиала
Российской международной академии туризма
Ионов Дмитрий Юрьевич
преподаватель Сочинского института курортной рекреации и гостеприимства - филиала Российской международной академии туризма
НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
Krivoruchko Viktor Ivanovich
Rector at Sochi Institute of Resort Recreation and Hospitality, branch of Russian International Academy of Tourism
Ionov Dmitriy Yurievich
Lecturer, Sochi Institute of Resort Recreation and Hospitality, branch of Russian International Academy of Tourism
NEW ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC INSTRUMENTS OF HEALTH RESORT SERVICES DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье рассматриваются новые организационно-экономические инструменты использования потенциала санаторно-курортного комплекса. Предлагается развитие профессиональной гильдии курортного дела как формы объединения санаторно-курортных, гостиничных, ресторанных и туристских организаций, а также иных физических и юридических лиц для повышения эффективности их хозяйственной деятельности.
Ключевые слова:
санаторно-курортные услуги, рекреационная де-стинация, гильдия курортного дела, государственно-частное партнерство.
Summary:
The article considers new organizational and economic instruments for exploitation of health resort resources. The authors suggest to develop a professional guild of resort business as a form of association of health resort, hotel, restaurant and tourism organizations, as well as other physical and legal entities in order to increase the efficiency of their business activity.
Keywords:
health resort services, recreational destination, guild of resort business, public-private partnership.
Научная оценка общественных издержек, проведенная нами в рамках данной работы, показала значительный масштаб потерь, которые общество несет из-за проблем со здоровьем. Только лишь ежегодные издержки в виде недополученной валовой добавленной стоимости вследствие преждевременной смертности населения в трудоспособном возрасте вдвое превышают объем совокупных государственных расходов на общественное здравоохранение. В то же время во многом предпосылками данных издержек (от преждевременной смертности, инвалидности и общего снижения трудоспособности) являются заболевания, развитие которых можно предотвратить, а последствия - нивелировать путем мероприятий, не требующих существенного увеличения расходов в сфере финансирования системы здравоохранения. Одним из таких направлений может и должно стать использование потенциала санаторно-курортного комплекса, что в целом неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями ученых-курортологов.
С учетом содержательной специфики такого экономического явления, как рекреационная дестинация, можно сделать вывод о том, что развитие в рамках дестинации санаторно-курортной сферы позволяет использовать все преимущества этого образования. Дестинация помимо санаторно-курортных услуг предполагает наличие элементов досуга, туризма и др. Более того, ее развитие предполагает существование большого количества конкурирующих организацией. Тем самым дестинация по сути представляет собой территориальную форму комплексной системы по предоставлению туристско-рекреационных услуг.
Горизонтальные и вертикальные связи между разными элементами дестинации позволяют использовать полезные эффекты от кооперации, специализации, комплексного управления и масштаба производств, что сказывается в совокупности на повышении качества услуг и снижении издержек и выступает залогом увеличения коммерческой эффективности [1]. Следовательно, это будет способствовать возрастанию уровня доступности рекреационных услуг в рамках рыночной системы, а также услуг санаторно-курортного комплекса для менее обеспеченных слоев населения, что в аспекте решаемой проблемы в сфере преумножения здоровья населения призвано определить условия для развития социально-экономической эффективности сферы санаторно-курортных услуг.
Важным моментом выступает организационный характер системы управления дестина-цией. В данном контексте интересным представляется опыт создания в Сочи в 2013 г. некоммерческого партнерства «Профессиональная гильдия курортного дела» (НП ПГКД).
В соответствии с уставом Гильдии в качестве предмета ее деятельности выступает объединение санаторно-курортных, ресторанных, гостиничных, туристских организаций, иных юридических и физических лиц для реализации принципов повышения эффективности профессиональной деятельности названных учреждений. Основными целями при этом являются: обеспечение условий для осуществления туристско-оздоровительной и санаторно-курортной деятельности; защита законных интересов членов Гильдии; обеспечение условий для повышения конкурентоспособности членов Гильдии; разрешение споров и конфликтов, которые могут возникнуть в практической деятельности; контроль за соблюдением нормативно-правовой базы гостиничного, санаторно-курортного, ресторанного сервиса и туризма [2].
Для достижения названных целей Гильдия осуществляет следующие функции:
- определение требований к членству в Гильдии;
- решение профессиональных споров между членами Гильдии, а также членами Гильдии и третьими лицами;
- анализ деятельности членов Гильдии;
- оказание помощи при защите законных интересов членов Гильдии в их отношениях с органами власти;
- оспаривание в установленном законодательством Российской Федерации порядке любых актов, решений и (или) действий (бездействия) органов государственной власти, нарушающих права и законные интересы членов Гильдии;
- содействие профессиональному обучению лиц, желающих пройти аттестацию на право осуществления деятельности в курортной сфере;
- формирование системы повышения квалификации членов Гильдии;
- установление обязательных для членов Гильдии внутренних стандартов санаторно-курортной, гостиничной, ресторанной и туристской деятельности;
- разработка методических материалов по применению международных и национальных стандартов менеджмента качества, а также внутренних стандартов Гильдии;
- систематический внешний контроль качества санаторно-курортной, гостиничной, ресторанной и туристской деятельности и соблюдение требований профессиональной этики, а также осуществление проверки обоснованности поступающих писем, жалоб и заявлений на качество предоставляемых услуг, оказанных членами Гильдии; принятие мер воздействия к лицам, допустившим нарушения;
- установление и развитие связей с российскими и международными объединениями туристских, гостиничных и ресторанных организаций;
- участие в разработке, обсуждении и экспертизе проектов законов, нормативных актов и государственных программ по вопросам, связанным с санаторно-курортной, гостиничной, ресторанной и туристской деятельностью;
- внесение на рассмотрение органам власти предложений по вопросам формирования и реализации государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении санаторно-курортной, гостиничной, ресторанной и туристской деятельности;
- проведение конференций и семинаров по проблемам, связанным с развитием санаторно-курортной, гостиничной, ресторанной и туристской деятельности и повышением качества предоставляемых услуг; формирование информационных и учебно-методических материалов по вопросам, отвечающим целям деятельности Гильдии; издание литературы и периодических материалов по профессиональной деятельности; организация общероссийских конкурсов и рейтингов учреждений;
- осуществление запросов и получение от органов власти информации, необходимой для выполнения Гильдией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке;
- осуществление иных функций, определенных законодательством Российской Федерации и (или) уставом Гильдии.
Для выполнения обозначенных функций и достижения поставленных целей в Гильдии формируются следующие органы управления:
- высший орган управления - Общее собрание;
- постоянно действующий коллегиальный орган управления - Совет;
- единоличный исполнительный орган - генеральный директор.
Кроме того, уставом Гильдии предусматривается создание специализированных и контрольных органов. На рисунке 1 представлена схема, более подробно иллюстрирующая структуру НП ПГКД. В качестве основных органов управления выступают Общее собрание членов, Совет и Генеральная дирекция. На следующем управленческом уровне находятся региональные отделения, представленные комитетами, комиссиями и секторами. Выделяются, в частности, четыре комитета, три комиссии и четыре сектора.
Структура НП ПГКД
Высший орган Исполнительный орган Коллегиальный орган
Общее собрание Генеральная дирекция Совет
Региональные отделения
Комитеты Комиссии Секторы
по стандартизации, сертификации, классификации и аккредитации по внедрению национальных и международных стандартов безопасности и качества серии курортной медицины и практического здравоохранения
профессиональной деятельности организаций ИСО-Э001-2008 и др. санаторно-курортного бизнеса
по профессиональному и дополнительному образованию, сертификации, аккредитации и по внешнему контролю медицинских, санаторно-оздоровительных, гостиничных, гостиничного, ресторанного и туристско-экскурсионного бизнеса
аттестации специалистов туристско-экскурсионных, ресторанных и других услуг, общественного питания, торговли и транспорта
по правовым вопросам, государственно-частного партнерства и взаимодействию с профессиональными объединениями выдаче и подтверждению сертификатов соответствия национальным и международным стандартам качества
по бюджету и отчетности по вопросам дисциплинарной
ответственности и награждения
Рисунок 1 - Структура некоммерческого партнерства «Профессиональная гильдия курортного дела» [3]
Введение всеобщей диспансеризации с учетом разработанных универсальной электронной карты гражданина РФ, а также единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения позволит разрешить проблему определения первоочередных категорий граждан, которые смогут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства в вопросах частичной или полной оплаты услуг санаторно-курортной сферы.
С учетом приведенных аспектов необходимо предложить схему реализации контрактного механизма государственно-частного партнерства при решении вопросов о повышении социально-экономической эффективности сферы санаторно-курортных услуг. В графическом виде данная схема показана на рисунке 2. Она предполагает использование информации из Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИС), полученной в ходе всеобщей диспансеризации населения.
Министерство здравоохранения
Контрактный механизм государственно-частного партнерства Контракт на предоставление санаторно-курортных услуг
Гильдия рекреационной ч, дестинации
Информация о потребности в льготных услугах санаторно-курортного комплекса
Распределение контракта на предоставление санаторно-курортных услуг
ЕГИС
Всеобщая диспансеризация
Организации санаторно-курортного комплекса
Услуги
__________
Потребители санаторно-курортных услуг
Рисунок 2 - Контрактный механизм государственно-частного партнерства в решении вопроса повышения социально-экономической эффективности
сферы санаторно-курортных услуг [4]
На основе данной информации в специализированном департаменте Министерства здравоохранения РФ должны определяться группы населения, в первую очередь нуждающиеся в услугах санаторно-курортного комплекса. Причем основным критерием отнесения граждан к таким группам является высокая медицинская эффективность лечения и профилактики отклонений здоровья на базе санаторно-курортных методов. При этом также следует обратить особое внимание именно на те факторы, которые ведут к ускоренному выбытию трудовых ресурсов из активной трудовой деятельности. Затем, опираясь на размеры и структуру групп, необходимо сформировать государственный заказ на предоставление объема определенных видов услуг санаторно-курортного комплекса.
На следующем этапе этот заказ из Министерства здравоохранения должен быть передан в управляющую дестинацией организацию. Здесь может быть несколько вариантов в зависимости от того, на каком административном уровне подобные учреждения сформированы. К примеру, если существует организация на федеральном уровне (в частности НП «Профессиональная гильдия курортного дела»), то заказ передается непосредственно в нее. Если такие организации есть только на региональных уровнях, то заказ должен поступать им при непосредственном участии региональных органов здравоохранения для корректировки объемов и структуры.
После согласования заказа с Гильдией Министерством здравоохранения РФ должен быть представлен контракт с указанием объема и видов услуг санаторно-курортного комплекса по определенной стоимости. Данный контракт должен быть распределен Гильдией по санаторно-курортным организациям для обслуживания конкретных пациентов - представителей наиболее нуждающихся групп населения.
Реализация механизма государственно-частного партнерства совместно с ранее предложенным, основанным на базе функционирования Профессиональной гильдии курортного дела и рекреационной дестинации, приведет к существенному увеличению социально-экономической эффективности сферы санаторно-курортных услуг. Так, будут решаться основные проблемы, которые в настоящее время сопутствуют данной сфере: повышено качество услуг, снижена их стоимость, исключена социально-экономическая дифференциация. Это в совокупности даст возможность в полной мере использовать потенциал санаторно-курортной сферы в профилактике и эффективном восстановлении здоровья населения в качестве ключевого элемента человеческого капитала, который лежит в основе современного развития общества.
Ссылки и примечания:
1. Ветитнев A.M., Журавлева Л.Б. Курортное дело. М., 2006.
2. Устав Некоммерческого партнерства «Профессиональная гильдия курортного дела». Сочи, 2013.
3. Схема составлена авторами.
4. Схема составлена авторами.
References and notes:
1. Vetitnev, AM & Zhuravleva, LB 2006, Spa business, Moscow.
2. The charter of non-commercial partnership "Guild of Professional spa industry" 2013, Sochi.
3. The circuit is composed by the authors.
4. The circuit is composed by the authors.