Научная статья на тему 'НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗО И ЧЕРЧЕНИЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ'

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗО И ЧЕРЧЕНИЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации / программы повышения квалификации / учителя изобразительного искусства / изобразительное искусство / черчение / IT-технологии / проектная дея-тельность / федеральные образовательные программы / training / advanced training programs / fine arts teachers / art / drawing / IT technologies / pro-ject activities / federal educational programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокроусов Сергей Иванович, Кашина Наталья Ивановна, Зуев Петр Владимирович

Актуальность проблемы, которая раскрывается в данной статье, обусловлена реали-зацией в общеобразовательных школах РФ новой федеральной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство», введением в 2024 г. в программу основного общего обра-зования предмета «Основы черчения», а в программу инженерных классов – «Черчение», что тре-бует от учителей владения новыми компетенциями в области проектирования, черчения, примене-ния цифровых технологий, касающихся данной области, и т. д. Развитие данных компетенций у учителей возможно в системе повышения квалификации. Цель статьи – раскрыть содержание раз-работанной и реализующейся с 2024 г. в Тюменском государственном университете программы по-вышения квалификации для учителей изобразительного искусства и черчения. Данная программа учитывает содержание базового образования учителей, требования обновленных ФГОС ООО и фе-деральной рабочей программы основного общего образования, тенденции развития региона, по-требности рынка труда в инженерных кадрах и включает ряд содержательных блоков – черчение и начертательная геометрия, проектная графика (теория теней, клаузуры и др.), методика черчения и применение цифровых технологий для решения образовательных задач в рамках преподаваемой дисциплины. Методологической основой исследования являются: теоретические положения, рас-крывающие сущность понятия «актуализация», идея непрерывного образования, идеи развития профессиональных компетенций учителей изобразительного искусства, концептуальные положе-ния теории и методики обучения изобразительному искусству и черчению. Методами исследования послужили: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ программ основного общего образования. Статья может быть полезна преподавателям вузов художественной направленности, учителям ИЗО и черчения, работающим в общеобразовательных школах РФ, и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокроусов Сергей Иванович, Кашина Наталья Ивановна, Зуев Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DIRECTIONS FOR ADVANCED TRAINING OF TEACHERS OF FINE ARTS AND DRAWING IN THE LIGHT OF THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL EDUCATIONAL PROGRAM

The relevance of the problem, which is disclosed in this article, is due to the implementation in secondary schools of Russia of a new federal working program on the subject “Fine Arts”, the introduc-tion of the subject “Basics of Drawing” into the program of basic general education in 2024, and in the pro-gram of engineering classes – “Drawing”, which requires teachers of fine art, which mainly lead these ob-jects, knowledge of new competencies in the field of design, drawing, the use of IT technologies related to this area, etc. The development of these competencies among teachers is possible in the system of ad-vanced training. The purpose of the article is to disclose the content of the advanced training program for teachers of fine arts and drawing, developed and implemented since 2024 at Tyumen State University. This program takes into account the content of basic education of teachers, the requirements of the updated Federal State Educational Standard of basic general education and the federal working program of basic general education, trends in the development of the region, the needs of the labor market in engineering personnel and includes a number of meaningful blocks – drawing and descriptive geometry, design graphics (shadow theory, clauses, etc.), drawing methodology and the use of IT technologies to solve edu-cational problems within the framework of the taught discipline. The methodological basis of the study is: theoretical provisions that reveal the essence of the concept of “actualization”, the idea of continuing edu-cation, ideas for the development of professional competencies of teachers of the visual arts, conceptual provisions of the theory and methodology of teaching the visual arts and drawing. Research methods were: study and analysis of scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience, analysis of programs of basic general education. The article can be useful to teachers of art universities, teachers of fi-ne arts and drawing, working in secondary schools of the Russian Federation, etc.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗО И ЧЕРЧЕНИЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.124:74+371.14

ББК Ч448.947.8+Щ10 ГРНТИ 14.37.27 Код ВАК 5.8.2

Мокроусов Сергей Иванович,

SPIN-код: 5174-4988

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусства, Тюменский государственный университет; 625007, Россия, г. Тюмень, пр-д 9 Мая, 5; e-mail: yory67@mail.ru

Кашина Наталья Ивановна,

SPIN-код: 4095-4628

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: koranata@mail.ru

Зуев Петр Владимирович,

SPIN-код: 4169-3725

доктор педагогических наук, профессор кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: zyuew@yandex.ru

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗО И ЧЕРЧЕНИЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: повышение квалификации; программы повышения квалификации; учителя изобразительного искусства; изобразительное искусство; черчение; IT-технологии; проектная деятельность; федеральные образовательные программы

АННОТАЦИЯ. Актуальность проблемы, которая раскрывается в данной статье, обусловлена реализацией в общеобразовательных школах РФ новой федеральной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство», введением в 2024 г. в программу основного общего образования предмета «Основы черчения», а в программу инженерных классов - «Черчение», что требует от учителей владения новыми компетенциями в области проектирования, черчения, применения цифровых технологий, касающихся данной области, и т. д. Развитие данных компетенций у учителей возможно в системе повышения квалификации. Цель статьи - раскрыть содержание разработанной и реализующейся с 2024 г. в Тюменском государственном университете программы повышения квалификации для учителей изобразительного искусства и черчения. Данная программа учитывает содержание базового образования учителей, требования обновленных ФГОС ООО и федеральной рабочей программы основного общего образования, тенденции развития региона, потребности рынка труда в инженерных кадрах и включает ряд содержательных блоков - черчение и начертательная геометрия, проектная графика (теория теней, клаузуры и др.), методика черчения и применение цифровых технологий для решения образовательных задач в рамках преподаваемой дисциплины. Методологической основой исследования являются: теоретические положения, раскрывающие сущность понятия «актуализация», идея непрерывного образования, идеи развития профессиональных компетенций учителей изобразительного искусства, концептуальные положения теории и методики обучения изобразительному искусству и черчению. Методами исследования послужили: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ программ основного общего образования. Статья может быть полезна преподавателям вузов художественной направленности, учителям ИЗО и черчения, работающим в общеобразовательных школах РФ, и т. д.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мокроусов, С. И. Новые направления повышения квалификации учителей ИЗО и черчения в свете требований федеральной образовательной программы / С. И. Мокроусов, Н. И. Кашина, П. В. Зуев. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. -2024. - № 2. - С. 253-258.

Mokrousov Sergey Ivanovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Art, Tyumen State University, Tyumen, Russia

Kashina Natalya Ivanovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Zuev Petr Vladimirovich,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Physics, Technology and Methods of Teaching Physics and Technology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

NEW DIRECTIONS FOR ADVANCED TRAINING OF TEACHERS OF FINE ARTS AND DRAWING IN THE LIGHT

OF THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL EDUCATIONAL PROGRAM

© Мокроусов С. И., Кашина Н. И., Зуев П. В., 2024

KEYWORDS: training; advanced training programs; fine arts teachers; art; drawing; IT technologies; project activities; federal educational programs

ABSTRACT. The relevance of the problem, which is disclosed in this article, is due to the implementation in secondary schools of Russia of a new federal working program on the subject "Fine Arts", the introduction of the subject "Basics of Drawing" into the program of basic general education in 2024, and in the program of engineering classes - "Drawing", which requires teachers of fine art, which mainly lead these objects, knowledge of new competencies in the field of design, drawing, the use of IT technologies related to this area, etc. The development of these competencies among teachers is possible in the system of advanced training. The purpose of the article is to disclose the content of the advanced training program for teachers of fine arts and drawing, developed and implemented since 2024 at Tyumen State University. This program takes into account the content of basic education of teachers, the requirements of the updated Federal State Educational Standard of basic general education and the federal working program of basic general education, trends in the development of the region, the needs of the labor market in engineering personnel and includes a number of meaningful blocks - drawing and descriptive geometry, design graphics (shadow theory, clauses, etc.), drawing methodology and the use of IT technologies to solve educational problems within the framework of the taught discipline. The methodological basis of the study is: theoretical provisions that reveal the essence of the concept of "actualization", the idea of continuing education, ideas for the development of professional competencies of teachers of the visual arts, conceptual provisions of the theory and methodology of teaching the visual arts and drawing. Research methods were: study and analysis of scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience, analysis of programs of basic general education. The article can be useful to teachers of art universities, teachers of fine arts and drawing, working in secondary schools of the Russian Federation, etc.

FOR CITATION: Mokrousov, S. I., Kashina, N. I., Zuev, P. V. (2024). New Directions for Advanced Training of Teachers of Fine Arts and Drawing in the Light of the Requirements of the Federal Educational Program. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 253-258.

Постановка проблемы. Подготовка специалистов, отвечающих потребностям рынка труда и запросам развивающегося общества, является одной из приоритетных задач современного отечественного образования.

Это в полной мере касается и профессиональной подготовки педагогов. Согласно «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года»1 педагогическое образование должно соответствовать актуальным запросам общества и государства, обеспечивать опережающие темпы подготовки педагогических кадров, его содержание должно соответствовать изменениям, происходящим в системе общего образования. Анализ Атласа новых профессий, в котором сегодня указываются такие профессии, как science-художник, дизайнер виртуальных миров, архитектор территорий, концепт-художник и др., убеждает нас в стойкой динамике трансформации области художественно-творческой деятельности в сторону ее интеграции с инженерным образованием. По свидетельствам современных ученых, сегодня происходит превращение STEM-методологии (S - science, T - technology, E -engineering, M - mathematics) в STEAM (добавляется A - art, т. е. искусство), где творческие компетенции становятся доминирующими [1].

Стойкая тенденция трансформации рынка труда в России, связанная с возрас-

1 Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. URL: https://www.c0nsultant.ru/law/h0td0cs/76083.html (дата обращения: 20.04.2024).

танием спроса на инженерно-технические кадры, 1Т-шециалистов в большинстве видов деятельности, новые требования Федеральных государственных образовательных стандартов, рабочих программ, которые рассматривают вопросы архитектурного и дизайн-проектирования (интерьеры, макеты книги, логотипы и т. д.), применения цифровых технологий в ходе обучения школьников изобразительному искусству в школе, заставляют трансформировать содержание подготовки учителей [4; 8; 9; 13; 15].

Основная цель предмета «Изобразительное искусство», которая декларируется в новой Федеральной образовательной программе основного общего образования (далее - ФОП ООО), реализуемой в школах РФ с сентября 2023 г., - приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариатив-но)2. Она составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО.

Программа содержит четыре модуля, в

2 Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом Мин-просвещения России от 18.05.2023 под № 370). URL: https://fgosreestr.ru/poop/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-utverzhdena-prikazom-minprosveshcheniia-rossii-ot-18-05-2023-pod-370 (дата обращения: 20.04.2024).

числе которых модуль «Архитектура и дизайн», предполагающий углубленное знакомство обучающихся с проектными направлениями человеческой деятельности (архитектура, дизайн, графический дизайн, дизайн интерьера, одежды и др.). Освоение обучающимися данного модуля предполагает владение навыками проектирования: выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа, проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада, дизайн предметной среды в интерьере частного дома и др. Все это предполагает наличие у школьников развитого пространственного мышления и сформированных навыков применения проектного подхода (понимания принципов проецирования, черчения и т. п.) при создании изображений. В вариативном модуле программы «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» рассматриваются синтетические виды искусства и темы, связанные с обработкой фотографий: «Возможности компьютерной обработки фотографий, задачи преобразования фотографий и границы достоверности», «Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных компьютерных программ» и т. д.

Помимо этого, в общеобразовательных школах РФ с 2024 г. в программу основного общего образования вводится предмет «Основы черчения», а в программу инженерных классов - «Черчение», что является результатом поручения Президента РФ В. В. Путина Правительству и ответом на запрос оборонных, металлургических компаний и образовательных организаций, связанный с проблемами профессиональной подготовки инженерных кадров в Рос-сии1 (здесь следует отметить, что с 2019 г. черчение в школах РФ не преподавалось).

Таким образом, современным учителям изобразительного искусства и черчения необходимо овладеть новыми компетенциями в области проектирования, черчения, применения цифровых технологий, касающихся данной области, и т. д. [2; 3].

Однако в настоящий момент специалистов в области изобразительного искусства и черчения готовят только по федеральному государственному стандарту среднего профессионального образования 2014 г. (Специальность 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение»2).

1 Нужно ли возвращать в российские школы черчение отдельным предметом // Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/04/06/nuzhno-H-vozvrashchat-v-rossijskie-shkoly-chercheme-otdelnym-predmetom.html (дата обращения: 20.04.2024).

2 ФГОС 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-54-02-06-

Для вузов подобного стандарта не существует, хотя в отдельных учреждениях высшего образования данная подготовка осуществляется, но не как профильное направление. Так, например, в Тюменском государственном университете будущие учителя изобразительного искусства осваивают такие дисциплины, как «Проектная графика для всех», «Проектирование рекламы и инфографики в программе CorelDraw 3D и медийная реклама в программе 3D Max» и др. Все проектные дисциплины базируются на знаниях студентов в области черчения, проецирования и т. п.

В данный момент молодые специалисты имеют возможность сформировать необходимые компетенции. Однако остается проблема, связанная с формированием данных компетенций у учителей-стажистов, чтобы они могли успешно реализовывать современные требования обновленного ФГОС ООО в условиях школы.

Все вышесказанное позволило выявить противоречие между современными требованиями рынка труда и требованиями ФГОС ООО и ФОП, касающимися необходимости овладения учителями изобразительного искусства и черчения, работающими в школах, новыми компетенциями в области проектирования, черчения, применения IT-технологий, и недостаточным владением учителями данными компетенциями.

Решением данной проблемы могут быть разработка и реализация комплексной интегративной и адаптированной программы для системы повышения квалификации, которая, во-первых, будет учитывать базовое образование учителей изобразительного искусства, во-вторых, в которой в доступном виде будет предложен актуальный материал из смежных областей знания - проектирования, черчения и др. В-третьих, в основе разработки данной программы должен лежать механизм актуализации знаний, что может значительно повысить ее эффективность, поскольку данный процесс базируется на ранее приобретенных учителями знаниях, которые были получены в ходе обучения, и предполагает их модернизацию с учетом новых требований.

Анализ литературы. Проанализировав научную литературу последних двух десятилетий, можно отметить, что в начале 2000-х годов учеными предпринимались исследования, касающиеся профессионального совершенствования, профессионального становления, совершенствования художественно-педагогического мастерства, развития профессиональной культуры учи-

izobrazitelnoe-iskusstvo-i-chercheme-1384/ (дата обращения: 20.04.2024).

телей изобразительного искусства и черчения в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки (О. А. Коблова [6], Н. В. Курбатова [10]; С. И. Мокроусов [12], Е. А. Панова, М. А. Полонская, Е. И. Чернышева). В последние годы подобных исследований не проводилось, что вполне закономерно, так как «Черчение» в школах не преподавалось.

Все это позволяет выделить противоречие между возможностями курсов повышения квалификации в развитии новых компетенций учителей изобразительного искусства и черчения и отсутствием теоретической и методической разработанности данной проблемы.

Результаты исследования. Целью реализации разработанной программы повышения квалификации являются подготовка педагогических кадров для системы среднего общего образования, обладающих актуальными компетенциями в области черчения, методики преподавания черчения, проектирования с применением 1Т-технологий, развитие у них эстетического вкуса и проектной культуры.

Разработанная программа позволяет решить несколько задач:

- для учителей изобразительного искусства - получить дополнительные компетенции в области черчения, методики преподавания черчения, проектирования, применения цифровых технологий в ходе выполнения проектных задач;

- для учителей изобразительного искусства и черчения, имеющих среднее профессиональное образование, - расширить и углубить свои компетенции за счет развития навыков проектирования и применения цифровых технологий при реализации проектных задач;

- для системы общего образования -устранить кадровую проблему, возникшую вследствие недостатка специалистов данного профиля, возвращения отсутствующих в учебных планах школ уроков черчения.

Программа повышения квалификации разработана с учетом требований ФГОС и обновленной Федеральной рабочей программы основного общего образования для учителя изобразительного искусства в школе; положений Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; требований профессионального стандарта «Педагог» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н).

В основе данной программы лежит ряд принципов:

- принцип интеграции (взаимопроникновение знаний из смежных областей -черчения, методики преподавания черчения, начертательной геометрии, теории те-

ней, проектирования, компьютерной графики);

- принцип учета содержания базового образования учителя изобразительного искусства;

- принцип актуализации знаний (понятие «актуализация» используется нами в контексте перевода знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного, состояния в явное, действующее [7; 11]).

В первом разделе «Основы черчения и начертательной геометрии» слушатели курсов повышения квалификации актуализируют опыт линейно-конструктивного рисунка (построение с помощью линий пространственных объектов); осуществляют анализ и синтез форм, рассечение объектов и т. п.

Во втором разделе «Ручная графика» у слушателей курсов повышения квалификации актуализируются опыт рисунка при выполнении эскиза и технического рисунка детали, клаузур, ландшафтных проекций растительных объектов (деревья, кусты, дорожки и т. д.), а также навыки владения графическими материалами (карандаш, фломастер, гуашь и т. д.); стилизации; использования законов «светотени» для имитации объемной формы на плоскости; ко-лористики и т. п.

В третьем разделе «Компьютерные технологии в черчении и проектировании» у слушателей курсов повышения квалификации актуализируются навыки, уже приобретенные в ходе реализации первых двух разделов, и они интерпретируются с учетом особенностей работы в программной среде Corel Draw и создания чертежа, аксонометрии, фрагмента интерьера и верстки портфолио.

Четвертый раздел программы посвящен методике обучения черчению и актуализирует опыт: методического обеспечения дисциплины (создание плакатов, наглядности и т. п.); работы с методической литературой (учебник, работа с требованиями ФГОС ООО и т. п.); разработки уроков и т. п.

В ходе итоговой аттестации у слушателей курсов повышения квалификации актуализируется опыт работы с тестовыми материалами и выполнения визуальных продуктов - портфолио (создание структуры, работа в программной среде Corel Draw, визуальной подачи материала и т. д.). Итоговая аттестация предусматривает тестирование по дисциплине «Методика черчения» и выполнение, защиту итогового электронного портфолио по всем темам изученного курса.

В ходе освоения программы повышения квалификации слушатели осваивают знания основ черчения, начертательной геометрии, проектирования и способов их

применения для решения образовательных задач в современной школе (оформление чертежей, ГОСТы, типы линий, принципы проецирования и т. п.); разновидностей проектной графики (клаузуры, линейная и т. п.) и возможностей их применения для решения образовательных задач в школе; программной среды CorelDraw и возможности ее применения для выполнения графических работ на компьютере в школе (чертеж, визуализация фрагмента интерьера и т. п.); методики обучения черчению, принципы построения программы, а также межпредметные связи с учебными дисциплинами.

Они формируют умения: выполнения и оформления чертежей различного назначения в соответствии с ГОСТом и требованиями школьной программы; выполнения проектных работ в опоре на графические и чертежные навыки с учетом возможностей школьного образования; выполнения проектных задач различного назначения (визуализация объектов, чертеж и т. п.) в программной среде CorelDraw с учетом задач современной школы; анализировать содержание учебных программ по черчению в

средней школе, выявлять межпредметные связи между черчением и другими учебными предметами.

Они овладевают навыками применения средств графики и черчения при выполнении образовательных задач в школе; использования различных графических средств для решения образовательных задач; применения 1Т-технологий для решения образовательных задач; разработки уроков, наглядных пособий и аттестационных заданий в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Заключение. Представленная программа повышения квалификации учитывает содержание базового образования учителей, требования обновленных ФГОС ООО и федеральной рабочей программы основного общего образования, тенденции развития региона, потребности рынка труда в инженерных кадрах и включает ряд содержательных блоков - черчение и начертательная геометрия, проектная графика (теория теней, клаузуры и др.), методика черчения и применение 1Т-технологий для решения образовательных задач в рамках преподаваемой дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас новых профессий. - URL: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas_30.pdf (дата обращения: 20.04.2024). - Текст : электронный.

2. Герасимова, А. Г. Компоненты готовности будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности / А. Г. Герасимова. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 3.

3. Гришина, К. Г. Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и черчения / К. Г. Гришина, О. Н. Шварцкоп. - Текст : непосредственный // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - № 2. - С. 93-97.

4. Зуев, П. В. Дидактические основы эффективной подготовки молодежи к инженерно-технической деятельности : монография / П. В. Зуев. - Екатеринбург : Интеллектуальная издательская система «Ridero», 2022. - 174 с. - Текст : непосредственный.

5. Керимшеева, О. А. Изобразительное искусство и детское творчество : учебное пособие / О. А. Ке-римшеева, С. А. Федотов, Е. И. Леденева ; Новосибирский государственный педагогический университет. -Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2003. - EDN YXFZHX. -Текст : непосредственный.

6. Коблова, О. А. Профессиональное становление учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. А. Коблова. - М., 2007. -22 с. - Текст : непосредственный.

7. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : ИКЦ «МАрТ» ; Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с. - Текст : непосредственный.

8. Колесник, Е. А. Трансформация сферы занятости региона: Факторы и особенности / Е. А. Колесник. - URL: https://vcot.info/blog/transformacia-sfery-zanatosti-regiona-faktory-i-osobennosti (дата обращения: 20.04.2024). - Текст : электронный.

9. Кузьменко, А. Н. Профессия учителя рисования, черчения в современной российской школе / А. Н. Кузьменко. - Текст : непосредственный // Лучшая студенческая статья 2017 : сборник статей победителей VI Международного научно-практического конкурса, Пенза, 25 марта 2017 года. - Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2017. - С. 242-244.

10. Курбатова, Н. В. Профессиональное совершенствование учителей изобразительного искусства в системе методических центров : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н. В. Курбатова. - М., 2008. - 24 с. -Текст : непосредственный.

11. Меретукова, З. К. Полифункциональная сущность актуализации знаний учащихся: инновации в общем и профессиональном образовании / З. К. Меретукова. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 10(74). - С. 60-63.

12. Мокроусов, С. И. Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. И. Мокро-усов. - Екатеринбург, 2010. - 23 с. - Текст : непосредственный.

13. Мокроусов, С. И. Интернет-ресурс диагностики и сопровождения художественно одаренных студентов / С. И. Мокроусов, Н. И. Кашина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 72-76.

14. Нестандартные методы организации продуктивных видов деятельности на уроках изобразительного искусства : учебно-методическое пособие. - Ставрополь : Индивидуальный предприниматель Тимченко Оксана Геннадьевна, 2020. - 44 с. - EDN PBIUUF. - Текст : непосредственный.

15. Kashina, N. I. Internet Resource as a Means of Diagnostics and Support of Artistically Gifted University Students / N. I. Kashina, S. A. Konovalova, A. I. Suetina et al. - Text : immediate // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2020. - Vol. 188. - P. 283-290.

REFERENCES

1. Atlas novykh professii [Atlas of New Professions]. URL: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas_30. pdf (mode of access: 20.04.2024).

2. Gerasimova, A. G. (2012). Komponenty gotovnosti budushchikh uchitelei izobrazitel'nogo iskusstva k ispol'zovaniyu informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii v professional'noi deyatel'nosti [Components of the Readiness of Future Fine Arts Teachers to Use Information and Communication Technologies in Professional Activities]. In Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. No. 3.

3. Grishina, K. G., Schwarzkop, O. N. (2012). Komp'yuternaya grafika kak sredstvo professional'noi podgo-tovki budushchikh uchitelei izobrazitel'nogo iskusstva i chercheniya [Computer Graphics as a Means of Professional Training for Future Teachers of Fine Arts and Drawing]. In Sovremennaya vysshaya shkola: inno-vatsionnyi aspekt. No. 2, pp. 93-97.

4. Zuev, P. V. (2022). Didakticheskie osnovy effektivnoi podgotovki molodezhi k inzhenerno-tekhnicheskoi deyatel'nosti [Didactic Foundations for Effective Training of Youth for Engineering and Technical Activities]. Ekaterinburg, Intellektual'naya izdatel'skaya sistema «Ridero». 174 p.

5. Kerimsheeva, O. A., Fedotov, S. A., Ledeneva, E. I. (2003). Izobrazitel'noe iskusstvo i detskoe tvor-chestvo [Fine Arts and Children's Creativity]. Novosibirsk, Novosibirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii univer-sitet. EDN YXFZHX.

6. Koblova, O. A. (2007). Professional'noe stanovlenie uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva v protsesse perepodgotovki pedagogicheskikh kadrov [Professional Development of a Fine Arts Teacher in the Process of Retraining Teaching Staff]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 22 p.

7. Kodzhaspirova, G. M., Kodzhaspirov, A. Yu. (2005). Slovar' po pedagogike [Dictionary of Pedagogy]. Moscow, IKTs «MArT», Rostov-on-Don, Izdatel'skii tsentr «MarT». 448 p.

8. Kolesnik, E. A. Transformatsiya sfery zanyatosti regiona: Faktory i osobennosti [Transformation of the Region's Employment Sector: Factors and Features]. URL: https://vcot.info/blog/transformacia-sfery-zanatosti-regiona-faktory-i-osobennosti (mode of access: 20.04.2024).

9. Kuzmenko, A. N. (2017). Professiya uchitelya risovaniya, chercheniya v sovremennoi rossiiskoi shkole [Profession of a Teacher of Drawing in a Modern Russian School]. In Luchshaya studencheskaya stat'ya 2017: sbornik statei pobeditelei VI Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa, Penza, 25 marta 2017 goda. Penza, Nauka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G. Yu.), pp. 242-244.

10. Kurbatova, N. V. (2008). Professional'noe sovershenstvovanie uchitelei izobrazitel'nogo iskusstva v sisteme metodicheskikh tsentrov [Professional Development of Fine Arts Teachers in the System of Methodological Centers]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 24 p.

11. Meretukova, Z. K. (2012). Polifunktsional'naya sushchnost' aktualizatsii znanii uchashchikhsya: inno-vatsii v obshchem i professional'nom obrazovanii [The Multifunctional Essence of Updating Students' Knowledge: Innovations in General and Vocational Education]. In Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. No. 10(74), pp. 60-63.

12. Mokrousov, S. I. (2010). Razvitie professional'noi kompetentnosti uchitelei izobrazitel'nogo iskusstva v protsesse obucheniya komp'yuternomu modelirovaniyu [Development of Professional Competence of Fine Arts Teachers in the Process of Teaching Computer Modeling]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg. 23 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Mokrousov, S. I., Kashina, N. I. (2017). Internet-resurs diagnostiki i soprovozhdeniya khudozhestvenno odarennykh studentov [Internet Resource for Diagnosing and Supporting Artistically Gifted Students]. In Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 11, pp. 72-76.

14. Nestandartnye metody organizatsii produktivnykh vidov deyatel'nosti na urokakh izobrazitel'nogo is-kusstva [Non-standard Methods of Organizing Productive Activities in Fine Arts Lessons]. Stavropol, Individual'nyi predprinimatel' Timchenko Oksana Gennad'evna. 44 p. EDN PBIUUF.

15. Kashina, N. I., Konovalova, S. A., Suetina, A. I. et al. (2020). Internet Resource as a Means of Diagnostics and Support of Artistically Gifted University Students. In Smart Innovation, Systems and Technologies. Vol. 188, pp. 283-290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.