Научная статья на тему 'НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ЭТИКА СИНТЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ И НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ: ДОКЛАД КОМИССИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ БИОЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ США (Реферат)'

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ЭТИКА СИНТЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ И НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ: ДОКЛАД КОМИССИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ БИОЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ США (Реферат) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ЭТИКА СИНТЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ И НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ: ДОКЛАД КОМИССИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ БИОЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ США (Реферат)»

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ЭТИКА СИНТЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ И НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ: ДОКЛАД КОМИССИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ БИОЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ США (Реферат)

Ref. ad op.: New directions. The ethics of synthetic biology and emerging technologies: Presidential commission for the study of bio-ethical issues. - Wash., DC., December 2010. - 180 p. - PDF version. -Mode of access: http://www.bioethics.gov/documents/synthetic-biology/PCSBI-Synthetic-Biology-Report

Реферируется доклад по этическим проблемам синтетической биологии, подготовленный Комиссией по изучению биоэтических проблем при Президенте США. Ранее в РЖ «Науковедение» (см. № 1, 2-2010) были опубликованы рефераты, отражающие позицию Европейской комиссии по тем же проблемам.

Комиссия президента США по изучению биоэтических проблем - это группа экспертов, в которую входят национальные лидеры в областях медицины, науки, техники, этики, религии и права. Комиссия консультирует президента по проблемам биоэтики, возникающим в связи с прогрессом биомедицины и близких к ней областей науки и техники. Деятельность Комиссии направлена на выявление и поощрение таких политических и практических шагов, которые обеспечивали бы социально и этически ответственное проведение научных исследований и технологических инноваций, а также обеспечение медицинского обслуживания.

20 мая 2010 г. президент США Б. Обама обратился к председателю Комиссии, профессору Эми Гутман (Ami Gutmann) с письмом, в котором отметил, что ученые объявили о ключевом событии в новой области клеточных и генетических исследований, полу-

чившей название синтетической биологии. В течение многих лет ученые использовали ДНК для получения генетически модифицированных клеток, теперь же впервые весь генетический материал бактериальной клетки был замещен набором синтетических генов. Это достижение открыло перспективы для получения таких полезных результатов, как ускоренная разработка вакцин, но вместе с тем породило и беспокойство. В связи с этим Б. Обама предложил Комиссии во внеочередном порядке заняться изучением последствий этого выдающегося достижения и других важных результатов, которых можно ожидать в этой области исследований. Комиссии следует рассмотреть потенциальные блага, которые эти исследования могут принести для медицины, окружающей среды, безопасности и т.д., а также возможные риски для здоровья, безопасности и т. п. Комиссии следует также выработать рекомендации относительно любых шагов, которые нужно предпринять администрации для того, чтобы Америка смогла воспользоваться плодами развития этой области науки, определив в то же время приемлемые этические границы и минимизируя предполагаемые риски. Комиссии было предложено в течение шести месяцев провести изучение вопроса и подготовить доклад о проделанной работе, включая рекомендации относительно возможных дальнейших шагов.

XXI век часто провозглашается «веком биологии». Ожидается, что революционные прорывы, базирующиеся на фундаментальных идеях, выработанных во второй половине прошлого столетия, во многих отношениях улучшат жизнь людей в широком диапазоне - от получения чистой энергии до целенаправленной и более безопасной медицины и новых типов производства. Видное место среди новых технологий занимает «синтетическая биология», которая ставит целью применение в биологии инженерных методов и создание на этой основе организмов или биологических систем с новыми или специализированными функциями, направленными на удовлетворение самых разнообразных потребностей.

Сама мысль о биологических манипуляциях, которые позволяли бы выявлять или формировать специфические свойства, отнюдь не нова. В течение многих лет ученые используют ДНК для создания генетически измененных клеток и организмов; вся биотехнологическая промышленность вырастает благодаря расширяющимся возможностям в этой области. Полки продовольственных магазинов по всей Америке заполнены генетически модифицированными продуктами. Многие люди прибегают к медицинским тестам для выявления генетически обусловленных заболеваний.

Что касается идеи сборки живых организмов всецело из неживых частей, то она, напротив, в течение многих столетий поражает человеческое воображение, не выходя за пределы фантастики. Некоторые люди считают, что человечество приблизилось на шаг к этой возможности после того, как в мае 2009 г. было объявлено, что ученые в Институте Дж.К. Вентера (J.C. Venter) собрали первый в мире самовоспроизводящийся синтетический (т.е. сделанный человеком из химических частей) геном в бактериальной клетке различных видов. СМИ живо отреагировали на это событие, и в течение нескольких часов объявление откликнулось эхом во всех уголках земного шара: сторонники и критики начали обсуждать потенциальные риски и блага этого открытия и то, является ли оно примером «сотворения жизни».

Откликаясь на запрос со стороны президента Б. Обамы, Комиссия по изучению биоэтических проблем провела широкое обсуждение этой темы с привлечением самых разных источников, включая ученых, инженеров, религиозных и светских специалистов по этике, всех тех, чьи голоса, как можно было ожидать, столкнутся при обсуждении научных, этических и социальных аспектов синтетической биологии. Был организован форум для открытого диалога с целью услышать и оценить различные, часто противоположные точки зрения относительно науки, этики и публичной политики в связи с синтетической биологией.

Комиссия нашла, что исследования по синтетической биологии в Институте Дж.К. Вентера находятся на ранней стадии развития нового направления и что предстоит еще долгий путь исследований в биологии и генетике. Объявление, сделанное в мае 2009 г., при всей его экстраординарности еще не позволяет говорить о сотворении жизни ни в научном, ни в моральном смысле. Научные данные, представленные Комиссии, показали, что в исследовании использовался существующий естественный носитель бактерии. Техническое достижение синтезирования генома из химических составных частей, сделавшее его самовоспроизводящимся при введении в бактериальную клетку другого вида, при всей его значительности, не представляет собой сотворения жизни из одних лишь неорганических химикатов. Несомненным фактом является то, что сделанный человеком геном был введен в уже живую клетку. Поэтому смыслом данного достижения нельзя считать сотворение жизни, вероятность которого в предвидимом будущем остается небольшой. Более реальными представляются ожидания относительно того, что с течением времени исследования в области синте-

тической биологии могут привести к созданию новых продуктов, позволяющих получать чистую энергию, контролировать загрязнение окружающей среды, создавать более доступные по цене сельскохозяйственные продукты, вакцины и другие медикаменты. Поэтому Комиссия сфокусировалась на мерах, необходимых для того, чтобы можно было гарантировать должное внимание к социальным, экологическим и этическим рискам при дальнейшем развитии синтетической биологии.

Комиссия получила исключительную возможность не просто реагировать на уже произошедшие события, а смотреть вперед, предвосхищая их. «Мы, - говорится в докладе Комиссии, - находимся впереди возникающей новой науки, и это позволяет подчеркнуть, что правительству следует действовать таким образом, чтобы обеспечить регулярный, непрерывный процесс экспертизы того, как происходит развитие науки» (с. 21). Комиссия призывает правительство обеспечивать прозрачность своих действий в этой области, осуществлять мониторинг рисков, поддерживать (через процесс экспертных оценок) наиболее полезные для общества исследования, заниматься просвещением общественности и обеспечивать ее участие по мере того как сама область будет развиваться. Правительству надлежит регулярно отслеживать то, как происходит оценка рисков, и какова динамика других проблем, возникающих по мере развития синтетической биологии. Только открытость и активная вовлеченность всех имеющих отношение к тематике сообществ позволит обеспечить правительству непрестанную публичную поддержку и должный контроль. Комиссия подчеркивает необходимость вовлечения общественности посредством улучшения научного образования, публично доступных механизмов сверки фактов, касающихся наиболее весомых достижений в области биотехнологий, и других усилий по обеспечению более четкой коммуникации между обществом и наукой.

Далее в докладе Комиссии рассматриваются основные этические принципы оценки новейших технологий. Это пять принципов, касающихся социальных последствий развития этих технологий: общественное благо, ответственное управление, интеллектуальная свобода и ответственность, демократическое обсуждение и справедливость и беспристрастность. С помощью этих принципов должна проводиться общественная политика, которая позволит гарантировать развитие новых технологий, включая синтетическую биологию, в этически ответственном стиле.

Идеал общественного блага - действовать таким образом, чтобы максимизировать благо и минимизировать вред для общества. Этот принцип также включает обязанность общества и правительства способствовать деятельности отдельных лиц и институциональным практикам, включая научные и биомедицинские исследования, которые потенциально могут существенно повысить общественное благополучие. В соответствии с этим принципом в поиске благ, которые может принести синтетическая биология, общественность и ее представители обязаны быть бдительными в отношении возможного риска и вреда и готовыми к пересмотру политики ее поддержки, если она проводится без должной осторожности.

Принцип ответственного управления отражает совместное обязательство членов как национального, так и глобального сообщества действовать так, чтобы проявлять заботу о тех, кто не в состоянии отстаивать свои интересы (например, о детях и будущих поколениях), и об окружающей среде, в которой последующие поколения будут процветать либо страдать. Ответственное управление учитывает важность того, чтобы граждане и их представители думали и действовали коллективно во имя всеобщего блага.

С точки зрения разумной бдительности важно запустить процессы оценки вероятных благ наряду с оценкой рисков для безопасности и надежности как до, так и после реализации проектов. Такая оценка должна продолжаться и после того, как технологии получат развитие и начнут проникать в общественный и частный секторы.

Демократические общества зависят от интеллектуальной свободы, сочетающейся с ответственностью как индивидов, так и институтов в использовании своего творческого потенциала таким образом, чтобы их деятельность могла контролироваться с точки зрения морали. Настойчивые и творческие интеллектуальные искания порождают научно-технические достижения. И хотя многие из них вызывают беспокойство в связи с возможностью их «двойного применения» (когда технологии, предназначавшиеся для благих целей, могут быть использованы во вред), сами по себе такие риски не являются достаточным основанием для того, чтобы оправдывать ограничение интеллектуальной свободы. В качестве короллария к принципу интеллектуальной свободы и ответственности Комиссия рекомендует принцип экономного регулирования, исходя из того, что контроля должно быть не больше, чем это действительно необходимо для обеспечения справедливости и безопасности в достижении общественного блага. Это особенно важно

для новейших технологий, которые по определению находятся еще в стадии формирования и мало подходят для жестко задаваемых ограничений. При всей необходимости защищать биобезопасность и бионадежность непродуманные ограничения могут не только затормозить получение новых благ, но и затруднить разработку эффективных мер предосторожности.

Принцип демократического обсуждения отражает такой подход к совместному принятию решений, который предполагает уважительное обсуждение противостоящих точек зрения и активное участие граждан. Он призывает индивидов и их представителей работать во имя достижения согласия, когда это возможно, и сохранять взаимное уважение, когда согласие недостижимо.

Публичные дискуссии с открытым обменом мнениями всех заинтересованных сторон могут способствовать легитимизации исхода, даже если он и не удовлетворяет все заинтересованные стороны. Такие дискуссии позволяют их участникам принимать общесоциальную точку зрения, поступаясь при этом своими индивидуальными интересами.

Принцип справедливости и беспристрастности связан с распределением в обществе выгод и тягот. Хорошо это или плохо, -биотехнологии, как и другие новейшие технологии, в том числе синтетическая биология, - воздействуют на всех и каждого. Они оказывают глобальное влияние. Поэтому каждая страна ответственна за то, чтобы поддерживать беспристрастные системы, обеспечивающие широкую доступность информации и справедливое распределение тягот и благ от новых технологий.

Далее Комиссия формулирует свои рекомендации. С точки зрения обеспечения общественного блага Комиссия рекомендует правительству проводить экспертизу и делать публичными данные о масштабах осуществляемого им финансирования исследований, а также предоставлять информацию, касающуюся оценки риска и этических и социальных проблем, порождаемых развитием синтетической биологии. Это будет способствовать участию общественности и обеспечит необходимую прозрачность усилий федеральных властей в данной области.

Рекомендация 1 заключается в том, что через какой-либо центральный орган (например, исполнительное бюро при Президенте) федеральному правительству следует проводить скоординированную оценку текущего публичного финансирования работ в области синтетической биологии, включая финансирование исследований по методикам оценки и снижения риска и по изучению

этических и социальных аспектов развития синтетической биологии. Такая экспертиза должна быть проведена в течение 18 месяцев, а ее результаты должны быть доступны всем желающим.

Разработка большинства потенциальных продуктов синтетической биологии находится на самых ранних стадиях. Поэтому фундаментальные исследования чрезвычайно важны для дальнейшей экспансии этой науки и ее эффективного воплощения в полезные продукты. Должны быть приняты необходимые решения о финансировании, направленные на обеспечение общественного блага, независимо от того, будут ли эти решения поддерживать исследования в синтетической биологии или в других областях.

Рекомендация 2 предлагает оказывать поддержку перспективным исследованиям. Главной детерминантой в определении того, какая доля публичных инвестиций должна направляться в область синтетической биологии по сравнению с другими направлениями исследований, является обеспечение общественного блага. Поэтому Национальные институты здоровья, Министерство энергетики и другие федеральные агентства должны продолжать оценивать исследовательские заявки через систему научной экспертизы и другие совещательные процедуры, разработанные для того, чтобы от имени общественности обеспечивать проведение наиболее перспективных исследований.

Критический механизм для обеспечения прогресса науки инноваций - обмен информацией. Принцип общественного блага требует, чтобы исследователи, изобретатели, держатели патентов и т. д. трудились совместно для разработки творческих стратегий, максимизирующих возможности инноваций. Правительству надлежит использовать необходимые политические инструменты, чтобы избежать неоправданных ограничений в допуске к результатам исследований.

В соответствии с рекомендацией 3 исполнительному бюро при Президенте следует возглавить скоординированные действия по определению того, являются ли нынешние практики лицензирования и обмена результатами исследований достаточными для того, чтобы гарантировать доступность результатов фундаментальных исследований, включая синтетическую биологию, для обеспечения инноваций. Если таких практик недостаточно, то необходимо определить, какие дополнительные средства требуется разработать и применить. Экспертиза с участием всех заинтересованных ведомств, а также промышленников, академических кругов и групп гражданского общества должна быть проведена в те-

чение 18 месяцев, а ее результаты - быть доступными широкой общественности.

Комиссия не поддерживает объявление моратория на синтетическую биологию вплоть до того, когда будут выявлены и поставлены под контроль все риски, не приветствует она и необузданную свободу научных изысканий. Она считает, что ответственное развитие синтетической биологии может идти по среднему пути, на основе разумной бдительности при тщательном мониторинге, идентификации и снижении всех видов как потенциального, так и актуального вреда. Ответственное управление требует четкости, координации и подотчетности в рамках правительства в целом. Хотя в настоящее время создание новых агентств не представляется необходимым, исполнительное бюро при президенте должно управлять взаимодействием между ведомствами и гарантировать получение правительством своевременной информации о развитии этой области и появляющихся в связи с этим новых возможностях и рисках. Такое бюро должно обладать достаточными полномочиями для того, чтобы координировать работу различных правительственных ведомств, касающуюся синтетической биологии, и эффективно взаимодействовать с зарубежными правительствами.

Необходимости координированного подхода к синтетической биологии посвящена рекомендация 4.

Как отмечается в докладе, некоторые необычные потенциальные риски синтетической биологии обусловлены тем, что ею могут начать заниматься те, кто находится за пределами традиционной исследовательской среды, - «любители» или «самоучки». Эти риски необходимо выявлять и предпринимать соответствующие действия (это относится и к другим новейшим технологиям), для этого требуются методы их идентификации и оценки.

В рекомендации 5 говорится о трудностях, связанных с анализом риска в условиях неопределенности, особенно с учетом малой вероятности, но потенциально сильным эффектом событий в этой области. Поэтому оценка риска должна быть непрерывным процессом. В рамках скоординированного подхода исполнительному бюро при президенте необходимо обеспечивать совместный процесс обсуждения заинтересованными ведомствами всего, что делается в области оценки риска. Необходимо также своевременно выявлять разрывы в нынешних практиках оценки риска, касающихся выпуска в окружающую среду синтетических организмов. Эта экспертиза должна быть проведена в течение 18 месяцев, а ее результаты представлены широкой общественности.

Координация и тщательный анализ риска - это существенные, но недостаточные шаги для ответственного управления. Известно несколько дополнительных подходов, позволяющих ограничить пределы неопределенных рисков в синтетической биологии. Некоторые меры предосторожности могут быть встроены в синтетические организмы, с тем чтобы контролировать их распространение и жизненный цикл.

В рекомендации 6 отмечается, что на нынешних начальных стадиях развития синтетической биологии потенциальная опасность непреднамеренного выпуска в окружающую среду организмов или других биоактивных материалов, созданных синтетической биологией, требует особых мер предосторожности и мониторинга. Исполнительное бюро при президенте должно на постоянной основе отслеживать способность синтетических организмов размножаться в естественных условиях и выявлять в случае необходимости надежные механизмы их содержания и контроля за ними. С этой целью, например, могут использоваться «самоубийственные гены» или другие типы триггеров саморазрушения. Либо можно создавать такие организмы, которые в своем питании будут зависеть от таких компонентов, как, например, синтезированные аминокислоты, отсутствующие в естественной среде за пределами лаборатории. Вообще же каждая попытка выпустить синтетические организмы в окружающую среду должна основываться на адекватной оценке риска.

Такой оценке посвящена рекомендация 7. Последующие рекомендации касаются таких вопросов, как международная координация и диалог (рекомендация 8), необходимость этического образования для всех, кто причастен к работам в области синтетической биологии (рекомендация 9), продолжение дискуссий по высказываемым в адрес синтетической биологии моральным возражениям (рекомендация 10). Следующие три рекомендации (11, 12 и 13) раскрывают конкретное содержание принципа интеллектуальной свободы и ответственности. В частности, предлагается уделять особое внимание «самоучкам», чтобы воспитать у них адекватное понимание необходимых ограничений для защиты общественной безопасности.

Рекомендации 14, 15 и 16 посвящены вопросам демократического обсуждения проблем синтетической биологии, а 17 и 18 -обеспечению справедливого распределения выгод и тягот, которые будет порождать развитие синтетической биологии.

Б.Г. Юдин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.