Рябцев В.В. 1999б. Экология орла-могильника в Прибайкалье // Королевский орёл: Распространение, состояние популяций и перспективы охраны орла-могильника (Aquila heliaca) в России. М: 122-128. Рябцев В.В. 2000. Орлы Байкала. Иркутск: 1-128.
Рябцев В.В. 2006. Прибайкальская популяция могильника: у последней черты // Орнитологические исследования в Северной Евразии: Тез. 12-й Международ. орнитол. конф. Сев. Евразии. Ставрополь: 460-461. Липин С.И., Дурнев Ю.А., Пыжьянов С.В., Сонин В.Д. (1986) 2014. Скалистый голубь Columba rupestris в Предбайкалье // Рус. орнитол. журн. 23 (985): 1058-1061. Скалон В.Н. 1934. Пернатые хищники Верхнего Приангарья и их роль в жизни человека // Изв. Иркут. Противочумн. ин-та Сибири и Дальнего Востока 1: 55-83. Сонин В.Д. 1962. Некоторые материалы по питанию и распространению хищных птиц
Иркутской области // Изв. Вост.-Сиб. отд. Геогр. общ-ва СССР 60: 138-146. Сонин В.Д. 1969. Дневные хищные птицы и совы Предбайкалья. Автореф. дис. ... канд.
биол. наук. Иркутск: 1-20. Сонин В.Д. (1968) 2017. О гнездовании балобана Falco cherrug в Иркутской области //
Рус. орнитол. журн. 26 (1535): 5170-5171. Толчин В.А. 1972. Изменение видового состава и численности водоплавающих птиц в районе Братского водохранилища // Ресурсы водоплавающих птиц СССР, их воспроизводство и использование. М., 2: 69-71. Толчин В.А. 1977. Эколого-фаунистическая адаптация приводных птиц Верхнего Приангарья к условиям искусственных водоёмов // Региональные биогеографические исследования в Сибири. Иркутск: 59-110.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1694: 5572-5577
Новые находки гнездящихся птиц в Северо-Западном Приазовье
В.М.Попенко
Второе издание. Первая публикация в 2011*
Территория Северо-Западного Приазовья лежит в пределах гнездовых ареалов некоторых видов, упомянутых в настоящем сообщении, однако эти сведения собраны преимущественно в начале ХХ века и в достаточной степени устарели, а современные данные, свидетельствующие о гнездовании этих видов или отсутствуют, или не конкретны. В то же время другие виды расширяют свои гнездовые ареалы и, априори, на территории Северо-Западного Приазовья уже гнездятся, хотя конкретными находками гнездование не подтверждено. Наконец, у таких видов, как желтоголовая трясогузка Motacilla citreola и черноголовая овсянка Emberiza melanocephala гнездовой ареал расширяется (или пульсирует) и вероятность их гнездования высока. Находки 2009-2011
* Попенко В.М. 2011. Новые находки гнездящихся птиц в Северо-Западном Приазовье // Бранта 14: 157-161. 5572 Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1694
годов позволили уточнить статус некоторых видов в Северо-Западном Приазовье.
Находки новых гнездящихся в Северо-Западном Приазовье видов были сделаны попутно, в процессе выполнения других исследований. Исключение составила черноголовая овсянка, поиск доказательств гнездования которой был целенаправленным. С этой целью с 27 мая по 10 июля 2011 были обследованы Акимовский, Мелитопольский, частично Веселовский, Приазовский, Приморский, Куйбышевский и Токмакский районы Запорожской области (см. рисунок). Поисковые работы проводились на автомобиле. В пригодных для гнездования биотопах делались остановки, предварительно прослушивался фон голосов птиц, затем включалась запись голоса черноголовой овсянки и через 10-15 мин вновь прослушивался фон. Места встреч овсянок наносились на карту, в случае обнаружения пары оценивалась возможность её гнездования и производился поиск гнезда. Длина поисковых маршрутов составила около 1400 км, обследованная площадь - около 4000 км2.
Широконоска Anas clypeata. По данным В.И.Лысенко (1991), в небольшом количестве гнездится по поймам малых рек Северо-Западного Приазовья: Берды, Молочной, Большого и Малого Утлюков. Поскольку это информация не менее 20-летней давности и не несёт данных о конкретных находках, приводим сведения о встрече 7 июля 2010 самки с выводком (4 пуховых птенца) в верховьях Утлюкского лимана.
Красноносый нырок Netta rufina. По данным В.И.Лысенко (1991), 1-2 пары нерегулярно гнездятся на Молочном лимане (Мелитопольский район Запорожской области) и в пойме реки Берды (без указания конкретного места). Самец и самка с 9 птенцами обнаружены нами 20 мая 2011 в низовье реки Большой Утлюк (окрестности села Давыдов-ка, Акимовский район Запорожской области).
Белоглазый нырок Aythya nyroca. Несмотря на то, что гнездовой ареал, по литературным данным, занимает всю территорию СевероЗападного Приазовья, ближайшие гнездовые находки — низовья Днепра, Сиваш и Юрковский лиман (Ореховский район Запорожской области), где В.И.Лысенко (1991) в 1988 году встретил выводок. За последние 30 лет в Северо-Западном Приазовье известны лишь редкие зимние встречи.
В устье реки Большой Утлюк 11 мая 2009 нами встречены самка и самец. Поблизости, держались также красноголовые нырки Aythya ferina. Неподалёку от них в зарослях тростника плавали птенцы, но определить их не удалось. На реке Малый Утлюк поблизости от села Шелюги 4 июня 2010 встречен самец белоглазого нырка. Эти встречи позволили предположить, что белоглазый нырок, возможно, здесь гнездится. Наконец, 7 июля 2010 в устье реки Большой Утлюк был встречен выводок: самка и 8 пуховых птенцов. Это первый зарегистрированный случай гнездования вида в верховьях Утлюкского лимана.
Желтоголовая трясогузка Motacilla citreola. Известны гнездовые находки на юге Днепропетровской области, далее к югу на гнездова-
нии не отмечена. Одиночные особи в Северо-Западном Приазовье почти регулярно встречаются на весеннем (взрослые) и осеннем (преимущественно молодые) пролётах в стайках черноголовой Motacilla feldegg и жёлтой M. flava трясогузок по всему Азово-Черноморскому региону (Кинда и др. 2003).
Во время учётов птиц 30 мая 2011 в верховьях Молочного лимана Е.А.Дядичева встретила самца и самку с кормом, 4 июня 2011 в указанном месте птицы продолжали держаться, хотя их поведение (отсутствие заметного беспокойства и привязанности к какому-либо конкретному участку, могущему быть гнездовым, самостоятельное поедание корма) заставляло усомниться, что это гнездовая пара.
В полукилометре от этого места были обнаружены ещё три птицы: 2 самца и самка. Самка и, по крайней мере один самец (самцы внешне были неразличимы) были с кормом и все три птицы проявляли явное беспокойство при моем передвижении по предполагаемой гнездовой территории. В результате поисков было обнаружено гнездо с 5 птенцами примерно 2-недельного возраста, готовыми покинуть его.
Гнездовой биотоп — прибрежные заросли бескильницы гигантской Puccinelia gigantea с разреженным низкорослым тростником южным Phragmites australis. Гнездо располагалось внутри кочки бескильницы на земле. Верхние края гнезда едва выступали над поверхностью субстрата. Размеры гнезда, см: диаметр гнезда 11, диаметр лотка 6, высота гнезда 8, глубина лотка 5. Материал гнезда: сухие стебли бескиль-ницы, часть из них размочалена, листья тростника, разорванные вдоль на тонкие волокна. Выстилка отсутствовала.
Вызывает недоумение присутствие на гнездовом участке второго самца: пара относилась к нему совершенно спокойно, не пытаясь изгнать и не вступая в конфликты. Второй самки рядом не обнаружено, несмотря на поиски с использованием записи голоса трясогузки.
Черноголовый чекан Saxicola torquata. По литературным данным (Фесенко, Бокотей 2002; Beamann at al. 1998; Cramp, Perrins 1988; и др.) территория Северо-Западного Приазовья в гнездовой ареал вида не входит. Тем не менее, в последние годы здесь участились встречи поющих самцов с гнездовым поведением, что позволило предположить расширение гнездового ареала черноголового чекана к югу.
В районе села Оленовка Мелитопольского района 27 мая 2011 встречены две пары, у которых было по 4 слётка, которых докармливали самки.
Черноголовая овсянка Emberiza melanocephala. Гнездовой ареал вида заходит с востока на территорию Украины по двум направлениям: по северному побережью Азовского моря, доходя до границы Донецкой и Запорожской областей (крайняя западная точка по нашим данным 1991 года - село Червоное Поле Бердянского района Запорож-
ской области) и, с середины 1970-х годов — по Керченскому полуострову, занимая к настоящему времени практически всю его территорию.
Л.С.Степанян (1978) указывает на распространение вида к западу до Геническа, а И.Б.Волчанецкий (1954) — до Аскании-Нова. В первой половине ХХ века черноголовая овсянка изредка встречалась в Северном Приазовье и Причерноморье (Молчанов 1906; Воронцов 1937; Костин 1983). Поскольку встречи были нерегулярными, вид считался залётным, возможно, спорадически гнездящимся, хотя свидетельств гнездования найдено не было, за исключением того, что у добытых в гнездовое время в Крыму птиц были хорошо развиты гонады (Костин 1983). Вероятнее всего, происходила пульсация ареала вида и в отдельные благоприятные годы, по мнению Ю.В.Костина, гнездование, по крайней мере в Крыму, было не исключено.
Во второй половине ХХ века, по нашим данным и сообщениям коллег, встречи черноголовых овсянок в гнездовое время вне пределов известного гнездового ареала участились. В последние 20-30 лет наблюдается расширение ареала в западном направлении. В Крыму вид продвинулся на запад до Феодосии (М.М.Бескаравайный, устн. сообщ.), и в северо-западном направлении - до Восточного Сиваша: посёлка Советский, села Урожайное (наши наблюдения), вне Крыма поющие самцы регистрировались в гнездовой период в окрестностях посёлка Но-воалексеевка Херсонской области (А.Н.Цвелых, устн. сообщ.), в заповеднике Аскания-Нова и к западу от него (В.С.Гавриленко, М.А.Лис-топадский, устн. сообщ.).
Во время учётов птиц в Акимовском районе Запорожской области на сильно забурьяненном поле 5 июня 2010 обнаружен один поющий самец в урочище Искровка неподалёку от Каховского магистрального канала и в этот же день ещё два самца в окрестностях села Червоно-армейское. Через месяц, 3 июля 2010 на этом же месте пели уже 4 самца. Последняя регистрация поющей птицы — 13 июля 2010.
11мая 2011 на полуострове Чауда (Керченский полуостров) отмечено начало весеннего пролёта черноголовой овсянки, а 12 мая 2011 один самец встречен в селе Трудовое Акимовского района Запорожской области, т.е. более чем в 150 км к северо-западу, причём между этими точками черноголовые овсянки не встречались. Вопрос о пути проникновения птицы в Акимовский район: вдоль северного берега Азовского моря или из Крыма,— побудил нас к дополнительным исследованиям.
Были обнаружены две локальные группировки этой овсянки — одна к северо-востоку от Мелитополя, другая к западу и юго-западу от него (рисунок). Всего встречено 38 птиц, среди них 3 самки. Среди зарегистрированных нами птиц встречались самцы как со свежим оперением (перья на голове не обношены, затылочная область серая), так и в классическом гнездовом наряде, наряд самок — обычный гнездовой.
Поиски гнезда предполагаемых пар в одном случае оказались результативными. 2 июля 2011 в урочище Калиновка (примерно в 10 км от села Новоданиловка Акимовского района) на залежи обнаружены самец и самка с явно гнездовым поведением. Самка постоянно ныряла с кормом в одно и то же место в заросли травянистой растительности. При нашем приближении обе птицы проявляли сильное беспокойство. В результате поисков обнаружено пустое гнездо, недавно покинутое птенцами. Неподалёку от гнезда через несколько минут были обнаружены 4 слётка, которых докармливала самка. Видимо птенцы покинули гнездо при нашем приближении.
Гнездовой биотоп: залежь, поросшая высокой травянистой растительностью, среди которой доминировали ромашка продырявленная Matricaria perforata, латук татарский Lactuca tatarica, донник лекарственный Melilotus officinalis, бодяк украинский Cirsium ucrainicum, скерда кровельная Crepis tectorum, морковь дикая Daucus carota, вязель пёстрый Coronilla varia, вика Vicia sp., по полю отдельными куртинами встречался щавель конский Rumex confertus.
Гнездо располагалось на переплетении стеблей трав в 8-10 см от поверхности земли. Размеры гнезда, см: диаметр гнезда 13, диаметр лотка 6, высота гнезда 8, глубина лотка 3. Материал гнезда: сухие стебли ромашки продырявленной, стебли и сухие соцветия моркови дикой. Гнездо рыхлое, особенно в верхней части, из стенок торчат стебли трав. Выстилки и материалов животного происхождения нет.
# Поющие самцы
Исследуемый район и точки находок черноголовой овсянки Emberiza melanocephala.
К сожалению, вопрос о пути проникновения черноголовой овсянки в крайние северо-западные районы гнездования остался открытым.
А.И.Корзюков (1996) свидетельствует о том, что в период весенней миграции на острове Змеиный черноголовая овсянка является обычным видом, нами на этом острове они встречены и на осеннем пролёте (в августе). Можно предположить, что часть восточно-европейской популяции, особенно птицы, гнездящиеся в Болгарии и Румынии, на зимовки в Индию и обратно летят вдоль северного побережья Азовского моря. Возможно, отдельные пары при благоприятных условиях выселяются за пределы гнездового ареала в Северном Приазовье, расширяя его в западном направлении.
Автор выражает благодарность С.Н.Подорожному за определение растений, упомянутых в настоящем сообщении.
Литератур а
Волчанецкий И.Б. 1954. О формировании фауны птиц в Херсонских степях // Тр. Науч.-
исслед. ин-та биол. и биол. ф-та Харьков. ун-та 20: 9-32. Воронцов С.М. 1937.До шзнання орттофауни Присивашшя i Сивашiв // Пращ н.-д. зоол.
бюл. т-ту, Хартвський ун-т: 83-125. Кинда В.В., Бескаравайный М.М., Дядичева Е.А., Костин С.Ю., Попенко В.М. 2003. Ревизия редких, малоизученных и залётных видов Воробьинообразных (Passeri-formes) птиц в Крыму // Бранта 6: 25-58. Корзюков А.И. 1996. Птицы острова Змеиный, занесённые в Красную книгу Украины // Экосистемы дикой природы: охрана, природопользование, мониторинг. Одесса, 5: 27-30.
Костин Ю.В. 1983. Птицы Крыма. М.: 1-240.
Лысенко В.И. 1991. Фауна Украины. Птицы. Гусеобразные. Киев: 1-208. Молчанов Л.А. 1906. Список птиц Естественноисторического музея Таврического губернского земства (в г. Симферополе) // Материалы к познанию фауны и флоры Российской Империи. Отд. зоол. 7: 248-301. Степанян Л.С. 1978. Состав и распределение птиц фауны СССР. Воробьинообразные
Passeriformes. М.: 1-391. Фесенко Г.В., Бокотей А.А. 2002. Птахи фауни Украгни: польовий визначник. Кшв: 1416.
Beaman M., Madge S. 1998. The Handbook of Bird Identification for Europe and the Western Palearctic. London: 1-868. Cramp S., Perrins C.M. (eds.). 1994. The Birds of the Western Palearctic. Oxford Univ. Press, 9: 1-488.