Научная статья на тему 'Черноголовая овсянка Emberiza melanocephala в Крыму: современный ареал, численность, черты биологии'

Черноголовая овсянка Emberiza melanocephala в Крыму: современный ареал, численность, черты биологии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
201
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Кинда В.В., Гринченко А.Б.

Второе издание. Первая публикация: Кинда В.В., Гринченко А.Б. 2002. Черноголовая овсянка в Крыму: современный ареал, численность, черты биологии // Бранта 5: 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черноголовая овсянка Emberiza melanocephala в Крыму: современный ареал, численность, черты биологии»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1312: 2644-2649

Черноголовая овсянка Emberiza melanocephala в Крыму: современный ареал, численность, черты биологии

В.В.Кинда, А.Б.Гринченко

Второе издание. Первая публикация в 2002*

Черноголовая овсянка Emberiza melanocephala Scopoli1769 является элементом средиземноморской фауны (Штегман 1938). Её ареал охватывает юг Аппенинского полуострова, Балканский полуостров, Малую Азию, Закавказье, Северный Кавказ, к востоку достигая западного побережья Каспийского моря (Степанян 1978). Зимовки расположены в Северо-Западной Индии (Воинственский 1960). На Украину эта овсянка проникает с Ростовской области и Северного Кавказа. Область её гнездования простирается узкой полосой от восточных границ Луганской и Донецкой областей, вдоль Северного Приазовья к западу до Геническа (Степанян 1978). Западные границы ареала требуют небольших уточнений. В связи с этим необходимо привести следующую информацию. Достоверное гнездование черноголовой овсянки установлено юго-восточнее Мелитополя, где 25 и 27 июня 1943 наблюдали взрослых птиц со слётками и одиночного самца (Neubaur 1951). В 19501951 годах как гнездящийся вид она встречалась в Аскании-Нова и у села Партизанское Керченской области (Волчанецкий 1954). Именно здесь черноголовая овсянка достигала западной границы своего распространения. В Крыму к середине 1970-х годов небольшой очаг гнездования появился на юго-востоке Керченского полуострова (Костин 1983). В силу ограниченного распространения, низкой численности и слабой изученности вид внесён в Красную книгу Украины (Завгород-нш 1994).

Исследования распространения и численности черноголовой овсянки выполнены в апреле-июле 1984-2001 годов. За этот период полевыми работами была охвачена практически вся территория Керченского полуострова. Стационарные наблюдения проводились в 1991-1996 годах в северо-восточной части полуострова, с 1998 по 2001 — в районе водохранилища Юзмак и сёл Марфовка, Вулкановка. В ряде случаев предпринимались дальние пешие маршруты протяжённостью от 18 до 40 км. Это позволило установить картину пространственно-биотопического распределения вида. Количественные данные основаны на учё-

* Кинда В.В., Гринченко А.Б. 2002. Черноголовая овсянка в Крыму: современный ареал, численность, черты биологии // Бранта 5: 7-13.

тах поющих самцов. Поскольку гнездование черноголовой овсянки в Крыму до сих пор не было подкреплено находками гнёзд, нами проведены специальные их поиски. Вместе с этим были проанализированы литературные данные, а также использованы сведения, любезно предоставленные Ю.А.Андрющенко, М.М.Бескаравайным, Д.С.Олейни-ком. Часть исследований в северо-восточной части Керченского полуострова выполнена совместно с И.С.Стадниченко. Названным лицам авторы выражают искреннюю признательность.

Распространение и численность

Впервые черноголовую овсянку для окрестностей Керчи приводит И.И.Калениченко (1839), обработавший экспедиционные материалы профессора И.Криницкого, собранные в 1836-1838 годах в Крыму и на Кавказе (Никольский 1891/1892). Нельзя обойти вниманием тот факт, что в 1837 году массовое появление этого вида за пределами гнездового ареала отмечено в окрестностях Киева, в республиках Прибалтики, в Казахстане и разных странах Западной Европы: Франции (юг), Голландии, Германии (север, остров Гельголанд), Великобритании, Швейцарии, Чехословакии, Австрии, Румынии, а также на Мальте и Сицилии (Спангенберг, Судиловская 1954). В первой четверти XX века И.И.Пузанов относил этот вид к числу залётных птиц Крыма (Pusanow 1933). Лишь спустя немногим более 100 лет после первого упоминания Ф.Франк установил его гнездование (Frank 1950). В юго-восточной части Керченского полуострова вблизи Кыз-Аула 20 июня 1943 (ныне село Яковенково) он наблюдал полигамную группу, состоящую из двух самок и самца. Хотя гнёзда не были найдены, косвенным свидетельством успешного размножения послужили наблюдения самок, приносящих корм. В первой половине 1970-х годов эта овсянка оказалась обычной, а местами даже многочисленной птицей в южной части Керченского полуострова. В период с 22 по 26 мая 1972 и 8 июня 1973 Ю.В.Костин (1983) добыл здесь 7 самцов и 3 самки с хорошо развитыми гонадами. Автор предполагал, что в этом районе происходит пульсация западной границы распространения вида и гнездование здесь можно наблюдать лишь в наиболее благоприятные годы.

В результате исследований нами было установлено, что ныне область гнездования черноголовой овсянки в Крыму включает практически всю территорию Керченского полуострова от восточного побережья к западу до линии, соединяющей село Каменское (юг Арабатской стрелки), сёла Степное и Ближние Камыши (окрестности Феодосии). Для остальной территории Крыма известны лишь отдельные встречи, которые ввиду крайней редкости и нерегулярности можно расценивать как залёты. По одному экземпляру было отмечено 31 августа 1967 у Алушты и 23 мая 1974 близ села Портовое Раздольненского района

(Костин 1983); 22 мая 1997 - в северной части Восточного Сиваша (Ан-дрющенко 1999).

По результам ежегодных учётов, в северо-восточной части Керченского полуострова на бывшем военном полигоне у села Багерово в 19911994 годах гнездилось 8-12 пар (Андрющенко, Кинда, Стадниченко 1996). Здесь же в первой и во второй декадах июня 2001 года на маршрутах общей протяжённостью 16 км с шириной трансекты 300 м было учтено 39 самцов и 2 самки (Д.С.Олейник, устн. сообщ.). Далее к востоку от указанного места, на маршруте длиной 8 км от села Бондарен-ково до побережья Азовского моря, 30 апреля 1993 встречено 6 поющих самцов. У северных склонов котловины Керченского водохранилища, на прилегающих залежах и посевах люцерны на площадке размером 1x3 км 1 июня 1994 было учтено 11 самцов и 2 самки.

В юго-восточной части полуострова этот вид многочислен на южных склонах горы Опук (петрофитная степь), где в 1996-1997 годах гнездовая плотность составляла 5.8 пары/10 га (Костин, Бескаравайный 1999). Единичные пары наблюдали на участках сорной растительности. Ранее, до 1995 года, проводя свои исследования в районе горы Опук, мы учитывали здесь 1-4 особи, но не каждый год.

Не представляет редкости черноголовая овсянка в западной и центральной частях полуострова: 8 июля 1997 два самца отмечены у села Ячменное; 3 июля 1998 — 4 самца и 1 самка в окрестностях села Семи-сотка; 4 июля 1998 — 2 самца близ села Фонтан; 5 июля 1998 — 3 самца в окрестностях села Виноградное.

К югу от Парпачского гребня черноголовая овсянка редка и встречается спорадически. В период с 1993 по 2001 год в мае-июне одиночные самцы были отмечены в окрестностях села Вулкановка, у горы Дюрмень, на северо-западном берегу озера Узунлар, в балках севернее озера Качик и у водохранилища Юзмак. Лишь к востоку от Феодосии в 1996-2002 годах эта овсянка практически ежегодно встречалась в районе сёл Степное, Ближние Камыши, Фронтовое, посёлок Приморский, где плотность гнездования составляет примерно 1-2 пары/га (Бескара-ваный 2001; М.М.Бескаравайный, устн. сообщ.).

Местообитания

Черноголовая овсянка населяет характерные для северо-восточной части Керченского полуострова открытые холмистые местности. Для гнездования использует довольно широкий спектр стаций: участки пе-трофитной степи с кустарниками, залежи различного возраста, забу-рьяненные участки пастбищ, посевы многолетних трав, участки сорной растительности с группами кустарников вдоль дорог, границ полей и лесополос. Гнездится эта овсянка также среди чертополоха Carduus uncinatus и борщевика Heracleum sp., которые местами образуют

сплошные заросли на неудобьях среди полей (Frank 1950), на склонах холмистых гряд и балок. Поющие самцы часто присаживаются на одиночные кустарники: шиповник Rosa sp., тёрн Prunus spinosa, боярышник Crataegus sp. и высокие травянистые растения: коровяк Verbascum sp., борщевик, чертополох, болиголов Conium maculatum, донники Melilotus alba, M. officinalis, выделяющиеся на общем фоне. Именно их наличие является одним из условий гнездования черноголовой овсянки среди полей, на залежах и в посевах люцерны в случае их сохранения до поздней стадии вегетации. Указанная группа стаций зависит от севооборота и качества обработки полей, поэтому является временной. Её лабильность во многом определяет структуру пространственного размещение вида. В целом же следует отметить заметное тяготение черноголовой овсянки к таким местам, которые характеризуются наиболее пёстрым сочетанием ландшафтных составляющих (различных возвышенностей, котловин и балок) со степной растительностью и с вкраплениями кустарников, перемежающихся полями, залежами и лесополосами. Сплошных массивов возделываемых земель избегает. В период пролёта в районе Карадага эта овсянка придерживается участков с разреженной древесной растительностью (Бескаравайный, Зуба-ровский, Пекло 1989).

Фенология, гнездование

Прилёт овсянок к местам гнездования происходит незаметно. Даже незначительных концентраций или пролётных стай наблюдать не приходилось. Появление первых особей в северо-восточной части полуострова в 1991-1996 годах (бывший Багеровский полигон, окрестности Керчи) мы отмечали между 27 апреля (1992) и 7 мая (1994). На биостанции Карадага в 2001 году весенний пролёт протекал в сжатые сроки — с 4 по 9 мая, в течение которого было зарегистрировано 7 особей (М.М.Бескаравайный, устн. сообщ.). В прежние годы в это время вид встречался здесь спорадически: по два самца было отмечено 9 мая 1982 и 18 мая 1989 (Бескаравайный, Зубаровский, Пекло 1989). Активное пение самцов, занявших гнездовые участки, наблюдается с середины мая до конца июня.

Несмотря на столь длительный период изучения черноголовой овсянки в Крыму, её гнезда впервые были найдены нами лишь в 1993 году. Одно из них с 5 птенцами в возрасте 5-6 дней обнаружено 26 июня в 4 км юго-восточнее озера Чокрак на окраине поля овсяно-горо-ховой смеси. Высота посева 70-80 см. Гнездо имело следующие размеры, мм: наружный диаметр 135, внутренний диаметр 67, глубина лотка 53, высота гнезда 70. Оно прикреплялось к стеблям овса Avena sativa и частично к стеблю сурепки Barbarea sp. на высоте 12 см от земли. Второе гнездо, содержащее 5 яиц, было найдено в 2.5 км юго-западнее

озера Чокрак 27 июня на двухлетней залежи. Фоновыми растениями здесь были коровяк, цикорий Cichorium intybus и ромашка аптечная Chamomilla recutita. Размеры яиц, мм: 20.3x16.0, 20.5x16.2, 21.1x16.4, 21.6x16.3, 21.8x16.9. Гнездо располагалось на высоте 32 см от земли в розетке аномального стебля цикория, образованной 6 отростками. Размеры гнезда, мм: наружный диаметр 107, внутренний диаметр 64, глубина лотка 48, высота гнезда 68.

Исходя из продолжительности насиживания 14 сут (Спангенберг, Судиловская 1954), откладка яиц происходила в первой — начале второй декады июня. Взрослых птиц со слётками (4 выводка) Ю.А.Андрю-щенко наблюдал в окрестностях села Багерово 7-8 июля 2001. Отлёт к местам зимовок происходит, вероятно, в сжатые сроки и завершается к началу третьей декады июля. Во всяком случае, в западной части Керченского полуострова 28 июля 1999 на маршруте Владиславовка— Фронтовое—Ячменное—Петрово (18 км) и на бывшем Багеровском полигоне 29 июля 1999 этих овсянок мы уже не встретили. Что же касается экземпляра, наблюдавшегося 31 августа 1967 у Алушты Ю.В.Костиным (1983), то есть все основания считать его случайно залётным.

Заключение

За последние 10 лет в отдельных районах Керченского полуострова отчётливо прослеживается тенденция роста численности черноголовой овсянки, как, например, в северо-восточной части, в районе горы Опук и Керченского водохранилища. Вместе с тем граница области гнездования за этот период продвинулась к западу до Акмонайского перешейка и фактически достигла северных предгорий. Сейчас черноголовая овсянка весьма обычна в центральной и западной частях полуострова, где ещё 5-6 лет назад её встречи были исключительной редкостью. По нашему мнению, расширение ареала и рост численности черноголовой овсянки в этот период можно связать с ухудшением культуры земледелия, что проявляется в расширении площади залежных земель и низком качестве обработки посевов. В результате этого площадь гнездовых биотопов заметно увеличилась. Уместно также предположить, что в связи с ограниченным применением инсектицидов улучшились и кормовые условия. По результатам исследований, общую численность черноголовой овсянки в Крыму мы оцениваем в 150200 пар. Если указанные тенденции будут сохраняться, то, по нашим прогнозам, в ближайшие 3-5 лет следует ожидать дальнейшего её проникновения в северные предгорья. Природные условия и характер хозяйственной деятельности в этой части Крыма близки или, даже можно сказать, соответствуют таковым на Керченском полуострове.

Пространственное размещение вида в период размножения характеризуется неравномерностью. Гнездится черноголовая овсянка боль-

шей частью одиночными парами, удалёнными друг от друга на расстояние в 1 км и более. В некоторых местах образует агрегированные поселения (бывший Багеровский полигон, гора Опук, район Керченского водохранилища). В целом же структура ареала выглядит мозаично. Территории, заселённые черноголовой овсянкой с той или иной плотностью, могут сменяться территориями, где она вовсе отсутствует, иногда без видимых различий в структуре биотопов.

Литература

Aндрющeнко Ю^. 1999. Интересные сведения о встречах птиц в Северо-Западном Приазовье, Присивашье и в Крыму в 1996-1997 годах ll Фауна, экология и охрана птиц Азово-Черноморского региона. Симферополь: 4-6. Aндрющeнко ЮА., Кинда В.В., Стадниченко И.С. 1996. Необходимость создания национального парка в северной части Керченского полуострова для сохранения уникального орнитокомплекса ll Територи, що важливi для збереження птахiв в УкраМ - IBA программа. Кшв: 163-173. Бескаравайный M.M. 2001. Современное состояние и некоторые тенденции динамики

численности редких видов птиц Юго-Восточного Крыма ll Беркут 10, 2: 125-139. Бескаравайный M.M., Зубаровский ВЖ., Пекло A.M. 1989. Птицы ll Природа Карадага. Киев: 197-221.

Волчанецкий И.Б. 1954. О формировании фауны птиц в Херсонских степях ll Тр. Науч.-

исслед. ин-та биол. и биол. ф-та Харьк. ун-та 20: 9-32. Завгороднш B.I. 1991. Вiвсянка чорноголова Emberiza melanocephala Scopoli, 1769 ll

Червона Книга Украти. Кшв: 370. Костин Ю.В. 1983. Птицы Крыма. M.: 1-240.

Костин С.Ю., Бескаравайный M.M. 1999. Новые данные о птицах Крыма ll Фауна, экология и охрана птиц Азово-Черноморского региона. Симферополь: 23-26. Никольский A.M. 1891/1892. Позвоночные животные Крыма ll Зап. Импер. Акад. наук 6S, прил. 4: 1-484.

Спангенберг Е.П., Судиловская A.M. 1954. Род Овсянки ll Птицы Советского Союза. M., б: 376-510.

Степанян Л.С. 1978. Состав и распределение птиц фауны СССР: Воробьинообразные

Passeriformes. M.: 1-392. Штегман Б.К. 1938. Основы орнитогеографического деления Палеарктики ll Фауна

СССР: Птицы 1, 2: 1-157. Frank F. 1950. Die Vogel von Opuk (Schwarzmeer-Gebiet) ll Bonn. zool. Beitr. 1: 144-214. Kaleniczenko J.J. 1839. Series animalium a defunkto professore J.Krinicki in itinere annis 1836-1838 ad Caucasum et Tauridem suspecto collectorum et nunc museo zoologico Caesareae universitatis charcoviensis adscriptorum ll Bull. Soc. Nat. Moscou 12: 203297.

Neubaur F. 1951. Beitrage zur Vogelwelt der Sud-Ukraine ll Jahrbücher des Nassauishen

vereins für Naturkunde. Wiesbaden, B. 89: 46-102. Puzanow I. 1933. Fersuch einer Revision der taurischen Ornis llБюл. МОИП. Нов. сер. Отд. биол. 42, 1: 3-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.