Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ТНР)'

НОВЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ТНР) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С ОВЗ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЦ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белоусова Светлана Анатольевна, Васильев Виталий Альбертович

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекции, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного психологического воздействия, повышающих контроль за психическими процессами и деятельностью. Авторами предложены цифровые тренажеры для развития образных форм познания и ряда функций саморегуляции познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белоусова Светлана Анатольевна, Васильев Виталий Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW METHODS AND TECHNOLOGIES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORTFOR STUDENTS WITH DISABILITIES (THR)

When working with children with special educational needs, it is necessary to use special methods, techniques and means of teaching and correction, didactic aids, visual aids that ensure the implementation of “detours” of corrective psychological impact, increasing control over mental processes and activities. The authors proposed digital simulators for the development of figurative forms of cognition and a number of functions of self-regulation of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ТНР)»

Вестник Челябинского государственного университета.

Образование и здравоохранение. 2020. № 2—3 (10—11). С. 89—92.

УДК 372

ББК 371.018

Новые методики и технологии психологической поддержки обучающихся с ОВЗ (ТНР)

С. А. Белоусова1, В. А. Васильев2

1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия 2Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекции, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного психологического воздействия, повышающих контроль за психическими процессами и деятельностью. Авторами предложены цифровые тренажеры для развития образных форм познания и ряда функций саморегуляции познавательной деятельности.

Ключевые слова: особые образовательные потребности лиц с ОВЗ, методы и средства обучения и коррекции лиц с ОВЗ.

Нарушения в формировании речевой деятельности школьников негативно влияют на все их психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах [1; 2; 4; 5 и др.]. На недостаточном уровне развит оптико-пространственный гнозис. Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Проявляются специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления. Не углубляясь далее в психологический портрет ребенка с ТНР, отметим только, что с особыми образовательными потребностями школьников связано применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекции, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного психологического воздействия, повышающих контроль за психическими процессами и деятельностью.

Кроме особенностей образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи в своей методической работе педагоги-психологи должны учитывать ряд технологических проблем [3—7], а именно:

• неразработанность теоретических и методологических аспектов психологической коррекции, ее основных направлений и механизмов воздействия при различных вариантах психического развития;

• важность подбора / разработки методов, позволяющих видеть объективную картину происходящего в психике во время и после воздействия;

• существование проблем переноса полученных в ходе коррекционных занятий навыков в повседневную жизни, а также их сохранения;

• зависимость результата психокоррекционной работы от особенностей мотивационно-по-требностной сферы ребенка, проявляющихся в коррекционном процессе, требующем, подчас, значительных усилий.

В решение многих из перечисленных проблем определенный вклад могут вносить цифровые технологии.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных роботов- игрушек с различной конструкцией и принципами действия, впрочем, не «привязанных» к коррекционному процессу. Например, можно выделить группу роботов фирмы Sphero под управлением смартфонов. Робот фирмы «Sphero» — устройство, включающее в себя МЭМС-датчики положения — гироскопы (МЭМС — микро-электро-ме-ханические системы), МЭМС-датчики ускорения, датчики перемещения, приближения к объекту и т. д. Кроме того, робот имеет исполняющий механизм, например, двигатель и движитель с помощью которых он может перемещаться в пространстве. Программно можно задавать маршрут следования робота, его скорость. Автоматически робот определяет существование препятствий на пути следования и позволяет изменять маршрут с целью обойти препятствия. В конструкции робота присутствует компьютер с каналом радиосвязи.

90

С. А. Белоусова, В. А. Васильев

По этому каналу робот осуществляет двухстороннюю связь со смартфоном. По каналу связи получает команды управления, по этому же каналу передает информацию о готовности, к движению, направление движения, появление препятствий и т. д. В Робо-шаре фирмы «Sphere mini» управляющее воздействие формируется смартфоном с использованием фронтальной камеры. Камера распознает положение головы и мимику. В соответствии с этим формируется управляющий сигнал. Например, наклон головы вправо дает сигнал роботу о необходимости движения вправо, наклон головы в лево — сигнал двигаться влево. Используя эту возможность, а также возможность программирования скорости движения, можно управлять шаром-роботом и направлять его движение по определенной траектории.

В своем эксперименте мы доработали приложения для смартфона для получения возможности использовать данный технический ресурс в целях развития образных форм познания и ряда функций саморегуляции познавательной деятельности. В создаваемый тренажер «вложены» функции по развитию:

1) умения мысленно оперировать образом, то есть мысленно осуществлять с предметом различные преобразования: поворот, разделение и соединение элементов в целое, перегруппировку предметов и т. д. При этом важно, чтобы образ предмета не исчезал и не искажался;

2) способности ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы с задаваемым психологом уровнем сложности;

3) умения читать и создавать простые схемы различных объектов;

4) способности мысленно планировать свои действия, представлять себе, что получишь в результате затрачиваемых усилий, создать образ будущего результата, которого реально еще не существует, планировать разные пути к достижению цели, представлять варианты действий до их осуществления, быстро принимать правильное решение.

Данные функции реализуются тренажером посредством организации захватывающих игр, которые увлекают ребенка, превращая процесс развития/коррекции высших психических функций из сухого и нудного занятия в веселое и увлекательное приключение.

Для решения поставленных задач созданы следующие Сценарные решения. Так, развитие у детей способности ориентироваться в плане-схеме с использованием Робо-шара осуществляется на основе следующих игр.

Игра «Пройди лабиринт» для детей 7—14 лет

Ребенку предлагается помочь сказочному персонажу проделать «нелегкий путь» с препятствиями по игровому полю с нанесенными очертаниями лабиринта (дополнительное игровое оборудование) и получить нужный приз. И, как в сказке, помогая герою добиться желаемого, ребенок сможет поупражняться в определенных навыках и увлекательно с пользой занять свободное время. По сути, нужно «прочитать» лабиринт и провести РобоШар к выходу. Психолог задает уровень сложности кодируемой и рас-кодируемой схему по уровню развития ребенка.

Игра «Карта острова сокровищ»

Необходимое дополнительное оборудование: карта (схематическое изображение площадки или комнаты, где будут «спрятаны сокровища»), сами «сокровища» (содержание «клада» может быть самым разным: это игрушки, картинки).

Взрослый дает ребенку карту и объясняет, что если правильно по ней сориентироваться, то можно найти сокровища. Дальше ребенок отыскивает сокровища, проводя РобоШар, руководствуясь картой. Когда ему это удается, он находит спрятанный мешочек с сокровищами.

В игру можно добавить элемент соревнования. Например, разделить детей на две команды и дать каждой команде по карте (карты должны быть одинаковыми). Можно также предложить детям искать сокровища не по карте, а по запискам с загадками (отгадка — намек на название места, где лежит следующая записка) или зашифрованными словами. Если игра командная, то ведущему важно проследить за тем, чтобы в игре все обошлось без обид: пусть победители поделятся «сокровищами» с побежденными, ведь доброту и щедрость тоже нужно воспитывать. Главное даже во взаимодействии с интересной техникой — человеческие отношения.

В нашем арсенале сегодня также игра в Футбол, «Кот и мыши», «Волки и овечки», «Где сидит попугай», «Найди самый короткий путь» и другие.

Разработанный арсенал сценариев использования Робота «Sphere mini» удобно встраивается в коррекционную работу со школьниками. Психологу удобно отрабатывать одновременно четыре наиболее глобальных класса ресурсов: физиологические, психологические, социальные и предметно-материальные ресурсы (робот, пульт, смартфон становятся орудиями, служащими «удлинением» функциональных органов индивида и расширяющими его возможности). Легко решаются задачи актуализации у школьника нужной для коррекционных усилий

Новые методики и технологии психологической поддержки обучающихся с ОВЗ (ТНР)

91

мотивации. Большое значение имеет сам факт информатизации «периферийных» процессов профессиональной деятельности, масштабирования коррекционно-развивающих упражнений нужной направленности. Некоторые проблемы остаются с «институциализацией» методов индивидуализации предлагаемого тренажера и соответствующих сценариев.

Реализация экспериментальной программы в объеме 16 занятий продолжительностью по од-

ному час показала по методике ПИТ СПЧ — подростковый интеллектуальный тест (Н. А. Батурин, Н. А. Курганский, И. М. Дашков, Л. К. Федорова) статистически значимые (согласно результатам обработки с помощью критерия Уилкоксона для связных выборок) положительные изменения по субтестам: скрытые фигуры — гибкость восприятия, поленезависимость, геометрическое сложение — образное мышление, пространственное воображение, комбинаторные способности.

Список литературы

1. Абкович, А. Я. К вопросу о психологическом изучении внимания и концентрации за рубежом / А. Я. Абкович // Коррекционная педагогика. — 2015. — № 1. — С. 34—45.

2. Белоусова, С. А. Регуляторные процессы у детей с тяжелыми нарушениями речи: подходы к исследованию / С. А. Белоусова, Н. В. Войниленко, Л. В. Светлакова // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. — 2019. — № 3—4 (7—8). — С. 39—45.

3. Белоусова, С. А. Управление механизмами развития сетевого взаимодействия в решении проблем технологических дефицитов образования детей с ОВЗ / С. А. Белоусова, Н. В. Войниленко // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2018. — Т. 11, № 4. — С. 70—77.

4. Кукушкин, И. И. Классификации нарушений развития детей в структуре виртуального каталога исследований / И. И. Кукушкин // Дефектология. — 2015. — № 1. — С. 32—41.

5. Томме, Л. Е. Методические аспекты формирования математической терминологии у учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Е. Томме // Дефектология. — 2015. — № 1. — С. 51—58.

6. Чумакова, И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 1. — С. 69—83.

7. Шереметьева, Е. В. От задержки речевого развития до отклонений в овладении речью в логопедической практике / Е. В. Шереметьева // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. — 2019. — 1—2 (5—6). — С. 32—37.

Сведения об авторах

Белоусова Светлана Анатольевна — доктор психологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. belousova.s.2018@yandex.ru

Васильев Виталий Альбертович — кандидат технических наук, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия. vasilyev_va@list.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2020. № 2—3 (10—11). Р. 89—92.

New methods and technologies of psychological support for students with disabilities (THR)

S.A. Belousova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. belousova.s.2018@yandex.ru

VA. Vasiliev

South Ural State University (NRU), Chelyabinsk, Russia. vasilyev_va@list.ru

When working with children with special educational needs, it is necessary to use special methods, techniques and means of teaching and correction, didactic aids, visual aids that ensure the implementation of "detours" of corrective psychological impact, increasing control over mental processes and activities. The authors proposed digital simulators for the development of figurative forms of cognition and a number of functions of self-regulation of cognitive activity.

Keywords: special educational needs ofpersons with disabilities, methods and means of teaching and correction of persons with disabilities.

92

С. А. EenoycoBa, B. A. BacunbeB

References

1. Abkovich A.Ya. K voprosu o psikhologicheskom izuchenii vnimaniya i kontsentratsii za rubezhom [To the question of the psychological study of attention and concentration abroad]. K voprosu o psikhologicheskom izuchenii vnimaniya i kontsentratsii za rubezhom [Correctional pedagogy], 2015, no. 1, pp. 34—45. (In Russ.).

2. Belousova S.A., Voynilenko N.V., Svetlakova L.V. Regulyatornye protsessy u detei s tyazhelymi narusheniyami rechi: podkhody k issledovaniyu [Regulatory processes in children with severe speech impairments: approaches to research]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare], 2019, no. 3—4 (7—8), pp. 39—45. (In Russ.).

3. Belousova S.A., Voinilenko N.V. Upravlenie mekhanizmami razvitiya setevogo vzaimodeistviya v reshenii problem tekhnologicheskikh defitsitov obrazovaniya detei s OVZ [Management of mechanisms for the development of network interaction in solving the problems of technological deficiencies in the education of children with disabilities]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspekt [Modern higher school: an innovative aspect], 2018, vol. 11, no. 4, pp. 70—77. (In Russ.).

4. Kukushkin I.I. Klassifikatsii narushenii razvitiya detei v strukture virtual'nogo kataloga issledovanii [Classifications of developmental disorders in children in the structure of the virtual research catalog]. Defektologiya [Defectology], 2015, no. 1, pp. 32—41. (In Russ.).

5. Tomme L.E. Metodicheskie aspekty formirovaniya matematicheskoi terminologii u uchashchikhsya s tyazhelymi narusheniyami rechi [Methodological aspects of the formation of mathematical terminology in students with severe speech impairments]. Defektologiya [Defectology], 2015, no. 1, pp. 51—58. (In Russ.).

6. Chumakova I., Gorbunova E. Formirovanie fonematicheskikh protsessov u doshkol'nikov s narusheniyami rechi [Formation of phonemic processes in preschoolers with speech disorders]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2015, no. 1, pp. 69—83. (In Russ.).

7. Sheremetyeva E.V. Ot zaderzhki rechevogo razvitiya do otklonenii v ovladenii rech'yu v logopedicheskoi praktike [From delayed speech development to deviations in mastering speech in speech therapy practice]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare], 2019, no. 1—2 (5—6), pp. 32—37. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.