Научная статья на тему 'Новые медиа в современном политическом процессе'

Новые медиа в современном политическом процессе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
859
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ / НОВЫЕ МЕДИА / FACEBOOK / TWITTER / ТВИТТЕРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / GLOBAL MEDIASPACE / INFORMATION-TECHNOLOGY ENVIRONMENT / INFORMATION POLITTECHNOLOGIES NEW MEDIA / TWITTER DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестова Татьяна Львовна, Кузьмин Виктор Андреевич

В статье раскрывается роль новых медиа в современной мировой политике. Особое внимание уделено политическому потенциалу таких инструментов, как Facebook и Twitter. Затрагивается вопрос о формировании системы глобального регулирования глобального медиапространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New media in contemporary political process

The essay reveals the role of new media in contemporary world politics. Special attention is paid to the political potential of such informational tools as Facebook and Twitter. The issue of global Mediaspace regulation is touched upon.

Текст научной работы на тему «Новые медиа в современном политическом процессе»

Научные сообщения

Т.Л. ШЕСТОВА доктор философских наук, профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова*

В.А. КУЗЬМИН аспирант факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова*

Новые медиа в современном политическом процессе

В статье раскрывается роль новых медиа в современной мировой политике. Особое внимание уделено политическому потенциалу таких инструментов, как Facebook и Twitter. Затрагивается вопрос о формировании системы глобального регулирования глобального медиапространства.

Ключевые слова: глобальное медиапространство, информационно-технологическая среда, информационные политтехноло-гии, новые медиа, Facebook, Twitter, твиттерная дипломатия.

Shestova T.L., Kuzmin V.A. New media in contemporary political process. The essay reveals the role of new media in contemporary world politics. Special attention is paid to the political potential of such informational tools as Facebook and Twitter. The issue of global Mediaspace regulation is touched upon.

Keywords: Global Mediaspace, information-technology environment, information polittechnologies New media, Facebook, Twitter, twitter diplomacy.

Понятие «новые медиа» достаточно условно. В эпоху стремительного развития информационных технологий все «новое» становится «традиционным» в течение считанных лет. Как указывает один из первых отечественных исследователей новых медиа Г.П. Бакулев, «американскому радио потребовалось 38 лет, чтобы завоевать аудиторию в 50

* Шестова Татьяна Львовна, e-mail: tshestova@mail.ru

* Кузьмин Виктор Андреевич, e-mail: kuzmin0405@gmail.ru

миллионов человек. Телевидение прошло этот же путь за 14 лет. Интернету понадобилось только 4 года»1.

Появление новых медиа было связано с началом цифровой революции рубежа тысячелетий. Причем, не только интернет, но и развитие мобильной связи, стационарных кабельных сетей, спутникового сообщения послужили физической основой формирования той информационно-технологической среды, в которой стали функционировать новые медиа.

Историография новых медиа весьма обширна. Свои корни термин «новые медиа» берет в работах таких классиков как М. Маклюэн, Э. Тоффлер, М. Кастельс, обозначивших переход к новой фазе общественного развития на основе электронных средств распространения информации. Еще в последней трети ХХ в. эти авторы отметили экспоненциальное возрастание роли информации во всех сферах жизнедеятельности общества.

В начале ХХ! в. появилось много работ, посвященных непосредственно новым медиа. Среди зарубежных исследований можно выделить труды М. Листера, Дж. Гиддингса, Г. Сэта, Т. Флю и др. К данной теме обращались и многие российские исследователи, в том числе такие авторитетные теоретики медиа, как Е.Л. Вартанова, И.И. Засурский, К.А. Карякина, А.О. Алексеева и др. В работах этих авторов раскрываются различные аспекты существования новых медиа, в первую очередь связанные с их информационно-коммуникативными функциями. В частности, отмечается, что новые медиа составляют серьезную конкуренцию традиционным медиа, поскольку первые экономически более эффективны, а также более доступны для массового использования. Новые медиа являются более гибким инструментом распространения информации и более интерактивным, позволяя пользователям самим конструировать оттенок восприятия сообщения. В новых медиа нет посредника между отправителем сообщения и его адресатом.

Менее обширную группу работ представляют исследования, затрагивающие проблемы использования новых медиа в политических целях. Эта проблематика получила особую актуальность в связи с громкими событиями миро-

1 Бакулев Г.П. Современные концепции и теории массовой коммуникации в контексте новых медиа //www.dissercat.com/content/sovremennye-kontseptsii-i-teorii-massovoi-kommunikatsii-v-kontekste-novykh-media (дата обр. 12.04. 2018)

вой политики 2016 г., такими как референдум по выходу Великобритании из Евросоюза и избрание Д. Трампа президентом США. Мировая общественная мысль связала эти события с информационными политтехнологиями и возможностями вмешательства из-за рубежа во внутреннюю политику государств. В последние два года появился ряд работ, фокус которых смещен в сторону анализа использования социальных сетей политическими акторами для адресных сообщений узким группам электората, уже имею-

1

щего определенные ожидания .

Таким образом, проблематика новых медиа уже имеет свою историографическую традицию. Тем не менее понятие «новые медиа» далеко не исчерпало своих эвристических возможностей, его часто используют в академическом дискурсе социологи, политологи, экономисты, так как оно позволяет редуцировать, «выводить за скобки» онто-техно-логическую составляющую электронных средств массовой информации и сосредотачиваться на социальных сторонах функционирования электронных СМИ.

Что же такое новые медиа в обществоведческом контексте?

Понятие «новые медиа» появилось в мировой публицистике в последней трети ХХ в. Первоначально под новыми медиа понимали средства массовой информации, содержательно ориентированные преимущественно на молодежную аудиторию и использующие нетрадиционные форматы подачи материала. К концу ХХ в. значение этого понятия изменилось, на первый план выдвинулась его технологическая составляющая. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. под новыми медиа стали понимать интерактивные средства массовой информации, основанные на цифровом формате передачи данных и экранной визуализации контента. К новым медиа, в отличие от традиционных - периодика, радио, телевидение - стали относить чаты, блоги, социальные сети, информационно-поисковые системы, видеохостинги и другие формы многосторонней публичной коммуникации с помощью электронных технологий.

1 См, например: Conboy M. & Eldridge S. Journalism and public discourse // C. Cotter, & D. Perrin (Eds.), The Routledge handbook of language and media. N.Y., 2018; Tromble R. Thanks for (actually) responding! How citizen demand shapes politicians' interactive practices on Twitter // New Media & Society, 2018, 20(2).

В науке отрефлексировано и слияние традиционных и новых СМИ, выраженное через понятие «конвергентные медиа»1. Конвергентные медиа - это цифровые и мультимедийные модусы традиционных СМИ (электронные версии периодических изданий, интернет-радио, телевещание онлайн и т.п.), а также выпуск новомедийного продукта посредством традиционных каналов информации (печатные версии материалов электронных порталов, трансляция в новостных телепрограммах твиттер-сообщений и т.п.).

Большая часть новых медиа функционирует в глобальной интернет-сети, еще часть - в мобильных системах связи, в стационарном кабельном вещании.

Роль новых медиа в современном обществе стремительно возрастает. Экономика новых медиа демонстрирует их убедительное преимущество над традиционными СМИ. Социокультурные связи посредством новых медиа2 устанавливаются намного быстрее, чем через традиционные инструменты журналистики. Политические функции осуществляются новыми медиа значительно эффективнее, чем традиционными3. Политической роли новых медиа в современном мире и посвящена настоящая статья.

Уже ранние формы новых медиа (информационные ленты, новостные группы, блоги, чаты, сервисы обмена сообщениями и т.п.), появившиеся в начале 1990-х гг., имели некоторое политическое измерение. Однако серьезный политический потенциал у новых СМИ появился только в 2000-х гг. с глобальным распространением социальных сетей. Американская социальная сеть Classmates, появившаяся в 1995 г., а также другие социальные сети 1990-х гг. первоначально использовались в основном как площадки социокультурного взаимодействия. Однако в 2000-х стали появляться программы их привлечения к электоральному процессу.

В первое десятилетие 2000-х гг. происходит всплеск активности социальных сетей. В 2003-2006 гг. появляются та-

1 Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция в СМИ. М.: Аспект-Пресс, 1999.

2 Вартанова Е.Л. Новые медиа как культурное пространство современного общества // http://www.journ.msu.ru/upload/iblock/318/3188e10eb670fad5a-95b97130d415024.pdf (дата обр. 20.03.2019).

3 Казимирчик Л.В. Политический бренд в условиях медиатизации, виртуализации современной публичной политики // Теория и практика общественного развития, 2014, №13, с.123.

кие мегасети, как MySpace, Facebook, ВКонтакте, Twitter и другие электронно-коммуникативные ресурсы. Открытые ими возможности установления разнопредметных горизонтальных связей между миллионами пользователей во всем мире значительно урезали влияние политических вертикалей как на национальном, так и на мировом уровне. При этом в период с 2006 по 2016 гг. сами социальные сети оставались в целом вне политического регулирования. Только неожиданные результаты президентских выборов 2016 г. в США заставили мировую политическую элиту всерьез заняться проблемами регулирования медиапространства.

Первое активное использование соцсетей на президентских выборах в США было отмечено в 2008 г., когда за президентский пост боролись кандидат от демократической партии Барак Обама и республиканец Джон Маккейн. Однако, по общему мнению, соцсети в тот период не сыграли заметной роли в формировании электоральных предпочтений.

Одним из первых представителей политического истеблишмента США, активно использующим возможности новых медиа, стал губернатор штата Массачусетс (2003-2007 гг.) Митт Ромни. Ромни значительно усилил использование новых медиа в президентских выборах 2008 г., являясь одним из претендентов на пост кандидата от республиканской партии. «Митт Ромни, который баллотировался на выборах от республиканцев на выборах 2008 года, был первым кандидатом, который создал учетную запись Facebook. За ним быстро последовали несколько других кандидатов, которые также создали учетные записи Myspace»1, - указывают американские исследователи. После праймериз 5 февраля 2008 г. Ромни снял свою кандидатуру в пользу Маккейна, но продолжил путь на политический Олимп США. Участвуя в выборах 2012 г., он еще активнее использовал технологические возможности новых медиа для своего политического пиара. В частности, по соглашению с «Apple» Ромни выпустил бесплатное мобильное приложение для «iPhone», транслирующее слоганы его предвыборной кампании, в их числе транс-

1 Baker M. The Impact of Social Networking Sites on Politics // https://co-re.ac.uk/download/pdf/48615093.pdf (дата обр.: 20.03.2019).

лировался и ставший скандально знаменитым слоган «А Better Amercia with Mitt» с опечаткой в слове America1.

Несмотря на использование новых СМИ отдельными лидерами США и других стран политические возможности новых медиа были осмыслены мировым сообществом и мировой политической элитой далеко не сразу.

Еще в 2010 г. американские исследователи, изучая в том числе результаты выборов 2008 г., делали вывод о том, что социальные сети не оказывают преимущественного влияния на результаты выборов и другие политические процессы: «Зависимость от социальных сетей, таких как YouTube, Fa-cebook и Myspace, связана с гражданским, но не с политическим участием или доверием к правительству»2. Однако уже в 2012 г. исследователи стали утверждать обратное: «Социальные сети активно используются для передачи политических новостей, повышения социального статуса лю-

- 3

дей, гражданской активности и политического участия» . Этому особенно поспособствовала избирательная кампания 2012 г. в США и события 2011-2012 гг. в арабском мире.

Первым крупным политическим феноменом глобального медиапространства стали твиттерные революции эпохи Арабской весны 2011 г. О непосредственном влиянии социальных сетей на переход социального конфликта в открытую стадию во всем мире заговорили после январских событий 2011 г. в Египте. Особую роль в организации массовых выступлений в Каире 25 января 2011 г. сыграли американские сетевые ресурсы Facebook и Twitter. Через эти каналы было разослано сообщение о месте и времени проведения акции. Не касаясь здесь вопроса о политических намерениях Facebook и Twitter в египетском вопросе, отметим, что эти сети оказались в центре мирового дискурса о событиях в Каире и получили глобальную политическую рекламу. Тогда же появился и термин «твиттерная рево-

1 Gross D. Romney iPhone app misspells 'America' to Web's delight // https://edition.cnn.com/2012/05/30/tech/mobile/amercia-romney-iphone-app/index.html (дата обр. 12.12.2018).

2 Zhang W. et al. The revolution will be networked: The influence of social networking sites on political attitudes and behavior. https://kb.osu.edu/bits-tream/handle/1811/81616/Thesis_Megan_Fountain.pdf?sequence=1&isAllowed =y (дата обр. 24.03.2019).

3 Gil de Zuniga H., Nakwon Jung, and Valenzuela S. Social media use for news and individuals' social capital, civic engagement and political participation //Journal of Computer-Mediated Communication, 2012, v. 17, p. 319..

люция», который стали использовать применительно и к другим событиям Арабской весны. После 2011 г. Facebook и Twitter становятся грандами новых медиа.

В то же время сами глобальные социальные сети, как было отмечено выше, оставались вне государственного регулирования.

Ситуация на глобальном медиапространстве радикально изменилась после победы Д. Трампа на президентских выборах 2016 г. в США, для достижения которой Д. Трамп активно использовал свой личный твиттер-аккаунт «@realDONALDTRUMP». В своих записях в твиттере Д. Трамп использует достаточно простой, непосредственный, прямой язык, активно критикуя своих оппонентов. Такой подход помог Трампу не только увеличить количество просмотров и подписчиков своего аккаунта в твиттере во время его президентской кампании, но и, как отмечает Джозеф Най, отвлечь на себя внимание во время праймериз республиканской партии США от других 17 кандидатов, также получить бесплатную рекламу в совокупности эквивалентной 2 млрд.

1

долл. телевизионной рекламы .

Другой новаторский подход использования «новых медиа» в политических целях применила британская компания Cambridge Analytica, с которой активно сотрудничал штаб Д. Трампа во время президентских выборов в США в 2016 г.2.

Cambridge Analytica разработала алгоритм анализа предпочтений пользователей социальных сетей на основе их профилей и интернет активности, который позволяет оказывать влияние на конечный выбор избирателей при помощи микро-таргетированной политической рекламы. Например, в 2016 г. штаб Трампа разместил контекстную рекламу в Google, которая создавала негативное впечатление о другом кандидате в президенты Х. Клинтон: при поисковом запросе «Трамп война

1 Nye J.S. Donald Trump's Dark Art/ of the Tweet// Project syndicate //https://www.project-syndicate.org/commentary/trump-political-communication-skills-by-joseph-s--nye-2017-02?barrier=accesspaylog (дата обр.: 25.03.2019).

2 Revealed: 50 million Facebook profiles harvested for Cambridge Analytica in major data breach// The Guardian, 17th of March 2018 // https://www.the-guardian.com/news/2018/mar/17/cambridge-analytica-facebook-influence-us-election (дата обр.: 25.03.2019); Cadwalladr C. The great British Brexit robbery: how our democracy was hijacked // The Guardian, 7th of May 2017// https://www.theguardian.com/technology/2017/may/07/the-great-british-brexit-robbery-hijacked-democracy (дата обр.: 25.03.2019).

в Ираке» Google выдавал первой строчкой результат с названием «Хиллари голосовала за войну в Ираке, а Трамп - против». Другим примером может служить поисковый запрос «Хилари торговля», который выдавал первым следующий поисковый результат «Хиллари Клинтон поддерживает НАФТА - она выведет рабочие места заграницу»1. Следует отметить, что все ссылки вели на сайт Д. Трампа, которому таким способом отчасти удалось контролировать первое впечатление о своем оппоненте в президентской гонке (Х. Клинтон).

Подтверждением резко возросшего влияния новых медиа на политический процесс стал огромный общественный интерес к результатам расследования Специальной комиссии правительства США (Комиссии Мюллера), изучавшей возможности влияния России через социальные сети на результаты президентских выборов 2016 г. Публикация результатов Комиссии Мюллера 24 марта 2019 г. стала одним из самых обсуждаемых событий в глобальной сети2.

В связи с неожиданными результатами президентских выборов 2016 г. в США 10 апреля 2018 г. состоялись слушания в Конгрессе США основателя социальной сети Facebook М. Цукерберга, в рамках которых в том числе затрагивался вопрос об использовании данных пользователей этой соцсети компанией Cambridge Analytica3. Во многом благодаря этим событиям в штате Калифорния весной 2018 г. был принят весьма жесткий закон о защите персональных данных, который могут принять и другие штаты4. Кроме того, ожидает своего принятия в Конгрессе США законопроект о регулировании деятельности социальных сетей.

Еще одним аспектом политического использования новых медиа стало привлечение социальных сетей к освещению внешнеполитического курса государств. В сфере дипломатии особенно популярным инструментом является со-

1 Leaked: Cambridge Analytica's blueprint for Trump victory// The Guardian. 23rd of March 2018// https://www.theguardian.com/uk-news/2018/mar/23/leaked-camb-ridge-analyticas-blueprint-for-trump-victory (дата обр.: 25.03.2019).

Мюллер не нашел сговора Трампа с Россией на выборах в 2016 г. // https://www.gazeta.ru/politics/2019/03/25_a_12263689.shtml(дата обр. 25.03.2019)

Соболь Е. Скандал с Facebook: эксперты ожидают изменения "правил игры" для соцсетей// Риа Новости, 10 апреля 2018//https://ria.ru/20180410/-1518339261.html (дата обр.: 25.03.2019).

4 Assembly Bill No. 375// California legislative information// http://leginfo.legis-lature.ca.gov/faces/billNavClient.xhtml?bill_id=201720180AB375 (дата обр.: 25.03.2019).

циальная сеть Twitter, от названия которой произошел термин «твиттерная дипломатия», или «twiplomacy» (от англ. Twitter diplomacy). Твиттерная дипломатия активно используется внешнеполитическими ведомствами и лидерами многих стран мира. Твиттером активно пользуются, например, Эммануэль Макрон, Биньямин Нетаньяху, Реджеп Тайип Эр-доган, Нарендра Моди и др. Активно использует Twitter и 45-й президент США Дональд Трамп. Особенно интенсивные дискуссии вызвали твиттер-сообщения Трампа о его позиции в вопросе строительства Мексиканской стены и решения корейской ядерной проблемы. Каждое его твиттер-сообще-ние на эти темы обрастает сотнями тысяч комментариев пользователей из разных стран мира. Например, у сообщения от 19.12.2018 - «Мексика косвенно заплатит за Стену через новую USMCA (United States-Mexico-Canada Agreement), замену НАФТА! Гораздо больше денег поступит в США. Из-за огромных опасностей на американо-мексиканской границе, из-за притока преступности и наркотрафика военные США построят эту Стену!»1 - более 150 тыс. комментариев. Почти такого же уровня статистика сопровождает твиттер-высказывания Трампа по корейскому вопросу.

Таким образом, мы можем констатировать тенденцию формирования принципиально новой информационно-технологической среды, в которой складываются новые формы публичного общения. Политический срез взаимоотношений в этой среде перенесен в горизонтальную плоскость. Вертикальные институты регулирования глобального медиапрост-ранства в настоящее время не сформировались, хотя в последние годы появились первые регулятивные нормы в ряде отдельных стран и в Евросоюзе.

1 Mexico is paying (indirectly) for the Wall //https://twitter.com/realdonald-trump/status/1075386058282545152?lang=ru (дата обр. 10.02.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.