Научная статья на тему 'НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КАМЕННОМУ ХРАМОВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ XVIII В. В ЦАРЕВОКОКШАЙСКЕ - ЙОШКАР-ОЛЕ'

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КАМЕННОМУ ХРАМОВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ XVIII В. В ЦАРЕВОКОКШАЙСКЕ - ЙОШКАР-ОЛЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ / ГОРОДСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ / ЦАРЕВОКОКШАЙСК / ВОСКРЕСЕНСКАЯ СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилов Павел Степанович, Зеленеев Юрий Анатольевич, Соколов Александр Владимирович

Статья посвящена новым археологическим материалам об одном из объектов храмового комплекса Царевококшайска - Воскресенской соборной церкви постройки 1759 г. Представлен краткий обзор храмового строительства Царевококшайска с момента основания города. Затем на основе архивных источников и научных работ по храмовому комплексу Царевококшайска даются основные сведения по истории Воскресенского собора, в частности, о предшествующих деревянных храмах на территории будущего собора, о его строительстве и дальнейших перестройках, архитектурных особенностях и прихожанах храма. Во второй части статьи представлены результаты археологических исследований фундамента южного придела Воскресенского собора, посвященного Священномученику Феодору, которые провел в 2021 г. Ю.А. Зеленеев. Выделяются особенности архитектуры храма, которые были прослежены археологически, такие, как этапы строительства и перестройки здания, особенности конструкции фундамента, размерность кирпича и порядок кладки. Особое внимание уделено выявленной в ходе раскопок отопительной системе собора. Даны краткие сведения по другим археологическим объектам и вещевому материалу, выявленным при исследованиях храма. В ходе исследований были подтверждены данные архивных источников, которые при сопоставлении с данными археологических исследований дают представление об этом объекте каменного храмового зодчества Марийского края середины XVIII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Данилов Павел Степанович, Зеленеев Юрий Анатольевич, Соколов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MATERIALS ON THE STONE TEMPLE CONSTRUCTION OF THE XVIII CENTURY IN TSARYOVOKOKSHAYSK - YOSHKAR-OLA

The article deals with new archaeological materials concerning one of the objects of the Tsaryovokokshaysk temple complex - the Cathedral of the Resurrection built in 1759. A brief overview of the temple construction at Tsaryovokokshaysk since the founding of the town is presented. On the basis of archival sources and scientific works on the Tsarevokokshaysk temple complex, basic information on the history of the Cathedral of the Resurrection is given, in particular, about the previous wooden temples on the place of the future cathedral, about its construction and further reconstructions, architectural features and parishioners of the church. The second part of the article presents the results of archaeological studies of the foundation of the southern chapel of the cathedral dedicated to the Hieromartyr Feodor, that was carried out in 2021 by Y.A.Zeleneyev. The features of the church architecture that have been traced archaeologically are highlighted, such as the stages of construction and reconstruction of the building, the structure features of the foundation, the dimension of the brick and the order of masonry. Special attention is paid to the heating system of the cathedral revealed during the excavations. Brief information is given on other archaeological sites and artefacts identified during the research of the church. In the course of the study the data of archival sources were confirmed, which, when compared with the results of archaeological studies, give an idea of this object of stone temple architecture of the Mari Krai in the middle of the XVIII century.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КАМЕННОМУ ХРАМОВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ XVIII В. В ЦАРЕВОКОКШАЙСКЕ - ЙОШКАР-ОЛЕ»

УДК 902/904 https://doi.Org/10.24852/pa2022.4.42.230.239

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КАМЕННОМУ ХРАМОВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУXVШВ.ВЦАРЕВОКОКШАЙСКЕ-ЙОШКАР-ОЛЕ © 2022 г. П.С. Данилов, Ю.А. Зеленеев, А.В. Соколов

Статья посвящена новым археологическим материалам об одном из объектов храмового комплекса Царевококшайска - Воскресенской соборной церкви постройки 1759 г. Представлен краткий обзор храмового строительства Царевококшайска с момента основания города. Затем на основе архивных источников и научных работ по храмовому комплексу Царевококшайска даются основные сведения по истории Воскресенского собора, в частности, о предшествующих деревянных храмах на территории будущего собора, о его строительстве и дальнейших перестройках, архитектурных особенностях и прихожанах храма. Во второй части статьи представлены результаты археологических исследований фундамента южного придела Воскресенского собора, посвященного Священномученику Феодору, которые провел в 2021 г. Ю.А. Зеленеев. Выделяются особенности архитектуры храма, которые были прослежены археологически, такие, как этапы строительства и перестройки здания, особенности конструкции фундамента, размерность кирпича и порядок кладки. Особое внимание уделено выявленной в ходе раскопок отопительной системе собора. Даны краткие сведения по другим археологическим объектам и вещевому материалу, выявленным при исследованиях храма. В ходе исследований были подтверждены данные архивных источников, которые при сопоставлении с данными археологических исследований дают представление об этом объекте каменного храмового зодчества Марийского края середины XVIII вв.

Ключевые слова: археология Нового времени, городская археология, Царевокок-шайск, Воскресенская соборная церковь.

Как и в любом русском городе, в Царевококшайске (совр. г. Йошкар-Ола) основными элементами городской планировки были православные храмы. Вокруг них формировалась городская застройка, они становились центром притяжения горожан, и по их названиям именовались улицы. На всех исторических планах города с кон. XVIII в. до нач. XX в. каменные храмы обозначаются как наиболее важный объект городской планировки.

А.Г. Иванов выделяет два этапа храмового строительства в Царево-кокшайске (Иванов, 2011, с. 109). Первый этап храмового строительства Царевококшайска (кон. XVI - нач. XVIII в.) начался с самого основания города. Первая деревянная церковь -Воскресенская - была построена внутри кремля и стала соборной, вторая -Троицкая - уже находилась за стеной кремля, на территории посада. Они были выстроены за один-два года после основания Царёва города на

Кокшаге и освящены весной-летом 1585-1586 гг. (Иванов, 2011, с. 108). Третья церковь - Рождественская -появилась позднее и размещалась вне кремля и острога, рядом с крепостными стенами.

Второй этап храмового строительства характеризовался активным строительством каменных церковных храмов, которые воздвигались за счёт пожертвований прихожан (Иванов, 2011, с. 109). За период с 1734 по 1774 г. было построено и освящено 5 каменных церквей на территории города. Воскресенская и Троицкая каменные церкви были построены взамен деревянных, а каменная Вхо-до-Иерусалимская была построена рядом с деревянной Рождественской, которая была разобрана только в 1791 г. Также были построены каменные Вознесенская (1756 г.) и кладбищенская Тихвинская (1774 г.) церкви.

В советский период две церкви из пяти каменных были разрушены. Это

Воскресенская соборная церковь и Входо-Иерусалимская церковь Бого-родице-Сергиева монастыря, остатки которых удалось проследить во время археологических работ. В частности, при раскопках 2010 г. на территории восстановительного строительства Богородице-Сергиева монастыря был выявлен фундамент южного придела Входо-Иерусалимской церкви 1756 г. постройки. Остатки Воскресенской соборной церкви были обнаружены В.С. Патрушевым во время археологических раскопок 1984 и 1996 г. (Патрушев, 2009, с. 37-38), а также исследованы Ю.А. Зеленеевым в ходе археологических раскопок 2021 г. в зоне реконструкции здания часовни Александра Невского, которая располагается на территории, прилегающей к новому Воскресенскому собору постройки 2010 г.

Воскресенский собор был построен в 1759 г. на средства прихожан и реконструирован в нач. XX в. на средства казанского купца 1-й гильдии, царевококшайского уроженца Василия Фёдоровича Булыгина (Путеводитель по фондам..., 2012, с. 87). Эта церковь была на протяжении всей истории города главной, но её облик неоднократно менялся.

Воскресенский собор стал одним из храмов, построенных в тот период, который исследователь царевокок-шайского зодчества В.А. Попов назвал «золотым веком» царевококшай-ской архитектуры - когда за несколько лет были в камне перестроены все городские деревянные церкви (Попов, 2009, с. 213).

Каменной соборной церкви предшествовали два деревянных храма, о которых практически не сохранилось ни архивных документов, ни археологических свидетельств. Не знаем мы и точное их местоположение. Данный факт подтверждает и отчёт Царево-кокшайской канцелярии, датируемый 1725 г.: «.И в прошлых давных го-

дах тот город и острог волею божьею выгорел. И в Царевококшайске в канцелярии доказательства не имеется, понеже письменныя всякие доказательства городском строении выгорели же.» (Йошкар-Оле 420 лет., 2004, с. 42).

По мнению А.Г. Иванова, «первая церковь, Воскресенская, была построена за счет казны внутри кремля, где размещался стрелецкий гарнизон. Она была определена главной, то есть «ружной», соборной, и воздвигнута во имя «Воскресения Господня»» (Иванов, 2011, с. 108). Она была небольшой и деревянной, построенной за один-два года и освящённой весной-летом 1586-1587 гг. В.С. Патрушев предполагал, что она находилась между улицей Карла Маркса (совр. улица Вознесенская - авт.) и берегом Малой Кокшаги (Патрушев, 1987, с. 63-64).

После грандиозного пожара 1696 г., когда деревянный Царевококшайск полностью выгорел, в том числе и церкви, возведение на пепелищах новых деревянных храмов заняло, по словам того же А.Г. Иванова, несколько лет: «На месте Воскресенской была построена новая Соборная Покровская церковь, освященная после завершения ее строительства 1 октября 1697 года. (Айплатов, 1971, с. 260-269). Покровская «ружная» деревянная церковь оставалась Соборной вплоть до 1759 года, года из-за ветхости вместо нее вновь была воздвигнута каменная Соборная Воскресенская церковь.» (Иванов, 2011, с. 109).

Строилась она продолжительное время, «воздвигаемая, согласно положению Храмозданной грамоты 1746 года вместо обветшавшей деревянной Соборной Покровской церкви. Потребовались многие годы и значительные... расходы, прежде чем, ... к концу 1756 года в основном завершилось строительство новой «ружной камен-

ной церкви»» (Иванов, 2011, с. 111). В 1759 г. «Соборная церковь каменная об одном этаже Во имя Воскресения Господня с приделом Покрова Пре-святыя Богородицы и колокольнею, под коей кладовая для хранения собираемой государственной казны» (Йошкар-Оле 420 лет., 2004, с. 78) была окончательно «созиждена»». «... Освящена 1759 г. июля 11 дня» (Воскресенский собор города Царевокок-шайска..., ф. 126, оп. 1, д. 2, л. 1об.). После освящения новой церкви ветхая деревянная Покровская церковь была разобрана. Прежнее именование соборной Покровской церкви отныне сохранялось за приделом Воскресенской церкви, тоже ставшей соборной (Иванов, 2011, с. 111).

Воскресенская соборная церковь, по всей вероятности, была построена той же артелью мастеров, что Входо-Иерусалимская и Вознесенская церкви. Композиционно они представляют собой форму «восьмерик на четверике» и оформлены в духе нарышкинского барокко (Попов, 2009, с. 216).

Второй придел Воскресенского собора в честь Священномученника Феодора был построен значительно позже. Сохранились сведения о его реконструкции и освящении в нач. XX в. на средства Василия: «10 ноября 1909 года Его Преосвящен-ствомъ, ПреосвященнЪйшимъ Андре-емъ, Епископомъ Мамадышскимъ, въ сослуженш окружнаго духовенства, освященъ правый придельный храмъ вновь расширеннаго Царево-кокшайскаго Воскресенскаго собора в честь - мученика ©еодора» (Известия по Казанской епархии., 1909, с. 1318-1321).

Местоположение Воскресенского храма на территории, которую ранее занимал первый деревянный кремль Царевококшайска, определило то, что он стал городской соборной церковью. Однако размеры храма относительно других церквей на тот момент,

вероятно, не соответствовали этому статусу. В.А. Попов нашёл свидетельства перестройки храма в 1-й трети XIX в.: «.был предпринят достаточно редкий для церковного зодчества шаг - увеличение восьмерика (верхней восьмигранной части здания) в высоту путем надстраивания еще одного восьмигранного яруса такой же ширины, но с оформлением уже не в стиле барокко (как у основной части здания), а в духе классицизма». К этому же периоду он относит постройку каменной 5-ярусной колокольни (Попов, 2014, с. 92).

Сведения о прихожанах Воскресенской соборной церкви говорят о том, что к ним относились как жители собственно Царевококшайска, так и окрестных деревень, причём как русских, так и населённых крещёными марийцами: «При сем Соборе в городе приходских дворов - 26, душ - 63; приходские деревни: Медведево - в 5 вер., в ней 144 души, Березово - в 4х вер. - 108 душ, Мышино - в 5 вер., 126, Гомзово в - в 2х, 75 душ, Коряко-во - в 1вер. 108 душ, жители во всех деревнях - удельные крестьяне. Олен-кино - в 5 вер., 69 душ, Чихайдарово -в 3х вер., 80 душ, кои обыватели из черемис крещенные» (Воскресенский собор города Царевококшайска., ф. 126, оп. 1, д. 2, л. 1об.-2).

Приходское кладбище Воскресенского собора окружало собор с трёх сторон: с севера, востока и юга. Оно просуществовало до 1772 г., пока своим Указом от 24 декабря 1771 года Екатерина II не запретила производить погребение при городских церквах и в черте города. Оно было частично археологически исследовано В.С. Патрушевым в ходе раскопок 2007 г. (Патрушев, 2009, с. 42), когда было вскрыто 82 погребения.

С началом периода гонений на религию, в годы Советской власти, Воскресенский собор был закрыт 20 сентября 1928 г. (Совет рабочих, кре-

стьянских и красноармейских депутатов, ф. р-250, оп. 1, д. 175, л. 153), постепенно лишился своего религиозного убранства и колокольни, а в 1961 г. был окончательно разрушен.

Земельный участок, на котором проводились исследования Воскресенского собора в 2021 г., расположен в историческом ядре города, на территории кремля Царевококшайска, построенного при основании города в 1584 г. В ходе раскопок была исследована площадь 126 м2. Исследованный участок в своей северной части задевает южную часть раскопа В.С. Патрушева 1996-1997 г. В 1996 г. на этой территории В.С. Патрушевым был заложен раскоп IV размером 6^12 м.

В ходе работ 2021 г. были выявлены остатки фундамента стен Воскресенского собора Царевококшайска. Сохранилась часть апсиды церкви, относящейся к южному приделу во имя Священомученика Феодора. Фундамент храма был ленточный, сформирован из кирпича, положенным на слой глинобитной забивки с известью и обломками кирпича, залитой в фундаментную траншею, выкопанную в материке, и в верхней части в деревянную опалубку, отпечатки которой были прослежены на его стенах. Кирпичи в стеновой кладке уложены на известковый раствор. Кладка практически полностью уничтожена в ходе разрушения здания собора в 1960-х гг.

При строительстве применялся кирпич первичного использования, разноформатный на разных участках фундамента. В частности, в кладке южной и восточной стен придела собора использовался кирпич размером 28^14x7-8 см, уложенный на известковый раствор. В кладке западной стены придела (в месте возможного пристроя колокольни) и в южной стене ограды церкви, устроенных в XIX в., применялся кирпич размером 30-31x14-15x7-8 см, уложенный на известковый раствор. Отопительная

система, которая была обнаружена при раскопках, выполнена из кирпича 26x13x7 см, уложенного на цементный раствор.

Таким образом, кирпич, использовавшийся при строительстве сооружений, остатки которых обнаружены на раскопе, разделяется на несколько размерных категорий и является датирующим маркером. Кирпичи размеров 28x14x7-8 см относятся к

XVIII в.; 30-31x14-15x7-8 см - к сер.

XIX в.; 26x^7 см - к нач. XX в.

В ходе археологических исследований 2021 г. был выявлен и полностью расчищен фундамент стены правого (южного) придела храма в квадратах 1-3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 34, 35, 33 (рис. 1: 3). Фундамент выполнен путём глинобитной забивки с известью и обломками кирпича. Строительство фундамента производилось с помощью деревянной опалубки, следы которой сохранились на внутренней поверхности фундамента. В квадратах 7, 11, 15, 19 на заливке фундамента сохранились нижние участки кирпичной кладки. Кирпич размером 28-30x14-15x7-8 см уложен на известковый раствор, толщина которого варьируется от 2 до 5 см. В квадрате 7 кирпичи уложены плашмя; в квадратах 11, 15, 19 кирпичи уложены на ребро. Фундамент расширяется книзу. Ширина фундамента 180-190 см. Верхний уровень стены зафиксирован на отм. -65, -26, -89, -47.

В квадратах 35 и 36 от фундамента апсиды в южную (отм. -51) и западную (отм. -35) стороны отходят стены, также выложенные из кирпича на известковом растворе, причём размерность кирпича отличается от остальной части фундамента (рис 1: 3). Возможно, эти стены относятся к основанию колокольни храма, которая, судя по архивным документам, находилась в юго-западной части Воскресенского собора, и, по мнению В.А. Попова, была постро-

Рис. 1. План раскопа Ю.А. Зеленеева 2021 г. с остатками фундамента Воскресенского собора.

Fig. 1. The excavation plan of Yu.A. Zeleneev in 2021 with the remains of the foundation of the

Voskresenskij Cathedral.

ена в 1-й трети XIX в. (Попов, 2014, с. 92).

Помимо фундамента собора на участке исследования была выявлена часть отопительной системы церкви, представляющая собой вентиляционный канал, сложенный из кирпича в виде сводчатой трубы с плоским дном (рис. 3: 4). Он был обнаружен в квадратах 25-28, и, по всей вероятности, был сооружён во время реконструкции данного религиозного сооружения в нач. XX в. Канал ориентирован по линии С-Ю, в квадрате 28 заканчивается вертикальной шахтой (верхний уровень на отм. -89, -85), которая выходит за пределы фундамента южной стены. Размеры канала в части, попавшей в раскоп, 530x102 см, шахты -110x114 см. В ходе реконструкции храма отопительная система перерезала фундамент стены правого придела, ширина разрушения - 205210 см. В месте разрушения фундамент был укреплён кирпичной кладкой (отм. -69), в которой кирпич размером 26x13x7 см был связан цементным раствором. Вся конструкция отопительной системы сложена из кирпича этого размера. Стены возду-ховодного канала высотой в 6 слоёв

кирпича (отм. -138) заканчиваются округлым сводом (отм. -108, -111). Внутренний ряд свода выполнен из тесаных кирпичей, уложенных под наклоном на ребро, а внешний ряд - из тесаных кирпичей, уложенных плашмя. Дно канала (отм. -180) выложено кирпичами плашмя, перпендикулярно продольной оси конструкции. Единое с воздуховодом дно воздухозаборной шахты зафиксировано на уровне отм. -181.

Отопительная система церкви, по всей вероятности, была построена в ходе её реконструкции, которая проводилась в нач. XX в., и после которой, по сообщению «Известий по Казанской епархии», в ноябре 1909 г. были заново освящены главный престол и придел в честь мученика Феодора (Известия по Казанской епархии..., 1909, с. 1318-1321). Помимо архивных источников, косвенным свидетельством датировки отопительной системы нач. XX в. является тот факт, что она была сложена на цементном растворе, который получает распространение в России лишь со 2-й пол. XIX в.

Данная конструкция была выявлена также и В.С. Патрушевым при археологических работах 1996-

Рис. 2. Фундамент Воскресенского собора на уровне материка, восточная часть (вид сверху). Fig. 2. The foundation of the Voskresenskij Cathedral at the level of the mainland, the eastern part (top view).

Рис. 3. Фундамент Воскресенского собора на уровне материка, западная часть. Отопительная система и основание колокольни (вид сверху). Fig. 3. The foundation of the Voskresenskij Cathedral at the level of the mainland, the western part. The heating system and the base of the bell tower (top view)

Рис. 4. Фас кирпичной стены отопительной системы Воскресенского собора. Fig. 4. The face of the brick wall of the heating system of the Voskresenskij Cathedral.

1997 гг., однако он считает её частью системы водоснабжения Воскресенской соборной церкви, построенной в 1-й пол. XIX в. Датировка основывается на находке железной плиты с датой «1817 г.», которая была обнаружена в данной конструкции (Патрушев, 2009, с. 39).

Подобные отопительные системы были характерны как для культовых сооружений, так и для крупных каменных зданий дворцового типа и использовались в России начиная с XVI в. Наиболее ранние религиозные сооружения, в которых была подобная система отопления, относятся к XVI в. Это «трапезные» церкви монастырей: Ферапонтова, Пафнутьева-Боровского, Андроникова в Москве, Макарьевского в Калязине. Как пишет А. Сергейчук: «Под храмом устраивали истопную - помещение с мощной печью, от которой шли отопительные каналы, скрытые в стенах» (Сергей-чук, 2020, с. 10). Такая же система была в Ново-Афонском монастыре в XIX в.: «В подвальных помещениях

каждого корпуса действовали дровяные печи. От них шли магистральные воздуховоды, которые представляли собой широкие коридоры с кирпичными арочными сводами. От них отходили боковые воздуховоды или керамические трубы, проложенные в толще стен, которые и доставляли теплый воздух в помещения» (Сергейчук, 2020, с. 10). Такая система была усовершенствована в конце XVIII в. Н.А. Львовым, который предложил свою конструкцию так называемых «воздушных печей» (Львов, 1795, с. 40).

Натерриторииисследований2021 г., помимо фундамента Воскресенского собора, были выявлены и объекты более ранних периодов. В частности, были зафиксированы траншеи изгородей-частоколов, разрезанные фундаментом собора и, следовательно, относящиеся к периоду до его постройки. Также было обнаружено 11 ям различного назначения, одна из которых (яма № 10) может являться остатками подклета сооружения, от-

носящегося к XVII в. Яма разрезана фундаментом собора и уходит в южную стенку раскопа. Датировка произведена, в частности, по многочисленным фрагментам красноглиняных неполивных печных изразцов, обнаруженным в яме № 10. Такой тип изразцов, например в Москве, бытует с нач. XVII в. и перестаёт производиться в 40-50 гг. XVII в. (Розенфельдт, 1968, с. 63). В яме № 10 также зафиксированы следы пожарища, которые можно соотнести с известным по архивным источникам пожаром 1696 г., когда Царевококшайск «выгорел дотла». По всей видимости, сооружение, с которым связана яма № 10, было построено в 1-й пол. XVII в. и просуществовало вплоть до пожара 1696 г., во время которого, вероятно, сгорело.

Как было сказано ранее, вещевой материал, который был получен при проведении данных раскопок, относится как к периоду существования данной церкви, так и к более ранним

периодам. Нумизматический материал, в частности, представлен серебряной московской копейкой периода правления Алексея Михайловича Романова (1645-1676 гг.) и двумя копейками 1759 г., также обнаружены медные накладки на церковные книги и нательные кресты. Керамический материал представлен фрагментами круговой красно- и сероглиняной посуды XVII-XIX в., а также обширной коллекцией красноглиняных печных изразцов с различными вариантами рельефных изображений, относящихся к периоду до существования каменного Воскресенского собора.

Археологические раскопки 2021 г. на территории Воскресенского собора существенно дополнили данные как предыдущих археологических исследований исторического центра Йошкар-Олы, так и архивных источников по церковной архитектуре Царевокок-шайска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айплатов Г.Н. Переписная книга города Царевококшайска и уезда 1646 года // Вопросы истории, археологии и этнографии Марийской АССР / Труды МарНИИЯЛИ. Вып. XXIII. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1971. С. 260-269.

2. Воскресенский Собор г. Царевококшайска Царевококшайского уезда Казанской губернии за 1801-1922 гг. / Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 126. Оп. 1.

3. Воскресенский собор города Царевококшайска Царевококшайского уезда Казанской губернии // Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 126.

4. Иванов А.Г. Царевококшайск в конце XVT-XVШ вв. Очерки по истории уездного города. Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. 440 с.

5. Известия по Казанской епархии № 46 за 1909 г. С. 1318-1321.

6. Йошкар-Оле 420 лет (1584-2004). Документы и материалы по истории города. Йошкар-Ола: Стринг, 2004. 434 с.

7. Львов Н.А. Русская пиростатика или употреблеше испытанныхъ уже воздуш-ныхъ печей и каминовъ. СПб: Типографiя Корпуса Чужестранныхъ Единоверцовъ, 1795. 69 с.

8. Патрушев В. С. Из прошлого нашей столицы. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1987. 78 с.

9. Патрушев В.С. Древности Йошкар-Олы: итоги и перспективы археологических исследований // Города Среднего Поволжья: история и современность / Отв. ред. А.Г. Иванов. Йошкар-Ола: МарГУ, 2009. С. 36-44.

10. Попов В.А. Храмовый комплекс Царевококшайска в середине XVIII века // Марийский архивный ежегодник-2009 / Ред. А.М. Одинцов. Йошкар-Ола: Стринг, 2009. С. 213-217.

11. Попов В.А. Гипотетический путеводитель по городу Царевококшайскусереди-ны XIX века. // Марийский архивный ежегодник-2014 / Ред. А.М. Одинцов. Йошкар-Ола: Стринг, 2014. С. 90-101.

12. Путеводитель по фондам ГКУ «Государственный архив Республики Марий Эл». Йошкар-Ола: Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, ГКУ «Государственный архив Республики Марий Эл», 2012. 1136 с.

13. Розенфельдт Р.Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. / САИ. Вып. Е1-39. М.: Наука, 1968. 124 с.

14. Сергейчук А. К вопросу об отоплении и вентиляции храмов допетровской Руси // Церковный строитель. 2020. № 71. С. 10-11.

15. Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Марийской автономной области и его исполнительный комитет / Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. Р-250.

Информация об авторах:

Данилов Павел Степанович, заместитель начальника. Учебно-научный археоло-го-этнологический центр. Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); pavel.s.danilov@mail.ru

Зеленеев Юрий Анатольевич, доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); y_zeleneev@mail.ru

Соколов Александр Владимирович, заведующий археологическим музеем. Учебно-научный археолого-этнологический центр. Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); alexander-falke@yandex.ru

NEW MATERIALS ON THE STONE TEMPLE CONSTRUCTION OF THE XVIII CENTURY IN TSARYOVOKOKSHAYSK - YOSHKAR-OLA

P.S. Danilov, Yu.A. Zeleneyev, A.V.Sokolov

The article deals with new archaeological materials concerning one of the objects of the Tsaryovokokshaysk temple complex - the Cathedral of the Resurrection built in 1759. A brief overview of the temple construction at Tsaryovokokshaysk since the founding of the town is presented. On the basis of archival sources and scientific works on the Tsarevokokshaysk temple complex, basic information on the history of the Cathedral of the Resurrection is given, in particular, about the previous wooden temples on the place of the future cathedral, about its construction and further reconstructions, architectural features and parishioners of the church. The second part of the article presents the results of archaeological studies of the foundation of the southern chapel of the cathedral dedicated to the Hieromartyr Feodor, that was carried out in 2021 by Y.A.Zeleneyev. The features of the church architecture that have been traced archaeologically are highlighted, such as the stages of construction and reconstruction of the building, the structure features of the foundation, the dimension of the brick and the order of masonry. Special attention is paid to the heating system of the cathedral revealed during the excavations. Brief information is given on other archaeological sites and artefacts identified during the research of the church. In the course of the study the data of archival sources were confirmed, which, when compared with the results of archaeological studies, give an idea of this object of stone temple architecture of the Mari Krai in the middle of the XVIII century.

Keywords: archaeology of Modern era, urban archaeology, Tsaryovokokshaysk, urban archaeology, Cathedral of the Resurrection.

REFERENCES

1. Ayplatov, G. N. 1971. In Voprosy istorii, arkheologii i etnografii Mariyskoy ASSR (Issues of history, archaeology and ethnography of the Mari ASSR). Series: Proceedings of the Mari Research Institute. XXIII. Yoshkar-Ola: Mari Book Publisher, 260-269 (in Russian).

2. Voskresenskiy Sobor g. Tsarevokokshayska Tsarevokokshayskogo uezda Kazanskoy gubernii za 1801-1922 gg. (Resurrection Cathedral of Tsarevokokshaisk, Tsarevokokshaisk uyezd, Kazan province for 1801-1922). State Archives of the Republic of Mari El. F. 126 (in Russian).

3. Voskresenskij sobor goroda Tsarevokokshajska Tsarevokokshajskogo uezda Kazanskoj gubernii (Resurrection Cathedral of the city of Tsarevokokshaysk, Tsarevokokshaysky uyezd, Kazan province). State Archives of the Republic of Mari El. F. 126 (in Russian).

4. Ivanov, A. G. 2011. Tsarevokokshaisk v kontse XVI-XVIII vv. Ocherki po istorii uezdnogo goroda (Tsarevokokshaisk in Late 16th - 18th Centuries: Essays on History of a District Town). Yoshkar-Ola: Mari State University (in Russian).

5. 1909. In Izvestiya po Kazanskoy eparkhii (News of the Kazan Diocese) 46, 1318-1321 (in Russian).

6. 2004. Yoshkar-Ole 420 let (1584—2004). Dokumenty i materialy po istorii goroda (Yoshkar-Ola is 420 years old (1584-2004). Documents and materials on the history of the city). Yoshkar-Ola: "STRING" Publ. 213-217 (in Russian).

7. Lvov, N. A. 1795. Russkaya pirostatika ili upotreblenie ispytannykh" uzhe vozdushnykh" pechey i kaminov" (Russian pyrostatics or the use of hot air ovens and fireplaces). Saint Petersburg: "Tipografiya Korpusa Chuzhestrannykh Edinovertsov" Publ. (in Russian).

8. Patrushev, V. S. 1987. Izproshlogo nashey stolitsy (From the past of our capital). Yoshkar-Ola: "Mariyskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ. (in Russian).

9. Patrushev, V. S. 2009. In Ivanov, A. G. (ed.). Goroda Srednego Povolzh'ya: istoriya i sovremennost' (Cities of the Middle Volga Region: History and Contemporaneity). Yoshkar-Ola: Mari State University Publ., 36-44 (in Russian).

10. Popov, V. A. 2009. In Odintsov, A. M. (ed.). Mariyskiy arkhivnyy ezhegodnik-2009 (Mari Archival Yearbook-2009). Yoshkar-Ola: "STRING" Publ. 213-217 (in Russian).

11. Popov, V. A. 2014. In Odintsov, A. M. (ed.). Mariyskiy arkhivnyy ezhegodnik-2014 (Mari Archival Yearbook-2014). Yoshkar-Ola: "STRING" Publ. 90-101 (in Russian).

12. 2012. Putevoditel'po fondam GKU «Gosudarstvennyy arkhiv RespublikiMariy El». (Guide to the funds of the State Institution "State Archive of the Republic of Mari El"). Yoshkar-Ola: Committee of the Republic of Mari El for Archives, State Institution "State Archive of the Republic of Mari El" (in Russian).

13. Rozenfeldt, R. L. 1968. Moskovskoe keramicheskoe proizvodstvo XII-XVIII vv. (Ceramic Production in Moscow in 12th - 18th Centuries). Svod Arkheologicheskikh Istochnikov (Corpus of Archaeological Sources) E1-39. Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

14. Sergeychuk, A. 2020. In Tserkovnyy stroitel' (Church builder) 71, 10-11 (in Russian).

15. Sovet rabochikh, krest'yanskikh i krasnoarmeyskikh deputatov Mariyskoy avtonomnoy oblasti i ego ispolnitel'nyy komitet (Council of Workers', Peasants' and Red Armymen's Deputies of the Mari Autonomous Oblast and its executive committee). State Archives of the Republic of Mari El. F. R-250 (in Russian).

About the Authors:

Danilov Pavel S. Deputy Head. The Educational and Scientific Archaeological and Ethnological Center. Mari State University. Lenin Square, 1, Yoshkar-Ola, 424000, Republic of Mari El, Russian Federation; pavel.s.danilov@mail.ru

Zeleneev Yuri A. Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of General History. Mari State University. Lenin Square, 1, Yoshkar-Ola, 424000, Republic of Mari El, Russian Federation; y_zeleneev@mail.ru

Sokolov Alexander V. Head of the Archaeological Museum. The Educational and Scientific Archaeological and Ethnological Center. Mari State University. Lenin Square, 1, Yoshkar-Ola, 424000, Republic of Mari El, Russian Federation; alexander-falke@yandex.ru

Статья принята в номер 01.12.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.