Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ НЕКРОПОЛИ ЦАРЕВОКОКШАЙСКА ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ НЕКРОПОЛИ ЦАРЕВОКОКШАЙСКА ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ НЕКРОПОЛИ / ЦАРЕВОКОКШАЙСК / ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОПОГРАФИЯ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилов Павел Степанович, Зеленеев Юрий Анатольевич

В статье рассматривается такой вид археологических памятников Царевококшайска, как исторические некрополи. На территории города археологически изучены Воскресенский, Входоиерусалимский, Тихвинский и Троицкий некрополи. Эти археологические объекты охватывают период от основания Царева города на Кокшаге до начала XX в. и являются местом захоронения как жителей города, так и окрестных слобод и деревень. Представлены краткие сведения о данных памятниках, их локализация, датировка, краткое описание их основных особенностей, погребального обряда и инвентаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Данилов Павел Степанович, Зеленеев Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL NECROPOLISES OF TSAREVOKOKSHAYSK ACCORDING TO ARCHAEOLOGICAL DATA

The article considers such type of archaeological monuments of Tsarevokokshaysk as historical necropolises. On the territory of the city, the Voskresenski, Entry into Jerusalem, Tikhvin and Troitski historical necropolises have been archaeologically studied. These archaeological sites cover the period from the foundation of the Tsarev town on Kokshaga River to the beginning of the 20th century and they are the burial place of both residents of the town and the surrounding villages. Brief information about historical necropolises, their localization, dating, a brief description of the main features of monuments, funeral rites and inventory are presented.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ НЕКРОПОЛИ ЦАРЕВОКОКШАЙСКА ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ»

УДК 902/904 https://doi.Org/10.24852/pa2021.4.38.129.136

ИСТОРИЧЕСКИЕ НЕКРОПОЛИ ЦАРЕВОКОКШАЙСКА ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ © 2021 г. П.С. Данилов, Ю.А. Зеленеев

В статье рассматривается такой вид археологических памятников Царевококшай-ска, как исторические некрополи. На территории города археологически изучены Воскресенский, Входоиерусалимский, Тихвинский и Троицкий некрополи. Эти археологические объекты охватывают период от основания Царева города на Кокшаге до начала XX в. и являются местом захоронения как жителей города, так и окрестных слобод и деревень. Представлены краткие сведения о данных памятниках, их локализация, датировка, краткое описание их основных особенностей, погребального обряда и инвентаря.

Ключевые слова: археология Нового времени, исторические некрополи, Царево-кокшайск, историческая топография, погребальный обряд.

Исторические некрополи являются одними из тех археологических памятников, которые характерны для городской археологии Нового времени. На территории Царевококшайска археологически были прослежены 4 исторических некрополя, принадлежавших четырем церквям - Соборной Воскресенской, Входоиерусалимской (ранее к Рождественской), Троицкой и кладбищенской Тихвинской церкви.

Хронологически исторические некрополи Царевококшайска сопутствуют всем этапам существования города. Погребения у Воскресенской соборной церкви, вероятно, были сделаны в начальный период существования Царева города на Кокшаге. Входоиерусалимский и Троицкий некрополи, судя по нумизматическому материалу, функционировали в

XVII в. и до середины XVIII в. Начало существования Тихвинского некрополя относится к последней четверти

XVIII века, и функционирует он до 1926 года.

Отдельных исследований по некрополям Царевококшайска пока не существует. Ранее в научной литературе рассматривались лишь отдельные проблемы археологии городских некрополей, таких как отдельные категории погребального инвентаря (Воробьева, Калыгина, 2013), погребения новокрещенов Входоиеруса-

лимского некрополя (Данилов, Макарова, Блинова, 2016). Общие сведения о некрополях также рассматривались в работах, посвященных результатам раскопок (Гордеев, Павленко, 2004; Патрушев, 2009).

На исторических планах и картах Царевококшайска кладбища можно зафиксировать лишь с конца XVIII века, когда выходит детальный план города 1795 г. На нем отмечено новое на тот момент городское кладбище, принадлежащее Тихвинской церкви (рис. 1).

Кладбище Воскресенской соборной церкви было частично исследовано В.С. Патрушевым в 1984 и 2007 гг. В 1984 году было исследовано 13 погребений, которые автор раскопок датирует концом XVI-XVII вв. (Патрушев, 2009, с. 37). Одно из погребений связывается с древне-марийской культурой на основании обнаружения в нем шаровидных подвесок, характерных для марийцев позднего Средневековья (Горде-ев, Павленко, 2004, с. 183). В 2007 г. В.С. Патрушевым продолжены археологические исследования на территории некрополя Воскресенской церкви, где «общее количество исследованных захоронений достигло 78» (Патрушев, 2009, с. 42). В данный момент это кладбище расположено на территории, относящейся к восста-

Рис. 1. Местоположение исторических некрополей Царевококшайска на карте города 1795 г. 1 - Воскресенский некрополь; 2 - Входоиерусалимский некрополь; 3 - Тихвинский некрополь; 4 - Троицкий некрополь

Fig. 1. Location of historical necropolises of Tsarevokokshaysk on the city map of 1795. 1 - Voskresenski necropolis; 2 - Entry into Jerusalem necropolis; 3 - Tikhvin necropolis;

4 - Troitski necropolis.

новленному Воскресенскому собору на ул. Вознесенской.

Из самых ранних кладбищ Царевококшайска наиболее хорошо исследованным является Входоиерусалимский некрополь (рис. 2). Он находится в квартале, ограниченном бульваром Чавайна на севере, ул. Вознесенской на востоке, Пушкина на юге и Советской на западе. Раскопки этого памятника проводились в 2010 (П С. Данилов) и 2014 гг. (Е Е. Филиппова). В общей сложности было исследовано 1732 кв. м и 752 захоронения. Самые древние погребения датируются начальным периодом существования Царева города на Кокшаге -концом XVI - началом XVII вв. Это подтверждается как нумизматиче-

ским материалом, так и выделением на этом кладбище категории погребений, в которой присутствует погребальный инвентарь, принадлежащий марийской культуре XVI-XVII вв. и, по всей вероятности, так называемым «новокрещенам», то есть марийцам, которые были обращены в православие после присоединения Марийского края к Русскому государству (Данилов, Макарова, Блинова, 2016).

Основные черты погребального обряда Входоиерусалимского некрополя достаточно традиционны. Ориентировка погребений Входоиеруса-лимского некрополя северо-западная с небольшими вариациями, что соотносится как с русской православной традицией, так и с культовыми пред-

ставлениями позднесредневековых марийцев, согласно которым страна умерших помещается на севере или северо-западе (Никитина, 1992, с. 39).

По данным, которые приводит А.Г. Иванов, на 1730 год к Рождественской приходской церкви относилось население как Рождественской слободы Царевококшайска, так и пригородных деревень. Согласно анализу этнического состава церковных приходов, марийское население составляло подавляющую часть прихода Рождественской, а затем и Вхо-доиерусалимской церкви (общее число - 1223, марийцы - 1125 душ обоего пола) (Иванов, 2011, с. 119). В трех других городских церквях Царево-кокшайска марийцы были в незначительном количестве лишь в приходе Вознесенской церкви (12 душ обоего пола). В дальнейшем, после прекращения деятельности Рождественской церкви, ее прихожане стали переходить в приход Входоиерусалимской церкви, но хоронились уже на общегородском кладбище - Тихвинском некрополе.

Определенным рубежом в жизни некрополей Царевококшайска стал 1771 год, когда Екатерина II запретила хоронить в пределах городской черты, что было связано с эпидемией чумы. Первоначально был издан указ от 24 марта 1771 года, по которому возбранялось хоронить умерших от чумы в черте города и повелевалось «отвести для них особые кладбища за городом и построить на оных на первый случай хотя бы небольшие деревянные церкви». Затем указом от 17 ноября 1771 года (по старому стилю) Сенат запретил по всем городам захоронение при церквах и потребовал создать кладбища за городской чертой.

В Российском государстве первоначально правила погребений регулировались исключительно церковным правом. Систематическое законодательное регулирование правил погре-

бения, переноса захоронений начинается с петровской эпохи и достигает окончательного оформления при Екатерине II (Энговатова, 2011, с. 46).

Как пишет А.Н. Зорин: «Статья 704 Устава врачебного требовала удаления кладбищ «от последнего городского жилья» не менее, чем на 100 саженей. Но губернатор, учитывая местные условия, после согласования с врачебным управлением, мог разрешить расположить кладбище и ближе» (Зорин, 2002, с. 544). Согласно этому же врачебному уставу, определялась и необходимая глубина погребения, которая составляла 2,5 аршина (около 180 см).

Городское кладбище Царевокок-шайска, по всей вероятности, было основано после указа Екатерины II 1771 г. Погосты, которые располагались у каждой из церквей Царевокок-шайска, находились в центральной части города и, согласно указу, более не могли использоваться. Кладбище было размещено за городской чертой и равноудалено от пригородных деревень Пахомово, Коряковка, Березо-во, Вараксино и Гомзово. В 1774 году здесь была возведена кладбищенская Тихвинская церковь. По названию церкви было дано название этому памятнику археологии - Тихвинский некрополь. В настоящее время кладбище находится в северо-восточной части Центрального парка г. Йошкар-Олы на западной стороне ул. Комсомольская.

Охранные археологические раскопки Тихвинского некрополя были начаты в марте 2012 года, когда при начале земляных работах на месте строительства жилого дома были выявлены погребения (рис. 2). Кладбище, функционировавшее на этой территории со второй половины XVIII в. до первой четверти XX в., было известно по архивным данным, однако его точные границы были неизвестны. В общей сложности на терри-

Рис. 2. Местоположение исследованных исторических некрополей Царевококшайска на современной карте Йошкар-Олы. 1 - Воскресенский некрополь; 2 - Входоиеруса-лимский некрополь; 3 - Тихвинский некрополь; 4 - Троицкий некрополь

Fig. 2. The location of the investigated historical necropolises of Tsarevokokshaysk on the modern map of Yoshkar-Ola. 1 - Voskresenski Necropolis; 2 - Entry into Jerusalem Necropolis; 3 - Tikhvin

Necropolis; 4 - Troitski Necropolis.

тории некрополя было исследовано 1270 кв. м. На территории, охваченной раскопками, были выявлены северная и восточная границы кладбища. На территории Тихвинского некрополя было исследовано 758 погребений.

Основная масса находок Тихвинского некрополя представляет собой предметы личного благочестия -нательные кресты и металлические иконки, что характерно для любого православного погоста.

Погребальный обряд традиционен для русских православных погребений. Ориентировка подавляющего большинства могил - западная, лишь временами встречаются небольшие отклонения к северо-западу. Одной из особенностей погребений Тихвинского некрополя является наличие сосудов, по всей вероятности, использовавшихся для елея, которые ставились в гроб погребенному. В качестве них

использовалась самая разнообразная посуда - чайные чашки, рюмки, граненые стаканы, аптечные пузырьки, уксусные бутылочки и т. д. (Воробьева, Калыгина, 2013, с. 291). Аналогии подобному типу погребального инвентаря находятся, в частности, в погребениях Москвы, Суздаля и Рязани. Подобную традицию отмечает Т.Д. Панова. «Тело после отпевания крестообразно поливали (или обрызгивали) елеем, а остатки жидкости помещали в гроб в небольшом сосуде. Причем рекомендовалось помещать сосуд в ножной части гроба» (Панова, 2005, с. 157). В нашем случае сосу-ды-елейницы были по большей части расположены у правого или левого предплечья, в ножной части гроба они были найдены в единичных экземплярах. В большой части погребений удалось проследить остатки гробовища. Крышка гроба (там, где можно было

ее проследить) оседала на скелет погребенного. Дно гробовища подстилало скелет.

Одной из особенностей Тихвинского некрополя является наличие надмогильных сооружений - склепов. В общей сложности их было выявлено 5. Они сложены из кирпича, как правило, вторичного использования, на известковом растворе. Один из склепов был отштукатурен известковой штукатуркой. С большой долей вероятности удалось идентифицировать погребенного в одном из склепов некрополя. Это было одно из поздних погребений начала XX века и идентификация была проведена по детали одежды - эмблеме Лесной стражи периода царствования Николая II.

При раскопках Тихвинского некрополя была выявлена серия погребений второй половины XIX века со следами трепанации черепа. Эти данные во многом дополняют свидетельства письменных источников о развитии медицины в Царевококшай-ске (Бронников, 2015, с. 72). Помимо православных могил выявлено 10 погребений с восточной ориентировкой. Данные захоронения идентифицированы как принадлежащие полякам, которые были сосланы в Царевокок-шайск после польского восстания 1863 г. Одной из наиболее ярких находок в погребениях с восточной ориентировкой был католический медальон с изображением Богоматери Остро-брамской, которая являлась местноч-тимой святой в литовском Вильно, а на другой стороне - изображение Христа, несущего распятие.

В 2014 году при земляных работах к востоку от алтарной части Троицкой церкви были обнаружены погребения, совершенные по православному обряду, относящиеся к XVIII-XIX вв. По всей вероятности, это приходское кладбище Троицкой церкви, которое было зафиксировано в 1978 году В.С. Патрушевым как Иошкар-Олин-

ское местонахождение № 6 (Никитин, 2009, с. 282).

Троцкий некрополь расположен к востоку от Троицкой церкви, между ней и набережной реки Малой Кокша-ги. В 2015 году при археологических исследованиях на месте прокладки коммуникационной траншеи, ориентированной север-юг от Троицкого (Анисимовского) переулка к зданию Русского драматического театра, Ж.С. Калыгиной был исследован участок некрополя Троицкой церкви (рис. 2). В общей сложности на территории некрополя было исследовано 182 погребения. Главной особенностью данного кладбища является выделение участков, насыщенных погребениями, совершенными, по всей вероятности, близкими родственниками. Это прослеживается в размещении нескольких разновременных погребений как в одной могильной яме, так и в непосредственной близости от нее. В этом случае погребения располагаются в нескольких уровнях (от 2 до 4) на очень ограниченной территории. Погребальный инвентарь представлен лишь нательными крестами и деталями одежды (пуговицами). Дополнительный погребальный инвентарь, характерный для Входои-ерусалимского и Тихвинского некрополей, на кладбище Троицкой церкви отсутствует. По всей вероятности, на территории этого кладбища были захоронены прихожане Троицкой церкви, которые проживали на территории посада, а также в русских пригородных деревнях Жуково, Березово, Гом-зово, Мышино, Вяткино, Пахомово, Кожино и др. (6, с. 117).

Тот факт, что удалось исследовать разновременные и разноэтничные Входоиерусалимский, Тихвинский и Троицкий некрополи, позволяет обнаружить общие и особенные черты в погребальном обряде жителей Ца-ревококшайска и проследить в нем определенную преемственность. Ори-

ентировка погребений, в частности, от преимущественно северо-западной в погребениях Входоиерусалимского некрополя в Тихвинском некрополе становится уже западной. Следы пережитков языческого обряда в виде наличия этномаркирующего погребального инвентаря в Тихвинском некрополе также уже не прослеживаются. В последнем появляются новые, ранее не существовавшие черты, в частности посуда, которая ставилась в гроб погребенным, надмогильные сооружения - склепы. Прослеживаются и новые культурные влияния, такие как погребения с восточной ориентировкой, связанные с сосланным в Ца-ревококшайск польским населением.

Таким образом, на территории Йошкар-Олы известны 4 археологически исследованных исторических некрополя - Воскресенский, Входоие-русалимский, Тихвинский и Троицкий (рис. 1, 2). Они охватывают все периоды существования Царевококшайска

и принадлежат как русскому населению города, так и жителям окрестных марийских деревень. Этническая принадлежность погребенных определяет особенности погребального обряда и инвентаря некрополей.

На сегодняшний день остается проблема точного установления границ исторических некрополей Ца-ревококшайска. Границы кладбища Воскресенской соборной церкви пока что точно не определены. На сегодняшний день также не удалось точно локализовать восточную, южную и северную границы Входоиерусалим-ского некрополя. У Тихвинского кладбища известны северная, восточная и южная границы. Выявлена также северная граница Троицкого некрополя. Для более точного определения границ исторических некрополей необходимо продолжение археологических исследований исторического центра Йошкар-Олы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бронников Р.Д. Развитие медицины в Царевококшайске во второй половине XIX - начале XX вв. (по данным антропологического анализа погребений Тихвинского некрополя) // Международная полевая школа в Болгаре. Вып. 2 / Отв. ред. А.Г. Ситди-ков. Казань, Болгар: Институт археологии им. А.Х. Халикова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015. С. 72-73.

2. Воробьева Е.Е., Калыгина Ж. С. Погребальная посуда Тихвинского некрополя г. Царевококшайска: предварительные итоги изучения // Поволжская археология. 2013. № 3. С. 291-298.

3. Гордеев В.И., Павленко Ю.А. Малый город Поволжья в позднем средневековье. Йошкар-Ола: МарГУ 2004. 272 с.

4. Данилов П. С., Макарова Е.М., Блинова Д. С. «Новокрещены» Входоиерусалим-ского некрополя Царевококшайска: историко-археологический и антропологический анализ // Поволжская археология. 2016. № 1. С. 202-223.

5. Зорин А.Н. Города и посады дореволюционного Поволжья. Казань: Издательство Казанского университета, 2001. 704 с.

6. Иванов А.Г. Царевококшайск в конце XVI-XVШ вв. Очерки по истории уездного города. Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. 440 с.

7. Никитина Т.Б. Марийцы (конец XVI - начало XVIII вв.) по материалам могильников. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1992. 159 с.

8. Никитин В.В. Археологическая карта Республики Марий Эл. Йошкар-Ола: Изд-во ОАО «МПИК», 2009. 415 с.

9. Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI веков. М.: Радуница, 2004. 195 с.

10. Патрушев В. С. Древности Йошкар-Олы: итоги и перспективы археологических исследований // Города Среднего Поволжья: история и современность / Отв. ред. А.Г. Иванов. Йошкар-Ола: МарГУ, 2009. С. 36-44.

11. Энговатова А.В. Краткие сведения о законодательстве, касающемся правил погребения // Опыт изучения исторических некрополей и персональной идентификации методами археологии / Отв. ред. Л.А. Беляев. М: ИА РАН, 2011. С. 46-53.

Информация об авторах:

Данилов Павел Степанович, заместитель начальника. Учебно-научный археоло-го-этнологический центр. Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); pavel.s.danilov@mail.ru

Зеленеев Юрий Анатольевич, доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории. Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); y_zeleneev@mail.ru

HISTORICAL NECROPOLISES OF TSAREVOKOKSHAYSK ACCORDING TO ARCHAEOLOGICAL DATA P.S. Danilov, Yu.A. Zeleneev

The article considers such type of archaeological monuments of Tsarevokokshaysk as historical necropolises. On the territory of the city, the Voskresenski, Entry into Jerusalem, Tikhvin and Troitski historical necropolises have been archaeologically studied. These archaeological sites cover the period from the foundation of the Tsarev town on Kokshaga River to the beginning of the 20th century and they are the burial place of both residents of the town and the surrounding villages. Brief information about historical necropolises, their localization, dating, a brief description of the main features of monuments, funeral rites and inventory are presented.

Keywords: archaeology of Modern times, historical necropolises, Tsarevokokshaysk, historical topography, funeral rite.

REFERENCES

1. Bronnikov, R. D. 2015. In Sitdikov, A. G. (ed.). Mezhdunarodnaiapolevaia shkola v Bolgare. Sbornik materialov itogovoi konferentsii (International Field School in Bolgar: Proceedings of the Final Conference) 2. Kazan; Bolgar: Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov; Kazan (Volga Region) Federal University, 72-73 (in Russian).

2. Vorobeva, E. E., Kalygina, Zh. S. 2013. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) 5 (3), 291-298 (in Russian).

3. Gordeev, V. I., Pavlenko, Y. A. 2004. Malyy gorodPovolzh'ya v pozdnem srednevekov'e (Small Town of the Volga Region in the Late Middle Ages). Yoshkar-Ola: Mari State University Publ. (in Russian).

4. Danilov, P. S., Makarova, E. M., Blinova, D. S. 2016. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) (1), 202-223 (in Russian).

5. Zorin, A. N. 2001. Goroda i posady dorevoliutsionnogo Povolzh'ia (Towns and Townships of the Pre-Revolutionary Volga Region). Kazan: Kazan University (in Russian).

6. Ivanov, A. G. 2011. Tsarevokokshaisk v kontse XVI-XVIII vv. Ocherki po istorii uezdnogo goroda (Tsarevokokshaisk in Late 16th - 18th Centuries: Essays on History of a District Town). Yoshkar-Ola: Mari State University Publ. (in Russian).

7. Nikitina, T. B. 1992. Mariitsy (konets XVI - nachalo XVIII vv.) po materialam mogil'nikov (Mari People in Late 16th - Early 18th Centuries by Materials of the Burial Grounds). Yoshkar-Ola: Mari Research Institute of Language, Literature, and History (in Russian).

8. Nikitin, V. V. 2009. Arkheologicheskaia karta Respubliki Marii El (Archaeological Map of the Mari El Republic). Yoshkar-Ola: "Mariiskii poligrafichesko-izdatel'skii kombinat" Publ. (in Russian).

9. Panova, T. D. 2004. Tsarstvo smerti. Pogrebal'nyi obriad srednevekovoi Rusi XI-XVI vekov (The Kingdom of Death. Funerary Rite of Medieval Rus' in 11th - 16th Centuries). Moscow: "Radunitsa" Publ. (in Russian).

10. Patrushev, V. S. 2009. In Ivanov, A. G. (ed.). Goroda Srednego Povolzh'ya: istoriya i sovremennost' (Towns of the Middle Volga Region: History and Contemporaneity). Yoshkar-Ola: Mari State University Publ., 36-44 (in Russian).

11. Engovatova, A. V. 2011. In Belyaev, L. A. (ed.). Opyt izucheniya istoricheskikh nekropoley i personal'noy identifikatsii metodami arkheologii (The Experience of Studying Historical Necropolises and Personal Identification using Archaeological Methods). Moscow: Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, 46-53 (in Russian).

About the Authors:

Danilov Pavel S. Deputy Head of the Educational and Scientific Archaeological and Ethnological Center of the Mari State University. Mari State University. Lenin Square, 1, Yoshkar-Ola, 424000, Republic of Mari El, Russian Federation; pavel.s.danilov@mail.ru

Zeleneev Yuri A. Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of General History. Mari State University. Lenin Square, 1, Yoshkar-Ola, 424000, Republic of Mari El, Russian Federation; y_zeleneev@mail.ru

Статья принята в номер 01.12.2021 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.