Прот. Петр Мангилёв, А. С. Рункевич
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ВАРЛААМА (ДЕНИСОВА), АРХИЕПИСКОПА ЧЕРНИГОВСКОГО И НЕЖИНСКОГО
Статья имеет целью публикацию новых, ранее неизвестных, документов, относящихся к жизни и деятельности преосвященного Варлаама (Денисова), архиепископа Черниговского и Нежинского, бывшего в свое время инспектором Вятской семинарии, а после занимавшего последовательно Екатеринбургскую и Оренбургскую кафедры. Публикуются: «Инструкция касательно поведения воспитанников [Вятской духовной] семинарии и надзора за оным старших», находящаяся в составе рукописного сборника из библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии (инв. № 57221) и три письма преосвященного Варлаама, адресованные игумении Магдалине (Неустроевой), настоятельнице Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря (письма хранятся в частном архиве). «Инструкция» интересна, как отражение внутренней жизни духовной школы 30-х гг. XIX в. Письма содержат любопытные детали для характеристики епархиального быта XIX в., церковной жизни периода (оценка проекта свечной реформы). Содержащиеся в письмах детали представляют некоторый интерес для истории ювелирного дела в Екатеринбурге (упоминаются Екатеринбургские ювелиры Н. И. Лагутяев и И. С. Стебаков). В статье дан археографический обзор публикуемых документов. Публикация сопровождается текстологическим и реальным комментариями.
Ключевые слова: История Русской Православной Церкви, Вятская духовная семинария, Екатеринбургское викариатство Пермской епархии, Оренбургская епархия, архиепископ Варлаам (Денисов), игумения Магдалина (Неустроева), Николай Иванович Лагутяев, Иван Сергеевич Стебаков, камнерезное искусство, ювелирное искусство.
Настоящая работа имеет своей целью публикацию новых, ранее неизвестных, документов, относящихся к жизни и деятельности преосвященного Варлаама (Денисова; 04.03.1804-18.01.1873), епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии (17.07.1860-19.05.1862), епископа Оренбург-
© Прот. Петр Мангилёв, А. С. Рункевич, 2015
57
ского и Уральского (19.05.1862-09.11.1866), архиепископа Черниговского и Нежинского (09.11.1866-16.08.1871; с 16.08.1871 по 18.01.1873 — на покое)1.
Публикуемые документы: «Инструкция касательно поведения воспитанников [Вятской духовной] семинарии и надзора за оным старших», находящаяся в составе рукописного сборника из библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии (инв. №57221) и три письма преосвященного Варлаама, адресованные игумении Магдалине (Неустроевой)2, настоятельнице Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря (1858-1893). Письма хранятся в личном архиве жительницы Екатеринбурга, которая любезно предоставила их нам для изучения и публикации.
«Инструкция касательно поведения воспитанников [Вятской духовной] семинарии и надзора за оным старших»
Для характеристики деятельности иеромонаха Варлаама (Денисова) на посту инспектора и ректора Вятской духовной семинарии представляет интерес «Инструкция касательно поведения воспитанников семинарии и надзора за оным старших». Инструкция была составлена иеромонахом Варлаамом на основании Устава духовных семинарий и духовных училищ 1814 года3. Согласно Уставу, это было обязанностью правления духовной семинарии, о чем сказано в 85-м его пункте: «На основании главных правил Правление не оставит сделать подробное начертание должности старших, которое и вручит им при определении»4.
1 Подробнее о преосвященном Варлааме см.: Страдомский А. И., прот. Воспоминания о преосвященном Варлааме, архиепископе Черниговском и Нежинском // Странник. №4. (память 8/21 июля) С. 3-53 (отд. отт.: СПб., 1873); Мангилёв П. И., прот. Варлаам (Денисов) // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. VI. С. 590-591; Рункевич А. С. Новые материалы к биографии преосвященного Варлаама (Денисова), бывшего епископа Екатеринбургского / Дипломная работа. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2015. 97 с.
2 Об игумении Магдалине подробнее см.: Младов Г., прот. Настоятельница Екатеринбургского Ново-Тихвинского девичьего первоклассного монастыря игумения Магдалина (Биографический очерк ея, кончина и погребение) // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1893. №5-6. Отд. неоф. С. 111-134.
3 Анализ положений Устава см.: Горячева А. А. Вопросы воспитания в уставах духовных семинарий 1814 и 1867 гг. // Вестник ПСТГУ Сер. 4: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 50-62.
4 ПСЗ. Т. 32. С. 962.
Инструкция состоит из 22 пунктов, содержит распорядок дня, регламент поведения и внешнего вида воспитанников, а также инструкцию для старшего, которому поручается вести надзор за исполнением этого внутреннего семинарского устава. Предписывалось прочитывать ее регулярно: в течение первого полугодия раз в месяц, а в продолжение остального времени раз в два месяца.
Инструкция эта входит в состав рукописного сборника, который находится в собрании редких книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии5.
Сборник представляет собой рукопись во 2-ю долю листа (34,2x21,9), написанную на 53-х листах и датируемую 2-й четвертью XIX в.
Бумага, на которой написан сборник, датируется следующим образом: л. 1 — белая бумага 40-50-х гг. XIX в. без штемпелей и водяных знаков; л. 2-5 — синяя бумага с водяным знаком «герб Вятской губернии», литерами ВФ СР и белой датой 1823 г.6; л. 6-7 — голубая бумага с литерами СФ АП и белой датой 1826 г.7; л. 8-17, 26-34, 52-53 — белая бумага с литерами СФ АП и белой датой 1831 г.8; л. 18-19 — белая бумага первой трети XIX в., литеры плохо просматриваются; л. 20-21 — белая бумага с литерами ВФ СР и белой датой 1827 г.9; л. 35-36 — синяя бумага с литерами СФ АП и белой датой 1827 г.10; л. 37-38 — голубая бумага с белой датой 1831 г. и литерами ВФСР (у С. А. Клепикова нет); л. 39-41 — синяя бумага с литерами СФ АП и белой датой 1833 г.11; л. 42-45 — белая бумага машинной выработки с овальным штемпелем, разобрать который не представляется возможным; л. 46-47 — синяя бумага с литерами
5 Сборник смешанного состава. Рукопись. 2-я четверть XIX в. 2°, (34,2x21,9). 53 л. Библиотека ЕДС, инв. №57221. Подробнее о сборнике см.: Мангилев П. И., прот., Манги-лева А. В. Читательские интересы уральского духовенства в первой половине XIX в. (на примере рукописного сборника из библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии) (в печати).
6 Клепиков С. А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII — начала XX века. М.: Изд-во «Наука», 1978. №170-172.
7 Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX века. М.: Издательство Всесоюзной Книжной Палаты, 1959. №581.
8 Там же.
9 Клепиков С. А. Филиграни на бумаге русского производства. №170.
10 Клепиков С. А. Филиграни и штемпели. №581.
11 Там же.
СФ АП и белой датой 1830 г.12; л. 48-49 — белая бумага первой трети XIX в., литеры плохо просматриваются; л. 50-51 — белая бумага первой трети XIX в. с литерами БФ СБ, по начертанию литер сходно с опубликованным у С. А. Клепикова13, только без герба и даты; литеры БФ на левой стороне листа, а СБ — на правой14.
Некоторые сведения о времени создания сборника и его владельце позволяет получить сама рукопись. Рукописный сборник принадлежал священнику Верхокобрского села Котельнического уезда Вятской губернии Константину Старцову, о чем говорит запись на л. 1 книги: «Из числа книг Верхокобрскаго священника Константина Старцова». Изучаемая нами находящаяся на л. 42-45 об. «Инструкция касательно поведения воспитанников семинарии и надзора за оным старших» была дана «старшему VI №, ученику богословия Константину Старцову» и имеет подпись: «Правящий должность ректора, инспектор семинарии иеромонах Варлаам» (л. 45 об.). Инспектор Вятской духовной семинарии иеромонах Варлаам (Денисов) дважды исполнял обязанности ректора: с 15 января 1834 г. по 11 марта 1835 г. и с 16 мая 1838 г. по 20 октября 1840 г.
Поскольку 15 июля 1834 г. иеромонах Варлаам был возведен в сан архимандрита15, то можно заключить, что инструкция была дана в первой половине 1834 г. Таким образом можно установить, что в 18331834 учебном году Константин Старцов был учеником старшего, богословского, класса семинарии. Семинарию он должен был закончить в 1834 г. Должно было пройти какое-то время, чтобы Константин успел жениться, принять сан диакона, а потом и сан священника.
Сборник был собран и переплетен тогда, когда отец Константин уже был священником Введенской церкви села Верхокобрского. По данным на 1912 г., эта церковь относилась к 4-му благочинническому округу Котельнического уезда Вятской епархии16. Теперь село Кобры (бывшее Верхокобрское) находится в Даровском районе Кировской области.
12 Клепиков С. А. Филиграни и штемпели...№581.
13 Там же. №109 — 1803 г.
14 См. также: Клепиков С. А. Филиграни на бумаге русского производства. № 112 — 1820 г.
15 Мангилев П. И., прот. Варлаам (Денисов). С. 590.
16 Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. // Сайт «Родная Вятка: краеведческий портал». URL: http://rodnaya-vyatka.ru/ve1912/kotelnicheskiy-uezd-4 (дата обращения: 18.10.2013).
Судя по другой записи, находящейся на том же л. 1 и сделанной той же рукой, переплетали рукопись в соседнем селе: «Переплетал оную книгу Витепской губернии Лепельскаго уезда мещанин из евреев Самуил Моисеев Футерман в бытность его в Спасозамоломовском селе». Судя по данным 1912 г., Преображенская церковь села Спасского (Замоломско-го) относилась к тому же 4-му благочинническому округу Котельнического уезда Вятской епархии17. Сейчас это село Спасское Котельнического района Кировской области.
Содержание сборника: л. 2-5 об. — Жуковский В. А. Людмила. («1828 года Образцовыя сочинения М. Н. Муравьева. Людмила.»); л. 6-7 об. — Адская газета. «Страшные адские газеты в среду сырныя недели». Нач.: «На сих днях выехал кульер из ада.». Редакция Б18; л. 8-9. — Полежаев А. И. Новая беда; л. 9 об.-10. — Измайлов А. Е. Совет мышей; л. 10-10 об. — Измайлов А. Е. Стихотворец и черт; л. 11. — Измайлов А. Е. Два человека и клад; л. 11 об.-12. — Магницкий М. Л. Песня моей Катеньке. «Катиньке»; л. 12 об. — Державин Г. Р. Кузнечик; л. 12 об.-13. — Державин Г. Р. Препятствие к свиданию с супругою. «Препятствие к свиданию с любезной»; л. 13. — Измайлов В. В. Любовь; л. 13-13 об. — Пушкин В. Л. Голубка и бабочка; л. 13 об.-14. — Чувства любящего сердца; л. 14. — Карамзин Н. М. Господину Дмитриеву на болезнь его. «Господину Д. на болезнь его»; л. 14 об. — Державин Г. Р. Заздравный орел; л. 14 об.-15. — Державин Г. Р. Махиавель; л. 15. — Державин Г. Р. Графине Орловой; л. 15-15 об. — Державин Г. Р. Деревенская жизнь; л. 15 об. — Державин Г. Р. Охотник; л. 15 об. — Державин Г. Р. Пламиде; л. 16. — Державин Г. Р. Всемиле; л. 16-16 об. — Державин Г. Р. Нине; л. 16 об. — Державин Г. Р. Зима19; л. 17. — Державин Г. Р. Четыре возраста; л. 17-17 об. — Батюшков К. Н. Любовь в челноке; л. 18. — Державин Г. Р. Чечетка; л. 18. — Державин Г. Р. Мщение; л. 18. — Мадригалы. 1. Супружние желания. 2. Отплаченная насмешка; л. 18-18 об. — Эпиграммы. 1. На Мечтона. 2. На Несмысла. 3. На Буянова; л. 18 об. — Эпитафия столетнему младенцу; л. 18 об. — Загадки; л. 18 об.-19 об. —
17 Описание приходов Вятской епархии за 1912 г.
18 См.: Храмова Н. Б. «Адская газета»: проблема выделения редакций // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. №6 (2). С. 725-729.
19 Четыре восьмистишия из пяти. Нет третьего. Пятое восьмистишие стоит на третьем месте.
[Лабзин А. Ф.]20 Французский променад; л. 19 об.-20. —[Лабзин А. Ф.] «Быль». Нач.: «Сердитый господин слугу всегда журит.»; л. 20. — Дм. В. Стихи Гаврилу Романовичу Державину. На перевод Пиндара; л. 20. — Пушкин В. Л. Мудрец и филин. Басня; л. 20. — Карамзин Н. М. Берег; л. 20-20 об. — Пушкин В. Л. Старый лев и звери. Басня; л. 20 об.-21 об. — Жуковский В. А. Светлана; л. 22-23 — Пушкин А. С. Братья разбойники; л. 23-26 об. — Пушкин А. С. Кавказский пленник; л. 27-28 об. — [Автор неизвестен21. Первая ночь брака.] «К другу». Нач.: «Ты знаешь друг, как я с друзьями / Люблю шутить, в стихах резвиться.»22; л. 29-32 об. — [Горчаков Д. П.] Соловей (перевод стихотворной сказки Ж. Лафонтена; Нач.: «Жила девица Катерина.»); л. 33-34 об. — Стихотворное послание к родителям «священника студента Андрея Селивановского», повествующее о стряпке Параскеве, которая нанялась к автору письма, но оказалась воровкой, пьяницей и любительницей посетить «порочный дом»; л. 35. — Крылов И. А. Демьянова уха; л. 35-35 об. — Крылов И. А. Квартет; л. 35 об.-36. — Дмитриев И. И. Дуб и Трость; л. 36. — Петин И. А. Солнечные часы; л. 36-36 об. — Дмитриев И. И. Муха; л. 36 об. — Крылов И. А. Лев и комар; л. 37-38. — Ревельский барон. Романс23; л. 39-41 об. — «Трактат Пастырского Богословия»; л. 42-45 об. — «Инструкция касательно поведения воспитанников семинарии и надзора за оным старших»; л. 46-47 об. — «О средствах возвращать жизнь кажущимся умершими»; л. 48-49 об. — «Мифологическое изъяснение о древних языческих богах и богинях»; л. 50-51 об. — «Краткое историческое известие
20 Авторство устанавливается на основании: Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2 (К-П). СПб., 1999. С. 178.
21 Стихотворение в рукописи приписано А. С. Пушкину. Автора стихотворения нельзя считать установленным. Подробнее см.: Васильев Н. Л. «Первая ночь брака» (Опыт историко-литературного комментария) // Вопросы онтологической поэтики. Потаенная литература. Исследования и материалы. Иваново: Ивановский государственный университет, 1998. URL: http://w3.ivanovo.ac.ru/win1251/az/lit/coll/ontolog1/25_vasil.htm (дата обращения: 18.10.2013).
22 Стихотворение в рукописи имеет некоторые отличия от опубликованного: Васильев Н. Л. «Первая ночь брака».; первые пять стихов читаются так: «Ты знаешь другъ, какъ я съ друзьями / Люблю шутить въ стихахъ резвиться / Итакъ хочу я изъясниться / Въ посланьи брачномъ тайно съ вами, — / Пиша метрически стихи». Есть отличия в отдельных словах и далее по тексту.
23 Сочинение Неизвестного. Текст опубликован: Гербель Н. В. Русские поэты в биографиях и образцах. СПб., 1880. С. 683-684.
о существующих ныне в России епархиях»; л. 51 об. — Заметка о средстве «от угрызения бешаной собаки»; л. 52 — Таблица славянских цифр («Число цыфирное церковное»); л. 52-52 об. — Таблица арабских и римских цифр («Начертание цыфр арабских и римских»); л. 52 об.-53. — Краткие выписки: «Три совета евангельских», «Седмь таинств Нового Завета», «Три добродетели богословские», «Четыре добродетели евангельские», «Седмь даров Духа Святаго», «Плоды Духа Святаго», «Седмь грехов смертных с противоположными их добродетелями», «Грехи против Духа Святаго»; л. 53. — Заметки по разным темам (об изобилии плодов и пряных зелий в Азии, о бескрылых насекомых, о факторах, влияющих на качество воздуха, о том, из чего делается сахар); л. 53 об.-53 (в таком порядке!) — «Оглавления на книги Священнаго Писания, находящимся в Библии».
К сборнику, до поступления его в библиотеку Екатеринбургской духовной семинарии, был приплетен печатный указ, содержавший приговор участникам восстания 14 декабря 1825 г. Однако прежний владелец рукописи счел его особо ценным и отделил от сборника.
Письма преосвященного Варлаама игумении Магдалине
Большой интерес для характеристики деятельности преосвященного Варлаама (Денисова) на занимаемых им кафедрах представляют ранее не опубликованные его письма.
Сейчас нам доподлинно известно о сохранности только трех писем, адресованных преосвященным Варлаамом игумении Магдалине (Не-устроевой), настоятельнице Ново-Тихвинского монастыря (1858-1893). Верная датировка писем не вызвала никаких затруднений ввиду того, что датированы они самими участниками переписки. В каждом письме мы имеем две даты: дату отправления и дату получения, проставленные епископом Варлаамом и игуменией Магдалиной соответственно.
Письмо 1. Написано на 2-х листах белой бумаги 50-60-х годов XIX века, со штемпелем: в овальной узорной рамке: PARIS24. Размер каждого листа: 26,5x21,3 см. Написано рукой преосвященного Варлаама. Датировано 6 октября 1862 г. Получено в Екатеринбурге 16 октября 1862 г.
24 Аналогичный штемпель в справочной литературе не обнаружен, ср.: Клепиков С. А. Филиграни и штемпели. С. 113. №267.
Письмо 2. Написано на 2-х листах белой бумаги 50-60-х годов XIX века со штемпелем: в фигурной, более даже овальной рамке: ТРОИЦКОЙ / ГОВАРДА / ФАБРИКИ25. Размер листов: 26,6x21,4 см. Написано рукой преосвященного Варлаама. Датировано 23 октября 1862 г. Получено в Екатеринбурге 31 октября 1862 г.
Сохранился почтовый конверт, в котором было отправлено письмо от 23 октября 1862 года. Размеры конверта: 13,4x11 см. На лицевой стороне надписан адресат: «Ее Высокопреподобию, / Екатеринбургска-го Ново-Тихвин / скаго Монастыря Госпоже Игумение / Матери Магдалине, / Милостивой Государыне. / В Екатеринбурге». Также круглый почтовый штемпель: «ЕКАТЕРИНБУРГ. ОКТ[ября] 31[ое] 1862 [года]». На оборотной стороне круглый почтовый штемпель: «ОРЕНБУРГ. 23 ОКТ[ября] 1862 [года]». Конверт запечатан красной сургучной печатью епископа Варлаама с его инициалами: Е[пископ] В[арлаам].
Письмо 3. Написано на 2-х листах белой бумаги 60-70-х гг. XIX в. Без штемпелей и водяных знаков. Размер листов: 26,5x21,4 см. Листы разорваны, бумага пересохла, частично разрушается. Письмо написано секретарем и только подписано архиепископом Варлаамом. Его же рукой выполнена приписка на 2-м листе. Датировано 30 июля 1870 г. Получено в Екатеринбурге 11 августа 1870 г.
* * *
Ниже публикуются тексты источников. Орфография памятников сохранена. Пунктуация современная. Буквы Ъ, 1 заменяются на е, и соответственно. Ъ в конце слов опускается. Цитаты заключаются в кавычки. При раскрытии всех типов сокращений в тексте используются квадратные скобки. Разделительным знаком ( || ) отмечаются границы между листами рукописи. Текстологические комментарии к текстам памятников даются в сносках, обозначаемых строчными буквами русского алфавита. Знак сноски ставится после слова, к которому он относится. Если замечание относится к группе слов, знак сноски ставится перед первым и после последнего слова.
Комментируемое слово или отрывок текста отмечаются звездочкой. Некоторые персоналии, события и факты, о которых достаточно подробно говорится во вступительной статье к настоящей публикации, не комментируются. Комментарии помещены в конце, после текста памятника.
25 Клепиков С. А. Филиграни и штемпели. С. 102. №39.
«Инструкция касательно поведения воспитанников семинарии и надзора за оным старших»
Инструкция л. 42
касательно поведения воспитанников Семинарии и надзора за оным Старших.
1) Первое правило благонравия есть порядок в распределении времени. Время определено росписанием часов, именно: а) в шесть часов — вставать; б) седмый — по одеянии на молитву; в) осмый — на приуготовление к урокам; г) девятый, десятый, одинадцатый и двенадцатый — в классах; д) первый и вторый — на обед, отдых, и прогулку; е) шестый, седмый и осмый — на домашния упражнения; ж) девятый, десятый — на ужин, отдых, домашния упражнения и на вечернюю молитву; з) в десять часов — спать.
Примеч[ание]а. Вставать, особливо в летнее время, можно и ранее, по произволу.
2) По утру, прежде всего, и по вечеру, после всего, бывает совокупная молитва в каждой комнате. Читаются молитвы одним из учеников по очереди.
3) Во все праздничные дни находятся воспитанники при Церковном Богослужении. Совершенное отсутствие, также неблаговременный приход в Церковь, или выход из Оной, есть вящ- || шее зло, нежели опу- л. 42 об. щение важнейших уроков. Пред Литургиею собираться в зал, а к утрени
и, когда положено к вечерни, идут прямо из комнат и в Церковь входят и выходят по двурядно и чинно, стоят на своих местах, со всевозможным благочинием, вниманием и благоговением. Никакой проступок не может быть столько предосудителен, как какое-либо неблагочиние в Церкви.
4) В будни, по утру, после молитвы тотчас должны все заняться повторением уроков, которые имеют быть спрашиваемы в классах и при-уготовлением к принятию новых.
5) В классы все идут по два в ряд, комната вслед за выходом замыкается Старшим. Больной отводится в больницу. Отсутствие от класса ни под каким видом, кроме болезни и необходимой отлучки, не должно быть. Последний случай разрешается Г[осподином] Инспектором. На
почту для отдачи писем или посылок ходит за всех учеников один по очереди с заведенною для сего книгою, которая хранится у Череднаго Старшаго; у него и записываются письма, и он распоряжается отсылкою их. Поздный приход в класс и неблаговременный выход из онаго противны и собственной пользе учащагося, и общей пользе всего класса, л. 43 и || ревности учащаго. Посему Старший обязывается строго наблюдать, чтобы никто и ни под каким видом не медлил идтить в класс по приближении классическаго времени.
6) Вечерния упражнения должны состоять: а) в выучении данных уроков; б) в сочинении назначенных задачь; в) в чтении книг; г) в выписках из оных и выучении особенных мест; д) в сочинении сверх назначения; е) в повторении уроков прежних. Все сие должно произходить в совершенной тихости, без всякаго препятствия от одного к другому. Старший наблюдает состояние учащихся, дабы оно состояло не в одной сижливости, но в некотором постоянстве в духе и бодрой ревности, и, по приближении времени отчета, настоит об исправлении как писмен-ных упражнений, так и изустных уроков.
7) Книг, не из Библиотеки взятых, или не одобренных Посподами^ учащими никаких не читать. Старший строго блюдет за сим и, в случае внесения в комнаты каких-либо книг светских, паче нечистых, или хотя сомнительных, немедленно отбирает от учеников и представляет Г[осподину] Инспектору.
8) Воспитанники по звонку для столовой идут в нее немедленно по два в ряд и садятся каждый на свой известный стол и кушают благочинно, не облокачиваясь на стол и не разговаривая. В случае нужды переменить блюдо и проч[ее] — призывать служителя стуком ложки самым легким и кротким. Не пришедший в столовую сам себя лишает пищи. Во время стола продолжается по чреде чтение Исторических или Приточных книг Священнаго Писания — громко, раздельно и ясно. ||
л. 43 об. 9) Старший наблюдает, чтобы воспитанники во всяком случае соблюдали между собою согласие, всякую благопристойность, радуш-ность, искренность, вежливость, взаимное почтение, чтоб разговоры их между собою были чисты, приятны, без слов ниских. В смысле единодушия никто не должен прикрывать каких-либо проступков друга-го, так как сие служило бы ко вреду товарища и потому противно духу истинной любви; но каждый постарается сим самым единодушием
предотвращать всякое поползновение ко злу, своими напоминаниями, советами, выговорами, неотменно донося Старшему о поступках, противных правилам.
10) Никому из учеников, ни под каким предлогом не дозволяется ночевать вне Семинарии, ни в Семинарии посторонним лицам. Правило сие должно быть в точности соблюдаемо и учениками, живущими на квартирах. Старший, в недостатке собственнаго распоряжения, немедленно доносит Г[осподину] Инспектору. Хотя посещение сторонних лиц вовсе не запрещается, но: а) о всяком таковом посещении Старший доносит Г[осподину] Инспектору; в)в частыя посещения, особливо лиц малоизвестных, и поздним временем не дозволяется.
11) Игры или отдохновения необходимо требуются во времена на-значенныя, к[ак] т[о]: после обеда с полчаса, или по менее, час после полуденных классов и час после ужина. В сие время может быть терпима и музыка, естли кто ей учится или учился; и искуство пения, приобретенное в Уездном училище, должно быть сохраняемо и поддерживаемо, но пение светское и простонародное строго воспрещается || § 67-м Устава л. 44 Духовных Семинарий.
12) Выход в город, по необходимости ли то будет или для прогулки, кроме особливаго позволения Г[осподина] Инспектора не дозволяется. Воспитанники не забудут в случае выходов их к сторонним людям выносить с собою характер истинной благовоспитанности — вежливо-стию, почтительностию ко всем, паче к особам чиновным, опасаясь всякой грубости и самовыказывания пред кем бы то ни было. Они должны снимать картузы пред Священниками, почитая, таким образом, звание своих родителей, будущее свое звание, к которому стремятся, и подавая пример почтения к сему званию другим.
13) Излишне упоминать о том, как существенна в нравственности юношей почтительность и глубокое повиновение к своему Началству и Наставникам. Правило Проэкта 10-е говорит: «После духовных упражнений ничто столько не укореняет начал христианской нравственности, как привычка к повиновению. Не может тот быть покорен Богу, кто строптив пред человеками. Посему все установления, утверждающия повиновение и уважение к Начальству, должны быть наипаче в Духовных училищах строго охраняемы».
14) В комнатах должна быть всевозможная чистота и опрятность. Старший, имея в подчинении служителей, отвечает за общую чистоту комнаты. К убранству кроватей, одежды, к чистоте на столах, разстанов-ке табуретов, сундуков, обязывается каждый ученик. Старший требует исправности. Склонность к нарядам, для духовнаго звания несвойствен-
л. 44 об. ным, открывающаяся || в покрое платья, в уборе головы, в поступи и подобном, замечается как знак разсеянности. При всяком выходе — в класс ли, в Церковь ли, или в город — Старший осматривает наряд учеников.
15) Каждый Старший, ближайшим и непрерывным образом наблюдая за исполнением сих правил, доносит Г[осподину] Инспектору, каждодневно по вечеру в 9-ть часов, а в особливых случаях и немедленно. Из числа Старших по распоряжению Г[осподина] Инспектора один держит чреду и называется череднымг. Особливое доверие ему общаго надзора во время чреды за всеми старшими уполномочивается тем, что в делах общих, с ведома Г[осподина] Инспектора, он имеет отношение к О[тцу] Ректору Семинарии.
16) Каждый Старший имеет по одному Цензору в комнате. Должность Цензора состоит в следующем: а) иметь надзор в комнатах на случай отсутствия Старшаго; б) ближайшим образом смотреть и то, чем кто занимается за столом; в) ближайшим образом смотреть за поведением учеников в классе, при входе в оный, при выходе и во всех случаях; г) смотреть за целостию вещей при сотоварищах.
17) Старший без дозволения Г[осподина] Инспектора никуда не отлучается.
18) В исполнении всех правил благонравия и порядка Старший обязывается представлять своим поведением добрый пример воспитанникам, вверенным его смотрению.
19) Старшие в отличие имеют: 1) особливое место: а) в комнате с особенным для заня- || (л. 45) тий столом и особенною для каждаго из них свечею; б) в Церкви, где становятся впереди и несколько отдельно от прочих воспитанников, кроме череднаго, который стоит позади всех, для надзора за порядком и благочинием и; в) в столовой также за особенным столом; 2) предшествуют ученикам везде в собраниях; 3) имя подчинены комнатные служители. Кроме сего, по усмотрению правления, могут пользоваться лучшею одеждою пред своими сверстниками или выгодами другаго рода.
20) Инструкция сия читается в комнатах в продолжении перваго полугода в курсе каждый месяц однажды в первое число месяца по вечеру, потом повторяется чтение оной однажды чрез каждые два месяца, т[о] е[сть] в первое число третьяго месяца.
21) Все, что изложено здесь касательно распределения времени, домашних занятий, хождения в Церковь и вообще благоповедения должно быть точно исполняемо всеми учениками, живущими и в городе под бдительнейшим надзором Старших, которые обязываются сколько возможно чаще посещать квартиры учеников, вверенных смотрению их. Из числа сих Старших также один правит недельную чередуд и по собрании сведений от прочих Старших с собственными наблюдениями репортует О[тцу] Ректору каждодневно в 10-ть часов утра; о произшествиях же, заслуживающих особенное внимание, доносит Помошнику Инспектора каждый Старший лично и без малейшаго промедления, равно как все квартирные Старшие рапортуют Ему и каждодневно в 8-мь часов || утра. Каждый ученик обязывается в случае болезни давать знать о сем л. 45 об. в тоже время своему Старшему, который строжайше наблюдает, чтобы никто под предлогом болезни не оставался в классическое время на квартире. Чувствующий себя больным непременно должен перейтить
с квартиры в Семинарскую больницу, а естли по слабости сил или ненастной погоде не может туда явиться сам собою, то Старший, по объяснении с Коммисаром, распоряжается перевезением его в больницу на Семинарской лошади. В противном случае сказывающийся больным и остающийся на квартире за отсутствие от классов подвергает себя строгой ответственности.
22) Никто из сих учеников не может переменить прежней своей квартиры без дозволения Начальства, равно никому не дозволяется жить поодиночке, а непременно помещаться так, чтобы учеников Семинарии не менее пяти человек на одной квартире.
еПравящий должность Ректора, Инспектор Семинарии
Иеромонах Варлааме
Старшему VI №, Ученику Богословия Константину Старцову
Письма преосвященного Варлаама (Денисова) игумении Магдалине
Письмо 1
(л. 1)
аПолучено 16 октябряа 6 Окт[ября] 1862 г[ода]
в Оренбург.
Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейшая Госпожа Игумения.
Привет и поклон Вам от моей немощи, с благословением о имени Божии.
Какая же Вы угодница преподобнейшая, что за тысячу верст посылаете мне сухариков к чаю! Уж не сумиетеб ли прислать сюда и бутылочку сливочек, как снабжали меня ими в Екатеринбурге?! Впрочем, благодарю, благодарю Вас и сестр, потрудившихся так для меня. Гостинец Ваш я получил в исправности 22 Сент[ября]. Посылаю и Вам вещицу, какой у Вас и ни у кого в Екатеринбурге нет. Угадайте — что? Мой гостинец также употребляется в пищу, но кушать его не должно. Еще замечу, что он крайне боится воды, портится от воздуху и легко может разбиться. Но что же это за диковинка — теперь не открою. Жаль, если испортится в дороге. ||
(л. 1 об.) Относительно свечного завода Вашего и я подал мнение, что его надобно оставить для пользы Обители. Дело не в том, чтобы у Вас быть заводу свечному, хоть бы и для всей епархии Пермской, а в том, чтобы позволено было Вам делать свечи по-прежнемув, т[о] е[сть] делать и продавать в свою пользу, потому что после уже предположено запретить всем монастырям. Впрочем, я предложил некоторое ограничение в этом деле для последних, именно: продавать свечи не в церквях старостам1, а сдавать оные в епархиальные магазины с небольшою уступкою в пользу казны, куда поступает свечная прибыль. Количество выделываемых у Вас свечь я показал от 1200 пудов до 1800. Новый про-экт свечной продажи неудобен и крайне стеснителен для церквей*.
У меня в Консистории случилось несчастие: Разломали на 19-е Сент[ября] ночью в присутственной комнате сундук денежный и украли билетов Кредитных учреждений на 43 т[ысячи] руб[лей] с лишком и денег немного — 80 руб[лей]. Покражи сделаны, || (л. 2) вероятно, свои-
ми приказными со сторожами; но виновные не открываются. Похищены и две печати Консисторские, конечно, с намерением достать в Банке по украденным билетам капитал; но этого сделать ворам не удастся. В Консистории у меня в людях порядочных крайний недостаток.
Логутяев* на записку мою не отвечает. Уж я согласен за панагию и крест дприбавить емуд еще 25 руб[лей]. Велите, пожалуста, узнатье, пришлет ли он мне эти вещи за 300 руб[лей] и, буде решительно откажется, то пусть надбавят ему от меня цены еще 25 руб[лей]ж, здаже и всю цену, какую он назначил8. Выписывать такие вещи из Петербурга неудобно и не через кого.
Каслинскаго Завода священник Николай Лавров* пишет ко мне, что он приезжал в Екатеринбург, чтобы принять от меня благословение и жалеет, что не застал меня. Вы его знаете. Прошу Вас передать ему при каком-нибудь случае благодарность мою за его добрыя чувствия ко мне, в искренности коих я не сомневаюсь, а также и благословение, о имени Божии, с извинением, что не отвечаю ему письмом, потому что не имею на то времени. ||
(л. 2 об.) За предложение цехов (?) Ваших обшивать нас ипо-преж-нему ии в Киргизской Степи — благодарствуем. Ведь близехонько от Оренбурга до Екатеринбурга! Всего-навсе[го] — 1000 верст! Вот, лучше пришлите-ка мне Ваш фотографический портретец. Подаренный Вами Аврамию от солнца нашего попортился. Теперь у нас с той поры, как начинает дамское лето, и солнца не видно: холод и ветер страшные, и стенки замерзают, как зимою. Выпадок уж и снежит. 4-го сентября привезли к нам из Табынского села Уфимской Епархии икону Божия Матери Казанскую,* и она в городе пребудет до 13 окт[ября]. 21-го числа я обошел с нею, после литургии, проповеди, молебна царскаго* и освящения воды на Урале реке, весь город. Теперь переносят ее из церкви в церковь и везде каждый день правят всенощныя, а днем с раннего утра ходят кс неюк по домам до вечера.
Но пора мне и кончать маранье свое, которое, когда пошлю к Вам с офицером Екатеринбургским — не знаю. Поручаю себя Вашим св[ятым] молитвам, —
Преданный Вам Варлаам, епископ Оренбургский.
Приписка сделанная позднее: || (л. 1)
Письмо это уже более недели, как написано и ожидало Вашего Екатеринбургского Маиора (ни имени ни фамилии не припомню), но он почему-то не является ко мне. Обещанную безделушку || (л. 1 об.) отправлю к Вам с ним или по почте. Девица Анна Крохалева* прислала мне письмо; прошу передать ей от меня благословение с поклоном и благодарностию за рукоделие ея, которое мне нашли в Вашем ящике с сухарями; да, пожалуйста, черкните ко мне, как зовут ее по отечеству.
Много виновен я перед Марьей Ивановной Колобовой (по мужу — не знаю, как назвать; известите меня и об этом) что не благодарил ее за ея усердие ко мне. Благословение ей, поклон и привет от меня, также и брату ея, Ювеналию Ивановичу*. Иеромонах, которого я приглашал сюда из Юрьева Монастыря*, вчера прибыл ко мне, чему я рад несказанно. Определю его экономом и членом Консистории. (л. 2 об.)
О[тцу] Андрею с супругою* благословение от меня с поклоном. Письмо его я получил. Тоже сообщите Почтмейстеру и Казначею Вашим и всем, всем как в обители Вашей, так и в городе, кто с участием вспоминает о мне, да не обделите Анну Тимофеевну.
Письмо 2
(л. 1)
аПолучено 31 Октября 1862 г.а
Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейшая Госпожа и Мать Игумения.
Портреты мой и Ваш с рукодельем Обители Вашей я получил Числа около 10-го текущаго месяца. Благодарю Вас вседушевно за усердие Ваше ко мне, которому нет границ. Чем платить Вам за него — не знаю. В целости ли дошел до Святыни Вашей крестик здешняго изделия из Илецкой соли? бИмейте соль в себеб, сказал Господь*. Соль символ мира и любви христианской. Желаю, чтоб посланная к Вам была столь же прочна и постоянна, как неизменные мои чувствия к Вам.
Благополучно ли Вы съездили в Пермь? С какими обещаниями и надеждами возвратились оттуда? Дело о свечной продаже и свечных ||
(л. 1 об.) заводах Бог весть, чем разрешится; только на старом положении едва ли останется. А новое для всех церквей тяжко и, в особенности, для Вашей Обители. Окончили ли Вы постройку ризницы? Но у Вас, поди, давно уже зима! Здесь у меня не более как недели с полторы назад красили на доме крышу медянкою, а деревянную решетку перед домом грунтовали лишь третьяго дня, т[о] е[сть] 20 Окт[ября]. В Октябре здесь теплее, чем в Сентябре; но я все-таки простужаюсь, как и в Екатеринбурге. Однако 15 числа провожал Икону Казанскую Божия Матери из Собора через весь город — версты 2 У или более. Народу было видимо-невидимо, и даже Генерал-Губернатор* не отставал от меня ни на шаг. Как на встрече, так и на проводах были войска с знаменами и музыкою. Ну, словом: я архиерей военный! Теперь и певчие стали петь у меня очень и очень порядочно, и служба идти стройно и чинно. Слава Богу! Хуже всего у меня — здоровье мое!! || (л. 2)
Есть на горизонте здешнем и другие черные тучи. Да где же их нет?! Между прочим, плохо, что нас здесь все обворовывают. На 21-е Окт[ября] украли из моегов каретника всю форменную и простую ливрею для кучера и форейтора, так что хвать, ан ехать поутру не в чем к обедни! Домик мой снаружи очень обделали и крест над церковию поставили, чего до меня не было, двор от ветхих беспорядочно стоявших строений очистили и провели перед домом хорошую деревянную решетку, которую теперь обсаживают изнутри двора акациями. С весны, вероятно, начнется постройка каменнаго двухэтажнаго дома для архиерея с церковию и с каменным флигелем для кухни и трапезы братской и проч[ая], и проч[ая], но человек предполагает, а Бог располагает.
Панагию и Крест от Логутяева я получил, и деньги 325 руб[лей] на днях отправятся к нему из Конторы моей. Прикажите сказать ему об этом.
Но простите. Поручаю себя св[ятым] молитвам Вашим, а Вас Бо-жию покровительству, —
Преданный Вам, Варлаам, Епископ Оренбургский.
23 окт[ября] 1862 г.
Оренбург
|| (л. 2 об.)
Анне Тимофеевне и всем добрым сестрам Вашим, также о[тцу] диакону Андрею и всем, всем в городе, кто сочувствует Вам, — поклон и благословение от меня.
Если у Вас есть лишний мой портретик, то прошу подарить его Ан[не] Сидор[овне] Крохалевой.
О. Аврамий просит Вашего благословения и кланяется Вам мни-шески.
Из Челябы скоро должна приехать сюда для пострижения в монахини Настоятельница тамошней Общины с двумя сестрами послушницами*. Далеконько! Чуть не из Екатеринбурга!
Получили ли Вы письмо мое от 6-го Октября?
Письмо 3
(л. 1)
аПолучено 11 августаа
Высокопреподобнейшая Госпожа Игумения, Достопочтенная Сестра о Господе.
Призываю Вам и обители Вашей Божие благословение и творю Святыне Вашей старческий мой поклон.
Давно сбираюсь писать к Вам и просить Вас принять на себя ради моей худости некоторый труд любве. Мне нужен наперсный крест. Посылаю к Вам св[ятое] Распятие из горнаго хрусталя и прошу поручить Логутяеву либо Стебакову* украсить оное аметистами, аквиринами, топазами и другими цветными каменьями, приделав к нему корону и привеску. Цену за материал и работу полагаю рублей 60, и вместе || (л. 1 об.) с сим отправляю на Ваше имя в особом конверте 65 руб[лей]. Крест этот я желаю подарить Новгород-северскому первоклассному Спаскому монастырю*. Если вскоре не станет меня на этом свете, то прошу туда и выслать оный на имя Архимандрита Анатолия*, при письме Вашем. Это, кажется, последняя моя просьба к Вам. Не откажите мне в ней.
Дни мои на земле живых уже изочтены. XI месяцев не бывал я в своем стольном граде и не служил там; но дома теперь, летом, еще двигаюсь и иногда священнодействую.
Матери Агнии* и всем в Екатеринбурге, кто помнит еще мою немощь, поклон от меня и благословение о имени Божием.
Поручаю себя святым молитвам Вашим.
бВаш усерднейший почитатель и слуга,
Варлаам, Архиепископ Черниговскийб.
30 июля 1870 г. в Чернигове. (л. 2)
вЗа обделку креста можно и еще прибавить рублей 10-ть, которые я и вышлю к Вам, если потребуются, и даже более. С работою надобно поторопитьсяв.
Текстологические примечания
Инструкция: аВ ркп. подчеркнуто. бВ ркп. употреблено сокращение: Г.г. вВ ркп. так. гВ ркп. подчеркнуто. дВ ркп. подчеркнуто. е-е Собственноручная подпись иеромонаха Варлаама.
Письмо 1: а-а Почерком, отличным от почерка письма, рукой игу-мении Магдалины (?). б Испр., в ркп. суумиете вВ ркп. подчеркнуто. г В ркп. пропущено, написано над строкой. д-д В ркп. пропущено, написано над строкой. е В ркп. пропущено, написано над строкой. ж В ркп. помечено звездочкой — отсылка к примечанию, написанному на полях.В ркп. пропущено, приписано на поле. и-и В ркп. пропущено, написано над строкой. к-к В ркп. пропущено, написано над строкой.
Письмо 2: а-а Почерком, отличным от почерка письма, рукой игуме-нии Магдалины (?). 6-6 В ркп. подчеркнуто. в В ркп. пропущено, написано над строкой.
Письмо 3: а-а Почерком, отличным от почерка письма, рукой игу-мении Магдалины (?). 6-6 Почерком, отличным от почерка письма, рукой архиепископа Варлаама. в-в Почерком, отличным от почерка письма, рукой архиепископа Варлаама.
КОММЕНТАРИИ Письмо 1
Л. 1 об. — Новый проэкт свечной продажи неудобен и крайне стеснителен для церквей... — Имеется в виду проект о новом порядке продажи церковных свечей и церковно-свечном сборе. Суть проекта сводилась к установлению абсолютной свечной монополии Церкви. Проект обсуждался в Синоде и духовенством. Отзывы были неодобрительными. Проект остался без последствий26.
Л. 2. — Логутяев — имеется в виду Николай Иванович Лагутяев (+1890). В 1843 г. он основал в Екатеринбурге ювелирное камнерезное предприятие, занимавшееся также скупкой каменного товара у кустарей с последующей перепродажей. Имел тесные связи с епархией. После смерти Николая Ивановича семейное дело успешно продолжил его сын — Иван Николаевич (1838-1910)27. В письме владыка Варлаам жалуется: «Логутяев на записку мою не отвечает». Л. А. Будрина приводит сведения о подобном поведении Ивана Лагутяева, сына Николая Ивановича, в делах с фирмой Картье. Французы отправляли в Екатеринбург деловое письмо, уточнив и отправив его затем три раза, однако ответа так и не получили28. Видимо, отсутствие аккуратности в переписке характеризует семейный деловой стиль.
Каслинскаго Завода священник Николай Лавров — священник Николай Иоакимович Лавров, род. ок. 1825 г, сын священника, окончил Пермскую семинарию по 2 разряду в 1846 г., рукоположен во священника в с. Куяш 06.12.1847, 07.09.1855 переведен в Каслинский завод к Успенской церкви. 22.06.1859 награжден памятным крестом за Крымскую войну (т.е. служил священником все годы войны). Жена — Серафима Матвеевна (ок. 1830 г. р.). В клировых ведомостях отмечено, что
26 Подробнее о свечном сборе и упоминаемом проекте см.: Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих Реформ (Церковные реформы в России 1860-1870-х гг.). М., 1999. С. 128-134, 307-309.
27 Симанов И. И. Город Екатеринбург. Сборник историко-статистических и справочных сведений, с адресным указателем и с присоединением некоторых сведений по Екатеринбургскому уезду. Екатеринбург, 1889. С. 554, 617.
28 Будрина Л. А. Русские камнерезы фирмы Картье // Известия Уральского государственного университета, 2011. Т. 87. №1. С. 70.
говорил проповеди29. Это делал далеко не каждый священник, и можно делать вывод об определенном уровне образованности и ответственном отношении к пастырскому служению.
Л. 2 об. — привезли к нам из Табынского села Уфимской Епархии икону Божия Матери Казанскую... — Табынская икона Божией Матери — древняя и очень почитаемая на Южном Урале икона30. Событие, о котором говорит преосвященный Варлаам, носило для Оренбурга регулярный характер — в 1856 г. епископ Оренбургский и Уфимский Антоний (Шокотов) положил начало традиции, установив обычай ежегодного принесения этой чтимой иконы в Оренбург31.
21-го числа я обошел с нею, после литургии, проповеди, молебна царскаго... — Упоминаемый здесь царский молебен — молебен в день рождения (21 сентября) великого князя Павла Александровича (1860— 1919), шестого сына императора Александра II.
Л. 1 об. (Приписка). — Девица Анна Крохалева — Крохалева Анна Сидоровна, дочь екатеринбургского мещанина Сидора Фирсовича Кро-
халева32.
Марьей Ивановной Колобовой (по мужу — не знаю, как назвать; известите меня и об этом) <...>и брату ея Ювеналию Ивановичу — Юве-налий Иванович Колобов, екатеринбургский чиновник. В справочнике И. И. Симанова на 1889 г. в доме №28-16 на Колобовской улице в Екатеринбурге проживали «Колобова Ювеналия Ивановича, чиновника, наследники: жена Афонасья Семеновна, дочери Екатерина и Анна — деревянный одноэтажный с мезонином дом, службы и баня»33.
Иеромонах, которого я приглашал сюда из Юрьева Монастыря — Новгородский Юрьев монастырь, один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви, находится недалеко от Великого Новгорода. В 1857-1860 гг. преосвященный Варлаам был настоятелем этого мо-
29 ГАСО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 569 (1859 г.). Л. 11 об. - 12. Благодарим А. В. Мангилеву за предоставленные сведения.
30 Сергеев В. П., прот. История Табынской иконы Божией Матери. Изд. 2-е. Уфа: а§юс. ги, 2013.
31 Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1903. Вып. 2. С. 333-334.
32 Симанов И. И. Город Екатеринбург. С. 394, 652.
33 Там же. С. 371.
настыря34 и, имея скудость в доверенных и надежных людях, пригласил в Оренбург иеромонаха, которого знал ранее по монастырю.
Л. 2 (Приписка). — О[тцу] Андрею с супругою — диакон Беляев Андрей Васильевич (род. ок. 1838 г.). Родился в Новгородской епархии, в Устюжском уезде, происходил из духовного звания. В 1859 г., по увольнении из среднего отделения Новгородской духовной семинарии, определен послушником в Новгородский Юрьев монастырь. В 1861 г. перемещен из Новгородской епархии в Пермскую и определен послушником в Екатеринбургский Архиерейский дом. В 1861 г. посвящен в стихарь. В 1862 г. рукоположен во диакона на дьяческую вакансию в Екатеринбургский НовоТихвинский женский монастырь. В 1862 г. определен помощником учителя при монастырском училище девиц духовного звания с жалованием 25 руб. в год. В 1866 г. переведен в Березовский завод к Ильинской церкви. Жена — Александра Михайлова (род. ок. 1844 г.), сын — Ипполит (ок. 1863 г.)35.
Письмо 2
Л. 1. — Имейте соль в себе, сказал Господь — Мф 5. 13.
Л. 1 об. — Генерал-Губернатор — Александр Павлович Безак (1801 — 30.12.1868). Родился в семье статского советника Павла Христиановича Безака. Образование получал последовательно в пансионе при Московском университете, затем в Царскосельском лицее, который окончил в 1819 году, на год позже А. С. Пушкина. По окончании лицея поступил на военную службу в звании прапорщика артиллерии. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. и Польской кампании 1830-1831 гг.
Был возведен в звание полковника (1831), генерал-майора (1839), генерал-лейтенанта (1848), генерала от артиллерии (1859). 29 июля 1860 г. получил назначение на должность оренбургского генерал-губернатора. 19 января 1865 г. переведен в Киев (получил назначение на должность командующего Киевского военного округа). В последней должности служил до дня своей кончины, последовавшей во время командировки в Санкт-Петербург. Тело его для погребения было перевезено в Киев и нашло упокоение у церкви Рождества Христова36.
34 Мангилёв П. И., прот. Варлаам... С. 590-591.
35 ГАСО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 606 (1872 г.). Л. 111 об. - 113. Благодарим А. В. Мангилеву за предоставленные сведения.
36 Безак Александр Павлович // Русский биографический словарь. В 25 т. Т. 2: Алек-
Александр Павлович — одна из значимых фигур в истории Оренбурга: в годы его генерал-губернаторства значительно расширились границы края, в лучшую сторону преобразовалась жизнь в Оренбурге, упрочены позиции Православия37.
Л. 2 об. — Из Челябы скоро должна приехать сюда для пострижения в монахини Настоятельница тамошней Общины с двумя сестрами послушницами — Анна Максимовна Полежаева (ок. 1815 — 14.09.1872), основательница и первая настоятельница Челябинской Одигитриевской Богородичной общины (учреждена в феврале 1854 г., в 1862 г. преобразована в Челябинский Одигитриевский женский монастырь). Пострижена преосвященным Варлаамом в монашество 23.12.1862 г. с именем Агния38.
Письмо 3
Л. 1. — Стебакову — Иван Сергеевич Стебаков (ок. 1820 — 01.04.1881). С 1853 г. — екатеринбургский мещанин, затем купец третьей (1853-1863), а после второй гильдии (1872-1876). Имел магазин и камнерезное предприятие (основано в 1849 г.), продукция которого была представлена на всероссийских и международных выставках. Занимался не только предпринимательством, но и научной деятельностью: с 22 апреля 1866 г. — член-корреспондент Российского минералогического общества, один из учредителей и затем — член-корреспондент Уральского общества любителей естествознания39.
Л. 1 об. — Новгород-северскому первоклассному Спаскому монастырю — Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь Черниговской епархии, где преосвященный Варлаам пребывал на покое в последние месяцы своей жизни.
синский — Бестужев-Рюмин. СПб., 1900. С. 630-632.
37 См. подробнее: Семенов В. Г. Губернаторы Оренбургского края. Оренбург, 1999. С. 95-99.
38 Подробнее см.: Будрина Р. Челябинский Одигитриевский женский монастырь // Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собрание текстов / сост. В. С. Боже. Челябинск, 1997. С. 25-39.
39 Подробнее о нем см.: Будрина Л. А. Забытые имена уральских камнерезов: Иван Сергеевич Стебаков // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки, 2014. Т. 127. №2. С. 172-186.
Архимандрита Анатолия — епископ Анатолий (Станкевич) (1821 — 23.01.1903). 13.03.1867 — 29.04.1876. — настоятель Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря40. Таким образом, архимандрит Анатолий был настоятелем обители в период затворничества владыки Варлаама и во дни его кончины. На святительское служение был поставлен 25 мая 1886 г. (хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии). Затем епископ Анатолий последовательно занимал еще три кафедры: с 24 апреля 1887 г. — викарную Острожскую, Воронежской епархии41, где, «в воздаяние отлично усердного его служения», был награжден орденом св. Владимира III степени42; с 12 июля 1890 г. — Уманскую, сменив на этой кафедре епископа Иринея (Орду), переведенного на Чигиринскую кафедру43; и, с 29 сентября 1892 г. по 29 января 1894 г. — самостоятельную, Калужскую и Боровскую. Будучи освобожденным от руководства епископской кафедрой, владыка Анатолий получил назначение на должность настоятеля Московского Заико-носпасского монастыря, в которой пребывал до 20 декабря 1898 г. Умер епископ Анатолий, пребывая на покое в Московском Новоспасском монастыре, 23 января 1903 г.44
Матери Агнии — Агния (Бобылева), впоследствии настоятельница (1893-1895) Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря45.
40 Епископ Острожский Анатолий (Станкевич) (1887-1890) // Официальный сайт Воронежский и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви. URL: http://www.vob. ru/eparchia/history/ierarxija/suffragan/10_anatolij/anatolij.htm (дата обращения: 19.05.2015).
41 Сведение о перемещении епископов // Воронежские епархиальные ведомости. 1887. №10. Отд. офиц. С. 321.
42 Сведение о перемещении епископов // Воронежские епархиальные ведомости. 1889. №9. Отд. офиц. С. 167.
43 Распоряжения правительства // Киевские епархиальные ведомости. 1890. №24. Отд. офиц. С. 479-480.
44 Родосский А. С. Анатолий (Станкевич) // Он же. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов Санкт-Петербургской духовной академии: 1814-1869 гг. СПб., 1907. C. 13-15.
45 Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 125.
Автограф иеромонаха Варлаама (Денисова). Сборник смешанного состава. Рукопись. 2-я четверть XIX в. 2°, (34,2x21,9). 53 л. Библиотека ЕДС, инв. №57221. Л. 45 об.
Печать преосвященного Варлаама (Денисова), еп. Оренбургского и Уральского
Письмо преосвященного Варлаама (Денисова), еп. Оренбургского и Уральского, игумении Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря Магдалине (Неустроевой) от 6 октября 1862. Л. 1 (частный архив)
Письмо преосвященного Варлаама (Денисова), архиеп. Черниговского и Нежинского, игумении Екатеринбургского Ново- Тихвинского женского монастыря Магдалине (Неустроевой) от 30 июля 1870. Л. 2 (частный архив)