Научная статья на тему 'Новые корпоративные стратегии коммуникаций в современной России'

Новые корпоративные стратегии коммуникаций в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
450
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые корпоративные стратегии коммуникаций в современной России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2005. № 1

Д.А. Мурзин

НОВЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ

КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Трансформация планового хозяйства в рыночную экономику в современной России привела к возникновению новыгх социальных групп и общностей, в частности делового сообщества, т.е. людей, занятых в бизнесе, в управлении общественным производством. Информационные потребности этой социальной общности вызвали к жизни новыш тип коммуникации, механизмом осуществления которой является деловая пресса. Она представлена во всех классах СМИ. Это род прессы, социальная функция которой состоит в обеспечении бизнес-коммуникаций. То есть в том, чтобы1 удовлетворять информационные потребности делового сообщества и быть инструментом общественного дискурса в сфере общественного производства и управления.

Новыш тип коммуникации выдвигает в практическую плоскость проблему корпоративных коммуникативных стратегий. Все инструментальные типы коммуникативных стратегий — конвенции, манипуляции и презентации — есть в арсенале российских компаний. Проблема состоит в том, какого типа стратегия превалирует в каждом конкретном случае в системе бизнес-коммуникаций.

Так, например, конфликт интересов, неизбежно возникающий в отношениях между обществом и бизнесом, требует соответствующих механизмов социальной регуляции, где коммуникации играют определяющую роль. Цель, которую преследует бизнес в таких коммуникативных стратегиях, — создание комфортной внешней обстановки или информационной среды для успешной реализации производственный задач. Механизмами осуществления таких коммуникаций служат деловая пресса и различные формы прямого диалога с представителями общественности — "круглые столы", форумы, конференции и тому подобные мероприятия. Характер коммуникации в таких случаях диктуется не столько бизнесом, сколько обществом или прессой. Поэтому здесь используются преимущественно конвенциональные стратегии коммуникаций. Однако так происходит лишь в том случае, если пресса независима, а институты гражданского общества развиты и сильны. В противном случае стремление бизнеса к использованию манипулятивныгх стратегий находит вполне благоприятную почву для их реализации. В российской практике это стремление в полной мере проявило себя, в частности, в период

"информационных войн" 90-х годов. Сегодня манипуляции в качественной прессе возникают в основном в рекламе, т.е. там, где отсутствует журналистский контроль содержания. Иныши словами, когда редакции заботятся о своей репутации, использование манипулятивных стратегий в прессе становится крайне затруднительным, если вообще возможныш.

Корпоративная пресса в системе корпоративных коммуникаций

Вместе с тем в системе деловыгх коммуникаций есть особый вид прессы, где стремление бизнеса к манипулятивным стратегиям реализуется в полной мере. Речь идет о корпоративной прессе.

В системе бизнес-коммуникаций этот вид прессы обрел в последние десятилетия весьма важную роль. Корпоративные издания присутствуют во всем спектре коммуникаций, которые осуществляют компании. Они могут быть обращены к персоналу, партнерам, потребителям, профессиональному сообществу, к органам власти и т.д. То есть можно утверждать, что корпоративная пресса играет роль универсального коммуникатора в системе корпоративных коммуникаций.

Корпоративная пресса выполняет ту же социальную функцию, что и деловая, — она обеспечивает бизнес-коммуникации. Как и деловая, корпоративная пресса присутствует во всех классах СМИ — печатных и электронных. Тематически корпоративное издание также может быгть отнесено к роду деловой прессы. Различия обнаруживаются на качественном уровне. Деловая пресса относится к типу качественной прессы, что, в свою очередь, диктуется характером ее аудитории. Корпоративная пресса принципиально зависима, что не позволяет ей в полной мере отвечать требованиям качественности. Это заставляет выделить ее в особый вид деловой прессы и соответственно требует более строгого определения границ понятия "корпоративная пресса".

Общественный статус корпоративного издания принципиально ограничен интересами корпорации. В силу этой ограниченности объем понятия "корпоративная пресса" не может быть полностью включен в объем понятия "средство массовой информации" при условии, что мы понимаем СМИ как социальный институт. Вместе с тем тождественность социальной функции (обеспечение бизнес-коммуникаций) у деловой и корпоративной прессы позволяет утверждать, что эти понятия соотносятся между собой как общее и частное. Инструментальная функция (функция управления) является доминирующей в иерархии функций корпоративного издания. Можно утверждать, что корпоративная пресса —

это инструмент управления корпорацией, обладающий всеми признаками средства массовой информации, т.е. корпоративная пресса — особый, инструментальный вид деловой прессы1. Развитие этого вида прессы в России приобрело в последние пять лет взрывной характер. В тенденции явно присутствуют элементы моды и подражательства: на Западе есть, и мы не хуже. Но есть также целыш ряд объективный причин, обусловивших бурныш рост этой формы коммуникаций.

Такая коммуникация имеет прикладной, утилитарный характер. Все ее виды нацелены в конечном счете на рост эффективности бизнеса, т.е. на фундаментальное требование, определяющее устойчивость и будущность компании. Исполнение этого требования в основе своей реализуется через эффективное управление, а оно, в свою очередь, опирается на формы и способы коммуникаций в компании. Это особенно актуально для крупных и прежде всего территориально разбросанных корпораций с большим числом работающих сотрудников.

Тут нужно сделать важное отступление. На рубеже 60—70-х годов мировое промышленное производство принципиально решило проблему количества. Сегодня всегда можно сказать, какие ресурсы нужны и сколько времени понадобится, чтобы насытить избранный рынок тем или иныш товаром. Это означает, что конкуренция почти полностью переместилась в сферу качества товаров. На автомобильных конвейерах в Японии, например, появилась "желтая кнопка", позволяющая любому рабочему остановить конвейер в случае, если он не успевает завершить свою операцию с должныш качеством. Качество стало важнее количества. Это привело к перераспределению полномочий и ответственности во всей иерархической лестнице бизнеса — процесс, который можно назвать демократизацией производства. Простое директивное управление становилось все менее эффективным, поскольку оно требовало действий, но не их осмысленности. Демократическая реформа производства вызвала к жизни новые формы корпоративных коммуникаций и обеспечила бурное развитие корпоративной прессы.

Мировая практика корпоративной прессы

Корпоративные издания впервые возникли в США в XIX в., но массовый характер приобрели в последней трети XX столетия. В Европе совокупный разовый тираж корпоративных изданий составляет сегодня более 456 млн экз., что превышает совокупный разовый тираж обычных СМИ. Финансовый оборот в системе корпоративной прессы в Европе превысил в 2001 г. 4,4 млрд евро. Половина крупнейших европейских компаний имеют

как минимум одно издание для клиентов. Внутрикорпоративные издания есть у 90% крупныж компаний. Только в Германии регулярно выходит 113 корпоративных газет, 1465 журналов и более 1300 бюллетеней. То есть сегодня в системе средств массовой информации в развитых странах самой многочисленной категорией прессы является именно пресса корпоративная, она лидирует и по номенклатуре (числу наименований), и по совокупному разовому тиражу. Более того, развитие корпоративной прессы представляет собой устойчивый и долгосрочный процесс, обусловленный фундаментальными причинами.

Важнейшая причина, например, — усложнение производства. Его эффективность сегодня прямо связана с информированностью персонала по широкому кругу вопросов. То есть современное развитие корпоративных изданий отражает резкий рост потребности в новой коммуникации, которая, с одной стороны, обладает всеми признаками массовой коммуникации, а с другой — является специфической формой бизнес-коммуникации в условиях, когда знание становится основой успешности производства.

Современная экономика — это "экономика, основанная на знаниях". Такое определение дала ей группа высокопоставленных экспертов, работавшая над докладом для Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам развития и распространения информационных технологий. Доклад готовился по так называемой проблеме "цифрового неравенства", которая обсуждалась также на встрече "Большой семерки" с участием России в 2000 г. на Окинаве. Эффективное использование производственного знания и опыта требует его распространения среди персонала предприятия. Эту функцию берут на себя корпоративные издания. Поэтому можно говорить о прямой зависимости между ростом "экономики, основанной на знаниях", и ростом численности и разнообразия корпоративный изданий.

Демократизация производства, о которой говорилось выше, также способствует росту числа корпоративный изданий. Поскольку ответственность за принятие производственных решений все в большей мере опускается вниз по иерархической лестнице, оставляя верхнему уровню управления почти исключительно стратегическую составляющую этих решений, вопрос информированности персонала становится едва ли не главным в системе управления.

Еще более фундаментальной причиной является гиперболический рост объемов информации в мире. Этот рост вызывает потребность в сегментации информационный потоков, в их специализации, что также ведет к возникновению все более нацеленных, в буквальном смысле слова, целевых форм коммуникации. Возрастают значение и стоимость услуг по предварительной обработке

информации, ее сортировке. Крупные игроки на рынке массовых коммуникаций фактически стали "фабриками по переработке информации" с широким спектром информационных продуктов, ориентированных на разные категории потребителей. В усложняющемся мире, в океане информации, все большее значение приобретает специализированная, местная, локальная и в том числе корпоративная информация, поскольку она часть среды обитания человека.

Наконец, качественная массовая пресса, квинтэссенцией которой является деловая пресса, опирается в своей работе на принципы объективности, достоверности, независимости суждений и представительности мнений. Это сужает, если не исключает вовсе, возможности для использования такой прессы в целях мобилизации масс, чем славится пресса партийная. Однако с исчезновением партийной прессы сама потребность в мобилизации и консолидации никуда не исчезла. Более того, у бизнеса она даже возросла, поскольку от этого прямо зависит эффективность его работы. Функцию мобилизации и консолидации персонала, а во многих случаях и потребителей, берет на себя корпоративная пресса. В советский период российской истории эту функцию "пропагандиста, агитатора и организатора" всех побед выполняла партийная "многотиражная заводская пресса" — исторический предшественник современной российской корпоративной прессы. Такие же функции, но связанные не с партийностью, а с теми или иными задачами корпоративного управления, эта пресса выполняет во всем мире.

Корпоративный бюллетень (в терминологии, принятой за рубежом, — newsletter), журнал или газета объективно являются также важными инструментами в самом процессе управления производством. Они могут быть солидной трибуной для внутренних дискуссий по основным аспектам корпоративной политики, проводником и аккумулятором новых идей в сфере управления, новых технологий, мирового и внутреннего передового опыта. То есть они способны решать широкий спектр сугубо производственных задач посредством неформальной, недирективной коммуникации.

Вид корпоративного издания определяет коммуникативную стратегию

Функциональность и утилитарность корпоративной прессы, ее инструментальный характер, придают проблеме типологии такой прессы не только теоретический, но и сугубо практический характер. Эффективность коммуникации здесь базируется на соответствии вида издания тем функциям, которые оно должно

выполнять. Более того, именно функция издания, его инструментальная характеристика, является видообразующим признаком в системе корпоративной прессы. Главная функция (из множества) определяет вид и подвид издания. Тираж (масштаб аудитории) также определяется функцией. То есть тираж здесь не политическая категория, а категория функционального предназначения и экономической целесообразности. При этом видовые различия в явной форме проявляют себя лишь применительно к периодическим корпоративным изданиям.

Теоретическая схема была проверена на исследовании, сделанном для Ассоциации менеджеров России. Оно включало в себя 64 издания 52 компаний, из них 45 — с заявленными тиражами. Совокупный разовый тираж изданий с заявленными тиражами составил 3 600 543 экз. Спектр тиражей — от 300 до 3 млн экз. Список представлял все формы и технологии печати, все виды периодичности и все формы изданий: 32 газеты, 19 журналов, 6 бюллетеней, отчеты. Анализ этих изданий и мировая практика корпоративной прессы позволили выделить пять видов периодических изданий по их функциональным признакам:

1. Внутрикорпоративные издания. Они предназначены исключительно для информирования персонала или отдельных целевых категорий работников по тем или иным вопросам развития компании, о важных событиях внутри и вне ее. Как правило, эти издания распространяются бесплатно, полностью дотируемы компанией и не выходят за ее пределы. При этом члены семей работников обыино входят в состав аудитории издания. Это "органы печати корпорации".

Отличительная особенность таких изданий — отражение почти исключительно точки зрения компании, фактически ее руководства, в отдельных случаях точки зрения профсоюзных или иныгх профессиональный общественных организаций, а также важных внешних контрагентов: представителей разныгх ветвей власти, научных и профессиональных авторитетов и потребителей. Указанные функции определяют позиционирование издания как авторитетного, полезного и важного специального органа корпорации, влияние которого ограничено корпоративными рамками. Фактически именно такое издание является инструментом управления персоналом посредством относительно неформальной коммуникации, способной эффективно информировать, консолидировать и осуществлять мобилизацию сотрудников на решение корпоративных задач.

В рамках этого вида изданий можно выделить три подвида, имеющих принципиальные различия как по содержанию и характеру редакционной политики, так и по типу коммуникативных стратегий:

— издания для всего персонала. Функции информирования, мобилизации и консолидации персонала, трансляции передового опыта и утверждения корпоративный ценностей являются для них определяющими. Здесь в наиболее яркой форме проявляют себя манипулятивные стратегии;

— издания для линейных менеджеров. В таких изданиях к функциям информирования, мобилизации и консолидации добавляются функции инструмента выработки (подготовки) ответственных решений и инструмента профессионального дискурса. Ярким представителем такого подвида является бюллетень "Диалог" для линейных менеджеров ОАО "Карельский окатыш". Для изданий этого вида характерны преимущественно конвенциональные стратегии коммуникаций;

— издания для высшего руководства или всего руководящего персонала компании. Важная дополнительная функция этих изданий — обеспечение единства управленческих действий и единства понимания корпоративных целей. Типичныши представителями этого подвида являются журнал "Синергия" компании "Северсталь", журнал "Система" (АФК "Система"), бюллетень "Навигатор" компании "Илим Палп" и др. Здесь в равной степени применимы все инструментальные типы коммуникативных стратегий — презентации, конвенции, манипуляции.

2. Корпоративные издания, распространяемые как внутри корпорации, так и вне ее. Для внешнего потребителя издание может быть как платныш, так и формально бесплатным с пониманием того, что его стоимость в этом случае заложена в цену товаров или услуг корпорации (например, специализированные издания для клиентов). Как правило, такие издания стремятся информировать читателя по более широкому кругу проблем, чем новости и политика компании. Точка зрения корпорации на какую-либо проблему обычно присутствует, но не доминирует. Среди таких изданий можно выделить два подвида — по функциям этих изданий и по их нацеленности, т.е. по целевым аудиториям:

— "отраслевые корпоративные издания". Они ориентированы на персонал компании, работников отрасли (включая конкурентов), на представителей исполнительной и законодательной власти. Это издания, распространяемые как бесплатно, так и на коммерческой основе, стремящиеся завоевать более широкую, чем сугубо корпоративную, аудиторию, информирующие читателя по кругу проблем, выходящих за рамки исключительно корпоративных новостей. Их отличает относительно независимая редакционная политика, представительность мнений, скорее отраслевая, нежели корпоративная тематика. Здесь не только допустима, но и желательна профессиональная полемика, дискуссия, противоположные экспертные мнения и другие формы общественного

диалога. Такого рода издания стремятся к более широкой и полной информационной насыщенности, коммерческому успеху и как следствие к самоокупаемости. Их влияние выгходит за рамки корпорации, они приобретают, в зависимости от квалификации редакционного состава, большее или меньшее значение в профессиональной или отраслевой среде и общественное звучание. Такие издания, оставаясь инструментом мобилизации и консолидации персонала, являются в первую очередь инструментом лоббирования интересов корпорации через лоббирование интересов отрасли в целом. Очень близки к такому подвиду изданий журнал "SAP INFO" одноименной группы компаний и журнал "PROFIT" компании "Oracle". Здесь применяется весь спектр коммуникативных стратегий.

"Клиентские издания" полностью обращены в своей информационной политике на существующего или потенциального клиента компании, потребителя ее товаров или услуг. Соответственно тематическая палитра здесь определяется в основном информационными предпочтениями клиентов корпорации. Среди таких изданий можно выделить три разновидности:

— журналы "стиля жизни". Издания этого типа нацелены на решение широкой, но утилитарной задачи — поддержание и расширение клиентской базы корпорации, формирование товарных предпочтений. Эти издания формируют клиентуру и тип потребления. Они фактически являются инструментом консолидации потребителя вокруг товарного брэнда. В основе коммуникации в таких изданиях лежат манипулятивные стратегии;

— "бортовые журналы". Это особая форма клиентских журналов с давно сложившимися традициями, с устоявшейся моделью издания. Они выпускаются почти всеми крупными авиакомпаниями мира. Ярким примером такого издания является журнал "Аэрофлот". В основе коммуникации здесь лежат презентации и конвенциональные стратегии;

— "рекламные издания". Они создаются преимущественно на основе манипулятивныгх стратегий коммуникации. Это безответная и всегда ясно нацеленная коммуникация, обращенная от имени конкретных компаний к потребителям, к публике. По существу, эти коммуникации являются частью механизма сбыта и сбыгтового маркетинга фирм и компаний. Они решают узкую утилитарную задачу обеспечения роста и поддержания объемов продаж посредством информирования и просвещения потребителей. Уже на этом основании их следует отнести к специфическим бизнес-коммуникациям, не имеющим отношения к деловой прессе и журналистике в целом. Радикальное отличие рекламных изданий состоит в том, что побочная функция прессы — быть рекламоносителем — становится здесь основной и единственной.

Такие издания не стремятся к отражению мира и не отвечают за свое содержание, если соблюдены все правила, принятые законом для публичного предложения (публичной оферты, говоря языком торгового права). Профессиональные стандарты рекламной прессы фактически ограничиваются соблюдением этих правил. Представителем этого подвида является, например, газета "КОМУС ВЕСТНИК".

3. "Смешанный вид". Включает в себя признаки как первого, так и второго вида. Ориентируясь на персонал компании и на внешних читателей, прежде всего партнеров, контрагентов, представителей власти и т.п., такое издание обычно выделяет точку зрения компании в специальный раздел, который является фактически изданием для персонала внутри издания для внешней аудитории. Можно предположить, что это переходный вид издания, который будет дрейфовать либо в сторону внутрикорпоративного, либо в сторону лоббистского издания. Все виды коммуникативных стратегий здесь применимы, но эффективность их снижена самой структурой издания, включающей в себя разнонаправленные коммуникации.

4. "Заводские многотиражки". Выделение этого вида изданий в отдельную категорию обусловлено сугубо российской спецификой. Как правило, это издания с историей, с традициями, часто с квалифицированными журналистами. Все они были в свое время органами парткомов предприятий, т.е. входили в систему партийной советской прессы. Соответственно они обладают уникальным мобилизационныш опыггом. Тематическая палитра этих изданий (как правило, газет) всегда в основе своей была производственной или близкой к производству, т.е. корпоративной в современный терминах. Такие издания являются историческими предшественниками корпоративной прессы в России. Среди них можно выделить два подвида:

— собственно "заводские многотиражки", распространение которых в основном ограничивалось персоналом предприятия, представителями местных властей и отраслевого руководства. Они были типичны для основных промышленный центров страны с большим числом крупныж предприятий, а также для предприятий, связанных с оборонным комплексом. В последнем случае режим секретности не только ограничивал распространение издания, но часто не допускал действительного наименования изделий в газетных материалах, заменяя эти названия принятой на предприятии кодировкой: например, «седьмой цех перевыполнил месячный план по изделию "Вектор" на 3%». Для этих изданий характерны прежде всего манипулятивные стратегии.

"Заводские газеты для города". Этот подвид включает в себя газеты градообразующих предприятий. Будучи заводскими, они

одновременно выполняли и вытолняют функции городских газет. Соответственно редакционная политика этих изданий опирается на широкую тематическую палитру, вплоть до международных новостей, а их распространение бытает очень близким к распространению публичной прессы, включая подписку и продажу в розницу. Именно поэтому для таких изданий больше характерны конвенциональные стратегии коммуникаций.

В ходе приватизации традиционные заводские газеты покупались вместе с заводами. Ситуацию осложнило то, что в период массовой скупки прессы в середине 90-х годов многие крупные предприятия на местах покупали городские и районные газеты, которые по принадлежности стали теперь корпоративными, а по характеру продолжают быть публичными. Например, газета "Металлург" Каменск-Уральского металлургического завода имеет в учредителях помимо предприятия администрацию города, позиционирует себя как "популярную экономическую газету", продается в розницу и распространяется в самолетах авиакомпании "Уральские авиалинии".

Заметим, что покупка предприятиями городских газет может порождать (такие случаи уже есть) конфликт интересов в самом издании, и часто конфликт между персоналом редакции и руководством предприятия. Редакции стремятся в мир свободы слова, т.е. к независимой редакционной политике, тогда как политика корпоративного издания не может быггь полностью независимой по определению. Возможна лишь относительная независимость в рамках установленных базовых принципов.

5. "Отчеты". Традиционный вид периодического корпоративного издания, ориентированного прежде всего на внешний мир. Вытускается обыино раз в год, но встречаются и ежеквартальные отчеты. Изначально этот вид представлял собой финансовый отчет. Однако в последние годы в рамках вида развиваются новые подвиды: технологические, инновационные и другие отчеты. В России эта тенденция проявила себя относительно молодым в мировой практике и уникальным для нас подвидом — социальным отчетом компании "Бритиш Американ Тобакко", о чем следует сказать особо.

Сам подвид вызван к жизни возрастающими "социальными фильтрами" для бизнеса, способными при определенный условиях не пустить в будущее даже крупные компании. Поэтому концепция корпоративной социальной ответственности стремительно становится одной из доминирующих управленческих доктрин для бизнеса. Руководители компаний придают все большее значение социальной репутации, поскольку это оказытает прямое влияние на финансовые результаты деятельности. Согласно исследованию "Бизнес энд Сэсайети Ревью", 300 крупнейших

корпораций, которые опираются в своей работе на этические кодексы, показывают в два или в три раза лучшие показатели роста добавленной рыночной стоимости, чем прочие компании. И, напротив, неэтичное поведение компаний снижает стоимость их акций на длительный срок. Исследование ассоциации "Форум социальных инвестиций" показало: социально "контролируемые" инвестиции в широком смысле этого понятия выросли за два последних года на 85% — с 639 млрд долл. до 1 трлн 185 млрд долл.

Ведущий поставщик социальной информации для инвесторов — "Общественный индекс Домини 400" (The Domini 400 Social Index) включает в свои списки привлекательных для инвестиций компаний лишь половину из 500 крупнейших эмитентов по рейтингу Standard & Poors.

Наиболее актуально это для фирм, работающих в секторе массовых потребительских товаров. По опросу социологической службы Роупера — Коуна, 78% американцев обращают внимание на социальную репутацию компании, когда принимают решение о покупках. Это обстоятельство побуждает производителей к тому, чтобы от разрозненных благотворительных программ перейти к системной социальной политике и получению мультипликационного эффекта при ее реализации, что требует, помимо прочего, особых форм отчетности как перед акционерами, так и перед местными сообществами и обществом в целом. Поэтому социальные отчеты компаний — часть конвенциональных стратегий коммуникаций, включающих в себя также прямой диалог с представителями власти, местных сообществ и общества в целом.

Все издания, попавшие в поле исследования для Ассоциации менеджеров, отвечают предложенной типологии, которую можно выразить схемой (см. на стр. 66).

Основная функция корпоративного издания определяет его вид и подвид. Однако такие издания в той или иной мере имеют почти все функции, присущие публичной прессе. Более того, модель читательского поведения не зависит от издателя. Дефицит времени, рост объемов информации, конкуренция телевидения и радио делают чтение выборочным, прагматичным. Очевидно, что утилитарность корпоративной прессы отвечает этой прагматичности. Но она сама по себе не может гарантировать читательский интерес. Печатная пресса в современных условиях вообще может конкурировать с телевидением и радио только в содержании. То есть ничто не избавляет корпоративное издание от необходимости быть просто интересным и нужным читателю. А это значит, что делать его надо не только по внутренним законам корпорации, но и с учетом всех законов публичной прессы.

5 ВМУ, журналистика, № 1

Особые формы корпоративных и межкорпоративных коммуникаций

К корпоративным изданиям очень близко примыкают "издания деловых сообществ". К этой категории прессы можно, например, отнести издания Московской торгово-промышленной палаты — журнал "Вестник МТПП" и газету "Деловой партнер". К ней же относится и журнал "Вестник Ассоциации менеджеров". Сам характер аудитории этого вида изданий ставит их над

корпоративной прессой. Они имеют отраслевой, социально-групповой или профессиональный характер с точки зрения тематики. Их основная функция — выявление, формулирование и консолидация общих интересов. Эти издания также представляют собой один из способов самоидентификации делового сообщества. В силу этих обстоятельств они объективно являются серьезныш инструментом консолидации интересов, аккумулятором новыж идей, трибуной или площадкой профессионального дискурса и транслятором экспертных мнений. Сами функции таких изданий предполагают преимущественное использование в них конвенциональный стратегий коммуникаций.

Наконец, в отдельный вид следует выделить также издания корпоративных фондов. Тематически они также выходят за рамки собственно корпоративного издания. Их редакционная политика опирается прежде всего на проблематику самого фонда, оставляя внутрикорпоративные проблемы на втором плане или вовсе не затрагивая их — имеются в виду, например, благотворительные фонды крупныж корпораций или фонды местныж сообществ, созданные такими корпорациями.

Поступила в редакцию

8.11.04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.