Научная статья на тему 'Новые измерения стратегического и военно􏰀политического партнерства России и Китая (региональные аспекты)'

Новые измерения стратегического и военно􏰀политического партнерства России и Китая (региональные аспекты) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
459
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Китай / безопасность / ШОС / Russia / China / security / SCO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лузянин Сергей Геннадьевич, Кашин Василий Борисович

Рассмотрены возможности расширения россий􏰀 ско􏰀китайского сотрудничества в сфере безопасности на фоне обо􏰀 стрения отношений двух стран с США. Предпосылки для суще􏰀 ственной активизации этого сотрудничества возникли в связи с принятием Вашингтоном новых доктринальных документов, иден􏰀 тифицирующих Россию и Китай как стратегических оппонентов, и значительного усиления экономического давления США на Моск􏰀 ву и Пекин. Отражением обостряющегося противостояния стали и американская концептуальная новелла «Индо􏰀Тихоокеанский ре􏰀 гион», и первые попытки ее воплощения. Возможной реакцией на нее Москвы и Пекина может быть повышение роли Шанхайской организации сотрудничества как в вопросах безопасности, так и в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DIMEN􏰀 SIONS OF THE RUSSO􏰀CHINESE STRATEGIC AND MILITARY􏰀POLITI􏰀 CAL PARTNERSHIP. REGIONAL ASPECTS

The article examines opportunities for expansion of the Russian􏰀Chinese secu􏰀 rity cooperation under the circumstances when both countries' relations with the US are growing increasingly tense. Prerequisites for a substantial intensification of this cooperation arose due to the adoption by Washington of important doctrines and strategies (national security, defense, nuclear posture review) identifying both China and Russia as adversaries, as well as to the dramatic increase of the US economic pressure on both countries. Another manifestation of the rivalry sharpening is the started implementation of the Indo􏰀Pacific region concept by the US. The possible reaction of Moscow and Beijing could be boosting the role of the newly expanded Shanghai Cooperation Organization in both security and economics.

Текст научной работы на тему «Новые измерения стратегического и военно􏰀политического партнерства России и Китая (региональные аспекты)»

DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10002

С.Г. Лузянин, В.Б. Кашин

НОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И КИТАЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)*

Аннотация. Рассмотрены возможности расширения российско-китайского сотрудничества в сфере безопасности на фоне обострения отношений двух стран с США. Предпосылки для существенной активизации этого сотрудничества возникли в связи с принятием Вашингтоном новых доктринальных документов, идентифицирующих Россию и Китай как стратегических оппонентов, и значительного усиления экономического давления США на Москву и Пекин. Отражением обостряющегося противостояния стали и американская концептуальная новелла «Индо-Тихоокеанский регион», и первые попытки ее воплощения. Возможной реакцией на

"— Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-014-00039 «Новые измерения стратегического и военно-политического партнерства РФ и КНР. Модель 2017—2022».

нее Москвы и Пекина может быть повышение роли Шанхайской организации сотрудничества как в вопросах безопасности, так и в экономике.

Ключевые слова: Россия, Китай, безопасность, ШОС.

Россия и Китай находятся под все возрастающим международно-политическим давлением США. В опубликованной в декабре 2017 г. Стратегии национальной безопасности США Москва и Пекин названы в качестве оппонентов Вашингтона, которые якобы бросают вызов американскому могуществу, влиянию и интересам, стараются ослабить американскую безопасность и предотвратить рост благополучия Америки. Согласно документу, РФ и КНР намерены сделать свои экономики менее свободными и честными, усилить вооруженные силы, контролировать информацию и базы данных с целью подавления своих обществ и расширения влияния государственного аппарата1. Также Китай обвиняется в нарушении прав интеллектуальной собственности и использовании на международной арене экономических стимулов и рычагов для повышения своего политического веса. Несмотря на, казалось бы, более острый характер российско-американских противоречий после событий на Украине 2014 г., Китай упоминается в документе даже несколько чаще России.

В феврале 2018 г. в Обзоре ядерной политики США было отмечено, что «Россия и Китай пополняют арсеналы новыми видами ядерных средств, повышают роль ядерных сил в стратегиях и планах

и ведут себя все более агрессивно, в том числе в космосе и кибер-

2

пространстве» . Американская администрация, ссылаясь на рост угроз со стороны России и Китая, говорит о необходимости повышения гибкости американских ядерных сил, в том числе установки боеголовок малой мощности на часть баллистических ракет подводных лодок и возвращения на вооружение крылатых ракет морского

3

базирования в ядерном оснащении .

При этом китайско-американские отношения сохраняют такую особенность, как значительная экономическая взаимозависимость сторон. Но, как показывают последние события, тесные торгово-экономические связи не способны автоматически купировать обострение противоречий между Пекином и Вашингтоном. В 2018 г.

новый виток напряженности в китайско-американских отношениях, связанный с известным повышением ввозных тарифов и пошлин, привел к полномасштабной «торговой войне» между двумя странами.

Частью процесса переформатирования современных международных отношений является достижение Россией и Китаем нового качества сдерживания Соединенных Штатов Америки и их союзников. По инициативе Москвы и Пекина, процессы этого сдерживания стали не только охватывать традиционные военно-стратегические сферы, но и приобретать некий специализированный характер. Так, Россия оппонирует США и их союзникам в области передовых ракетно-ядерных вооружений, урегулирования региональных конфликтов и других вопросов; Китай же действует в сфере мировых финансов, экономической интеграции и регионализации.

КНР и РФ совместно с другими евразийскими государствами активно продвигают формирование «Большой Евразии» как с учетом китайской инициативы «Один пояс, один путь», так и процессов ее сближения с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), расширения ШОС, реализации казахстанской программы «Светлый путь» и других проектов. Подобную активность можно рассматривать как один из вариантов сопротивления наступательной политике США в Евразии.

Региональная безопасность — традиционное направление взаимодействия РФ и Китая. Так, в регионе Центральной Азии (ЦАР), начиная с 2005 г. проводятся регулярные многосторонние учения «Мирная миссия» и другие совместные военные мероприятия4. Перед лицом ухудшения отношений обеих стран с США и новых угроз в Афганистане Россия и КНР значительно активизировали обмен разведывательной информацией, совершенствуя механизмы совместного оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.

В 2017 г. и начале 2018 г. Китай существенно повысил свою роль в обеспечении региональной безопасности в ЦАР. В рамках соглашения о взаимодействии между начальниками генеральных штабов КНР, Таджикистана, Афганистана, Пакистана, подписанного в 2016 г., китайские военнослужащие (по китайским заявлениям, «правоохранительные органы» — вероятно, подразделения Народной вооруженной полиции) впервые осуществили патрулирование на территории Афганистана5.

В начале 2018 г. в западных СМИ появились сообщения о планах КНР оказать финансовое и техническое содействие строительству новой базы вооруженных сил Афганистана на севере страны6. Хотя эта информация официально в КНР пока не подтверждалась, не вызывает никаких сомнений рост активности Китая в регионе, связанный с ожиданиями ухудшения положения в ИРА ввиду перемещения на ее территорию значительного числа бывших боевиков запрещенного в России ИГ и других радикальных исламских групп, потерпевших поражение на территории Сирии и Ирака.

В этих условиях усиливается стремление РФ и КНР к активизации двустороннего взаимодействия в военно-политической и экономической сферах. Возрастает интерес к форматам сотрудничества, отошедшим, было, на второй план, в том числе к сотрудничеству в рамках ШОС. Укрепление взаимодействия в Организации, недавно пополнившей состав своих полноправных членов, позволяет, с одной стороны, обеспечить вовлечение в сотрудничество Индии, а с другой — перед лицом расширяющихся санкций США создает условия для вывода многостороннего экономического взаимодействия на новый уровень.

В Восточной Азии обозначилась тенденция к повторному «разогреву» Вашингтоном наиболее болезненной для Китая политической проблемы Тайваня. В США были приняты законы о взаимных визитах военных кораблей Тайваня и Соединенных Штатов и об обмене поездками официальных лиц острова и США. Были разрешены значительные по объемам поставки военных технологий из США на Тайвань. В апреле 2018 г. появились сообщения о возможном визите на Тайвань летом 2018 г. помощника президента США по национальной безопасности Дж. Болтона, который может стать самым высоким по уровню визитом американского чиновника на остров за последние 30 лет. Китай, со своей стороны, возвращается к практике демонстративных военных учений вокруг острова, призванных показать «красные линии», предостеречь тайваньские власти и их американских покровителей от опрометчивых шагов .

Ситуация вокруг Тайваня, таким образом, начинает возвращаться на виток напряженности уровня второй половины 1990-х — начала 2000-х гг., когда тайваньская проблема находилась в центре ре-

гиональной повестки, а остров рассматривался как, возможно, опаснейшая горячая точка Восточной Азии.

Еще одной причиной растущей обеспокоенности КНР и России является реализуемая США с 2017 г. концепция «Индо-Тихоокеанско-го региона», направленная на вовлечение Индии в формируемый альянс с участием также США, Японии и Австралии, имеющий целью сдерживание Китая. В конце июня 2017 г. в совместном заявлении по итогам визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в США впервые был использован термин «Индо-Тихоокеанский регион»8. Именно в этом регионе две страны (Индия и США) выразили намерение сотрудничать в сфере укрепления стабильности и безопасности. Реализация концепции «Индо-Тихоокеанскогорегиона» связана также с растущей политической ролью Японии в политике сдерживания Китая не только в Северо-Восточной, но и в Южно-Восточной и Южной Азии.

Официальное утверждение вступления Индии и Пакистана в ШОС на саммите Организации в Астане (июнь 2017 г.) открывает дополнительные возможности для взаимодействия Москвы и Пекина по обеспечению безопасности на трансрегиональном уровне.

Обе страны сталкиваются с такими проблемами, как рост военного присутствия США по периметру своих границ, подпитываемого за счет эскалации американских военных расходов — до 700 млрд долл. в 2018 фин. г. и ожидаемого дальнейшего их роста до 716 млрд долл. в 2019 г.

В качестве ответного шага Пекин планирует дальнейшее наращивание сил военно-морского флота и противоракетной обороны, которые находятся на начальной стадии масштабного процесса модернизации всей ядерной триады и расширяют ареал китайского присутствия в южной и западной части Тихого океана.

С политической точки зрения, принятая США на вооружение концепция «Индо-Тихоокеанского региона», как можно предположить, имеет задачей создание широкого межрегионального механизма взаимодействия в сфере безопасности (как ее понимают США), конечной целью которого будет сдерживание Китая. Во время саммита АСЕАН в ноябре 2017 г. произошло восстановление четырехстороннего механизма по обсуждению проблем региональной безопасности с участием США, Японии, Индии и Австралии. Одна-

ко отношение к дальнейшему участию Индии в подобном взаимодействии остается внутри индийского общества неоднозначным, и индийские обозреватели и эксперты указывают на риски и сложности такого взаимодействия .

Индия старается избегать вовлечения в американские проекты, направленные на сдерживание КНР, при том что по мере активизации китайской политики в Южной и Юго-Восточной Азии столкновения интересов Дели и Пекина становятся все более частыми. Летом 2017 г. (с 16 июня по 28 августа) произошло противостояние военных двух стран на плато Доклам — пограничной территории между КНР и Бутаном. Жесткая индийская позиция в ходе пограничного кризиса, по-видимому, во многом определялась необходимостью «произвести впечатление» на менее крупные страны региона — Бангладеш, Непал, Шри-Ланку и Мальдивы и продемонстрировать способность Индии отстаивать свои интересы перед лицом Китая10. В начале 2018 г. заметную напряженность между двумя странами вызвал политический кризис на Мальдивских о-вах, которые Индия относит к своей традиционной сфере влияния и которые активизировали в последние годы сотрудничество с КНР.

Американская политика по втягиванию Индии в те или иные схемы по сдерживанию КНР несет прямую угрозу российским интересам. В случае ее успеха Россия столкнется с возможной потерей индийского рынка импорта военной техники и ядерных технологий, рискует снизить уровень отношений с одной из ключевых растущих мировых держав. Разумеется, потери России будут ничтожными по сравнению с ущербом, который понесут Китай и Индия в случае их прямого конфликта. Для РФ и Китая имеет смысл активизировать взаимодействие по смягчению и упреждению потенциальных конфликтов и напряженности, в том числе задействуя возможности сложившегося трехстороннего формата «Россия—Индия—Китай», который после саммита ШОС в Астане объединяет трех полноправных членов организации.

Таким образом, Россия и Китай в 2017 — первой половине 2018 гг. столкнулись с угрозами, связанными со значительным ухудшением военно-политической ситуации, и нарастающими общими для них рисками как на глобальном, так и региональном уровнях. Ответами на них стало наращивание сотрудничества по линии воен-

ных ведомств и специальных служб, совершенствование механизмов совместного реагирования на военно-политические кризисы в соседних регионах. В настоящее время Россия и Китай стоят перед лицом необходимости создания целого ряда новых международных механизмов безопасности, которые будут являться альтернативой существующим, находящимся под контролем США.

Шанхайская организация сотрудничества уже представляет собой одну из таких возможных альтернатив в силу своих масштабов и общности интересов ее постоянных членов. ШОС, пережив период некоторого снижения активности в начале 2010-х гг., сейчас может перейти к новому этапу роста и укрепления. Движущей силой этого укрепления станет необходимость реагирования на сходные угрозы в сферах военной и экономической безопасности, с которыми Россия и Китай сталкиваются в наибольшей степени. Организации предстоит усилить свою традиционную роль по укреплению доверия на пространстве Евразии, более энергично заявлять о своей позиции на международной арене, интенсифицировать сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом, и что не менее важно — серьезно расширить участие в региональной экономической интеграции. Все государства ШОС заинтересованы в экономическом прогрессе как на своих, так и на окружающих территориях. Хозяйственное развитие, удовлетворение жизненных потребностей населения являются не только залогом материальной и социальной устойчивости, но и политической безопасности стран Организации11.

Не стоит пренебрегать и задействованием гуманитарной составляющей ШОС как дополнительного механизма стабилизации ситуации там, где традиционные рычаги поддержания безопасности оказываются недоступными.

Примечания

1 National Security Strategy of the United States of America. December 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2 017-0905.pdf

2 Обзор ядерной политики. Февраль 2018 г. URL: https://media.defense.gov/ 2018/feb/02/2001872876/-1/-1/1/executive-summary-translation-russian.pdf

3 WSJ: США разрабатывают новую крылатую ракету морского базирования для сдерживания России и Китая // Взгляд. Деловая газета. 16.01.2018. URL: https://vz.rU/news/2018/1/16/903684.html

4 ИТАР-ТАСС, Антитеррористические учения стран ШОС «Мирная мис-сия-2014». Досье. URL: http://tass.ru/info/1393512URL: http://tass.ru/info/1393512

5 WION News. Chinese security forces caught patrolling deep inside Eastern Afghanistan. URL: www.wionews.com/south-asia/exclusive-chinese-security-forces-caught-patrolling-deep-inside-eastern-afghanistan-8008

6 Bauke, Nicole. Now China's helping to build a military base in Afghanistan. URL: https://www.militarytimes.com/news/2018/02/02/now-chinas-helping-to-build-a-mil itary-base-in-afghanistan/

7 Ramzy, Austin. China Conducts War Games, and Taiwan Is the Target // The New York Times. 18.04.2018. URL: https://www.nytimes.com/2018/04/18/world/as ia/china-war-games-taiwan-.html

8 Joint Statement — United States and India: Prosperity Through Partnership. URL: http://mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/28560/United_States_and_Indi a_Prosperity_Through_Partnership

9 Joshi, Manoj. Why India Should Be Wary of the Quad. URL: https://thewire.in/ external-affairs/india-us-japan-australia-quadrilateral-alliance

10 Kattakayam, Jiby J . 'Our stance at Doklam will make positive impression on friends like Bangladesh, Nepal, Sri Lanka and Maldives'//The Times of India. 21.07.2017. URL: https://blogs.timesofindia.indiatimes.com/jibber-jabber/our-stance-at-doklam-will-make-positive-impression-on-friends-like-bangladesh-nepal-sri-lanka-and-maldives

11 См., напр.: Сафронова Е.И. К вопросу об объективной необходимости российско-китайского сотрудничества в Центральной Азии// Китай: шансы и вызовы глобализации. Ч. 2. М.: ИДВ РАН, 2003. C. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.