Научная статья на тему 'Новые изменения в законодательстве'

Новые изменения в законодательстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые изменения в законодательстве»

Бухгалтеру бюджетного учреждения на заметку

НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Министерство культуры Российской Федерации в дополнение к письму от 21.05.2015 № 185-01-39-НМ письмом от 03.07.2015 № 231-01-39-НМ сообщает, что в целях оказания методической помощи были разработаны Методические рекомендации по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с указаниями особенностей введения типовых норм труда в библиотеках, фильмофондах, зоопарках, музеях и других организациях музейного типа, утвержденных приказами Минкультуры России от 30.12.2014 № 2477 и № 2478.

Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минкультуры России1 в разделах «Главная», «Министерство», «Департаменты», «Департамент экономики и финансов», «Методические рекомендации» и могут быть использованы в работе.

Министерство культуры Российской Федерации сообщает о необходимости в соответствии с планами мероприятий («дорожными картами») обеспечить внедрение типовых отраслевых норм труда в указанных учреждениях и направить соответствующую информацию в рамках отчета по мониторингу Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 20122018 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, в Минкультуры России в установленные сроки.

Кроме того, Минкультуры России в настоящее время разрабатывает информационный сервис по формированию штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда, который позволит рассчитывать нормативную численность работников учреждения в соответствии

1 URL: mkrf.ru.

с выполняемыми в учреждении объемами работ. Информация о запуске информационного сервиса будет доведена дополнительно после завершения апробации в пилотных подведомственных учреждениях культуры.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими вопросами, а также в целях обеспечения единого подхода при отражении в бюджетном учете операций по перечислению заработной платы работникам (сотрудникам) учреждений на банковские карты письмом от 08.07.2015 № 02-07-07/3946 «Об отражении в бюджетном учете операций по перечислению заработной платы работникам (сотрудникам) учреждений на банковские карты» сообщает следующее.

В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

В настоящее время Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н, не содержит прямых указаний по отражению операций по перечислению заработной платы работникам (сотрудникам) учреждения на банковские счета, к которым привязаны банковские карты.

Вместе с тем согласно положениям п. 2 Инструкции № 162н при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для

отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов.

В соответствии с положениями п. 273 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, сч. 030403000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» предназначен для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий или иных периодических платежей. При этом удержания производятся на основании соответствующих документов - письменных заявлений сотрудников или исполнительных листов.

В случае если в соответствии с коллективным договором или трудовым договором в учреждении предусмотрено перечисление заработной платы работникам (сотрудникам) учреждения на банковские счета, в том числе на счета, к которым привязаны банковские карты, указанные операции следует отражать следующими бухгалтерскими записями:

1) Д-т сч. КРБ 140120211 К-т сч. КРБ 130211730 - начислена заработная плата работникам (сотрудникам);

2) Д-т сч. КРБ 130211830 К-т сч. КРБ 130405211 - перечислена заработная плата на банковские карты работников (сотрудников).

Указанный порядок отражения в бюджетном учете перечисления заработной платы сотрудников учреждения на счета работников в банке, в том числе на счета банковских карт, необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» были внесены в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации следующие основные изменения. Так, адвокатскими палатами признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в виде адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации для реализации

целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве всех адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства. Особенности создания, правового положения и деятельности адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности, создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. Особенности создания, правового положения и деятельности адвокатских образований, являющихся юридическими лицами, определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Федеральная налоговая служба письмом от 09.07.2015 № ЕД-4-3/11983 «О направлении разъяснений по учету расходов НКО» направляет для сведения и использования в работе письма Минфина России от 16.03.2015 № 03-03-10/13805 и от 25.06.2015 № 03-03-10/36660 по вопросам распределения расходов некоммерческими организациями в соответствии с п. 1 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Минфин России письмом от 16.03.2015 № 03-03-10/13805 в связи с письмом о доведении разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций, расходов некоммерческих организаций до сведения налоговых органов и налогоплательщиков и размещении их на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС России, обязательные

для применения налоговыми органами», сообщает, что критерии признания расходов для целей налогообложения прибыли организаций установлены ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу данной статьи НК РФ расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлены ст. 251 НК РФ, их перечень является закрытым.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования по перечню таких доходов, поименованных в данном пункте. При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Аналогичная норма в отношении целевых поступлений предусмотрена в п. 2 ст. 251 НК РФ, согласно которой при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Учитывая изложенное, некоммерческая организация вправе учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли затраты, соответствующие критериям, установленным ст. 252 НК РФ. При этом расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

В том случае, если налогоплательщик, применяющий в налоговом учете метод начисления,

осуществляет какие-либо расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, по которым ведется обособленный учет, их распределение осуществляется с учетом положений ст. 272 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Таким образом, если некоммерческая организация, применяющая в налоговом учете метод начисления, производит какие-либо общехозяйственные расходы, связанные как с деятельностью, осуществляемой в рамках целевого финансирования и (или) целевых поступлений, так и с предпринимательской деятельностью, и при этом невозможно однозначно установить, что такие расходы не осуществляются в рамках ведения деятельности за счет средств целевого финансирования и (или) целевых поступлений, такие расходы не могут быть в полном объеме учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определяемой в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности некоммерческой организации.

При этом отнесение подобных расходов в полном объеме к расходам, произведенным за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, при наличии обособленного учета допускало бы различное применение норм законодательства о налогах и сборах коммерческими и некоммерческими организациями и в силу этого противоречило бы принципу равенства налогообложения. Между тем, как указывается в определении Конституционного Суда РФ от 27.11.2005 № 412-О, поскольку плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации, независимо от их статуса как коммерческих или некоммерческих, некоммерческие организации для исчисления налога на прибыль вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов на общих основаниях, учитывая в том числе установленные условия признания произведенных затрат расходами и порядок составления расчета налоговой базы.

Таким образом, распределение таких расходов некоммерческих организаций между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринима-

тельской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации) осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ.

Минфин России письмом от 25.06.2015 № 03-03-10/36660, рассмотрев письмо о согласовании дополнительных разъяснений по вопросу распределения бюджетными и автономными учреждениями общехозяйственных расходов в соответствии с п. 1 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации, сообщает, что согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации на бюджетные и автономные учреждения - получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Пунктом 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

При этом согласно ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая положения упомянутых ранее статей НК РФ, расходы, произведенные бюджетными и автономными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не подлежат распределению в пропорции согласно п. 1 ст. 272 НК РФ.

Правовое положение деятельности бюджетных и автономных учреждений определено соответственно Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Согласно их положениям данные учреждения создаются Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

При этом бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы де-

ятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (пп. 2, 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с п. 6 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным или автономным учреждением осуществляется в виде субсидии (п. 9 Положения).

Пунктом 10 Положения определено, что размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и

особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному или автономному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Из п. 11 Положения следует, что при оказании в случаях, установленных федеральным законом, федеральными бюджетными или автономными учреждениями государственных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).

Приказами Минфина России № 137н и Минэкономразвития России № 527 от 29.10.2010 утверждены Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений. Согласно п. 18 Методических рекомендаций в состав нормативных затрат на общехозяйственные нужды включаются затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества); содержание недвижимого имущества; содержание особо ценного движимого имущества; приобретение услуг связи; приобретение транспортных услуг; оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги); прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

Соответствующими пунктами Методических рекомендаций определен порядок формирования конкретных видов нормативных затрат. Так, например, в составе нормативных затрат на коммунальные услуги учитываются: нормативные затраты на потребление электрической энергии в размере 90% общего объема затрат на оплату указанного вида

коммунальных платежей; нормативные затраты на потребление тепловой энергии в размере 50% общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей.

Кроме того, при сдаче в аренду с согласия учредителя недвижимого и (или) особо ценного движимого имущества, закрепленного учредителем за бюджетным (автономным) учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания названного имущества учредителем не осуществляется (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»),

Показатели по поступлениям и выплатам отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, порядок составления и утверждения которого с учетом требований, определенных приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н, устанавливает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 3.3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ).

Учитывая изложенное, к расходам, не учитываемым бюджетными и автономными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий, относятся фактически осуществленные расходы, рассчитанные исходя из нормативов, определенных Методическими рекомендациями. Разница между суммой фактически произведенных расходов и суммой фактически произведенных расходов, рассчитанных исходя из нормативов, определенных Методическими рекомендациями, подлежит учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Иные расходы, возникающие у бюджетных и автономных учреждений в ходе хозяйственно-финансовой деятельности, произведенные за счет доходов от предпринимательской деятельности, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации) распределяются в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.