Научная статья на тему 'Новые информационные системы управления рисками в условиях цифрового банкинга'

Новые информационные системы управления рисками в условиях цифрового банкинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / РИСКИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РИСК-АППЕТИТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомаева Лейла Румановна

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку вопросы цифровизации банковского бизнеса, затрагивают в первую очередь вопросы, связанные с рисками. Данные аспекты определяют развитие новых информационных систем управления рисками, что меняет качество продуктов и услуг, формируя высокоинтегрированные решения. В работе подчеркивается важность создания банковских продуктов и сервисов преимущественно с помощью цифровых технологий, которые выступают одновременно ключевыми информационными каналами для банка и для клиента, одновременно формируя специфические риски. Внедрение инноваций происходит повсеместно, что открывает дополнительные возможности для развития цифрового банкинга и совершенствования сервиса и продуктового ряда. Однако, любая технология способна как предотвращать, так и проецировать новые риски, которые создаются вследствие их практического внедрения. Учитывая данные проблемы, возрастает необходимость развития дополнительного контроля для обеспечения безопасной работы новых технологических решений. Автором выводится утверждение, что современные информационные системы формируют разнообразные стратегии для цели управления рисками, включая их распределение и пересмотр риск-аппетита, ресурсы для мониторинга и оценки рисков с учетом их влияния на деятельность банка и существующие уязвимости, новые методологии риск-менеджмента для развития банковского бизнеса. На практике подобные системы получили название СУРБ (системы управления рисками банка), где в автоматизированном режиме происходит обработка информации, создание отчетов и процедур выявления источников возникновения риска. СУРБ представляет собой комплексное технологическое решение, создающее основу для системы внутреннего контроля и обработки информации о клиентах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые информационные системы управления рисками в условиях цифрового банкинга»

УДК 336

Магомаева Лейла Румановна,

кандидат экономических наук, доцент,

заведующая кафедрой информационных систем в экономике,

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Милли-онщикова, г. Грозный.

Magomaeva Leila Rumanovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Head of the Department of Information Systems in Economics,

M.D. Millionshchikov Grozny State Oil Technical University,

Grozny.

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО БАНКИНГА

NEW RISK MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS IN DIGITAL BANKING

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку вопросы цифровизации банковского бизнеса, затрагивают в первую очередь вопросы, связанные с рисками. Данные аспекты определяют развитие новых информационных систем управления рисками, что меняет качество продуктов и услуг, формируя высокоинтегрированные решения. В работе подчеркивается важность создания банковских продуктов и сервисов преимущественно с помощью цифровых технологий, которые выступают одновременно ключевыми информационными каналами для банка и для клиента, одновременно формируя специфические риски. Внедрение инноваций происходит повсеместно, что открывает дополнительные возможности для развития цифрового банкинга и совершенствования сервиса и продуктового ряда. Однако, любая технология способна как предотвращать, так и проецировать новые риски, которые создаются вследствие их практического внедрения. Учитывая данные проблемы, возрастает необходимость развития дополнительного контроля для обеспечения безопасной работы новых технологических решений.

Автором выводится утверждение, что современные информационные системы формируют разнообразные стратегии для цели управления рисками, включая их распределение и пересмотр риск-аппетита, ресурсы для мониторинга и оценки рисков с учетом их влияния на деятельность банка и существующие уязвимости, новые методологии риск-менеджмента для развития банковского бизнеса. На практике подобные системы получили название СУРБ (системы управления рисками банка), где в автоматизированном режиме происходит обработка информации, создание отчетов и процедур выявления источников возникновения риска. СУРБ представляет собой комплексное технологическое решение, создающее основу для системы внутреннего контроля и обработки информации о клиентах.

Ключевые слова: банки, риски, цифровые технологии, риск-аппетит, информационные системы.

The relevance of this article is not in doubt, since the issues of digitalization of the banking business primarily affect issues related to risks. These aspects determine the development of new risk management information systems, which changes the quality of products and services, forming highly integrated solutions. The work emphasizes the importance of creating banking products and services primarily through digital technologies, which are both key information channels for the bank and for the client, while simultaneously forming specific risks. Innovation is happening everywhere, which opens up additional opportunities for the development of digital banking and the improvement of service and product range. However, any technology is capable of both preventing and projecting new risks that are created as a result of their practical implementation. Given these problems, there is a growing need for the development of additional controls to ensure the safe operation of new technological solutions.

The author argues that modern information systems form various strategies for the purpose of risk management, including their distribution and risk appetite revision, resources for monitoring and assessing risks taking into account their impact on the bank's activities and existing vulnerabilities, new risk management methodologies for the development of banking business. In practice, such systems are called SURB (bank risk management systems), where information is processed in an automated way, reports are created and procedures for identifying sources of risk occur. The SURB is a comprehensive technological solution that creates the basis for an internal control system and the processing of customer information.

Keywords: banks, risks, digital technologies, risk appetite, information systems.

ВВЕДЕНИЕ

Знания и инновации, как известно, играют решающую роль в современной экономике. В научной литературе встречается термин «информационно-инновационные сети», который объединяет возможности по взаимодействию человеческих и информационных ресурсов, посредством которых происходит рост инноваций и развитие сетевых эффектов. Такие сети создаются в условиях рисков и неопределенности внешней и внутренней среды, поскольку обеспечивают рост инноваций и снижение издержек производителей [5].

86

Внедрение инноваций происходит повсеместно, что открывает дополнительные возможности для развития цифрового банкинга и совершенствования сервиса и продуктового ряда.

В эпоху доиндустриального развития интернета создание нового продукта или сервиса было связано преимущественно с возможностью его реализации через банковскую сеть, что определяло массовое открытие новых филиалов и точек продаж. В постиндустриальном периоде развития интернета произошло изменение модели продажи продукта с использованием информационных систем, что качественным образом отразилось на состоянии сети и последующем сокращении ее локализации.

Дополнительным шагом на пути смещения стратегических ориентиров в развитии единых информационных решений в кредитно-финансовом секторе послужили изменения, введенные Базельским соглашением, второй и третьей Директивой (прим. автора. Базель II и Базель III.), связанные с разделением рисков контрагентов и операционных рисков, включая информационный риск и риск информационной безопасности. Новейшей парадигмой современного международного законодательства стало жесткое дифференцирование процессов разработки и производства продуктов от их реализации, и это стало основной характеристикой глобальных стандартов по управлению рисками в кредитно-финансовых организациях. Важно учитывать, что сегодня создание банковских продуктов и сервисов происходит преимущественно с помощью цифровых технологий, которые выступают одновременно ключевыми информационными каналами для банка и для клиента, одновременно формируя специфические риски.

В современных экономических условиях понимание важности развития новых информационных систем управления рисками в условиях цифрового банкинга определяет следующие вызовы:

• Возникновение неизвестных зон риска, образуемых вследствие цифровизации банковской среды. Поиск таких зон определяет одновременное развитие информационных систем банка, в частности путем преобразования неструктурированных данных в структурированные, с тем чтобы формализовать эти данные в конкретные индикаторы для реагирования на риски.

• Отсутствие возможных контрольных процедур для используемых технологий искусственного интеллекта, поскольку их применение пока не носит массовый характер в банковской сфере, что создает риск необнаружения неизвестных зон.

• Массовая цифровизация банковской сферы создает дополнительную угрозу для всего финансового рынка, формируя новые ограничения по контролю и распространению рисков.

Симбиоз философии, нейронауки и информационных технологий, свойственный новому вектору развития информационных систем в кредитно-финансовой сфере, определяет новые направления совершенствования оценки и управления рисками ввиду возникновения современных вызовов и проблем, связанных с технологическими и иными ограничениями. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Эффективное управление рисками определяет необходимость создания единой информационной системы, аккумулирующей большие данные и информацию об источнике риска. На практике подобные системы получили название СУРБ (системы управления рисками банка), где в автоматизированном режиме происходит обработка информации, создание отчетов и процедур выявления источников возникновения риска. СУРБ представляет собой комплексное технологическое решение, создающее основу для системы внутреннего контроля и обработки информации о клиентах.

Среди информационных систем, которые должны оказать наибольшее влияние на развитие банковского бизнеса до 2020 года и которые уже внедрены или будут внедрены в практику в этот период, специалисты, как правило, выделяют большие массивы данных и облачные платформы. Однако наибольший потенциал сконцентрирован в области развития технологий больших данных в целях прогнозирования рисков и построения аналитических моделей.

По прогнозам крупнейшей консалтинговой компании PwC, к 2030 году развитие искусственного интеллекта повысит мировой ВВП на 15,7 трлн. долл. США, в первую очередь за счет увеличения эффективности процессов и ценности для клиента [2].

Каковы масштабы воздействия рисков на деятельность кредитно-финансовой организации? Ответ на этот вопрос лежит в области рисков кибербезопасности, которые сегодня оказывают наиболее существенное влияние на деятельность организаций. Как следует из данных отчета о наиболее существенных рисках, ущерб, нанесенный ураганами «Рита» и «Катрина» в 2005 году, составил около 10 млрд. долл. США [7], в то время как последствия массированной хакерской атаки на нефтеперерабатывающие заводы за аналогичный период нанесли компаниям ущерб в несколько раз. Наряду с риском ки-бербезопасности развитие цифровых технологий определяет существенный рост операционных, комп-лаенс и регуляторных рисков, а также рисков, связанных с информационной корпоративной культурой. РЕЗУЛЬТАТЫ

Рассматривая негативный опыт реализации информационной культуры в компании BearStearns [9], впоследствии приведший к ее банкротству, можно выделить четыре основных вида отклонений от существующих базовых принципов:

87

• применялись устаревшие и неточные модели анализа конфиденциальности информации на всех основных уровнях;

• проводился формальный анализ рисков информационной безопасности;

• отсутствовала четкая привязка уровня доступа к информации в соответствии с уровнем принятия решений;

• функция рисков информационной безопасности сводилась к мониторингу и контролю, а не к оценке и управлению информацией;

• используемая управленческая отчетность не обеспечивала анализ стратегических рисков и процесса принятия стратегических решений;

• организационная структура выстроена из отдельных «закрытых» информационных блоков.

Достаточно сказать, что развитие искусственного интеллекта в банковском бизнесе значительно

снижает операционные затраты банка, но, с другой стороны, применяемые алгоритмы не всегда являются объективными, отражающими реальную картину, что требует дополнительной проверки со стороны технических и юридических специалистов. До сих пор в банках не решена проблема использования автоматизированной информационной системы управления и оценки рисков по причине недостаточно эффективной используемых работы алгоритмов, нуждающихся в дополнительной проверке. По мере развития высоких технологий активно развиваются и различные способы мошеннических действий, как на дистанционной, так и не дистанционной основе.

Специалисты отмечают, что защита корпоративной информации не может носить универсальный характер, даже в условиях ее стандартизации со стороны регулирующих и контролирующих органов. Подобную точку зрения разделяет и М.А. Биганова [1], которая полагает, что в зависимости от выбранной специфики корпоративного контроля должны создаваться адекватные механизмы реагирования на внешние угрозы. Развитие новых информационных каналов в структуре кредитно-финансового сектора обуславливает запрос на новые технологические средства ее защиты [4].

Следует учитывать то обстоятельство, что создаваемые в мире системы информационной безопасности не имеют шаблонов о прошедших атаках и мошеннических действиях, также в системе отсутствуют знания о возможностях их предотвращения, что предопределяет необходимость их обучения на основе технологий искусственного интеллекта. В условиях активной информатизации банковской системы вполне объяснимо развитие дистанционных технологий банковского обслуживания, предполагающих использование удаленного доступа к счетам клиента. Именно в этом сегменте сконцентрировано наибольшее количество информационных атак и угроз.

В научной литературе [10] можно встретить мнения о том, что развитие технологий искусственного интеллекта наряду с возможностями для современного банкинга создает ряд угроз и рисков, нуждающихся в дополнительном контроле. Принято считать, что использование Data Science Machine Learning позволяет сократить трудозатраты специалистов на обработку огромных массивов неструктурированных данных, тогда как за рамками научных исследований до сих пор остается проблема поиска информационных систем, способных отслеживать риски, создаваемые цифровыми технологиями.

Без развития цифрового банкинга сегодня трудно представить современную банковскую систему, однако любая технология способна как предотвращать, так и проецировать новые риски, которые создаются вследствие их практического внедрения. Учитывая данные проблемы, возрастает необходимость развития дополнительного контроля для обеспечения безопасной работы новых технологических решений, что обусловлено:

• недостаточной рентабельностью кредитных и финансовых организаций, связанной с низкой отдачей инвестиций или прибыли от собственного капитала;

• завышенными ожиданиями потребителей, связанными с развитием дистанционных технологий и сервисом для обеспечения необходимого качества обслуживания;

• повышением конкуренции со стороны компаний, занимающихся финансовыми технологиями, что создает проблемы и трудности для традиционных банков, не имеющих возможность к адаптации изменений не только в области технологий, но также при финансовых операциях, в сфере культуры и в других аспектах социальной деятельности;

• повышением регуляторных требований ввиду того, что банкам приходится тратить значительную часть своего дискреционного бюджета на их соответствие, а также на разработку систем и процессов их развития с учетом растущих потребностей клиентов.

В этой связи определяющим условием для преодоления данных барьеров становится необходимость создания качественно новой информационной системы для управления рисками, применимой для всех участников финансового рынка не только в рамках секторального развития, но и в целях обеспечения конкурентоспособности экономики за счет повышения эффективности технологий и снижения неопределенности во внешней и внутренней среде.

88

Принято считать, что деятельность, связанная с внедрением новых технологий в банковском бизнесе, в дальнейшем позволяет лучше и эффективнее управлять рисками, возникающими вследствие их использования в практической деятельности. Отчасти мы разделяет данную позицию, поскольку процесс внедрения инновационных информационных систем начинается с оценки вероятности подверженности рискам, что позволяет проводить пересмотр рисков и риск-аппетита в соответствии со стратегическими целями банка и оценивать механизм их управления с учетом возможных отклонений в работе системы.

Нельзя не согласиться с позицией С.С. Галазовой [3], прямо указывающей на то, что единство любого экономического пространства является инструментом для развития всей экономической деятельности. Действительно, внедрение новой информационной системы требует не только изменения бизнес-модели кредитно-финансовой организации, но и построения адекватной защиты для реагирования на возможные риски и изменения во внешней и внутренней среде.

Оценка рисков на этапе рассмотрения новых возможностей в ходе цифровизации банковской деятельности совместно с бизнес-подразделениями помогает предотвратить возможные риски в рамках отдельного этапа или процесса построения информационной системы.

Переход кредитно-финансовых организаций на цифровые стандарты (прим. автора. Согласно Директивы PSD2, конечная дата реализации установлена на 3 квартал 2019 года) работы требует предварительного тестирования новых продуктов, услуг и системы безопасности расчетов и платежей, что обеспечивается посредством защищенной «песочницы». Данный термин в настоящий момент широко распространен в деятельности финансовых посредников при внедрении новой технологии или стандартов для тестирования и постоянного развития услуг, которые используют интерфейс банка.

Оценка рисков на этапе рассмотрения новых технологических возможностей при реализации информационных решений и одобрение либо запрет на дальнейшую реализацию инициативы совместно с бизнес-подразделениями помогают осуществлять контроль рисков в течение всех этапов работы. Проведенные ранее научные исследования свидетельствуют о том, что компании управляют рисками более эффективно в случае, если руководители в области управления рисками:

• участвуют в разработке стратегии новых инвестиций вместе с руководителями бизнес-подразделений и советом директоров;

• лучше информированы о текущих и возможных рисках, связанных с внутренней и внешней операционной деятельностью [6].

С нашей точки зрения, тесная вовлеченность руководителей в области управления банковских рисков в процесс внедрения новых информационных технологий будет способствовать более точной экспертизе последствий, связанных с их внедрением.

На сегодняшний день наиболее известная методология управления операционными рисками в кредитно-финансовом секторе реализована в рамках «Процедурной модели SAP» охватывающей ряд интеграционных решений для создания новейших структур управления и обработки информационных данных об инцидентах операционного риска в организациях кредитного-финансового сектора. В ее основе лежит внедрение комплексной информационной системы подразумевающей обеспечение непрерывной и взаимосвязанной платформы, объединяющей информационные модули по учету и контролю операционных рисков, работы бэк-офиса и бэк-фронтальных подразделений, ориентированных на работу с клиентами и удовлетворение их потребностей в конкретных продуктах и услугах, что позволяет формализовать основу для регистрации инцидентов операционного риска. Среди существенных недостатков данной методологии автор выделяет отсутствие формализованных индикаторов сигнализирующих об отсутствии операционного риска и высокую стоимость программного обеспечения, реализуемого на ее основе.

По мнению автора, ведение формализованных индикаторов операционного риска может быть реализовано с использованием СУОР при использовании информационных данных по инцидентам, которые представляют собой регулярно отслеживаемые параметры, характеризующие риски либо их «предикторы» — факторы, оказывающие существенное влияние на операционный риск.

Проверка качества функционирования СУОР проводится до внедрения и после внедрения системы на основе анализа причинно-следственной связи и включает разработку оценочной методологии на основе двух составляющих:

• информационной оценки снижения прямых потерь от операционного риска, на минимизацию которого направлено данное предложение;

• информационной оценки динамики положения операционного риска в матрице рисков в координатах «прямые потери — косвенные потери».

Оценка прямого воздействия производится в баллах на основе расчетной величины прямых потерь. Прямые потери равны отдельной ожидаемой (или фактической, если расчет проводится после внедрения) потере, связанной с выявленным риском, которая может произойти (либо произошла, если расчет

89

проводится после внедрения) в течение 12-месячного периода времени, умноженной на вероятность (математическое ожидание) количества таких потерь в год.

Дополнительным шагом может стать осуществление периодического пересмотра уровня риск-аппетита и толерантности к риску [8]. Учитывая, что толерантность к новым видам риска может существенно отличаться от уровня толерантности к операционному риску, комплаенс-риску или риску ки-бербезопасности, необходимо время от времени осуществлять пересмотр общих параметров риск-аппетита, что достигается в условиях использования пересмотра уровня риска в зависимости от сложности внедряемых технологических решений.

Необходимым решением в целях определения общих параметров риск-аппетита может стать использование информационной культуры, под которой мы понимаем комплекс мероприятий, направленный на противодействие рискам от внедрения новых информационных технологий. Информационная культура сегодня — это продолжение курса на интеграцию информационного менеджмента в ключевые процессы банка за счет слаженного взаимодействия руководства, функции управления информацией и функции информационной безопасности, ориентированных на достижение стратегических целей, и появления все новых и более совершенных инструментов и технологий.

Практическое внедрение новой информационной культуры предусматривает реализацию принципа осознания и понимания важности информации по всей структуре банка, начиная с участников банка и заканчивая его рядовыми сотрудниками, что позволяет систематизировать задачи по:

• созданию четкой информационной структуры и системы подотчетности руководителей различного уровня банка;

• передаче на все уровни управления, во все структурные подразделения банка ответственности за идентификацию информации и ее оценку, «встраивание» процессов контроля, ограничивающих риск информационной безопасности, в бизнес-процессы (когда оценка риска является необходимым элементом любого технологического проекта в банке);

• выявлению и оценке информации, связанной с внедрением новых продуктов или видов операций на стадии их внедрения в банке, т.е. до внедрения банковского продукта, а не после.

Понимание важности задач информационной культуры заложено в основных тенденциях развития глобальной информационной среды — BIG DATA на ближайшие годы в соответствии с Международными стандартами информационной безопасности.

С практической точки зрения, внедрение принципов информационной культуры обусловлено увеличением количества и качества информации, сложности инструментов по ее управлению и необходимости доведения до каждого сотрудника важности осознанного отношения к рискам утечки или раскрытия конфиденциальной информации в доступной форме, определяющих:

• получение сотрудниками банка практических навыков в сфере управления информацией посредством систематического обучения;

• правильное использование руководителями и сотрудниками инструментов управления информацией в повседневной деятельности;

• формирование у сотрудников навыков правильного и своевременного применения инструментов управления информационными данными;

• открытые и активные коммуникации руководителей с сотрудниками о ценностях и принципах информационной культуры;

• добровольное информирование сотрудниками о фактах нарушений по действующим в банке каналам связи;

• раскрытие банком любой публичной информации только в соответствии с запросом уполномоченных органов.

ВЫВОДЫ

Практическое внедрение информационной культуры предусматривает реализацию принципа осознания и понимания важности информации по всей структуре банка, начиная с участников банка и заканчивая его рядовыми сотрудниками, что позволяет систематизировать задачи по:

• созданию четкой информационной структуры и системы подотчетности руководителей различного уровня банка;

• передаче на все уровни управления, во все структурные подразделения банка ответственности за идентификацию информации и ее оценку, «встраивание» процессов контроля, ограничивающих риск информационной безопасности, в бизнес-процессы (когда оценка риска является необходимым элементом любого технологического проекта в банке);

• выявлению и оценке информации, связанной с внедрением новых продуктов или видов операций, на стадии их внедрения в банке, т. е. до внедрения банковского продукта, а не после.

На сегодняшний день крупнейшие иностранные и российские банки все чаще сталкиваются с беспрецедентными темпами развития информационных данных, что обусловлено внедрением самых пере-

90

довых систем кибербезопасности при условии создания и сохранения конкурентных преимуществ в борьбе за клиента.

Таким образом, формирование новых информационных систем управления рисками в условиях цифрового банкинга определяет следующие основные направления:

• создание комплексной системы защиты от рисков в условиях цифровизации банковских технологий;

• пересмотр уровня риск-аппетита в соответствии с внедряемыми информационными решениями;

• применение принципов построения информационной культуры при внедрении новых информационных решений и освоение новых инструментов для инновационного развития банковского бизнеса.

Данные направления диктуют необходимость решения следующих задач:

• создание устойчивой связи между эффективным управлением рисками и оценкой полезности используемых информационных технологий в банке;

• тестирования новых продуктов, услуг и системы безопасности расчетов и платежей с применение принципов защищенной «песочницы», позволяющей проводить дополнительный анализ существующих рисков;

• определение уровня риск-аппетита к рискам до момента внедрения нового продукта или услуги при использовании цифрового банкинга;

• ранняя оценка и диверсификация рисков для сопоставления их с приоритетами стратегии банка.

• использование новых методов и подходов в визуализации риска для получения более качественных аналитических данных и применения их в целях совершенствования информационных систем управления рисками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• внедрение риск-культуры, обеспечивающей охват различных направлений и контрольных функций в банке, в т.ч. связанных с повышением эффективности информационной безопасности и ее интеграции в процессы принятия управленческих решений, а также внедрение риск-ориентированных инструментов, объединенных принципами критического анализа, открытости, сотрудничества и соблюдения установленных правил использования информации.

Раннее выявление признаков утечки информации и реагирование на них становится дополнительным конкурентным преимуществом для банков в условиях растущего рынка, что определяет необходимость внедрения новых инструментов и методов информационной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биганова М.А. Исследование специфики рынка корпоративного контроля в РФ / М.А. Биганова, С.С. Ашкалов, Н.Н. Новосёлова // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. — 2015. — № 3 (35). — С. 6.

2. Всемирное исследование Digital IQ за 2017 год. Цифровое десятилетие. В ногу со временем», PwC, 2017 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.pwc.ru/ru (дата обращения: 18.09.2018).

3. Галазова С.С. Экономика РСО-Алания: региональная специфика глобальных тенденций / С.С. Галазова, Б.Т. Мор-гоев // Сборник статей. — Владикавказ: СОГУ, 2003. — С. 45.

4. Магомаева Л.Р. Информационно-коммуникативные технологии в мировой финансовой глобализации / Л.Р. Магомаева // Экономические и гуманитарные науки. — 2017. — № 10 (309). — С. 72-84.

5. Магомаева Л.Р. Развитие институтов хейдж-фондов для инвестиций в крупные инновационные предпринимательские структуры / Л.Р. Магомаева // Новые технологии. — 2012. — Вып. 1. — С. 134-138.

6. Перлин Г. Риск как бизнес: взгляд финансового директора на управление рисками. / Г. Перлин, К. Идз [Электронный ресурс] // От идей к действиям: серия публикаций Дарденской школы бизнеса при Виргинском университете. — 2017. — 5 сентября. — Режим доступа: ideas.darden.virginia.edu/2017/09/ (дата обращения: 18.09.2018).

7. Штайн М. Что станет с нефтяной индустрией Хьюстона после урагана «Харви» / М. Штайн [Электронный ресурс] // Журнал WIRED. — 2017. — 21 сентября. — Режим доступа: www.wired.com/story/what-will-happen-to-the-gulf-coast-if-the-oil-industry-retreats/ (дата обращения: 18.09.2018).

8. Al-Hassan A. The GCC banking sector: Topography and analysis / А. Al-Hassan, М. Khamis, N. Oulidi // Banks and Banks Systems. — 2010. — 5 (3). — Рр. 15-28.

9. Delloite&Tush [Electronic Resource]. — Access mode: www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology/solutions/emea-csf/ technology-csf.html (date of the application: 18.09.2018).

10. Zhang X. Analysis on the motivations for the internationalization operation of China's commercial bank / X. Zhang // Asian Social Science. — 2008. — Vol. 4, No 9. — Рр. 76-79.

SPISOK LITERATURY

1. Biganova M.A. Issledovaniye spetsifiki rynka korporativnogo kontrolya v RF / M.A. Biganova, S.S. Ashkalov, N.N. Novosolova // Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym khozyaystvom. — 2015. — № 3 (35). — S. 6.

2. Vsemirnoye issledovaniye Digital IQ za 2017 god. Tsifrovoye desyatiletiye. V nogu so vremenem», PwC, 2017 god [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.pwc.ru/ru (data obrashcheniya: 18.09.2018).

3. Galazova S.S. Ekonomika RSO-Alaniya: regional'naya spetsifika global'nykh tendentsiy / S.S. Galazova, B.T. Morgoyev // Sbornik statey. — Vladikavkaz: SOGU, 2003. — S. 45.

4. Magomayeva L.R. Informatsionno-kommunikativnyye tekhnologii v mirovoy finansovoy globalizatsii / L.R. Magomayeva // Ekonomicheskiye i gumanitarnyye nauki. — 2017. — № 10 (309). — S. 72-84.

91

5. Magomayeva L.R. Razvitiye institutov kheydzh-fondov dlya investitsiy v krupnyye innovatsionnyye predprinimatel'skiye struktury / L.R. Magomayeva // Novyye tekhnologii. — 2012. — Vyp. 1. — S. 134-138.

6. Perlin G. Risk kak biznes: vzglyad finansovogo direktora na upravleniye riskami. / G. Perlin, K. Idz [Elektronnyy resurs] // Ot idey k deystviyam: seriya publikatsiy Dardenskoy shkoly biznesa pri Virginskom universitete. — 2017. — 5 sentyabrya. — Rezhim dostupa: ideas.darden.virginia.edu/2017/09/ (data obrashcheniya: 18.09.2018).

7. Shtayn M. Chto stanet s neftyanoy industriyey KH'yustona posle uragana «Kharvi» / M. Shtayn [Elektronnyy resurs] // Zhurnal WIRED. — 2017. — 21 sentyabrya. — Rezhim dostupa: www.wired.com/story/what-will-happen-to-the-gulf-coast-if-the-oil-industry-retreats/ (data obrashcheniya: 18.09.2018).

8. Al-Hassan A. The GCC banking sector: Topography and analysis / А. Al-Hassan, М. Khamis, N. Oulidi // Banks and Banks Systems. — 2010. — 5 (3). — Рр. 15-28.

9. Delloite&Tush [Electronic Resource]. — Access mode: www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology/solutions/emea-csf/ technology-csf.html (date of the application: 18.09.2018).

10. Zhang X. Analysis on the motivations for the internationalization operation of China's commercial bank / X. Zhang // Asian Social Science. — 2008. — Vol. 4, No 9. — Рр. 76-79.

Статья поступила в редакцию 21 ноября 2018 года Статья одобрена к печати 15 января 2019 года

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.