УДК 78.036(470)
Р. Н. Слонимская
Новые имена - новые поиски: композиторы Настасья Хрущева, Антон Танонов
Проблема статьи ставится в связи с творчеством современных композиторов Санкт-Петербурга. Представлены молодые композиторы Н. Хрущева и А. Танонов. Читатель знакомится с их творчеством, которое раскрыто в серии концертных программ последних лет. Подробно охарактеризованы произведения: монодрама «Покрывало Пенелопы» для сопрано и камерного ансамбля на тексты из Гомера и Джойса (2007), Концерт для басовой флейты с оркестром (2012) по романтической сказке Э. А. Гофмана «Крошка Цахес» и песня-сценка «Словно в сказке» для сопрано, скрипки и фортепиано Н. Хрущевой. Творчество А. Танонова характеризуется последними сочинениями: «Симфония № 1» (2013) и «Легенда о двойнике: история одного вампира» (2013).
Ключевые слова: молодое поколение, петербургская композиторская школа, «Покрывало Пенелопы» Н. Хрущевой, симфоническое творчество, «Симфония № 1» А. Танонова
Raisa N. Slonimskaya New names - new search: composers Nastasya Khruscheva, Anton Tanonov
The problem of the work of modern Saint-Petersburg composers is stated in the article. Creative production of young composers of Saint-Petersburg school of composition - Nastasya Khruscheva and Anton Tanonov - is represented. A reader gets acquainted with their work that was introduced in a series of last time concert programs. Several pieces are characterized in details: monodrama «Cover of Penelopa» for soprano and chamber ensemble on the texts by Homer and Joyce (2007), Concert for bass flute and orchestra (2012) on the romantic fairy-tale «Little Zaches» by E. A. Hoffman and song-scene «As in a fairy-tale» for soprano, violin and piano - all pieces by N. Khruscheva. Tanonov's work is characterized with his last compositions: Symphony No. 1 (2013) and «Legend about a twin. Story of a ghoul» (2013).
Keywords: the younger generation, Petersburg school of composition, «Cover of Penelopa» by N. Khruscheva, symphonic work, Symphony No. 1 by A. Tanonov
Все чаще в различных публикациях - статьях, книгах - высказывается мысль о том, что иссякла отечественная композиторская «жила»1. Это утверждение опирается на то, что, дескать, лишь раньше на музыкальный Олимп ярко восходили новые имена, самобытные композиторские индивидуальности.
Да, действительно, двадцатилетний М. А. Балакирев, приехав в Петербург в середине XIX в., уже к началу 1870-х гг. открыл миру трех гениев русской музыки - Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Несколько позже Н. А. Римский-Корсаков преумножил его начинания, воспитав плеяду новых композиторских имен: от А. Лядова и А. Глазунова до И. Стравинского и С. Прокофьева. Уже в 1920-е гг. его ученики Н. Мясковский и В. Щербачев в Московской и Петербургской консерваториях создали творческую атмосферу и способствовали формированию индивидуальности Д. Шостаковича и Г. Попова. А их ученики и последователи в 1960-е гг. стимулировали поиск композиторов «Новой фольклорной волны» и послевоенного отечественного авангарда. А что же сейчас? Об-
ратимся к двум разным композиторским индивидуальностям последней генерации композиторской школы С. М. Слонимского2.
Настасья Хрущева пишет много, охотно экспериментирует в самых различных сферах, раскрывая грани таланта в самых непредсказуемых направлениях3. Она мыслит и живет музыкальными звуками, переплавляя самые различные жизненные ситуации и литературные сюжеты в художественную форму, овладевая мастерством предшествующих поколений, расширяя арсенал современных выразительных средств.
Остановимся на крупных формах автора. Смелое овладение симфоническими и камерными жанрами позволило Н. Хрущевой завершить работу над тремя инструментальными концертами. В последнем Концерте для басовой флейты с оркестром (2012) по романтической сказке Э. А. Гофмана «Крошка Цахес», премьера которого прозвучала с большим успехом летом 2012 г. в Михайловском театре, последовательно раскрываются перипетии героя инструментального театра4. Образ героя музыкальной сказки воплощен необычным и редко используемым в музыкаль-
ных произведениях инструментом - басовой флейтой. На протяжении всего повествования музыкального сюжета перед слушателем открываются невероятные перипетии главного героя пьесы. Автор руками исполнителя буквально на глазах у публики преобразует инструмент, создавая невероятные трансформации музыкального образа произведения. Нужен далеко недюжинный профессионализм исполнителя, чтобы справиться с этой виртуозной партией. Мастерство, изобретательность перевоплощения и огромный талант, с которым была исполнена партия бас-флейты Георгием Долговым, редкое сочетание необычного инструмента и яркого дара интерпретации тронули слушателей, которые не отпускали солиста со сцены. Различные метаморфозы Концерта раскрывали непредсказуемые повороты музыкального сюжета.
В двух предыдущих Концертах для скрипки (2010) и виолончели с оркестром (2008) автор оригинально осваивает классические принципы жанра, смело включает элементы современного инструментального письма. Во всех трех концертах прослушивается приверженность композитора к поиску и находкам в музыкальной форме произведения. Органичность, театральность, изобретательность музыкальной драматургии открываются практически во всех произведениях молодого автора, которые были представлены публике в концертах последнего сезона. Н. Хрущева тесно сотрудничает со своими сверстниками, молодыми режиссерами во главе с Валерием Фокиным в написании музыки к спектаклю «Невский проспект» (2013). Премьера этого спектакля недавно успешно прошла на новой сцене Александринского театра. В этом же году Н. Хрущева написала музыку к спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда», премьера которого прошла в Приюте комедианта «Этюд-театр» (режиссер Дмитрий Егоров).
Стало традицией, и пристрастный слушатель это знает, что всякая музыкальная премьера Н. Хрущевой таит в себе авторскую изюминку, загадку, которая оправдывает их ожидания в процессе исполнения сочинения, будь то развернутое симфоническое полотно, камерное инструментальное или вокальное произведение. Так, недавно прозвучала песня-сценка «Словно в сказке» для сопрано, скрипки и фортепиано в премьерном концерте фестиваля «Три века романса» в Малом зале филармонии (29. 06. 2013). До боли знакомые бытовые интонации поданы автором песни и великолепным исполнительским ансамблем в непредсказуемой музыкальной композиции. Это экспериментальное произведение также синтезирует черты различных жанров - песни, романса, моно-сцены,
где героями становятся все присутствующие на сцене исполнители (вокалистка Е. Иготти, чтец, автор текста И. Соколов, скрипачка А. Коробки-на и пианистка - автор музыки). Певица и чтец наперебой пересказывают не только смысл сюжета, но и подтекст, а скрипка и рояль в ансамбле провоцируют интригу или же противоречат друг другу, иногда соглашаются, вторят главным персонажам каждый на свой лад, переиначивая содержание произведения. В целом возникает некий гротесковый эффект, абсурд, контраст представляемого и услышанного.
Театральность сюжета произведения зримо воспринимается и в монодраме «Покрывало Пенелопы» для сопрано и камерного ансамбля на тексты из Гомера и Джойса (2007). Исполнение его также поражает высокой степенью вдохновения и артистизма, представленного в трио Е. Иготти (сопрано), А. Коробкина (скрипка), Н. Хрущева (фортепиано). Жанр произведения трансформируется в процессе исполнения. Мы слышим то моно-оперу в экспрессии действия, то камерную кантату, то древнегреческую трагедию в статике и предрешенности неизбежного. В этом произведении органично сочетается традиция опер-микст И. Стравинского и экспрессия опер А. Шенберга и Р. Штрауса. Казалось бы, парадокс, сочетание несочетаемого! Но, в воссоздании образа жены Одиссея, плетущей и расплетающей свое покрывало Пенелопы в ожидании суженого, автором органично найден альянс различных музыкальных средств выразительности. Последовательно используется додека-фонная техника. Инверсии серии в музыкальной ткани создают эффект плетения покрывала как лирического, чувственного томления героини. Изысканная фактура произведения сочетает строгие полифонические приемы и экстатические импровизационно-текстуальные реплики. Создается ощущение едва уловимой грани между чувственно воображаемым и реально существующим. Развитие музыки уподобляется плетению покрывала-времени. Атмосфера бесконечности или безвременья погружает слушателя в воображаемую глубину древности и современную реальность бытия.
Подобная тщательность композиторской работы, точная продуманность замысла произведения говорят не только о профессиональном отношении автора, но, прежде всего, о высокой степени таланта и творческой добросовестности состоявшегося музыканта-художника. Каждое ее произведение захватывает глубоким проникновением в предлагаемую тему, отмечено универсальностью прочтения творца-художника. Настасья Хрущева - прекрасная исполнительница, пианистка, тонкий исследователь музыкальных
Новые имена - новые поиски: компози торы Настасья Хрущева, Антон Танонов
артефактов. Ее концертные выступления всегда вдохновлены живой музыкальностью как в интерпретации своих сочинений, так и в прочтении классических и современных произведений. Одухотворенное исполнительство и научная эрудиция усиливают природную творческую одаренность изобретательного композитора.
Творчество А. Танонова, композитора-ма-стера последней генерации школы Слонимского, отмечено не только большим количество зрелых сочинений, но и богатством фантазии, обилием разнообразных жанровых и сюжетных композиций. Он старше Н. Хрущевой на десять лет, он также находится в постоянном творческом поиске, экспериментируя в ином стилевом поле. Сфера интересов и поиска Антона Танонова лежит на пути синтеза современных классических и бытовых жанров, преломляемых в ультраэкспериментальных, связанных с компьютерными технологиями средств музыкальной выразительности. Перу художника подвластны все современные стилевые тенденции, новые технические выразительные средства. При всей широте его интересов, тонком и изобретательном вкусе, есть пристрастия, симпатии и предпочтения в избрании тем и сюжетов.
В творческом портфеле композитора более сорока сочинений, написанных в самых различных жанрах. Обратим внимание на тематическую избирательность в списке его сочинений! Опера «Вий» по повести Н. В. Гоголя (2005) и несколько позже - рок-мюзикл (2009) на тот же сюжет. Балеты «Шакунтала и Душьян-та» (2008) и «Похороны сардинки» по мотивам старинной испанской церемонии (2011). Более десятка произведений для симфонического оркестра, в том числе Симфония № 1 (2013) и Симфониетта (2000), три концерта для фортепиано, альта, синтезатора с оркестром (2010/2011, 2008 и 2012). Ряд программных сочинений, в том числе «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2002/2009), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфоническая картина «Псковский Кром» (2012). Музыка для хора, целый ряд камерных, вокальных сочинений, а также музыка к шести кинофильмам, последний из которых «Шутки ангела» (режиссер Е. Аксенов, 2013) получил гран-при кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Вот далеко неполный перечень его работ. А ведь впереди молодого мастера ждут пути-открытия.
Остановимся на наиболее показательном сочинении композитора, в котором нашли удачное сочетание обозначенные сферы поиска творца. В Симфонии № 1 органично со-
единены симфоническое развитие европейской классической симфонии, традиционные принципы подачи тематического материала с легко воспринимаемыми слухом четырехтактными квадратами роковых мелодий, бытующих интонаций и блюзовых метроритмов. Все это трансформировано в ультрасовременном оркестровом письме. Показательны авторские ремарки в партитуре, «с ударом открытой ладонью по снятому мундштуку медных духовых» или «мультифонные аккорды в высоком регистре» деревянных духовых инструментов. Программа Симфонии ясна и проста: I часть - «Песня», II часть - «Лабиринт», III - «Детский марш» и IV - «In Techno». Жанровое чередование песни, вечного движения, гротескного марша и «тех-но-индустрийного натиска» в духе урбанистических экспериментов композиторов 20-х гг. ХХ в. органично вплетаются в композиции целого, передавая современный темпо-ритм жизни. Но здесь они поданы в гиперболической форме, мощно захватывающей своим металлическим голосом и сметающей на своем пути все живое, хрупкое. Танцевальное начало сохраняется на протяжении всей Симфонии, несмотря на смену жанра. Внимание слушателя погружается в стихийный вихрь повествования. Ясность музыкальной формы всего цикла, в которой преобладает замкнутая трехчастность каждой части и, казалось бы, нарочито подчеркнутая четырехтактность, квадратность легко запоминающихся мелодических попевок, завораживающе подводят все движение к короткой финальной коде. При сквозном развитии тема-тизма в цикле ясно прослеживаются черты симфонической сюиты. Особенно это проявляется в чередовании быстро-медленных темпов, смене песенных и танцевальных ритмов, в нарочитой парности частей: песня - медленно, танец - быстро, скерцо - марш - медленно, живо, танец (perpetuum mobile) - быстро. Можно подробно проанализировать это увлекательное и яркое произведение.
Отметим премьеру самого последнего из исполненных произведений А. Танонова - «Легенда о двойнике: история одного вампира» (2013), которая состоялась в рамках фестиваля «Три века романса» в Малом зале филармонии (29. 06. 2013). Это вокально-симфоническое сочинение с участием бэк-вокала, развернутой вокальной партией тенора своеобразно сочетает тонкую аранжировку песен Ф. Шуберта и оригинальные, современные по стилю, песни А. Танонова. Сольную партию великолепно исполнил австрийский тенор Александр Каймбухер5.
Вернемся к поставленному в начале статьи вопросу и подытожим наши рассуждения. По-
знакомившись со столь разными молодыми, ищущими музыкальными мыслителями, которые развивают благородные традиции отечественной культуры, можно с уверенностью заключить, что современный слушатель, ученый, критик не только открывают новые, яркие имена, но и новые, увлекательные поиски молодых. Пусть же дальше развиваются и множатся музыкальные мысли, золотой источник которых неисчерпаем, как и сама жизнь!
Примечания
1 «Мы слышим о распаде концепции произведения в его классическом понимании, о преодолении музыкальной наукой „классикоцентризма" и „опусоцентризма"» (Гребне-ва И. В. Concerto Primaverile С. Слонимского: актуальность традиции // От русского Серебряного века к Новому ренессансу: сб. ст. по материалам Междунар. форума, 4-7 апр. 2013 г. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. С. 96). См. также:
Мартынов В. И. Конец времени композиторов / послесл. Т. Чередниченко. М.: Рус. путь, 2002. 296 с.; Коробова А. Теория жанров в музыкальной науке: ист. и современность. М., 2007. С. 131, 128.
2 См.: Слонимская Р. Н. Композиторская школа С. Слонимского: за и против традиции // От русского Серебряного века к Новому ренессансу. С. 113-123.
3 Настасья Хрущева, композитор, пианистка, окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию в 2010 г., аспирантуру 2013 г. по классу композиции С. М. Слонимского; завершила работу над диссертационным исследованием под руководством Н. И. Дегтяревой.
4 Премьера Концерта «Цахес» состоялась в Петербурге 9, 10 июля 2012 г. на сцене Михайловского театра в исполнении Симфонического оркестра Михайловского театра, дирижер А. Богорад, солист Г. Долгов (бас-флейта).
5 Копий Е. Ф. Шуберт - А. Танонов. «Легенда о двойнике: история одного вампира» // Музыка в заметках: электрон. изд. / проект Е. Копий. 2011-2014. URL: http: // musnotes. com (дата обращения: 09. 04. 2014).